Семинар-практикум для педагогов дошкольной организации "Проектные технологии в работе с детьми дошкольного возраста"
Технологии деятельностного типа - основная цель и результат их применения не в изменении предметов внешнего мира, а в изменении воспитанника как субъекта деятельности.
Проект - дидактический метод, который представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную и осознанную самими детьми, потому что им интересно найти пути ее решения.
Разработкой проектных технологий занимались:
Полад Е.С. (виды проектов)
Евдокимова Е.С.(уровни развития проектной деятельности)
Селевко Г.К. (классификация технологий деятельностного типа)
Свирская Л.
Поддьяков А.Н.
Савенков А.И.
Веракса Н.Е.
Деркунская В.А.
Пахомова Н.Ю.
Виды проектов
(по характеру доминирующей в проекте детской деятельности)
творческо-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
исследовательско-творческие (дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде дневников наблюдений, исследовательских карт, коллажей по результатам экспериментов);
информационно-практические (дети осваивают новую информацию и реализуют ее в создании различных предметов, подкрепляя это практикой в реальной жизни (выращенный на подоконнике лук), в оформлении группы (поделки к Новому году), в подготовке к сюжетно-ролевой игре (атрибуты), во взаимодействии с детьми более младших групп (книжки с детскими рассказами и рисунками, коллажи с правилами умывания);
творческие продуктивные (оформление результата в виде детского праздника, ролевой игры, театрализованной игры).
Уровни развития проектной деятельности (по Евдокимовой Е.С.)
Возрастные особенности детей |
Методика проектной деятельности |
Подражательно-исполнительский (от 3,5 до 4, 5 лет) |
|
не могут самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей; активная роль принадлежит взрослому, который помогает определить проблему, «заказываемую» (явно или неявно для себя) детьми, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников; осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне через выполнение детьми заданий, предложенных взрослым. |
интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей постановка цели проекта, его мотивация; привлечение детей к участию в планировании и реализации намеченного плана; совместное движение взрослого и детей к результату; совместный анализ выполнения проекта, переживание результата. |
Развивающий (конец 5 года жизни) |
|
могут не только принять проблему, но и самостоятельно ее выделить, уточнить цель, т. к. к этому возрасту дети уже накапливают определенный социальный опыт: общения со сверстниками, разнообразной совместной деятельности – умеют согласовывать свои действия, оказывать друг другу помощь; способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности; |
выделение взрослым или детьми проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон; совместное определение цели проекта, мотивы предстоящей деятельности, прогнозирование результата; планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого; определение средств реализации проекта; выполнение детьми проекта; дифференцированная помощь взрослого; обсуждение результата хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач; совместное определение перспективы развития проекта |
Творческий (коней 6, 7 год жизни) |
|
способны к творческому проектированию, которое обусловлено высоким уровнем познавательного и личностного развития детей |
постановка детей в определенные условия; выделение (взрослым или детьми), проблемы отвечающей потребностям или детей, или обеих сторон; самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата; планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера); определение средств реализации проекта; выполнение детьми проекта; решение творческих споров, достижение договоренности; взаимообучение, помощь друг другу; обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач; определение перспективы развития опыта. |
Этапы
-
Выбор темы проекта, его типа, количества участников.
-
Постановка проблемы.
-
Постановка цели.
-
Обдумывание шагов по достижению цели, форм и методов работы, распределение ролей.
-
Самостоятельная работа участников проекта по своим задачам.
-
Промежуточное обсуждение полученных данных.
-
Защита проектов.
-
Коллективное обсуждение, результаты внешней оценки, выводы.
Мотивационная составляющая сотрудничества (три типа мотивации):
Цель введения в образовательную деятельность этих мотиваций - удовлетворение потребности ребенка в своей значимости, компетентности, состоятельности; побуждение детей к освоению новых знаний и умений.
1 тип мотивации – ИГРОВАЯ.
Цель: реализация потребности ребенка в своей значимости и компетентности через решение практических и интеллектуальных проблем, возникших у игровых персонажей.
Игровая мотивация для решения интеллектуальных, умственных задач
2 тип мотивации – мотивация ОБЩЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОМОЩИ ВЗРОСЛОМУ.
Цель: способствовать реализации потребности детей чувствовать свою необходимость, значимость, возможность получения одобрения; развивать интерес детей к совместной деятельности с педагогом.
3 тип мотивации – мотивация ЛИЧНОЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ.
Цель: поддерживать желание ребенка чувствовать себя умеющим, компетентным, побуждать его к созданию разных предметов для собственного употребления.
Продукты детской проектной деятельности
-
альбомы (например, «Защитники Отечества», «Наш город», «Наше лето» и др.);
-
«временная лента» (подбор и систематизация иллюстративного материала по определенной тематике, например, «История нашего города»);
-
выставка (например, семейных реликвий, организация мини-музея и др.);
-
выпуск рукописных изданий (например, газет, журналов, книг («Приключения в стране витаминов», «Наши помощники» (об истории создания бытовых приборов) и др.);
-
изготовление театральной атрибутики (афиш, программ, приглашений);
-
проспекты (например, «Наши меньшие братья» (о домашних животных), «Наши лесные друзья» (о диких животных), «Военная техника», «Автомобили» и др.);
-
макеты;
-
коллажи.
Алгоритм
Шаг 1
Выбор темы проекта, мотивация детей к совместной деятельности с учётом выбранного типа мотивации.
Шаг 2
Формулировка идеи проекта, выдвижение гипотезы (не обязательно), определение результата проекта (обязательно).
Шаг 3
Заполнение карты детских идей.
Для проекта практической направленности
ЧТО? |
ИЗ ЧЕГО? С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО? |
КТО? |
|
|
|
Для проекта информационной направленности
Что уже знаем? |
Что хотим узнать? |
Где найдем информацию? Что нужно сделать, чтобы узнать? |
|
|
|
Важно! В карте указываются авторы предложенных идей, карта помещается на видном месте, в течение проектной деятельности в неё вносятся дополнения, при подведении итогов проекта карта идей анализируется.
Шаг 4
Составление плана проекта.
В процессе неформального общения с детьми определяются шаги по достижению результата (цели) проекта, выясняется, что нужно сделать в первую очередь, что потребует помощи взрослых, распределяются роли (в старшем дошкольном возрасте). План проекта может быть записан (текстово или символически) и помещен на информационное поле проекта вместе с картой идей.
Планирование
В календарно-тематических планах прописывается:
-
Создание соответствующей предметно-развивающей среды через наполнение образовательных центров.
-
Предполагаемая работа с родителями в рамках реализации проекта
Важно! Работа носит адресный характер (именной) и заключается не только в просьбах о помощи.
-
В первый день в блоке ОДРМ прописывается мотивационная ситуация, в блоках НОД и ОДРМ образовательная и совместная деятельность, связанная с реализацией проекта.
-
НОД
ОДРМ
Понедельник
Мотивационная ситуация
Пятница
Итоговое мероприятие
Важно! В планах должна фиксироваться индивидуальная (подрупповая) работа детей над проектом.
Проект должен пройти через все виды детской деятельности, для этого может быть составлена карта коллективных видов деятельности:
Игровая |
Двигательная |
Коммуникативная |
Познавательно-исследовательская |
Продуктивная |
Трудовая |
Музыкально-художественная |
Чтение художественной литературы |
Шаг 5
Проживание темы проекта (реализация проекта).
Реализация намеченных мероприятий, совместное поэтапное продвижение к заранее определённому результату.
Важно! Все образовательные моменты выстраиваются в логике личностно-ориентированного и деятельностного подходов!
Шаг 6
Заключительный этап, подведение итогов, рефлексия:
-
Анализ карты идей (что получилось, что нет и почему).
-
Обсуждение степени участия каждого в проектной деятельности.
-
Создание момента эмоционального переживания полученных результатов.
-
Организация ситуации поощрения и награждения, чаепитие.
-
Презентация результата проекта детям другой группы, родителям (не всегда).
В
календарно-тематическом плане: Тема
проекта: Дата: Цель: Итоговое
мероприятие или результат совместной
проектной деятельности: КВН, «Устами
младенца», «Пресс-конференция» и т.д. Ежедневные
утренние и вечерние кружки, на которых
совместными усилиями «рождается» новый
проект.
В групповом
пространстве: Информация
для родителей Карта
детских идей Наполнение
образовательных центров (НИЛЗ –
научно-исследовательская лаборатория
Знайки) Продукты
детской деятельности
ГЛАВНОЕ:
-
Научить детей мыслить.
-
Находить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей действительности.
-
Уметь предвидеть результат.
-
Устанавливать причинно-следственные связи.
УМЕТЬ:
-
Увидеть проблему.
-
Обозначить задачу.
-
Наметить пути её решения.
-
Пройти этот путь.
-
Получить удовольствие от результата.
Желаю творческих успехов в освоении проектных технологий!
При разработке памятки были использованы материалы курса «Проектирование педагогического процесса в условиях реализации ФГТ: методический аспект» (Институт дополнительного образования ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская гуманитарная академия образования»)
|
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются, это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы у них всегда было что делать». Я.А. Коменский |
Тема семинара-практикума: Проектные технологии в работе с детьми дошкольного возраста.
Цель: создать условия для овладения педагогами образовательных технологий нового поколения.
Форма проведения: деловая встреча
Участники: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Подготовительная работа: самостоятельное изучение педагогами методических пособий: «Проектная деятельность дошкольников» Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, «Проектная деятельность дошкольников» В.А. Деркунская, «Технологии проектной деятельности в ДОУ» Е.С. Евдокимова.
Пояснительная записка
Данный материал носит объёмный характер и не может быть реализован в течение одного семинарского занятия. На практике нами было проведено три занятия, посвященных проблеме проектирования: «Образовательные технологии деятельностного типа в работе с детьми дошкольного возраста», «Проект – как технология деятельностного типа» и «Проектные технологии – от теории к практике». Занятия сопровождались мультимедийными презентациями. Для того чтобы общение было интерактивным, воспитателям задавались вопросы, давались небольшие задания в ходе изучения теоретического материала, разбирались практические ситуации, проводилась рефлексия.
План проведения:
-
Введение в проблему.
-
Технологии деятельностного типа.
-
Теоретические основы проектирования как технологии деятельностного типа.
-
Методика проектирования.
-
Система педагогического планирования проектной деятельности.
-
Подведение итогов. Рефлексия.
Ход семинара:
Слайд 2
Генри Томас Бокль (1821-1862), английский историк-философ, социолог, позитивист сказал: «Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне богатейшие страны – те, в которых человек наиболее деятелен».
Эти слова не утратили своей актуальности и сегодня, а в связи с изменениями в дошкольном образовании приобрели новое современное звучание. Сегодня успешный человек – это человек, обладающий такими качества как гибкость, мобильность, умение отказаться от стереотипов, накопившихся годами, умение взглянуть на ситуацию с разных точек зрения, найти 101 решение там, где все остальные найдут только 99. В связи с этим изменился и социальный заказ, предъявляемый дошкольному образованию. Современный ребёнок на пороге начальной школы это в первую очередь овладевший основными культурными способами деятельности, проявляющий инициативу и самостоятельность…, способный выбрать себе занятие и партнёров (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, «Целевые ориентиры образования»). В этой ситуации педагог обязан владеть образовательными технологиями деятельностного типа и в первую очередь проектной технологией.
Слайд 3
Основная цель и результат применения технологий деятельностного типа состоит не в изменении предметов внешнего мира, а в изменении воспитанника как субъекта деятельности.
К технологиям деятельностного типа относятся:
-
технология проектного обучения;
-
технология развивающего образовательного взаимодействия;
-
технология создания образовательных ситуаций (Гогоберидзе А.Г.);
-
технология игровых обучающих ситуаций;
-
технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности «Дошкольник и рукотворный мир», автор М.В. Крулехт, программа «Детство».
Отличительный признак технологий такого типа – это наличие деятельности. В любой деятельности выделяют компоненты: цель, средства, действия,
результат и оценка.
Слайд 4
!Задание педагогам
-
Выделите компоненты к следующим продуктам деятельности: платье, борщ, конспект непосредственно-образовательной деятельности (НОД).
Пример:
Цель: хочу сшить красивое платье, чтобы пойти на день рождения к подруге.
Средства: деньги для покупки ткани, ниток, фурнитуры, швейная машинка, швейные принадлежности.
Действия: выберу фасон, рассчитаю количество ткани, пойду в магазин, куплю всё необходимое; раскрою ткань, сошью.
Результат: платье готово.
Оценка: платье получилось очень красивое, хорошо сидит по фигуре, не стыдно одеть к подруге на день рождения.
Слайд 5
Рассмотрим отличия традиционного объяснительно-иллюстративного метода от деятельностного подхода применительно к компонентам деятельности.
Таблица 1
Компоненты деятельности в разных подходах.
Компонент деятельности |
Объяснительно-иллюстративный метод |
Деятельностный подход |
Цель – предполагаемый результат |
Задаётся педагогом |
Определяется совместно с детьми (может измениться в процессе деятельности). В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели |
Средства – способы осуществления деятельности |
Используются внешние методы |
Опора на внутренние мотивы |
Действия – основной элемент деятельности |
Инвариативные (без вариантов), предусмотренные педагогом |
Вариативны, изменяются в ходе деятельности, имеется возможность индивидуального выбора |
Результат – конечный продукт |
Уровень освоения знаний, умений и сформированность навыков |
Сформированность личностных качеств, позитивные внутренние изменения |
Оценка – критерий достижения результата |
Оценка даётся педагогом и сравнение с эталоном |
Ребёнок имеет возможность самостоятельно оценить свою работу, вклад в общее дело, при необходимости сравнить с эталоном. Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижения |
Слайд 6
?Вопрос педагогам
-
Организация какой деятельности принесёт ребёнку больше пользы (при деятельностном подходе).
-
По какому типу педагогу проще организовать детскую деятельность (при традиционном, объяснительно-иллюстративном методе).
Слайд 7
Из истории проектирования.
Основы проектного обучения были разработаны и апробированы американским ученым, сторонником так называемой «прагматической педагогики» Джоном Дьюи во второй половине XIX века. Основным убеждения сторонников Дж. Дьюи было: «Истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо общества».
В России метод проектов активно применялся в практике преподавания С.Т. Шацким и группой его сторонников, но в 1931 году постановлением Центрального комитета партии был запрещен, как противоречащий идеям марксизма-ленинизма. Возрождение интереса к идеям Дж. Дьюи в конце XX связано с тем, что бучение пугало абстрактностью, схоластичностью, оторванностью от жизни, направленностью на заучивание (зубрежку) теоретических знаний.
Слайд 8
Разработкой проектных технологий в разное время занимались:
-
Полат Евгения Семёновна (1937-2007г.г.), доктор педагогических наук;
-
Селевко Герман Константинович, академик, руководитель Центра развития и саморазвития личности Международной академии педагогического образования;
-
Поддьяков Александр Николаевич, изучавший исследовательскую инициативность детей дошкольного возраста;
-
Веракса Николай Евгеньевич, профессор, доктор психологических наук;
-
Савенков Александр Ильич, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, занимающийся психологией детской одарённости и проблемами исследовательского обучения и проектирования в современном образовании;
-
Евдокимова Елена Сергеевна, автор книг, посвящённых детскому проектированию;
-
Деркунская Вера Александровна
-
Свирская Л., Пахомова Н.Ю. и другие.
Слайд 9
Главная идея метода проекта для дошкольного образования: быть вместе от формулировки идеи и выбора содержания проекта, планирования, выбора места и роли каждого в выполнении общего плана (индивидуально, в партнёрстве или в команде), активного действия по своему собственному плану, в своём темпе, в своей логике, привлечения нужных ресурсов (материалов, технических средств, источников знаний и умений) до анализа, коррекции и оценки результатов и до осмысления и применения (презентации).
?Вопрос педагогам
-
Быть вместе с кем? (не только быть вместе с детьми, но и привлекать к проектной деятельности родителей, сотрудников детского сада, работниками библиотек, музеев и т.д.).
Слайд 10
В различных источниках встречаются разные классификации проектов, мы рассмотрим классификацию по характеру доминирующей в проекте детской деятельности.
Виды проектов
-
творческо-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
-
исследовательско-творческие (дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде дневников наблюдений, исследовательских карт, коллажей по результатам экспериментов);
-
информационно-практические (дети осваивают новую информацию и реализуют ее в создании различных предметов, подкрепляя это практикой в реальной жизни (выращенный на подоконнике лук), в оформлении группы (поделки к Новому году), в подготовке к сюжетно-ролевой игре (атрибуты), во взаимодействии с детьми более младших групп (книжки с детскими рассказами и рисунками, коллажи с правилами умывания);
-
творческие продуктивные (оформление результата в виде детского праздника, ролевой игры, театрализованной игры)
?Вопрос педагогам
-
Как вы думаете, с детьми какого возраста можно начинать использовать проектные технологии; с детьми младшего дошкольного возраста, предпочтительнее использовать какой вид проекта?
Слайд 11
Безусловно, что, что говоря о детском проектировании, необходимо учитывать возраст детей. Е Евдокимова выделяет три уровня развития проектной деятельности дошкольников [5].
-
Подражательно-исполнительский (3.5-5 лет)
Отсутствие жизненного опыта не позволяет ребенку проявить самостоятельность в выборе проблемы и ее решении. Ведущая роль – у взрослого. Ребенок – «заказчик» проекта. Осуществление происходит на подражательно-исполнительском уровне.
-
Развивающий (5-6 лет)
Накопление социального опыта, развитие самостоятельности. Дошкольники самостоятельно находят проблему, уточняют цель, выбирают необходимые средства для достижения цели. Помощь взрослого незначительна и дифференцирована.
-
Творческий (6-7 лет)
Интенсивно формируются все стороны личности ребенка. Роль взрослого – развитие творческой активности, создание условий для самостоятельной проектной деятельности.
Слайды 12,13,14
Рассмотрим подробнее особенности проектирования на каждом возрастном этапе.
Таблица 2.
Уровни развития проектной деятельности.
Особенности развития |
Методика |
Подражательно-исполнительский (от 3,5 – 4 до 5 лет) |
|
не могут самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей; активная роль принадлежит взрослому, который помогает определить проблему, «заказываемую» (явно или неявно для себя) детьми, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников; осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне через выполнение детьми заданий, предложенных взрослым. |
интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей постановка цели проекта, его мотивация; привлечение детей к участию в планировании и реализации намеченного плана; совместное движение взрослого и детей к результату; совместный анализ выполнения проекта, переживание результата. |
Развивающий (5-6 лет) |
|
могут не только принять проблему, но и самостоятельно ее выделить, уточнить цель, т. к. к этому возрасту дети уже накапливают определенный социальный опыт: общения со сверстниками, разнообразной совместной деятельности – умеют согласовывать свои действия, оказывать друг другу помощь; способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности; |
выделение взрослым или детьми проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон; совместное определение цели проекта, мотивы предстоящей деятельности, прогнозирование результата; планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого; определение средств реализации проекта; выполнение детьми проекта; дифференцированная помощь взрослого; обсуждение результата хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач; совместное определение перспективы развития проекта |
Творческий (6-7 лет) |
|
способны к творческому проектированию, которое обусловлено высоким уровнем познавательного и личностного развития детей Высшая степень проблемности присуща такой познавательной задаче (Д.Б. Эльконин), в которой ребенок: 1. сам формулирует проблему, 2. сам находит ее решение, 3. решает, 4. самоконтролирует правильность этого решения. |
постановка детей в определенные условия; выделение (взрослым или детьми), проблемы отвечающей потребностям или детей, или обеих сторон; самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата; планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера); определение средств реализации проекта; выполнение детьми проекта; решение творческих споров, достижение договоренности; взаимообучение, помощь друг другу; обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач; определение перспективы развития опыта. |
Вопрос о продолжительности проекта в дошкольном возрасте до сих пор остаётся дискутивным и разные авторы предлагают разные временные отрезки, но все сходятся во мнении, что все проекты можно разделить на краткосрочные, среднесрочные и длительные.
?Вопрос педагогам
-
Какова длительность краткосрочного проекта?
-
Как долго может длиться проект?
Слайд 15
Проанализировав разные мнения и приняв во внимание психологические особенности детей дошкольного возраста, мы можем сделать вывод: краткосрочный проект может быть реализован в течение одного занятия или НОД (20-30 минут), максимальная длительность проекта не должна превышать 3-5 дней из-за неустойчивости интересов и слабой сохранности мотивации. Долгосрочный проект, длящийся месяцами, из увлекательного совместного дела превращается в мероприятие, в котором заинтересован лишь один воспитатель.
Слайд 16
Рассматривая уровни развития проектной деятельности в каждом возрасте, и формулируя главную идею, мы уже коснулись последовательности проектной деятельности и её этапов.
Этапы проекта:
-
формулировка идеи и выбора содержания проекта
-
планирование
-
выбор места и роли каждого в выполнении общего плана (индивидуально, в партнёрстве или в команде)
-
активное действие по своему собственному плану, в своём темпе, в своей логике
-
привлечение нужных ресурсов (материалов, технических средств, источников знаний и умений)
-
анализа и коррекции в процессе проектной деятельности
-
оценка результатов
-
осмысление и применение (презентации).
Слайд 17
?Вопрос педагогам
-
С чего начинается проект? (с постановки проблемы, с интересного для детей события и т.п.)
Для того чтобы проект «заработал» он должен стать значимым и важным для ребёнка, другими словами ребёнка нужно заинтересовать, увлечь, замотивировать.
Слайд 18
Существует три типа мотивации: игровая мотивация, мотивация общения в условиях помощи взрослому и мотивация личной заинтересованности. Цель введения в образовательную деятельность этих мотиваций – удовлетворение потребности ребенка в своей значимости, компетентности, состоятельности; побуждение детей к освоению новых знаний и умений. Рассмотрим подробнее мотивационную составляющую проектной деятельности.
1 тип мотивации – игровая мотивация. Цель: реализация потребности ребенка в своей значимости и компетентности через решение практических и интеллектуальных проблем, возникших у игровых персонажей.
2 тип мотивации – мотивация общения в условиях помощи взрослому. Цель: способствовать реализации потребности детей чувствовать свою необходимость, значимость, возможность получения одобрения; развивать интерес детей к совместной деятельности с педагогом.
3 тип мотивации – мотивация личной заинтересованности. Цель: поддерживать желание ребенка чувствовать себя умеющим, компетентным, побуждать его к созданию разных предметов для собственного употребления.
Слайд 19
!Задание педагогам
-
Определите тип мотивации:
Пример 1
В группе появляется странный игровой персонаж, он ничего не может рассказать, только плачет и повторяет слов «Япония». Высказывается предположение, что, наверное, он прибыл из страны Японии и очень хочет вернуться домой, нужно ему помочь (проект «Япония»).
Пример 2
На информационном стенде появляются картинки неизвестных предметов , воспитатель предлагает детям до завтрака рассмотреть их и подумать, что же это может быть. Если дети затрудняются, воспитатель может сделать подсказку в виде еще 1-2 картинок, на которых можно узнать старинные игрушки. В процессе совместного обсуждения дети приходят к выводу – странные предметы, изображенные на картинках это игрушки.
Естественно, у детей возникает желание узнать о том, какими игрушками играли наши предки (проект «Игрушки из бабушкиного сундука»).
Пример 3
Воспитатель обращается с просьбой к детям помочь испечь печенье к чаю. Оказывается она (воспитатель) никогда этого не делала. Все вместе выясняют, какие продукты нужны, где их можно взять и какие действия совершить. Затем приступают к реализации (проект «Как хлеб на стол пришёл»).
Создание мотивационной ситуации – лишь первый шаг в реализации проекта, но от того, насколько тщательно педагог продумает мотивационную составляющую, зависит качество полученных результатов.
Исходя из основных этапов, попытаемся алгоритмизировать проектную деятельность.
Слайд 20
Алгоритм реализации проекта
Шаг 1
Выбор темы проекта, мотивация детей к совместной деятельности с учётом выбранного типа мотивации.
Шаг 2
Формулировка идеи проекта, выдвижение гипотезы (не обязательно), определение результата проекта (обязательно).
Шаг 3
Заполнение карты детских идей.
Карта детских идей может представлять собой панно с разноцветными кармашками, куда дети и воспитатель вкладывают картинки со схематическими изображениями, либо лист бумаги (формат не менее А4) с таблицей, заполненной пиктографическими записями или печатным текстом (для детей старшего возраста). Опыт показывает, что даже 3-4 летние дети хорошо ориентируются в мире символов и знаков, если эта работа проводится педагогом в системе.
Слайд 21
Таблица 3
Карта детских идей (проект практической направленности).
Что? (будем делать) |
Из чего? С помощью чего? |
Кто? |
|
|
|
Таблица 4
Карта детских идей (проект информационной направленности).
Что уже знаем?(об объекте или явлении) |
Что хотим узнать? |
Где найдём информацию? Что нужно сделать, чтобы узнать? |
|
|
|
Когда ребёнок отвечает на вопросы: «Что я (мы) хотим сделать?», «Из чего будем делать?», «Как будем делать по порядку?», «Что нужно (можно) преобразовать?», происходит формирование субъектности детской деятельности.
Важно! В карте указываются авторы предложенных идей, карта помещается на видном месте, в течение проектной деятельности в неё вносятся дополнения, при подведении итогов проекта карта идей анализируется.
Слайд 22
Шаг 4
Составление плана проекта.
В процессе неформального общения с детьми определяются шаги по достижению результата (цели) проекта, выясняется, что нужно сделать в первую очередь, что потребует помощи взрослых, распределяются роли (в старшем дошкольном возрасте). План проекта может быть записан (текстово или символически) и помещен на информационное поле (доска, мольберт) проекта вместе с картой идей.
Шаг 5
Проживание темы проекта (реализация проекта).
Реализация намеченных мероприятий, совместное поэтапное продвижение к заранее определённому результату.
Важно! Все образовательные моменты выстраиваются в логике личностно-ориентированного и деятельностного подходов.
Шаг 6
Заключительный этап, подведение итогов, рефлексия:
-
анализ карты идей (что получилось, что нет и почему).
-
обсуждение степени участия каждого в проектной деятельности.
-
создание момента эмоционального переживания полученных результатов.
-
организация ситуации поощрения и награждения, чаепитие.
-
презентация результата проекта детям другой группы, родителям (не всегда).
Важно! Полученный продукт помещается на видное место для «любования», затем используется детьми в самостоятельной деятельности.
Слайд 23
Продукты детской проектной деятельности:
-
альбомы («Мой город», «Лето», «Защитники Отечества», «Автомобили» и т.п.);
-
книжки-самоделки, рукописные энциклопедии, плакаты, проспекты;
-
тематические выставки (материалы по определённой тематике, поделки);
-
театральная атрибутика (билеты, афиши, декорации);
-
макеты и коллажи;
-
атрибуты к сюжетно-ролевым играм;
-
мини-музей (подбор и изготовление предметов) и многое другое.
Слайд 24, 25, 26, 27, 28, 29
Ещё одним важным моментом в проблеме использования проектных технологий является вопрос календарно-тематического планирования.
Проектная деятельность может быть зафиксирована в виде календарно-тематического плана образовательной работы с детьми и содержать следующую информацию:
-
тема проекта;
-
сроки реализации;
-
цель и задачи;
-
мотивационная ситуация;
-
итоговое мероприятие или результат проектной деятельности;
-
наполнение образовательных центров (в соответствии с темой проекта);
-
планируемая работа с родителями (партнёрами) в рамках реализации проекта.
В блоках НОД (непосредственно-образовательная деятельность) и ОДРМ (образовательная деятельность в режимных моментах) планируемая образовательная деятельность, связанная с реализацией проекта. В планах должна фиксироваться также индивидуальная (подгрупповая) работа детей над проектом.
Может быть разработана специальная проектная карта, в которой указаны виды коллективной деятельности, через которые реализуются отдельные этапы проекта.
Может быть использована матрица проекта, содержащая необходимую информацию об этапах образовательной работы по проекту.
?Вопрос педагогам
-
С какими трудностями может столкнуться педагог в процессе проектной деятельности? (у детей не развито умение планировать собственную деятельность, недостаточно сформированы исполнительские навыки; отсутствует социально-значимое пространство предъявления результатов проектной деятельности; у педагогов недостаточно знаний из-за чего происходит смешение продуктивной и проектной деятельности, реализация проекта не отличается от реализации содержания тематического блока).
