|
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются, это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы у них всегда было что делать». Я.А. Коменский |
Тема семинара-практикума: Проектные технологии в работе с детьми дошкольного возраста.
Цель: создать условия для овладения педагогами образовательных технологий нового поколения.
Форма проведения: деловая встреча
Участники: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Подготовительная работа: самостоятельное изучение педагогами методических пособий: «Проектная деятельность дошкольников» Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, «Проектная деятельность дошкольников» В.А. Деркунская, «Технологии проектной деятельности в ДОУ» Е.С. Евдокимова.
Пояснительная записка
Данный материал носит объёмный характер и не может быть реализован в течение одного семинарского занятия. На практике нами было проведено три занятия, посвященных проблеме проектирования: «Образовательные технологии деятельностного типа в работе с детьми дошкольного возраста», «Проект – как технология деятельностного типа» и «Проектные технологии – от теории к практике». Занятия сопровождались мультимедийными презентациями. Для того чтобы общение было интерактивным, воспитателям задавались вопросы, давались небольшие задания в ходе изучения теоретического материала, разбирались практические ситуации, проводилась рефлексия.
План проведения:
-
Введение в проблему.
-
Технологии деятельностного типа.
-
Теоретические основы проектирования как технологии деятельностного типа.
-
Методика проектирования.
-
Система педагогического планирования проектной деятельности.
-
Подведение итогов. Рефлексия.
Ход семинара:
Слайд 2
Генри Томас Бокль (1821-1862), английский историк-философ, социолог, позитивист сказал: «Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне богатейшие страны – те, в которых человек наиболее деятелен».
Эти слова не утратили своей актуальности и сегодня, а в связи с изменениями в дошкольном образовании приобрели новое современное звучание. Сегодня успешный человек – это человек, обладающий такими качества как гибкость, мобильность, умение отказаться от стереотипов, накопившихся годами, умение взглянуть на ситуацию с разных точек зрения, найти 101 решение там, где все остальные найдут только 99. В связи с этим изменился и социальный заказ, предъявляемый дошкольному образованию. Современный ребёнок на пороге начальной школы это в первую очередь овладевший основными культурными способами деятельности, проявляющий инициативу и самостоятельность…, способный выбрать себе занятие и партнёров (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, «Целевые ориентиры образования»). В этой ситуации педагог обязан владеть образовательными технологиями деятельностного типа и в первую очередь проектной технологией.
Слайд 3
Основная цель и результат применения технологий деятельностного типа состоит не в изменении предметов внешнего мира, а в изменении воспитанника как субъекта деятельности.
К технологиям деятельностного типа относятся:
-
технология проектного обучения;
-
технология развивающего образовательного взаимодействия;
-
технология создания образовательных ситуаций (Гогоберидзе А.Г.);
-
технология игровых обучающих ситуаций;
-
технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности «Дошкольник и рукотворный мир», автор М.В. Крулехт, программа «Детство».
Отличительный признак технологий такого типа – это наличие деятельности. В любой деятельности выделяют компоненты: цель, средства, действия,
результат и оценка.
Слайд 4
!Задание педагогам
-
Выделите компоненты к следующим продуктам деятельности: платье, борщ, конспект непосредственно-образовательной деятельности (НОД).
Пример:
Цель: хочу сшить красивое платье, чтобы пойти на день рождения к подруге.
Средства: деньги для покупки ткани, ниток, фурнитуры, швейная машинка, швейные принадлежности.
Действия: выберу фасон, рассчитаю количество ткани, пойду в магазин, куплю всё необходимое; раскрою ткань, сошью.
Результат: платье готово.
Оценка: платье получилось очень красивое, хорошо сидит по фигуре, не стыдно одеть к подруге на день рождения.
Слайд 5
Рассмотрим отличия традиционного объяснительно-иллюстративного метода от деятельностного подхода применительно к компонентам деятельности.
Таблица 1
Компоненты деятельности в разных подходах.
