Урок геометрии: «Площадь треугольника»
Казённое общеобразовательное учреждение Омской области
«Адаптивная школа – интернат №15»
Конспект урока геометрии по теме:
«Площадь треугольника»
8 класс
(II отделение со слуховой депривацией)
Составитель: учитель
высшей квалификационной категории
Свиркова Людмила Васильевна
Омск 2018г.
Урок разработан и апробирован для учащихся 8 класса, II отделения со слуховой депривацией.
План-конспект урока по геометрии
Тема: Площадь треугольника
Учитель: Свиркова Людмила Васильевна, учитель математики, высшая категория
Предмет: геометрия
Класс: 8 (2 отделение)
Учебник: УМК «Геометрия 7 – 9 классы». Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев и др., Москва, Просвещение, 2010 г
Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Вид урока: Урок - практикум
Цели урока:
Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знаний, ввести новые понятия, термины.
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания обучающихся за счёт включения новых определений, терминов, описаний.
Задачи урока:
Образовательные:
- актуализировать знания;
- систематизировать знания;
- проконтролировать усвоение знаний.
Воспитательные:
- формировать культуру речи учащихся;
-воспитывать самостоятельность, уверенность, чувство собственного достоинства.
Развивающие:
- развивать память, речь, мышление, наблюдательность, умение анализировать, сопоставлять, формулировать выводы;
- совершенствовать навыки решения задач;
- развивать познавательный интерес, уверенность в своих силах.
Коррекционные:
- осуществлять коррекцию произносительных навыков в процессе чтения формул и правил, материала из учебника и с доски.
Методы обучения: использование ИКТ, метод исследования, технология развивающего обучения, технология деятельностного подхода, фронтальная беседа, фронтальный опрос.
Оборудование и средства обучения: компьютер, проектор, экран, учебник «Геометрия 7-9», Л.С. Атанасян. и др., рабочие тетради, меловая доска, набор чертежных инструментов.
Планируемые результаты:
Предметные:
- ученик научится находить площадь треугольника;
- ученик получит возможность применять знания при решении задач с практическим содержанием.
Метапредметные:
- ученик научится давать определения понятиям, обобщать, устанавливать аналогии с известными правилами;
- ученик получит возможность научиться элементам волевой саморегуляции, мобилизации сил к преодолению препятствий
Личностные:
-
ученик получит возможность контролировать
процесс и результат учебной и математической
деятельности;
- ученик получит положительный опыт работы в парах и группах.
Основные виды деятельности: решение проблемы, устная работа, работа в парах, работа в группах, взаимопроверка, хоровое проговаривание, работа на голое ухо, речевой треугольник, индивидуальная работа, самооценка, взаимооценка, рефлексия.
Ход урока
Слайд 1 (Сл.)
Тема: "Площадь треугольника"
I.Организационный этап. (работа за экраном – р/э) – коррекционная работа (к/р.)
Учитель: Здравствуйте, я рада вас видеть. Кто сегодня дежурный?
Кого нет в классе? У всех аппараты? Все меня слышат хорошо? (Если нет, то пересадить учащихся). Денис, спроси у Жени: Какой сегодня дежурный звук? Назовите тему урока. (Ц – С). – (речевой треугольник – р/т) - к/р. Следим за звуками, говорим правильно.
Проверьте свою готовность к уроку: тетрадь, учебник, ручка, карандаш, линейка и, конечно, хорошее настроение.
Сл.2
В конце урока нужно будет оценить свою работу и работу своих товарищей по критериям: знание правил, умение пользоваться формулами, решение задач, самостоятельная работа, правильное произношение и соблюдение правил орфоэпии. Правильно выполненное задание -2 балла, допущена ошибка – 1 балл, неправильно выполненное задание или невыполненное – 0 баллов.
10 баллов – отметка «5», 9-8 баллов –отметка «4»,
7-6 баллов – отметка «3», 5 и менее баллов – отметка «2».
Повторите, как оценить свою работу и работу товарища на уроке. (Спросить 2-3 учащихся).
II. Актуализация знаний.
Учитель: Площади каких фигур мы уже умеем находить? - (р/э) - к/р.
(Площадь прямоугольника, квадрата, параллелограмма, ромба.)
Сегодня нам предстоит повторить все, что изучили о площадях известных фигур: о прямоугольнике, квадрате, параллелограмме, ромбе; вывести формулу для площади треугольника, научиться решать задачи.
Запишите соответствующие формулы прямоугольника, квадрата, параллелограмма и ромба в тетрадь.
1 ученик у доски выполняет задание: продолжить запись формулы.- (раб. на голое ухо- (г/у)) – к/р.
Проверяем: S = a•b, S = a2, S = a•h.
Сл.3
Повторим словарь, который нам будет нужен на уроке (можно использовать конспекты прошлых уроков): хором - к/р.
Квадрàт, а - сторонà квадрàта,
Прямоугòльник, а - длинà, в - ширинà ,
Смèжные стòроны,
Параллелогрàмм, ромб, а, в (бэ) - основàния,
Н,h (аш) - высотà,
S (эс) - плòщадь.
Назовите единицы измерения площадей. (Работают парами, называя друг другу единùцы площадèй).
(Единùцы площадèй: квадрàтный миллимèтр, квадрàтный сантимèтр, квадрàтный децимèтр, квадрàтный метр, квадрàтный киломèтр, ар, гектàр) (хором) - к/р.
Записываем: мм2, см 2, дм2 , м 2, км 2, а, га.
Сл.4
Устная работа:
Учитель: Найдите площади фигур, изображенных на экране. Задание выполняем в группах. (Учащиеся делятся на 2 группы.)
Какая группа выполнит задание правильно и быстрее?
Обоснуйте применение формул (рассказать правило).
Учитель. Какое правило вы использовали для нахождения площади многоугольника?
(Площадь многоугольника равна сумме площадей фигур, на которые его можно разбить.)
Учитель: Почему не получилось найти площадь фигуры № 4, используя это правило?
(В разбиении фигуры присутствует треугольник, а площадь треугольника мы находить не умеем.)
Учитель: Таким образом, у нас возникла проблема, исходя из нее, сформулируйте тему урока, запишите её.
Учитель: Тема нашего урока очень важна, т.к. любую геометрическую фигуру можно разбить на конечное число треугольников, и если вы будете знать способ нахождения площади треугольника, то сможете найти площадь любой геометрической фигуры.
Какую цель мы поставим перед собой?
Сл.5
Ученик: Вывести формулу площади треугольника, доказать ее, научиться применять её при решении задач (хором) – к/р.
Сл.6 -7
Учитель: Треугольник – одна из магических фигур, с которой мы очень часто встречаемся в нашей жизни.
Крыши старых деревянных домов и современных многоэтажных домов имеют форму треугольника. Это связано с тем, что на таких крышах не задерживается талый снег и легко стекает дождевая вода.
Различные головные уборы: треуголки, пилотки, колпаки, косынки – имеют треугольную форму. Треуголка – форменный головной убор.
Сейчас письма мы отправляем в прямоугольных конвертах, а раньше, во время войны, письма имели треугольную форму. Солдатский треугольник – письмо без марки и конверта, отправленное солдатом с фронта или солдату на фронт. Во многих семьях до сих пор хранят такие письма.
В железнодорожном транспорте также встречаются треугольники. На фотографиях изображены крепления спальных мест и багажных полок и т.д.
Как вы думаете, почему? (Треугольник – одна из самых прочных, экономичных фигур). Правильно.
III. Изучение нового материала:
Сл.8 - 9
Учитель: Решим задачу №1: Смежные стороны параллелограмма АВСД, равные 8 см и 12 см, образуют угол 300. Найдите площади треугольников АВС и АВД.
К доске идёт 1 ученик, остальные решают задачу №1 самостоятельно.
Дано:
АВСД – параллелограмм,
АВ = 8 см, АД = 12 см – смежные стороны,
ﮮ А = 300.
Найдите: SАВД и SВСД - решает ученик.
Сл.10 Проверим решение.
Решение:
1) Площадь параллелограмма равна произведению его основания на высоту.
2) Проведём диагональ ВД и высоту ВН. Треугольник АВН- прямоугольный. 3) SАВСД. =АД х ВН.
4) ВН = = = 4 (см) – катет, лежащий против угла 300., равен половине гипотенузы.
5) SАВСД = 12 х 4 = 48 (см2)
6) SАВД = SВСД. = 48 : 2 = 24 (см2), т.к. диагональ делит параллелограмм пополам.
Ответ: площади треугольников АВС и АВД равны 24 квадратным сантиметрам.
Индивидуальное задание для слабоуспевающих обучающихся (карточка). Задача № 2: Основание и высота параллелограмма АВСД равны 12 см и 8 см. Найдите площади треугольников АВС и АВД (учитель работает с каждым учащимся индивидуально) - к/р.
Дано:
АВСД – параллелограмм,
АД = 12 см – основание, ВН = 8 см – высота;
Найдите: SАВД и SВСД.
Решение:
1) Проведём диагональ ВД и высоту ВН.
2) Площадь параллелограмма равна произведению его основания на высоту.
SАВСД. =АД х ВН = 12 х 4 = 48 (см2)
3) SАВД = SВСД. = 48 : 2 = 24 (см2), т.к. диагональ делит параллелограмм пополам.
Ответ: площади треугольников АВС и АВД равны 24 квадратным сантиметрам.
Сл.11
Итак, сделаем вывод: площадь треугольника равна половине площади параллелограмма.
А т.к., площадь параллелограмма равна произведению его основания на высоту, то площадь треугольника равна половине произведения его основания на высоту.
Запишем данное утверждение в тетрадь и докажем данную теорему.
Сл.12
Учащиеся доказывают теорему самостоятельно. Учитель акцентирует внимание на то, что треугольник надо достроить до параллелограмма и доказать равенство получившихся треугольников.
Дано:
АВС-треугольник,
АВ - основание треугольника,
Проведём высоту СН
S - площадь треугольника.
Доказать, что SАВС = АВ х СН.
Сл.13 Проверим доказательство.
Доказательство:
-
Достроим треугольник АВС до параллелограмма АВСД.
-
Треугольники АВС = ВСД (АВ = СД и АС = ВД – противоположные стороны параллелограмма равны, ВС – общая сторона, по третьему признаку равенства треугольников).
-
Следовательно, площадь треугольника АВС равна половине площади
параллелограмма АВСД, т.е. SАВС = АВ х СН. Теорема доказана. (Проверяем доказательство по презентации).
Сл.14 - 15
Минута релаксации - (минута отдыха)
IV. Углубление и закрепление полученных знаний:
Учитель: Вспомним о понятии прямоугольных треугольниках. Это, действительно, отдельный класс треугольников и поэтому площадь их находится особым образом.
Рассмотрим прямоугольный треугольник АВС. Как найти его площадь? Что выбрать за основание, а что - за высоту? Постарайтесь самостоятельно сформулировать утверждение - (сделать заранее чертёж).
Запишем следствия:
Сл.15
Следствие 1: Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов.
Следствие 2: Если высоты двух треугольников равны, то их площади относятся как основания.
Учитель: Можем ли мы теперь вернутся к задаче, которую мы не решили в начале урока, и решить её? Давайте решим её вместе.
(Для смены зрительного восприятия чертеж к этому блоку сделать на обычной доске заранее. Задача № 4 из устной работы.)
Рассмотрим фигуру. Эта фигура состоит из прямоугольника и прямоугольного треугольника.
Решение:
1) 11 х 8 = 88 (кв.ед.) – площадь прямоугольника,
2) катеты прямоугольного треугольника: 11 и 10 – 8 = 2,
3) (11 х 2) = 11 (кв.ед.) – площадь прямоугольного треугольника,
4) 88 + 11 = 99 (кв.ед.) – площадь всей фигуры.
Ответ: 99 квадратных единиц.
Учитель: Работаем с учебником. (Задача на следствие № 1)
Откройте учебник на странице 128, задача №471 (а), прочитайте задачу. Если всё ли понятно? Решайте самостоятельно.
В это время учитель работает индивидуально с каждым (р/г) –– к/р.
Проверяем ответ у соседа. - (взаимопроверка).
Задача на следствие № 2 (составила сама). В треугольниках АВС и А1В1С1 высоты равны, основания АС = 10 дм, А1С1 = 5 дм, площадь треугольника АВС = 50 дм2. Найдите площадь другого треугольника. (Решает задачу учитель устно, привлекая учащихся.)
Составим пропорцию: = ; = ; S1 = = 25 (дм2);
V. Итог урока.
Учитель: Мы плодотворно работали на сегодняшнем уроке, давайте подведем итог.
- Что мы делали сегодня на уроке?
- Какую теорему доказывали?
- Повторим, чему равна площадь треугольника?
Оцените свою работу и работу товарищей на уроке с помощью критериев, которые вы видите на слайде №2. (Сл.2)
Сл.16
Рефлексия:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чем интересен был урок?
- Что больше всего запомнилось?
Сл.17
VI. Домашнее задание:
Запишите домашнее задание: выучить теорему и следствия, используя конспекты и методические пособия, книги; решить задачи № 468(а), № 471 (б).
Спасибо за сотрудничество, спасибо за урок.
Литература:
1. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев и др., «Геометрия 7-9 классы». Москва, Просвещение, 2010 г.
2. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. Изучение геометрии 7 – 9. Методические рекомендации к учебнику. Москва, Просвещение, 2009 г.
3.Т.А.Бурмистрова. Программы общеобразовательных учреждений. «Геометрия 7-9 классы», Москва, Просвещение, 2010 г.
4. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. Дидактические материалы по геометрии. Москва, Просвещение, 2007 г.
5. А.А.Окунев, Л.П. Евстафьева, Т.Г. Ходог и др. Геометрия. Книга для учителя. Санкт – Петербург, «Специальная Литература», 2008 г.
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Методика и технологии изготовления аппликаций в разных возрастных группах ДОО»
- Всероссийский мастер-класс «Образовательная практика «3Д: думай, действуй, достигай» как среда для проявления и реализации детской инициативы»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»