Семинар-практикум "Креативность как профессионально значимое качество личности педагога"
Тип материала: другое, конкурсная работа (Всероссийский конкурс научно-практических материалов “Педагогический менеджмент”)
просмотров: 2810
Автор:
Наговицына Ангелина Петровна,
заведующий МБДОУ «Детского сад №46»
I квалификационной категории
Свердловская область, город Каменск-Уральский
Семинар-практикум
«Креативность как профессионально
значимое качество личности педагога»
Цель: Развитие креативности - как путь реализации творческого потенциала педагога.
Задачи:
1.Провести краткий анализ терминов «Творчество», «Педагогическое творчество», «Креативность», «Профессионально значимые качества личности», «Креативность педагога» используя брифинг.
2.Дать понятие «Креативности как профессионально значимого качества личности современного педагога».
3.Научить педагогов практическим приёмам реализации творческого потенциала.
Форма проведения: Семинар-практикум.
Участники: Педагогический коллектив детского сада.
Оборудование: Столы, стулья по количеству участников, ручки, листы бумаги, фломастеры, музыкальный центр, записи песен с клипами, мультимедийное оборудование, 3 эмблемы с названиями команд, ватман, бумажные цветы разного цвета, «индивидуальная лестница креативности», литература для выставки: Матюшкин Л.М. «Загадка одаренности», Альтшуллеp Г.С. «Как научиться изобретать», Викентьев И.Л. «Приемы рекламы и PUBLIC RELATIONS», Иванов Г.И. «Формулы творчества, или Как научиться изобретать».
Конец формы
Подготовительная работа: изучение литературы по данной теме, выполнение презентаций педагогами собственной творческой деятельности «Мое хобби», подготовка вопросов педагогу-психологу по теме семинара, анкетирование и опрос педагога – психолога.
Список литературы:
1. Маркова А.К. Психология профессионализма.- М. Знание,1996.-308с.
2. Маслоу А. Психология личности. Тексты. М., 1985.
3. Матюшкин A.M. Концепция творческой одарённости. // Вопр. псих., 1989, № 6. с. 29-33.
4. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях. // Воп. псих., №4,1997.
5. Митина Л.М., Кузьменкова О.В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя.// Воп. псих.1998.-№3.-с.3-16.
6.Е.Черемичкина
«Развитие креативности как профессионально
значимого качества педагога»/ www.maaam.ru/
Содержание:
Значение развития креативности как
профессионально значимого качества
личности педагога.
План проведения педсовета/семинара-практикума:
1.Сообщение теоретического материала:
-
рефлексия (определение уровня своей креативности каждым педагогом лично);
-
брифинг (ответы на вопросы педагогов педагогом – психологом детского сада);
-
анализ психологического климата коллектива, развития творчества, проведенного педагогом - психологом;
-
анализ основных понятий семинара;
-
доклад воспитателя подготовительной к школе группы «Творчество педагога»;
-
домашнее задание «Мое хобби».
2. Практическое занятие:
-
выполнение заданий, направленных на создание образа креативного педагога.
3.Итог:
-
рефлексия.
Об
обширности ума
следует судить
лишь по изобретательности
и
количеству мыслей,
которые два
человека
извлекают
из одной
и той же вещи
Клод Адриан Гельвеций
Ход педсовета/семинара-практикума
№ |
Этап деятельности |
Деятельность ведущего |
Деятельность педагогов |
|
Сообщение теоретического материала |
||||
1. |
Создание эмоционального настроя, через составление коллективного панно «Весенний букет» |
-Сегодня наш семинар проходит в преддверии праздника Международного женского дня и, чтобы создать праздничное настроение, предлагаю составить букет. |
Педагоги выбирают цветы в соответствии со своим настроением и прикрепляют на ватман. |
|
2. |
Сообщение темы и цели семинара |
-Наш букет получился оригинальный и креативный, что как раз соответствует теме нашего семинара. Тема семинара «Креативность – как профессионально значимое качество педагога». Цель семинара: Реализация творческого потенциала педагога через развитие креативности. |
|
|
3. |
Рефлексия |
-Перед каждым из Вас лежит «лестница», на которой стоят все люди. На самой первой ступени стоят люди, которые ничего не знают о педагогическом творчестве и креативности. На верхней ступени стоят люди, которые очень много знают о педагогическом творчестве и креативности. Отметьте, пожалуйста, где стоите Вы (можно зафиксировать время начала семинара). |
Педагоги выбирают свое место на лестнице проводя внутренний самоанализ уровня своей креативности. |
|
4. |
Брифинг |
-Динамичность социально-экономического и духовного развития современного общества ведёт к необходимости соответствовать его постоянно меняющимся требованиям. Педагогу необходимо пополнять, расширять, уточнять багаж своих знаний, повышать общую и профессиональную культуру, развивать свой творческий потенциал. Сегодня мы имеем возможность больше узнать о педагогическом творчестве. К нам на встречу пришла будущая звезда отечественной психологии, мы можем задать ей вопросы. |
Педагоги задают вопросы по теме семинара педагогу-психологу. Примерные вопросы: а)Что такое педагогическое творчество? б) Какие качества педагога лежат в основе педагогического творчества? (Построить фундамент педагогического творчества) в)Для чего педагогу творчески работать? г)Что такое креативность? д)Можно ли развить креативность? Педагог – психолог зачитывает свою аналитическую справку по проведенному исследованию. Психолог отвечает на вопросы. (Приложение № 1) |
|
5. |
Лекция по теме семинара |
Доклад делает ведущий семинара. Анализ основных понятий. (Приложение № 2) |
|
|
|
Доклад воспитателя подготовительной к школе группы «Творчество педагога». (Приложение № 3) |
|||
Практическая часть семинара |
||||
8. |
Составление портрета творческого педагога |
1) Распределение по группам Для выполнения заданий нужно распределиться по группам- художники, писатели, музыканты. Ведущий прикрепляет на рукав каждого педагога эмблему (так, чтобы он не имел возможности видеть её). Таким образом, в общении происходит распределение по группам. После того, как педагоги объединились в группы, проанализировать, каким образом каждый нашёл своё место. Привести педагогов к пониманию: для того, чтобы узнать новую информацию, необходимо общаться. |
В общении с другими педагогами каждый должен выяснить, к какой группе он относится. Условие: нельзя задавать прямых вопросов. |
|
9. |
На доску вывешивается обобщённый итог анализа данной ситуации
1.Дополнительная информация, пополняющая Ваши познания 2.Новый взгляд на проблему 3.Вдохновение и новые идеи 4.Положительная обратная связь 5.Связь с другими людьми, которые интересуются тем же видом деятельности |
|||
10. |
|
2) Приветствие команд Проанализировать – проявили свои специальные педагогические умения. Вывод педагогов: чем больше специальных умений в арсенале педагога, тем интересней и содержательней жизнь детей в дошкольном учреждении. |
Каждая группа презентует себя: художники через рисование, музыканты через музыку, писатели – стихотворением. |
|
11. |
На доску вывешивается обобщённый итог анализа данной ситуации
1.Освободить себя от уз «взрослости» и вернуться к природному чувству радости 2.Научиться видеть вещи с разных точек зрения 3.Найти собственный стиль 4.Избавиться от личных проблем, мешающих развитию творческих способностей |
|||
12 |
Домашнее задание |
3) Моё хобби |
Презентация собственных творческих работ, коллекций педагогами. Общение педагогов и придумывание названия выставки. |
|
13. |
Работа в группах |
4) Составление проектов При обсуждении проектов используется техника «Круговорот идей». Каждая группа передаёт свой проект соседней группе, которая отмечает положительные стороны. Затем ещё раз передают соседней группе, которая отмечает недочёты и предлагает способы усовершенствования проекта. Проанализировать: работали в творческой группе, сотрудничали с другими группами, читали и анализировали периодические издания, опирались на свой педагогический опыт. |
Каждая группа составляет проект 1 мероприятия, направленного на активизацию работы с семьёй. Использовать периодические издания разрешается. |
|
|
|
5) Упражнение «Клипмейкеры» - автор упражнения Володина-Панченко Н. В. -Прослушайте музыкальный клип с закрытыми глазами. Во время звучания музыки ассоциируйте и запоминайте свои ассоциации. Создайте собственный вариант клипа, опираясь на ассоциации. “Нарисуйте” созданный клип словами и продемонстрируйте свой вариант участникам группы. После демонстрации творческих продуктов участниками тренинга друг другу просмотрите авторский вариант клипа. |
Прослушивание музыки. Демонстрация творческих продуктов педагогами осуществляется только пожеланию. |
|
14. |
На доску вывешивается обобщённый итог анализа данной ситуации
1.«Мозговая атака» помогающая пробить преграды мысли 2.«Круговорот идей» привлекающий знания и навыки коллег, компенсирующие Ваши слабые стороны 3.Психологическая поддержка 4.Сделать вывод о необходимости ежедневного чтения 5.Правила творческого чтения 6.Читайте ежедневно 7.Получайте удовольствие от чтения независимо от того, сколько страниц Вы одолеете 8.Разнообразьте чтение 9.Применяйте в жизни то, что Вы почерпнули во время чтения 10.Размышляйте после чтения |
|||
15. |
Подведение итога совместной деятельности |
Подвести педагогов к пониманию того, что результатом творческой работы групп должно стать воплощение теоретических творческих замыслов в педагогическую практику. |
|
|
16. |
На доску вывешивается обобщённый итог анализа данной ситуации: 1.Общение --- ТВОРЧЕСКИЙ ПЕДАГОГ --- Сотрудничество 2.Искусство ---- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ---Творческое чтение |
|||
17. |
Подведение итога семинара |
-Обратите внимание, какая картина сложилась перед нами (обращает внимание на доску). Мы назвали небольшую часть факторов, влияющих на развитие творческого потенциала педагога. Ознакомиться подробней с этой проблемой можно в представленных книгах. |
Педагоги знакомятся с предложенной литературой. Педагоги знакомятся с содержанием выставки педагогической литературы. |
|
18. |
Повторная рефлексия |
Вернитесь к лестницам, отметьте, где сейчас Ваше место (отметьте время). |
|
Решение педагогического совета/семинара-практикума:
1.Повышение педагогического мастерства и профессионализма воспитателей детского сада.
2.Повышение методической грамотности в рамках изучения понятий.
3.Понимание и необходимость постоянного развития профессионально важных качеств личности, в том числе творчества и креативности.
4.Знание и умения в области качеств необходимых педагогу в его профессиональной деятельности и умение их развивать.
5.Значение такого качества как креативность для работы педагога и детьми.
6.Умение работать в команде.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
1.1.Методика «Оценка уровня творческого потенциала»
Назначение: Методика позволяет определить самооценку личностных качеств либо частоту их проявления, которые и характеризуют уровень развития творческого потенциала личности.
Инструкция: По 9-балльной шкале оцените каждое из 18 утверждений. Выбранную оценку обведите кружочком.
№ |
Вопросы теста |
Шкала оценок |
1. |
Как часто начатое дело вам удается довести до логического конца? |
1, 2, 3,4, 5, 6, 7,8,9 |
2. |
Если всех людей мысленно разделить на логиков и эвристиков, то есть генераторов идей, то в какой степени вы являетесь генератором идей? |
1,2,3,4,5,6,7,8,9 |
3. |
В какой степени вы относите себя к людям решительным? |
1,2,3,4,5,6,7,8,9 |
4. |
В какой степени ваш конечный «продукт», ваше творение чаще всего отличается от исходного проекта, замысла? |
1,2,3,4,5,6,7,8,9 |
5. |
Насколько вы способны проявить требовательность и настойчивость, чтобы люди, которые обещали вам что-то, выполнили обещанное? |
1,2,3,4,5,6,7,8,9 |
6. |
Как часто вам приходится выступать с критическими сведениями в чей-либо адрес? |
1, 2, 3,4, 5, 6, 7, 8,9 |
7 |
Как часто решение возникающих у вас проблем зависит от вашей энергии и напористости? |
1, 2, 3,4, 5, 6, 7, 8,9 |
8 |
Какой процент людей в вашем коллективе чаще всего поддерживают вас, ваши инициативы и предложения? (1 балл - около 10%) |
1,2,3,4,5,6,7,8,9 |
9 |
Как часто у вас бывает оптимистичное и веселое настроение? |
1,2,3.4,5,6,7,8,9 |
10 |
Если все проблемы, которые вам приходилось решать за последний год, условно разделить на теоретические и практические, то каков среди них удельный вес практических? |
1,43,4,5,8,7,8,9 |
11 |
Как часто вам приходилось отстаивать свои принципы, убеждения? |
1,2,3,4,5,6,7,8,9 |
12 |
В какой степени ваша общительность, коммуникабельность способствует решению жизненно важных для вас проблем? |
1,2,3,4,5,6,7,8,9 |
13 |
Как часто у вас возникают ситуации, когда главную ответственность за решение наиболее сложных проблем и дел в коллективе вам приходится брать на себя? |
1,2,3,4,5,6,7,8,9 |
14 |
Как часто и в какой степени ваши идеи, проекты удавалось воплощать в жизнь? |
1,2,3,4,5,6,7,8,9 |
15 |
Как часто вам удается, проявив находчивость и даже предприимчивость, хоть в чем-то опередить своих соперников по работе или учебе? |
1,2,3,4,5,6,7,8,9 |
16 |
Как много людей среди ваших друзей и близких, которые считают вас человеком воспитанным и интеллигентным? |
1, 2, 3,4, 5, 6. 7, 8,9 |
17 |
Как часто вам в жизни приходилось предпринимать нечто такое, что было воспринято даже вашими друзьями как неожиданность, как принципиально новое дело? |
1,2,3,4,5,6,7,8,9 |
18 |
Как часто вам приходилось коренным образом реформировать свою жизнь или находить принципиально новые подходы в решении старых проблем? |
1,2,3.4,5,6,7,8,9 |
Обработка и интерпретация результатов: На основе суммарного числа набранных баллов определите уровень вашего творческого потенциала.
Сумма баллов Уровень творческого потенциала личности
18-39 Очень низкий уровень ым образом реформировать свою жизнь или находить принципиально новые подходы в решении старых пр
40-54 Низкий
55-69 Ниже среднего
70-84 Чуть ниже среднего
85-99 Средний
100-114 Чуть выше среднего
115-129 Выше среднего
130-142 Высокий уровень
143-162 Очень высокий уровень
1.2.Оценка характеристик коллектива (по B.C. Лазареву)
Оцените по 10-балльной шкале соответствие предложенных ниже утверждений:
0 — полностью не соответствует; 10 — полностью соответствует. Долго не задумывайтесь. Подходите к каждому утверждению по отдельности, отложите их анализ до завершения оценки. Постарайтесь быть как можно более объективными, чтобы иметь возможность увидеть, на чем следует сосредоточить свое внимание.
Отметьте выбранные Вами варианты напротив утверждений.
Опросник
1.Все сотрудники в нашем детском саду стремятся делать свою работу как можно лучше.
2.В нашем коллективе всех волнует, каким будет наш детский сад в будущем.
3.Каждый сотрудник хочет быть в курсе всего нового по своей специальности.
4.В нашем детском саду все сотрудники добросовестно выполняют свои обязанности.
5.Сотрудникам для согласования своих действий не требуется помощь заведующего или старшего воспитателя.
6.Решая коллективные задачи, сотрудники быстро находят общий язык.
7.В нашем детском саду сотрудник чувствует себя ответственным за общие результаты.
8.В нашем коллективе конфликт между сотрудниками был бы «чрезвычайным происшествием».
9.Работая в нашем коллективе, сотрудники могут реализовать свои способности лучше, чем в любом другом месте.
10.Сотрудник, который станет работать «с прохладцей», в нашем коллективе быстро почувствует неодобрение своих коллег.
11.Сотрудники-новаторы пользуются уважением в нашем коллективе.
12.Наши сотрудники заботятся о повышении своего профессионального мастерства.
13.Для обеспечения добросовестной работы сотрудников руководству детского сада не требуется прибегать к жесткому контролю.
14.При распределении нагрузки между сотрудниками не возникает проблем, требующих административного вмешательства.
15.Итоги работы детского сада за год всегда активно обсуждаются в нашем коллективе.
16.Все члены нашего коллектива согласны с целями, стоящими перед детским садом.
17.В коллективе не бывает серьезных разногласий из-за неудобного расписания занятий.
18.Все члены коллектива — патриоты нашего детского сада.
19.Все сотрудники стремятся к тому, чтобы у детского сада была наилучшая репутация.
20.Мы стремимся к тому, чтобы все наши выпускники могли успешно обучаться в школе.
21.Наши сотрудники интересуются новшествами, которые появляются в других детских садах.
22.Многие сотрудники, если это необходимо для детского сада, по собственной инициативе делают то, что не входит в их непосредственные должностные обязанности.
23.Взаимопомощь — характерная черта нашего коллектива.
24.Если решения, принятые администрацией, не находят поддержки в коллективе, то всегда можно найти компромисс.
25.При оценке общих результатов деятельности нашего детского сада между сотрудниками редко возникают разногласия.
26.Любые разногласия в работе не перерастают в конфликты между сотрудниками.
27.Возможностей для профессионального роста в нашем детском саду у сотрудников не меньше, чем в каком-либо другом.
28.У всех сотрудников детского сада высокие требования к результатам своей работы.
29.Наши сотрудники постоянно что-то улучшают в своей работе.
30.Сотрудник, не занимающийся самообразованием, в нашем детском саду будет чувствовать себя «белой вороной».
31.Добросовестность в нашем коллективе ценится очень высоко.
32.Ни у кого из сотрудников не возникает затруднения при необходимости согласовать свои действия с другими.
33.Если между кем-то из сотрудников нашего детского сада возникает конфликт, то другие стремятся быстрее погасить его.
34.В нашем коллективе существует единство в понимании проблем детского сада.
35.В нашем коллективе все сотрудники тактично относятся друг к другу.
36.В другом коллективе нашим сотрудникам вряд ли было бы так интересно работать.
37.Сотрудники нашего детского сада стремятся к таким результатам, которыми можно было бы гордиться.
38.На педсоветах и общих собраниях у нас бывает много конструктивной критики нашей работы и предложений по ее совершенствованию.
39.Наши сотрудники перенимают опыт своих коллег.
40.В нашем коллективе существует единое понимание, какими должны быть взаимоотношения между детьми и взрослыми.
41.Никто из сотрудников не примет совета своего коллеги «в штыки».
42.Каждого сотрудника в нашем детском саду интересует, насколько хорошо его коллеги делают свою часть общей работы.
43.Все сотрудники едины в понимании требований, предъявляемых к современным детским садам.
44.При разрешении споров в нашем коллективе каждая сторона внимательно выслушивает другую.
45.При сравнении коллектива нашего детского сада с другими каждый из сотрудников найдет в нем много преимуществ.
46.В нашем коллективе низкий уровень диагностики детей обязательно станет предметом обсуждения для педагогов, работающих в ДОУ.
47.В нашем коллективе хорошая творческая атмосфера.
48.В нашем коллективе вряд ли найдет понимание тот, кто считает, что уже достиг своего «потолка».
49.В нашем коллективе при неудачах никто не станет перекладывать ответственность на других.
50.Сотрудники доброжелательно относятся к новым работникам и помогают им быстрее войти в коллектив.
51.В нашем коллективе существует единое видение детского сада.
52.Среди педагогов не возникает серьезных разногласий при распределении педагогической нагрузки.
53.При решении важных вопросов в коллективе всегда прислушиваются к мнению каждого сотрудника.
54.Сотрудникам нашего детского сада небезразлично, насколько хорошо работают их коллеги.
55.Каждый сотрудник в нашем детском саду уверен, что если он предложит идею какого-либо эксперимента, то встретит заинтересованное отношение своих коллег.
56.Профессиональное мастерство очень ценится в нашем коллективе
57.У нас в детском саду нет недобросовестных работников.
58.У руководства редко возникают проблемы из-за несогласованности действий отдельных сотрудников, работающих вместе.
59.При оценке качества труда сотрудников администрация всегда прислушивается к мнению коллег.
60.В нашем коллективе существует единство взглядов на организацию учебно-воспитательного процесса.
61.В нашем детском саду деловые отношения между сотрудниками подкрепляются хорошими человеческими взаимоотношениями.
62.Нашим сотрудникам повезло в жизни, потому что они попали в наш коллектив.
63.Наличие низкого уровня развития детей все сотрудники ДОУ рассматривают как недоработку детского сада в целом.
64.Быть новатором в нашем коллективе престижно.
65.У нас в детском саду принято учиться на опыте своих коллег.
66.Опытные сотрудники по собственной инициативе помогают своим коллегам.
67.Если коллектив считает, что администрация детского сада приняла несправедливое решение в отношении кого-то из сотрудников, он будет добиваться пересмотра такого решения.
Анализ результатов
Подсчитайте общую сумму баллов. Она является общей оценкой уровня развития Вашего коллектива.
Максимальное количество баллов, которое может быть получено в рамках этого теста — 670. Это результат, характеризующий идеальный уровень развития Вашего коллектива. И чем ниже полученный Вами показатель, тем больше Ваш коллектив отличается в этой области от идеала. Общий уровень развития коллектива зависит от уровня развития его интегральных и первичных характеристик.
1.3.Анкета профессионального роста
Что, на ваш взгляд является наиболее значимым для Вашего профессионального роста?
В зависимости от степени значимости оцените факторы в пределах от 1 до 4 баллов.
1.Обучение на курсах повышения квалификации.
2.Пример и влияние преподавателей на курсах повышения квалификации.
3.Пример и влияние коллег по работе.
4.Возможность экспериментирования и участия в методической работе ДОУ.
5.Пример и влияние администрации и старшего воспитателя.
6.Организация труда в ДОУ и условия работы.
7.Заработная плата.
8.Внимание администрации к проблемам воспитателей.
9.Принцип распределённой ответственности между администрацией и педагогами.
10.Доверие со стороны администрации и ставшего воспитателя.
11.Использование инновационных технологий.
12.Занятия самообразованием.
13.Интерес к работе с детьми.
14.Взаимодействие с родителями детей.
15.Принцип распределённой ответственности между родителями и педагогами.
16.Возможность получения признания в коллективе.
Оценка
1 группа факторов (4 балла), стимулирующих Ваше саморазвитие, тесно связана с мотивами Вашей профессиональной деятельности и педагогическими установками.
2 группа факторов (3 балла) относится к категории «поддерживающих» Ваш интерес.
3 группа факторов (2 балла) зависит от психологической обстановки в коллективе ДОУ и действует на Вас опосредованно.
4 группа факторов (1 балл) – индеферентные (безразличные) для Вас факторы.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Анализ основных понятий
(доклад ведущего семинара)
Дадим основные определения. Понятия «Творчество» и «Педагогическое творчество» нам раскрыл наш коллега. Рассмотрим остальные понятия.
Креативность – это (от англ. create - создавать, творить) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.
На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле — нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если потребность материальна. И смелому, нестандартному, что называется не штампованному подходу к решению проблемы или удовлетворению потребности находящейся в нематериальной плоскости.
Креативность с точки зрения психологии. По мнению Элиса Пола Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности.
Экспертные и экспериментальные оценки способности человека к производству знаний показывают, что креативные способности человека не очень велики. Путем вовлечения всех работников в непрерывное совершенствование организации (метод Кайдзена) креативность организации резко возрастает.
Критерии креативности:
-
беглость — количество идей, возникающих в единицу времени;
-
оригинальность — способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
-
гибкость - важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность;
-
восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
-
метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое;
-
удовлетворенность — итог проявления креативности, при негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.
Имеются несколько гипотез по возникновению креативных способностей. Согласно первой считается, что творческие способности возникли у человека разумного постепенно, в течение длительного времени и явились следствием культурных и демографических изменений человечества, в частности, роста численности народонаселения, путём сложения способностей самых умных и одарённых особей в популяциях, с последующим закреплением данных свойств в потомстве.
По второй гипотезе, высказанной в 2002 году антропологом Ричардом Клайном (англ.) из Стэнфордского университета, появление креативности носило скачкообразный характер. Она возникла вследствие внезапной генетической мутации около 50 тысяч лет назад.
Креативность педагога – это ведущий компонент структуры педагогической одарённости. Ядро одаренности: способности (общие и/или специальные), развитые на уровне выше.
1.1.Способность к осуществлению творческого подхода в педагогической деятельности (креативность):
-
скорость мышления (количество идей, которое возникает за единицу времени);
-
способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую;
-
способность к генерированию идей, которые отличаются от общепринятых, к парадоксальным, неожиданным решениям (для педагога – поиск новых форм, методов, средств учебной и воспитательной деятельности);
-
способность удивляться; открытость и интерес ко всему новому; способность принимать решение в ситуациях неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией;
-
способность к гибкому образному мышлению, которое может проявляться в конструировании новой оригинальной наглядности; гибкость словесного мышления, яркий образный язык, умение „зажечь” детей своим рассказом; выборочность в познании нового; поисково- преобразуюший стиль мышления; творческая фантазия, развитое воображение; проблемное видение ситуации; способность „нарушать покой”; глубоко погружаться в любимую деятельность; стремление к изобретениям, творчеству; интерес к загадкам, парадоксам, импровизации; способность самостоятельно принимать решения; быстро переключать внимание.
1.2.Способность постоянно развивать творческий педагогический опыт, компетентность:
-
желание повышать профессиональную компетентность, получать новые знания, развивать соответствующие умения, навыки педагогической деятельности; способность быстро находить и овладевать в творческом поиске новыми знаниями, расширять свой профессиональный кругозор;
-
умение целеустремленно изучать вопрос или проблему, связанные с педагогической деятельностью;
-
чувство удовлетворения от обогащения опыта педагогической деятельности и в то же время – творческое недовольство уровнем достижений, как условие последующего роста профессиональной компетентности.
1.3.Способность формировать и реализовать творческую стратегию педагогической деятельности:
-
стойкая потребность в систематическом обогащении опыта педагогической деятельности;
-
способность к самостоятельному формированию глубоких и систематических знаний при решении ключевых учебных и воспитательных проблем; умение разрабатывать гибкую стратегию творческой педагогической деятельности на основе определения цели и построения соответствующей программы;
-
способность мобилизовать собственный опыт или быстро приобретать дополнительную компетентность с целью решения важной и сложной педагогической проблемы;
-
чувство ответственности при выполнении творческих профессиональных заданий.
Педагогическая креативность педагога развивается на протяжении всей педагогической деятельности и является решающим фактором его продвижения к вершинам педагогического мастерства. Еще В.О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности. Любая деятельность считается творческой, если ее продукт характеризуется новизной, которая может иметь как объективный, так и субъективный, характер. В педагогике таким продуктом могут быть новые образовательные технологии, формы, методы обучения и воспитания, рост педагогического мастерства воспитателя.
Профессионально – значимые качества личности педагога
Важным фактором, влияющим на эффективность деятельности воспитателя, являются его личностные качества. Молодой человек, независимо от выбора своей будущей профессии, должен быть нацелен на выработку в себе таких личностных качеств, которые позволили бы не только общаться с другими людьми на основе общепризнанных норм человеческой морали, но и обогащать этот процесс новым содержанием. Однако каждая профессия предъявляет специфические требования к личностным качествам потенциального работника, который должен осуществлять профессиональную деятельность успешно.
Ещё в конце XIX века П.Ф. Каптерев, выдающийся русский педагог и психолог, показал в своих исследованиях, что одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются личностные качества учителя. Он указал на необходимость наличия у педагога таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, причём особое внимание он уделял остроумию, ораторским способностям, артистичности. К важнейшим качествам личности можно и нужно отнести готовность к эмпатии, т.е. к пониманию психического состояния учеников, сопереживанию и потребность к социальному взаимодействию. В трудах учёных большое значение придаётся педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.
При рассмотрении качеств педагога как субъекта деятельности исследователи как бы разграничивают профессионально-педагогические качества, которые могут быть очень близки к способностям, и собственно личностные. К важным профессиональным качествам педагога А.К. Маркова относит: эрудицию, целеполагание, практическое и диагностическое мышление, интуиция, импровизация, наблюдательность, оптимизм, находчивость, предвидение и рефлексия, причём все эти качества в данном контексте понимаются только в педагогическом аспекте (например, педагогическая эрудиция, педагогическое мышление). Профессионально-значимые качества личности педагога у А. К. Марковой близки к понятию «способность». Например, «педагогическая наблюдательность — способность по выразительным движениям читать человека, словно книгу» (перцептивные способности) (Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993. С. 24). Рассматривая так же, как и А.К. Маркова, профессионально-значимые качества педагога (педагогическую направленность, целеполагание, мышление, рефлексию, такт), Л.М. Митина соотносит их с двумя уровнями педагогических способностей — проективными и рефлексивно-перцептивными. В исследовании Л.М. Митиной были выделены более пятидесяти личностных свойств педагога (как профессионально-значимых качеств, так и собственно личностных характеристик). Приведём список этих свойств: вежливость, вдумчивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, внимательность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность, идейная убеждённость, инициативность, искренность, коллективизм, политическая сознательность, наблюдательность, настойчивость, критичность, логичность, любовь к детям, ответственность, отзывчивость, организованность, общительность, порядочность, патриотизм, правдивость, педагогическая эрудиция, предусмотрительность, принципиальность, самостоятельность, самокритичность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность (Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. С.20). Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального педагога. Стержнем его, его сердцевиной являются собственно личностные качества — направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «Я».
Одним из основных профессионально-значимых качеств личности педагога является «личностная направленность». Согласно Н.В. Кузьминой, личностная направленность является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической деятельности. В общепсихологическом смысле направленность личности определяется как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, характеризуемая интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. Расширяя это определение применительно к педагогической деятельности, Н.В. Кузьмина включает в него ещё и интерес к самим учащимся, творчеству, педагогической профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей.
Основным мотивом истинно педагогической направленности является интерес к содержанию педагогической деятельности (более чем для 85% студентов педагогического вуза, по данным Н.В.Кузьминой, Характерен этот мотив). В педагогическую направленность, как высший её уровень, включается призвание, которое соотносится в своём развитии с потребностью в избранной деятельности. На этой высшей ступени развития — призвания — «педагог не мыслит себя без школы, без жизни и деятельности своих учеников» (Н.В. Кузьмина).
Индивидуальный стиль деятельности педагога определяют не сами по себе профессионально-значимые качества, а неповторимое многообразие их комбинаций. Можно выделить следующие типы комбинаций профессионально-значимых качеств личности во взаимосвязи с уровнем продуктивности (эффективности) его деятельности:
-
первый тип комбинаций («положительный, без предосудительного») соответствует высокому уровню работы учителя;
-
второй тип («положительный с предосудительным, но извинительным») характеризуется преобладанием положительных качеств над негативными, продуктивность работы оказывается достаточной, негативное, по мнению коллег и учеников, признается несущественным и извинительным;
-
третий тип («позитив, нейтрализуемый негативом») соответствует малопродуктивному уровню педагогической деятельности. Для учителей этого типа главное в работе — направленность на себя, самовыражение, карьерный рост. В силу наличия у них ряда развитых педагогических способностей и позитивных личностных качеств они могут в отдельные периоды работать успешно. Однако искаженность мотивов их профессиональной активности, как правило, приводит к низкому конечному результату.
Таким образом, знание профессионально-значимых личностных качеств современного педагога, их роли в профессиональной деятельности способствует стремлению каждого педагога к совершенствованию этих качеств, что в конечном итоге ведет к качественным изменениям в учебно-воспитательной работе с детьми.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Педагогическое творчество как фактор развития личности воспитателя (доклад воспитателя)
Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.
В.И. Андреев, определяя творчество как вид человеческой деятельности, отмечает ряд признаков, характеризующих ее как целостный процесс:
-
наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи;
-
социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, — это не творчество, а варварство);
-
наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;
-
наличие субъективных (личностных качеств — знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;
-
новизна и оригинальность процесса или результата.
Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой.
Признаки уровней творчества |
|
Источниками творчества могут быть |
|
Условиями творчества могут быть |
|
А теперь рассмотрим непосредственно само педагогическое творчество и все, что с ним связано.
Педагогика - одна из интереснейших социальных дисциплин, которая имеет дело с самыми широкими социальными процессами. И за всем этим космосом чувств, диалогов - реальные люди, реальные дети, реальные воспитатели. Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Педагогическое творчество, представляя особый феномен, при всей специфике имеет много общего с деятельностью ученого, писателя, артиста.
Следовательно, педагогическая деятельность — процесс постоянного творчества. В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, педагог так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристическою поиска: анализ педагогической ситуации; проектирование результата в соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач.
Творчество обусловлено творческим потенциалом личности, который, если вести речь о педагоге, формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идеи, умении и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. С другой стороны, опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта, как отдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов.
Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности. При этом авторы приводят разные перечни таких признаков. Они выделяют способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.
Педагогическое творчество характеризуется различными уровнями:
-
уровень воспроизведения готовых рекомендаций, т.е. уровень элементарного взаимодействия, педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует «по методичке», «по шаблону», по опыту других;
-
уровень оптимизации деятельности, начиная с планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержания, методов и форм воспитания;
-
эвристический, когда воспитатель использует творческие возможности живого общения с ребенком;
-
высший уровень (личностно-самостоятельный), который характеризуется полной самостоятельностью, использованию готовых приемов, но в которое вкладывается личностное начало, поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития группы.
Проявление педагогического творчества
Здесь я рассмотрю сферу и условия, способствующие проявлению педагогического творчества. Творческая деятельность учителя, по мнению В.В. Краевского, осуществляется в двух основных формах: применение известных средств в новых сочетаниях к возникающим в образовательном процессе педагогическим ситуациям и разработка новых средств применительно к ситуациям, аналогичным тем, с которыми учитель уже имел дело ранее. На своей первой стадии творческий педагогический процесс представляет собой установление новых связей и комбинаций, известных ранее понятий и явлений и может быть реализован на основе специальной методики. Оптимальные пути его осуществления, возможно, определить посредством алгоритма или при помощи - эвристической системы правил, следуя которым легче найти решение. Предписания к педагогической деятельности, нормы этой деятельности — необходимое научно обоснованное руководство для учителя в его работе. Выполнение этих предписании (если они принимаются именно как руководство, а не как догма) открывает учителю простор для подлинно творческой работы.
Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности и охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую. Однако для осуществления творчества в педагогической деятельности необходим ряд условий (Н.В. Кузьмина, В.А. Кан-Калик):
-
временная спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени;
-
сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов;
-
отсроченность результата и необходимость его прогнозирования;
-
атмосфера публичного выступления;
-
необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций.
Часто сферу проявления творчества педагога непроизвольно сужают, сводя ее к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Между тем творчество педагога не в меньшей мере проявляется и при решении коммуникативных задач, выступающих своеобразным фоном и основанием педагогической деятельности. В.А. Кан-Калик, выделяя наряду с логико-педагогическим аспектом творческой деятельности учителя и субьективно-эмоциональный, отмечает наличие в деятельности педагога коммуникативного творчества (поиск и нахождение новых коммуникативных задач, новых средств мобилизации межличностного взаимодействия учащихся на уроке, создание новых форм общения в групповой работе учащихся).
В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построение программы самосовершенствования.
Педагог всегда творит в соавторстве с воспитанниками. Это позволило ученым педагогам В. А. Канн - Калику и Н.Д. Никандрову описать варианты сотворчества педагога с детьми:
-
педагог не соотносит свой творческий процесс с деятельностью воспитанников; творит для себя и от себя; (пример: перестановка мебели в группе по инициативе, по плану и под неуклонным руководством воспитателя);
-
педагог соотносит свое творчество с деятельностью группы, управляет общим творческим процессом (та же перестановка мебели, но не под диктатом, а при соучастии воспитателей и детей);
-
педагог учитывает нюансы деятельности отдельных воспитанников;
-
педагог создает общую концепцию воспитательного мероприятия (дела, занятия), учитывает особенности отдельных детей, обеспечивает им индивидуальный подход и получает при этом лучший результат.
Недаром в последние годы в педагогике укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога - творчески развитые дети». Творчески работающий педагог своими личностными качествами побуждает в воспитанниках развитие творческой активности. К качествам такого педагога относятся: нацеленность на формирование творческой личности (социальный выбор содержания, методов, приемов, форм и средств педагогической деятельности); педагогический такт; способность к сочувствию, сопереживанию; артистизм; развитое чувство юмора; умение ставить неожиданные, интересные, парадоксальные вопросы; создание проблемных ситуаций; умение возбуждать вопросы детей; поощрение воспитателем детского воображения; знание детьми творческих способностей и склонностей своего воспитателя.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»