Компонент деятельности |
Объяснительно-иллюстративный метод |
Деятельностный подход |
Цель – предполагаемый результат |
Задаётся педагогом |
Определяется совместно с детьми (может измениться в процессе деятельности). В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели |
Средства – способы осуществления деятельности |
Используются внешние методы |
Опора на внутренние мотивы |
Действия – основной элемент деятельности |
Инвариативные (без вариантов), предусмотренные педагогом |
Вариативны, изменяются в ходе деятельности, имеется возможность индивидуального выбора |
Результат – конечный продукт |
Уровень освоения знаний, умений и сформированность навыков |
Сформированность личностных качеств, позитивные внутренние изменения |
Оценка – критерий достижения результата |
Оценка даётся педагогом и сравнение с эталоном |
Ребёнок имеет возможность самостоятельно оценить свою работу, вклад в общее дело, при необходимости сравнить с эталоном. Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижения |
Слайд 6
?Вопрос педагогам
-
Организация какой деятельности принесёт ребёнку больше пользы (при деятельностном подходе).
-
По какому типу педагогу проще организовать детскую деятельность (при традиционном, объяснительно-иллюстративном методе).
Слайд 7
Из истории проектирования.
Основы проектного обучения были разработаны и апробированы американским ученым, сторонником так называемой «прагматической педагогики» Джоном Дьюи во второй половине XIX века. Основным убеждения сторонников Дж. Дьюи было: «Истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо общества».
В России метод проектов активно применялся в практике преподавания С.Т. Шацким и группой его сторонников, но в 1931 году постановлением Центрального комитета партии был запрещен, как противоречащий идеям марксизма-ленинизма. Возрождение интереса к идеям Дж. Дьюи в конце XX связано с тем, что бучение пугало абстрактностью, схоластичностью, оторванностью от жизни, направленностью на заучивание (зубрежку) теоретических знаний.
Слайд 8
Разработкой проектных технологий в разное время занимались:
-
Полат Евгения Семёновна (1937-2007г.г.), доктор педагогических наук;
-
Селевко Герман Константинович, академик, руководитель Центра развития и саморазвития личности Международной академии педагогического образования;
-
Поддьяков Александр Николаевич, изучавший исследовательскую инициативность детей дошкольного возраста;
-
Веракса Николай Евгеньевич, профессор, доктор психологических наук;
-
Савенков Александр Ильич, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, занимающийся психологией детской одарённости и проблемами исследовательского обучения и проектирования в современном образовании;
-
Евдокимова Елена Сергеевна, автор книг, посвящённых детскому проектированию;
-
Деркунская Вера Александровна
-
Свирская Л., Пахомова Н.Ю. и другие.
Слайд 9
Главная идея метода проекта для дошкольного образования: быть вместе от формулировки идеи и выбора содержания проекта, планирования, выбора места и роли каждого в выполнении общего плана (индивидуально, в партнёрстве или в команде), активного действия по своему собственному плану, в своём темпе, в своей логике, привлечения нужных ресурсов (материалов, технических средств, источников знаний и умений) до анализа, коррекции и оценки результатов и до осмысления и применения (презентации).
?Вопрос педагогам
-
Быть вместе с кем? (не только быть вместе с детьми, но и привлекать к проектной деятельности родителей, сотрудников детского сада, работниками библиотек, музеев и т.д.).
Слайд 10
В различных источниках встречаются разные классификации проектов, мы рассмотрим классификацию по характеру доминирующей в проекте детской деятельности.
Виды проектов
-
творческо-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
-
исследовательско-творческие (дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде дневников наблюдений, исследовательских карт, коллажей по результатам экспериментов);
-
информационно-практические (дети осваивают новую информацию и реализуют ее в создании различных предметов, подкрепляя это практикой в реальной жизни (выращенный на подоконнике лук), в оформлении группы (поделки к Новому году), в подготовке к сюжетно-ролевой игре (атрибуты), во взаимодействии с детьми более младших групп (книжки с детскими рассказами и рисунками, коллажи с правилами умывания);
-
творческие продуктивные (оформление результата в виде детского праздника, ролевой игры, театрализованной игры)
?Вопрос педагогам
-
Как вы думаете, с детьми какого возраста можно начинать использовать проектные технологии; с детьми младшего дошкольного возраста, предпочтительнее использовать какой вид проекта?
