"Разговор о вежливости"
«Разговор о вежливости» |
(занятие в группе продленного дня) |
МБОУ «Верхнетоемская средняя общеобразовательная школа»
|
Комарова Елена Николаевна-
воспитатель группы продленного дня,
первая квалификационная категория.
165500. Архангельская область,
с. Верхняя Тойма,
ул. Центральная, дом 6, кв. 1
Пояснительная записка
В наше время вопрос о формировании нравственного воспитания стоит на первом месте. С приходом детей в школу их круг общения и обязанностей расширяется: ребенок учится быть воспитанным, дорожить дружбой, держать слово, быть честным.
Данное занятие помогает создать условия для формирования этических норм поведения. Его можно провести как классный час, или как занятие в группе продленного дня.
К занятию прилагается презентация, выполненная на интерактивной доске.
Если нет интерактивной доски, то можно выполнить аналогичную презентацию в Microsoft Office PowerPoint.
План мероприятия
-
Постановка проблемы.
-
Ввод в тему.
-
Основная часть
1.Послушивание аудиозаписи В. Осеевой «Волшебное слово»
2. Игра «Вежливые слова»
3. Разыгрывание ситуаций
4. В. Пивоварова «Вежливый ослик»
-
Заключительная часть
-
Стихотворение Маршака «Ежели вы вежливы»
-
Закройте слова, не относящиеся к вежливому человеку.
-
Работа со словарем.
-
Итог занятия
1.Собери пословицу (работа в парах).
2.Вежливость – это…
-
Релаксация
Разговор о вежливости
Цель: создать условия для формирования этических норм поведения.
Задачи:
- закрепить и углубить знания учащихся о вежливости;
- прививать детям этические нормы поведения;
-развивать творческие способности;
учить работать со словарем.
Оборудование: интерактивный комплекс, аудиозапись произведения В. Осеевой «Волшебное слово», толковый словарь, атрибуты для инсценирования .
Вхождение в занятие
На носочках потянулись,
И друг другу улыбнулись
Ты мой друг и я твой друг
Будет радуга вокруг.
А у радуги цвета – как наше настроение (какие цвета у вашего настроения?)
-
Постановка проблемы
Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, но как вдруг заметил Лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.
У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность - в пещере поселилась змея. Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. "Нужно поздороваться, - подумал он, - но с кем? С пещерой, конечно!"
И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:
- Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.
До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.
- Входите, входите! - ответила она, желая обмануть Кролика.
Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.
- Простите, что я побеспокоил вас, - сказал он. - Я совсем забыл, что меня ждёт Крольчиха! До свидания! - и бросился бежать прочь со всех ног.
Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда ещё никому не повредила. Змея же свернулась в клубок и проворчала:
- Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешения войти!
-Что подумал Кролик?
-Что помогло Кролику избежать встречи со змеей?
-
Ввод в тему:
-Ассоциация со словом вежливость .
Вежливость – это … (ответы детей, которые фиксируются на доске)
Вывод: Быть вежливым, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям.
-Как вы думаете, помогает вежливость человеку? Как?
- Давайте проверим ваши аргументы на примерах. Исследуем понятие слова вежливость. И в конце занятия я попрошу ответить на вопрос: «Нужно ли быть вежливым и зачем?» Сверим ваши высказывания со словарем.
-
Основная часть:
-
Прослушивание аудиозаписи до выделенных слов.
Валентина Александровна ОСЕЕВА
Волшебное слово
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
- Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
— С тобой что-то случилось?
— Ну и ладно! А вам-то что? — покосился на него Павлик.
— Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…
— Ещё бы! — сердито буркнул мальчик. — Я скоро совсем убегу из дому.
— Убежишь?
— Убегу! Из-за одной Ленки убегу. — Павлик сжал кулаки. — Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!
— Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.
— Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…
Павлик засопел от обиды.
— Пустяки! — сказал старик. — Один поругает, другой пожалеет.
— Никто меня не жалеет! — крикнул Павлик. — Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!»
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
— Что же, не берёт тебя брат?
— А почему вы всё спрашиваете?
Старик разгладил длинную бороду.
— Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…
Павлик раскрыл рот.
— Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни — тихим голосом, глядя прямо в глаза…
— А какое слово?
Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:
— Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
— Я попробую, — усмехнулся Павлик, — я сейчас же попробую. — Он вскочил и побежал домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски — зеленые, синие, красные — лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.
«Обманул старик! — с досадой подумал мальчик. — Разве такая поймёт волшебное слово!..»
Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась.
Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
— Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
— Ка-кую тебе?
— Мне синюю, — робко сказал Павлик.
Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
— Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.
Бабушка выпрямилась.
Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке…
— Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.
«Волшебник! Волшебник!» — повторял он про себя, вспоминая старика.
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
— Возьми меня, пожалуйста.
За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
— Возьми его, — вдруг сказала сестра. — Что тебе стоит!
— Ну, отчего же не взять? — улыбнулась бабушка. — Конечно, возьми.
— Пожалуйста, — повторил Павлик.
Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
— Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
«Помогло! Опять помогло!»
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.
-Как вы думаете, какое волшебное слово сказал старик мальчику?
- Как оно помогло мальчику?
-
Игра «Вежливые слова»
- Растает даже ледяная глыба от слова теплого («спасибо!»)
-Зазеленеет старый пень, когда услышит: («Добрый день!»)
-Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь: («Здравствуйте!»)
-Когда нас бранят за шалости, говорим: («Простите нас, пожалуйста»)
-И во Франции, и в Дании на прощанье, говорят: («До свидания!»)
-Если больше есть не в силах, скажем маме мы: («Спасибо!»)
-Как иначе мы называем эти слова?
Физминутка «Игра на внимание» (дети выполняют только те просьбы, в которых есть слово «пожалуйста»).
-
Разыгрывание ситуаций
-Ученик опоздал на урок (Ученик без стука входит в класс, раздевается, садиться на место, начинает все доставать. У него все падает. Он начинает собирать. Учитель вынужден прервать урок, делает ему замечание и запись в дневник).
-Автобус (В переполненный автобус входит старушка). Действие пассажиров, обсуждение ситуации.
Вывод: вежливым нужно быть не только в школе, но и в жизни.
4.Ученик читает рассказ В. Пивоварова «Вежливый ослик» (читает ученик)
Был ослик очень вежливый,
Воспитанный он был.
Всем улыбался, кланялся и «Здравствуй» говорил.
Потом он отходил назад и говорил:
«Тюлень, тюфяк, а заяц – трус, а лев – дурак,
А слон – обжора и толстяк».
Ни разу доброго словца, он ни сказал ни про кого.
- И я прошу тебя, дружок, не будь похожим на него!!!
-Был ли Ослик вежлив? Почему?
Вывод: вежливый человек должен быть честен сам к себе и к другим.
Слово не должно расходиться с делом.
-
Заключительная часть.
1. Стихотворение Маршака «Ежели вы вежливы»( читает ученик)
Ежели вы Ежели вы И ежели вы И ежели вы |
И ежели вы И ежели вы вежливы, И ежели вы Знал одного ребенка я. Нет, ежели вы |
Обсуждение стихотворения
2.Закройте слова, не относящиеся к вежливому человеку.
самостоятельный |
добрый |
высокий |
внимательный |
грустный |
бледный |
неуклюжий |
уважительный |
старательный |
отзывчивый |
ленивый |
агрессивный |
приветливый |
воспитанный |
злой |
опрятный |
слабый |
честный |
3.Работа со словарем
|
Значение
слова Вежливый по словарю
Ушакова:
ВЕЖЛИВЫЙ
вежливая,
вежливое; вежлив,
вежлива, вежливо. Учтивый, благовоспитанный, приличный. Вежливый человек. Вежливое обращение. Вежливо (нареч.) попросить. Вежливо(нареч.) обратиться к
кому-н.
-
Итог занятия
1.Собери пословицу (работа в парах). Проверяем (работа с интерактивной доской)
Пословицы даны на листочках в разбивку.
-
Доброе слово человеку,
что дождь в засуху
Слово лечит, но
слово и ранит
От вежливых слов
язык не отсохнет
От одного слова,
да навек ссора
Ласковое слово,
что весенний день
Вежливость ничего не стоит,
но много приносит
2.Вежливость – это ….(Ответы детей, которые сравниваются с началом занятия)
-
Релаксация
-Что нового вы узнали на занятии?
-О чем бы хотелось рассказать дома, друзьям.
-Какие вежливые ситуации вам помогали в жизни?
-Я думаю, что я вежлив, потому что…..(продолжить фразу)
Литература
-
Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня: конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. Вып. 2/авт.-сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005. – 382с.
-
Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Авт.-сост. Л.И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007. – 272с.- (Мастерская учителя)
-
Учебно – воспитательные занятия в группе продленного дня:
конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. Выпуск 2
Автор составитель Н. А. Касаткина 2-е издание стереотипное. Волгоград: Учитель, 2008.382с.
Интернет источники
-
http://www.world-art.ru/
Приложение
К занятию прилагается презентация, созданная на интерактивной доске.
1 слайд
Тема занятия.
Воспитание – это ….. (Дети высказывают свои мнения, воспитатель фиксирует на доске. Это поможет подвести итог мероприятия).
2слайд
Аудиозапись «Волшебное слово» В. Осеевой. (Можно остановить прослушивание в любой момент)
3 слайд
Закройте слова, не относящиеся к вежливому человеку. ( Слова закрывают красными прямоугольниками)
4 слайд
Словарная работа
5 слайд
Собери пословицы. (Работа в парах с раздаточном материалом. Затем работа с доской. Вторая часть пословиц перемещается)
6 слайд
Спасибо всем за внимание
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Возможности использования спичек в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Творчество М. А. Шолохова: аккумуляция и ретрансляция культурного кода»
О повторонй загрузке, пожалуйста сообщите письмом
С уважением Дулатова Н.И.
Спасибо!
С уважением Комарова Е. Н.