Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в рамках формирования эффективного социально-педагогического партнерства
Россия, г. Златоуст
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПАРТНЁРСТВА «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В. А. Сухомлинский Реализация процесса обновления системы дошкольного образования требует качественно новых гармоничных отношений детского сада с родителями своих воспитанников. В законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми педагогами своего ребёнка. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога. В нашем дошкольном учреждении сложилась определённая система взаимодействия с родителями воспитанников. Одной из главных целей является формирование единого образовательного сообщества: родители – дети – педагоги, основанного на гармоничных партнёрских отношениях. Задачей взаимодействия дошкольного учреждения с семьей является создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. Работа с родителями в нашем учреждении имеет дифференцированный подход. Мы учитываем социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. Больше требований родители предъявляют по уходу за ребенком, приоритетным вопросом считают стиль общения педагогов детского сада с ребёнком, уровню психологически комфортной среды учреждения. Особое значение уделяется изучению опыта семейного воспитания, стиля общения родителей со своими детьми, приоритетов родителей в воспитании детей, образовательных потребностей родителей. Самый наибольший интерес отмечается у родителей самых маленьких воспитанников нашего дошкольного учреждения. Создание атмосферы доверия и сотрудничества – важнейшая составляющая воспитательно-бразовательного процесса ДОУ. Ребенок рождается с чистым и естественным доверием к миру. В формировании доверия к жизни детский сад играет очень важную роль. Один из способов реализации поставленных задач сотрудничества педагогов и родителей – организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Включение родителей в деятельность ДОУ актуализирует потребности семьи в образовании собственного ребенка и способствует педагогическому просвещению родителей как основных заказчиков образовательных услуг. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа по созданию условий для саморазвития родителей и педагогов способствует усилению их взаимоотношений. Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские встречи, лекции, практикумы, так и современные – устные журналы, газеты, экскурсии, родительские клубы, акции, семейные конкурсы, конференции, мастер-классы, оздоровительные мероприятия, игры и др. Взаимодействие с родителями начинается задолго до прихода ребенка в детский сад. От того, как пройдет первая встреча, как сложатся отношения между всеми ее участниками, во многом будет зависеть дальнейшее взаимодействие родителей и коллектива дошкольного образовательного учреждения. В связи с этим в нашем дошкольном учреждении существует хорошая традиция проводить дни открытых дверей для родителей своих будущих воспитанников. Знакомство с родителями будущих воспитанников мы стараемся наполнить особым содержанием: представляем видео презентацию о жизни воспитанников в ДОУ и приоритетных направлениях образовательной деятельности, организуем экскурсию по дошкольному учреждению, предоставляем родителям возможность получить консультации различных специалистов нашего учреждения, вручаем тематические памятки и буклеты. Коллектив педагогов стремится показать родителям, что в учреждении создана безопасная, педагогически грамотная и психологически комфортная среда для развития ребенка и укрепления его здоровья. Все это позволяет установить доверительные отношения с семьями воспитанников за долго до их прихода в образовательное учреждение и создать наиболее благоприятные условия для адаптации ребенка к детскому саду. В дальнейшем, дни открытых дверей, проводимые каждый четверг месяца, предоставляют родителям возможность познакомиться ближе с дошкольным образовательным учреждением, его традициями, правилами, задачами воспитательно-образовательного процесса и позволяют родителям стать активными участниками воспитательно-образовательного процесса детского сада. Особое место в сотрудничестве дошкольного учреждения с родителями занимает «Почта доверия», размещенная в доступном месте. Родители могут класть в почтовый ящик письма, записки, обращения со своими идеями и предложениями к специалистам, заведующему или иным работникам детского сада. Такая форма общения позволяет родителям делиться своими мыслями с коллективом учреждения. На протяжении нескольких лет в ДОУ проводится конкурс «Семья года» среди семей воспитанников детского сада, позволяющий повысить уровень личной комфортности детей и взрослых, сформировать позитивный опыт семейного воспитания, снять затруднения детско-родительских отношений, организовать содержательный и разнообразный семейный досуг. Члены семьи делятся рецептами кулинарных блюд, спортивными достижениями, увлекательно рассказывают о своих семейных увлечениях, проявляют творчество. Благодаря тесному взаимодействию на творческом уровне, возникает чувство большой семьи, сплоченной совместными традициями, вместе проживающей радостные моменты детства. А между родителями и воспитателями крепнут дружеские отношения, поистине открываются сердца навстречу друг другу. Активность родителей подтверждает, что данная форма является успешной. В прошлом году торжественно открылся «Папа-клуб», для пап, которые хотят стать лучшими в вопросе воспитания своего ребенка. Наша цель объединить отцов между собой, заинтересовать вопросами воспитания своих детей и позволить им общаться, делиться опытом воспитания друг с другом. Помочь завоевать истинный авторитет у ребенка, сблизить детский сад и семью. Участникам клуба может стать папа каждого малыша ДОУ.Исключительно в мужском кругу «замыкаться» папы не собираются, в планах – активное общение и с мамами. Самая популярная и любимая форма как у родителей, так и у детей – практикумы с элементами тренинга – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным («Лаборатория чудес», «На пороге школьной жизни», «Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь?», «Играем всей семьей» и др.). Организуются по инициативе родителей ежегодные конференции по организацию питания в ДОУ с дегустацией блюд, где предоставлена возможность лично оценить качество и разнообразие детского меню. Традиционным стало проведение ежегодных экологических акций «Ёлочка-зеленая иголочка», «Вырасти себе друга», «Накорми животное», «Вот пичужка тебе кормушка» и др. Акции направлены на сотрудничество семьи в рамках формирования экологической культуры и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в воспитания ребёнка. Данные акции являются как общесадовскими, так и групповыми. В результате проведения акций создаётся благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, формируются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга. В результате проведения акций создается благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, сформировываются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга. Активное участие семьи принимают в проектно-познавательной деятельности детей. Как известно, «самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам». Каждый дошкольник по своей натуре – маленький исследователь. В настоящий момент в дошкольном учреждении разработан социально-ориентированный проект «Школа добрых волшебников», который позволяет нам сочетать интересы всех участников образовательного процесса: родителей, детей и педагогов. Эмблемой «школы» является любознательный Капитошка. «Школа добрых волшебников» — Это система совместных проектов: «Огород у нас хорош – что посеешь, то сорвешь», «Путешествие в страну цветов», «Подворье бабушки Маруси», «Насекомые Урала», «Рогатые, хвостатые, лохматые»практико-ориентированных, информационных, творческих, интегрированных. Используемая методика работы с детьми представляет собой соединение практической деятельности дошкольников с усвоением ими необходимых научных знаний в доступной форме.Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и
непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В заключение необходимо отметить, что преимущества инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны. Мы считаем, что чем лучше налажено социально-педагогическое партнёрство ДОУ с семьёй, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным. У коллектива получилось активизировать и обогатить воспитательные умения наших родителей, наладить тесный контакт с семьями своих воспитанников. Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями. Литература: 1. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. — 2011. — №12. – С.88 – 94. 2. Давыдова, О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями[Текст] / О.И.Давыдова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.
3. Тонкова, Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. [Текст] / Ю. М. Тонкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы межд. заоч. конфер. — Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71 – 74.
Варданян Е.В., педагог-психолог
Россия, г. Златоуст
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПАРТНЁРСТВА
«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Реализация процесса обновления системы дошкольного образования требует качественно новых гармоничных отношений детского сада с родителями своих воспитанников. В законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми педагогами своего ребёнка. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога.
В нашем дошкольном учреждении сложилась определённая система взаимодействия с родителями воспитанников. Одной из главных целей является формирование единого образовательного сообщества: родители – дети – педагоги, основанного на гармоничных партнёрских отношениях. Задачей взаимодействия дошкольного учреждения с семьей является создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. Работа с родителями в нашем учреждении имеет дифференцированный подход. Мы учитываем социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. Больше требований родители предъявляют по уходу за ребенком, приоритетным вопросом считают стиль общения педагогов детского сада с ребёнком, уровню психологически комфортной среды учреждения. Особое значение уделяется изучению опыта семейного воспитания, стиля общения родителей со своими детьми, приоритетов родителей в воспитании детей, образовательных потребностей родителей. Самый наибольший интерес отмечается у родителей самых маленьких воспитанников нашего дошкольного учреждения. Создание атмосферы доверия и сотрудничества – важнейшая составляющая воспитательно-бразовательного процесса ДОУ. Ребенок рождается с чистым и естественным доверием к миру. В формировании доверия к жизни детский сад играет очень важную роль.
Один из способов реализации поставленных задач сотрудничества педагогов и родителей – организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Включение родителей в деятельность ДОУ актуализирует потребности семьи в образовании собственного ребенка и способствует педагогическому просвещению родителей как основных заказчиков образовательных услуг. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа по созданию условий для саморазвития родителей и педагогов способствует усилению их взаимоотношений. Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские встречи, лекции, практикумы, так и современные – устные журналы, газеты, экскурсии, родительские клубы, акции, семейные конкурсы, конференции, мастер-классы, оздоровительные мероприятия, игры и др.
Взаимодействие с родителями начинается задолго до прихода ребенка в детский сад. От того, как пройдет первая встреча, как сложатся отношения между всеми ее участниками, во многом будет зависеть дальнейшее взаимодействие родителей и коллектива дошкольного образовательного учреждения. В связи с этим в нашем дошкольном учреждении существует хорошая традиция проводить дни открытых дверей для родителей своих будущих воспитанников. Знакомство с родителями будущих воспитанников мы стараемся наполнить особым содержанием: представляем видео презентацию о жизни воспитанников в ДОУ и приоритетных направлениях образовательной деятельности, организуем экскурсию по дошкольному учреждению, предоставляем родителям возможность получить консультации различных специалистов нашего учреждения, вручаем тематические памятки и буклеты. Коллектив педагогов стремится показать родителям, что в учреждении создана безопасная, педагогически грамотная и психологически комфортная среда для развития ребенка и укрепления его здоровья. Все это позволяет установить доверительные отношения с семьями воспитанников за долго до их прихода в образовательное учреждение и создать наиболее благоприятные условия для адаптации ребенка к детскому саду.
В дальнейшем, дни открытых дверей, проводимые каждый четверг месяца, предоставляют родителям возможность познакомиться ближе с дошкольным образовательным учреждением, его традициями, правилами, задачами воспитательно-образовательного процесса и позволяют родителям стать активными участниками воспитательно-образовательного процесса детского сада.
Особое место в сотрудничестве дошкольного учреждения с родителями занимает «Почта доверия», размещенная в доступном месте. Родители могут класть в почтовый ящик письма, записки, обращения со своими идеями и предложениями к специалистам, заведующему или иным работникам детского сада. Такая форма общения позволяет родителям делиться своими мыслями с коллективом учреждения.
На протяжении нескольких лет в ДОУ проводится конкурс «Семья года» среди семей воспитанников детского сада, позволяющий повысить уровень личной комфортности детей и взрослых, сформировать позитивный опыт семейного воспитания, снять затруднения детско-родительских отношений, организовать содержательный и разнообразный семейный досуг. Члены семьи делятся рецептами кулинарных блюд, спортивными достижениями, увлекательно рассказывают о своих семейных увлечениях, проявляют творчество. Благодаря тесному взаимодействию на творческом уровне, возникает чувство большой семьи, сплоченной совместными традициями, вместе проживающей радостные моменты детства. А между родителями и воспитателями крепнут дружеские отношения, поистине открываются сердца навстречу друг другу. Активность родителей подтверждает, что данная форма является успешной.
В прошлом году торжественно открылся «Папа-клуб», для пап, которые хотят стать лучшими в вопросе воспитания своего ребенка. Наша цель объединить отцов между собой, заинтересовать вопросами воспитания своих детей и позволить им общаться, делиться опытом воспитания друг с другом. Помочь завоевать истинный авторитет у ребенка, сблизить детский сад и семью. Участникам клуба может стать папа каждого малыша ДОУ.Исключительно в мужском кругу «замыкаться» папы не собираются, в планах – активное общение и с мамами.
Самая популярная и любимая форма как у родителей, так и у детей – практикумы с элементами тренинга – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным («Лаборатория чудес», «На пороге школьной жизни», «Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь?», «Играем всей семьей» и др.).
Организуются по инициативе родителей ежегодные конференции по организацию питания в ДОУ с дегустацией блюд, где предоставлена возможность лично оценить качество и разнообразие детского меню.
Традиционным стало проведение ежегодных экологических акций «Ёлочка-зеленая иголочка», «Вырасти себе друга», «Накорми животное», «Вот пичужка тебе кормушка» и др. Акции направлены на сотрудничество семьи в рамках формирования экологической культуры и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в воспитания ребёнка. Данные акции являются как общесадовскими, так и групповыми.
В результате проведения акций создаётся благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, формируются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга. В результате проведения акций создается благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, сформировываются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга.
Активное участие семьи принимают в проектно-познавательной деятельности детей. Как известно, «самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам». Каждый дошкольник по своей натуре – маленький исследователь. В настоящий момент в дошкольном учреждении разработан социально-ориентированный проект «Школа добрых волшебников», который позволяет нам сочетать интересы всех участников образовательного процесса: родителей, детей и педагогов. Эмблемой «школы» является любознательный Капитошка. «Школа добрых волшебников» - Это система совместных проектов: «Огород у нас хорош – что посеешь, то сорвешь», «Путешествие в страну цветов», «Подворье бабушки Маруси», «Насекомые Урала», «Рогатые, хвостатые, лохматые»практико-ориентированных, информационных, творческих, интегрированных. Используемая методика работы с детьми представляет собой соединение практической деятельности дошкольников с усвоением ими необходимых научных знаний в доступной форме.Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
В заключение необходимо отметить, что преимущества инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны.
Мы считаем, что чем лучше налажено социально-педагогическое партнёрство ДОУ с семьёй, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным. У коллектива получилось активизировать и обогатить воспитательные умения наших родителей, наладить тесный контакт с семьями своих воспитанников.
Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.
Литература:
-
Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94.
-
Давыдова, О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями[Текст] / О.И.Давыдова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.
-
Тонкова, Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. [Текст] / Ю. М. Тонкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы межд. заоч. конфер. - Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71 – 74.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар "Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста (ФГОС ДО)"
- Портфолио воспитателя: разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС ДО
С ув., Дулатова Н.И.