Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слов. Закрепление.
Творческая мастерская. В гримёрной.
Цели урока:
- Закреплять знания о способах проверки слов с парными согласными на конце.
- Совершенствовать навыки последовательности действий при обозначении согласных звуков буквами.
- Формировать умение объяснять написание слов.
- Развивать внимание и логическое мышление, орфографическую зоркость.
- Воспитывать уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи.
- Слайды, видео, экран.
- Мольберты, краски, кисти, стаканчики.
- Заготовки для мольбертов, парики для клоунов.
- Парики, шляпа.
Действующие лица:
1. Учитель, ученики.
2. Гримёр Джек.
3. Ученик для нанесения грима клоуна.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент:
— Ребята и уважаемые гости оглядитесь вокруг. Повсюду висят интересные лица, краски и кисти стоят на столе. А вот посмотрите, что это? Парик? Кто же носит его? Как интересно!
Гримёр:О-о-о, не удивляйтесь! Вы находитесь в гримёрной. Я – гримёр. А зовут меня Джек. Гример занимается созданием макияжа и причесок для людей, которые будут выступать в телестудии или на театральной сцене. Один и тот же человек благодаря работе гримера может предстать пред вами в одном спектакле Бабой-Ягой, а в другом — весёлым Карлсоном. Просмотр видеоролика.
Рисую всегда, то мордашки, то лица.
Палитра моя – это разные лица
Я им помогаю быстрей превратиться
В злодея, в красавицу, в синюю птицу,
В зверя, в Баб — Ёшку,
В страшилку, в Кощея,
В смешную матрёшку,
В кота, в Бармалея.
Клиент мой – актёр.
Я классный … (гримёр) — начинает рыдать.
Учитель:Что случилось Джек?
— Но к своему стыду я не знаю как пишутся слова, которые я произношу каждый день: нелепая шля(п, б)ка, красные гу(б, п)ки, весёлые гла(з, с)ки и малиновый пари(к, г). Помогите мне ребята! А в знак благодарности, я раскрою свои секреты грима.
Учитель:Милый Джек, не грусти. Мы с радостью тебе поможем. Поможем, ребята?
Гримёр:Ну, тогда вперёд!
II. Актуализация знаний. Постановка цели.
— Ребята, посмотрите, вам знакомы эти буквы? Как они называются? (парные согласные). — По своему звучанию парные согласные бывают какими? (звонкими и глухими) — А как вы думаете, почему Джек не знает, как пишутся слова шляпка, губки, глазки, парик. (Джек не знает правило — как проверить парный согласный на конце и в середине слова). — Совершенно верно! А вы, ребята, знаете? Как проверить парный согласный? (Чтобы проверить парный согласный надо изменить слово так, чтобы после этого согласного стоял гласный). — Сегодня на уроке мы будем отрабатывать навыки правописания звонких и глухих парных согласных на конце и в середине слова, а также узнаем много интересного и познавательного о профессии гримёра.
Ш. Минутка чистописания.
1. Подготовим тетради для работы.
Запишите: 21 декабря. Классная работа.
2. Пальчикова гимнастика.
· Без пальто гулял глупышка,
И замерз он, как ледышка.
Чтобы пальчик отогреть,
Будем мы его тереть.
(Растирают мизинец левой руки указательным и средним пальцем правой, затем то же самое делают с мизинцем правой руки) · Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
А потом они в тетради будут элемент писать.
(Дети вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, а затем их разжимают. Так повторяется несколько раз.)
3.Минутка чистописания.
— Пропишите строчку улыбок, чтобы Джек больше никогда не огорчался.
— А теперь возьмите самую красивую улыбку в ладоши и подарите её гостям. (дети с ладошек сдувают улыбки)
На доске: б п в ф г к у д т ш з с
— Какая буква лишняя и почему?(у – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)
Запишите согласные парами: в верхней строчке – буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней — буквы, обозначающие глухой звук. (Один ученик пишет на доске.)
Зрительная пауза.Если вы согласны со мной, то быстро поморгайте глазками, а теперь закройте их и медленно откройте. IV. Закрепление.
Слайд №1.
