Опричнина и ее последствия.
2. Высшая квалификационная категория 3. г. Лодейное Поле, Ленинградская область 4. МКОУ «Лодейнопольская средняя общеобразовательная школа №68» 5. Дисциплина – история 6.Учебник: История России: с древнейших времён до конца XVIвека: Учебник для 6 класса / Данилов А.А., Косулина Л.Г… – М.: Просвещение, 2013 г. 7. Тема: Опричнина и ее последствия. 8. 6 класс 9. Продолжительность урока – 45 минут. 10. Использованные технологии: технология развивающего обучения, технология игрового обучения, проблемное обучение. Методические рекомендации. На многих уроках истории уместно использовать — наряду с другими источниками знаний — фрагменты художественных произведений. Историческая беллетристика, по справедливому замечанию А.К.Толстого, способствует формированию представлений об «общем характере целой эпохи», о «понятиях, верованиях, нравах общества» (Толстой А.К. Князь Серебряный. Предисловие// Собр. соч. М.: Правда, 1980. Т. 2. С. 75). Само чтение исторического романа порой вызывает в людях те же ощущения, которые, как говорил Л.Фейхтвангер, возникают у писателя в ходе работы над произведением: «Я поневоле начинаю участвовать в жизни людей прошлого; их мысли и проблемы становятся моими настолько, что во мне оживают их чувства, их ощущения, и их время и наше время текут как одна река, как один поток» (Фейхтвангер Л, Дом Дездемоны, или Мощь и границы исторической художественной литературы // Собр. соч. М.: Художественная литература, 1991. Т. 6. Кн. 1. С. 550). Задача учителя — обратить внимание школьников на действительно талантливые, исторически достоверные произведения, часто теряющиеся в потоке низкопробной литературы на околоисторические темы. Важно также научить ребят читать книги глазами любителя и знатока истории, анализировать их, извлекать из них ценные сведения. Произведения художественной литературы могут не только выступать в качестве дополнительного чтения по предмету, но и использоваться непосредственно на уроках (для закрепления и проверки знаний учащихся, а иногда и при изучении нового материала). Основой некоторых уроков могут становиться и широко известные произведения — классика исторического жанра, и книги, специально написанные для детей. Изучая в курсе отечественной истории тему " Эпоха правления Ивана Грозного", мы используем роман А.К.Толстого «Князь Серебряный». За месяц-полтора до урока следует кратко рассказать школьникам об А.К.Толстом; после этого ученики получают задание прочитать роман «Князь Серебряный»; желающим предлагается нарисовать к нему иллюстрации. За неделю до урока учитель формирует три или четыре группы (команды) учащихся таким образом, чтобы они были примерно равны по возможностям и уровню подготовки. За оставшееся до урока время команды должны найти ответы на вопросы конкурсов № 2 и 3, поработав со словарем В.И.Даля, другими толковыми словарями русского языка и с главами 2-3 тома IX«Истории государства Российского» Н.М.Карамзина. Каждый школьник выполняет свою часть задания. В качестве членов жюри на уроке выступают ученики старших классов. Уроку по роману «Князь Серебряный» предшествует изучение в течение трех часов темы «Эпоха Ивана Грозного» по учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной. Конспект урока по Истории России, 6 класс. Тема: Опричнина и ее последствия. Цели урока: закрепление изученного на предшествующих занятиях (тема " Эпоха Ивана Грозного") и проверка знаний; становление элементов научного мировоззрения школьников; пробуждение и усиление интереса к достижениям отечественной культуры; формирование умения работать с текстами художественных произведений, историческими источниками, справочной литературой. Основные этапы работы: 1. Вступительное слово учителя. 2. Работа с литературныи источником и словарем. 3. Подведение итогов. Использованная литература: 1.История России: с древнейших времён до конца XVIвека: Учебник для 6 класса / Данилов А.А., Косулина Л.Г… – М.: Просвещение, 2013 г. 2. Толстой А.К. Князь Серебряный. Собр. соч. М.: Правда, 1980. 