Годовое календарно-тематическое планирование.Речевое развитие.Средняя группа.
Общеобразовательная автономная некоммерческая организация ОАНО «Гармония»
ГОДОВОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Образовательная область «Речевое развитие»
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Учитель-логопед Подвийняк Н.А.
№ занят. |
Дата |
Общая тема |
Цели и задачи |
Материалы и оборудование + Связь с общей темой |
Автор и источник |
Интеграция |
|
СЕНТЯБРЬ |
|||||||
1 |
|
Здравствуй, детский сад! |
Знакомство с артикуляционным аппаратом-(«Сказка о веселом Язычке») Развитие умения слышать и различать звуки ( дид.игра «Чей голос?) Развитие умение правильно называть игрушки. Формирование представлений о перцептивных действиях (погладить, потрогать) |
Иллюстрации «Мой любимый детский сад» |
А.Печорская «Мой любимый детский сад» Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых занятий» |
Воспитание положительного отношения к посещению детского сада.
Закрепление правил хорошего поведения в группе. Уточнение особенностей совместных игр с другими детьми. |
|
2 |
|
Что нам осень подарила? (фрукты – сад, овощи – огород) |
Практическое усвоение простых способов словообразования; использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с разными приставками. |
|
|
формирование целостности картины мира пальчиковая гимнастика |
|
3 |
|
Наш семейный альбом |
Овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий по картинке типа ( кто? что? что делает? Кому? Чему?) |
|
|
формирование целостности картины мира. Овладение новыми словами признаками и словами-действиями. |
|
4 |
|
Наша Родина – Россия. Мой родной город. |
Развивать словарь по теме: страна, Россия. Словообразование: Россия-россияне. Артикуляц. гимн-ка: путешествие с Язычком. Воспитывать любовь и уважение к своей стране. Словарь: огромная, красивая. |
|
Е.М.Косинова "Приключения гномика Язычка" «Игры и игровые упражнения по развитию речи» Г.С. Швайко |
формирование целостности картины мира. Расширение кругозора. уметь говорить и слушать окружающих. пальчиковая гимнастика |
|
ОКТЯБРЬ |
|||||||
1 |
|
Достопримечательности Москвы (Красная площадь, Кремль, собор Василия Блаженного, Московский цирк). |
Усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в винительном, дательном и творительном падежах в ед. и мн. числе, глаголов настоящего времени, окончаний глаголов мужского и женского рода прошедшего времени. |
Иллюстрации |
|
формирование целостных представлений о мире уметь говорить и слушать окружающих. Расширение кругозора. Воспитывать чувство гордости за родину. |
|
2 |
|
Лес. Грибы. Ягоды. |
Различение и выделение названий признаков по назначению и вопросам: КАКОЙ?, КАКАЯ?, КАКОЕ? Употребление предлогов: НА, В, ИЗ- ПОД. Повторение раннее пройденных форм. |
Иллюстрации, раздаточный материал |
Е.М.Косинова "Приключения гномика Язычка" |
формирование целостности картины мира. Расширение кругозора. воспитывать бережное отношение к дарам осени. уметь говорить и слушать окружающих. пальчиковая гимнастика |
|
3 |
|
Дикие животные |
Усвоение притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЕ. Употребление слов с уменьшительными и увеличительными оттенками |
|
Е.М.Косинова "Приключения гномика Язычка" |
формировать бережное отношение к труду людей. пальчиковая гимнастика формирование целостности картины мира |
|
4 |
|
Спорт. |
Совершенствование навыка ведения диалога, умения самостоятельно задать вопрос. Закрепление навыка построения простого предложения. Активизировать словарь по теме. |
Иллюстрации, игровой материал |
Е.М.Косинова "Приключения гномика Язычка" |
формирование целостности картины мира пальчиковая гимнастика |
|
НОЯБРЬ |
|||||||
1 |
|
Город – село. Домашние животные. Любимые питомцы. Домашние птицы. |
Совершенствование навыка ведения диалога, умения самостоятельно задать вопрос. Закрепление навыка построения простого предложения. Распространение предложений путем введения определений. Составление простых предложений, коротких рассказов по картинке, серии картинок. |
|
|
формирование целостности картины мира чтение художественной литературы |
|
2 |
|
Комнатные растения. |
Называние. Особенности строения. Рассказывание по сюжетным картинкам. |
|
|
формирование целостности картины мира пальчиковая гимнастика |
|
3 |
|
Свойства дерева и металла |
Сравнение предметов с выделением различных свойств. Составление простого описания предмета Закрепление навыка построения простого предложения. Закрепление навыка образования относительных прилагательных. |
|
|
формирование целостности картины мира пальчиковая гимнастика |
|
4 |
|
Профессии. |
Употребление глаголов с оттенками значений (переливать, выливать, выезжать). Сложных слов(кашевар). .Притяжательных прилагательных. |
Иллюстрации, картинки "Познай-ка" |
|
формирование целостности картины мира уметь говорить и слушать окружающих. пальчиковая гимнастика |
|
ДЕКАБРЬ |
|||||||
1 |
|
Зима. Покормим птиц. |
Развитие слухового внимания: игра «Птички».Обучение формированию простого двухсловного предлож. "Пришла зима. Выпал снег." -сопряженная речь. |
Иллюстрации |
Е.М.Косинова "Приключения гномика Язычка" |
формирование целостности картины мира уважение к труду взрослых уметь говорить и слушать окружающих. |
|
2 |
|
Дымковская игрушка. |
Уточнение знаний. Расширение словаря существительных и прилагательных. |
|
|
формирование целостности картины мира пальчиковая гимнастика уметь говорить и слушать окружающих. |
|
3 |
|
Посуда (классификация). Этикет за столом. Свойства стекла и пластмассы. |
Уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках. Практическое образование относительных прилагательных . |
|
Е.М.Косинова "Приключения гномика Язычка" |
формирование целостности картины мира уметь говорить и слушать окружающих. пальчиковая гимнастика |
|
4 |
|
Рождество. Новый год. |
Слуховое внимание- Где звучит? Формирование умения повторять рассказы- описания из 2-3 предложений об елочных игрушках. Словарь: украшать. |
Иллюстрации, игровой материал |
В.Гербова: Развитие речи. 2-4 лет |
формирование целостности картины мира уметь говорить и слушать окружающих. |
|
ЯНВАРЬ |
|||||||
1 |
|
Транспорт. Московское метро. |
Словарь: снег, снежинка, снежный, заснеженный. Составлять предложение. Использовать сопряженную речь. Предлоги В, НА, ПОД, ИЗ, ПО. |
Иллюстрации, игровой материал |
В.Гербова: Развитие речи. 2-4 лет |
формирование целостности картины мира уметь говорить и слушать окружающих. |
|
2 |
|
||||||
3 |
|
Правила дорожного движения |
Обучение диалогической речи Упражнять в умении задавать вопросы и отвечать на вопросы предложениями. Активизировать словарь: светофор, пешеход |
Иллюстрации, игровой материал |
Е.М.Косинова "Приключения гномика Язычка" |
пальчиковая гимнастика формирование целостности картины мира уметь говорить и слушать окружающих. |
|
4 |
|
Одежда. Свойства ткани. Прачечная детского сада. |
Словарь прилагательных: Теплый,пушистый,вязанный,мягкий.Де-тали одежды: рукава,воротник,по-яс,застежкаРод.п.-рубашка без рукава Составление описат. рассказа « Одежда куклы» |
Иллюстрации, раздаточный материал |
Е.М.Косинова "Приключения гномика Язычка" |
формирование целостности картины мира пальчиковая гимнастика уметь говорить и слушать окружающих. |
|
ФЕВРАЛЬ |
|||||||
1 |
|
Обувь, головные уборы. |
Обучать правильному называнию личных вещей. Использование в речи сущ. с уменьшительно-ласкат. суффиксами: носки-носочки, шапка-шапочка. |
Иллюстрации, игровой материал |
«Игры и игровые упражнения по развитию речи» Г.С. Швайко |
формирование целостности картины мира пальчиковая гимнастика |
|
2 |
|
Свойства резины. Свойства бумаги. |
Совершенствование навыка ведения диалога, умения самостоятельно задать вопрос. Закрепление навыка построения простого предложения. Что можно сделать из резины,бумаги? Активизировать словарь по теме. Обогащение глагольного словаря: бумагу можно мять,рвать,складывать. |
Иллюстрации, игровой материал |
Е.М.Косинова "Приключения гномика Язычка" |
формирование целостности картины мира уметь говорить и слушать окружающих. пальчиковая гимнастика |
|
3 |
|
Масленица. Русские народные подвижные игры и забавы. Русские национальные костюмы. |
Развитие умения слышать и различать звуки (Про гулка в лесу). Сопряженная речь-рассказ из 2-3 предложений. Словарь: лыжи, санки, коньки, каток, горка. |
Иллюстрации, игровой материал |
«Игры и игровые упражнения по развитию речи» Г.С. Швайко |
формирование целостности картины мира пальчиковая гимнастика, общая уметь говорить и слушать окружающих. |
|
4 |
|
Наша Армия родная. |
Сопряженная речь- рассказ об армии из 2-3 предложений. Словарь: армия герой. Звук культ. – артикул. звуков Т-Д. |
Иллюстрации, игровой материал |
Е.М.Косинова "Приключения гномика Язычка" |
формирование целостности картины мира пальчиковая гимнастика |
|
МАРТ |
|||||||
1 |
|
Мамин праздник |
Расширение словаря глаголов и прилагательных:красивая, добрая, заботливая, гладит, готовит, убирает, помогает... Артикуляция звуков М-Н. |
Иллюстрации, игровой материал |
Е.М.Косинова "Приключения гномика Язычка" |
формирование целостности картины мира уметь говорить и слушать окружающих. пальчиковая гимнастика |
|
2 |
|
Весна. Перелетные птицы |
Продолжать учить дополнять предложения по теме Подбирать признаки: солнце какое?, небо какое? Ритм речи: «Капают сосульки кап-кап-кап». Словарь антонимов: теплый – холодный. Глагольный словарь: греет, журчат, сияет, зеленеет. |
Иллюстрации, игровой материал |
|
формирование целостности картины мира уметь говорить и слушать окружающих. пальчиковая гимнастика |
|
3 |
|
Кто мы? Какие мы? |
Знакомство с элементарными представл. о строении тела человека Использование в речи качественных прилаг: высокий- низкий Словарь действий: для чего уши, для чего нос? Как надо ухаживать за своим телом? |
Иллюстрации, раздаточный материал |
В.Гербова: Развитие речи. 2-4 лет |
формирование целостности картины мира пальчиковая гимнастика |
|
4 |
|
Кто мы? Какие мы? |
Уточнение знаний. о строении тела человека Использование в речи качественных прилаг: высокий- низкий Словарь действий: для чего уши, для чего нос? Как надо ухаживать за своим телом? |
Иллюстрации, игровой материал |
Е.М.Косинова "Приключения гномика Язычка" |
уметь говорить и слушать окружающих. |
|
АПРЕЛЬ |
|||||||
1 |
|
Мой дом. Квартира. Мебель. |
Продолжать учить составлять небольшие (из двух-трех предложений)- игра «Угадай предмет по описанию» Развитие фонемат.восприятия: звук –д-артикуляция и опр. наличия в слове. |
Иллюстрации, игровой материал |
Е.М.Косинова "Приключения гномика Язычка" |
формирование целостности картины мира уметь говорить и слушать окружающих. |
|
2 |
|
Большие и маленькие звездочки |
Беседа о космонавтах. Игра « Полет на ракете»-что возьмем в космос. |
Иллюстрации, игровой материал |
|
формирование целостности картины мира уметь говорить и слушать окружающих. |
|
3 |
|
Улицы Москвы, где мы живем |
Расширять представления детей о достопримечат. Москвы при составлении предложений. Учить образовывать сложные прилагат.-одноэтажный, двухэтажный.Закре пить употребление предлогов в,на,под, из-за,из-под. Закрепить умение описывать предметы и объекты по схемам. Развитие словаря сущ., прил., глаг..Обр-е мн.ч. сущ |
Иллюстрации, игровой материал, раздаточный материал (камешки) |
Е.М.Косинова "Приключения гномика Язычка" |
формирование целостности картины мира уметь говорить и слушать окружающих. пальчиковая гимнастика, общая |
|
4 |
|
Вода. Свойства воды. Рыбы. Обитатели аквариума |
Обобщение знаний о значении воды в жизни человека, растений и животных, о водоемах и их обитателях. Закреплять представление о правилах безопасного поведения на воде. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме.Расширение словаря сущ., прил., глаг..Обр-е мн.ч. сущ.. |
Иллюстрации, игровой материал |
Е.М.Косинова "Приключения гномика Язычка" |
формирование целостности картины мира физ.минутка |
|
МАЙ |
|||||||
1 |
|
День Победы. |
Уточнение знаний. Расширение словаря существительных, глаголов и прилагательных. |
Иллстрации |
|
формирование целостности картины мира пальчиковая гимнастика |
|
2 |
|
Такие разные букашки. |
Уточнение и развитие знаний о насекомых. Развитие словаря глаголов. пальчиковые игры. |
Иллюстрации, игровой дидактический материал |
|
формирование целостности картины мира уметь говорить и слушать окружающих. |
|
3 |
|
Растения, украшающие город. |
Знакомство со строением растения: корень, ствол, стебель, лист, цветок, ветка. Артикуляция гласных звуков. Составление предложений со словами: цветет, пахнет, растет. Игры на развитие слухового внимания. |
Иллюстрации, игровой материал |
«Игры и игровые упражнения по развитию речи» Г.С. Швайко |
формирование целостности картины мира уметь говорить и слушать окружающих. уметь говорить и слушать окружающих. |
|
4 |
|
Здравствуй, лето красное! |
Понятие -Лето. Признаки. Составление простых предложений по картинке, используя слова-признаки. Игры на развитие слухового внимания. |
Иллюстрации, игровой материал |
В.Гербова: Развитие речи. 2-4 лет |
формирование целостности картины мира уметь говорить и слушать окружающих. картины мира пальчиковая гимнастика |
|
|
|
|
|
|
|
|
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»