В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Рабочая программа по метапредметному курсу "Русская тряпичная кукла"

Рабочая программа по метапредметному курсу "Русская тряпичная кукла"

оксана василенко
Тип материала: Программа
Рейтинг: 1234 голосов:2просмотров: 6825
Краткое описание
Цель программы – создать условия для формирования эмоционально – отзывчивой, творчески активной личности, пробудить интерес к рукоделию на тематической и технологической основе изучения народного искусства и этнографического материала.
Описание
Департамент образования Администрации мо г. Салехард
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза И.В.Королькова» «Согласовано»
протокол № 4 от25.05.2013г.
заседания НМС
«Утверждено»
приказ № 200 от 02.09.2013г.

Председатель НМС
Директор школы

Сычёва Т.В.
Меха А.В.









Программа по метапредметному курсу «Тряпичная народная кукла» (1 час в неделю, итого – 8 часов)
Учитель: Василенко Оксана Павловна
Ступень: первая
Класс: 3 — 5
Срок реализации: 8 часов
Салехард 2014г Пояснительная записка Программа метапредметного учебного курса «Тряпичная народная кукла» имеет художественную направленность и рассчитана на срок обучения 8 часов для учащихся 3-5 классов. Содержание программы имеет ярко выраженный национальный характер и направлено на достижение целей воспитания, связанных с формированием и развитием гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе, Родине, семье, интереса к истории и народному искусству. Программа ориентирована на формирование традиционных, семейных ценностей, воспитание девочек, как хранительниц домашнего очага, рукодельниц. Характерная черта современного образования – внимание к народному духовному наследию как явлению, содержащему в себе глубокие возможности для воспитания и развития личности. Народная культура всё больше осознается, как духовно-нравственная основа воспитания человека в силу присущей ей способности формировать базовые ценностные характеристики личности. Одной из составляющих народной культуры является народная игрушка. Живя в современном обществе, необходимо приобщать школьников к традиционной русской культуре, посредством игрушки, так как каждая встреча с игрушкой возвращает нас в далёкое прошлое, в историю культуры, в детство наших предков: наших бабушек и дедушек, наше собственное детство. Актуальностьпрограммы, кроме вышесказанного, заключается и в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению традиционного искусства, в частности, изготовления народной куклы, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга и воспитания детей в семье. Программа позволяет осознать такие понятия, как народ, этнос, этническая культура, народное сознание. Знакомство с традиционными русскими куклами позволит детям познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа, а сами куклы составят оригинальную домашнюю коллекцию или станут необычным подарком для друзей.
Программа метапредметного учебного курса «Тряпичная народная кукла»предполагает изучение истории народной куклы, традиций и обычаев, связанных с куклами, приемы изготовления текстильной куклы. Включает теоретическую и практическую работу.


Программа соответствует различным потребностям детей и их родителей, т.к. ориентирована на разный уровень подготовленности школьников, приходящих в объединение. Гибкость и многоуровневая структура программы позволяет заниматься в объединении младшим школьникам, имеющим задержку развития, проблемы со здоровьем и в тоже время программа ориентирована на оказание помощи и поддержки одарённым и талантливым обучающимся, поднимая всех на качественно новый уровень индивидуального развития.

Программа является «зоной ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями, потребностями и возможностями. Практика показала универсальность программы: по ней с успехом могут заниматься как одарённые дети, так и дети, имеющие нарушения в развитии. Им программа помогает в социальной адаптации.
Программа позволяет реализовывать индивидуальные потребности детей: коммуникативные, познавательные, инструментальные (обучение конкретному ремеслу). Обучение детей и подростков приёмам выполнения народной тряпичной куклы позволяет придать её реализации комплексный характер: – происходит обучение ремесленным навыкам, полезным в будущей трудовой деятельности, а также способным пригодиться в обыденной, семейной жизни; – постигается важная сторона истории, народной духовной практики, что необходимо для формирования зрелой гражданской позиции; – вырабатываются эстетические ценности и идеалы, основанные на лучших традициях отечественной народной культуры, которые содействуют возникновению бережного, уважительного отношения к культурному наследию; – формируются и развиваются созидательные, конструктивные установки в формирующейся личности. Кроме того, работа трудоёмкая, кропотливая, требует длительной концентрации внимания и усидчивости, что требует учитывать физические и психологические особенности детского и подросткового возраста и применять в программе здоровьесберегающие технологии. Цель программы – создать условия для формирования эмоционально – отзывчивой, творчески активной личности, пробудить интерес к рукоделию на тематической и технологической основе изучения народного искусства и этнографического материала. Задачи: · Социализирующие:личность обучающегося – (преодоление всевозможных психологических барьеров, общение, активная, созидательная, общественно-одобряемая деятельность, развитие общего культурного уровня) · Воспитывающие: формирование мировоззрения, трудовое, гражданское и патриотическое воспитание, эстетическое воспитание, создание комфортного психологического климата внутри коллектива, способствующего неформальному интересу к образовательному предмету и творческому общению учащихся. · Обучающие: знакомство с народными традициями, их месте в сфере современного декоративно-прикладного искусства, с эстетикой и смысловой нагрузкой народного творчества; обучение техническим навыкам и приемам выполнения тряпичных кукол, получение подготовки, позволяющей продолжить образование в области декоративно-прикладного искусства. · Развивающие:развить склонности и способности детей к художественному творчеству, дать возможность реализовать свой творческий потенциал Программа строится с учетом основных методических принципов:
  • Гуманизация учебно-воспитательного процесса (создание условий для максимального раскрытия возможностей и способностей ребенка).
  • Дифференциация и индивидуализация обучения (учет психических и физических возможностей и способностей каждого ребенка).
  • Наглядности и доступности (комплексно использовать все методы обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка).
· Сознательности и активности (понимание воспитанником того, что данные умения и знания пригодятся ему в жизни; проявление желания овладеть этими знаниями). Формы и методы обучения Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному. Программа основана на ручной деятельности. Как известно, ручной труд оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта, речи и психологических функций ребенка в целом. Формы занятий выбираются, исходя из возрастных и психологических особенностей воспитанников. В процессе практической деятельности основными формами являются индивидуальные и групповые занятия. Практическая часть преобладает, т.к. необходимо закрепить полученные знания, умения, навыки. При изучении теории с учетом возрастных особенностей целесообразно использовать методы рассказа, с элементами показа, беседы. По данной программе могут заниматься дети, не имеющие специальной подготовки, т.к. обучение начинается с самых азов, т.е. изучение инструментов, приспособлений и материалов, правил работы с ними, соблюдение техники безопасности, умение пользоваться иглой и нитью, различными видами тканей, изучение основных ручных швов и их применение в работе. Методика проведения занятий предусматривает разнообразную практическую деятельность детей: · репродуктивная – после объяснения преподавателя повторить данное изделие; · творческая – самостоятельно изготовить изделие. Теоретический метод обучения:
- Рассказ-информация по истории создания куклы, виды куклы, функции и предназначение, история костюма, о жизни и быте русского народа, о православных праздниках.
- Показ образцов готовых кукол или иллюстрации с изображением кукол в книгах, журналах, презентации.
— Показ иллюстраций по русскому народному костюму, крестьянскому быту.
- Беседы и полезные советы по рукоделию в процессе работы.

Практический метод обучения: — Дети знакомятся с особенностями, приемами, последовательностью, способами изготовления и оформления кукол
- Пробуют изготовить саму поделку на заданную тему, например: в процессе творчества дети делают подарки-сувениры своим близким к Пасхе, Рождеству, Благовещению, Дню Ангела.
Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержание тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.
Деятельностный подход в обучении реализуется через использование метода проектов – что связано с более глубоким изучением культурологического аспекта программы на этапе совершенствования мастерства. Используются информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе (подготовка материалов к занятиям, компьютерные презентации и т.д.)
Используется технология коллективной деятельности и этнопедагогические методы образования:
— передающие знания традиций и обычаев народа (народные праздники, игры, фольклор);
— методы включения ребёнка в деятельность (игровую, обучение ремеслу);
— методы, регулирующие поведение (социализация личности посредством фольклора – развитие отношения к себе, труду, окружающим, искусству).

Ожидаемые результаты и способы их проверки Пройдя курс обучения, дети: – будут знать основные виды русского народного и декоративно-прикладного искусства; – освоят основные техники выполнения народной куклы; – узнают и овладеют основными законами композиции изделий; – овладеют технологией кройки деталей из ткани и собирания их в костюм; – будут уметь выбирать нужную ткань для выполнения кукол. Педагогический контроль. Цель контроля: побудить воспитанника к самосовершенствованию, воспитать умение оценивать свои достижения и видеть перспективу развития. Формы контроля: Текущий контроль осуществляется на каждом занятии: наблюдение за деятельностью ребенка, содержательная оценка – рецензия педагогом, само- и взаимоконтроль. Итоговый контроль: проводится в форме отчётной выставки детского творчества, Критерии отбора работ: · аккуратность исполнения; · соблюдение технологии; · творческий подход к работе. Однако следует оговориться, что контроль знаний в группах должен осуществляться строго дифференцированно, исходя из возрастных, физических, психологических особенностей развития каждого отдельного ребенка. Учебно-тематический план
занятия Тема занятия К-во часов Содержание занятия
1 История народной куклы. Типы и назначения кукол: игровые, обрядовые, обереги. Детские игровые куклы: «Пеленашка», «Кувадка», «Зайчик на пальчик» 1 История возникновения народной куклы. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Информация о видах кукол (обрядовые, обереги, игровые), их функции и предназначении. Показ образцов.
2 Обрядовые домашние куклы. Изготовление куклы «На счастье» 1 Рассказ – информация по истории создания куклы, о её предназначении, показ образцов, иллюстраций. Полезные советы по рукоделию. Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления и оформления куклы. Изготовление куклы на заданную тему.
3 Куклы-обереги. Изготовление куклы «Крупеничка» 1 Рассказ – информация по истории создания кукол, о их предназначении, показ образцов, иллюстраций. Полезные советы по рукоделию. Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления и оформления кукол. Изготовление куклы на заданную тему.
4 «Зимние» куклы. Изготовление куклы «Рождественский ангел» 1 Рассказ – информация по истории создания кукол, о их предназначении, показ образцов, иллюстраций. Полезные советы по рукоделию. Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления и оформления кукол. Изготовление куклы на заданную тему.
5 «Весенние» куклы. Изготовление куклы «Веснянка» 1 Рассказ – информация по истории создания кукол, о их предназначении, показ образцов, иллюстраций. Полезные советы по рукоделию. Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления и оформления кукол. Изготовление куклы на заданную тему.
6 «Летние» куклы. Изготовление куклы «Кубышка-травница» 1 Рассказ – информация по истории создания кукол, о их предназначении, показ образцов, иллюстраций. Полезные советы по рукоделию. Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления и оформления кукол. Изготовление куклы на заданную тему.
7 «Осенние» куклы. Изготовление куклы «Спиридон-Солнцеворот» 1 Рассказ – информация по истории создания кукол, о их предназначении, показ образцов, иллюстраций. Полезные советы по рукоделию. Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления и оформления кукол. Изготовление куклы на заданную тему.
8 Подведение итогов. Выставка творческих работ 1 Подведение итогов. Оформление выставки.
Планируемые результатыосвоения обучающимися программы внеурочной деятельности
К концу курса обучающиеся должны знать:

· историю русской народной куклы
· типы и назначения кукол (игровая, обрядовая, оберег)
· куклы в праздничной символике
· технологию изготовления кукол

уметь:

  • изготовить тряпичную куклу самостоятельно
Используемые интернет-источники http://do.gendocs.ru/docs/index-106299.html
nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-po-napravleniyu-dekorativno
Рекомендуемая литература
  1. Дайн Г.Л.Детский народный календарь: Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Детская литература, 2001.
  2. Дайн Г.Л., Дайн М.Б.Русская тряпичная кукла. Культура. Традиции, технология. – М.: Культура и традиции, 2007.
  3. Демидова Н.Г.Моя народная кукла //Я вхожу в мир искусств. – 1999. – №8.
  4. Декоративно-прикладное творчество.5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика / Авт.-сост. О.Я.Воробьёва. – Волгоград: Учитель, 2009.
  5. Детям – о традициях народного мастерства.Осень: Учебно-методическое пособие: В 2 ч. / Под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Ч.2.
  6. Дикова С.И.Шьём тряпичные куклы //Школа и производство. – 1995. – №2. – С. 55-57.
  7. Занятия по прикладному искусству.5-7 классы: работа с солёным тестом, аппликация из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток / Авт.-сост. Е.А.Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2009.
  8. Колесникова В.Праздники Руси православной. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998.
  9. Кононов А.Духовный смысл игрушки //Духовно-нравственное воспитание. – 2002. – №1. – С. 40-51.
  10. Кукольный сундучок.Традиционная народная кукла своими руками /Авт.-сост. Е.В.Берстенёва, Н.В.Догаева. – М.: Белый город, 2011.
  11. Осиненко Г.П.Столбик против Барби //Народное творчество. – 1997. – №5. – С. 44-45.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
РП_РУССКАЯ_ТРЯПИЧНАЯ_КУКЛА.docx Скачать

Департамент образования Администрации мо г. Салехардhttp://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза И.В.Королькова»


«Согласовано»

протокол № 4 от25.05.2013г.

