В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Конспект открытого урока для семинара химиков на тему "Методика решение расчетных задач повышенного уровня сложности по химии"

Конспект открытого урока для семинара химиков на тему "Методика решение расчетных задач повышенного уровня сложности по химии"

Елена Жданова
Тип материала: Урок
просмотров: 2947 комментариев: 1
Краткое описание
Поурочный план открытого урока к семинару учителей химии и заместителей директоров по УВР
Цель: представить свою методику подготовки обучающихся к успешному решению задач повышенного уровня сложности

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Семинар1.docx Скачать
конспект урока, 10 кл. семинар.docx Скачать

14


Урок вне КТП 23.10.19 10 класс ХИМИЯ


Методика решения расчетных задач повышенной сложности по химии

Требования к ЗУН:

Образовательные: учиться работать с условием задач, в том числе повышенной сложности и составлять план их решения;

Развивающие: развивать навыки использования теоретических знаний о химических и физических явлениях, а также абстрактного мышления для решения задач;

Воспитательные: воспитывать внимательность к деталям и умение получать информацию категории «между строк».

Оборудование: презентация, раздаточный материал с условием задачи и ориентировочными абстрактными картинками к ней.


Ход урока:

1. Организационный этап

На столе:

  • Тетрадь

  • Ручка

  • Карандаш

К уроку Вам необходимо было подготовить:

  • Калькулятор


2. Актуализация опорных знании


Задачи - особый вид заданий, требующий от обучающихся применения знаний в составлении уравнений реакций, иногда нескольких, составления логической цепочки в проведении расчётов.

Все экспериментальные и теоретические достижения естественных наук рано или поздно находят применение в промышленности.

Химик-теоретик подготовит путь химику-практику.


3. Постановка целей урока

Тема урока «Решение расчетных задач по химии»

Цели урока:

Разобрать алгоритм решения расчетны задач

Применить алгоритм решения на задаче повышенного уровня сложности






4. Применение знаний

Порядок решении задач - АЛГОРИТМ

1. Анализ текста

  • Построение абстрактной картинки по условию

  • Перевод текста на химический язык

  • Краткая запись условия задачи («ДАНО»)

2. Запись уравнения химической реакции

3. Запись известных и неизвестны величин, из «дано», н

4. Запись известных величин, из уравнения реакции, под ч' Молярной массы f

  • Молярный объема

  • Количества веществ

5. Решение задачи (2 части: I) химическая и II) математическая)


Химическая часть задачи

1. Чтение текста

2. Запись условия задачи

3. Определение типа задачи

4. Анализ задачи - составление плана решения


Математическая часть задачи

1. Выбор способа решения

2. Решение

3. Запись ответа

4. Анализ решения

Но внимание сегодня мы уделим не базовым задачам, а тем; которые носят статус «задач повышенного уровня сложности»

Вопрос: в чем для Вас заключается разница между задачами базовыми и повышенного уровня сложности?

Предположительный ответ: в том, что базовые опираются. на школьную программу, а сложные подразумевают сочетание разных типов задач и/или запутанное условие.

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по химии умение решать базовые задачи поможет в большинстве из 35 заданий, и лишь №34 содержит задачу нестандартного хода решения.


Решение расчетных задач

по химии повышенного уровня сложности


Приложение 1

G:\СЕМИНАР 23.10.19\картинки\задача.png


  1. Анализ условия задачи – семантический, логический, математический


C:\Users\16\Downloads\Скриншот 2019-10-22 10_15_01.png

Задача требует внимания к 2м частям своего условия: в одной смесь перевели в состояние раствора, в другой – осталась сухой смесь.


G:\СЕМИНАР 23.10.19\картинки\Скриншот 2019-10-14 22_50_03.png


РАБОТА С РАСТВОРОМ СМЕСИ:


G:\СЕМИНАР 23.10.19\картинки\Скриншот 2019-10-14 22_54_16.png

    1. Построение абстрактной картинки (приложение 2)

    2. Соотношение данных и вопроса



    1. Оформление краткого условия


Дано:

mсм. = 65 г.

mос. = 93,2 г.






РАБОТА С СУХОЙ СМЕСЬЮ

G:\СЕМИНАР 23.10.19\картинки\Скриншот 2019-10-14 23_07_27.png

    1. Построение абстрактной картинки (приложение 3)

    2. Соотношение данных и вопроса

G:\СЕМИНАР 23.10.19\картинки\Скриншот 2019-10-14 23_10_02.png

    1. Оформление краткого условия

Дано:

mсм. = 65 г.

m р-ра NH3 = 47,6 г.

w NH3/р-ре = 25 %


ОБЩИЙ ВИД КРАТКОГО УСЛОВИЯ ЗАДАЧИ

Дано:

mсм. = 65 г.

mос. = 93,2 г.

m р-ра NH3 = 47,6 г.

w NH3/р-ре = 25 %

w Na2SO4 = ?

w (NH4)2SO4 = ?

w NH4Cl = ?


    1. Построение абстрактной картинки (приложение 4)












  1. Запись уравнения химической реакции

G:\СЕМИНАР 23.10.19\картинки\Скриншот 2019-10-14 23_17_29.png

NH4Cl + BaCl2

(NH4)2SO4 + BaCl2 → BaSO4 + 2NH4Cl

Na2SO4 + BaCl2 → BaSO4 + 2NaCl






G:\СЕМИНАР 23.10.19\картинки\Скриншот 2019-10-14 23_21_25.png


NH4Cl + NaOH → NaCl + NH3↑+Н2О

(NH4)2SO4 + 2NaOH →Na2SO4+ 2NH3↑+Н2О

Na2SO4 + NaOH








  1. Решение задачи

1 этап. Химический


Определили реакции, которые будут протекать

а) с хлоридом бария

1. (NH4)2SO4 + BaCl2 → BaSO4↓+ 2NH4Cl

2. Na2SO4 + BaCl2 → BaSO4 ↓ + 2NaCl


б) с гидроксидом натрия

3. NH4Cl + NaOHNaCl + NH3↑+Н2О

4. (NH4)2SO4 + 2NaOH → Na2SO4+ 2NH3↑+Н2О











2 этап. Математический



1 этап. Химический


осадок газ



2 этап. Математический



В целях экономии времени ход решения системы уравнений останется Вам на Д/з (сделать пометку на полях).




После решения системы и приведения уравнения к одному неизвестному (z), мною получен результат:

z = 0,18 NH4Cl

у = 0,072 (NH4)2SO4

х = 0,55 Na2SO4


11. Массы компонентов смеси m = n × M

m (NH4)2SO4 = 0,55 × 53,5 = 29,5 г.

m Na2SO4 = 0,072 × 132 = 9,5 г.

m NH4Cl = 0,18 × 142 = 26 г.


12. Доли компонентов смеси, как w = × 100%

w (NH4)2SO4 = 29,5/65 = 45,4%

w Na2SO4 = 9,5/65 = 14,6%

w NH4Cl = 26/65 = 40%

5. Подведение итогов урока


6. Рефлексия


Оценим его результативность «дело», свою работу «Я» и общую активность класс «коллектив». Второй график в виде мишени состоит из 4х частей и на нем мы покажем своё ощущение в конце урока и уровень в каждой из стихий: было понятно, узнал новое, было интересно и активно участвовал отметкой от 2 до 5.


7. Д/з


в файликах на Ваших столах находится конверт с домашним заданием, где приведено условие задачи и описана процедура работы с ней.










































Приложение 1.


Задача урока


































Приложение 2.




Na2SO4




(NH4)2SO4 NH4Cl









65 г.



смесь









Смешали компоненты









К р-ру добавили

BaCl2



ВОДА









Растворили в воде



Образовался осадок













Приложение 3.




Na2SO4




(NH4)2SO4 NH4Cl











смесь





Смешали компоненты




К смеси добавили

NaOH

NH3




NH3












?%


Na2SO4




(NH4)2SO4 NH4Cl




смесь







?% ?%







Приложение 4.





РАБОТА С РАСТВОРОМ СМЕСИ


mсм. = 65 г.

mос. = 93,2 г.

РАБОТА С СУХОЙ СМЕСЬЮ


mсм. = 65 г.

m р-ра NH3 = 47,6 г.

w NH3/р-ре = 25 %






















?%


Na2SO4




(NH4)2SO4 NH4Cl




смесь







?% ?%



















Приложение 5.









  1. Домашнее задание

    1. Прочитать задачу

    2. Проанализировать текст

    3. Составить краткое условие

    4. Записать необходимые уравнения реакции

    5. Попробовать решить задачу






















































Учитель химии и биологии в МБОУ "Абрикосовская школа" Жданова Е.В.

СЕМИНАР 23.10.19 — урок.pptx Скачать
Обсуждение материала
Сергей Колодин
3.11.2019 14:06
Елена,
прошу Вас привести разработку в соответствие с критериями Требований к публикации материалов в библиотеке Портала. Информацию из нижнего колонтитула в конспекте нужно удалить, добавьте ссылки на используемые графические объекты.
Доп. инф. см. в разделе Помощь.

С уважением, С.А. Колодин.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос