В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Опричнина и ее последствия.

Опричнина и ее последствия.

Наталия Григорьева
Тип материала: Урок
просмотров: 2837
Краткое описание
Цели урока: закрепление изученного на предшествующих занятиях (тема " Эпоха Ивана Грозного") и проверка знаний; становление элементов научного мировоззрения школьников; пробуждение и усиление интереса к достижениям отечественной культуры; формирование умения работать с текстами художественных произведений, историческими источниками, справочной литературой.
Описание
1. Автор разработки: Григорьева Наталия Александровна
2. Высшая квалификационная категория 3. г. Лодейное Поле, Ленинградская область 4. МКОУ «Лодейнопольская средняя общеобразовательная школа №68» 5. Дисциплина – история 6.Учебник: История России: с древнейших времён до конца XVIвека: Учебник для 6 класса / Данилов А.А., Косулина Л.Г… – М.: Просвещение, 2013 г. 7. Тема: Опричнина и ее последствия. 8. 6 класс 9. Продолжительность урока – 45 минут. 10. Использованные технологии: технология развивающего обучения, технология игрового обучения, проблемное обучение. Методические рекомендации. На многих уроках истории уместно ис­пользовать — наряду с другими источниками знаний — фрагменты художественных произ­ведений. Историческая беллетристика, по справедливому замечанию А.К.Толстого, способствует формированию представлений об «общем характере целой эпохи», о «поня­тиях, верованиях, нравах общества» (Тол­стой А.К. Князь Серебряный. Предисловие// Собр. соч. М.: Правда, 1980. Т. 2. С. 75). Само чтение исторического романа порой вызыва­ет в людях те же ощущения, которые, как го­ворил Л.Фейхтвангер, возникают у писателя в ходе работы над произведением: «Я поне­воле начинаю участвовать в жизни людей прошлого; их мысли и проблемы становятся моими настолько, что во мне оживают их чув­ства, их ощущения, и их время и наше время текут как одна река, как один поток» (Фей­хтвангер Л, Дом Дездемоны, или Мощь и границы исторической художественной лите­ратуры // Собр. соч. М.: Художественная ли­тература, 1991. Т. 6. Кн. 1. С. 550). Задача учителя — обратить внимание школьников на действительно талантливые, исторически достоверные произведения, часто теряющиеся в потоке низкопробной ли­тературы на околоисторические темы. Важ­но также научить ребят читать книги глаза­ми любителя и знатока истории, анализиро­вать их, извлекать из них ценные сведения. Произведения художественной литерату­ры могут не только выступать в качестве до­полнительного чтения по предмету, но и ис­пользоваться непосредственно на уроках (для закрепления и проверки знаний учащих­ся, а иногда и при изучении нового материа­ла). Основой некоторых уроков могут стано­виться и широко известные произведения — классика исторического жанра, и книги, спе­циально написанные для детей. Изучая в курсе отече­ственной истории тему " Эпоха правления Ивана Грозного", мы используем роман А.К.Тол­стого «Князь Серебряный». За месяц-полтора до урока следует кратко рассказать школьникам об А.К.Толс­том; после этого ученики получают задание прочитать роман «Князь Серебряный»; жела­ющим предлагается нарисовать к нему ил­люстрации. За неделю до урока учитель формиру­ет три или четыре группы (команды) уча­щихся таким образом, чтобы они были при­мерно равны по возможностям и уровню подготовки. За оставшееся до урока время команды должны найти ответы на вопросы конкурсов № 2 и 3, поработав со словарем В.И.Даля, другими толковыми словарями русского языка и с главами 2-3 тома IX«Истории государства Российско­го» Н.М.Карамзина. Каждый школьник вы­полняет свою часть задания. В качестве членов жюри на уроке выступают ученики старших классов. Уроку по роману «Князь Серебряный» предшествует изучение в течение трех часов темы «Эпоха Ивана Грозного» по учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной. Конспект урока по Истории России, 6 класс. Тема: Опричнина и ее последствия. Цели урока: закрепление изученного на предшествующих занятиях (тема " Эпоха Ивана Грозного") и проверка знаний; становление элементов научного мировоз­зрения школьников; пробуждение и усиление интереса к достижениям отечественной куль­туры; формирование умения работать с тек­стами художественных произведений, исто­рическими источниками, справочной литера­турой. Основные этапы работы: 1. Вступительное слово учителя. 2. Работа с литературныи источником и словарем. 3. Подведение итогов. Использованная литература: 1.История России: с древнейших времён до конца XVIвека: Учебник для 6 класса / Данилов А.А., Косулина Л.Г… – М.: Просвещение, 2013 г. 2. Тол­стой А.К. Князь Серебряный. Собр. соч. М.: Правда, 1980. 3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Ход урока Вступительное слово учителя Вы завершили изучение темы " Эпоха Ивана Грозного" и приобрели нема­ло знаний, работая с текстомв учебнике, узнали и о некоторых доку­ментах той эпохи, дошедших до наших дней. Неоценимую помощь в формировании пред­ставлений о тех тревожных временах может сказать и знакомство с произведениями художественной литературы, в том числе с со­чинениями замечательного русского поэта, драматурга и прозаика А.К.Толстого. Мне хотелось бы надеяться, что Вы прочитаете и другие его произведения, не только роман «Князь Серебряный». Писатель скрупулезно изучал документы, сочинения различных ис­ториков, этнографические и фольклорные сборники и стал настоящим знатоком исто­рии XV! столетия. Давайте вместе проана­лизируем содержание романа «Князь Сереб­ряный» с точки зрения его соответствия ис­торической правде и попытаемся разобрать­ся в исторических взглядах самого А.К.Тол­стого. После этого начинается соревнование команд школьников. Напомню, что к двум кон­курсам (второму и третьему) ученики готови­лись заранее; на вопросы остальных ребята отвечают с ходу. Прежде всего учитель предлагает прове­рить, насколько внимательно ребята прочли роман.  Конкурс № 1 Какие предметы опричники привязыва­ли к седлам своих коней? Что это должно было означать? На какой улице Москвы стоял люби­мый терем Ивана Грозного? В каком значении в романе употребля­ется выражение «Божий суд»? Как обычно проводил свои дни в Алек­сандровой слободе царь Иван? За что царь подверг опале героя рома­на Д.А.Морозова?  Конкурс № 2 В романе «Князь Серебряный» автор ис­пользовал множество слов и выражений, уже вышедших из употребления или поменявших значение в ходе развития языка. Чтобы пра­вильно понимать текст, необходимо знать смысл этих слов. Давайте проверим, как Вы поработали с толковыми словарями. Объясните значение слов и выражений: сесть на завалину; — монисто; плясать в личинах; поприще; стол с поставом; — рухлядь.  Конкурс № 3 Как признается сам А.К.Толстой в пре­дисловии к своему роману, он «оставался вер­ным истории в общих чертах», но «позволил себе некоторые отступления в подробно­стях». Вам предлагалось обнаружить подо­бные отступления и сознательно допущен­ные автором неточности, пользуясь тем же историческим источником, который был глав­ным для А.К.Толстого, — «Историей государ­ства Российского» Н.М.Карамзина. Итак, ука­жите ошибки А.К.Толстого в описании: — казни Вяземского и Басманова; — опалы Колычевых; — набега крымских татар.  Конкурс № 4 Укажите, какое место действия или какой персонаж описаны в каждом из следующих фрагментов. A. «Множество церквей и колоколен поды­мали свои золоченые головы к небу. Подобные большим зеленым и желтым пятнам, виднелись между домами густые рощи и покрытые хлебом поля. Через… реку пролега­ли зыбкий живые мосты, сильно дрожавшие и покрывавшиеся водою, когда по ним про­езжали возы или всадники… Особенно ве­село было смотреть на монастыри, которые, с белыми оградами и пестрыми кучами цвет­ных и золоченых голов, казались отдельны­ми городами. Надо всею этою путаницей церквей, домов, рощ и монастырей гордо вздымался… недав­но отделанный храм Покрова Богоматери, ко­торый Иоанн заложил несколько лет тому на­зад в память взятия Казани...» (глава 4). Б.«Страшную перемену увидел… Ники­та Романович. Правильное лицо все еще было прекрасно, но черты обозначались рез­че, орлиный нос стал как-то круче, глаза го­рели мрачным огнем, и на челе явились мор­щины, которых не было прежде. Всего более поразили князя редкие волосы в бороде и усах. … Ему казалось далеко за сорок. Выраже­ние лица его совершенно изменилось. Так изменяется здание после пожара. Еще сто­ят хоромы, но украшения упали, мрачные окна глядят зловещим взором, и в пустых покоях поселилось недоброе» (глава 8). B.«Золото, серебро, цветные изразцы, как блестящая чешуя, покрывали дворец сверху донизу. Когда солнце его освещало, нельзя было издали догадаться, дворец ли это, или куст цветов исполинских, или то жар-птицы слетелись в густую стаю и распусти­ли на солнце свои огненные перья. Недалеко от дворца стоял печатный двор, с принадлежащею к нему словолитней, с жилищем наборщиков и с особым помеще­нием для иностранных мастеров, выписан­ных Иоанном из Англии и Германии. Далее тянулись бесконечные дворцовые службы, в которых жили ключники, подключники, сытники, повара, хлебники, конюхи, писари, со­кольники и всякие дворовые люди на всякий обиход» (глава 7). Г.«Наружность его вселяла ужас в самых неробких. Лоб его был низок и сжат, волосы начинались почти над бровями; скулы и че­люсти, напротив, были несоразмерно разви­ты; череп, спереди узкий, переходил без вся­кой постепенности в какой-то широкий котел к затылку, а за ушами были такие выпукло­сти, что уши казались впалыми. Глаза неопределенного цвета не смотрели ни на кого прямо, но страшно делалось тому, кто неча­янно встречал их тусклый взгляд. Казалось, никакое великодушное чувство, никакая мысль, выходящая из круга животных побуж­дений, не могла проникнуть в этот узкий мозг, покрытый толстым черепом и густою щети­ной» (глава 8).  Конкурс N° 5 Школьникам «предлагается обсудить не­сколько вопросов. 1) Какие подлинные исторические собы­тия и личности описаны или упомянуты в ро­мане? 2) Какие цели, по словам А.К.Толстого, он ставил перед собой, создавая роман „Князь Серебряный“? Как Вы считаете, достиг ли писатель этих целей? 3) Как Вы понимаете эпиграф, предпо­сланный автором роману? 4) Каково, на Ваш взгляд, отношение А.К.Толстого к царю Ивану IVкак к человеку и государственному деятелю? Конкурс № 6 Ученики демонстрируют одноклассникам и членам жюри нарисованные дома иллю­страции к роману „Князь Серебряный“. В конце урока члены жюри подводят ито­ги состязания команд и оценивают работу учащихся. Домашнее задание. На основе знаний, полученных из текста учебника, романа А.К.Толстого и других источников, составить характеристику царя Ивана IV

