« Использование геометрического материала в целях развития пространственного воображения детей»
Дятлова Галина Алексеевна
МКОУ « Нижнемордокская СОШ» Глушковского района Курской области
Учитель начальных классов, руководитель клуба « Гимнастика для ума»
Тема педагогического опыта:
« Использование геометрического материала в целях развития пространственного воображения детей»
2013-2014 г.
На уроках математики и на внеурочных занятиях клуба « Гимнастика для ума» я стараюсь использовать задания геометрического содержания, которые способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, воображения, умения выделять частные и общие признаки предметов, умения сравнивать предметы.
И эти задания вызывают у детей огромный интерес и желание работать. Вот примеры геометрических заданий:
1.Деление заданной геометрической фигуры ( прямоугольника,квадрата,треугольника) на заданные части.
Раздели нарисованный прямоугольник на 2 ( затем на 4) треугольника; на квадрат и 2 прямоугольника; на квадрат и 4 треугольника.
2.Составление заданной фигуры из фиксированного числа частей, которые выбираются из множества приведённых на рисунке .
Например :
1)На каждой полоске раскрась 2 такие части, из которых можно составить круг.
2)Найди в круге подходящие по форме части. Расставь номера и раскрась одинаковые части одним цветом.
В случае затруднения мысленного выполнения этого задания можно предложить детям вырезать имеющиеся части и ,выбрав нужные , сконструировать из них круг.
Однако для развития воображения в последующих случаях выполнения аналогичных заданий нужно стремиться к тому, чтобы дети выполняли их мысленно, а затем только практически проверяли правильность своего решения.
3.Задания, направленные на понимание взаимного расположения фигур на плоскости и умение выражать это математическими терминами.
Например:
Возьми красный карандаш и отметь точку, которая была бы расположена внутри всех трёх нарисованных фигур.
Возьми синий карандаш и отметь точку, которая была бы расположена внутри квадрата и овала , но вне треугольника.
Возьми жёлтый карандаш и отметь точку, которая была бы расположена внутри треугольника и овала, но вне квадрата.
Возьми чёрный карандаш и отметь точку ,которая была бы расположена внутри треугольника, но вне квадрата и овала.
Возьми коричневый карандаш и отметь точку, которая была бы расположена внутри квадрата, но вне треугольника и овала.
Возьми простой карандаш и отметь точку , которая была бы расположена внутри овала, но вне треугольника и квадрата.
Возьми любой фломастер и отметь точку, которая была бы расположена вне всех трёх фигур.
4. Задания на отыскание и пересчёт предметов, представленных в завуализированном виде.
Например :
Пересчитай предметы и запиши в квадрате ,сколько их.( Ставьте на найденном предмете точку, крестик или какой -нибудь другой знак).
5.Задания на преобразование и перестроение геометрических фигур и предметов, которые выложены ,например , из счётных палочек.
Отсчитай 15 одинаковых палочек. Построй из них 5 равных квадратов, как показано на рисунке.
Убери 4 палочки так, чтобы осталось 3 одинаковых квадрата.
Проводимый в процессе поиска решения мысленный анализ возможных вариантов способствует, безусловно , развитию воображения детей,формирует умение представлять возможные изменения в фигуре.
6.Задания на отыскание пары одинаковых фигур ,одна из которых задана,а вторая находится среди множества различных по конфигурации частей какой –либо одной фигуры.
Например: найти пары для фигур Е, Н, О среди частей квадрата, изображённых справа
и занумерованных числами от 1до 13.
Каждую пару одинаковых фигур раскрась одним и тем же цветом, а затем запиши эти пары. Е=……, Н=….., О=…… .
7.Задания по топологии.
Предлагается , не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды изобразить предложенные фигуры.
Сначала дети выполняют эти задания наугад, а затем в ходе аналогичной работы знакомятся с простейшими сведениями по топологии: чётными, нечётными вершинами изображённого предмета или фигуры( вершина, из которой исходит четное число линий, называется четной , а вершина , из которой исходит нечётное число линий , называется нечетной), а также с тремя важными свойствами:
-
Фигуру, у которой все вершины чётные, можно начертить одним росчерком.
-
Фигуру, у которой только 2 нечётные вершины, можно начертить одним росчерком.
-
Фигуру с более чем двумя нечётными вершинами невозможно начертить одним росчерком.
8. Задания на отыскание недостающей фигуры.
1)Нарисуй недостающую маску клоуна.
2) Подумай ,какой круг пропустили. Нарисуй его в пустом квадрате.
9.Задания на установление закономерности и продолжение ряда, состоящего из геометрических фигур:
9 . Логические задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой.
Задачи на выделение признака отличия наглядно представлены двумя группами фигур ( по 6 фигур в каждой группе).
Решение задачи заключается в нахождении главного признака отличия фигур одной группы от другой.
Найти ,чем все 6 фигур одной группы отличаются от фигур другой группы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(Признаком отличия является их форма: слева-треугольники, справа- четырёхугольники.)
В формировании у детей математических представлений широко используются игры- головоломки.
Игра « Танграм»
Игра проста в изготовлении. Квадрат размером 8х8 из картона разрезают на 7 частей.
В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм.
Используя все 7 частей , плотно присоединяя их одну к другой , можно составить очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.
Дети должны знать не только названия геометрических фигур , но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путём, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры. У них должно быть развито умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путём разрезания и составлять их из частей.
Игровые упражнения « Дорисуй», « Дострой»
Назначение этих упражнений развитие у детей геометрического воображения, пространственных представлений, закрепление знаний о геометрических фигурах.
На листах бумаги изображаются геометрические фигуры, например круги разных размеров, на расстоянии один от другого. Ученик должен дорисовать , закончить изображение предмета, имеющего в своей структуре круглую форму ( например, дети рисуют снеговика, неваляшку, зайца и т.д.)
Логические задания .
-
« Какая фигура здесь лишняя и почему?»
-
« Найди чем отличается»
Игры на передвижение с целью составления картинки, упорядочивания по признаку.
Назначение игры- развитие образного и логического мышления, комбинаторных способностей , смекалки и находчивости. умения планировать ход поисков.
Подбирают 2 картинки , одна картинка является образцом, другую картинку разрезают на 9 частей .Одну из частей, на которой нет изображения убирают.
Можно предложить детям расположить геометрические фигуры в порядке увеличения размеров.
Цель игры состоит в восстановлении картинки передвижением частей используя пустую клетку.
Игра представляет упрощенный вариант игры в « 15».
На уроках математики и на занятиях внеурочной деятельности советую использовать следующую литературу:
-
Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.
-
Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.
-
Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-наДону.2008г.
-
Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2007г.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
К сожалению актуальность текста не 100%.
Согласно требованиям портала (раздел Справка Главного меню) в колонтитуле документа необходимо размещения логотипа портала.