«Проценты. Решение задач» (профилактика табакокурения)
Цель: Закрепить умение решать задачи на проценты. Решение задач на проценты с помощью конкретных примеров пагубного влияния никотина на организм человека.
Задачи:
Образовательные:
Отработать практические умения и навыки нахождения дроби от числа, процентов от числа на примерах решения задач по вычислению процентов.
Воспитательные:
Воспитание негативного отношения к табакокурению.
Привитие потребности в здоровом образе жизни.
Пропаганда здорового образа жизни, расширение знаний о вреде курения.
Развивающие:
Способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, выделение главного в понимании поставленного вопроса, переноса знаний в новую ситуацию, развитию внимания и памяти.
Развитие внимания, сообразительности.
Оборудование: проектор, тесты для учащихся. Карточки для домашнего задания.
Ход урока
Сообщение темы и цели урока.
Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о здоровье человека с помощью решения задач на проценты.
Какие вредные привычки для здоровья может приобрести человек, если не будет думать о последствиях? (алкоголь, курение, наркотики).
Так давайте же разберемся, откуда взялась такая вредная привычка, как курение, и на самом деле как она влияет на здоровье человека. Попробуем разобраться с этим с точки зрения математики.
Устный счет.
Начиная курить, люди не всегда задумываются, к чему может привести эта вредная привычка? А стоило бы. Какой же вред наносит курение организму?
Задание:На доске зашифрованы слова – части тела, на которые пагубно влияет курение, вы сможете их разгадать, если вспомните правила:
Как перевести дробь в %?
Как % представить в виде дроби?
Как найти дробь от числа (% от числа)?
Ученики проговаривают вслух правила и выполняют задания, представленные на доске, один из учащихся заполняет клетки буквами, соответствующими правильным ответам.
Представьте % в виде дроби: 13%; 4%; 110%; 72,8%; 50%.
Переведите число в %: 0,52; 3; 0,9; 0,017; 0,17.
Найдите: 8% от 10; 12% от 4; 15% от 20.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
С | Г | Е | А | Ц | Ж | Л | Д | И | О | Р | К | Т |
52 | 90 | 0,04 | 0,5 | 1,7 | 1,1 | 0,48 | 3 | 17 | 0,728 | 0,13 | 0,8 | 300 |
с | е | р | д | ц | е |
| л | ё | г | к | и | е |
| р | о | т |
| к | о | ж | а |
1 | 3 | 11 | 8 | 5 | 3 |
| 7 | 3 | 2 | 12 | 9 | 3 |
| 11 | 10 | 13 |
| 12 | 10 | 6 | 4 |
Мы получили слова: «сердце», «лёгкие», «рот», «кожа».
Ребята, а вы знаете, как курение влияет на эти части тела? Это мы сейчас посмотрим в презентации, как меняются эти органы у курильщиков.
(По ходу показа слайдов небольшие комментарии).
Сердце– сужает кровеносные сосуды, делая работу сердца по перекачиванию крови более трудной.
Лёгкие– затрудняет нормальное дыхание, что снижает твои спортивные результаты.
Рот– повреждает слизистые оболочки губ, языка, носоглотки; изменяет вкусовую чувствительность; приводит к кашлю; приводит к неприятному запаху при дыхании.
Кожа– температура кожи падает; морщины на лице появляются раньше.
Кроме этого при курении ухудшается внешность, теряется зрение и слух, развиваются заболевания дыхательных путей, внутренних органов, повышается раздражительность, неуравновешенность, из-за быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость.
А как же этот яд для организма пришел к нам в Россию. Об этом мы послушаем наших одноклассников.
Сообщение учащихся.
Когда человек курит, то медленно сгорает табак и образуется дым. Дым состоит из множества вредных веществ, среди которых – ядовитые. Это никотин, угарный газ и табачные смолы. Никотин отрицательно влияет на работу сердца – оно быстро изнашивается. Угарный газ затрудняет доступ кислорода в организм, а табачные смолы засоряют легкие. Ученые установили, что извлеченный из пяти сигарет никотин убивает кролика, а из 100 –лошадь.
Впервые с табаком познакомились участники экспедиции Христофора Колумба, наблюдавшие, как индейцы выпускали изо рта дым, который они втягивали из листьев, свернутых в трубки и зажженных на конце. Такие трубки индейцы называли «сигаро». Нередко индейцы клали сушеные тлеющие листья в специальные сосуды, которые называли «табако». В Европу табак был ввезен со второй экспедицией Колумба испанским монахом Романом Пано в 1496 г. В 1560 г. табак попал во Францию. Французский посол в Португалии подарил его Екатерине Медичи, которая страдала приступами головной боли (мигренью). По совету Нико королева измельчала табак и нюхала его. Действительно, это на некоторое время приносило ей облегчение, и в благодарность Жану Нико это целебное средство Екатерина Медичи стала называть никотином. Так табак стал применяться, как средство от всех болезней. В Россию табак был завезен англичанами и немцами в начале XVIIстолетия. Курение и нюханье табака жестоко преследовалось. Уличенные в курении строго наказывались: их били кнутом, а торговцам отрезали носы, рвали ноздри и ссылали в далекие города. С приходом к власти Петра Iбыл отменен запрет. Так постепенно все народы пристрастились к курению. Теперь эта вредная привычка «прижилась» во всем мире и «уходить» не собирается.
Решение задач.
1) Одна сигарета разрушает 25 мг витамина С. Дневная норма приема витамина С 500 мг. Сколько витамина ворует у себя тот, кто выкуривает 14 сигарет в день? Сколько витамина С у него остается? (350 мг; 150 мг)
2) Известно, что в среднем 80% курящих страдают заболеваниями легких. Найдите количество больных, если курят 500 человек. (400)
3) Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика 6 – 10 минут. В общем, курящие дети сокращают себе жизнь на 15%. На сколько лет уменьшают свою жизнь курящие дети, если средняя продолжительность жизни России 56 лет?
4) Найти уровень смертности детей при родах у курящих матерей в процентах от всего количества детей, умирающих при родах. При родах умерло 230 детей, из них 130 детей курящих матерей.
5) До куренья спортсмен попадал в цель 200 раз. После куренья 1 сигареты он попал 176 раз. На сколько % уменьшилось попадание в цель?
6) Сколько денег тратят в семье, где один курильщик, допустим – папа? В день он выкуривает 1 пачку и тратит 45 руб. подсчитайте, сколько денег потратит семья на сигареты в год. Что можно купить на эти деньги?
Игра «Комплимент» – физкультминутка.
Разделитесь на группы, и каждый должен сделать комплимент себе. Начиная словами: «Я люблю себя потому что...» и заканчивая монолог фразой: «И поэтому забочусь о своем здоровье». В конце игры все встают и хором произносят: Мы любим, друг друга и заботимся друг о друге.
Выполнение теста.
При курении в воздух поступает 50% всех ядовитых веществ. А им дышат окружающие, Получается, что некурящие «курят». Выполнив задания теста, вы узнаете, как называют таких «курильщиков». Тест вы будете выполнять парами.
ТЕСТ
1) Найди число, если 5% его равны 480.
96 – р 9,6 – а 9600 – п 960 – к
2) Найди 20% от 300.
60 – а 6 – у 10 – е 0,6 – о
3) Вырази 46% в виде десятичной дроби.
4,6 – р 460 – п 0,46 – с 46 – н
4) Представь 1,7% в виде десятичной дроби.
0,017 – с 17 – в 0,17 – ц 1,7 – ш
5) Вырази в процентах число 0,04.
40% – у 0,4% – т 400% – м 4% – и
6) Сколько процентов число 6 составляет от 200?