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Урок Опричнина и ее последствия..doc Скачать


1. Автор разработки: Григорьева Наталия Александровна

2. Высшая квалификационная категория 

3. г. Лодейное Поле, Ленинградская область

4. МКОУ «Лодейнопольская средняя общеобразовательная школа №68»

5. Дисциплина – история

6.Учебник: История России: с древнейших времён до конца XVI века: Учебник для 6 класса / Данилов А.А., Косулина Л.Г.. – М.: Просвещение, 2013 г.

7. Тема: Опричнина и ее последствия.

8. 6 класс

9. Продолжительность урока – 45 минут.

10. Использованные технологии: технология развивающего обучения, технология игрового обучения, проблемное обучение.


Методические рекомендации.

На многих уроках истории уместно ис­пользовать - наряду с другими источниками знаний - фрагменты художественных произ­ведений. Историческая беллетристика, по справедливому замечанию А.К.Толстого, способствует формированию представлений об "общем характере целой эпохи", о "поня­тиях, верованиях, нравах общества" (Тол­стой А.К. Князь Серебряный. Предисловие// Собр. соч. М.: Правда, 1980. Т. 2. С. 75). Само чтение исторического романа порой вызыва­ет в людях те же ощущения, которые, как го­ворил Л.Фейхтвангер, возникают у писателя в ходе работы над произведением: "Я поне­воле начинаю участвовать в жизни людей прошлого; их мысли и проблемы становятся моими настолько, что во мне оживают их чув­ства, их ощущения, и их время и наше время текут как одна река, как один поток" (Фей­хтвангер Л, Дом Дездемоны, или Мощь и границы исторической художественной лите­ратуры // Собр. соч. М.: Художественная ли­тература, 1991. Т. 6. Кн. 1. С. 550).

Задача учителя - обратить внимание школьников на действительно талантливые, исторически достоверные произведения, часто теряющиеся в потоке низкопробной ли­тературы на околоисторические темы. Важ­но также научить ребят читать книги глаза­ми любителя и знатока истории, анализиро­вать их, извлекать из них ценные сведения.