3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Ход урока Вступительное слово учителя Вы завершили изучение темы " Эпоха Ивана Грозного" и приобрели немало знаний, работая с текстомв учебнике, узнали и о некоторых документах той эпохи, дошедших до наших дней. Неоценимую помощь в формировании представлений о тех тревожных временах может сказать и знакомство с произведениями художественной литературы, в том числе с сочинениями замечательного русского поэта, драматурга и прозаика А.К.Толстого. Мне хотелось бы надеяться, что Вы прочитаете и другие его произведения, не только роман «Князь Серебряный». Писатель скрупулезно изучал документы, сочинения различных историков, этнографические и фольклорные сборники и стал настоящим знатоком истории XV! столетия. Давайте вместе проанализируем содержание романа «Князь Серебряный» с точки зрения его соответствия исторической правде и попытаемся разобраться в исторических взглядах самого А.К.Толстого. После этого начинается соревнование команд школьников. Напомню, что к двум конкурсам (второму и третьему) ученики готовились заранее; на вопросы остальных ребята отвечают с ходу. Прежде всего учитель предлагает проверить, насколько внимательно ребята прочли роман. Конкурс № 1 Какие предметы опричники привязывали к седлам своих коней? Что это должно было означать? На какой улице Москвы стоял любимый терем Ивана Грозного? В каком значении в романе употребляется выражение «Божий суд»? Как обычно проводил свои дни в Александровой слободе царь Иван? За что царь подверг опале героя романа Д.А.Морозова? Конкурс № 2 В романе «Князь Серебряный» автор использовал множество слов и выражений, уже вышедших из употребления или поменявших значение в ходе развития языка. Чтобы правильно понимать текст, необходимо знать смысл этих слов. Давайте проверим, как Вы поработали с толковыми словарями. Объясните значение слов и выражений: — сесть на завалину; — монисто; — плясать в личинах; — поприще; — стол с поставом; — рухлядь. Конкурс № 3 Как признается сам А.К.Толстой в предисловии к своему роману, он «оставался верным истории в общих чертах», но «позволил себе некоторые отступления в подробностях». Вам предлагалось обнаружить подобные отступления и сознательно допущенные автором неточности, пользуясь тем же историческим источником, который был главным для А.К.Толстого, — «Историей государства Российского» Н.М.Карамзина. Итак, укажите ошибки А.К.Толстого в описании: — казни Вяземского и Басманова; — опалы Колычевых; — набега крымских татар. Конкурс № 4 Укажите, какое место действия или какой персонаж описаны в каждом из следующих фрагментов. A. «Множество церквей и колоколен подымали свои золоченые головы к небу. Подобные большим зеленым и желтым пятнам, виднелись между домами густые рощи и покрытые хлебом поля. Через… реку пролегали зыбкий живые мосты, сильно дрожавшие и покрывавшиеся водою, когда по ним проезжали возы или всадники… Особенно весело было смотреть на монастыри, которые, с белыми оградами и пестрыми кучами цветных и золоченых голов, казались отдельными городами. Надо всею этою путаницей церквей, домов, рощ и монастырей гордо вздымался… недавно отделанный храм Покрова Богоматери, который Иоанн заложил несколько лет тому назад в память взятия Казани...» (глава 4). Б.«Страшную перемену увидел… Никита Романович. Правильное лицо все еще было прекрасно, но черты обозначались резче, орлиный нос стал как-то круче, глаза горели мрачным огнем, и на челе явились морщины, которых не было прежде. Всего более поразили князя редкие волосы в бороде и усах. … Ему казалось далеко за сорок. Выражение лица его совершенно изменилось. Так изменяется здание после пожара. Еще стоят хоромы, но украшения упали, мрачные окна глядят зловещим взором, и в пустых покоях поселилось недоброе» (глава 8). B.«Золото, серебро, цветные изразцы, как блестящая чешуя, покрывали дворец сверху донизу. Когда солнце его освещало, нельзя было издали догадаться, дворец ли это, или куст цветов исполинских, или то жар-птицы слетелись в густую стаю и распустили на солнце свои огненные перья. Недалеко от дворца стоял печатный двор, с принадлежащею к нему словолитней, с жилищем наборщиков и с особым помещением для иностранных мастеров, выписанных Иоанном из Англии и Германии. Далее тянулись бесконечные дворцовые службы, в которых жили ключники, подключники, сытники, повара, хлебники, конюхи, писари, сокольники и всякие дворовые люди на всякий обиход» (глава 7). Г.«Наружность его вселяла ужас в самых неробких. Лоб его был низок и сжат, волосы начинались почти над бровями; скулы и челюсти, напротив, были несоразмерно развиты; череп, спереди узкий, переходил без всякой постепенности в какой-то широкий котел к затылку, а за ушами были такие выпуклости, что уши казались впалыми. Глаза неопределенного цвета не смотрели ни на кого прямо, но страшно делалось тому, кто нечаянно встречал их тусклый взгляд. Казалось, никакое великодушное чувство, никакая мысль, выходящая из круга животных побуждений, не могла проникнуть в этот узкий мозг, покрытый толстым черепом и густою щетиной» (глава 8). Конкурс N° 5 Школьникам «предлагается обсудить несколько вопросов. 1) Какие подлинные исторические события и личности описаны или упомянуты в романе? 2) Какие цели, по словам А.К.Толстого, он ставил перед собой, создавая роман „Князь Серебряный“? Как Вы считаете, достиг ли писатель этих целей? 3) Как Вы понимаете эпиграф, предпосланный автором роману? 4) Каково, на Ваш взгляд, отношение А.К.Толстого к царю Ивану IVкак к человеку и государственному деятелю? Конкурс № 6 Ученики демонстрируют одноклассникам и членам жюри нарисованные дома иллюстрации к роману „Князь Серебряный“. В конце урока члены жюри подводят итоги состязания команд и оценивают работу учащихся. Домашнее задание. На основе знаний, полученных из текста учебника, романа А.К.Толстого и других источников, составить характеристику царя Ивана IV
1. Автор разработки: Григорьева Наталия Александровна
2. Высшая квалификационная категория
3. г. Лодейное Поле, Ленинградская область
4. МКОУ «Лодейнопольская средняя общеобразовательная школа №68»
5. Дисциплина – история
6.Учебник: История России: с древнейших времён до конца XVI века: Учебник для 6 класса / Данилов А.А., Косулина Л.Г.. – М.: Просвещение, 2013 г.
7. Тема: Опричнина и ее последствия.
8. 6 класс
9. Продолжительность урока – 45 минут.
10. Использованные технологии: технология развивающего обучения, технология игрового обучения, проблемное обучение.
Методические рекомендации.
На многих уроках истории уместно использовать - наряду с другими источниками знаний - фрагменты художественных произведений. Историческая беллетристика, по справедливому замечанию А.К.Толстого, способствует формированию представлений об "общем характере целой эпохи", о "понятиях, верованиях, нравах общества" (Толстой А.К. Князь Серебряный. Предисловие// Собр. соч. М.: Правда, 1980. Т. 2. С. 75). Само чтение исторического романа порой вызывает в людях те же ощущения, которые, как говорил Л.Фейхтвангер, возникают у писателя в ходе работы над произведением: "Я поневоле начинаю участвовать в жизни людей прошлого; их мысли и проблемы становятся моими настолько, что во мне оживают их чувства, их ощущения, и их время и наше время текут как одна река, как один поток" (Фейхтвангер Л, Дом Дездемоны, или Мощь и границы исторической художественной литературы // Собр. соч. М.: Художественная литература, 1991. Т. 6. Кн. 1. С. 550).
Задача учителя - обратить внимание школьников на действительно талантливые, исторически достоверные произведения, часто теряющиеся в потоке низкопробной литературы на околоисторические темы. Важно также научить ребят читать книги глазами любителя и знатока истории, анализировать их, извлекать из них ценные сведения.
Произведения художественной литературы могут не только выступать в качестве дополнительного чтения по предмету, но и использоваться непосредственно на уроках (для закрепления и проверки знаний учащихся, а иногда и при изучении нового материала). Основой некоторых уроков могут становиться и широко известные произведения - классика исторического жанра, и книги, специально написанные для детей.
Изучая в курсе отечественной истории тему " Эпоха правления Ивана Грозного", мы используем роман А.К.Толстого "Князь Серебряный". За месяц-полтора до урока следует кратко рассказать школьникам об А.К.Толстом; после этого ученики получают задание прочитать роман "Князь Серебряный"; желающим предлагается нарисовать к нему иллюстрации.
За неделю до урока учитель формирует три или четыре группы (команды) учащихся таким образом, чтобы они были примерно равны по возможностям и уровню подготовки. За оставшееся до урока время команды должны найти ответы на вопросы конкурсов № 2 и 3, поработав со словарем В.И.Даля, другими толковыми словарями русского языка и с главами 2-3 тома IX "Истории государства Российского" Н.М.Карамзина. Каждый школьник выполняет свою часть задания. В качестве членов жюри на уроке выступают ученики старших классов.
Уроку по роману "Князь Серебряный" предшествует изучение в течение трех часов темы "Эпоха Ивана Грозного" по учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной.
Конспект урока по Истории России, 6 класс.
Тема: Опричнина и ее последствия.
Цели урока: закрепление изученного на предшествующих занятиях (тема " Эпоха Ивана Грозного") и проверка знаний; становление элементов научного мировоззрения школьников; пробуждение и усиление интереса к достижениям отечественной культуры; формирование умения работать с текстами художественных произведений, историческими источниками, справочной литературой.
Основные этапы работы:
1. Вступительное слово учителя.
2. Работа с литературныи источником и словарем.
3. Подведение итогов.
Использованная литература:
1.История России: с древнейших времён до конца XVI века: Учебник для 6 класса / Данилов А.А., Косулина Л.Г.. – М.: Просвещение, 2013 г.
2. Толстой А.К. Князь Серебряный. Собр. соч. М.: Правда, 1980.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.
Ход урока
Вступительное слово учителя
Вы завершили изучение темы " Эпоха Ивана Грозного" и приобрели немало знаний, работая с текстом в учебнике, узнали и о некоторых документах той эпохи, дошедших до наших дней. Неоценимую помощь в формировании представлений о тех тревожных временах может сказать и знакомство с произведениями художественной литературы, в том числе с сочинениями замечательного русского поэта, драматурга и прозаика А.К.Толстого. Мне хотелось бы надеяться, что Вы прочитаете и другие его произведения, не только роман "Князь Серебряный". Писатель скрупулезно изучал документы, сочинения различных историков, этнографические и фольклорные сборники и стал настоящим знатоком истории XV! столетия. Давайте вместе проанализируем содержание романа "Князь Серебряный" с точки зрения его соответствия исторической правде и попытаемся разобраться в исторических взглядах самого А.К.Толстого.
После этого начинается соревнование команд школьников. Напомню, что к двум конкурсам (второму и третьему) ученики готовились заранее; на вопросы остальных ребята отвечают с ходу.
Прежде всего учитель предлагает проверить, насколько внимательно ребята прочли роман.
Конкурс № 1
Какие предметы опричники привязывали к седлам своих коней? Что это должно было означать?
На какой улице Москвы стоял любимый терем Ивана Грозного?
В каком значении в романе употребляется выражение "Божий суд"?
Как обычно проводил свои дни в Александровой слободе царь Иван?
За что царь подверг опале героя романа Д.А.Морозова?
Конкурс № 2
В романе "Князь Серебряный" автор использовал множество слов и выражений, уже вышедших из употребления или поменявших значение в ходе развития языка. Чтобы правильно понимать текст, необходимо знать смысл этих слов. Давайте проверим, как Вы поработали с толковыми словарями.
Объясните значение слов и выражений:
- сесть на завалину;
- монисто;
-
плясать в личинах;
-
поприще;
-
стол с поставом;
- рухлядь.
Конкурс № 3
Как признается сам А.К.Толстой в предисловии к своему роману, он "оставался верным истории в общих чертах", но "позволил себе некоторые отступления в подробностях". Вам предлагалось обнаружить подобные отступления и сознательно допущенные автором неточности, пользуясь тем же историческим источником, который был главным для А.К.Толстого, - "Историей государства Российского" Н.М.Карамзина. Итак, укажите ошибки А.К.Толстого в описании:
- казни Вяземского и Басманова;
- опалы Колычевых;
- набега крымских татар.
Конкурс № 4
Укажите, какое место действия или какой персонаж описаны в каждом из следующих фрагментов.
A. "Множество церквей и колоколен подымали свои золоченые головы к небу. Подобные большим зеленым и желтым пятнам, виднелись между домами густые рощи и покрытые хлебом поля. Через ... реку пролегали зыбкий живые мосты, сильно дрожавшие и покрывавшиеся водою, когда по ним проезжали возы или всадники... Особенно весело было смотреть на монастыри, которые, с белыми оградами и пестрыми кучами цветных и золоченых голов, казались отдельными городами.
Надо всею этою путаницей церквей, домов, рощ и монастырей гордо вздымался... недавно отделанный храм Покрова Богоматери, который Иоанн заложил несколько лет тому назад в память взятия Казани..." (глава 4).
Б. "Страшную перемену увидел ... Никита Романович. Правильное лицо все еще было прекрасно, но черты обозначались резче, орлиный нос стал как-то круче, глаза горели мрачным огнем, и на челе явились морщины, которых не было прежде. Всего более поразили князя редкие волосы в бороде и усах.
...Ему казалось далеко за сорок. Выражение лица его совершенно изменилось. Так изменяется здание после пожара. Еще стоят хоромы, но украшения упали, мрачные окна глядят зловещим взором, и в пустых покоях поселилось недоброе" (глава 8).
B. "Золото, серебро, цветные изразцы, как блестящая чешуя, покрывали дворец сверху донизу. Когда солнце его освещало, нельзя было издали догадаться, дворец ли это, или куст цветов исполинских, или то жар-птицы слетелись в густую стаю и распустили на солнце свои огненные перья.
Недалеко от дворца стоял печатный двор, с принадлежащею к нему словолитней, с жилищем наборщиков и с особым помещением для иностранных мастеров, выписанных Иоанном из Англии и Германии. Далее тянулись бесконечные дворцовые службы, в которых жили ключники, подключники, сытники, повара, хлебники, конюхи, писари, сокольники и всякие дворовые люди на всякий обиход" (глава 7).
Г. "Наружность его вселяла ужас в самых неробких. Лоб его был низок и сжат, волосы начинались почти над бровями; скулы и челюсти, напротив, были несоразмерно развиты; череп, спереди узкий, переходил без всякой постепенности в какой-то широкий котел к затылку, а за ушами были такие выпуклости, что уши казались впалыми. Глаза неопределенного цвета не смотрели ни на кого прямо, но страшно делалось тому, кто нечаянно встречал их тусклый взгляд. Казалось, никакое великодушное чувство, никакая мысль, выходящая из круга животных побуждений, не могла проникнуть в этот узкий мозг, покрытый толстым черепом и густою щетиной" (глава 8).
Конкурс N° 5
Школьникам "предлагается обсудить несколько вопросов.
1) Какие подлинные исторические события и личности описаны или упомянуты в романе?
2) Какие цели, по словам А.К.Толстого, он ставил перед собой, создавая роман "Князь Серебряный"? Как Вы считаете, достиг ли писатель этих целей?
3) Как Вы понимаете эпиграф, предпосланный автором роману?
4) Каково, на Ваш взгляд, отношение А.К.Толстого к царю Ивану IV как к человеку и государственному деятелю?
Конкурс № 6
Ученики демонстрируют одноклассникам и членам жюри нарисованные дома иллюстрации к роману "Князь Серебряный".
В конце урока члены жюри подводят итоги состязания команд и оценивают работу учащихся.
Домашнее задание. На основе знаний, полученных из текста учебника, романа А.К.Толстого и других источников, составить характеристику царя Ивана IV.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»