Слайд 11
Безусловно, что, что говоря о детском проектировании, необходимо учитывать возраст детей. Е Евдокимова выделяет три уровня развития проектной деятельности дошкольников [5].
-
Подражательно-исполнительский (3.5-5 лет)
Отсутствие жизненного опыта не позволяет ребенку проявить самостоятельность в выборе проблемы и ее решении. Ведущая роль – у взрослого. Ребенок – «заказчик» проекта. Осуществление происходит на подражательно-исполнительском уровне.
-
Развивающий (5-6 лет)
Накопление социального опыта, развитие самостоятельности. Дошкольники самостоятельно находят проблему, уточняют цель, выбирают необходимые средства для достижения цели. Помощь взрослого незначительна и дифференцирована.
-
Творческий (6-7 лет)
Интенсивно формируются все стороны личности ребенка. Роль взрослого – развитие творческой активности, создание условий для самостоятельной проектной деятельности.
Слайды 12,13,14
Рассмотрим подробнее особенности проектирования на каждом возрастном этапе.
Таблица 2.
Уровни развития проектной деятельности.
Особенности развития |
Методика |
Подражательно-исполнительский (от 3,5 – 4 до 5 лет) |
|
не могут самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей; активная роль принадлежит взрослому, который помогает определить проблему, «заказываемую» (явно или неявно для себя) детьми, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников; осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне через выполнение детьми заданий, предложенных взрослым. |
интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей постановка цели проекта, его мотивация; привлечение детей к участию в планировании и реализации намеченного плана; совместное движение взрослого и детей к результату; совместный анализ выполнения проекта, переживание результата. |
Развивающий (5-6 лет) |
|
могут не только принять проблему, но и самостоятельно ее выделить, уточнить цель, т. к. к этому возрасту дети уже накапливают определенный социальный опыт: общения со сверстниками, разнообразной совместной деятельности – умеют согласовывать свои действия, оказывать друг другу помощь; способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности; |
выделение взрослым или детьми проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон; совместное определение цели проекта, мотивы предстоящей деятельности, прогнозирование результата; планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого; определение средств реализации проекта; выполнение детьми проекта; дифференцированная помощь взрослого; обсуждение результата хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач; совместное определение перспективы развития проекта |
Творческий (6-7 лет) |
|
способны к творческому проектированию, которое обусловлено высоким уровнем познавательного и личностного развития детей Высшая степень проблемности присуща такой познавательной задаче (Д.Б. Эльконин), в которой ребенок: 1. сам формулирует проблему, 2. сам находит ее решение, 3. решает, 4. самоконтролирует правильность этого решения. |
постановка детей в определенные условия; выделение (взрослым или детьми), проблемы отвечающей потребностям или детей, или обеих сторон; самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата; планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера); определение средств реализации проекта; выполнение детьми проекта; решение творческих споров, достижение договоренности; взаимообучение, помощь друг другу; обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач; определение перспективы развития опыта. |
Вопрос о продолжительности проекта в дошкольном возрасте до сих пор остаётся дискутивным и разные авторы предлагают разные временные отрезки, но все сходятся во мнении, что все проекты можно разделить на краткосрочные, среднесрочные и длительные.
?Вопрос педагогам
-
Какова длительность краткосрочного проекта?
-
Как долго может длиться проект?
Слайд 15
Проанализировав разные мнения и приняв во внимание психологические особенности детей дошкольного возраста, мы можем сделать вывод: краткосрочный проект может быть реализован в течение одного занятия или НОД (20-30 минут), максимальная длительность проекта не должна превышать 3-5 дней из-за неустойчивости интересов и слабой сохранности мотивации. Долгосрочный проект, длящийся месяцами, из увлекательного совместного дела превращается в мероприятие, в котором заинтересован лишь один воспитатель.
