Принципы гуманной педагогики
Тип материала: другое, конкурсная работа (Всероссийский конкурс научно-практических материалов “Педагогический менеджмент”)
просмотров: 1086
-
Что дал Вам педсовет о гуманной педагогике?
________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Изменится ли что-либо в Вашей жизни и педагогической деятельности после этого педсовета?
__________________________________________________________________________________________________________________________
-
Появилось ли у Вас желание попытаться реализовать в Вашей педагогической деятельности идеи гуманной педагогики?
__________________________________________________________________________________________________________________________
-
Что дал Вам педсовет о гуманной педагогике?
________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Изменится ли что-либо в Вашей жизни и педагогической деятельности после этого педсовета?
__________________________________________________________________________________________________________________________
-
Появилось ли у Вас желание попытаться реализовать в Вашей педагогической деятельности идеи гуманной педагогики?
__________________________________________________________________________________________________________________________
-
Что дал Вам педсовет о гуманной педагогике?
________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Изменится ли что-либо в Вашей жизни и педагогической деятельности после этого педсовета?
__________________________________________________________________________________________________________________________
-
Появилось ли у Вас желание попытаться реализовать в Вашей педагогической деятельности идеи гуманной педагогики?
__________________________________________________________________________________________________________________________
СВОД ПРАВИЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
-
Проявляйте живой интерес к жизни ребенка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным переживаниям; при необходимости содействуйте, помогайте, выражайте ему “сорадость”, сочувствие.
-
Общайтесь с ребенком как со взрослым, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания.
-
Делайте день рождения каждого ребенка праздником в классе, высказывайте ему пожелания, преподносите ему в подарок уроки, рисунки, сочинения о нем, давайте ему почувствовать, как его любят, уважают учитель и товарищи, каких успехов они от него ждут.
-
Устанавливайте с каждым ребенком личные, доверительные взаимоотношения, вызывайте доверие и искренность ребенка к вам вашей доверительностью и искренностью к нему.
-
Любите смеяться вместе с детьми, веселитесь, играйте, шалите вместе с ними.
-
Говорите с детьми спокойным, располагающим к себе голосом и экспрессией.
-
Свою раздражительность поведением ребенка выражайте ноткой намека на то, что вы от него этого не ожидали, что у вас о нем более высокое представление.
-
Выражайте живой интерес к увлечениям (хобби) отдельных детей (собирание марок, открыток, составление альбомов и пр.), участвуйте в них.
-
Удивляйтесь, восхищайтесь, радуйтесь, когда тот или иной ребенок совершает достойный поступок, проявляет смекалку и сообразительность, мыслит сосредоточенно.
-
Поощряйте творческую деятельность детей, помогайте им писать пьесы, ставить спектакли, оформлять их художественно и музыкально, готовить художественные утренники, выступать со своей самодеятельностью перед родителями, другими учениками, детсадовцами.
-
Научите детей выпускать книжки с собственными рассказами, сказками, сочинениями, стихами и т.д., интересуйтесь этими книжками, читайте их, берите их с разрешения автора показать своим коллегам.
-
Предлагайте детям стать художниками книжек с рассказами, стихами, сказками, напечатанными на листках, которые следует сложить и сшить, оформить обложки, нарисовать в них картины по содержанию произведения, а также объяснить слова, поставить вопросы к тексту.
-
Извиняйтесь перед ребенком, если по какой-либо причине не можете сразу ответить на познавательный вопрос, с которым он обращается к вам; объясните причину откровенно, скажите, что дадите ответ через несколько дней, и не забудьте выполнить обещание.
-
Приобщайте родителей к школьной жизни своих детей, приглашайте их руководить кружками, дежурить в школе, устраивайте с ними встречи детей.
-
Пишите письма родителям с положительной оценкой поступка ребенка, по поводу достижения успеха в учении, по любому значительному поводу, достойному одобрения.
-
Предлагайте родителям присутствовать на уроках.
-
Делайте урок аккумулятором жизни детей, цените, любите, принимайте и провожайте каждый урок.
-
Знакомьте детей с планом урока, с содержанием заданий, принимайте во внимание пожелания детей по содержанию урока.
-
Приглашайте детей быть соучастниками ваших педагогических поисков, высказывать свое мнение по поводу того или иного метода, задания и т.д., применяемых вами с целью апробирования.
-
Поощряйте детей ставить вопросы, спрашивать, спорить, выражать собственное мнение, утверждать свою позицию, относитесь к мыслям, утверждениям, оценочным суждениям, отношениям и т.д. детей серьезно, с достоинством.
-
Провоцируйте дискуссии детей с вами, давайте им возможность доказывать вам, объяснять ошибку, опровергать ваше утверждение и тогда, признав их правоту, выражайте им благодарность за то, что не дали вам углубиться в своем заблуждении.
-
Учите детей этично высказывать и доказывать свое мнение, спорить.
-
Поощряйте поисковую, исследовательскую деятельность детей, отдельного ребенка, практикуйте на уроках чтение научных докладов, обсуждение отдельных вопросов.
-
Учите детей думать, проявляйте свое поощрительное отношение к детям, умеющим думать, размышлять, обдумывать.
-
Размышляйте вслух сами, чтобы давать детям образцы, как думать, как искать решение задачи, как обсуждать, оценивать.
-
Часто предлагайте детям письменные задания с размышлениями о самом себе, о своих взаимоотношениях с окружающими его людьми, об отношении их к нему.
-
Подчеркнуто уважайте право ребенка оберегать его спокойствие от шума и другого рода раздражений при обдумывании задачи, при выполнении письменной работы.
-
Можно самому тоже писать вместе с детьми сочинение, выполнять самостоятельные задания, контрольную работу, а затем знакомить их с результатами своих стараний, давайте возможность высказывать свои оценочные суждения.
-
Призывайте детей самим находить и исправлять допущенные ошибки в своих письменных работах; исправленные самими ошибки в дальнейшем не считать за ошибки.
-
Предлагайте детям на уроках альтернативные материалы, задачи и задания.
-
Пользуйтесь способом “допущения” ошибок, давайте детям возможность обнаруживать их и исправлять; благодарите детей за содействие.
-
Не ставьте одного ребенка в пример другому ни в прилежании, ни в поведении.
-
Помогайте ребенку превзойти самого себя.
-
Замечайте и радуйтесь, когда ребенок достигает успеха.
-
Задавайте детям домашние задания в ненавязчивых формах, разрешайте самим тоже задавать себе задания.
-
Предлагайте детям задания с целью определения своих предельных возможностей, давайте им возможность пробовать себя в отношении заданий последующих классов.
-
Поощряйте стремление детей браться за решение сложных задач и заданий, помогайте им учиться способам их решения.
-
Приобщайте детей к подбору учебного материала, предлагайте им заполнять учебники своими страницами с дополнительным материалом.
-
Предлагайте желающим готовить и проводить на уроках свои “пятиминутные уроки”, помогайте им в проведении таких уроков.
-
Обращайтесь к детям с просьбой помочь вам составить для использования на уроках сложные задания, головоломки и ребусы и при их применении на уроках не забывайте указывать, кто их автор.
-
Проявляйте интерес к тому, понравился ли детям урок, прислушивайтесь к их пожеланиям.
-
Выражайте детям свою благодарность за содействие в проведении интересного урока.
-
Приносите детям свои извинения, если урок не вызвал в них эмоционального и интеллектуального удовлетворения, пытайтесь вместе с детьми выяснить причины.
-
Придавайте особое значение усилиям, стараниям ребенка в выполнении задания, интересуйтесь, с какими трудностями встречался ребенок и как их преодолевал.
-
Проявляйте свое оптимистическое отношение к возможностям ребенка, особенно когда его постигает неудача.
-
При своих оценочных суждениях по поводу работы ребенка больше опирайтесь на положительное, достигнутое, на продвижение; ошибки и неудачи рассматривайте на фоне достигнутого.
-
Поощряйте самооценочную и оценочную деятельность каждого ребенка, давайте ему возможность оценивать свою работу вслух, высказывать свою оценку о работе товарища.
-
Стремитесь к овладению изящным исполнением педагогических процессов.
-
Следите за чистотой вашей речи, не допускайте ее загрязнения.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Апалиха
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
Принципы Гуманной Педагогики
Подготовила Евсеева Ольга Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ с. Апалиха Хвалынского района
Саратовской области
2014 г.
Цель педсовета: распространение идей гуманно-личностного подхода среди педагогов школы.
Задачи:
- знакомство с принципами гуманной педагогики, осмысление её идей;
- формирование позитивной мотивации педагогов на внедрение гуманно-личностной педагогики в учебно-воспитательном процессе;
-повышение уровня профессионализма через развитие творческого потенциала, социокультурной, коммуникативной, психологической компетенций учителя.
Форма проведения: круглый стол.
Участники: учителя школы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Подготовительная работа: за неделю до педсовета учителям предлагается самостоятельно ознакомиться с «Манифестом гуманной педагоги» (myshared.ru›Манифест гуманной педагогики) и подготовить небольшое выступление о том, насколько они в своей практике придерживаются продекларированных в нём принципов.
Список литературы:
-
Амонашвили Ш.А. Баллада о воспитании. – Донецк, 2008.
-
Амонашвили Ш.А. Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний, Учителю надо впитать море света. – Донецк, 2009.
Интернет-ресурсы:
План проведения педсовета
-
Организационный этап.
-
Вместо вступления.
-
Объявление темы и эпиграфа педсовета.
-
Информационный этап (выступление ведущих)
-
Слово о Шалве Александровиче Амонашвили.
-
Понятие гуманной педагогики.
-
Цель гуманной педагогики.
-
Основы гуманной педагогики.
-
Практический этап.
-
Урок как мастерская гуманной педагогики (выступления учителей).
-
Обсуждение мультфильма «Буревестник» с позиций гуманной педагогики.
-
Рефлексия.
-
Анкета.
-
Пожелания и вручение памятки.
Ход педагогического совета
Принципы Гуманной Педагогики
Если мы решились устремиться к такой возвышенной цели – воспитывать в Ребенке Благородного Человека, то наш воспитательный процесс должен быть тоже благородным.
Такое воспитание называется гуманно-личностным подходом, в более широком смысле – гуманной педагогикой.
Ш.А. Амонашвили
-
Организационный этап. (Слайд 1)
-
Вместо вступления. Музыка. Эмоциональный настрой. Чтение стихотворения наизусть:
Прикоснись ко мне добротой –
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой.
Прикоснись ко мне добротой,
Как целебной живой водой, -
И приду на встречу с тобой
Самым первым цветком весной.
Если мыслей твоих звездопад
Позовёт меня в звёздный сад,
Я тотчас поспешу за тобой,
Стану новорождённой звездой.
Марианна Озолиня
-
Объявление темы и эпиграфа педсовета. (Слайд 2)
II. Информационный этап.
-
Слово о Шалве Александровиче Амонашвили. (Слайд 3)
Шалва Александрович Амонашвили – один из педагогов-новаторов, провозгласивших педагогику сотрудничества. Окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета, работал в школе, учился в аспирантуре, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. В настоящее время живет в Москве (Россия). Его система «Школа Жизни» (гуманно-личностный подход) рекомендована Министерством Образования РФ для применения на практике. По созданной им философской системе – «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе «Школа Жизни» работают и учатся учителя в разных странах ближнего и дальнего зарубежья.
Сам Шалва Александрович утверждает, что всем принципам гуманно-личностного подхода к ребенку, он научился у классиков мировой педагогики – К. Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко и у многих других. Что, собрав разноцветные кирпичики их опыта, он только объединил их в единое целое. Шалва Александрович призывает педагогов постоянно обогащать свое педагогическое мастерство, черпая из чистейшего и богатейшего родника педагогической мудрости.
Несмотря на почтенный возраст, Шалва Александрович ведет активную творческую жизнь: проводит семинары и мастер-классы с учителями России и стран СНГ, Балтии, Украины. Работает со студентами и аспирантами. Он является научным руководителем целого ряда лабораторий и центров в разных странах мира, а также экспериментальных школ Москвы и Санкт-Петербурга; руководит Международным Центром Гуманной Педагогики. Он является инициатором проведения ежегодных Международных Педагогических Чтений в Москве.
В настоящее время Ш.А. Амонашввили – доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, Лауреат Государственной премии Российской Федерации, заслуженный профессор Московского Городского педагогического Университета; почетный профессор ряда университетов разных стран.
Его перу принадлежат десятки педагогических, психологических и художественных произведений, многие из которых переведены на разные языки.
Несмотря на колоссальную эмоциональную и физическую нагрузку, он предельно внимателен и доброжелателен к людям, никто не видел его раздраженным или грубым.
-
Понятие гуманной педагогики.
Научное направление «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе» хотя и было апробировано еще в 60-70 годах прошлого столетия, но именно в настоящее время оно получило огромную популярность среди учителей, воспитателей, родителей, среди ученых и студентов педагогических вузов.
Что же это за явление в педагогическом пространстве – гуманная педагогика? Обратимся за ответом к классику мировой педагогики – Константину Дмитриевичу Ушинскому. Он считал, что «весь смысл гуманного воспитания есть воспитание духа». Такое воспитание должно стать неотъемлемой составляющей предметного обучения. При этом сам процесс учебы должен быть интересным и наполненным сотворчеством учителей и детей. Он писал: «Должно постоянно помнить, что следует передать ученику не только те или другие познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания. Эта способность <…> должна остаться с учеником и тогда, когда учитель его оставит, и дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной его души. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач всякого школьного учения». Именно таким видит образовательный процесс Ш.А. Амонашвили: «Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой и провозглашает природосообразность в качестве высшего закона. Она в основу всякого развития ребенка кладет утверждающее развитие его духовности и человечности. Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству».
-
Цель гуманной педагогики. (Слайд 4)
Главной целью гуманной педагогики является
воспитание благородного человека.
В последнее время много говорят о педагогических технологиях, разрабатывают новые стандарты обучения, критерии оценивания знаний. Но ведь человек – не компьютер, не робот, куда можно вложить определенное количество знаний, а потом – спрашивать результат! В отличие от машины, у ребенка есть душа и сердце. И, если в процессе обучения не происходит облагораживание человеческой души, то неизвестно, какое место займут полученные знания в душе человека, и как он впоследствии ими распорядится.
Амонащвили пишет: «В настоящее время учителя разделились на две категории. Первая, махнув на все рукой, стала исполнять функцию «давателя уроков», беспрекословно приняв «технологии». Такие учителя, как правило, жалуются на «невозможных детей», на родителей своих учеников, которые не хотят заниматься детьми, на малую зарплату и на каторжный учительский труд. Вторая, понимая свою ответственность перед будущим и перед детьми, ищет пути выхода из тупика. Гуманная педагогика для тех, кто находится в поисках своей учительской истины».
-
Основы гуманной педагогики. (Слайд 5)
Законы учителя: (Слайд 6)
-
любить ребенка,
-
понимать ребенка,
-
восполняться оптимизмом к ребенку;
Руководящие принципы учителя: (Слайд 7)
-
принцип очеловечивания среды вокруг ребенка,
-
принцип уважения личности ребенка,
-
принцип терпения в становлении ребенка;
Заповеди учителю: (Слайд 8)
-
верить в безграничность ребенка,
-
верить в свои педагогические способности,
-
верить в силу гуманного подхода к ребенку;
Опоры в ребенке: (Слайд 9)
-
стремление к развитию,
-
стремление к взрослению,
-
стремление к свободе.
Философия гуманной педагогики исходит из следующих допущений:
-
Ребенок – это явление в нашей жизни. Никто не приходит на Землю случайно. Если человек родился, значит так надо, чтобы это явление произошло.
-
У каждого человека есть определенная жизненная задача. Как виноградная косточка несет в себе качества определенного сорта, так и ребенок является носителем тех качеств, которые должны проявиться и окрепнуть в процессе взросления. Взрослые, развивая, воспитывая и обучая, должны взращивать в ребенке все лучшее, чтобы потом он мог полностью исполнить свою миссию.
-
Ограничены только физические возможности ребенка его физиологическими особенностями и генетикой. Нравственное и культурное совершенствование не имеет пределов. Воспитание и образование должны способствовать этому процессу.
В природе любого ребенка заложены «природные движущие силы», которые управляют его устремлениями и действиями. Этими силами являются:
- страсть к развитию;
- страсть к взрослению;
- страсть к свободе.
Страсть к развитию. Развитие ребенка происходит в процессе преодоления трудностей. Период начальной школы – самый благоприятный для развития детей. В это время ребенок интуитивно сам ищет трудности. Именно этим и объясняются шалости детей, зачастую неразумные и опасные. Педагогическое задание состоит в том, чтобы создать такое образовательное пространство, в котором было бы реализовано стремление ребенка к развитию и были предоставлены возможности преодоления трудностей в процессе учебы. Но при этом, трудности должны согласовываться с индивидуальными способностями и возможностями детей.
Страсть к взрослению. Все дети мечтают стать взрослыми. Свое стремление они могут реализовать только в общении с взрослыми. От того, какой взрослый будет рядом с ним, зависит то, каким человеком он станет. Как считает Шалва Александрович, ребенку нужен «мудрый взрослый», создающий такую атмосферу в классе, в которой каждый ребенок может ощутить себя нужным. Для этого, взрослый должен общаться с детьми на равных, постоянно утверждать в каждом из них личность, проявлять доверие, поручать посильные взрослые дела, устанавливать сотрудничество и пр. В гуманной педагогике педагог стремится создать такую среду, в которой ребенок мог бы чувствовать себя взрослым там, где он пока еще ребенок.
Третья движущая сила, заложенная природой в ребенке – это страсть к свободе. Ребенок стремится избежать мелочной опеки взрослых, не любит слушать поучений и наставлений. Так как ребенок стремится стать взрослым, и в нем заложено стремление к свободе, то возникает постоянное противостояние ребенок – взрослый. Конечно, ребенку нельзя позволять делать все, что он желает – это будет безответственностью. Но и воспитывать детей в атмосфере постоянных запретов и принуждений тоже нельзя. Как же быть? Гуманная педагогика предлагает интересный выход: предоставить ребенку свободный выбор своей несвободы. Конечно, создание таких условий уже целиком зависит от творящего терпения учителя, которое включает и равноправное общение, и сотрудничество, и веру в возможности ребенка, и взаимное уважение и взаимные обязанности.
Полминутки для шутки (Слайд 10)
III. Практический этап.
-
Урок как мастерская гуманной педагогики. (Слайд 11)
Поделитесь своим опытом использования на практике гуманно-личностного подхода (выступления учителей по желанию).
Давайте сравним принципы традиционной и гуманной педагогики
(Слайд 12)
Выводы:
Суть гуманной педагогики определяется не только целями и задачами образовательного процесса, но и средствами, которыми они должны быть достигнуты. Сердцем образовательного процесса является общение учителя с учеником.
Первое условие – атмосфера доброжелательности в классе, на протяжении всех минут занятия, а для этого не много нужно: улыбка, добрый взгляд, мягкие жесты, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, великодушие по отношению к любому, кто совершил оплошность, допустил ошибку, в том числе и к учителю.
Снятие страха – второй шаг к успеху ребёнка на уроке. Учитель говорит что-то вроде: «Ничего страшного, если будет ошибка, всегда можно исправить, а если не получится, мы будем знать, как не надо делать.». Такой настрой помогает снять психологическую зажатость, позволяя ребёнку мобилизовать все силы и способности.
Главный итог урока – это отношение к нему учеников.
-
Посмотрим с юмором на себя со стороны. Просмотр и обсуждение мультфильма «Буревестник» (Слайд 13):
- Какие принципы гуманной педагогики нарушил учитель?
IV. Рефлексия. Музыка (та же, что в начале педсовета)
-
Анкета (письменно) (Слайд 14)
-
Пожелания (Слайд 15) и вручение памятки.
Три пожелания Ш.А. Амонашвили учителю!
Первое пожелание. Чтобы о вас люди, в первую очередь родители, коллеги, могли с восхищением говорить: “ЕССЕ НООМО!” (“Экце хомо!”), что означает: “Вот человек!”
Второе пожелание. Чтобы девизом вашего творческого развития стала мысль: “DОСЕМОО DISCIMUS” (“Доцендо дисцимус”), что означает: “Уча, мы сами учимся”.
Третье пожелание. Чтобы в педагогическом процессе, в общении с детьми вас не покидало наставление древних мудрецов: “ЕRRАRЕ НUМАNUM Е5Т” (“Эррарэ хуманум эст”), что означает: “Человеку свойственно ошибаться”.
(Слайд 16)
Решение педагогического совета :
1.Учителям-предметникам изучить литературу по гуманной педагогике и в своей практике применять идеи гуманно-личностного подхода.
2. Всему педагогическому коллективу способствовать созданию гуманно-личностной образовательной среды в единстве с родителями и учащимися как равноправными субъектами образовательного процесса.
3. С целью распространения идей гуманной педагогики провести на базе школы районный семинар на тему «Гуманная педагогика как основа современного образования».
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»