Формирование элементарных математических представлений в старшей группе ДОУ
ФЭМП в старшей группе.
Формирование элементарных представлений у детей 5-6 лет (старшая группа) происходит на занятиях, в режимных моментах в ДОУ и дома. Основной формой занятий по формированию элементарных математических представлений в детском саду является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Занятия в детском саду строятся на основе общедидактических принципов: доступности, системности, наглядности, индивидуальным подходом и т.д.
Занятия в старшей группе происходит совместно со всеми воспитанниками, т.е. фронтально. Количество занятий и время прописано в программе ДОУ, которая разрабатывается на основе возрастных особенностей детей 5-6 лет.
Занятия в старшей по ФЭМП проводятся один раз в неделю, в первой половине дня и составляет 25 минут в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»», после чего происходит смена деятельности в виде более подвижных (физкультурного или музыкального).
В работе с дошкольниками новые знания даются небольшими частями, поэтому каждое занятие имеет свою структуру, основную тему и под темы. Цикл занятий по одной теме состоит из 3-5 занятий, начиная от простого к более сложному. Заключительное занятие – повторение пройденного, закрепление изученного. Занятие состоит из нескольких частей, в зависимости от сложности материала. Если тема новая, это может быть три части: знакомство с новым, физкультминутка, запоминание пройденного. Последняя часть занятия проводится в форме дидактической игры, это необходимо для того, что бы произошла смена деятельности – запоминание материала в новых условиях.
В практике работы по формированию элементарных математических представлений сложились следующие типы занятий:
1) занятия в форме дидактических игр;
2) занятия в форме дидактических упражнений;
3) занятия в форме дидактических упражнений и игр.
Во время проведения занятий по ФЭМП педагог использует следующие приемы: показ, объяснение, образец, указание, оценка и т.д. Методы: игровой, наглядный, словесный, практический. Словесный метод заключается в вопросах к воспитанникам.
Так же выделают следующие виды игр, которые можно использовать на занятиях по ФЭМП:
1. Игры-путешествия отражают реальные факты, раскрывая обычное через необычное, цель которых – усилить впечатление через сказочную необычность;
2. Игры-предложения: «Что было бы? », «Что бы я сделал? »;
3. Игры-загадки с замысловатым описанием, которые нужно расшифровать;
4. Игры-беседы (диалоги, где в основе – общение воспитателя с детьми, детей с ним и друг с другом с особым характером игрового обучения и игровой деятельности.
В настоящее время широко используются современными педагогами ИКТ технологии: использование презентаций, дидактических игр на интерактивном столе и т.д. Использование ИКТ способствует повышению качества обучения, приучает детей самостоятельно получать необходимые знания в течение всей жизни и позволяет им легче адаптироваться в условиях быстро изменяющейся действительности. Исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность использования компьютерных технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, и в целом личности ребенка
(С. Новоселова. И. Пашелите, и др.). Ребенок воспринимает компьютер как предмет игры, но это понимание необходимо изменить. Компьютер – это важное средство в современном мире, которое дает знания, развивает. С помощью специализированных программ можно создать презентацию для проведения занятия. Закрепить новые знания, полученные на занятиях, с помощью дидактической игры в электронном виде.
Однако, существуют определенные правила использования ИКТ. В соответствии с требованиями СанПин 2.4.1.1.1249-03 образовательная деятельность с использованием компьютера (в компьютерном классе) проводятся с детьми старшего дошкольного возраста 1 раза в неделю продолжительность работы ребёнка за компьютером 8 - 10 минут и общая продолжительность 25 минут. Занимаются дети подготовительных и старших групп по подгруппами по 6-8 человек.
К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Наглядность в полной мере реализуется в условиях мультимедийных технологий как инструмента познания детей дошкольного возраста в условиях непосредственной образовательной деятельности.
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»