0,03% – б 0,3 % – к 3% – в 30% – с
7) Длительно, и многокурящие заболевают язвой желудка в 10 раз чаще. В отделении 33 человека. Сколько человек могли бы не заболеть?
3 – б 30 – н 10 – е 11 – к
8) 30 больных перенесли инфаркт (нарушение питания участка сердечной мышцы и его омертвение). Известно, что среди них 80% курящих. Сколько человек могли бы быть здоровыми?
24 – ы 16 – а 7 – в 6 – а
9) Курящие дети сокращают жизнь на 15%. Определите, какова продолжительность жизни (предположительно) нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет?
47 – я 47,6 – е 38,2 – а 50,4 – у
П
| А
| С
| С
| В
| Н
| Ы
| Е
|
Все ядовитые вещества разрушительно влияют на организм человека. Каждая сигарета отнимает от 5 до 15 минут жизни. Курение – причина таких болезней, как рак лёгких, сердечные заболевания, хронический бронхит, язва желудка, инсульт, болезни ног. От причин, связанных с потреблением табака, ежегодно умирают 300 тысяч человек.
Никотин вызывает привыкание (зависимость) к сигаретам. Организм курильщика не усваивает кислород в нужном для человека количестве. Отсюда ухудшение памяти, внимания, повышение утомляемости зрения, снижение слуха и скорости чтения.
В легких при курении постепенно скапливается табачный дым и сажа. Кашель травмирует легкие, в которых накаливается слизь, дыхание становиться слабым. Спортивные и учебные показатели значительно снижаются.
Домашнее задание.
Из данных текстов составить задачи и решить их.
1) В одной сигарете содержится 8 мг никотина. Синильная кислота составляет 50% от никотина. Табачного дёгтя в 10 раз больше, чем никотина. Окись углерода составляет 80% от количества табачного дёгтя. Определите содержание самых ядовитых веществ в одной сигарете.
2) В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм: никотина 2%, а синильная кислота составляет часть никотина; табачного дегтя в 7,5 раз больше, чем никотина; окись углерода составляет от количества табачного дегтя, полоний 210 составляет от количества окиси углерода.
Итог урока.
Любая зависимость опасна для вашего здоровья. Урок хочется закончить стихотворением – пожеланием для вас.
Сегодня вечером, как ляжешь спать,
Ты должен так себе сказать:
«Я выбрал сам себе дорогу к свету
И, презирая сигарету,
Не стану ни за что курить.
Я – человек! Я должен жить!»
Я умею сказать «НЕТ – курению».
Использованная литература.
1. Задачник-собеседник. (50 задач о вреде курения) Сафонова П.Ф. –М.: «Наука», 1996
2. Петров П.А. Курение и болезни. 1981 г.
3. Марутина О.Н. Задачи по здоровьесберегающей тематике на уроках математики в 5 – 7 классах.
4. Алимова Т.М. Здоровье: Сборник заданий по математике на тему здоровья. 5 – 9 классы. – М.: 2003
Сведения об авторе:
-
Фамилия, Имя, Отчество, занимаемая должность
Ершова Любовь Германовна
учитель математики
-
Место проживания
г. Кунгур, Пермский край
-
Образовательное учреждение
МАОУ СОШ №1
-
Дисциплина
Математика
-
Учебник, по которому ведется обучение
математика 5 класс, И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович
-
Название работы, класс
Урок математики по теме
«Проценты. Решение задач»
(профилактика табакокурения)
(для учащихся 5 класса)
Продолжительность – 45 минут (1 урок)
Используется презентация
-
количество слайдов – 9;
-
среда (редактор), в которой выполнена презентация – Microsoft office PowerPoint 2003;
-
цель использования презентации и задачи, решение которых реализуется с помощью презентации;
-
наглядное представление материала;
-
позволяет закрепить теоретические знания и отработать практические умения и навыки;
-
сделать интересным повторение ранее изученного материала, организовать поисковую деятельность;
-
создать у учащихся яркое и образное восприятие материала, учитывая большой объем информации.
-
Краткое описание урока
Урок математики "О вреде курения языком математики" для учащихся 5 класса. На уроке приводятся факты о вреде курения, которые негативно сказываются на здоровье человека, что приводит ко многим заболеваниям, в ходе урока решаются математические задачи, выступают учащиеся. Воспитательная цель урока – профилактика вредных привычек, желание заниматься спортом и укреплять свое здоровье.
Тема: Проценты. Решение задач.
Цель: Закрепить умение решать задачи на проценты. Решение задач на проценты с помощью конкретных примеров пагубного влияния никотина на организм человека.
Задачи:
Образовательные:
Отработать практические умения и навыки нахождения дроби от числа, процентов от числа на примерах решения задач по вычислению процентов.
Воспитательные:
Воспитание негативного отношения к табакокурению.
Привитие потребности в здоровом образе жизни.
Пропаганда здорового образа жизни, расширение знаний о вреде курения.
Развивающие:
Способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, выделение главного в понимании поставленного вопроса, переноса знаний в новую ситуацию, развитию внимания и памяти.
Развитие внимания, сообразительности.
Оборудование: проектор, тесты для учащихся. Карточки для домашнего задания.
Ход урока
Сообщение темы и цели урока.
Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о здоровье человека с помощью решения задач на проценты.
Какие вредные привычки для здоровья может приобрести человек, если не будет думать о последствиях? (алкоголь, курение, наркотики).
Так давайте же разберемся, откуда взялась такая вредная привычка, как курение, и на самом деле как она влияет на здоровье человека. Попробуем разобраться с этим с точки зрения математики.
Устный счет.
Начиная курить, люди не всегда задумываются, к чему может привести эта вредная привычка? А стоило бы. Какой же вред наносит курение организму?
Задание: На доске зашифрованы слова – части тела, на которые пагубно влияет курение, вы сможете их разгадать, если вспомните правила:
Как перевести дробь в %?
Как % представить в виде дроби?
Как найти дробь от числа (% от числа)?
Ученики проговаривают вслух правила и выполняют задания, представленные на доске, один из учащихся заполняет клетки буквами, соответствующими правильным ответам.
Представьте % в виде дроби: 13%; 4%; 110%; 72,8%; 50%.
Переведите число в %: 0,52; 3; 0,9; 0,017; 0,17.
Найдите: 8% от 10; 12% от 4; 15% от 20.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
С |
Г |
Е |
А |
Ц |
Ж |
Л |
Д |
И |
О |
Р |
К |
Т |
52 |
90 |
0,04 |
0,5 |
1,7 |
1,1 |
0,48 |
3 |
17 |
0,728 |
0,13 |
0,8 |
300 |
с |
е |
р |
д |
ц |
е |
|
л |
ё |
г |
к |
и |
е |
|
р |
о |
т |
|
к |
о |
ж |
а |
1 |
3 |
11 |
8 |
5 |
3 |
|
7 |
3 |
2 |
12 |
9 |
3 |
|
11 |
10 |
13 |
|
12 |
10 |
6 |
4 |
Мы получили слова: «сердце», «лёгкие», «рот», «кожа».
Ребята, а вы знаете, как курение влияет на эти части тела? Это мы сейчас посмотрим в презентации, как меняются эти органы у курильщиков.
(По ходу показа слайдов небольшие комментарии).
Сердце – сужает кровеносные сосуды, делая работу сердца по перекачиванию крови более трудной.
Лёгкие – затрудняет нормальное дыхание, что снижает твои спортивные результаты.
Рот – повреждает слизистые оболочки губ, языка, носоглотки; изменяет вкусовую чувствительность; приводит к кашлю; приводит к неприятному запаху при дыхании.
Кожа – температура кожи падает; морщины на лице появляются раньше.
Кроме этого при курении ухудшается внешность, теряется зрение и слух, развиваются заболевания дыхательных путей, внутренних органов, повышается раздражительность, неуравновешенность, из-за быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость.
А как же этот яд для организма пришел к нам в Россию. Об этом мы послушаем наших одноклассников.
Сообщение учащихся.
Когда человек курит, то медленно сгорает табак и образуется дым. Дым состоит из множества вредных веществ, среди которых – ядовитые. Это никотин, угарный газ и табачные смолы. Никотин отрицательно влияет на работу сердца – оно быстро изнашивается. Угарный газ затрудняет доступ кислорода в организм, а табачные смолы засоряют легкие. Ученые установили, что извлеченный из пяти сигарет никотин убивает кролика, а из 100 – лошадь.
Впервые с табаком познакомились участники экспедиции Христофора Колумба, наблюдавшие, как индейцы выпускали изо рта дым, который они втягивали из листьев, свернутых в трубки и зажженных на конце. Такие трубки индейцы называли «сигаро». Нередко индейцы клали сушеные тлеющие листья в специальные сосуды, которые называли «табако». В Европу табак был ввезен со второй экспедицией Колумба испанским монахом Романом Пано в 1496 г. В 1560 г. табак попал во Францию. Французский посол в Португалии подарил его Екатерине Медичи, которая страдала приступами головной боли (мигренью). По совету Нико королева измельчала табак и нюхала его. Действительно, это на некоторое время приносило ей облегчение, и в благодарность Жану Нико это целебное средство Екатерина Медичи стала называть никотином. Так табак стал применяться, как средство от всех болезней. В Россию табак был завезен англичанами и немцами в начале XVII столетия. Курение и нюханье табака жестоко преследовалось. Уличенные в курении строго наказывались: их били кнутом, а торговцам отрезали носы, рвали ноздри и ссылали в далекие города. С приходом к власти Петра I был отменен запрет. Так постепенно все народы пристрастились к курению. Теперь эта вредная привычка «прижилась» во всем мире и «уходить» не собирается.
Решение задач.
-
Одна сигарета разрушает 25 мг витамина С. Дневная норма приема витамина С 500 мг. Сколько витамина ворует у себя тот, кто выкуривает 14 сигарет в день? Сколько витамина С у него остается? (350 мг; 150 мг)
-
Известно, что в среднем 80% курящих страдают заболеваниями легких. Найдите количество больных, если курят 500 человек. (400)
-
Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика 6 – 10 минут. В общем, курящие дети сокращают себе жизнь на 15%. На сколько лет уменьшают свою жизнь курящие дети, если средняя продолжительность жизни России 56 лет?
-
Найти уровень смертности детей при родах у курящих матерей в процентах от всего количества детей, умирающих при родах. При родах умерло 230 детей, из них 130 детей курящих матерей.
-
До куренья спортсмен попадал в цель 200 раз. После куренья 1 сигареты он попал 176 раз. На сколько % уменьшилось попадание в цель?
-
Сколько денег тратят в семье, где один курильщик, допустим – папа? В день он выкуривает 1 пачку и тратит 45 руб. подсчитайте, сколько денег потратит семья на сигареты в год. Что можно купить на эти деньги?
Игра «Комплимент» – физкультминутка.
Разделитесь на группы, и каждый должен сделать комплимент себе. Начиная словами: «Я люблю себя потому что...» и заканчивая монолог фразой: «И поэтому забочусь о своем здоровье». В конце игры все встают и хором произносят: Мы любим, друг друга и заботимся друг о друге.
Выполнение теста.
При курении в воздух поступает 50% всех ядовитых веществ. А им дышат окружающие, Получается, что некурящие «курят». Выполнив задания теста, вы узнаете, как называют таких «курильщиков». Тест вы будете выполнять парами.
ТЕСТ
-
Найди число, если 5% его равны 480.
96 – р 9,6 – а 9600 – п 960 – к
-
Найди 20% от 300.
60 – а 6 – у 10 – е 0,6 – о
-
Вырази 46% в виде десятичной дроби.
4,6 – р 460 – п 0,46 – с 46 – н
-
Представь 1,7% в виде десятичной дроби.
0,017 – с 17 – в 0,17 – ц 1,7 – ш
-
Вырази в процентах число 0,04.
40% – у 0,4% – т 400% – м 4% – и
-
Сколько процентов число 6 составляет от 200?
0,03% – б 0,3 % – к 3% – в 30% – с
-
Длительно, и многокурящие заболевают язвой желудка в 10 раз чаще. В отделении 33 человека. Сколько человек могли бы не заболеть?
3 – б 30 – н 10 – е 11 – к
-
30 больных перенесли инфаркт (нарушение питания участка сердечной мышцы и его омертвение). Известно, что среди них 80% курящих. Сколько человек могли бы быть здоровыми?
24 – ы 16 – а 7 – в 6 – а
-
Курящие дети сокращают жизнь на 15%. Определите, какова продолжительность жизни (предположительно) нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет?
47 – я 47,6 – е 38,2 – а 50,4 – у
-
П
А
С
С
В
Н
Ы
Е
Это полезно помнить.
Все ядовитые вещества разрушительно влияют на организм человека. Каждая сигарета отнимает от 5 до 15 минут жизни. Курение – причина таких болезней, как рак лёгких, сердечные заболевания, хронический бронхит, язва желудка, инсульт, болезни ног. От причин, связанных с потреблением табака, ежегодно умирают 300 тысяч человек.
Никотин вызывает привыкание (зависимость) к сигаретам. Организм курильщика не усваивает кислород в нужном для человека количестве. Отсюда ухудшение памяти, внимания, повышение утомляемости зрения, снижение слуха и скорости чтения.
В легких при курении постепенно скапливается табачный дым и сажа. Кашель травмирует легкие, в которых накаливается слизь, дыхание становиться слабым. Спортивные и учебные показатели значительно снижаются.
Домашнее задание.
Из данных текстов составить задачи и решить их.
-
В одной сигарете содержится 8 мг никотина. Синильная кислота составляет 50% от никотина. Табачного дёгтя в 10 раз больше, чем никотина. Окись углерода составляет 80% от количества табачного дёгтя. Определите содержание самых ядовитых веществ в одной сигарете.
-
В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм: никотина 2%, а синильная кислота составляет часть никотина; табачного дегтя в 7,5 раз больше, чем никотина; окись углерода составляет от количества табачного дегтя, полоний 210 составляет от количества окиси углерода.
Итог урока.
Любая зависимость опасна для вашего здоровья. Урок хочется закончить стихотворением – пожеланием для вас.
Сегодня вечером, как ляжешь спать,
Ты должен так себе сказать:
«Я выбрал сам себе дорогу к свету
И, презирая сигарету,
Не стану ни за что курить.
Я – человек! Я должен жить!»
Я умею сказать «НЕТ – курению».
Использованная литература.
-
Задачник-собеседник. (50 задач о вреде курения) Сафонова П.Ф. – М.: «Наука», 1996
-
Петров П.А. Курение и болезни. 1981 г.
-
Марутина О.Н. Задачи по здоровьесберегающей тематике на уроках математики в 5 – 7 классах.
-
Алимова Т.М. Здоровье: Сборник заданий по математике на тему здоровья. 5 – 9 классы. – М.: 2003
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Игры с правилами - эффективная форма развития волевой регуляции и произвольной концентрации внимания дошкольников»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
Есть семьи, и дети в них, для которых курение не является нормой. Поэтому, на мой взгляд, презентация должна быть позитивней.
Конспект к уроку, согласно ФГОС, должен быть оформлен в виде технологической карты с указанием универсальных учебных действий.
Представленный документ не соответствует современным требованиям образовательного процесса.
Материал нуждается в корректировке.