Слайд 16
Рассматривая уровни развития проектной деятельности в каждом возрасте, и формулируя главную идею, мы уже коснулись последовательности проектной деятельности и её этапов.
Этапы проекта:
-
формулировка идеи и выбора содержания проекта
-
планирование
-
выбор места и роли каждого в выполнении общего плана (индивидуально, в партнёрстве или в команде)
-
активное действие по своему собственному плану, в своём темпе, в своей логике
-
привлечение нужных ресурсов (материалов, технических средств, источников знаний и умений)
-
анализа и коррекции в процессе проектной деятельности
-
оценка результатов
-
осмысление и применение (презентации).
Слайд 17
?Вопрос педагогам
-
С чего начинается проект? (с постановки проблемы, с интересного для детей события и т.п.)
Для того чтобы проект «заработал» он должен стать значимым и важным для ребёнка, другими словами ребёнка нужно заинтересовать, увлечь, замотивировать.
Слайд 18
Существует три типа мотивации: игровая мотивация, мотивация общения в условиях помощи взрослому и мотивация личной заинтересованности. Цель введения в образовательную деятельность этих мотиваций – удовлетворение потребности ребенка в своей значимости, компетентности, состоятельности; побуждение детей к освоению новых знаний и умений. Рассмотрим подробнее мотивационную составляющую проектной деятельности.
1 тип мотивации – игровая мотивация. Цель: реализация потребности ребенка в своей значимости и компетентности через решение практических и интеллектуальных проблем, возникших у игровых персонажей.
2 тип мотивации – мотивация общения в условиях помощи взрослому. Цель: способствовать реализации потребности детей чувствовать свою необходимость, значимость, возможность получения одобрения; развивать интерес детей к совместной деятельности с педагогом.
3 тип мотивации – мотивация личной заинтересованности. Цель: поддерживать желание ребенка чувствовать себя умеющим, компетентным, побуждать его к созданию разных предметов для собственного употребления.
Слайд 19
!Задание педагогам
-
Определите тип мотивации:
Пример 1
В группе появляется странный игровой персонаж, он ничего не может рассказать, только плачет и повторяет слов «Япония». Высказывается предположение, что, наверное, он прибыл из страны Японии и очень хочет вернуться домой, нужно ему помочь (проект «Япония»).
Пример 2
На информационном стенде появляются картинки неизвестных предметов , воспитатель предлагает детям до завтрака рассмотреть их и подумать, что же это может быть. Если дети затрудняются, воспитатель может сделать подсказку в виде еще 1-2 картинок, на которых можно узнать старинные игрушки. В процессе совместного обсуждения дети приходят к выводу – странные предметы, изображенные на картинках это игрушки.
Естественно, у детей возникает желание узнать о том, какими игрушками играли наши предки (проект «Игрушки из бабушкиного сундука»).
Пример 3
Воспитатель обращается с просьбой к детям помочь испечь печенье к чаю. Оказывается она (воспитатель) никогда этого не делала. Все вместе выясняют, какие продукты нужны, где их можно взять и какие действия совершить. Затем приступают к реализации (проект «Как хлеб на стол пришёл»).
Создание мотивационной ситуации – лишь первый шаг в реализации проекта, но от того, насколько тщательно педагог продумает мотивационную составляющую, зависит качество полученных результатов.
Исходя из основных этапов, попытаемся алгоритмизировать проектную деятельность.
Слайд 20
Алгоритм реализации проекта
Шаг 1
Выбор темы проекта, мотивация детей к совместной деятельности с учётом выбранного типа мотивации.
Шаг 2
Формулировка идеи проекта, выдвижение гипотезы (не обязательно), определение результата проекта (обязательно).
Шаг 3
Заполнение карты детских идей.
Карта детских идей может представлять собой панно с разноцветными кармашками, куда дети и воспитатель вкладывают картинки со схематическими изображениями, либо лист бумаги (формат не менее А4) с таблицей, заполненной пиктографическими записями или печатным текстом (для детей старшего возраста). Опыт показывает, что даже 3-4 летние дети хорошо ориентируются в мире символов и знаков, если эта работа проводится педагогом в системе.
Слайд 21
Таблица 3
Карта детских идей (проект практической направленности).
Что? (будем делать) |
Из чего? С помощью чего? |
Кто? |
|
|
|
Таблица 4
Карта детских идей (проект информационной направленности).
Что уже знаем?(об объекте или явлении) |
Что хотим узнать? |
Где найдём информацию? Что нужно сделать, чтобы узнать? |
|
|
|
Когда ребёнок отвечает на вопросы: «Что я (мы) хотим сделать?», «Из чего будем делать?», «Как будем делать по порядку?», «Что нужно (можно) преобразовать?», происходит формирование субъектности детской деятельности.
Важно! В карте указываются авторы предложенных идей, карта помещается на видном месте, в течение проектной деятельности в неё вносятся дополнения, при подведении итогов проекта карта идей анализируется.
Слайд 22
Шаг 4
Составление плана проекта.
В процессе неформального общения с детьми определяются шаги по достижению результата (цели) проекта, выясняется, что нужно сделать в первую очередь, что потребует помощи взрослых, распределяются роли (в старшем дошкольном возрасте). План проекта может быть записан (текстово или символически) и помещен на информационное поле (доска, мольберт) проекта вместе с картой идей.
Шаг 5
Проживание темы проекта (реализация проекта).
Реализация намеченных мероприятий, совместное поэтапное продвижение к заранее определённому результату.
Важно! Все образовательные моменты выстраиваются в логике личностно-ориентированного и деятельностного подходов.
Шаг 6
Заключительный этап, подведение итогов, рефлексия:
-
анализ карты идей (что получилось, что нет и почему).
-
обсуждение степени участия каждого в проектной деятельности.
-
создание момента эмоционального переживания полученных результатов.
-
организация ситуации поощрения и награждения, чаепитие.
-
презентация результата проекта детям другой группы, родителям (не всегда).
Важно! Полученный продукт помещается на видное место для «любования», затем используется детьми в самостоятельной деятельности.
Слайд 23
Продукты детской проектной деятельности:
-
альбомы («Мой город», «Лето», «Защитники Отечества», «Автомобили» и т.п.);
-
книжки-самоделки, рукописные энциклопедии, плакаты, проспекты;
-
тематические выставки (материалы по определённой тематике, поделки);
-
театральная атрибутика (билеты, афиши, декорации);
-
макеты и коллажи;
-
атрибуты к сюжетно-ролевым играм;
-
мини-музей (подбор и изготовление предметов) и многое другое.
Слайд 24, 25, 26, 27, 28, 29
Ещё одним важным моментом в проблеме использования проектных технологий является вопрос календарно-тематического планирования.
Проектная деятельность может быть зафиксирована в виде календарно-тематического плана образовательной работы с детьми и содержать следующую информацию:
-
тема проекта;
-
сроки реализации;
-
цель и задачи;
-
мотивационная ситуация;
-
итоговое мероприятие или результат проектной деятельности;
-
наполнение образовательных центров (в соответствии с темой проекта);
-
планируемая работа с родителями (партнёрами) в рамках реализации проекта.
В блоках НОД (непосредственно-образовательная деятельность) и ОДРМ (образовательная деятельность в режимных моментах) планируемая образовательная деятельность, связанная с реализацией проекта. В планах должна фиксироваться также индивидуальная (подгрупповая) работа детей над проектом.
Может быть разработана специальная проектная карта, в которой указаны виды коллективной деятельности, через которые реализуются отдельные этапы проекта.
Может быть использована матрица проекта, содержащая необходимую информацию об этапах образовательной работы по проекту.
?Вопрос педагогам
-
С какими трудностями может столкнуться педагог в процессе проектной деятельности? (у детей не развито умение планировать собственную деятельность, недостаточно сформированы исполнительские навыки; отсутствует социально-значимое пространство предъявления результатов проектной деятельности; у педагогов недостаточно знаний из-за чего происходит смешение продуктивной и проектной деятельности, реализация проекта не отличается от реализации содержания тематического блока).
Метод проектов является хорошим способом сделать жизнь детей более яркой и насыщенной, позволяет в процессе значимой для ребенка деятельности формировать определенные интегративные качества личности, но в тоже время данная технология очень затратна по времени, требует от педагогов большой подготовки, знания методики проектирования, терпения, уважения к ребенку и веры в его возможности.
Для того чтобы подвести итог семинара можно провести «тайное голосование». Участникам семинара предлагается нарисовать на листочке бумаги смайлик с улыбкой, смайлик с грустным выражением лица или смайлик с нейтральным выражением (таблица 5). Листочки складываются в четыре раза и передаются ведущему для подсчёта голосов. В результате можно узнать какое впечатление от данного семинара-практикума осталось у педагогов. Как правило, смайликов характеризующих негативное отношение к теме семинара, не бывает/
Таблица 5
Отношение педагогов к содержанию семинара.
Символ |
Отношение педагога к семинару |
|
Обязательно буду использовать проектные технологии в работе с детьми, начну это делать в ближайшее время. |
|
Я ещё не конца разобралась в этом вопросе и не знаю, буду ли применять эту технологию в практике работы с детьми. |
|
Я ничего не поняла в методике проектирования и не считаю, что её применение принесёт пользу детям. Я не буду использовать данную технологию. |
Слайд 30
Для развития у педагогов рефлексивных навыков используется приём «Пять строчек по правилам» или синквейн. Синквейн – от англ. cinquin –
5-строчная стихотворная строка, возникшая в США в начале XX века. Использовалась в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи. Этот приём полезен также как инструмент для синтезирования сложной информации (ВикипедиЯ).
Синквнйн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек по определенным правилам:
1 строчка – это название темы
2 строчка – это определение темы в двух прилагательных или причастиях
3 строчка – это три глагола, показывающие действие в рамках темы
4 строчка – фраза из четырех слов, оказывающая отношение автора к теме
5 строчка – завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.
Пример:
Проектные технологии.
Интересные, нужные.
Действуют, развивают, способствуют.
Сегодня проекты просто необходимы.
Проект – это здорово!
Слайд 31
После подведения итогов семинара и проведения рефлексии ведущий зачитывает проект решения семинара-практикума:
-
Воспитателям второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп разработать план/матрицу проекта, тема на выбор (исходя из потребностей и интересов детей данной группы).
-
Представить свои разработки в виде презентаций на заключительном занятии семинара-практикума «Проектные технологии в работе с детьми дошкольного возраста».
-
Лучшие разработки проектов, апробированные в практической деятельности включить в методичку «Проект – от теории к практике».
Слайд 32
Слова, сказанные очень давно, но не утратившие актуальности в наше время.
Список использованной литературы:
-
Атемаскина Ю. Технология проектного обучения в работе с дошкольниками//Детский сад от А до Я.2008.№3.13-18
-
Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – Мозаика-Синтез, 2008.
-
Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. – Центр педагогического образования, 2013.
-
Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание.2003.№3.С20-24
-
Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.:ТЦ Сфера, 2006.
-
Косолапова Н.Г. Формирование поисково-исследовательского поведения у дошкольников в процессе создания проектов. – Иркутск, 2008.
-
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под редакцией Е.С.Полат. М.,1999.
Фотографии взяты на сайтах:
При разработке данного семинара были использованы материалы курсов повышения квалификации Института дополнительного образования ФГБОУ ВПО «ВСГАО» по темам «Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГТ», «Теория и практика поликультурного образования детей дошкольного возраста» (г. Иркутск, 2013 г.)
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Социализация и социальные навыки дошкольников: учимся общаться, договариваться, взаимодействовать»
- Вебинар «Нейропсихологические методы диагностики и коррекции нарушений в развитии гиперактивных детей»
- Портфолио воспитателя: разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС ДО
- Вебинар "Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста (ФГОС ДО)"
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО