Семья в романе Л. Н. Толстого « Война и мир ».
Тема : Семья в романе Л. Н. Толстого « Война и мир ».
Цель: создать содержательные и организационные условия для развития умений логически правильного, доказательного, аргументированного анализа прочитанного художественного произведения
Задачи: обучающие:
-
помочь учащимся осознать социальную, практическую и личную значимость учебного материала;
-
показать сходство и контраст как основные идейно-художественные принципы повествования у Л. Н. Толстого;
ориентированные на развитие личности учащихся:
-
способствовать развитию умений учащихся устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи;
-
содействовать развитию у учащихся углубленной работы по осмыслению прочитанного;
-
используя содержание урока, способствовать нравственному совершенствованию учащихся, формировать желание строить будущие семьи по толстовскому принципу.
воспитательные:
-
создать условия для нравственного совершенствования учащихся.
Оборудование урока: компьютер, слайды, фрагменты текста,
звуковое сопровождение
Оформление урока: портрет Толстого, эпиграф: «Родительский дом –
начало начал, ты в сердце моем надежный
причал».
( Н. Добронравов)
Ход урока:
Учитель . Вступительное слово: Л.Н.Толстой постоянно находился в неустанном поиске истины, он считал: «Чтобы жить честно, надо путаться, биться, опять начинать и бросать… И вечно бороться и мучиться». Что дурно? Что хорошо? Для чего жить и что такое я? На эти вечные вопросы каждый должен ответить сам. Тонкий исследователь человеческой души, Толстой утверждал, что «люди, как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то
узкая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая».
-
Как вы думаете, что дало основание Льву Н. Толстому для такого выражения?
Что сегодня будет предметом нашего разговора на уроке?
(Толстовский идеал семьи. Нам предстоит сегодня разобраться, какую же семейную жизнь Л. Толстой считает «настоящей»).
Учитель : Да, сегодня мы поговорим о семье. Что значит она в жизни человека? По-моему, все. Вслушайтесь в это слово: «семь я». В семье люди настолько близки друг другу, что ощущают себя единым целым, все члены ее
духовно связаны между собой. Семья - это тот маленький мир, в котором формируется характер человека, его жизненные принципы.
Мы с вами изучали дневники писателя, в которых он много философствует.
-
Скажите, какие мысли о семье мы находим у Толстого-философа?
( О многом писал в своих дневниках Л.Толстой: о жизни, о предназначении человека, о семье.
( «Желание к учебе, любознательность детей надо поощрять в раннем возрасте».
«Необходимо как можно раньше научить ребенка в семье довольствоваться малым.
Сделать нормой жизни принцип «больше давать, чем брать»).
-
Как строится «мысль семейная» у Толстого-писателя в романе «Война и мир»?
Учитель : Мы знакомимся с семейными гнездами Ростовых, Курагиных, Безуховых, Болконских. Вы, прочитав страницы романа, побывали в гостях у этих семей. И нам предстоит сегодня разобраться, какую же семейную жизнь Толстой считает «настоящей». Остановимся с вами на трех семьях: Ростовы, Болконские, Курагины.
Работа с фрагментами текста.
-
С чего начинается 1часть 2 тома?
( В начале 1806 года Николай Ростов ехал с войны домой в отпуск).
-
Каким желанием охвачен Николай?
( Ему не терпится скорее попасть домой, он так соскучился по своей семье. Все здесь знакомо до боли: «карниз с отбитой штукатуркой, крыльцо, тротуарный столб. Он на ходу выскочил и побежал в сени…» (Прочитать текст).
-
Вспомните, где мы впервые встречаемся с семейством Ростовых?
( Первый раз семья Ростовых встретилась читателю на именинах графини).
СЛАЙД № 1
-
Расскажите о родителях, об их взаимоотношениях с детьми.
-
Кто, на ваш взгляд, является ярким представителем семейства Ростовых?
( Рассказ о Наташе).
Учитель: Итак, семья Ростовых живет больше чувствами, чем головой. Хорошие они люди. Я не ошибусь, если скажу, что каждый из нас был бы счастлив, живя в такой семье. СЛАЙД №2
А теперь погостим немного у Болконских, в Лысых горах. Ничто не может изменить спокойной размеренной жизни старого княжеского дома в Лысых горах. «В те же часы по аллеям прогулки…» «И как всегда, рано утром величественный маленький старик в бархатной шубке с собольим воротником и такой же шапке выходит гулять по свежему снегу. Он стар, он заслужил этот покой, эту размеренную жизнь. Но не о покое думает этот старый человек.
-
О чем же размышляет князь Николай Болконский? О чем болит его душа?
-
Что старый Болконский дал своим детям?
-
Какими вы видите Болконских в момент рождения сына Лизы и князя Андрея?
( Работа с текстом. (Листки на партах).
-
Обратите внимание на этику взаимоотношений членов семей.
-
Сопоставьте взаимоотношения родителей и детей у Ростовых и Болконских.
-
Какой художественный принцип для повествования об этих семейных гнездах избирает Л.Н. Толстой? ( Принцип сходства).
Учитель : На фоне характеристик Ростовых и Болконских контрастом прозвучат взаимоотношения в семье Курагиных.
СЛАЙД №3 (я)
Князь Василий сказал о своих детях, что они «обуза существования» для него.
-
Как это высказывание характеризует князя?
-
А каково значение этого слова в толковом словаре?
СЛАЙД №4
( Обуза – тягость, тягота, бремя, гнет, тяжкая обязанность.
Владимир Даль. Словарь живого великорусского языка. Москва «Издательство иностранных и национальных словарей», 1956 год).
-
Какова общая атмосфера в семье?
Учитель : Писатель в данном случае показывает семью такой, какой она не должна быть. Их душевную черствость, подлость души, эгоизм. Толстой клеймит Курагиных словами Пьера: «Где вы – там разврат и зло».
Писатель еще раз доказывает свою мысль: нет нравственного стержня в родителях – не будет его и в детях. Пример тому – семья Василия Курагина. Л. Толстой ни разу не называет Курагиных семьей. Уже одно это говорит о многом. Здесь все подчинено корысти, материальной выгоде.
Итак, ребята, мы познакомились с представителями трех семей, увидели их взаимоотношения между собой. У вас сложилась целостная картина о каждой семье.
-
Определите одним словом главный стержень каждой семьи.
СЛАЙД №5
( Семья Ростовых – любовь, открытость души.
Семья Болконских – порядочность, гордость, патриотизм.
Семья Курагиных – расчет, зло).
-
Мною было дано индивидуальное творческое задание: составить визитную карточку каждой семьи. Слушаем учеников.
СЛАЙД №6
( Ростовы – кто к нам ходит, делает нам приятное.
Болконские – порядок, следование традициям и устоям, сдержанность – вот наш принцип жизни.
Курагины - нам приятны только те, кто нам нужен).
-
Согласны вы с такими утверждениями?
Учитель: Так какую же семейную жизнь Лев Толстой считает « настоящей»?
Учитель : Да, для писателя семья была на первом месте.
« Родительский дом – начало начал, ты в сердце моем надежный причал».
-
А сейчас, ребята, небольшая эмоциональная пауза.
СЛАЙД №7
(Звучит песня Л. Лещенко «Родительский дом» , сл. Н. Добронравова)
-
Как вы считаете, «мысль семейная», поднятая в романе, современна в наше время? Стоит ли о ней говорить сегодня?
(Да, стоит. Семья, родные люди – это самое главное в жизни человека. Семья должна поддерживать человека в трудную минуту, помочь разобраться в себе. Настоящая семья должна формировать в человеке только добрые чувства.
Полноценное семейное воспитание так необходимо всем нам. Именно поэтому 2008 год назван годом семьи).
Задавание домашнего задания: 1) Написать сочинение-миниатюру «Моя
будущая семья»;
2) к сочинению - « Мысль семейная» в
романе «Война и мир» подобрать
эпиграф, составить тезисный план.
Заключение урока: 1). Оценки учащимся, комментирование.
Вывод: ребята, что вы взяли для себя с этого урока?
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»