заседания НМС

«Утверждено»

приказ № 200 от 02.09.2013г.

Председатель НМС

Директор школы

Сычёва Т.В.

Меха А.В.




Программа

по метапредметному курсу «Тряпичная народная кукла»

(1 час в неделю, итого – 8 часов)


Учитель: Василенко Оксана Павловна

Ступень: первая

Класс: 3 - 5

Срок реализации: 8 часов

Салехард

2014г



Пояснительная записка


Программа метапредметного учебного курса «Тряпичная народная кукла» имеет художественную направленность и рассчитана на срок обучения 8 часов для учащихся 3-5 классов.

Содержание программы имеет ярко выраженный национальный характер и направлено на достижение целей воспитания, связанных с формированием и развитием гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе, Родине, семье, интереса к истории и народному искусству. Программа ориентирована на формирование традиционных, семейных ценностей, воспитание девочек, как хранительниц домашнего очага, рукодельниц.

Характерная черта современного образования – внимание к народному духовному наследию как явлению, содержащему в себе глубокие возможности для воспитания и развития личности. Народная культура всё больше осознается, как духовно-нравственная основа воспитания человека в силу присущей ей способности формировать базовые ценностные характеристики личности.

Одной из составляющих народной культуры является народная игрушка. Живя в современном обществе, необходимо приобщать школьников к традиционной русской культуре, посредством игрушки, так как каждая встреча с игрушкой возвращает нас в далёкое прошлое, в историю культуры, в детство наших предков: наших бабушек и дедушек, наше собственное детство.

Актуальностьпрограммы, кроме вышесказанного, заключается и в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению традиционного искусства, в частности, изготовления народной куклы, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга и воспитания детей в семье. Программа позволяет осознать такие понятия, как народ, этнос, этническая культура, народное сознание. Знакомство с традиционными русскими куклами позволит детям познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа, а сами куклы составят оригинальную домашнюю коллекцию или станут необычным подарком для друзей.
Программа метапредметного учебного курса «Тряпичная народная кукла»предполагает изучение истории народной куклы, традиций и обычаев, связанных с куклами, приемы изготовления текстильной куклы. Включает теоретическую и практическую работу.


Программа соответствует различным потребностям детей и их родителей, т.к. ориентирована на разный уровень подготовленности школьников, приходящих в объединение. Гибкость и многоуровневая структура программы позволяет заниматься в объединении младшим школьникам, имеющим задержку развития, проблемы со здоровьем и в тоже время программа ориентирована на оказание помощи и поддержки одарённым и талантливым обучающимся, поднимая всех на качественно новый уровень индивидуального развития.Программа является «зоной ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями, потребностями и возможностями. Практика показала универсальность программы: по ней с успехом могут заниматься как одарённые дети, так и дети, имеющие нарушения в развитии. Им программа помогает в социальной адаптации.

Программа позволяет реализовывать индивидуальные потребности детей: коммуникативные, познавательные, инструментальные (обучение конкретному ремеслу).

Обучение детей и подростков приёмам выполнения народной тряпичной куклы позволяет придать её реализации комплексный характер:

происходит обучение ремесленным навыкам, полезным в будущей трудовой деятельности, а также способным пригодиться в обыденной, семейной жизни;

постигается важная сторона истории, народной духовной практики, что необходимо для формирования зрелой гражданской позиции;

вырабатываются эстетические ценности и идеалы, основанные на лучших традициях отечественной народной культуры, которые содействуют возникновению бережного, уважительного отношения к культурному наследию;

формируются и развиваются созидательные, конструктивные установки в формирующейся личности.

Кроме того, работа трудоёмкая, кропотливая, требует длительной концентрации внимания и усидчивости, что требует учитывать физические и психологические особенности детского и подросткового возраста и применять в программе здоровьесберегающие технологии.

Цель программы – создать условия для формирования эмоционально – отзывчивой, творчески активной личности, пробудить интерес к рукоделию на тематической и технологической основе изучения народного искусства и этнографического материала.

Задачи:

  • Социализирующие: личность обучающегося – (преодоление всевозможных психологических барьеров, общение, активная, созидательная, общественно-одобряемая деятельность, развитие общего культурного уровня)

  • Воспитывающие: формирование мировоззрения, трудовое, гражданское и патриотическое воспитание, эстетическое воспитание, создание комфортного психологического климата внутри коллектива, способствующего неформальному интересу к образовательному предмету и творческому общению учащихся.

  • Обучающие: знакомство с народными традициями, их месте в сфере современного декоративно-прикладного искусства, с эстетикой и смысловой нагрузкой народного творчества; обучение техническим навыкам и приемам выполнения тряпичных кукол, получение подготовки, позволяющей продолжить образование в области декоративно-прикладного искусства.

  • Развивающие: развить склонности и способности детей к художественному творчеству, дать возможность реализовать свой творческий потенциал


Программа строится с учетом основных методических принципов:

  • Гуманизация учебно-воспитательного процесса (создание условий для максимального раскрытия возможностей и способностей ребенка).

  • Дифференциация и индивидуализация обучения (учет психических и физических возможностей и способностей каждого ребенка).

  • Наглядности и доступности (комплексно использовать все методы обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка).

  • Сознательности и активности (понимание воспитанником того, что данные умения и знания пригодятся ему в жизни; проявление желания овладеть этими знаниями).

Формы и методы обучения

Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному. Программа основана на ручной деятельности. Как известно, ручной труд оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта, речи и психологических функций ребенка в целом. Формы занятий выбираются, исходя из возрастных и психологических особенностей воспитанников. В процессе практической деятельности основными формами являются индивидуальные и групповые занятия. Практическая часть преобладает, т.к. необходимо закрепить полученные знания, умения, навыки. При изучении теории с учетом возрастных особенностей целесообразно использовать методы рассказа, с элементами показа, беседы.

По данной программе могут заниматься дети, не имеющие специальной подготовки, т.к. обучение начинается с самых азов, т.е. изучение инструментов, приспособлений и материалов, правил работы с ними, соблюдение техники безопасности, умение пользоваться иглой и нитью, различными видами тканей, изучение основных ручных швов и их применение в работе.

Методика проведения занятий предусматривает разнообразную практическую деятельность детей:

  • репродуктивная – после объяснения преподавателя повторить данное изделие;

  • творческая – самостоятельно изготовить изделие.


Теоретический метод обучения:
- Рассказ-информация по истории создания куклы, виды куклы, функции и предназначение, история костюма, о жизни и быте русского народа, о православных праздниках.
- Показ образцов готовых кукол или иллюстрации с изображением кукол в книгах, журналах, презентации.
- Показ иллюстраций по русскому народному костюму, крестьянскому быту.
- Беседы и полезные советы по рукоделию в процессе работы.

Практический метод обучения:

  - Дети знакомятся с особенностями, приемами, последовательностью, способами изготовления и оформления кукол
- Пробуют изготовить саму поделку на заданную тему, например: в процессе творчества дети делают подарки-сувениры своим близким к Пасхе, Рождеству, Благовещению, Дню Ангела.

Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержание тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.


Деятельностный подход в обучении реализуется через использование метода проектов – что связано с более глубоким изучением культурологического аспекта программы на этапе совершенствования мастерства. Используются информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе (подготовка материалов к занятиям, компьютерные презентации и т.д.)

Используется технология коллективной деятельности и этнопедагогические методы образования:
- передающие знания традиций и обычаев народа (народные праздники, игры, фольклор);
- методы включения ребёнка в деятельность (игровую, обучение ремеслу);
- методы, регулирующие поведение (социализация личности посредством фольклора – развитие отношения к себе, труду, окружающим, искусству).


Ожидаемые результаты и способы их проверки

Пройдя курс обучения, дети:

будут знать основные виды русского народного и декоративно-прикладного искусства;

освоят основные техники выполнения народной куклы;

узнают и овладеют основными законами композиции изделий;

овладеют технологией кройки деталей из ткани и собирания их в костюм;

будут уметь выбирать нужную ткань для выполнения кукол.

Педагогический контроль.

Цель контроля: побудить воспитанника к самосовершенствованию, воспитать умение оценивать свои достижения и видеть перспективу развития.

