Педагогический совет учителей начальных классов "Особенности возрастного развития учащихся младшего школьного возраста"
Тип материала: другое, конкурсная работа (Всероссийский конкурс научно-практических материалов “Педагогический менеджмент”)
просмотров: 2844
Коляда Елена Владимировна
высшая квалификационная категория
г. Ярцево, Смоленская область
МБОУЯСОШ№4
учитель начальных классов, руководитель ШМО учителей начальных классов
Тема педагогического совета учителей начальных классов «Особенности возрастного развития учащихся младшего школьного возраста» I. Предварительная подготовка педагогического совета.
Педагогический совет на заданную тему предполагает большой объём предварительной исследовательской работы по оценки работы школы в сфере обучения и воспитания, учитывая особенности младшего возраста учащихся. Для этого необходимо проанализировать несколько модулей информации:
· соблюдение норм и требований СанПина;
· новообразование возраста учащихся;
· ведущие мотивы поведения в деятельности; стратегии педагога в организации воспитания и обучения детей младшего школьного возраста
На основе такого комплексного исследования представляется интегральное комплексное заключение.
Далее приводится название используемых диагностических методик, социологических опросов для оценки возрастного развития учащихся:
· Психодиагностический комплект методик, используемых для проведения углубленного психологического обследования детей в возрасте от3до12 лет (Н.Я.Семаго, М.М.Семаго)
-Тест тревожности (Р.Тэммл, В. Дорки, В. Амен)
-Методика по изучению учебной мотивации «Что мне нравится в школе?» (Н.Г.Лусканова)
-Схема экспертной оценки адаптации ребенка к школе (О.Л.Соколова, О.В.Сорокина, В.И.Чирков)
· Методики по выявлению интеллектуального уровня, развития познавательной сферы и состояния эмоционально – волевой сферы:
-Кодирование геометрических фигур (Пьерон- Рузер);
-Корректурная проба (Бурдон);
-Заучивание 10 слов (А.Р.Лурия);
-Определения кратковременной памяти, типа памяти;
-Простые аналогии;
-Сложные аналогии;
-Сравнение понятий;
-Выделение существенных признаков (Опубликованы в книгах «Психологическое изучение школьника» Авт.В.С.Ивашкин, В.В.Онуфриева и «Диагностика познавательной сферы» Авт.Т.Г.Богданова, Т.В.Корнилова)
· Изучение мотивационных предпочтений:
-Три желания;
-Цветик-семицветик;
-Волшебная палочка (Материалы для изучения учащихся начальной школы)
· Социометрия (Дж. Морено)
· Тест школьной тревожности (Т.Филлипс)
· Методика определения уровня тревожности (Ч.Д.Спилбергер (адаптация Ю.Л.Ханина))
· Цветовой тест по определению эмоционального состояния человека (М.Люшер)
· Краткий тест творческого мышления (П. Торренс. Адаптация Е.И. Щеблановой и И.С. Авериной)
· Личностный опросник (Р. Кеттелл)
На этапе предварительной подготовки определяются проблема, тема, цель, задачи педагогического совета, ожидаемые результаты, форма проведения и его функции.
Направленность педагогического совета:
Решение противоречия между интенсивными условиями учёбы и труда и особенностями возрастного развития учащихся.
Цель педагогического совета:
Изменение уклада школы с пользой для учащихся, учитывая особенности их возрастного развития.
Задачи педагогического совета:
· Ориентировочная оценка работы школы с точки зрения развития учащихся, учитывая их психологические особенности.
· Определение условий развития учащихся в школе.
· Обеспечение педагогов информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих обучать и воспитывать учащихся, учитывая особенности их возраста.
· Мотивация педагогического коллектива школы к решению задач развития учащихся с особенностями их возраста.
Ожидаемый результат.
· Создание основ для методологического и технологического моделирования различных видов деятельности, направленных на развитие учащихся младших классов в школе.
· Создание собственного проекта школы, содействующего обучению и воспитанию подрастающего поколения с учётом их психического развития.
· Формирование критического мышления всех участников образовательного процесса по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на учёт возрастных особенностей учащихся младших классов при обучении и воспитании.
Форма педагогического совета:работа проблемных групп.
Функции: проектировочная, организационно-управленческая.
За две недели до заседания педагогического совета необходимо разделить педагогов на 3 группы.
Каждая группа выбирает своего руководителя на заседании педагогического совета.
II. Оформление и техническое оснащение заседания педагогического совета.
Эпиграф к педагогическому совету
Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой
Михаил Аркадьевич Светлов Аудиторию необходимо оборудовать мультимедийным оборудованием для демонстрации презентации педагогического совета, в которой представлены тема педсовета, цели, задачи, результаты комплексного исследования работы школы по вопросам развития учащихся, связанное с возрастными особенностями; технические задания для проблемных групп; проект решение педагогического совета.
III. Ход заседания педагогического совета
1.Краткое выступление психолога школы.
1) Предлагается педагогам заполнить анкету.
Анкета « Знания учителей начальных классов об особенностях развития учащихся младшего школьного возраста»
№п/п |
Вопрос |
Мнение до семинара |
Мнение после семинара |
1. |
Новообразования возраста | | |
2. |
Ведущие мотивы поведения | | |
3. |
Ведущие мотивы деятельности | | |
4. |
Кризис 7 лет. | | |
5. |
Стратегии педагога в обучении и воспитании | | |
2) Несколько слов о развитии личности.
Развитие личности человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления.
Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. Многие известные педагоги (Коменский Я.А., Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, а позже А. Дистервег, Ушинский К. Д., Толстой Л.Н. и другие) обращали внимание на необходимость глубокого изучения возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения и воспитания.
Обратимся к характеристике развития, обучения и воспитания учащихся различных возрастов, акцентируя внимание, во-первых, на их анатомо-физиологическом развитии, во-вторых, на совершенствовании психики и познавательной деятельности, и, в-третьих, на особенностях их поведения.
2. Краткое сообщение заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе по теме педсовета.
Объявляется тема педсовета, его цели и задачи, ожидаемые результаты. Педагогический коллектив информируется о результатах комплексного исследования по оценке работы школы в сфере обучения и воспитания учащихся младших классов. Выявляется основное противоречие, выявленное в ходе комплексного исследования. После этого участники договариваются об основных понятиях, которые используются в ходе заседания педагогического совета по данной проблеме.
2. Работа проблемных групп.
Работа проблемных групп определяется специальным техническим заданием, которое включает минимальный набор вопросов и дополнительные материалы для каждой группы. Групповая работа продолжается 40 минут.
Ориентируясь на полученные результаты исследования, цель педагогического совета, группа разработчиков выделила следующие основные проблемы, содержание которых будет проработано на заседании:
Проблемная группа № 1 «Младший школьный возраст. Новообразования возраста»
Проблемная группа №2 «Младший школьный возраст. Ведущие мотивы поведения».
Проблемная группа №3 «Младший школьный возраст. Ведущие мотивы деятельности»
Аналитическая группа «Стратегии педагога в организации воспитания ребёнка младшего школьного возраста.
Проблемная группа №1 «Младший школьный возраст. Новообразования возраста».
Уважаемые педагоги, все вы знаете, что младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. Важными особенностями характеризуется их физическое развитие. К этому времени в основном заканчивается окостенение черепа головы, закрываются роднички, оформляются черепные швы и продолжается упрочение скелета в целом. Однако развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых костей находятся в стадии большой интенсивности.
Существенной особенностью младших школьников является усиленный рост мускулатуры, увеличение массы мышц и значительный прирост мышечной силы. Антропометрические исследования показывают, что дети-семилетки в состоянии поднять правой рукой от 9 до 12 кг, а десятилетние ребята поднимают 16-19 кг. Повышением мышечной силы и общим развитием двигательного аппарата обусловливается большая подвижность младших школьников, их стремление к беганию, прыжкам, лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной и той же позе.
К новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, восприятие, воля, мышление.
Память. В этом возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Хорошо развивается механическая память, немного отстает в своем развитии опосредованная и логическая память. Это связано с тем, что данные виды памяти в учебной, трудовой, игровой деятельности не востребованы и ребенку хватает механической памяти. Идет интенсивное формирование приемов запоминания: от наиболее примитивных (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) до группировки и осмысления связей разных частей материала.
Восприятие. Происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за предметом или объектом. В начале данного периода восприятие еще не дифференцировано, поэтому ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры.
Если на начальном этапе обучения у ребенка преобладает анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста развивается восприятие синтезирующее. Он может устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это хорошо видно на следующем примере. Когда детей просили рассказать, что нарисовано на картине, то дети от 2 до 5 лет перечисляли изображенные на ней предметы, от 6 до 9 лет – описывали картину, а ребенок старше 9 лет давал свою интерпретацию увиденному.
Воля. Учебная деятельность способствует развитию воли, так как учение всегда требует внутренней дисциплины. У ребенка начинает развиваться способность к самоорганизации, он осваивает приемы планирования, повышаются самоконтроль и самооценка. Формируется способность сосредоточиваться на не интересных вещах.
Существенные изменения в этом возрасте происходят в области мышления. Познавательная активность ребенка младшего школьного возрасте очень высокая. Это выражается в том, что он задает много вопросов и интересуется всем: какой глубины океан, как там дышат животные и т. д.
Ребенок стремится к знаниям. Он учится оперировать ими, представлять ситуации и при необходимости пытается найти выход из той или иной ситуации. Ребенок уже может представлять ситуацию и действовать в ней в своем воображении. Такое мышление называется наглядно-образным. Это основной вид мышления в данном возрасте. Ребенок может мыслить и логически, но, поскольку обучение в младших классах успешно идет только на основе принципа наглядности, этот вид мышления пока необходим.
В начале младшего школьного возраста мышление отличается эгоцентризмом – особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного определения некоторых проблемных моментов.
Процесс обучения в младших классах направлен на активное развитие словесно-логического мышления. Первые два года в процессе обучения преобладают наглядные образцы учебного материала, но постепенно их использование сокращается. Таким образом, наглядно-образное мышление сменяется мышлением словесно-логическим.
Уже в конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия между детьми: одни – «теоретики» или «мыслители», которые легко решают задачи в словесном плане; другие – «практики», им нужна опора на наглядность и практические действия; у «художников» хорошо развито образное мышление. У многих детей эти виды мышления развиты одинаково.
В младшем школьном возрасте начинает развиваться теоретическое мышление, ведущее к перестройке всех психических процессов, и, как говорил Д.Б. Эльконин: «память становится мыслящей, а восприятие думающим». Важным условием для развития теоретического мышления является формирование научных понятий и применение их на практике. Это можно проиллюстрировать на следующем примере. Детям дошкольного и школьного возраста задавали вопрос: «Что такое плод?» Дошкольники говорили, что это то, что едят и что растет, а школьники отвечали, что плод – это часть растения, содержащее семя.
Теоретическое мышление позволяет решать задачи, основываясь на внутренних признаках, существенных свойствах и отношениях. Развитие теоретического мышления зависит от типа обучения, т. е. от того, как и чему ребенка учат.
Если использовать структурные единицы теоретического обобщения в процессе обучения, то теоретическое мышление будет активно развиваться и к концу младшего школьного возраста полностью сформируется.
В процессе школьного обучения происходит усвоение и обобщение знаний и умений, формируются интеллектуальные операции. Таким образом, в младшем школьном возрасте идет активное интеллектуальное развитие.
К концу младшего школьного возраста формируются элементы трудовой, художественной, общественно-полезной деятельности и создаются предпосылки к развитию чувства взрослости.
Технические задания:
1. Обсудите в группе следующие вопросы:
· Как вы думаете, достаточно ли компетентны педагоги нашей школы в вопросах психического развития младших школьников? В чём причины?
· Какие неблагоприятные условия могут привести к отклонениям физического развития учащихся от возрастной нормы.
· Какие виды деятельности необходимо практиковать на занятиях и во внеурочное время для успешного развития у учащихсямышечной силы и двигательного аппарата.
· Для чего необходимо учитывать особенности и возрастные возможности ребят? Какие стороны учебно-воспитательного процесса имеют в этом отношении определяющее значение?
· Для чего в процессе обучения необходимо обращать внимание на формирование у школьников точности восприятия предметов и явлений?
· Как предотвратить механическое запоминание материала младшими школьниками?
· Приведите примеры, как развивать аналитико-синтетическое мышление при изучении учащимися нового материала.
2. Предложите:
· Пути повышения качества знаний учитывая психологические особенности младшего школьного возраста.
Проблемная группа №2 «Младший школьный возраст. Ведущие мотивы поведения».
Существенным фактором развития психики младших школьников является связанное с развитием мозга совершенствование их нервной системы. Развитие головного мозга у младших школьников проявляется как в увеличении его веса, так и в изменении структурных связей между нейронами (нервными клетками). К концу младшего школьного возраста вес мозга достигает 1400-1500 граммов и приближается к весу мозга взрослого человека, при этом относительно быстрее других частей развиваются его лобные доли. Совершенствуются также периферические нервные ответвления. Все это создает биологические предпосылки для развития нервно-психической деятельности ребят. У них усиливается контроль сознания над поведением, развиваются элементы волевых процессов. Отмечается также функциональное развитие мозга и, в частности, его аналитико-синтетические функции. Происходят сдвиги во взаимоотношениях процессов возбуждения и торможения: процессы торможения усиливаются, однако по-прежнему преобладающим в поведении остается возбуждение.
Заметным своеобразием отличается нравственное развитие младших школьников. В их моральном сознании преобладают главным образом императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Их моральное сознание фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения они исходят главным образом из того, чего не надо делать. Самосознание и самоанализ у младших школьников находятся на низком уровне.
Личностное развитие и появление самосознания в дошкольном возрасте становятся причинами кризиса семи лет. Основные признаки этого кризиса:
1) потеря непосредственности. В момент возникновения желания и осуществления действия возникает переживание, смысл которого состоит в том, какое значение это действие будет иметь для ребенка;
2) манерничанье. У ребенка появляются тайны, он начинает что-либо скрывать от взрослых, строить из себя умного, строгого и т. д.;
3) симптом «горькой конфеты». Когда ребенку, плохо он старается этого не показывать.
Появление данных признаков ведет к трудностям в общении со взрослыми, ребенок замыкается, становится неуправляемым.
В основе этих проблем лежат переживания, с их появлением связано возникновение внутренней жизни ребенка. Становление внутренней жизни, жизни переживаний – очень важный момент, так как теперь ориентация поведения будет преломляться через личные переживания ребенка. Кризис семи лет влечет за собой переход к новой социальной ситуации, которая требует нового содержания отношений. Ребенку необходимо вступить в отношения с людьми, осуществляющими новую для него, обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. Прежние социальные отношения (детский сад и др.) уже исчерпали себя, поэтому он стремится скорее пойти в школу и вступить в новые социальные отношения. Но, несмотря на желание идти в школу, не все дети готовы к обучению. Это показали наблюдения за первыми днями пребывания ребенка в стенах данного учреждения.
От того, когда ребенок пойдет в школу, насколько он готов к обучению, будет зависеть течение кризиса. Если ребенок придет в школу поздно (7,3–8 лет), то ему придется пройти через следующие фазы.
1. Докритическая фаза. Игра уже не интересует ребенка так, как раньше, она отходит на второй план. Он старается внести изменения в игру, возникает стремление к продуктивной, значимой, оцениваемой взрослыми деятельности. У ребенка начинает появляться субъективное желание стать взрослым.
2.Критическая фаза. Так как ребенок субъективно и объективно готов к обучению в школе, а формальный переход запаздывает, то у него возникает неудовлетворенность своим положением, он начинает испытывать эмоционально-личностный дискомфорт, в поведении появляется негативная симптоматика, направленная в первую очередь на родителей.
3. Посткритическая фаза. Когда ребенок приходит в школу, его эмоциональное состояние стабилизируется и восстанавливается внутренний комфорт.
У детей, пришедших в школу рано (6–6,3 года), отмечаются следующие фазы.
1. Ребенка на данном этапе больше занимает не учеба, а игра, пока она остается его ведущей деятельностью. Поэтому у него могут быть лишь субъективные предпосылки для учения в школе, а объективные еще не сформированы.
2. Так как у ребенка еще не сформировались предпосылки для перехода от игровой деятельности к учебной, он продолжает играть и на уроке, и дома, что приводит к возникновению проблем в учебе и поведении. Ребенок испытывает неудовлетворенность своим общественным положением, переживает эмоционально-личностный дискомфорт. Негативная симптоматика, появляющаяся в поведении, направлена против родителей и учителей.
3. Ребенку приходится параллельно, на равных условиях, осваивать учебную программу и желательную игровую деятельность. Если ему удается это сделать, то эмоционально-личностный комфорт восстанавливается и негативная симптоматика сглаживается. В противном случае негативные процессы, характерные для второй фазы, будут усиливаться.
Отставание в учебе у детей, рано пришедших в школу, может наблюдаться не только в первом классе, но и в последующих классах и привести к общей неуспеваемости ребенка в школе.
С началом обучения в школе у ребенка изменяются отношения с окружающими людьми. Несмотря на то, что он продолжает жить в том же доме, ходить по тем же улицам, жизнь его кардинально меняется. Свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинения определенным правилам. Родители начинают контролировать его: интересуются оценками и высказывают свое мнение по поводу них, проверяют домашние задания, составляют режим дня. Ребенку начинает казаться, что родители стали любить его меньше, потому что теперь их больше всего интересуют оценки. Это возлагает на него новую ответственность: ему приходится контролировать свои ситуативные импульсы, организовывать свою жизнь. В результате ребенок начинает испытывать чувство одиночества и отчуждения от близких.
Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребенка изменяется эмоциональное состояние, повышается психическая напряженность, что отражается как на физическом здоровье, так и на поведении.
Характер адаптации ребенка к новым условиям жизни и отношение к нему со стороны родных способствуют развитию чувства личности. Таким образом, младший школьный возраст характеризуется тем, что у ребенка появляется новый статус: он ученик и ответственный человек.
Технические задания:
1. Обсудите в группе следующие вопросы:
· Почему у детей младшего школьного возраста усиливается контроль сознания над поведением, развиваются элементы волевых процессов?
· Что, на ваш взгляд, может помешать развитию данного контроля?
· Объясните, почему младший школьник, замечая малейшие отклонения от установленных норм поведения, немедленно стремятся доложить о них учителю и не замечает собственных недочетов, некритически относятся к себе.
· Почему на момент поступления в школу одни дети проходят адаптацию сравнительно быстрее, чем другие?
· Знания о ведущих мотивах поведения младшего школьника – это проблема только учителей начальных классах или она должна быть изучена другими педагогами нашей школы?
Предложите:
· специальную педагогическую работу по развитие у учащихся навыков самосознания и самоанализа;
· формы работы с учащимися, испытывающими «кризис 7 лет»
Проблемная группа №3 «Младший школьный возраст. Ведущие мотивы деятельности»
Существенным фактором развития психики и познавательной деятельности младших школьников является связанное с развитием мозга совершенствование их нервной системы. Развитие головного мозга у младших школьников проявляется как в увеличении его веса, так и в изменении структурных связей между нейронами (нервными клетками). К концу младшего школьного возраста вес мозга достигает 1400-1500 граммов и приближается к весу мозга взрослого человека, при этом относительно быстрее других частей развиваются его лобные доли. Совершенствуются также периферические нервные ответвления. Интенсивное развитие нервно-психической деятельности, высокая возбудимость младших школьников, их подвижность и острое реагирование на внешние воздействия сопровождаются быстрым утомлением, что требует бережного отношения к их психике, умелого переключения их с одного вида деятельности на другой.
Важными особенностями характеризуется организация практической деятельности младших школьников. У младших школьников игра занимает заметное место, они начинают осознавать значение производительного труда, труда по самообслуживанию, помощи взрослым и стремятся к приобретению доступных для них трудовых умений и навыков. На начальных этапах – это совместная деятельность учителя и ученика. По аналогии с освоением предметных действий в раннем возрасте получается, что сначала все находится в «руках учителя» и он «действует руками ученика». Только в школьном возрасте деятельность осуществляется с идеальными объектами (числа, звуки), а «руками учителя» является его интеллект. Учебную деятельность можно сравнить с предметной, только в учебной деятельности предмет является теоретическим и идеальным, что ведет к проблемам в совместной деятельности во время учебного процесса. Но в процессе обучения происходит взаимодействие ребенка не только с учителем, но и друг с другом, которое также влияет на развитие учебной деятельности.
Развитая форма учебной деятельности есть такая форма, в которой субъект ставит перед собой задачи собственного изменения. Именно в этом и состоит цель обучения – изменить ученика.
Учебная деятельность связана с другими видами деятельности младших школьников – игровой и трудовой. В младшем школьном возрасте актуальность игры сохраняется, но в характере игровой деятельности происходят изменения. Возрастает значение игр с достижением известного результата (спортивные, интеллектуальные игры). В этом возрасте игра носит скрытый характер, т. е. происходит переход от игр в плане внешних действий к играм в плане воображения (игра-драматизация). Кроме того, игра начинает подчиняться учебной деятельности.
Тем не менее, для младшего школьника игра очень важна, поскольку позволяет сделать смысл вещей более явным. С помощью игры ребенок приближает к себе смысл этих вещей. В младшем школьном возрасте игра продолжает иметь хотя и вспомогательное, но все-таки существенное значение. Она позволяет ребенку овладеть высокими общественными мотивами поведения.
Учебная деятельность связана и с трудом. Участие детей в трудовой деятельности оказывает существенное влияние на процесс усвоение знаний. В труде общественный результат деятельности выступает в реальной предметной, вещественной форме, в трудовой деятельности более ощутима необходимость совместных усилий коллектива в достижении определенного результата. Задача учителя заключается не только в том, чтобы дать ребенку определенное количество знаний – нужно воспитать его в нравственном отношении. Перед школой стоит задача формирования нравственных качеств ребенка в ходе учебной деятельности. Важно развивать нравственное сознание ребят и обогащать их яркими нравственными представлениями по различным вопросам поведения. Следует умело использовать нравственные упражнения для выработки и закрепления у детей устойчивых форм поведения. Разъяснительная работа, не подкрепленная приучением и нравственными упражнениями, слабо влияет на улучшение поведения младших школьников. На воспитание и развитие младших школьников весьма большое влияние оказывает личность учителя, а также родителей и взрослых. Их чуткость, внимание и умение стимулировать и организовывать как коллективную, так и индивидуальную деятельность ребят и решающей мере определяет успех воспитания.
Техническиое задания:
1.Обсудите в группе следующие вопросы:
· Какие виды деятельности присущи младшему школьному возрасту?
· Почему необходимо бережно относиться к психике детей, уметь правильно переключать их с одного вида деятельности на другой.
· Что мешает использовать различные виды деятельности на уроках и во внеурочное время?
2.Приведите примеры:
· разного вида деятельности на 2-3 уроках в 1и 4 классах;
· связи учебной, трудовой деятельности и нравственного сознания учащихся.
3. Презентация результатов обсуждения вопроса.
По окончании работы творческие группы продолжают совместное заседание семинара. Каждая из групп представляет свои разработки и аргументирует выработанную позицию. После выступления каждой из групп завязывается дискуссия выступающих со слушателями по тем или иным актуальным вопросам представленной темы.
Участники семинара приходят к выводу о том, что воспитание детей младшего школьного возраста имеет свои особенности, обусловленные тем, что этот возраст во многом загадочен и обманчив для взрослых. Важнейшая задача учителя начальной школы – превратить образовательный процесс в воспитательный.
Организация воспитания младших школьников требует от педагога умения создавать и поддерживать в детской среде комфортный психологический климат, помогать детям овладевать пространством и временем своей жизни, умения проводить специальные «воспитательные» занятия.
Педагог должен видит цель своей деятельности не столько в том, чтобы сообщить детям определенные знания, приучить их к дисциплине, развить их интеллект, сознание, волю, сколько в том, чтобы содействовать их совершенствованию, гармоничному, целостному развитию. Последнее условие может положительно влиять на процесс воспитания младших школьников, если оно содержит следующие компоненты:
– демократические отношения между педагогами и школьниками;
– пространство школы, насыщенное разнообразными событиями, интересной совместной деятельностью детей, родителей и педагогов;
– гуманистичность ценностных ориентиров всех работников школы,
высокая культура педагогического общения;
– педагогический анализ процессов, происходящих в школе, является незыблемой традицией;
– педагоги пользуются любой возможностью для того, чтобы обратить внимание детей на важность соблюдения правил совместной жизни, общих дел, и поддерживают стремление школьников формулировать и соблюдать эти правила.
Контекст школьного пространства влияет на воспитание младших школьников повседневно – на уроках, во время перемен, праздников, экскурсий и прогулок.
Успешность (либо неуспешность) взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога.
Умный педагог делает ставку на сотрудничество: «Все вместе – я, ученик и его родители – разрешим имеющиеся проблемы, потому что мы заинтересованы в этом». Именно тогда возникает эмоционально положительный контакт, при котором с достаточной легкостью решаются все воспитательные проблемы. Надо дать возможность самоорганизации и самодисциплинированию ученика, которые стимулируются групповыми играми, любопытством, самопроизвольно появляющимся интересом к всевозможным творческим занятиям.
Организация педагогом различных видов деятельности, в которых ребенок может быть успешен - одно из условий самореализации личности младшего школьника. В классе наряду с учебной необходимо организовать и другие виды деятельности, отражающие процесс самореализации.
Важно организовать целенаправленный педагогический процесс по осознанию ребенком своего «Я», который заключается в формировании отношения к себе, к другим, к миру в целом.
Учителю надо уметь устанавливать демократический стиль педагогической деятельности, которому характерны субъект-субъектные отношения взрослого и ребенка, а также ребенка со сверстниками.
Дать возможность для ребенка «пробы сил» в различных видах деятельности, организованных взрослым совместно с ребенком.
Эффективными педагогическими средствами влияния на самореализацию выступают: коллективная творческая деятельность, система чередования традиционных поручений, подготовка дел с помощью приема «совет дела», включение родителей в жизнедеятельность классного коллектива, проводить адаптивный курс «Введение в школьную жизнь» на пороге школьной жизни ребенка, цикл занятий по развитию эмоционально-волевой сферы ребенка.
Аналитическая группа «Стратегии педагога в организации воспитания ребёнка младшего школьного возраста.
Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий жизни (опять связь биологического и социального) существенно отличаются друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.
При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии, о которых шла речь выше. Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных учащихся, то здесь ему приходится полагаться лишь на тот материал, который он накапливает в процессе личного изучения школьников.
Существенное значение имеет изучение физического состояния и здоровья школьников, от которых во многом зависит их внимание на уроке и общая работоспособность. Нужно знать ранее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, определять место посадки учеников в классе (например, учащихся с ослабленным зрением нужно сажать поближе к доске, подверженных простудным заболеваниям не размещать вблизи окон и т.д.), а также сказывается на участии в различных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях.
Весьма важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим ученикам нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.
Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, которое поможет учитывать ее при организации коллективной деятельности, распределении общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.
Сложным, но очень важным является изучение внутренних побудительных факторов поведения и развития школьников — их потребностей, мотивов и установок, их внутренней позиции по отношению к учению, происходящим в обществе событиям и изменениям, труду, а также к учителям и коллективу товарищей. Изучение учащихся должно охватывать также ознакомление с условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительное влияние на их воспитание и развитие.
Наконец, значительное место занимает знание учителями таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью учащихся и включают в себя степень восприимчивости педагогических влияний, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств.
Только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого школьника создает условия для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.
Аналитическая группа формулирует проект решения педсовета, в основу которого положены предложения проблемных групп:
· Определить как одну из приоритетных задач школы – создание условий для воспитания и обучения учащихся с учётом их психологического развития;
· обучать и воспитывать каждого ребёнка с учётом индивидуальных различий и особенностей;
· в перечень должностных обязанностей учителей и специалистов включить пункты, касающиеся их деятельности в знания психологических особенностей учащихся;
· разработать критерии оценки результативности деятельности школы и её работников по обучению и воспитанию учащихся, учитывая особенности их возраста.
· организовать мониторинг и создать банк данных уровня физического и психического здоровья обучающихся;
· организовать семинары для учителей по проблеме особенностей возрастного развития учащихся средних и старших классов;
· методическому совету школы, методическим объединениям организовать работу по изучению и внедрению образовательных технологий, способствующих развитию учащихся;
· спланировать систему родительских собраний, включая темы по формированию обучения и воспитания с учётом возрастных особенностей учащихся.
Использованная литература:
1. Блейхер В. М. Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. — Киев: Вища школа, 1978. — 140 с.
2. Егорова Т. В, Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. — М,: Педагогика, 1973. — 152 с.
3. Левченко И.Ю., Забрамная С.Д., Добровольская Т.А., Психолого-педагогическая диагностика HTMLМ.: Издательский центр «Академия», 2003, 320с.
4. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом DOC JPGДиагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. М.: Айрис-пресс, 2005.
5. http://psy.bspu.unibel.by/psy_pozn/docs/2-2.htm http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00104233_0.html
6. http://gtt.proffi95.ru/blogs/pedagogika/vozrastnye-i-individualnye-osobenosti-razvitija-lichnosti.html
7. http://psiholog.zo1272.edusite.ru/p113aa1.html
8. http://psylist.net/age/00012.htm
Коляда Елена Владимировна
высшая квалификационная категория
г. Ярцево, Смоленская область
МБОУЯСОШ№4
учитель начальных классов, руководитель ШМО учителей начальных классов
Тема педагогического совета учителей начальных классов
"Особенности возрастного развития учащихся
младшего школьного возраста"
I. Предварительная подготовка педагогического совета.
Педагогический совет на заданную тему предполагает большой объём предварительной исследовательской работы по оценки работы школы в сфере обучения и воспитания, учитывая особенности младшего возраста учащихся. Для этого необходимо проанализировать несколько модулей информации:
-
соблюдение норм и требований СанПина;
-
новообразование возраста учащихся;
-
ведущие мотивы поведения в деятельности; стратегии педагога в организации воспитания и обучения детей младшего школьного возраста
На основе такого комплексного исследования представляется интегральное комплексное заключение.
Далее приводится название используемых диагностических методик, социологических опросов для оценки возрастного развития учащихся:
-
Психодиагностический комплект методик, используемых для проведения углубленного психологического обследования детей в возрасте от3до12 лет (Н.Я.Семаго, М.М.Семаго)
-Тест тревожности (Р.Тэммл, В. Дорки, В. Амен)
-Методика по изучению учебной мотивации «Что мне нравится в школе?» (Н.Г.Лусканова)
-Схема экспертной оценки адаптации ребенка к школе (О.Л.Соколова, О.В.Сорокина, В.И.Чирков)
-
Методики по выявлению интеллектуального уровня, развития познавательной сферы и состояния эмоционально – волевой сферы:
-Кодирование геометрических фигур (Пьерон- Рузер);
-Корректурная проба (Бурдон);
-Заучивание 10 слов (А.Р.Лурия);
-Определения кратковременной памяти, типа памяти;
-Простые аналогии;
-Сложные аналогии;
-Сравнение понятий;
-Выделение существенных признаков (Опубликованы в книгах «Психологическое изучение школьника» Авт.В.С.Ивашкин, В.В.Онуфриева и «Диагностика познавательной сферы» Авт.Т.Г.Богданова, Т.В.Корнилова)
-
Изучение мотивационных предпочтений:
-Три желания;
-Цветик-семицветик;
-Волшебная палочка (Материалы для изучения учащихся начальной школы)
-
Социометрия (Дж. Морено)
-
Тест школьной тревожности (Т.Филлипс)
-
Методика определения уровня тревожности (Ч.Д.Спилбергер (адаптация Ю.Л.Ханина))
-
Цветовой тест по определению эмоционального состояния человека (М.Люшер)
-
Краткий тест творческого мышления (П. Торренс. Адаптация Е.И. Щеблановой и И.С. Авериной)
-
Личностный опросник (Р. Кеттелл)
На этапе предварительной подготовки определяются проблема, тема, цель, задачи педагогического совета, ожидаемые результаты, форма проведения и его функции.
Направленность педагогического совета:
Решение противоречия между интенсивными условиями учёбы и труда и особенностями возрастного развития учащихся.
Цель педагогического совета:
Изменение уклада школы с пользой для учащихся, учитывая особенности их возрастного развития.
Задачи педагогического совета:
-
Ориентировочная оценка работы школы с точки зрения развития учащихся, учитывая их психологические особенности.
-
Определение условий развития учащихся в школе.
-
Обеспечение педагогов информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих обучать и воспитывать учащихся, учитывая особенности их возраста.
-
Мотивация педагогического коллектива школы к решению задач развития учащихся с особенностями их возраста.
Ожидаемый результат.
-
Создание основ для методологического и технологического моделирования различных видов деятельности, направленных на развитие учащихся младших классов в школе.
-
Создание собственного проекта школы, содействующего обучению и воспитанию подрастающего поколения с учётом их психического развития.
-
Формирование критического мышления всех участников образовательного процесса по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на учёт возрастных особенностей учащихся младших классов при обучении и воспитании.
Форма педагогического совета: работа проблемных групп.
Функции: проектировочная, организационно-управленческая.
За две недели
до заседания педагогического совета
необходимо разделить педагогов на
3 группы.
Каждая группа выбирает
своего руководителя на заседании
педагогического совета.
II. Оформление и техническое оснащение заседания педагогического совета.
Эпиграф к педагогическому совету
Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает,
а тот, кто
помогает тебе стать самим собой
Михаил
Аркадьевич Светлов
Аудиторию необходимо оборудовать мультимедийным оборудованием для демонстрации презентации педагогического совета, в которой представлены тема педсовета, цели, задачи, результаты комплексного исследования работы школы по вопросам развития учащихся, связанное с возрастными особенностями; технические задания для проблемных групп; проект решение педагогического совета.
III. Ход заседания педагогического совета
1.Краткое выступление психолога школы.
1) Предлагается педагогам заполнить анкету.
Анкета « Знания учителей начальных классов об особенностях развития учащихся младшего школьного возраста»
№п/п |
Вопрос |
Мнение до семинара |
Мнение после семинара |
1. |
Новообразования возраста |
|
|
2. |
Ведущие мотивы поведения |
|
|
3. |
Ведущие мотивы деятельности |
|
|
4. |
Кризис 7 лет. |
|
|
5. |
Стратегии педагога в обучении и воспитании |
|
|
2) Несколько слов о развитии личности.
Развитие личности человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления.
Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. Многие известные педагоги (Коменский Я.А., Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, а позже А. Дистервег, Ушинский К. Д., Толстой Л.Н. и другие) обращали внимание на необходимость глубокого изучения возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения и воспитания.
Обратимся к характеристике развития, обучения и воспитания учащихся различных возрастов, акцентируя внимание, во-первых, на их анатомо-физиологическом развитии, во-вторых, на совершенствовании психики и познавательной деятельности, и, в-третьих, на особенностях их поведения.
2. Краткое сообщение заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе по теме педсовета.
Объявляется тема педсовета, его цели и задачи, ожидаемые результаты. Педагогический коллектив информируется о результатах комплексного исследования по оценке работы школы в сфере обучения и воспитания учащихся младших классов. Выявляется основное противоречие, выявленное в ходе комплексного исследования. После этого участники договариваются об основных понятиях, которые используются в ходе заседания педагогического совета по данной проблеме.
2. Работа
проблемных групп.
Работа проблемных
групп определяется специальным
техническим заданием, которое включает
минимальный набор вопросов и дополнительные
материалы для каждой группы. Групповая
работа продолжается 40 минут.
Ориентируясь
на полученные результаты исследования,
цель педагогического совета, группа
разработчиков выделила следующие
основные проблемы, содержание которых
будет проработано на заседании:
Проблемная
группа № 1 «Младший школьный возраст.
Новообразования возраста»
Проблемная
группа №2 «Младший школьный возраст.
Ведущие мотивы поведения».
Проблемная
группа №3 «Младший школьный возраст.
Ведущие мотивы деятельности»
Аналитическая
группа «Стратегии педагога в организации
воспитания ребёнка младшего школьного
возраста.
Проблемная группа №1 «Младший школьный возраст. Новообразования возраста».
Уважаемые педагоги, все вы знаете, что младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. Важными особенностями характеризуется их физическое развитие. К этому времени в основном заканчивается окостенение черепа головы, закрываются роднички, оформляются черепные швы и продолжается упрочение скелета в целом. Однако развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых костей находятся в стадии большой интенсивности.
Существенной особенностью младших школьников является усиленный рост мускулатуры, увеличение массы мышц и значительный прирост мышечной силы. Антропометрические исследования показывают, что дети-семилетки в состоянии поднять правой рукой от 9 до 12 кг, а десятилетние ребята поднимают 16-19 кг. Повышением мышечной силы и общим развитием двигательного аппарата обусловливается большая подвижность младших школьников, их стремление к беганию, прыжкам, лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной и той же позе.
К новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, восприятие, воля, мышление.
Память. В этом возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Хорошо развивается механическая память, немного отстает в своем развитии опосредованная и логическая память. Это связано с тем, что данные виды памяти в учебной, трудовой, игровой деятельности не востребованы и ребенку хватает механической памяти. Идет интенсивное формирование приемов запоминания: от наиболее примитивных (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) до группировки и осмысления связей разных частей материала.
Восприятие. Происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за предметом или объектом. В начале данного периода восприятие еще не дифференцировано, поэтому ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры.
Если на начальном этапе обучения у ребенка преобладает анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста развивается восприятие синтезирующее. Он может устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это хорошо видно на следующем примере. Когда детей просили рассказать, что нарисовано на картине, то дети от 2 до 5 лет перечисляли изображенные на ней предметы, от 6 до 9 лет – описывали картину, а ребенок старше 9 лет давал свою интерпретацию увиденному.
Воля. Учебная деятельность способствует развитию воли, так как учение всегда требует внутренней дисциплины. У ребенка начинает развиваться способность к самоорганизации, он осваивает приемы планирования, повышаются самоконтроль и самооценка. Формируется способность сосредоточиваться на не интересных вещах.
Существенные изменения в этом возрасте происходят в области мышления. Познавательная активность ребенка младшего школьного возрасте очень высокая. Это выражается в том, что он задает много вопросов и интересуется всем: какой глубины океан, как там дышат животные и т. д.
Ребенок стремится к знаниям. Он учится оперировать ими, представлять ситуации и при необходимости пытается найти выход из той или иной ситуации. Ребенок уже может представлять ситуацию и действовать в ней в своем воображении. Такое мышление называется наглядно-образным. Это основной вид мышления в данном возрасте. Ребенок может мыслить и логически, но, поскольку обучение в младших классах успешно идет только на основе принципа наглядности, этот вид мышления пока необходим.
В начале младшего школьного возраста мышление отличается эгоцентризмом – особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного определения некоторых проблемных моментов.
Процесс обучения в младших классах направлен на активное развитие словесно-логического мышления. Первые два года в процессе обучения преобладают наглядные образцы учебного материала, но постепенно их использование сокращается. Таким образом, наглядно-образное мышление сменяется мышлением словесно-логическим.
Уже в конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия между детьми: одни – «теоретики» или «мыслители», которые легко решают задачи в словесном плане; другие – «практики», им нужна опора на наглядность и практические действия; у «художников» хорошо развито образное мышление. У многих детей эти виды мышления развиты одинаково.
В младшем школьном возрасте начинает развиваться теоретическое мышление, ведущее к перестройке всех психических процессов, и, как говорил Д.Б. Эльконин: «память становится мыслящей, а восприятие думающим». Важным условием для развития теоретического мышления является формирование научных понятий и применение их на практике. Это можно проиллюстрировать на следующем примере. Детям дошкольного и школьного возраста задавали вопрос: «Что такое плод?» Дошкольники говорили, что это то, что едят и что растет, а школьники отвечали, что плод – это часть растения, содержащее семя.
Теоретическое мышление позволяет решать задачи, основываясь на внутренних признаках, существенных свойствах и отношениях. Развитие теоретического мышления зависит от типа обучения, т. е. от того, как и чему ребенка учат.
Если использовать структурные единицы теоретического обобщения в процессе обучения, то теоретическое мышление будет активно развиваться и к концу младшего школьного возраста полностью сформируется.
В процессе школьного обучения происходит усвоение и обобщение знаний и умений, формируются интеллектуальные операции. Таким образом, в младшем школьном возрасте идет активное интеллектуальное развитие.
К концу младшего школьного возраста формируются элементы трудовой, художественной, общественно-полезной деятельности и создаются предпосылки к развитию чувства взрослости.
Технические задания:
-
Обсудите в группе следующие вопросы:
-
Как вы думаете, достаточно ли компетентны педагоги нашей школы в вопросах психического развития младших школьников? В чём причины?
-
Какие неблагоприятные условия могут привести к отклонениям физического развития учащихся от возрастной нормы.
-
Какие виды деятельности необходимо практиковать на занятиях и во внеурочное время для успешного развития у учащихся мышечной силы и двигательного аппарата.
-
Для чего необходимо учитывать особенности и возрастные возможности ребят? Какие стороны учебно-воспитательного процесса имеют в этом отношении определяющее значение?
-
Для чего в процессе обучения необходимо обращать внимание на формирование у школьников точности восприятия предметов и явлений?
-
Как предотвратить механическое запоминание материала младшими школьниками?
-
Приведите примеры, как развивать аналитико-синтетическое мышление при изучении учащимися нового материала.
-
Предложите:
-
Пути повышения качества знаний учитывая психологические особенности младшего школьного возраста.
Проблемная группа №2 «Младший школьный возраст. Ведущие мотивы поведения».
Существенным фактором развития психики младших школьников является связанное с развитием мозга совершенствование их нервной системы. Развитие головного мозга у младших школьников проявляется как в увеличении его веса, так и в изменении структурных связей между нейронами (нервными клетками). К концу младшего школьного возраста вес мозга достигает 1400-1500 граммов и приближается к весу мозга взрослого человека, при этом относительно быстрее других частей развиваются его лобные доли. Совершенствуются также периферические нервные ответвления. Все это создает биологические предпосылки для развития нервно-психической деятельности ребят. У них усиливается контроль сознания над поведением, развиваются элементы волевых процессов. Отмечается также функциональное развитие мозга и, в частности, его аналитико-синтетические функции. Происходят сдвиги во взаимоотношениях процессов возбуждения и торможения: процессы торможения усиливаются, однако по-прежнему преобладающим в поведении остается возбуждение.
Заметным своеобразием отличается нравственное развитие младших школьников. В их моральном сознании преобладают главным образом императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Их моральное сознание фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения они исходят главным образом из того, чего не надо делать. Самосознание и самоанализ у младших школьников находятся на низком уровне.
Личностное развитие и появление самосознания в дошкольном возрасте становятся причинами кризиса семи лет. Основные признаки этого кризиса:
1) потеря непосредственности. В момент возникновения желания и осуществления действия возникает переживание, смысл которого состоит в том, какое значение это действие будет иметь для ребенка;
2) манерничанье. У ребенка появляются тайны, он начинает что-либо скрывать от взрослых, строить из себя умного, строгого и т. д.;
3) симптом «горькой конфеты». Когда ребенку, плохо он старается этого не показывать.
Появление данных признаков ведет к трудностям в общении со взрослыми, ребенок замыкается, становится неуправляемым.
В основе этих проблем лежат переживания, с их появлением связано возникновение внутренней жизни ребенка. Становление внутренней жизни, жизни переживаний – очень важный момент, так как теперь ориентация поведения будет преломляться через личные переживания ребенка. Кризис семи лет влечет за собой переход к новой социальной ситуации, которая требует нового содержания отношений. Ребенку необходимо вступить в отношения с людьми, осуществляющими новую для него, обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. Прежние социальные отношения (детский сад и др.) уже исчерпали себя, поэтому он стремится скорее пойти в школу и вступить в новые социальные отношения. Но, несмотря на желание идти в школу, не все дети готовы к обучению. Это показали наблюдения за первыми днями пребывания ребенка в стенах данного учреждения.
От того, когда ребенок пойдет в школу, насколько он готов к обучению, будет зависеть течение кризиса. Если ребенок придет в школу поздно (7,3–8 лет), то ему придется пройти через следующие фазы.
1. Докритическая фаза. Игра уже не интересует ребенка так, как раньше, она отходит на второй план. Он старается внести изменения в игру, возникает стремление к продуктивной, значимой, оцениваемой взрослыми деятельности. У ребенка начинает появляться субъективное желание стать взрослым.
2.Критическая фаза. Так как ребенок субъективно и объективно готов к обучению в школе, а формальный переход запаздывает, то у него возникает неудовлетворенность своим положением, он начинает испытывать эмоционально-личностный дискомфорт, в поведении появляется негативная симптоматика, направленная в первую очередь на родителей.
3. Посткритическая фаза. Когда ребенок приходит в школу, его эмоциональное состояние стабилизируется и восстанавливается внутренний комфорт.
У детей, пришедших в школу рано (6–6,3 года), отмечаются следующие фазы.
1. Ребенка на данном этапе больше занимает не учеба, а игра, пока она остается его ведущей деятельностью. Поэтому у него могут быть лишь субъективные предпосылки для учения в школе, а объективные еще не сформированы.
2. Так как у ребенка еще не сформировались предпосылки для перехода от игровой деятельности к учебной, он продолжает играть и на уроке, и дома, что приводит к возникновению проблем в учебе и поведении. Ребенок испытывает неудовлетворенность своим общественным положением, переживает эмоционально-личностный дискомфорт. Негативная симптоматика, появляющаяся в поведении, направлена против родителей и учителей.
3. Ребенку приходится параллельно, на равных условиях, осваивать учебную программу и желательную игровую деятельность. Если ему удается это сделать, то эмоционально-личностный комфорт восстанавливается и негативная симптоматика сглаживается. В противном случае негативные процессы, характерные для второй фазы, будут усиливаться.
Отставание в учебе у детей, рано пришедших в школу, может наблюдаться не только в первом классе, но и в последующих классах и привести к общей неуспеваемости ребенка в школе.
С началом обучения в школе у ребенка изменяются отношения с окружающими людьми. Несмотря на то, что он продолжает жить в том же доме, ходить по тем же улицам, жизнь его кардинально меняется. Свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинения определенным правилам. Родители начинают контролировать его: интересуются оценками и высказывают свое мнение по поводу них, проверяют домашние задания, составляют режим дня. Ребенку начинает казаться, что родители стали любить его меньше, потому что теперь их больше всего интересуют оценки. Это возлагает на него новую ответственность: ему приходится контролировать свои ситуативные импульсы, организовывать свою жизнь. В результате ребенок начинает испытывать чувство одиночества и отчуждения от близких.
Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребенка изменяется эмоциональное состояние, повышается психическая напряженность, что отражается как на физическом здоровье, так и на поведении.
Характер адаптации ребенка к новым условиям жизни и отношение к нему со стороны родных способствуют развитию чувства личности. Таким образом, младший школьный возраст характеризуется тем, что у ребенка появляется новый статус: он ученик и ответственный человек.
Технические задания:
-
Обсудите в группе следующие вопросы:
-
Почему у детей младшего школьного возраста усиливается контроль сознания над поведением, развиваются элементы волевых процессов?
-
Что, на ваш взгляд, может помешать развитию данного контроля?
-
Объясните, почему младший школьник, замечая малейшие отклонения от установленных норм поведения, немедленно стремятся доложить о них учителю и не замечает собственных недочетов, некритически относятся к себе.
-
Почему на момент поступления в школу одни дети проходят адаптацию сравнительно быстрее, чем другие?
-
Знания о ведущих мотивах поведения младшего школьника – это проблема только учителей начальных классах или она должна быть изучена другими педагогами нашей школы?
Предложите:
-
специальную педагогическую работу по развитие у учащихся навыков самосознания и самоанализа;
-
формы работы с учащимися, испытывающими «кризис 7 лет»
Проблемная группа №3 «Младший школьный возраст. Ведущие мотивы деятельности»
Существенным фактором развития психики и познавательной деятельности младших школьников является связанное с развитием мозга совершенствование их нервной системы. Развитие головного мозга у младших школьников проявляется как в увеличении его веса, так и в изменении структурных связей между нейронами (нервными клетками). К концу младшего школьного возраста вес мозга достигает 1400-1500 граммов и приближается к весу мозга взрослого человека, при этом относительно быстрее других частей развиваются его лобные доли. Совершенствуются также периферические нервные ответвления. Интенсивное развитие нервно-психической деятельности, высокая возбудимость младших школьников, их подвижность и острое реагирование на внешние воздействия сопровождаются быстрым утомлением, что требует бережного отношения к их психике, умелого переключения их с одного вида деятельности на другой.
Важными особенностями характеризуется организация практической деятельности младших школьников. У младших школьников игра занимает заметное место, они начинают осознавать значение производительного труда, труда по самообслуживанию, помощи взрослым и стремятся к приобретению доступных для них трудовых умений и навыков. На начальных этапах – это совместная деятельность учителя и ученика. По аналогии с освоением предметных действий в раннем возрасте получается, что сначала все находится в «руках учителя» и он «действует руками ученика». Только в школьном возрасте деятельность осуществляется с идеальными объектами (числа, звуки), а «руками учителя» является его интеллект. Учебную деятельность можно сравнить с предметной, только в учебной деятельности предмет является теоретическим и идеальным, что ведет к проблемам в совместной деятельности во время учебного процесса. Но в процессе обучения происходит взаимодействие ребенка не только с учителем, но и друг с другом, которое также влияет на развитие учебной деятельности.
Развитая форма учебной деятельности есть такая форма, в которой субъект ставит перед собой задачи собственного изменения. Именно в этом и состоит цель обучения – изменить ученика.
Учебная деятельность связана с другими видами деятельности младших школьников – игровой и трудовой. В младшем школьном возрасте актуальность игры сохраняется, но в характере игровой деятельности происходят изменения. Возрастает значение игр с достижением известного результата (спортивные, интеллектуальные игры). В этом возрасте игра носит скрытый характер, т. е. происходит переход от игр в плане внешних действий к играм в плане воображения (игра-драматизация). Кроме того, игра начинает подчиняться учебной деятельности.
Тем не менее, для младшего школьника игра очень важна, поскольку позволяет сделать смысл вещей более явным. С помощью игры ребенок приближает к себе смысл этих вещей. В младшем школьном возрасте игра продолжает иметь хотя и вспомогательное, но все-таки существенное значение. Она позволяет ребенку овладеть высокими общественными мотивами поведения.
Учебная деятельность связана и с трудом. Участие детей в трудовой деятельности оказывает существенное влияние на процесс усвоение знаний. В труде общественный результат деятельности выступает в реальной предметной, вещественной форме, в трудовой деятельности более ощутима необходимость совместных усилий коллектива в достижении определенного результата. Задача учителя заключается не только в том, чтобы дать ребенку определенное количество знаний – нужно воспитать его в нравственном отношении. Перед школой стоит задача формирования нравственных качеств ребенка в ходе учебной деятельности. Важно развивать нравственное сознание ребят и обогащать их яркими нравственными представлениями по различным вопросам поведения. Следует умело использовать нравственные упражнения для выработки и закрепления у детей устойчивых форм поведения. Разъяснительная работа, не подкрепленная приучением и нравственными упражнениями, слабо влияет на улучшение поведения младших школьников. На воспитание и развитие младших школьников весьма большое влияние оказывает личность учителя, а также родителей и взрослых. Их чуткость, внимание и умение стимулировать и организовывать как коллективную, так и индивидуальную деятельность ребят и решающей мере определяет успех воспитания.
Техническиое задания:
1.Обсудите в группе следующие вопросы:
-
Какие виды деятельности присущи младшему школьному возрасту?
-
Почему необходимо бережно относиться к психике детей, уметь правильно переключать их с одного вида деятельности на другой.
-
Что мешает использовать различные виды деятельности на уроках и во внеурочное время?
2.Приведите примеры:
-
разного вида деятельности на 2-3 уроках в 1и 4 классах;
-
связи учебной, трудовой деятельности и нравственного сознания учащихся.
3.
Презентация результатов обсуждения
вопроса.
По окончании работы
творческие группы продолжают совместное
заседание семинара. Каждая из групп
представляет свои разработки и
аргументирует выработанную позицию.
После выступления каждой из групп
завязывается дискуссия выступающих со
слушателями по тем или иным актуальным
вопросам представленной темы.
Участники семинара приходят к выводу о том, что воспитание детей младшего школьного возраста имеет свои особенности, обусловленные тем, что этот возраст во многом загадочен и обманчив для взрослых. Важнейшая задача учителя начальной школы – превратить образовательный процесс в воспитательный.
Организация воспитания младших школьников требует от педагога умения создавать и поддерживать в детской среде комфортный психологический климат, помогать детям овладевать пространством и временем своей жизни, умения проводить специальные «воспитательные» занятия.
Педагог должен видит цель своей деятельности не столько в том, чтобы сообщить детям определенные знания, приучить их к дисциплине, развить их интеллект, сознание, волю, сколько в том, чтобы содействовать их совершенствованию, гармоничному, целостному развитию. Последнее условие может положительно влиять на процесс воспитания младших школьников, если оно содержит следующие компоненты:
– демократические отношения между педагогами и школьниками;
– пространство школы, насыщенное разнообразными событиями, интересной совместной деятельностью детей, родителей и педагогов;
– гуманистичность ценностных ориентиров всех работников школы, высокая культура педагогического общения;
– педагогический анализ процессов, происходящих в школе, является незыблемой традицией;
– педагоги пользуются любой возможностью для того, чтобы обратить внимание детей на важность соблюдения правил совместной жизни, общих дел, и поддерживают стремление школьников формулировать и соблюдать эти правила.
Контекст школьного пространства влияет на воспитание младших школьников повседневно – на уроках, во время перемен, праздников, экскурсий и прогулок.
Успешность (либо неуспешность) взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога.
Умный педагог делает ставку на сотрудничество: «Все вместе – я, ученик и его родители – разрешим имеющиеся проблемы, потому что мы заинтересованы в этом». Именно тогда возникает эмоционально положительный контакт, при котором с достаточной легкостью решаются все воспитательные проблемы. Надо дать возможность самоорганизации и самодисциплинированию ученика, которые стимулируются групповыми играми, любопытством, самопроизвольно появляющимся интересом к всевозможным творческим занятиям.
Организация педагогом различных видов деятельности, в которых ребенок может быть успешен - одно из условий самореализации личности младшего школьника. В классе наряду с учебной необходимо организовать и другие виды деятельности, отражающие процесс самореализации.
Важно организовать целенаправленный педагогический процесс по осознанию ребенком своего "Я", который заключается в формировании отношения к себе, к другим, к миру в целом.
Учителю надо уметь устанавливать демократический стиль педагогической деятельности, которому характерны субъект-субъектные отношения взрослого и ребенка, а также ребенка со сверстниками.
Дать возможность для ребенка "пробы сил" в различных видах деятельности, организованных взрослым совместно с ребенком.
Эффективными педагогическими средствами влияния на самореализацию выступают: коллективная творческая деятельность, система чередования традиционных поручений, подготовка дел с помощью приема "совет дела", включение родителей в жизнедеятельность классного коллектива, проводить адаптивный курс "Введение в школьную жизнь" на пороге школьной жизни ребенка, цикл занятий по развитию эмоционально-волевой сферы ребенка.
Аналитическая группа «Стратегии педагога в организации воспитания ребёнка младшего школьного возраста.
Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий жизни (опять связь биологического и социального) существенно отличаются друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.
При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии, о которых шла речь выше. Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных учащихся, то здесь ему приходится полагаться лишь на тот материал, который он накапливает в процессе личного изучения школьников.
Существенное значение имеет изучение физического состояния и здоровья школьников, от которых во многом зависит их внимание на уроке и общая работоспособность. Нужно знать ранее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, определять место посадки учеников в классе (например, учащихся с ослабленным зрением нужно сажать поближе к доске, подверженных простудным заболеваниям не размещать вблизи окон и т.д.), а также сказывается на участии в различных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях.
Весьма важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим ученикам нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.
Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, которое поможет учитывать ее при организации коллективной деятельности, распределении общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.
Сложным, но очень важным является изучение внутренних побудительных факторов поведения и развития школьников - их потребностей, мотивов и установок, их внутренней позиции по отношению к учению, происходящим в обществе событиям и изменениям, труду, а также к учителям и коллективу товарищей. Изучение учащихся должно охватывать также ознакомление с условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительное влияние на их воспитание и развитие.
Наконец, значительное место занимает знание учителями таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью учащихся и включают в себя степень восприимчивости педагогических влияний, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств.
Только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого школьника создает условия для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.
Аналитическая группа формулирует проект решения педсовета, в основу которого положены предложения проблемных групп:
-
Определить как одну из приоритетных задач школы – создание условий для воспитания и обучения учащихся с учётом их психологического развития;
-
обучать и воспитывать каждого ребёнка с учётом индивидуальных различий и особенностей;
-
в перечень должностных обязанностей учителей и специалистов включить пункты, касающиеся их деятельности в знания психологических особенностей учащихся;
-
разработать критерии оценки результативности деятельности школы и её работников по обучению и воспитанию учащихся, учитывая особенности их возраста.
-
организовать мониторинг и создать банк данных уровня физического и психического здоровья обучающихся;
-
организовать семинары для учителей по проблеме особенностей возрастного развития учащихся средних и старших классов;
-
методическому совету школы, методическим объединениям организовать работу по изучению и внедрению образовательных технологий, способствующих развитию учащихся;
-
спланировать систему родительских собраний, включая темы по формированию обучения и воспитания с учётом возрастных особенностей учащихся.
Использованная литература:
-
Блейхер В. М. Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности.- Киев: Вища школа, 1978. — 140 с.
-
Егорова Т. В, Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. — М,: Педагогика, 1973. - 152 с.
-
Левченко И.Ю., Забрамная С.Д., Добровольская Т.А., Психолого-педагогическая диагностика HTML М.: Издательский центр «Академия», 2003, 320с.
-
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом DOC JPGДиагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. М.: Айрис-пресс, 2005.
-
http://psy.bspu.unibel.by/psy_pozn/docs/2-2.htm http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00104233_0.html
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»