Метод проектов является хорошим способом сделать жизнь детей более яркой и насыщенной, позволяет в процессе значимой для ребенка деятельности формировать определенные интегративные качества личности, но в тоже время данная технология очень затратна по времени, требует от педагогов большой подготовки, знания методики проектирования, терпения, уважения к ребенку и веры в его возможности.
Для того чтобы подвести итог семинара можно провести «тайное голосование». Участникам семинара предлагается нарисовать на листочке бумаги смайлик с улыбкой, смайлик с грустным выражением лица или смайлик с нейтральным выражением (таблица 5). Листочки складываются в четыре раза и передаются ведущему для подсчёта голосов. В результате можно узнать какое впечатление от данного семинара-практикума осталось у педагогов. Как правило, смайликов характеризующих негативное отношение к теме семинара, не бывает/
Таблица 5
Отношение педагогов к содержанию семинара.
Символ |
Отношение педагога к семинару |
|
Обязательно буду использовать проектные технологии в работе с детьми, начну это делать в ближайшее время. |
|
Я ещё не конца разобралась в этом вопросе и не знаю, буду ли применять эту технологию в практике работы с детьми. |
|
Я ничего не поняла в методике проектирования и не считаю, что её применение принесёт пользу детям. Я не буду использовать данную технологию. |
Слайд 30
Для развития у педагогов рефлексивных навыков используется приём «Пять строчек по правилам» или синквейн. Синквейн – от англ. cinquin –
5-строчная стихотворная строка, возникшая в США в начале XX века. Использовалась в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи. Этот приём полезен также как инструмент для синтезирования сложной информации (ВикипедиЯ).
Синквнйн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек по определенным правилам:
1 строчка – это название темы
2 строчка – это определение темы в двух прилагательных или причастиях
3 строчка – это три глагола, показывающие действие в рамках темы
4 строчка – фраза из четырех слов, оказывающая отношение автора к теме
5 строчка – завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.
Пример:
Проектные технологии.
Интересные, нужные.
Действуют, развивают, способствуют.
Сегодня проекты просто необходимы.
Проект – это здорово!
Слайд 31
После подведения итогов семинара и проведения рефлексии ведущий зачитывает проект решения семинара-практикума:
-
Воспитателям второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп разработать план/матрицу проекта, тема на выбор (исходя из потребностей и интересов детей данной группы).
-
Представить свои разработки в виде презентаций на заключительном занятии семинара-практикума «Проектные технологии в работе с детьми дошкольного возраста».
-
Лучшие разработки проектов, апробированные в практической деятельности включить в методичку «Проект – от теории к практике».
Слайд 32
Слова, сказанные очень давно, но не утратившие актуальности в наше время.
Список использованной литературы:
-
Атемаскина Ю. Технология проектного обучения в работе с дошкольниками//Детский сад от А до Я.2008.№3.13-18
-
Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – Мозаика-Синтез, 2008.
-
Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. – Центр педагогического образования, 2013.
-
Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание.2003.№3.С20-24
-
Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.:ТЦ Сфера, 2006.
-
Косолапова Н.Г. Формирование поисково-исследовательского поведения у дошкольников в процессе создания проектов. – Иркутск, 2008.
-
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под редакцией Е.С.Полат. М.,1999.
Фотографии взяты на сайтах:
При разработке данного семинара были использованы материалы курсов повышения квалификации Института дополнительного образования ФГБОУ ВПО «ВСГАО» по темам «Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГТ», «Теория и практика поликультурного образования детей дошкольного возраста» (г. Иркутск, 2013 г.)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик»
г. Железногорск-Илимский Иркутской области
Материал на Всероссийский конкурс научно-практических материалов «Педагогический менеджмент»
Номинация: «Педагогический совет в дошкольной образовательной организации»
Семинар-практикум
для педагогов дошкольной организации
«Проектные технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе
Гаар Татьяна Васильевна
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар "Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста (ФГОС ДО)"
- Портфолио воспитателя: разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС ДО