Гримёр:Сейчас, ребята, я вам покажу поэтапное превращение девочки Кристины в клоуна. Для создания грима клоуна можно использовать специальные краски, и даже такие подручные средства как пудра, аппликационный карандаш, тушь для ресниц и даже губная помада. Итак, шаг №1: закрашиваем лицо белой краской. Учитель: Пока Джек трудится над созданием образа клоуна, вам предстоит разложить любимую ягоду клоуна Тобика по корзинам. Приготовьте сигнальные карточки с парными согласными. 1.Вставьте пропущенные буквы (устно)
Зуб, глаз, брат, нож, суп, ёрш, сад.
Учитель:первое слово в корзине – это слово…
Ученик:в слове зуб на конце пишется буква б, проверочное слово – зубы. и т.д
Учитель: Джек, как твои дела?
Гримёр:Всё отлично!(Гримёр разворачивает кресло под возглас Але оп!) Вам нравиться? И это только начало! Шаг № 2: обводим глаза и рот — в этом моменте можно дать волю фантазии.
Слайд №2. (упр.1, по цепочке работают у доски)
Учитель: А теперь спешим на помощь к клоуну Лёлику. Клоун Лёлик просит назвать любые числа от 1 до 8. Ребята, стоящие в классном журнале под этими номерами будут выполнять индивидуальное задание, которое приготовил для них Лёлик. Индивидуальная работа (по учебнику).
упр.291 стр. 108
1. Написать 3 слова со звонкой парной согласной на конце или в середине слова.
2. Написать 3 слова с глухой парной согласной на конце или в середине слова.
Учитель: Все остальные внимание на экран.
2. Неизвестно как случилось,
Только буква заблудилась.
Вы, друзья её найдите,
И скорее запишите.
Учитель:Выполняем упражнение по следующему алгоритму:
1.Прочитать слово;
2.Определить парный согласный;
3.Записать в тетрадь;
4.Подобрать проверочное слово.
След – следы, берег – берега, пляж – пляжи, блузка – блузочка, булавка – булавочка.
Проверка индивидуальной работы.
1. Мороз, глаз, зубки.
2. Ёрш, суп, шутка.
Слайд №3.
3.Выполните фонетический разбор слова пляж.
Учитель: А теперь все вместе выполним фонетический разбор слова пляж.
V. Гимнастика для глаз.
Учитель:Молодцы!
Гримёр:Ребята, вы действительно молодцы! А теперь предлагаю посмотреть какой я молодец! Мне осталось совсем немного, чтобы завершить клоуна. Как вы думаете, чего еще не хватает? А что думают наши гости? (нос и парик) Ну тогда за дело!
Слайд №4.
Учитель: И мы за дело принимаемся. Задание: дополните предложения. Вместо точек вставьте букву.
4.Дополните предложения.
У кошки зоркие глазки и острые … зу(б, п)ки.
Кошке игрушки, а мышке … слё(з, с)ки.
Хороша кашка, да мала … ча(ш, ж)ка.
Гримёр: Але оп! Клоун готов!
Учитель:Здорово! Аплодисменты Джеку! Ну что Джек теперь ты знаешь, как пишутся твои любимые слова: нелепая шля(п, б)кА, красные гу(б, п)ки, весёлые гла(з, с)ки и малиновый пари(к, г).
Гримёр:Да-да, конечно. Чтобы проверить парный согласный, надо изменить слово так, чтобы после этого согласного стоял гласный.
Учитель:Давай попробуем…
Слайд № 5
Учитель: А теперь, дорогие ребята, Джек приглашает вас в студию творчества. Где на некоторое время вы станете маленькими талантливыми и самыми настоящими гримёрами.
V. Творческая работа.
Учитель:Скажите, чего не хватает в гриме клоуна у каждого из вас. (бровей, носа, губ, парика) Вам предстоит завершить работу. — Как вы думаете, какого цвета будут брови? (чёрного) Берем чёрную краску и раскрашиваем бровки в чёрный цвет. — Для носика вы какой цвет краски выберете? — Остались губы, наносим краску красного цвета. А теперь фотография на память!!! VI. Итог.
— Над какой орфограммой работали?
— Что нового узнали на уроке? (Кто такой гримёр.)
— Что больше всего понравилось?
Выставление оценок.
Задание на дом: повторить правило.
Урок окончен.
-
Утте Олеся Анатольевна
-
Высшая квалификационная категория
-
Казахстан, г. Астана
-
Международная школа «Мирас»
-
Русский язык
-
Русский язык учебник для 2 класса 11-летней общеобразовательной школы / В. К. Павленко, Г. В. Клыпа. - Алматы : Алматыкітап, 2012.
-
Тема: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слов. Закрепление.
-
2 класс
-
45 минут
Тема: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слов. Закрепление.
Творческая мастерская. В гримёрной.
Цели урока:
-
Закреплять знания о способах проверки слов с парными согласными на конце.
-
Совершенствовать навыки последовательности действий при обозначении согласных звуков буквами.
-
Формировать умение объяснять написание слов.
-
Развивать внимание и логическое мышление, орфографическую зоркость.
-
Воспитывать уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи.
Оборудование:
-
Слайды, видео, экран.
-
Мольберты, краски, кисти, стаканчики.
-
Заготовки для мольбертов, парики для клоунов.
-
Парики, шляпа.
Действующие лица:
-
Учитель, ученики.
-
Гримёр Джек.
-
Ученик для нанесения грима клоуна.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент:
- Ребята и уважаемые гости оглядитесь вокруг. Повсюду висят интересные лица, краски и кисти стоят на столе. А вот посмотрите, что это? Парик? Кто же носит его? Как интересно!
Гримёр: О-о-о, не удивляйтесь! Вы находитесь в гримёрной. Я – гримёр. А зовут меня Джек. Гример занимается созданием макияжа и причесок для людей, которые будут выступать в телестудии или на театральной сцене. Один и тот же человек благодаря работе гримера может предстать пред вами в одном спектакле Бабой-Ягой, а в другом - весёлым Карлсоном.
Просмотр видеоролика.
Рисую
всегда, то мордашки, то лица.
Палитра
моя – это разные лица
Я им помогаю
быстрей превратиться
В злодея, в
красавицу, в синюю птицу,
В зверя, в
Баб - Ёшку,
В страшилку, в Кощея,
В
смешную матрёшку,
В кота, в Бармалея.
Клиент
мой – актёр.
Я классный … (гримёр) -
начинает рыдать.
Учитель: Что случилось Джек?
- Но к своему стыду я не знаю как пишутся слова, которые я произношу каждый день: нелепая шля(п,б)ка, красные гу(б,п)ки, весёлые гла(з,с)ки и малиновый пари(к,г). Помогите мне ребята! А в знак благодарности, я раскрою свои секреты грима.
Учитель: Милый Джек, не грусти. Мы с радостью тебе поможем. Поможем, ребята?
Гримёр: Ну, тогда вперёд!
II. Актуализация знаний. Постановка цели.
- Ребята, посмотрите, вам знакомы эти буквы? Как они называются? (парные согласные).
- По своему звучанию парные согласные бывают какими? (звонкими и глухими)
- А как вы думаете, почему Джек не знает, как пишутся слова шляпка, губки, глазки, парик. (Джек не знает правило - как проверить парный согласный на конце и в середине слова).
- Совершенно верно! А вы, ребята, знаете? Как проверить парный согласный? (Чтобы проверить парный согласный надо изменить слово так, чтобы после этого согласного стоял гласный).
- Сегодня на уроке мы будем отрабатывать навыки правописания звонких и глухих парных согласных на конце и в середине слова, а также узнаем много интересного и познавательного о профессии гримёра.
Ш. Минутка чистописания.
1. Подготовим тетради для работы.
Запишите: 21 декабря. Классная работа.
2. Пальчикова гимнастика.
-
Без пальто гулял глупышка,
И замерз он, как ледышка.
Чтобы пальчик отогреть,
Будем мы его тереть.
(Растирают мизинец левой руки указательным и средним пальцем правой, затем то же самое делают с мизинцем правой руки)
-
Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
А потом они в тетради будут элемент писать.
(Дети вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, а затем их разжимают. Так повторяется несколько раз.)
3.Минутка чистописания.
- Пропишите строчку улыбок, чтобы Джек больше никогда не огорчался.
- А теперь возьмите самую красивую улыбку в ладоши и подарите её гостям. (дети с ладошек сдувают улыбки)
На доске: б п в ф г к у д т ш з с
- Какая буква лишняя и почему? (у – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)
Запишите согласные парами: в верхней строчке – буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней - буквы, обозначающие глухой звук. (Один ученик пишет на доске.)
Зрительная пауза. Если вы согласны со мной, то быстро поморгайте глазками, а теперь закройте их и медленно откройте.
IV. Закрепление.
Слайд №1.
Гримёр: Сейчас, ребята, я вам покажу поэтапное превращение девочки Кристины в клоуна. Для создания грима клоуна можно использовать специальные краски, и даже такие подручные средства как пудра, аппликационный карандаш, тушь для ресниц и даже губная помада. Итак, шаг №1: закрашиваем лицо белой краской.
Учитель: Пока Джек трудится над созданием образа клоуна, вам предстоит разложить любимую ягоду клоуна Тобика по корзинам. Приготовьте сигнальные карточки с парными согласными.
1.Вставьте пропущенные буквы (устно)
Зуб, глаз, брат, нож, суп, ёрш, сад.
Учитель: первое слово в корзине – это слово…
Ученик: в слове зуб на конце пишется буква б, проверочное слово – зубы. и т.д
Учитель: Джек, как твои дела?
Гримёр: Всё отлично!(Гримёр разворачивает кресло под возглас Але оп!) Вам нравиться? И это только начало! Шаг № 2: обводим глаза и рот - в этом моменте можно дать волю фантазии.
Слайд №2. (упр.1, по цепочке работают у доски)
Учитель: А теперь спешим на помощь к клоуну Лёлику. Клоун Лёлик просит назвать любые числа от 1 до 8. Ребята, стоящие в классном журнале под этими номерами будут выполнять индивидуальное задание, которое приготовил для них Лёлик.
Индивидуальная работа (по учебнику).
упр.291 стр. 108
-
Написать 3 слова со звонкой парной согласной на конце или в середине слова.
-
Написать 3 слова с глухой парной согласной на конце или в середине слова.
Учитель: Все остальные внимание на экран.
2. Неизвестно как случилось,
Только буква заблудилась.
Вы, друзья её найдите,
И скорее запишите.
Учитель: Выполняем упражнение по следующему алгоритму:
1.Прочитать слово;
2.Определить парный согласный;
3.Записать в тетрадь;
4.Подобрать проверочное слово.
След – следы, берег – берега, пляж – пляжи, блузка – блузочка, булавка – булавочка.
Проверка индивидуальной работы.
-
Мороз, глаз, зубки.
-
Ёрш, суп, шутка.
Слайд №3.
3.Выполните фонетический разбор слова пляж.
Учитель: А теперь все вместе выполним фонетический разбор слова пляж.
V. Гимнастика для глаз.
Учитель: Молодцы!
Гримёр: Ребята, вы действительно молодцы! А теперь предлагаю посмотреть какой я молодец! Мне осталось совсем немного, чтобы завершить клоуна. Как вы думаете, чего еще не хватает? А что думают наши гости? (нос и парик) Ну тогда за дело!
Слайд №4.
Учитель: И мы за дело принимаемся. Задание: дополните предложения. Вместо точек вставьте букву.
4.Дополните предложения.
У кошки зоркие глазки и острые … зу(б, п)ки.
Кошке игрушки, а мышке … слё(з, с)ки.
Хороша кашка, да мала … ча(ш ,ж)ка.
Гримёр: Але оп! Клоун готов!
Учитель: Здорово! Аплодисменты Джеку! Ну что Джек теперь ты знаешь, как пишутся твои любимые слова: нелепая шля(п,б)кА, красные гу(б,п)ки, весёлые гла(з,с)ки и малиновый пари(к,г).
Гримёр: Да-да, конечно. Чтобы проверить парный согласный, надо изменить слово так, чтобы после этого согласного стоял гласный.
Учитель: Давай попробуем…
Слайд № 5
Учитель: А теперь, дорогие ребята, Джек приглашает вас в студию творчества. Где на некоторое время вы станете маленькими талантливыми и самыми настоящими гримёрами.
V. Творческая работа.
Учитель: Скажите, чего не хватает в гриме клоуна у каждого из вас. (бровей, носа, губ, парика) Вам предстоит завершить работу.
- Как вы думаете, какого цвета будут брови? (чёрного) Берем чёрную краску и раскрашиваем бровки в чёрный цвет.
- Для носика вы какой цвет краски выберете?
- Остались губы, наносим краску красного цвета.
А теперь фотография на память!!!
VI. Итог.
- Над какой орфограммой работали?
- Что нового узнали на уроке? (Кто такой гримёр.)
- Что больше всего понравилось?
Выставление оценок.
Задание на дом: повторить правило.
Урок окончен.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
Заранее Вам благодарна, Дулатова Н.И.