Произведения художественной литерату­ры могут не только выступать в качестве до­полнительного чтения по предмету, но и ис­пользоваться непосредственно на уроках (для закрепления и проверки знаний учащих­ся, а иногда и при изучении нового материа­ла). Основой некоторых уроков могут стано­виться и широко известные произведения - классика исторического жанра, и книги, спе­циально написанные для детей.

Изучая в курсе отече­ственной истории тему " Эпоха правления Ивана Грозного", мы используем роман А.К.Тол­стого "Князь Серебряный". За месяц-полтора до урока следует кратко рассказать школьникам об А.К.Толс­том; после этого ученики получают задание прочитать роман "Князь Серебряный"; жела­ющим предлагается нарисовать к нему ил­люстрации.

За неделю до урока учитель формиру­ет три или четыре группы (команды) уча­щихся таким образом, чтобы они были при­мерно равны по возможностям и уровню подготовки. За оставшееся до урока время команды должны найти ответы на вопросы конкурсов № 2 и 3, поработав со словарем В.И.Даля, другими толковыми словарями русского языка и с главами 2-3 тома IX "Истории государства Российско­го" Н.М.Карамзина. Каждый школьник вы­полняет свою часть задания. В качестве членов жюри на уроке выступают ученики старших классов.

Уроку по роману "Князь Серебряный" предшествует изучение в течение трех часов темы "Эпоха Ивана Грозного" по учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной.

Конспект урока по Истории России, 6 класс.

Тема: Опричнина и ее последствия.

Цели урока: закрепление изученного на предшествующих занятиях (тема " Эпоха Ивана Грозного") и проверка знаний; становление элементов научного мировоз­зрения школьников; пробуждение и усиление интереса к достижениям отечественной куль­туры; формирование умения работать с тек­стами художественных произведений, исто­рическими источниками, справочной литера­турой.

Основные этапы работы:

1. Вступительное слово учителя.

2. Работа с литературныи источником и словарем.

3. Подведение итогов.

Использованная литература:

1.История России: с древнейших времён до конца XVI века: Учебник для 6 класса / Данилов А.А., Косулина Л.Г.. – М.: Просвещение, 2013 г.

2. Тол­стой А.К. Князь Серебряный. Собр. соч. М.: Правда, 1980.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.

Ход урока

Вступительное слово учителя

Вы завершили изучение темы " Эпоха Ивана Грозного" и приобрели нема­ло знаний, работая с текстом в учебнике, узнали и о некоторых доку­ментах той эпохи, дошедших до наших дней. Неоценимую помощь в формировании пред­ставлений о тех тревожных временах может сказать и знакомство с произведениями художественной литературы, в том числе с со­чинениями замечательного русского поэта, драматурга и прозаика А.К.Толстого. Мне хотелось бы надеяться, что Вы прочитаете и другие его произведения, не только роман "Князь Серебряный". Писатель скрупулезно изучал документы, сочинения различных ис­ториков, этнографические и фольклорные сборники и стал настоящим знатоком исто­рии XV! столетия. Давайте вместе проана­лизируем содержание романа "Князь Сереб­ряный" с точки зрения его соответствия ис­торической правде и попытаемся разобрать­ся в исторических взглядах самого А.К.Тол­стого.

После этого начинается соревнование команд школьников. Напомню, что к двум кон­курсам (второму и третьему) ученики готови­лись заранее; на вопросы остальных ребята отвечают с ходу.

Прежде всего учитель предлагает прове­рить, насколько внимательно ребята прочли роман.

Конкурс № 1

Какие предметы опричники привязыва­ли к седлам своих коней? Что это должно было означать?

На какой улице Москвы стоял люби­мый терем Ивана Грозного?

В каком значении в романе употребля­ется выражение "Божий суд"?

Как обычно проводил свои дни в Алек­сандровой слободе царь Иван?

За что царь подверг опале героя рома­на Д.А.Морозова?

Конкурс № 2

В романе "Князь Серебряный" автор ис­пользовал множество слов и выражений, уже вышедших из употребления или поменявших значение в ходе развития языка. Чтобы пра­вильно понимать текст, необходимо знать смысл этих слов. Давайте проверим, как Вы поработали с толковыми словарями.

Объясните значение слов и выражений:

- сесть на завалину;

- монисто;

  • плясать в личинах;

  • поприще;

  • стол с поставом;

- рухлядь.

Конкурс № 3

Как признается сам А.К.Толстой в пре­дисловии к своему роману, он "оставался вер­ным истории в общих чертах", но "позволил себе некоторые отступления в подробно­стях". Вам предлагалось обнаружить подо­бные отступления и сознательно допущен­ные автором неточности, пользуясь тем же историческим источником, который был глав­ным для А.К.Толстого, - "Историей государ­ства Российского" Н.М.Карамзина. Итак, ука­жите ошибки А.К.Толстого в описании:

- казни Вяземского и Басманова;

- опалы Колычевых;

- набега крымских татар.

Конкурс № 4

Укажите, какое место действия или какой персонаж описаны в каждом из следующих фрагментов.

A. "Множество церквей и колоколен поды­мали свои золоченые головы к небу. Подобные большим зеленым и желтым пятнам, виднелись между домами густые рощи и покрытые хлебом поля. Через ... реку пролега­ли зыбкий живые мосты, сильно дрожавшие и покрывавшиеся водою, когда по ним про­езжали возы или всадники... Особенно ве­село было смотреть на монастыри, которые, с белыми оградами и пестрыми кучами цвет­ных и золоченых голов, казались отдельны­ми городами.

Надо всею этою путаницей церквей, домов, рощ и монастырей гордо вздымался... недав­но отделанный храм Покрова Богоматери, ко­торый Иоанн заложил несколько лет тому на­зад в память взятия Казани..." (глава 4).

Б. "Страшную перемену увидел ... Ники­та Романович. Правильное лицо все еще было прекрасно, но черты обозначались рез­че, орлиный нос стал как-то круче, глаза го­рели мрачным огнем, и на челе явились мор­щины, которых не было прежде. Всего более поразили князя редкие волосы в бороде и усах.

...Ему казалось далеко за сорок. Выраже­ние лица его совершенно изменилось. Так изменяется здание после пожара. Еще сто­ят хоромы, но украшения упали, мрачные окна глядят зловещим взором, и в пустых покоях поселилось недоброе" (глава 8).

B. "Золото, серебро, цветные изразцы, как блестящая чешуя, покрывали дворец сверху донизу. Когда солнце его освещало, нельзя было издали догадаться, дворец ли это, или куст цветов исполинских, или то жар-птицы слетелись в густую стаю и распусти­ли на солнце свои огненные перья.

Недалеко от дворца стоял печатный двор, с принадлежащею к нему словолитней, с жилищем наборщиков и с особым помеще­нием для иностранных мастеров, выписан­ных Иоанном из Англии и Германии. Далее тянулись бесконечные дворцовые службы, в которых жили ключники, подключники, сытники, повара, хлебники, конюхи, писари, со­кольники и всякие дворовые люди на всякий обиход" (глава 7).

Г. "Наружность его вселяла ужас в самых неробких. Лоб его был низок и сжат, волосы начинались почти над бровями; скулы и че­люсти, напротив, были несоразмерно разви­ты; череп, спереди узкий, переходил без вся­кой постепенности в какой-то широкий котел к затылку, а за ушами были такие выпукло­сти, что уши казались впалыми. Глаза неопределенного цвета не смотрели ни на кого прямо, но страшно делалось тому, кто неча­янно встречал их тусклый взгляд. Казалось, никакое великодушное чувство, никакая мысль, выходящая из круга животных побуж­дений, не могла проникнуть в этот узкий мозг, покрытый толстым черепом и густою щети­ной" (глава 8).

Конкурс N° 5

Школьникам "предлагается обсудить не­сколько вопросов.

1) Какие подлинные исторические собы­тия и личности описаны или упомянуты в ро­мане?

2) Какие цели, по словам А.К.Толстого, он ставил перед собой, создавая роман "Князь Серебряный"? Как Вы считаете, достиг ли писатель этих целей?

3) Как Вы понимаете эпиграф, предпо­сланный автором роману?

4) Каково, на Ваш взгляд, отношение А.К.Толстого к царю Ивану IV как к человеку и государственному деятелю?

Конкурс № 6

Ученики демонстрируют одноклассникам и членам жюри нарисованные дома иллю­страции к роману "Князь Серебряный".

В конце урока члены жюри подводят ито­ги состязания команд и оценивают работу учащихся.

Домашнее задание. На основе знаний, полученных из текста учебника, романа А.К.Толстого и других источников, составить характеристику царя Ивана IV.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос