В гости к зиме
- систематизировать и расширить знания детей об изменениях в природе с приходом зимы.
- раскрыть причинно-следственные связи между живой и не живой природой зимой;
- дать представление о том, как зимуют звери, растения;
Цели:
— систематизировать и расширить знания детей об изменениях в природе с приходом зимы.
— раскрыть причинно-следственные связи между живой и не живой природой зимой; — дать представление о том, как зимуют звери, растения; Планируемые результаты: Личностные: формирование ученической компетентности, воспитывать заботливое отношение к животным, расширить знания детей о зверях и насекомых;
Метапредметные:
Регулятивные: формирование умения самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели, воспитывать умение работать в группе и самостоятельно, оказывать помощь товарищу, умение провести самооценку.
Коммуникативные: формировать умения обобщать, делать выводы, находить закономерности, правильно формулировать ответы на вопросы
Познавательные: развивать память, логическое мышление и речь на языке предмета, развивать познавательный интерес, умение переносить знания в новые .
Предметные
называть характерные признаки зимы;
1.Мотивация к учебной деятельности.
Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь глазками, пожелайте друг другу удачи, хорошего настроения на весь учебный день.Соприкасаются пальчиком с соседом по парте и говорят:
Желаю (большой)
успеха (указательный)
большого (средний)
во всем (безымянный)
и везде (мизинец).
Здравствуй (вся ладонь).
— Садитесь удобнее.
— Закрыли глазки и мысленно сказали:
Я ВНИМАТЕЛЕН, Я ХОРОШО ДУМАЮ, Я СОСРЕДОТОЧЕН, ДОГАДЛИВ, СООБРАЗИТЕЛЕН И УВЕРЕН В СЕБЕ.
— Открыли глазки.
Я ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХА!
2.Актуализация знаний и постановка проблемы.
1.-Сегодня, ребята, у нас интересный урок, постарайтесь определить тему урока, прослушав внимательно отрывок стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»
ПОД ГОЛУБЫМИ НЕБЕСАМИ
ВЕЛИКОЛЕПНЫМИ КОВРАМИ, БЛЕСТЯ НА СОЛНЦЕ, СНЕГ ЛЕЖИТ: ПРОЗРАЧНЫЙ ЛЕС ОДИН ЧЕРНЕЕТ, И ЕЛЬ СКВОЗЬ ИНЕЙ ЗЕЛЕНЕЕТ, И РЕЧКА ПОДО ЛЬДОМ БЛЕСТИТ ( Слайд №3 ) (Учитель читает отрывок стихотворения, на слайде появляется картина зимнего пейзажа.) — О каком времени года говорит поэт в своем стихотворении?
— Посмотрите за окно. Какое сейчас время года?
— Как вы думаете, какая тема нашего урока?
(на слайде появляются слова ПРИШЛА ЗИМА)
3.Совместное «открытие» новых знаний.
1)Зимние месяцы
– Сегодня мы продолжим наше знакомство с зимним временем года.
— В зимнем царстве нас встречают три месяца. Какие?
( Слайд №4 )
— Сегодня вы узнаете, какие изменения происходят в природе зимой.
— Вспомните, какая бывает природа?
(Слайд №5)
— Что относится к неживой и к живой природе?
— Отправляясь, в гости к зиме, мы проведём наблюдения за изменениями в неживой и живой природе в это время года.
2) Неживая природа зимой.
-Как вы думаете, когда наступает зима? (Предположения уч-ся.)
-По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году. А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки — это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными. Работа над загадками. «Приметы зимы» (Слайд №6)
— Отгадайте загадки и найдите отгадки среди картин
— Скатерть бела весь свет одела. (Снег.)
— Что за звездочки сквозные на пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке. (Снежинки.)
— Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (Лед.)
— И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней.)
Игра «Хлопки».
-Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы. Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь, прилёт перелётных птиц, оттепель, гололедица. 3) Живая природа зимой Растения зимой — А теперь узнаем, какие изменения происходят в живой природе.
— На какие группы делятся все растения?
— Какие бывают деревья?
— Сравните лиственные и хвойные деревья. Сделайте вывод о том, как они зимуют.
(Слайд 7)
— Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница.
— Какую роль выполняет снег для этих растений?
Учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20°С.
-Здесь мы можем видеть связь живой и неживой природы.
— А как зимой можно определить дерево, если оно без листвы? (стволу, плодам, семенам)
Животные зимой
— А сейчас мы узнаем секреты животного мира.
— На какие группы делятся животные?
— О том, как зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами.
— Отгадайте загадку: (Cлайд 8)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом. К зиме белочка делает съестные припасы. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды. На снегу белка оставляет чёткий отпечаток лап. От перед них след маленький: две точки, и обе рядом. На эти короткие передние лапки белка опирается, а задние выносит далеко вперёд и чуть в стороны. От задних лап след длинный, вытянутый, с отпечатком тонких пальчиков.
Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок — вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето. Это интересно!
· Обычно каждая белочка имеет несколько гнёзд (иногда до 30) в разных местах. · Белка не всегда находит свои запасы, и ей приходится питаться семенами хвойных растений. Чтобы насытиться, ей надо за день съесть семена из 28 шишек ели или 380 шишек сосны. В семенах ели намного больше жира, чем в семенах сосны, поэтому они намного питательнее. Загадка: (Слайд 9)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдётся. Берлогу – яму, выкопанную где – нибудь под корнями дерева, выстилает травой, ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира. Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу. Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун. (Просмотр видеосюжета о медведе.) Загадка: (Слайд 10 )
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало-
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса )
Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
Это интересно!
· Мыши – основной корм лисы зимой. Чтобы быть сытой, она должна съесть за день до 20 мышей. Загадка: (Слайд 11 )
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)
У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает он по рыхлому снегу на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах. Следы этого зверя отличить легко: два широких отпечатка рядом впереди и два поменьше, один за другим, сзади. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах, ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов. Учитель:Заяц-беляк и заяц-русак довольно крупные зверьки, длина тела наиболее рослых достигает <metricconverter productid=«70 см» w:st=«on»>70 см. Русак летом и зимой серый; зимой он лишь немного светлеет. Беляк же зимой становится совсем белым, чем и объясняется его название. Физминутка (Слайд 11 )
Обобщение Работа с ИД
Игра « Рассели животных по их домикам» (Слайды 12,13 )
Жизнь птиц зимой.
-Как называются птицы, которые улетают осенью в тёплые края? Почему они улетают?
-Как называют птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.)
-Назовите зимующих птиц.(Слайд 14)
(Синица, воробей, сойка, дятел, поползень, снегирь, голубь, сорока, ворона)
Рассказ учителя о клестах
Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка – серовато-зелёная. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, т.к. именно зимой для них много корма. Сообщение ученицы о синичке.
Синица – это ловкая подвижная птичка. Она не улетает на зимовку в тёплые края. Гнездо своё обычно устраивает в дуплах деревьев. Ярко – жёлтая грудка и живот этой птички поделены пополам широкой чёрной полосой, на голове чёрная шапочка. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест всё: и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно любит несолёное сало.
Мелких строчек вереница —Это прыгала синица. -Чем питаются птицы зимой?(Слайд 15)
- Пшено, просо, овёс, пшеница;
- Семена подсолнечника;
- Ягоды рябины, боярышника;
- Семена клёна, ясеня;
- Шишки, жёлуди, орехи;
- Хлеб, хлебные крошки.
Ученик читает стихотворение (Слайд 16)
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
-Какую пользу приносят птицы? (Поедают насекомых, которые наносят урон лесу, своим пением оживляют леса.)
-Что произойдёт, если не будет птиц?
4. Закрепление учебного материала
Работа по учебнику.
— Открываем учебник на (с. 132–133).
— Используя рисунок, помогите Серёже и Наде распознать деревья
5.Физкультминутка
Мы – снежинки, мы- пушинки, (Руки в стороны, вверх)
Покружиться мы не прочь. (Поворот)
Мы – снежинки-балеринки, (Руки на поясе, стойка на левой ноге)
Мы танцуем день и ночь. (Руки на поясе, стойка на правой ноге)
Встанем вместе все в кружок – (Руки в стороны, вверх)
Получается снежок. (Поворот)
Мы деревья побелили, (Руки вверх, наклоны в сторону)
Крыши пухом замели, (Имитируем движения, расстилая одеяло)
Землю бархатом укрыли (Приседание, встать)
И от стужи сберегли. (Обнять себя)
6.Самостоятельное применение знаний. ( работа в группах )
Разгадывание кроссворда
Кроссворд «Какого цвета зима?»
1. Большие кучи снега, которые наметает метель (в ед. числе).
2. Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.
3. Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают на
дорогах. Это явление называют...
4. Обильное выпадения снега называют ...
Ответы:
1.сугроб. 2. снежинка.3. гололедица. 4. снегопад. 5. январь.
Ключевое слово. БЕЛАЯ.
7.Итог урока. Рефлексия.
-Какую цель мы ставили в начале урока?
— Справились ли с поставленной целью?
-Какое задание больше всего понравилось на уроке?
— Какое задание вызвало затруднения? Почему?
— Что нового узнали на уроке?
— Что вспомнили?
— Повторите, где в повседневной жизни мы сможем применить полученные знания?
— Зимой очень много интересных и завораживающих явлений.
Наверное, со мной многие согласятся, что самое прекрасное, волшебное явление – снегопад. Поднимите руки, кто любит рассматривать снежинки. Мы своими руками и фантазией создали снежинки. Посмотрите, у каждого на рабочем месте снежинка. Возьмите в руки свою снежинку.
Эти снежинки помогут нам оценить работу на уроке. Если вы считаете, что хорошо поработали, то у вас настроение хорошее и ваша снежинка легкая и летит высоко над землей.
Если вы не очень довольны собой, то ваша снежинка тяжелая, летит она близко к земле.
— Встаньте с места и покажите полет вашей снежинки.
Я тоже хочу всех поблагодарить за урок.
8.Домашнее задание по интересу
( Слайд № 18)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Автор (фамилия, имя, отчество полностью) загружаемого материла |
Агеева Ирина Александровна |
2.Место работы (полное наименование ОУ, город, область), должность |
МКОУ «СОШ ст. Екатериноградской » Станица Екатериноградская , Прохладненский район , Кабардино-Балкарской Республики Учитель начальных классов, категория первая |
3. Предмет |
Окружающий мир |
4. Класс |
2 |
5. Название материала |
В гости к зиме |
6. Вид ресурса (разработка учебного занятия, дидактический материал, тренажер, методические рекомендации, статья и т.п.) |
Слайд-шоу |
7. Название темы или раздела учебного курса |
« Жизнь города и села» |
УМК любой |
|
9. Цель, задачи авторского материала (урока, презентации, видеоролика, внеклассного мероприятия и т.п.) |
Цели: - систематизировать и расширить знания детей об изменениях в природе с приходом зимы. - раскрыть причинно-следственные связи между живой и не живой природой зимой; - дать представление о том, как зимуют звери, растения; Планируемые результаты: Личностные: формирование ученической компетентности, воспитывать заботливое отношение к животным, расширить знания детей о зверях и насекомых; Метапредметные: Регулятивные: формирование умения самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели, воспитывать умение работать в группе и самостоятельно, оказывать помощь товарищу, умение провести самооценку. Коммуникативные: формировать умения обобщать, делать выводы, находить закономерности, правильно формулировать ответы на вопросы Познавательные: развивать память, логическое мышление и речь на языке предмета, развивать познавательный интерес, умение переносить знания в новые . Предметные называть характерные признаки зимы |
10. Среда, редактор, в котором выполнен продукт |
Windows |
11. Необходимое оборудование и материалы для занятия |
Компьютер, мультимедиапроектор, экран |
12. Как реализуется на уроке (время и место, форма использования) |
Иллюстрации применяются в данной разработке на разных этапах обучения. Фотографии и рисунки тел живой и неживой природы, физических явлений делают более разнообразным видеоряд, дополняющий объяснение учителя (слайды 6, 26-27). На этапе закрепления используются иллюстрации без подписей, чтобы учащиеся прокомментировали тот или иной рисунок, провели сравнение нескольких объектов изучения. Например, назвать зимующих птиц, изображённых на слайдах 30-31; сра сравнить лиственные и хвойные деревья, сделать вывод о том, как они зимуют (слайд 17); рассказать о зимних явлениях природы. Презентация сопровождает рассказ учителя. |
13. Краткое описание, методические рекомендации по использованию |
Презентация является наглядным сопровождением содержания урока, но просмотр её слайдов осуществляется в течение урока «пунктирно» не более 20 минут и чередуется сменой видов деятельности. Просмотр видеосюжетов рассчитан на небольшой отрезок времени . Для снятия утомляемости проводится гимнастика для глаз и тематическая физкультминутка с комплексом общеразвивающих упражнений. |
14. Список используемых источников |
Информационные ресурсы: Рамка: Фоны для презентаций. Александрова Зинаида Васильевна http://infoteka.intergu.ru/query/about.asp?id=31285&r=548517798524833478030090 Времена года http://www.newart.ru/pic/g215.jpg Корм для птиц http://rbcu.ru/upload/medialibrary/f60/ryabina_1.jpg http://rbcu.ru/upload/medialibrary/a5c/acers.jpg http://rbcu.ru/upload/medialibrary/35c/cones.jpg http://www.hilalplaza.com/images/Seed.jpg http://www.newsprom.ru/photo/114889323136348.jpg Зима http://www.klopp.ru/uploads/posts/thumbs/1169193064_32.jpg http://4.bp.blogspot.com/_aC-ky5-xwvM/SxTTOaIMJpI/AAAAAAAAADE/D3sxbhe0OCM/s1600/зима.jpg http://img.sunhome.ru/UsersGallery/wallpapers/32/11201336.jpg http://a20001.rimg.info/icon/1723124000b721d931f738713631643a478b98895c.jpg Ель http://www.rodniki.bel.ru/derevo/img/picea_abies1_3.jpg Лиственное дерево зимой http://aeterna.ru/images/0804/img42205.jpg Гололёд http://14.mchs.gov.ru/upload/iblock/f35/04.jpg , http://s57.radikal.ru/i158/0912/5f/396296387593.jpg http://photos.day.az/images/20100106/_DSC6484.JPG |
Содержание презентации
Слайд 1- титульный.
Слайд 2 – планируемые результаты
Слайд 3 – пришла зима
Слайд 4 – зимние месяцы
Слайд 5 - интерактивная схема «Природа живая и неживая»
Слайд 6 – приметы зимы
Слайд 7 - лиственное и хвойное дерево (сравнение)
Слайды 8-11 – загадки о животных, иллюстрации
Слайд 12 – гимнастика для глаз
Слайд 13 - схема « Зима»
Слайд 14 - игра «Расселите животных по домикам»
Слайды 15 – зимующие птицы
Слайд 16-17 – корм для птиц, забота о птицах
Слайд 18– итог урока, домашнее задание
Слайды 19 - информационные ресурсы
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО