Развитие положительной учебной мотивации участников УВП как важное условие улучшения качества образования и развития творческого мышления
Артемовская общеобразовательная школа I-II ступеней №1
город Артемовск
Донецкая область, Украина
ЗАСЕДАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА ПО ТЕМЕ:
«Развитие положительной учебной мотивации участников УВП как важное условие улучшения качества образования и развития творческого мышления»
Участники: директор школы - Рудцкая Елена Павловна,
завуч школы – Штепа Инна Викторовна,
педагогический коллектив школы.
Цель: выявить проблемы формирования мотивации учебной деятельности школьников в современных условиях и пути решения; обозначить способы создания положительного отношения к учебе и физическому развитию учащихся, способы воспитания чувства долга и ответственности у школьников; пояснить учащимся значимости обучения для личности и общества; определить мотивационный аспект одаренного ученика и психологический аспект мотивации учебной деятельности.
Дата: 12.11.2013г
Форма проведения: творческая лаборатория
Участники: педагогические работники школы
Оборудование: ИКТ, дидактический материал
Подготовительная работа: работа творческой группы.
План проведения педсовета:
1. Доклад заместителя директора по УВР «Проблемы формирования мотивации учебной деятельности школьников в современных условиях».
2. Содоклады:
1.Способы создания положительного отношения к учебе у учащихся.
2.Способы воспитания чувства долга и ответственности у школьников.
3.Пояснение учащимся значимости обучения для личности и общества.
4.Создание на уроках ситуаций заинтересованности теоретическим материалом.
5.Способы создания положительного отношения детей к физическому развитию.
6.Роль эмоциональных методов мотивации обучения.
7.Мотивационный аспект одаренного ученика.
8.Психологический аспект мотивации учебной деятельности.
3. Практическая часть.
4. Итоги педсовета (проект решения).
Ход педсовета:
«Проблемы формирования мотивации учебной деятельности школьников в современных условиях»
«Тончайшие роднички, из которых наполняется река единства обучения и воспитания - это желание ребенка учиться. Но как же открывать те роднички, как сделать, чтобы они не заилились? Чем предупредить тревожное явление, с которым, к сожалению, часто приходится сталкиваться нам, педагогам: скажем, ребенок несла в школу огонек жажды знаний, но он быстро погас, зато родился самый страшный, самый лютый враг обучения - равнодушие?»
В.Сухомлинский
Мотивация к обучению - одна из главных условий реализации учебно-воспитательного процесса. Она не только способствует развитию интеллекта, но является движущей силой совершенствования личности в целом. Формирование мотивации у учащихся к учебно-познавательной деятельности является одной из главных проблем современной школы. Мотив - это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности.
Социальный заказ общества требует от учреждений образования повышение качества обучения и воспитания, развитие и формирование конкурентно - способного выпускника. Основными мотивами обучения у школьников есть: личностное развитие, интерес, результат деятельности, желание в будущем стать квалифицированным специалистом, потребность в познании нового.
К сожалению, с каждым годом дети все более теряют интерес к учебе. Почему одни ученики охотно идут в школу, а другие отказываются учиться и прогуливают уроки? Почему кто-то успешно вписывается в школьный социум, а у кого-то в школе проблемы? Среди проблем, стоящих перед современным образованием, есть одна, которая каждый день приобретает все большую актуальность. Это проблема низкого уровня знаний учащихся (анализ достижений). Жалобы учителей на нежелание учиться и недисциплинированностб учащихся не прекращаются. Отношения между педагогами и школьниками нередко перерастают в конфликтные.
Хочется разобраться в причинах данного явления. Безусловно, в каждом конкретном случае причины таких ситуаций разные. Однако существуют и общие. Среди них можно назвать отсутствие познавательных интересов, психологическую неготовность к обучению, негативное отношение в некоторых семьях к школе и учителям, где родители имели собственный печальный опыт.
Жесткие отношения в обществе сделали подростков более агрессивными и жестокими. Иногда они позволяют себе панибратское отношение к нам, учителям. Четко проявляется непринятие оценок взрослыми, независимо от их правильности. Существуют отвлекающие факторы. Вокруг бурлит жизнь, существует множество соблазнов (телевидение, компьютер), а потому, когда школьник стоит перед выбором между необходимостью делать нужное, но не всегда захватывающие домашнее задание и возможностью просмотра фильма или телепередачи, то чаще всего предпочтение отдается последнему.
Одной из проблем, что заслуживает особого внимания, является отсутствие интереса к учебе, нежелание ребенка ходить в школу. Мотивация, ее формирование и коррекция лежат в основе школьных успехов и невзгод. Низкая успеваемость, школьная дизадаптация, недостаточный уровень культуры, что непосредственно влияет на поведение и общение ученика, далеко не полный перечень трудностей, с которыми мы сталкиваемся в условиях школы почти ежедневно.
Вроде бы и создается много для обучения. А причина проблемы проста - ребенок не понимает, зачем ему это нужно. То есть нет мотивации.
«Способы создания у учащихся положительного отношения к учебе»
В младшем школьном возрасте желание учиться присутствует. Идя в школу первоклашки страстно желают хорошо учиться, чтобы радовать окружающих. Желание быть лучшим, нравиться другим. Дети даже обижаются, если им не задают домашнее задание, не оценивают. Творческий педагог младшей школы использует в своей работе игровые методы, развивает, побуждает к творчеству. И маленький фантазер отвечает взаимностью.
В процессе анкетирования учащихся (приложение 2) выявлено, что
у детей присутствует сильная потребность в общении со сверстниками, они охотно откликаются на групповые формы работы с интерактивными методами обучения, где есть возможность соперничать, выигрывать, все это также положительно влияет на желание учиться.
Нередко бывает, что интерес к учебному предмету, пробужденный учителем, перерастает в глубокий интерес к определенной отрасли науки и определяет выбор жизненного пути. То, что говорит любимая учительница, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит ребенку чужой человек.
Заинтересованный своим предметом, с творческим подходом к преподаванию, широкой образованностью и эрудицией учитель собственным примером влияет на учеников. Школьникам нравится в любимых для них учителях, кроме этих умений и знаний такие черты их личности, как отзывчивость, сердечность, внимательность к запросам и интересам детей. Поведение учителя, его моральное лицо - все это важные факторы воспитания положительного мотива учения.
На желание учеников учиться также влияет и оценивание знаний учащихся. На первый взгляд обычное дело, но оценка - это умение учителей найти правильный подход к каждому ребенку, умение лелеять в ее душе огонек стремления к знаниям. Оценка не должна унижать достоинство ученика, наказывать за незнание, ведь он только учится. Оценка не должна быть моральным кнутом, которым постоянно запугивают ребенка и родители, и некоторые учителя.
Не менее важна роль родителей. Исследования доказывают, что успешное обучение детей в школе зависит от определенных особенностей поведения родителей, если они помогают детям развивать уверенность в собственных силах, поощряя выполнения посильных задач в школе и дома. В таких семьях дети окружены теплом и любовью, а методы контроля и поддержания дисциплины характерны скорее для авторитетного, чем авторитарного стиля родительского поведения. Дети знают границы дозволенного, но при этом чувствуют себя в безопасности и уверены, что их любят.
И, наверное, самое важное, что родители успевающих учеников постоянно общаются с ними. Анализируют вместе прочитанную книгу или просмотренный фильм, внимательно выслушивают их мнение, регулярно беседуют с ними. Родители поддерживают интерес детей к познанию и подают им в этом пример.
«Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства - это первая заповедь воспитания. В наших школах не должно быть несчастливых детей, душу которых гнетет мысль, что они
ни на что не способные. Успех в учебе - единственный источник внутренних сил ребенка, которые порождают энергию для преодоления трудностей, желание учиться»
(В.Сухомлинский)
Лучший учитель тот, кто пробуждает у учеников желание учиться. Эта неоспоримая истина провозглашалась в той или иной форме прогрессивными педагогами всех времен.
При подготовке к педсовету среди учителей было проведено анкетирование (приложение 1) с данной проблемой. Среди наиболее удачных методов и приемов создания позитивного настроя учащихся на уроке учителя отмечают следующие:
1. Создание игровых ситуаций;
2. нестандартное начало урока;
3. нестандартный урок;
4. применение интересных развивающих задач;
5. использование дополнительных внепрограммных материалов.
Наиболее оптимальными методами и приемами мотивации учебной деятельности учителя считают:
1. проблемно-поисковые, актуальные, практические, интерактивные, личностно-ориентированные методы и принципы работы;
2. индивидуальные, парные, групповые формы работы, сотрудничество учителя и учащихся на уроке;
3. беседа, лекция, соревнования, игры и др.
При подготовке к уроку, выбирая методы и приемы мотивации, учителя учитывают специфику класса и индивидуальные возможности учащихся.
Важная роль в мотивации учащихся к обучению отводится стилю общения учителя с учениками во время урока и во внеурочное время. Приоритетным определен демократический стиль общения, который выбрали все 100% учителей.
Учителя школы умеют формировать у учащихся глубокие мотивы обучения, создавая для этого соответствующие условия на уроках.
Чтобы научить ребенка, надо не просто передать ему знания и умения, но и вызвать в нем ответную активность, познавательную или практическую. Важным структурным элементом этой активности является мотивация, в которой отражается отношение школьников к учебе.
Практическая часть
Теоретические вопросы, вынесенные на педагогический совет «Развитие положительной учебной мотивации участников УВП как важное условие улучшения качества образования и развития творческого мышления» мы рассмотрели. А теперь - несколько минут для их практического применения.
Упражнение «Моделирую мотивацию».
Задание: составить мотивацию вводного урока по украинскому языку (5-й кл.).
Тема. Значение языка в жизни общества. Украинский язык - государственный язык Украины.
Задание: составить мотивацию вводного урока английского языка (6-й кл.).
Тема. Представление. Рассказ о себе.
Задание: составить мотивацию вводного урока по литературе.
Тема:
Задание: составить мотивацию вводного урока по математике (5-й кл.).
Тема. Повторение учебного материала за предыдущие классы.
Задание: составить мотивацию вводного урока по физкультуре (8-й кл.).
Тема. Правила общей гигиены и санитарии. Вредность курения.
Задание: составить мотивацию вводного урока по биологии (9-й кл.).
Тема.
Задание: составить мотивацию вводного урока по русскому языку (6клас)
Тема:
Задание: составить мотивацию вводного урока по природоведению, математике (1-4 кл)
Заместитель директора школы: Прежде чем приступить к творческой работе, послушайте пример мотивации на первом уроке географии в 6-м классе.
Тема. География - наука о природе земной поверхности, о населении и его хозяйственной деятельности. Каждый из вас живет в каком-то доме. Это может быть большое многоэтажное здание или небольшой одноэтажный дом. Вы прекрасно знаете, где у вас расположена кухня, где спальня, где выключатель электричества, где проложены трубы отопительной системы, где ваше рабочее место, как пользоваться газовыми приборами. Невозможно представить себе человека, который не знает расположение комнат в доме или квартире. А к каким последствиям может привести неумение пользоваться газовой плитой? Человек может отравиться газом, может произойти взрыв, который приведет к разрушению дома. Землю часто сравнивают с большим домом, а мы с вами - одни из его обитателей. А география - именно та наука, которая расскажет, где находятся «комнаты и другие помещения» этого дома: горы, равнины, города, океаны, озера и т.п.; поможет ориентироваться в этом огромном помещении; расскажет, как в «земные помещения» поступают энергия и вода - солнечные лучи и вода гидросферы... (По А. Стаднику)
Заместитель директора школы:
- Методом «незаконченных предложений» предлагаю закрепить информацию, полученную на педсовете:
• Побуждение, которое является причиной активности личности, определяет ее стремление - это ... (мотивация).
• Способами формирования у учащихся положительного отношения к обучению является:...
• Самая сильная мотивация к обучению - ... (заинтересованность).
• Способами формирования у учащихся позитивного отношения к физической активности являются:...
• Получить вознаграждение и избежать наказания - это два основных метода, которые ... (формируют поведение человека).
• Когда ребенок живет в атмосфере поддержки, он ... (учится быть уверенным в себе).
• Когда ребенок осознает цель своего обучения, он ... (преуспеет).
Знать, что такое мотивация, какие ее виды существуют, их характерные черты, психофизические проблемы мотивации учебной деятельности, уметь сформулировать мотивационную часть урока, создать на уроках ситуацию заинтересованности теоретическим материалом, использовать способы воспитания у учащихся чувство долга и ответственности и многое другое мы должны для того, чтобы спроектировать и провести эффективный урок. Я подготовила вам памятку «С чего начинается эффективный урок».
Памятка «С чего начинается эффективный урок»
• На ошибках учатся. Ошибки даже нужны для учебного процесса. Дети не должны бояться допустить ошибку.
• Давайте детям максимально проявить свою инициативу. Учите учеников самостоятельно думать и работать.
• Творческое отношение к работе и обучение - залог эффективного урока.
• Не у всех детей хватает терпения и настойчивости постепенно переходить от простого к сложному. Не давайте ученикам разувериться в своих силах.
• Если ваш голос выражает раздражение, разочарование и уныние, дети запомнят именно эти эмоции, а не мудрость, которую вы пытались до них донести.
• Каждый учащийся по-своему воспринимает материал. Учитывайте это.
• Лучший тот диалог, в процессе которого дети откликаются не на слова, а на мысли.
• Доброй памяти предшествует пристальное внимание.
• Мысли ученика гораздо продуктивнее мысли учителя.
• Чему-то научиться можно только практикой.
• Повторять изученный материал нужно с интервалами. Так экономнее и эффективнее.
• Создавайте проблемные ситуации на уроках. Там, где нет выбора, нет мышления.
• Если ребенок удивляется - он начинает мыслить. Новые идеи - продукт творческого воображения.
• Заинтересованность - самая сильная мотивация к обучению.
• Учите детей делать заметки.
• Запоминание материала часто зависит от его изложения. Об уровне учителя можно сделать вывод из того, как он умеет высказываться.
• Есть два основные мотива, которые формируют поведение человека: получить вознаграждение и избежать наказания. Применяйте эти мотивы на уроках.
• Если учитель стоит, он больше привлекает к себе внимание детей.
• Планируйте дискуссии, диспуты на уроке. Это усиливает внимание детей.
• Учитель не должен говорить без умолку. Дети не успевают за его мыслями.
• О том, насколько интересным является содержание урока, делайте вывод не со своей точки зрения, а с точки зрения учеников. Особенно тщательно готовьте начало урока. Часто именно от него зависит успех всего занятия.
Итоги педсовета
Анализируя состояние неуспеваемости учащихся, ищем ли мы, учителя, причины? Видим ли только лень или слабое развитие? И, видимо, не каждый задумывается над правильным выбором учебного материала, качеством преподавания, неумением организовать активную учебно-познавательную деятельность детей.
Сегодня уже есть основания говорить и о новом мощном источнике мотивации - рынке труда. Атмосфера конкуренции, потребность отстоять, улучшить свою жизненную позицию, стремление к успеху, наконец, страх безработицы, - все эти присущие рыночные факторы формируют особую социальную психологию, которая передается детям уже в семье. Поэтому появляется потребность побыстрее "встать на ноги", "добиться чего-то" через обучение.
Учителя школы умеют формировать у учащихся глубокие мотивы обучения, создавая для этого соответствующие условия на уроках. Но этот процесс рассчитан на творчество учителя, его постоянное совершенствование. Недаром еще в К. Ушинский писал: «Учитель живет до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».
Следовательно, настоящий учитель каждым своим словом и действием должен убеждать учащихся в своей искренности, доброжелательности и справедливости. Только при этом условии можно воспитывать положительные мотивы к обучению, как к ответственному, интересному и радостному труду.
Мы все работаем, чтобы обучение было эффективным и плодотворным, стало радостью и удовольствием для каждого ребенка. И если верить Г. Остроградскому, что «Хорошие учителя создают хороших учеников», то в будущем ученики нашей школы станут настоящими людьми.
Проект решения педагогического совета:
1) Изучить и обобщить к 05.01.2014 г. состояние формирования положительных мотивов учебной деятельности учащихся 1-9 классов и заслушать на совещании при директоре. (Администрации школы)
2) Разработать рекомендации до 01.12.2013 г. по внедрению методов мотивации учебной деятельности школьников. (Члены методического совета)
3) Учителям - предметникам в своей работе учесть рекомендации по внедрению эмоциональных, познавательных, волевых и социальных методов мотивации во время проведения учебных занятий.
4) Практическому психологу к 05.01.2014 г. посетить учебные занятия в 1-9 классах и сделать психологический анализ применения положительных мотивов учебной деятельности школьников.
5) Вопрос об этапы внедрения этого решения в практическую деятельность школы заслушать на педагогическом совете в марте 2014г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета для учителей
1. Назовите самые удачные методы и приемы создания позитивного настроя учащихся на уроке.
2.Какие методы и приемы мотивации учебной деятельности вы считаете оптимальными?
3.Каким из них вы отдаете предпочтение в своей работе?
4.Как именно во время подготовки к уроку, выбирая методы и приемы мотивации, вы учитываете:
• специфику класса;
• индивидуальные возможности учащихся;
• условия работы на уроке.
5. Или вы составили собственную систему методов мотивации учебной деятельности?
6.Удается ли вам выработать у учащихся рациональные способы умственного труда и навыков самоорганизации; если да, то какими методами и средствами?
7. Часто ли вы создаете такие условия на уроке, когда у ученика активно формируются элементы «же» (самоконтроля, самоанализа, самооценки)?
8.Какой стиль общения с учащимися на уроке для вас является приоритетным:
• авторитарный;
• демократический;
• либеральный.
9. Какой характер учебной деятельности в вас преобладает:
• репродуктивный;
• конструктивный;
• творческий.
10. Которых уроков в вас больше:
• что достигли поставленной цели;
• частично достигли цели;
• не достигли цели.
11. Сложно ли вам выбирать методы и приемы мотивации учебной деятельности?
Нуждаетесь ли вы в помощи и в какой именно?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анкета для учеников
1.Какой учебный предмет вам нравится больше всего?
2.Какой предмет вы ответственнее учите?
3.Причина этого?
4.Какую цель ставите перед собой, изучая определенный предмет?
5.Или учитель мотивирует вас к обучению?
6.Назовите самые удачные методы и приемы создания учителем позитивного настроя учащихся на уроке.
7.Часто учителя создают на уроке условия, при которых у вас активно формируются элементы «само-» (самоконтроля, самоанализа, самооценки)?
8.Какой стиль общения учителя с учениками на уроке вам больше всего нравится:
• авторитарный;
• демократический;
• либеральный.
9.Ваши предложения для интересного проведения уроков.
Тест-анкета на выявление мотивации учащихся.
1. Я учусь потому, что на уроке интересно.
2. Я учусь потому, что заставляют родители.
3. Я учусь потому, что хочу больше знать.
4. Я учусь, чтобы потом хорошо работать.
5. Я учусь, чтобы принести радость родителям.
6. Я учусь, чтобы не отставать от товарищей.
7. Я учусь, чтобы не опозорить свой класс.
8. Я учусь потому, что в наше время нельзя быть незнайкою.
9. Я учусь потому, что мне нравится учитель (который?).
Список литературы
1.Веснина
Н.И.
Классный час "Образование
и формирование жизненных планов",
"Если хочешь стать боссом".
//
Классный руководитель. - 2008. - № 7. - С.
3-15.
2.Дъячкова
О.Ф.
Классный час "Роль
самовоспитания при планировании
карьеры", "Что может помочь в
планировании карьеры".
// Классный
руководитель. - 2008. - № 7. - С. 15
3. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения.- М., 1990.
4. Лукьянова М. Учебная мотивация как показатель качества образования. //Народное образование. 2001. № 8. С.77-89.
5. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М., 1982.
6. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1982.
7. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1979
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Увлекательное создание историко-географических карт на основе программ: PowerPoint, Remove.bg, Web-Tool.org»
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Международный вебинар «Формирование читательской грамотности младших школьников средствами цифровой образовательной среды»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