Формы контроля:

Текущий контроль осуществляется на каждом занятии: наблюдение за деятельностью ребенка, содержательная оценка – рецензия педагогом, само- и взаимоконтроль.

Итоговый контроль: проводится в форме отчётной выставки детского творчества,

Критерии отбора работ:

  • аккуратность исполнения;

  • соблюдение технологии;

  • творческий подход к работе.

Однако следует оговориться, что контроль знаний в группах должен осуществляться строго дифференцированно, исходя из возрастных, физических, психологических особенностей развития каждого отдельного ребенка.



















Учебно-тематический план


занятия



Тема занятия

К-во

часов

Содержание занятия

1

История народной куклы. Типы и назначения кукол: игровые, обрядовые, обереги. Детские игровые куклы: «Пеленашка», «Кувадка», «Зайчик на пальчик»

1

История возникновения народной куклы. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Информация о видах кукол (обрядовые, обереги, игровые), их функции и предназначении. Показ образцов.


2

Обрядовые домашние куклы. Изготовление куклы «На счастье»

1

Рассказ – информация по истории создания куклы, о её предназначении, показ образцов, иллюстраций. Полезные советы по рукоделию. Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления и оформления куклы. Изготовление куклы на заданную тему.


3

Куклы-обереги. Изготовление куклы «Крупеничка»

1

Рассказ – информация по истории создания кукол, о их предназначении, показ образцов, иллюстраций. Полезные советы по рукоделию. Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления и оформления кукол. Изготовление куклы на заданную тему.


4

«Зимние» куклы. Изготовление куклы «Рождественский ангел»

1

Рассказ – информация по истории создания кукол, о их предназначении, показ образцов, иллюстраций. Полезные советы по рукоделию. Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления и оформления кукол. Изготовление куклы на заданную тему.


5

«Весенние» куклы. Изготовление куклы «Веснянка»

1

Рассказ – информация по истории создания кукол, о их предназначении, показ образцов, иллюстраций. Полезные советы по рукоделию. Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления и оформления кукол. Изготовление куклы на заданную тему.


6

«Летние» куклы. Изготовление куклы «Кубышка-травница»

1

Рассказ – информация по истории создания кукол, о их предназначении, показ образцов, иллюстраций. Полезные советы по рукоделию. Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления и оформления кукол. Изготовление куклы на заданную тему.


7

«Осенние» куклы. Изготовление куклы «Спиридон-Солнцеворот»

1

Рассказ – информация по истории создания кукол, о их предназначении, показ образцов, иллюстраций. Полезные советы по рукоделию. Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления и оформления кукол. Изготовление куклы на заданную тему.


8

Подведение итогов. Выставка творческих работ


1

Подведение итогов.

Оформление выставки.










Планируемые результатыосвоения обучающимися программы внеурочной деятельности



К концу курса обучающиеся должны

знать:


  • историю русской народной куклы

  • типы и назначения кукол (игровая, обрядовая, оберег)

  • куклы в праздничной символике

  • технологию изготовления кукол


уметь:


  • изготовить тряпичную куклу самостоятельно






Используемые интернет-источники


http://do.gendocs.ru/docs/index-106299.html

nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-po-napravleniyu-dekorativno



Рекомендуемая литература


  1. Дайн Г.Л. Детский народный календарь: Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Детская литература, 2001.

  2. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура. Традиции, технология. – М.: Культура и традиции, 2007.

  3. Демидова Н.Г. Моя народная кукла //Я вхожу в мир искусств. – 1999. – №8.

  4. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика / Авт.-сост. О.Я.Воробьёва. – Волгоград: Учитель, 2009.

  5. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учебно-методическое пособие: В 2 ч. / Под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Ч.2.

  6. Дикова С.И. Шьём тряпичные куклы //Школа и производство. – 1995. – №2. – С. 55-57.

  7. Занятия по прикладному искусству. 5-7 классы: работа с солёным тестом, аппликация из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток / Авт.-сост. Е.А.Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2009.

  8. Колесникова В. Праздники Руси православной. – М.:ТЕРРА-Книжный клуб, 1998.

  9. Кононов А. Духовный смысл игрушки //Духовно-нравственное воспитание. – 2002. – №1. – С. 40-51.

  10. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками /Авт.-сост. Е.В.Берстенёва, Н.В.Догаева. – М.: Белый город, 2011.

  11. Осиненко Г.П. Столбик против Барби //Народное творчество. – 1997. – №5. – С. 44-45.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос