Рабочая программа учебного предмета «ТЕХНОЛОГИЯ» по направлению «Технология. Технический труд»
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта <metricconverter productid=«2004 г» w:st=«on»>2004 г. № 1089, на основе примерной программы основного общего образования «Технология. Программы начального и основного общего образования» по направлению «Технология. Технический труд» М. «Вентана – Граф», 2010г. Рабочая программа для 5 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами: Федеральный уровень: · Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) «Об образовании»; · Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
· Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год, (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. N 2885 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19декабря 2012г. №1067, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 января 2013г. №26755);
· Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе».
Региональный уровень:
Закон Белгородской области от 03 июля 2006 года №57 «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области» (с внесенными изменениями от 3.05.2011 года № 34, принятыми Белгородской областной Думой 28.04.2011 года);
Приказ управления образования и науки Белгородской области от 26 апреля 2006 года №656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования»; Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 06 мая 2009 года № 935 «О внесении изменений в базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений области»; Постановление Правительства Белгородской области от 23 октября <metricconverter productid=»2010 г" w:st=«on»>2010 г. №345-пп «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание населения Белгородской области» на 2011-2013 годы»; Постановление Правительства Белгородской области от 23 октября <metricconverter productid=«2010 г» w:st=«on»>2010 г. №345-пп «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание населения Белгородской области» на 2011-2013 годы».
Цель программы
Освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда. Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использованию технологической информации, проектирование и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда. Развитие познавательных интересов, технологического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей. Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результат их труда. Получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. Задачи программы: а) формирование политехнических знаний и экологической культуры; б) привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи; в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг; г) развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи; д) обеспечения учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнение профессиональных проб с целью профессионального потребления; е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения; ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг; з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественности инициативы ребенка. Базовым для программы «Технология. Технический труд» для 5 класса является раздел: «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов». Так же, программа включает разделы: «Черчение и графика», «Технология ведения дома», «Проектирование и изготовление изделий». Решение задач творческого развития личности учащихся обеспечивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллективно. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания учащихся, раскрытие их творческих способностей. Программа дает возможность осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения технико-технологического уровня. При изготовлении изделий, наряду с технологическими требованиями, уделяется большое внимание требованиям эстетическим и экологическим. Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке — от идеи до её реализации в модели, изделии, услуге; интегрировать знания из разных областей; применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности. Учитывая тот факт, что количество сильных и слабых учащихся в параллельных классах примерно одинаково, программа предназначена для работы во всех классных параллелях В соответствии с ОБУП на изучение курса «Технология» в 5 классе выделяется 70 часов ежегодно по 2 часа в неделю. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок. Особенность программы в том, что она предлагает углубленно изучать основы традиционной русской культуры. В задачи трудового обучения и воспитания входит приобщение детей к истокам русской культуры, к русским национальным традициям, где предстоит раскрыть перед школьниками гармоническое взаимодействие всех поколений в семье и обществе и ознакомить с художественными промыслами России и Белгородской области.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №45 г. Белгорода»
«Рассмотрено» Руководитель кафедры учителей эстетического цикла
_______Хамитулина М.А.
Протокол № 1 от «29» августа 2013 г.
|
«Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №45 г. Белгорода»
__________Сухорукова Е.Ю.
«30» августа 2013 г.
|
«Утверждаю» Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №45г.Белгорода»
_______________Бугаева Л.И.
Приказ № 301 от «30» августа 2013 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«ТЕХНОЛОГИЯ»
по направлению
«ТЕХНОЛОГИЯ. ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД»
учителя технологии
Московченко Николая Николаевича
5 класс
базовый уровень
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089, на основе примерной программы основного общего образования «Технология. Программы начального и основного общего образования» по направлению «Технология. Технический труд» М. «Вентана – Граф», 2010г.
Рабочая программа для 5 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
Федеральный уровень:
-
Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании";
-
Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год, (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. N 2885 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19декабря 2012г. №1067, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 января 2013г. №26755);
-
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе».
Региональный уровень:
Закон Белгородской области от 03 июля 2006 года №57 «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области» (с внесенными изменениями от 3.05.2011 года № 34, принятыми Белгородской областной Думой 28.04.2011 года);
Приказ управления образования и науки Белгородской области от 26 апреля 2006 года №656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования»;
Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 06 мая 2009 года № 935 «О внесении изменений в базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений области»;
Постановление Правительства Белгородской области от 23 октября 2010 г. №345-пп «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание населения Белгородской области» на 2011-2013 годы»;
Постановление Правительства Белгородской области от 23 октября 2010 г. №345-пп «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание населения Белгородской области» на 2011-2013 годы».
Цель программы
Освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда.
Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использованию технологической информации, проектирование и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда.
Развитие познавательных интересов, технологического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей.
Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результат их труда.
Получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Задачи программы:
а) формирование политехнических знаний и экологической культуры;
б) привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
г) развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
д) обеспечения учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнение профессиональных проб с целью профессионального потребления;
е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;
з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественности инициативы ребенка.
Базовым для программы «Технология. Технический труд» для 5 класса является раздел: «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов». Так же, программа включает разделы: «Черчение и графика», «Технология ведения дома», «Проектирование и изготовление изделий».
Решение задач творческого развития личности учащихся обеспечивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллективно. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания учащихся, раскрытие их творческих способностей.
Программа дает возможность осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения технико-технологического уровня. При изготовлении изделий, наряду с технологическими требованиями, уделяется большое внимание требованиям эстетическим и экологическим.
Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до её реализации в модели, изделии, услуге; интегрировать знания из разных областей; применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности.
Учитывая тот факт, что количество сильных и слабых учащихся в параллельных классах примерно одинаково, программа предназначена для работы во всех классных параллелях
В соответствии с ОБУП на изучение курса «Технология» в 5 классе выделяется 70 часов ежегодно по 2 часа в неделю.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.
Особенность программы в том, что она предлагает углубленно изучать основы традиционной русской культуры. В задачи трудового обучения и воспитания входит приобщение детей к истокам русской культуры, к русским национальным традициям, где предстоит раскрыть перед школьниками гармоническое взаимодействие всех поколений в семье и обществе и ознакомить с художественными промыслами России и Белгородской области.
Учебно-тематический план предмета «Технология»
Подраздел и тема |
Количество часов |
|
По программе Мин. образования |
По рабочей программе |
|
Вводное занятие |
1 |
1 |
Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов Технология создания изделий из древесины. Элементы машиноведения. Технология создания изделий из металлов. Элементы машиноведения. Декоративно-прикладное творчество |
46 20 20 6 |
41 19 22 В разделах технология создания изделий |
Черчение и графика |
4 |
4 |
Творческий проект |
13 |
16 |
Технология ведения дома |
6 |
8 |
ИТОГО |
70 |
70 |
Требования
к уровню подготовки обучающихся 5 класса
В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен:
знать/понимать
-
основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов;
-
назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды,
-
приемы и последовательность выполнения технологических операций,
-
влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
-
профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
уметь
рационально организовывать рабочее место;
-
находить необходимую информацию в различных источниках,
-
применять конструкторскую и технологическую документацию;
-
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта;
-
выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
-
выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
-
соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
-
осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
-
находить и устранять допущенные дефекты;
-
проводить разработку учебного проекта изготовления изделия с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
-
планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
-
распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
-
организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
-
изготовления или ремонта изделий из различных материалов;
-
создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;
-
контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;
-
обеспечения безопасности труда;
-
оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги;
-
построения планов профессионального образования и трудоустройства.
Требования по разделам
В результате изучения раздела «вводный урок» обучающийся должен:
знать/понимать
-
отличия природного (нерукотворного) от рукотворного (искусственного);
-
что такое технология;
-
цели технологии;
-
санитарно-гигиенические требования;
-
правила внутреннего распорядка;
-
правила безопасных работ;
-
что такое творческий проект.
уметь
-
приводить примеры влияния технологии на общество и общества на технологию; выявлять влияние технологии на природный мир.
В результате изучения раздела
«СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОНСТРУКЦИОННЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ» обучающийся должен:
знать/понимать
-
основные параметры качества детали;
-
пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;
-
какие свойства материалов необходимо учитывать при их обработке;
-
общее устройство столярного верстака;
-
назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного инструмента и приспособлений;
-
основные виды механизмов;
-
виды пиломатериалов;
-
рабочее место для ручной обработки металла;
-
тонколистовой металл, проволока;
-
приемы резания и зачистка деталей из тонколистового металла и проволоки;
-
соединение деталей из тонколистового металла.
Уметь
-
рационально организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении работ;
-
выполнять основные операции по обработке древесины ручными инструментами;
-
выполнять чертежи и эскизы, технические рисунки;
-
составлять учебные технологические карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей; читать чертежи
-
понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
-
графически изображать основные виды механизмов передач;
-
соединять детали склеиванием, на гвоздях, шурупах;
-
владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины;
-
читать технологические, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;
-
выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном станке.
В результате изучения раздела «технология ведения дома» обучающийся должен:
знать/понимать
-
характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях;
-
основные виды бытовых домашних работ;
-
средства оформления интерьера.
уметь
-
планировать расстановку мебели;
-
ухаживать за одеждой и обувью;
-
принимать гостей;
-
дарить подарки.
В результате изучения раздела «проектирование и изготовление изделий» обучающийся должен:
знать/понимать
-
выбор темы проекта;
-
социальную значимость выбранного проекта
уметь
-
применять политехнические и технологические знания, полученные в течение года;
-
производить защиту выполненного проекта.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 5 класс
№ п/п |
Наименование раздела программы |
Тема урока |
Кол-во часов |
Элементы содержания |
Требования
к уровню |
Элементы |
Домашнее задание. |
Дата |
|
план. |
факт. |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1-2 |
Вводный урок |
Вводное занятие |
1 |
Содержание курса «Технология». Задачи и программные требования по предмету. Правила безопасной работы в мастерской |
Знать: сущность понятия технология, задачи и программные требования по предмету «Технология», правила поведения в мастерской |
|
Введение, стр.3, Правила ТБ рабочая форма, §4 стр 15 - 18 |
2-07.09.
|
|
Технология обработки древесины. Элементы машиноведения. |
Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины |
1 |
Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок. Устройство верстака. Установка и закрепление заготовок в зажимах верстака |
Знать: назначение и устройство столярного и универсального верстаков, правила размещения ручных инструментов на верстаке. Уметь: организовывать рабочее место для ручной обработки древесины, устанавливать и закреплять заготовки в зажимах верстака; проверять соответствие верстака своему росту |
|
||||
3–4
|
Древесина как природный конструкционный материал Древесные материалы. Пиломатериалы. |
2 |
Древесина и её применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера. Области применения древесных материалов. Виды пиломатериалов. Отходы древесины и их рациональное использование |
Знать: сферу применения древесины; породы древесины, их характерные признаки и свойства; природные пороки древесины. Виды древесных
материалов,
пиломатериалов; области их
применения, Уметь: распознавать лиственные и хвойные породы древесины по внешним признакам: цвету и текстуре. определять виды древесных материалов по внешним признакам; выявлять природные пороки древесных материалов и заготовок |
Леса Белгородской области |
§3 стр. 9 - 15 |
9-14.09. |
|
|
5-6 |
Понятие об изделии и детали. Графическая документация |
2 |
Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Масштаб. Основные сведения о линиях чертежа. Чертёж плоскостной детали. Правила чтения чертежа |
Знать: отличие изделия от детали; типы графических изображений; сущность понятия масштаб; основные сведения о линиях чертежа. Уметь: различать разные типы графических изображений; виды проекций; читать чертёж плоскостной детали |
Учебные заведения Белгорода с художественно – графической напрвленностью. |
§56, стр.18 -23 |
16-21.09 |
|
|
7 -8 |
Этапы создания изделий из древесины. Технологическая карта |
2 |
Основные этапы технологического процесса. Технологическая карта, её назначение. Основные технологические операции |
Знать: основные этапы технологического процесса; назначение технологической карты, её содержание; основные технологические операции. Уметь: определять последовательность изготовления детали по технологической карте |
|
§6, стр.23- 26 |
23-28.09.. |
|
|
9 -10
|
Разметка
из
древесины Пиление ножовкой |
2 |
Разметка заготовок с учётом направления волокон и наличия пороков материала. Инструменты для разметки Пиление как технологическая операция. Инструменты для пиления. Правила безопасной работы ножовкой. Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции |
Знать: и правила работы с измерительным инструментом; правила разметки заготовок из древесины. инструменты для пиления; их устройство; назначение стусла; правила безопасной работы ножовкой; способы визуального и инструментального контроля качества выполненной операции. Уметь: выполнять размет ку заготовок из древесины по чертежу с учётом направления волокон, наличия пороков материала выпиливать заготовки столярной ножовкой; контролировать качество выполненной операции |
Деревообрабатывающие предприятия Белгородской области |
§7 -8 стр.26 - 35 |
30 - 5.10. |
|
|
11-12 |
Разметка Строгание древесины |
2 |
Разметка заготовок с учётом направления
волокон
и наличия пороков материала. Инструменты
для разметки Строгание как технологическая
операция.
|
Знать: у правила работы с измерительным инструментом; правила разметки заготовок из древесины. Устройство и назначение инструментов для строгания; правила безопасной работы при строгании. Уметь: выполнять размет ку заготовок из древесины по чертежу с учётом направления волокон, наличия пороков материала выполнять сборку, разборку и регулировку рубанка; строгание деталей с соблюдением безопасных приёмов работы |
Деревообрабатывающие предприятия Белгородской области |
§9 стр.36 - 41 |
7-12.10 |
|
|
13-14 |
|
Строгание древесины |
2 |
Строгание
как технологическая операция.
|
Знать: Устройство и назначение инструментов для строгания; правила безопасной работы при строгании. Уметь: выполнять сборку, разборку и регулировку рубанка; строгание деталей с соблюдением безопасных приёмов работы |
|
Правила ТБ при строгании |
14-19.10 |
|
|
|||||||||
15-16 |
Сверление отверстий |
2 |
Сверление
как технологическая операция. ления, их устройство. Виды свёрл. Правила безопасной работы при сверлении |
Знать: виды свёрл; типы отверстий; устройство инструментов для сверления; правила безопасной работы при сверлении; последова- тельность действий при сверлении. Уметь: закреплять свёрла в коловороте и дрели; размечать отверстия; просверливать отверстия нужного диаметра |
|
§10 стр.36-41 |
21-26.10 |
|
|
17-18 |
Соединение деталей гвоздями и шурупами |
2 |
Способы соединения деталей из древесины. Виды гвоздей и шурупов. Инструменты для соединения деталей гвоздями и шурупами. Правила безопасной работы |
Знать: виды гвоздей и шурупов; правила выбора гвоздей и шурупов для соединения деталей; правила безопасной работы. Уметь: выбирать гвозди и шурупы для соединения деталей из древесины; выполнять соединение деталей из древесины гвоздями и шурупами |
|
§11, 12, стр.41 -54 |
5-9.11 |
|
|
19 -20 |
|
Соединение деталей изделия на клею. Зачистка изделий из древесины |
2 |
Соединение деталей изделия на клей. Виды клея. Правила безопасной работы с ним. Зачистка как отделочная операция. Инструменты для опиливания и зачистки. Виды наждачных шкурок |
Знать: виды клея и области их применения; правила безопасной работы с клеем; инструменты для опиливания и зачистки; назначение опиливания и зачистки. Уметь: выполнять операции опиливания и зачистки поверхности изделия; соединять детали изделия клеем |
Производство абразивных материалов в Белгородской области |
§13,14, Стр.59 - 66 |
11-16.11 |
|
21– 22 |
Защитная изделия |
2 |
Защитная и декоративная отделка изделия. Выжигание. Выпиливание лобзиком. Лакирование изделий из дерева. Правила безопасной работы с инструментами, материалом при художественной обработке древесины |
Знать: различные приёмы художественной обработки древесины; инструменты для такой обработки; виды лобзиков; правила безопасной работы. Уметь: выполнять защитную и декоративную отделку изделий с соблюдением правил безопасной работы |
Производство ЛКМ в Белгородской области |
§15 -17 Стр. 66 -77 |
18-23.11 |
|
|
23 -24 |
|
Понятие о машине и механизме. |
2 |
Механизмы и их назначение. Детали механизмов. Машина и её виды. Типовые детали. Типовые соединения деталей. Условные обозначения деталей и узлов механизмов на кинематических схемах |
Знать: сущность понятий машина, механизм, деталь; типовые детали; типовые соединения; условные обозначения деталей, узлов механизмов на кинематических схемах. Уметь: читать и строить простые кинематические схемы |
Машины на предприятиях нашего города. |
§18 Стр.77 - 83 |
25-30.11 |
|
25 -26 |
Технология обработки металлов. Элементы машиноведения |
Рабочее место для ручной обработки металла |
2 |
Слесарный верстак; его назначение и устройство. Устройство слесарных тисков. Профессии, связанные с обработкой металла. Правила безопасности труда при ручной обработке металла |
Знать: устройство и назна чение слесарного верстака и слесарных тисков; правила безопасности труда. Уметь: регулировать высоту верстака в соответствии со своим ростом; рационально размещать инструменты и заготовки на слесарном верстаке; закреплять заготовки в тисках |
|
§20 Стр.88 - 92 |
2-7.12 |
|
27 -28 |
|
Тонколистовой металл и проволока |
2 |
Металлы: их основные свойства и область применения. Чёрные и цветные металлы. Виды и способы получения листового металла: листовой металл, жесть, фольга. Проволока и способы её получения. Профессии, связанные с добычей и производством металлов |
Знать: основные свойства металлов и область применения; виды и способы получения тонколистового металла; способы получения проволоки; профессии, связанные с добычей и производством металлов. Уметь: различать цветные и чёрные металлы; виды листового металла и проволоки |
ГОК Белгородской области. КМА. |
§19 Стр84 -88 |
9-14.12 |
|
29 -30 |
|
Графическое изображение деталей из тонколистового металла и проволоки |
2 |
Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Чертёж (эскиз) деталей из тонколистового металла и проволоки. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т. п. Правила чтения чертежей. Технологическая карта |
Знать: различия технологического рисунка, эскиза, чертежа; графическое изображение конструктивных элементов деталей; правила чтения чертежей; содержание технологической карты.
Уметь:
читать чертежи металла и проволоки; определять последовательность изготовления детали по технологической карте |
|
§21 Стр.92 -98 |
16-21.12 |
|
31-32 |
Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки |
2 |
Правка как технологическая операция. Ручные инструменты для правки тонколистового металла и проволоки. Правила безопасной работы |
Знать: назначение операции правки; устройство и назначение инструментов и приспособлений для правки тонколистового металла и проволоки; правила безопасной работы. Уметь: править тонколистовой металл и проволоку |
|
§22 Стр.98 - 101 |
23-28.12 |
|
|
33 -34 |
|
Разметка заготовок из тонколистового металла и проволоки |
2 |
Разметка заготовок
из
тонколистового для разметки. Шаблон |
Знать: правила разметки заготовок из тонколистового металла и проволоки; назначение и устройство ручных инструментов и приспособлений для разметки; правила безопасной работы при разметке. Уметь: выполнять разметку заготовок из тонколистового металла и проволоки |
|
§23 Стр.101 - 107 |
13-19.01 |
|
35 -36 |
|
Приёмы резания и зачистка деталей из тонколистового металла и проволоки |
2 |
Резание и зачистка: особенности выполнения данных операций. Инструменты для выполнения операций резания и зачистки. Правила безопасной работы |
Знать: назначение операций резания и зачистки; назначение и устройство ручных инструментов для выполнения операций резания и зачистки; правила безопасной работы при выполнении данных операций. Уметь: выполнять резание заготовок; зачистку (опиливание) заготовок из тонколистового металла и проволоки |
Металлообрабатывающие предприятия Белгородской области. |
§24 25 Стр. 107 - 115 |
20-25.01 |
|
37 -38 |
|
Гибка Тонко- листового металла и проволоки. |
2 |
Гибка как технологи- ческая операция. Приёмы её выполнения. Ручные инструменты и приспособления для выполнения операции сгибания. Правила безопасной работы |
Знать: о процессе сгиба- ния тонколистового металла и проволоки; назначение и устройство инструментов и приспособлений для выполнения операции сгибания; правила безопасной работы. Уметь: выполнять операцию сгибания тонколистового металла и проволоки |
|
§26 Стр.115 - 119 |
27.01-1.02 |
|
39-40 |
|
Получение отверстий в металлических заготовках. |
2 |
Пробивание и сверление отверстий в тонколистовом металле. Ручные инструменты и приспособления для выполнения операций пробивания и сверления отверстий. Правила безопасной работы |
Знать: приёмы выполнения операций пробивания и сверления отверстий; назначение и устройство инструментов для пробивания и сверления отверстий; правила безопасной работы. Уметь: пробивать и сверлить отверстия в тонколистовом металле |
|
§27 Стр.119 - 123 |
03-8.02 |
|
41 -42 |
Устройство настольного сверлильного станка. Приёмы работы. |
2 |
Назначение и устройство сверлильного станка. Приёмы работы на станке. Правила безопасной работы |
Знать: устройство сверлильного станка; правила безопасной работы. Уметь: выполнять операцию сверления на сверлильном станке
|
Профессия сверловщик, на предприятиях Белгорода. |
§28 Стр. 123 – 128 Правила ТБ |
10-15.02 |
|
|
43 - 44 |
|
Сборка изделий из тонколистового металла. |
2 |
Способы соединения деталей из тонколистового металла. Правила безопасности труда |
Знать: способы соединения деталей из тонколистового металла; способы защитной и декоративной отделки изделий из металла; правила безопасной работы. Уметь: выполнять соединение деталей фальцевым швом и заклёпочным соединением; отделку изделия |
|
§29 Стр. 128 -134 |
17-22.02 |
|
45 -46 |
|
Отделка изделий из тонколистового металла и проволоки. |
2 |
Защитная и декоративная отделка изделий из металла. Правила безопасности труда |
Знать: способы защитной и декоративной отделки изделий из металла; правила безопасной работы. Уметь: выполнять; отделку изделия |
|
§30 Стр.134 - 137 |
24.02-1.03 |
|
47 -48 |
Творческий проект |
Творческий проект. Этапы выполнения |
2 |
Понятие о проекте. Виды проектов. Основные этапы проектирования.
|
Знать: сущность понятия «творческий проект», этапы выполнения проекта. |
|
§1 – 2 Стр. 5 - 8 |
3-08.03 |
|
49 -50 |
Выбор объекта проектирования. |
2 |
Обсуждение различных объектов проектирования. Банк проектов. |
Знать: алгоритм работы над проектом на подготовительном этапе. Уметь: выбирать объекты проектирования с учётом полученных знаний и умений, формулировать требования к проектируемому изделию, разрабатывать несколько вариантов и выбирать лучшее. |
|
Банк проектов |
10 -15.03 |
|
|
51 -52 |
Разработка эскизного варианта изделия. |
2 |
Этапы выполнения эскиза. Технологическая документация. |
Знать: алгоритм работы над проектом на технологическом этапе. Уметь: разрабатывать конструкцию и технологию выполнения изделия с подбором материалов и инструментов. |
|
Этапы выполнения творческого проекта |
17-22.03 |
|
|
53 -54 |
Выполнение чертежей деталей и изделия в целом. |
2 |
Требования к выполнению чертежа. |
Знать: сущность понятия чертёж, масштаб; технологическая карта Уметь: выполнять чертёж плоскостной детали, определять последовательность изготовления детали по технологической карте |
|
Технологическая карта |
2 - 5.04 |
|
|
55 – 56 |
Изготовление деталей изделия. |
2 |
Т/ б при работе различными ручными инструментами и приспособлениями |
Знать: Правила ТБ, Правила пользования инструментами. Уметь: определять этапы изготовления детали по технологической карте, творчески применять полученные знания и умения на всех этапах технологического процесса. |
|
Правила ТБ |
7-12.04 |
|
|
57 – 58 |
Изготовление деталей изделия. |
2 |
Т/ б при работе различными ручными инструментами и приспособлениями |
Знать: Правила ТБ, Правила пользования инструментами. Уметь: определять этапы изготовления детали по технологической карте, творчески применять полученные знания и умения на всех этапах технологического процесса. |
|
Правила ТБ |
14-19.04 |
|
|
59 -60 |
|
Сборка изделий. Отделка изделий. Испытание изделий. |
2 |
Т/ б при работе различными ручными инструментами и приспособлениями |
Знать: Алгоритм работы над проектом на аналитическом этапе Уметь: выполнять сборку, отделку и контроль готового изделия, проводить испытание и анализ проектной работы. |
|
Технологическая документация |
21-26.04 |
|
61 - 62 |
Защита творческого проекта. |
2 |
Требования к защите творческого проекта. |
Знать: Критерии оценки и защиты творческого проекта. Уметь: Выполнять презентацию и защиту поекта. |
|
Презентация |
28.04-3.05 |
|
|
63 - 64 |
Технология ведения дома. |
Гигиена жилого помещения |
2 |
Интерьер жилых помещений. Требования к интерьеру. Предметы интерьера. Рациональное размещение мебели и оборудования в комнатах различного назначения |
Знать: понятие интерьер; требования, предъявляемые к интерьеру; предметы интерьера; характеристики основных функциональных зон. Уметь: анализировать дизайн интерьера жилых помещений на соответствие требованиям эргономики, гигиены, эстетики |
|
|
5 -10.05 |
|
65 - 66–
|
Уход за одеждой и обувью. |
2 |
Выбор и использование современных средств ухода за одеждой, обувью и мебелью. Способы удаления пятен с одежды, мебели, обивки. Выбор технологий длительного хранения одежды и обуви. Способы ухода за книгами. Уборка жилого помещения. Современная бытовая техника для выполнения домашних работ |
Знать: последовательность операций во время уборки помещений; правила ухода за мебелью, одеждой, обувью, книгами; условные обозначения ухода за текстильными изделиями; современную бытовую технику для выполнения домашних работ, её устройство и назначение. Уметь: выполнять уборку помещений; ухаживать за мебелью, одеждой, обувью, книгами с использованием современных средств ухода и бытовой техники |
|
|
12-17.05 |
|
|
67 - 68 |
Культура в семье Семейные праздники. |
2 |
Этикет. Культура общения. Взаимоотношения в семье, школе Семейные праздники. Правила приёма гостей. Правила поведения в гостях, в театре, кино. |
Знать: понятие этикет; правила поведения при общении с членами семьи, сверстниками и взрослыми, правила поведения в гостях, в театре, кино. Уметь: использовать знания правил поведения на практике, принимать гостей. |
Кино, театры, музеи города Белгорода. |
|
19-24.05
|
|
|
69 - 70 |
Подарки. Переписка |
2 |
Правила выбора подарка. Правила переписки |
Знать: правила выбора подарка; правила переписки. Уметь:; выбирать подарок; правильно вести себя в гостях; дарить подарки |
Сувениры Белгородской области. |
|
26-31.05 |
|
|
|
|
Итого часов |
70 |
|
|
|
|
|
|
Содержание программы « Технология. Технический труд».
5 класс (70 часов)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности (1 час).
Теоретические сведения. Технология как учебная дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 5 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских. Организация теоретической и практической частей урока. Инструктаж по технике безопасности и правилам внутреннего распорядка в школьных учебных мастерских. Противопожарная безопасность.
Практические работы. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 5 классе. Знакомство с библиотечкой кабинета.
Варианты объектов труда. Учебник «Технология» для 5 класса (вариант для мальчиков), библиотечка кабинета.
Технология создание изделий из древесины. Элементы машиноведения.
(19 часов).
Теоретические сведения. Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины. Правила работы у верстака. Древесина как природный конструкционный материал. Пиломатериалы и древесные материалы.
Графическое отображение изделий с использованием чертежных инструментов. Чтение графической документации, отображающей конструкцию изделия и последовательность его изготовления. Условные обозначения на рисунках, чертежам, эскизах и схемах.
Этапы создания изделий из древесины. Приемы ручной обработки: разметка заготовок, пиление столярной ножовкой, строгание древесины, сверление отверстий. Инструменты и приспособления для ручных работ по древесине. Правила безопасной работы. Соединение деталей гвоздями, шурупами. Склеивание изделий. Зачистка поверхности. Лакирование изделий. Контроль и оценка качества изделий. Выявление дефектов и их устранение. Профессии, связанные с ручной обработкой древесины.
Понятие о механизме и машине. Типовые детали и их соединения.
Практические работы. Изучение устройства столярного верстака и отработка приемов крепления заготовок. Определение пород древесины по образцам. Изучение образцов пиломатериалов и древесных материалов.
Изучение графической документации.
Упражнения на разметку, распиливание, строгание заготовок при изготовлении различных изделий. Сверление отверстий в заготовках. Соединение деталей гвоздями, шурупами.
Склеивание изделий. Зачистка поверхности деталей. Лакирование изделий. Ознакомление с устройством различных механизмов
.Варианты объектов труда. Столярный верстак. Образцы древесины различных пород. Образцы пиломатериалов и древесных материалов. Графическая документация. Образцы разметки, распиливания, строгания заготовок. Образцы сверления отверстий в заготовках. Образцы соединения деталей гвоздями, шурупами, склеивания изделий, зачистки поверхности и лакирования изделий.
Технология создание изделий из металлов. Элементы машиноведения.
(22 часа).
Теоретические сведения. Организация рабочего места для ручной обработки металлов. Назначение и устройство слесарного верстака и тисков.
Роль металлов в жизни человека. Виды металлов и сплавов. Виды, получение и применение листового металла и проволоки.
Технологические процессы создания изделий из листового металла и проволоки. Приемы ручной правки, разметки заготовки для детали (изделия) на основе графической документации с применением разметочных, контрольно-измерительных инструментов. Приемы ручной обработки: резание, гибка, пробивание и сверление отверстий. Инструменты и приспособления для ручных работ по металлу. Правила безопасной работы.
Использование технологических машин для изготовления изделий. Устройство и назначение сверлильного станка. Подготовка станка к работе. Приемы сверления отверстий. Правила безопасной работы.
Соединение деталей в изделии фальцевым швом и с помощью заклепок с использованием инструментов и приспособлений для сборочных работ.
Защитная и декоративная отделка поверхности изделий из металлов. Контроль и оценка качества изделий. Выявление дефектов и их устранение.
Профессии, связанные с получением, ручной обработкой металлов и сверлением отверстий на станке.
Практические работы. Изучение устройства слесарного верстака и тисков. Ознакомление с металлами и сплавами. Ознакомление с технологическим процессом изготовления изделия из тонколистового металла и проволоки.
Упражнения на правку, разметку, резание, зачистку, гибку заготовок из тонколистового металла и проволоки, пробивание и сверление отверстий.
Изучение устройства сверлильного станка. Сверление отверстий на сверлильном станке.
Соединение деталей из тонколистового металла и проволоки фальцевым швом и с помощью заклепок. Отделка готовых изделий.
Варианты объектов труда. Слесарный верстак и тиски. Образцы правки, разметки, резания, зачистки, гибки заготовок из тонколистового металла и проволоки, пробивания и сверления отверстий. Сверлильный станок. Образцы соединения деталей из тонколистового металла и проволоки фальцевым швом и с помощью заклепок. Образцы отделки готовых изделий.
Декоративно-прикладное творчество.
Теоретические сведения. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества. История выжигания по древесине и выпиливания лобзиком. Материалы, инструменты, приспособления для выжигания и выпиливания. Организация рабочего места. Правила безопасного труда. Приемы выполнения работ.
Практические работы. Подготовка материала и инструментов к работе. Упражнения на выжигание и выпиливание изделий лобзиком.
Варианты объектов труда. Образцы выжигания и выпиливания лобзиком.
Черчение и графика. (4 часа)
Теоретические сведения. Способы графического изображения изделия. Понятия «эскиз», «чертеж», «технический рисунок». Материалы, инструменты, приспособления для построения чертежа. Правила безопасного выполнения чертежных работ. Организация рабочего места. Масштаб. Виды: главный, сверху, слева, справа, снизу, сзади. Линии изображений.
Графическое изображение простейших изделий из листового металла и проволоки (эскиз, технический рисунок, чертеж). Конструирование изделий.
Практические работы. Изучение графической документации. Выполнение эскиза и технического рисунка детали плоской или призматической формы. Простановка размеров. Чтение эскиза или технического рисунка.
Графическое изображение изделий из листового металла и проволоки. Выполнение эскиза или технического рисунка. Измерение детали и простановка размеров на чертеже.
Варианты объектов труда. Эскиз и технический рисунок детали плоской или призматической формы, изделий из листового металла и проволоки.
Проектирование и изготовление изделий (16 часов).
Теоретические сведения. Понятие «творческий проект по технологии». Варианты проектов. Проектирование личностно или общественно значимых изделий с использованием конструкционных или поделочных материалов. Поисковый, технологический и аналитический этапы выполнения творческого проекта, их содержание. Анализ изделий из банка объектов для творческих проектов. Требования к готовому изделию.
Практические работы. Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Анализ моделей-аналогов из банка идей. Выбор модели проектного изделия.
Варианты объектов труда. Творческие проекты, например:
модель спортивного автомобиля (древесина), игрушка (древесина), декоративный подсвечник (металл), подставка под горячие предметы (металл), панно (выжигание), сувенир (выпиливание лобзиком) и др.
Технология ведения дома (8 часов).
Гигиена жилого помещения
Теоретические сведения. Понятие «интерьер». Прихожая, гостиная, детская комната, спальня, кухня, балкон и лоджия. Их назначение, оборудование, необходимый набор мебели, декоративное убранство. Уборка жилого помещения. Организация труда и отдыха. Питание. Гигиена. Культура поведения в семье. Семейные праздники и походы. Подарки и пере
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»