Технологическая карта урока
Общая часть |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предмет |
Математика |
5 класс |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема |
Десятичная запись дробных чисел |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые образовательные результаты |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- знать правило записи и чтения десятичных дробей; - уметь правильно записывать и читать десятичные дроби ; - применять вычислительные навыки при решении математических заданий. |
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации; - понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом. |
понимать смысл поставленной задачи; инициатива, находчивость, активность при решении математических заданий.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Решаемые учебные проблемы |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вид используемых на уроке ИКТ |
Презентация ,тест. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методическое назначение средств ИКТ |
Усилить мотивации, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых. Усилить наглядность. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационная структура урока |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1. Вхождение (погружение) в тему урока и создание условий для осознанного нового восприятия материала. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формирование конкретного образовательного материала |
Формулировка темы, цели и задач урока. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата. |
– С множеством, каких чисел вы работали? (С множеством натуральных чисел и множеством дробей.) – Сколькими способами можно записать любое натуральное число или дробь? (Бесконечным числом раз.) – Какие знания вам дают такую возможность? (Умение представлять числа в виде дроби со знаменателем 1, основное свойство дроби.) – Сегодня вы продолжите рассматривать множество натуральных чисел и дробей и посмотрите, а нельзя ли ещё как-то по-новому их записывать. По какому плану вы будете открывать новые способы? – Какое сегодня число? (24 января 2014 г.) – Прочитайте число 24 012 014. – Сколько всего разрядов в записи данного числа? (8 разрядов.) – Сколько классов в его записи? Назовите их. (3 класса: класс единиц, класс тысяч и класс миллионов.) – Какие еще классы используются для записи натуральных чисел? (Классы миллиардов, триллионов, квадриллионов и т.д.) – Почему систему записи натуральных чисел называют позиционной? (Значение каждой цифры зависит от ее места в записи.) – Почему ее называют десятичной? (Единица каждого разряда содержит 10 единиц предыдущего разряда.) – Установите закономерность и продолжите ряд чисел на 3 числа. Что вы замечаете? 1
000 000; 100 000; 10 000; 1000; 100; 10; 1; ...
(Числа уменьшаются в 10 раз, дальше идут
– Можно ли продолжить этот ряд дальше? Назовите несколько следующих чисел. – Что общего у записанных вами дробей? Что интересного заметили? Мы будем записывать дробные числа по-новому, но не ко всем обыкновенным дробям можно применить новую запись. Кто догадался к каким? Эти дроби перед вами. Полюбуйтесь ими сами. В знаменателе, смотри- Единица и нули. Числа со знаменателем 10, 100, 1000 и т.д. условились записывать без знаменателя, такое число можно представить в виде десятичной записи, или, как говорят иначе, в виде десятичной дроби. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы обучения |
Мозговой штурм |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формы организации деятельности учащихся. Роль учителя. |
Подготовка к формулированию целей и задач урока, организация деятельности. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные виды деятельности учителя |
Организация погружения в тему, подготовка к освоению материала. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего повторения и обобщения материала. Организация обратной связи. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формирование конкретного образовательного материала |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата. |
А теперь я вам предлагаю рассмотреть следующее задание. На доску вывешивается карточка с пробным заданием :
Около пяти столетий назад математик Симон Стевин предложил ограничиться в практических задачах только дробями, у которых в знаменателе степени 10, и придумал для них более короткую и удобную запись, а названы они были десятичными дробями.
Вам
надо сформулировать правило, по
которому обыкновенные дроби записаны
в виде десятичных дробей и по аналогии
с приведенными примерами, запишите
число 35 Сформулируйте цель вашей работы? Сформулируйте тему урока. У кого нет ответа?
В
чём у вас затруднения? (Мы не смогли
сформулировать правило, по которому
обыкновенные дроби записаны в виде
десятичных дробей и по аналогии
с приведенными примерами, записать
число
У кого есть ответ? Выслушиваются гипотезы детей и на доску фиксируются результаты записи данного числа. Каким эталоном вы воспользовались, выполняя данное задание? (...) В
чём у вас затруднение? (Мы не можем
указать эталон, по которому сформулировали
правило, по которому обыкновенные
дроби записаны в виде десятичных
дробей и записали число
35 Что дальше надо сделать? (Надо выяснить, где и почему возникло затруднение.)
– Какое
задание вы должны были выполнить? (Мы
должны были сформулировать правило,
по которому обыкновенные дроби записаны
в виде десятичных дробей и по аналогии
с приведенными примерами, запишите
число 35 Как вы действовали при выполнении задания? (...) – Где возникло затруднение? (Часть работы выполнялась вместе, а часть нет.) Почему у вас возникло затруднение? (У нас нет эталона для записи обыкновенных дробей в виде десятичных дробей.) Что дальше вы должны сделать? – Сформулируйте цель своей деятельности. (Мы должны построить способ записи обыкновенных дробей со знаменателем степени 10 в виде десятичных дробей, научиться, используя построенный способ записывать десятичные дроби и читать их.) Чем вы можете воспользоваться при достижении цели. (Умением анализировать равенства.) Составьте план действий. (Проанализировать каждое равенство, построить способ.) Обратите внимание на каждое записанное равенство. -Что пишут сначала? Что пишут потом? Чем отделяется целая часть от дробной? (Сначала пишут целую часть, а потом числитель дробной части. Целую часть отделяют от дробной части запятой. ) Совпадает ли количество нулей в знаменателе с количеством цифр после запятой? Работа с алгоритмом - Итак, проблема была, как записать обыкновенные дроби, смешанные числа – по-новому. 1.Записать целую часть (она может быть равна нулю), ставим запятую. 2.После запятой поставим столько точек, сколько нулей в знаменателе дробной части 3.С последней точки записываем числитель, начиная с последнего знака 4.В пустые места записываем нули. Так как эти числа равны, то десятичную дробь читают аналогично. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы обучения |
Работа в паре, фронтальный опрос. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Средства ИКТ для реализации данного вида деятельности |
Презентация |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формы организации деятельности учащихся. Роль учителя. |
Обсуждение. Создание личного продукта. Организация деятельности. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные виды деятельности учителя |
Организация. Разработка образца для сравнения личного продукта. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3. Практикум |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формирование конкретного образовательного материала |
Работа с тестами, с заданиями из слайдов презентации. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата. |
Работа с учебником. Откройте учебник на странице 180, Прочитаем выделенные абзацы. Дети читают по очереди. Обратить их внимание на правило.
Работа со слайдами презентации. С чтением дробей вы справились и теперь мы проведём игру «Прочитай слово». Я буду читать вам дроби, а вы записывать их в тетрадях в виде десятичной дроби, соотнести с буквой и прочитать получившееся слово. Записываем в столбик дроби, напротив соответствующую букву. 1571г – Иоганн Кеплер - немецкий математик и астроном, предложил современную запись десятичных дробей, т.е. отделение целой части запятой. До него существовали другие варианты: 3,7 писали так 3(0)7 или разными чернилами целую и дробную части. 1592г – в записи дробей впервые встречается запятая. 1703г – в России учение о десятичных дробях М.В.Ломоносов.
Упражнение, направленное на формирование умения читать десятичные дроби. Наш урок скоро заканчивается. Чему вы сегодня научились? (Мы с вами сегодня разобрали, как читать, записывать десятичные дроби, на следующих уроках вы узнаете, как выполнять арифметические действия с десятичными дробями). А наш урок достиг целей? Это мы сейчас проверим. Самостоятельная работа: (даётся на листочках) Вариант 1
а) 5 целых 7 десятых; б) 0 целых 3 десятых; в)14 целых 4 сотых; г) 0 целых 72 тысячных. Вариант 2
5
а) 3 целых 7 десятых; б) 0 целых 11 сотых; в)12 целых 4 сотых; г) 8 целых 27 тысячных. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы обучения |
поисковый |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Средства ИКТ для реализации данного вида деятельности |
Презентация; тест. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формы организации деятельности учащихся. Роль учителя. |
Выполнение теста. Организация, консультация |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные виды деятельности учителя |
Организация работы ,организация индивидуальной работы учащихся. Адресная помощь |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 4. Подведение итогов, домашнее задание. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым результатам |
– Что нового вы сегодня узнали? Какие цели вы ставили перед собой? Вы достигли поставленных целей? На что вы опирали при достижении целей? – Каков алгоритм перевода обыкновенной дроби в десятичную дробь? – Как прочитать десятичную дробь? А нашу сегодняшнюю встречу я хотела закончить стихотворением Владимира Лифшица: Это кто из портфеля швыряет в досаде Ненавистный задачник, пенал и тетради. И сует свой дневник, не краснея при этом Под дубовый буфет, чтоб лежал под буфетом? Познакомьтесь, пожалуйста. Костя Жигалин, Жертва вечных придирок, он снова провален. И шипит, на растрепанный глядя задачник: «Просто мне не везет! Просто я неудачник!» В чем причина обиды его и досады? Что ответ не сошелся лишь на три десятых! Это сущий пустяк, и к нему, безусловно, Придирается строгая Марья Петровна. Три десятых…Скажи про такую ошибку, И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку. Три десятых…И все же об этой ошибке Я прошу вас послушать меня без улыбки. Если б, строя ваш дом, тот, в котором живете, Архитектор немного ошибся в расчете- Чтоб б случилось бы, Костя Жигалкин? Этот дом превратился бы в груду развалин. Ты вступаешь на мост, он надежен и прочен. А не будь инженер в чертежах своих точен, Ты бы, Костя, свалившись в холодную реку, Не сказал бы спасибо тому человеку. Вот турбина, в ней вал токарями расточен. Если б токарь в работе не очень был точен, Совершилось бы, Костя, большое несчастье: Разнесло бы турбину на мелкие части. Три десятых – стены возводятся косо! Три десятых – и рухнут вагоны с откоса! Ошибись только на три десятых аптека – Станет ядом лекарство, убьет человека. Ты подумай об этом, мой друг, хладнокровно И скажи – не права ль была Марья Ивановна? Если честно подумаешь, Костя, об этом, То недолго лежать дневнику под буфетом. -Беседа по прочитанному: -О чем хотел поведать автор своим читателям, написав это стихотворение? -Как вы думаете, действительно ли это столь важно? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Используемые технологии |
Мозговой штурм. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формирование УУД |
Коммуникативные Умение слушать и слышать друг друга, точно выражать свои мысли в соответствии с задачей и условиями ситуации; вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою позицию. Обмениваться знаниями с другими людьми для принятия совместного решения. Познавательные Умение анализировать известный материал Умение формулировать собственные цели-мотивы Умение делать выводы, обобщения и умозаключения. Регулятивные Планирование цели своей деятельности, пути её достижения. Решение задач и принятие ответственности за это решение. Умение контролировать своё эмоциональное состояние и поведение. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Способы оценки на уроках |
Словесная оценка, отметка за тест. |
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Нейропсихологические методы диагностики и коррекции нарушений в развитии гиперактивных детей»
- Вебинар «Социализация и социальные навыки дошкольников: учимся общаться, договариваться, взаимодействовать»
- Вебинар «Проектно-исследовательская деятельность как форма реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании детей с ОВЗ»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей