«Волшебное пёрышко» /клуб юных любителей литературы/»
Тип материала: другое, конкурсная работа (Международный конкурс педагогов и обучающихся "От мастерства до гениальности")
просмотров: 1378
БОУ г. Калачинска Омской области «Гимназия №1»
Международный конкурс
«От мастерства до гениальности»
Номинация
«Авторская разработка программы внеурочной деятельности»
Тема работы
«Волшебное пёрышко» /клуб юных любителей литературы/»
Автор: Коновалова Тамара Владимировна
Должность: учитель
Предмет: начальные классы
Телефон: 89050991578
Адрес электронной почты: sitnikovatv@mail.ru
город Калачинск
2020 год
Пояснительная записка
-
Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:
Одно из условий современного образования - обеспечение развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей, что предполагает новый способ мышления и деятельности. Выпускник школы должен уметь адаптироваться к быстроменяющемуся миру, самостоятельно пополнять свои знания и творчески мыслить. Большое значение в формировании духовно богатой, гармонично развитой личности имеет поэзия. Что происходит с современным отношением нового поколения детей информационного общества к литературе в целом, а в частности, и к поэзии? Имеет место быть тот факт, что растёт поколение детей, не читающих книги, не понимающих поэзию. Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. В этом случае организация дополнительной внеурочной деятельности – один из способов развития творческих способностей ученика, помогающий найти компромиссное решение вышеуказанной проблемы, возникающей у детей при взаимодействии с литературой.
Предлагаемая программа «Золотое пёрышко» направлена на реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта по организации дополнительной внеурочной деятельности школьников и представляет собой авторскую программу организации внеурочной деятельности школьников по литературному чтению.
Актуальность программы определяется формированием у школьников мотивации к обучению литературному чтению, развитием интеллектуально-творческих способностей школьников.
Практическая значимость заключается в реализации развития мотивационной потребности к творческому труду, работе на коллективный и личный результат.
Данная программа успешно реализует преемственность с существующей и апробированной программой духовно-нравственной направленности «Театральный вернисаж».
Новизна программы «Волшебное пёрышко» заключается в осуществлении комплексного подхода в развитии творческого потенциала обучающихся через технологии развивающего, деятельностного обучения и внеурочную деятельность. Программа направлена на формирование УУД средствами системно-деятельностного подхода.
Цель программы — создание условий для реализации творческого потенциала юных поэтов гимназии.
Задачи программы:
1.Обеспечение информационной поддержки юных литературных дарований.
2.Развитие навыков сотрудничества взрослых и сверстников в различных социальных ситуациях.
3. Развитие нравственно-этических ценностей через интеграцию литературного творчества, театрального искусства.
-
Овладение речевой и коммуникативной культурой.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Отличительные особенности программы.
-
Базовые теоретические идеи. Ключевые понятия.
В программе представлена система занятий, основанная на интересе, который появляется у детей в процессе изучения литературы. Учащиеся на заседаниях клуба учатся работать со словом, выполняют творческие задания, способствующие пониманию содержания стихотворений, открывают тайны поэтического мастерства, углубляют теоретические знания по литературе, знакомятся с детскими поэтами, их творчеством. Широко представлена работа с краеведческим материалом.
Программой также предусматривается и индивидуальный подход к каждому ребенку, суть которого заключается в том, чтобы идти не от учебного предмета к ученику, а от ученика к учебному предмету, что позволяет развивать те творческие возможности, которыми обладает ребенок.
Творческие задания будут способствовать успешному развитию монологической (устной и письменной) речи. Такие задания могут быть домашними. Строго оценивать качество выполнения этих заданий не стоит, ведь «проба пера» способствуют тому, что поэзия, тайна слова становится доступной, понятной учащимся.
-
Этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь.
Программа «Волшебное пёрышко» предполагает реализацию трёх последовательно выстроенных, логически обоснованных, взаимосвязанных направлений:
-
Творческий /работа над созданием собственного произведения, изучением творчества детских поэтов/;
-
Деятельностный /работа над подготовкой литературных праздников, спектаклей, конференций, литературных гостиных, игр/;
-
Социальный / работа над подготовкой публикаций в газетах, телевидении, интернет - ресурсах/.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.
Целевая аудитория – гимназисты, которые имеют желание создавать творческие проекты, сочинять стихи. Набор детей носит свободный характер.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Программа предназначена для учащихся 1- 7 классов.
Режим занятий:
Количество часов в год - 34 (занятия проводятся 1 раз в неделю).
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
-
Личностные результаты (далее Л).
-
Развивать личную ответственность в информационной деятельности.
-
Формировать мотивацию к личностному развитию через творческую деятельность.
II. Метапредметные результаты.
-
Коммуникативные УУД (далее К):
-
Формировать умение оформлять свои мысли в поэтической форме;
-
Формировать умение работать в творческом объединении;
-
Развивать адаптационные возможности в процессе сотрудничества.
-
Регулятивные УУД (далее Р):
1. Формировать умение планировать и прогнозировать результат работы;
2. Формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
III. Предметные результаты.
-
Познавательные УУД (далее П):
-
Формировать умение составлять сценарии мероприятий, используя различные информационные источники;
-
Овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации.
В результате реализации программы учащиеся должны:
Знать:
- основные сведения о жизни и творчестве детских поэтов и писателей, чье творчество связано с нашим городом и краем.
Уметь:
-создавать самостоятельно стихотворные художественные тексты;
-развивать в себе потребность к самопознанию и самосовершенствованию.
Продуктом деятельности кружка является видеоролики о работе, литературные сборники, создание макетов собственных буклетов стихов, публикации в СМИ, создание собственного интернет - ресурса клуба, сценарии литературных встреч, гостиных, праздников, игр, а также участие детей в научно-практических конференциях НОУ «Поиск», творческих конкурсах различного уровня.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей
Программа предусматривает вариативное отслеживание и оценивание результатов работы в зависимости от возраста детей. В приложении приводятся методики, которые носят рекомендательный характер для применения по усмотрению руководителя детского объединения. Кроме указанных методик в комплекс отслеживания и оценивания результатов входит педагогическое наблюдение, беседа, получение продуктов деятельности детского объединения.
Содержание курса внеурочной деятельности
Вводное занятие. «С моей книжной полки». Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарями о книжных предпочтениях читателей библиотеки. Диагностическая работа по выявлению творческого мышления участников клуба.
Стихи о природе. Страницы русской классики. Формирование понятий: рифма, строфа, олицетворение, сравнение, эпитет, основы стихосложения: синквейн. Составление синквейна о природе. Знакомство с поэтами русской классики: А.С. Пушкин, Ф.Тютчев, И.Суриков, А.Блок, И. Бунин, С.Есенин, А.Плещеев.
Весёлые стихи С. Я. Маршака. Обзор различных изданий одного произведения. Работа с иллюстрациями к произведениям, художники – иллюстраторы. Изучение творчества С.Я. Маршака.
Литературная встреча «Юные поэтические таланты гимназии». Встреча с поэтами – гимназистами, имеющими собственные сборники стихотворений. Работа над созданием интернет - ресурса детского объединения (сбор, преобразование и сохранение информации).
Я учусь писать стихи… «Проба пера» юных участников клуба, представление и коллективный анализ готовых материалов. Творческая работа - создание коллективного сборника стихотворений «Волшебное пёрышко».
Создание индивидуальных сборников стихотворений. Подготовка к проведению научно-практической конференции НОУ «Поиск».
Создание видеоролика о работе детского объединения. Подготовка материала для публикации в СМИ.
«В стране Вообразилии». Поэзия Б. Заходера. Изучение поэзии Б. Заходера. Разучивание повторяющихся четверостиший. Парад домашних творческих достижений «В стране Вообразилии».
Читательская конференция «В гостях у Библиовёнка». Составление сценария конференции. Творческая работа - создание макетов собственных буклетов стихов. Представление стихов собственного сочинения. Изучение краеведческой литературы.
Литературный брей ринг. Создание банка вопросов для литературной игры. Проведение литературной игры между участниками клуба и команды родителей.
Устный журнал - поэты Калачинской Земли. «Есть на планете уголок,
Что мне дороже, чем иные…». Исследование и изучение краеведческого материала о творчестве Калачинских поэтов. Приглашение поэтов на литературную встречу. Чтение стихотворений. Обмен мнениями.
Литературная гостиная Агнии Барто «В стране весёлого детства». Подготовка сценария проведения литературной гостиной. Распределение ролей, репетиции, инсценирование сказки «Медвежонок – невежа».
Викторина по творчеству С.В. Михалкова. Самостоятельная исследовательская работа – составление вопросов к викторине, поиск ответов на вопросы викторины. Проведение викторины с учащимися начальных классов, подведение итогов.
Литературный праздник, посвящённый творчеству К.И. Чуковского. Составление сценария праздника. Творческая работа в группах – драматизация произведений и отрывков из произведений К. И. Чуковского.
Спектакль в стихах. Написание сценария поэтического спектакля. Драматизация с правильным интонированием реплик.
Жизнь и творчество Елены Александровны Благининой. Работа с литературными источниками, содержащими информацию о жизни и творческой деятельности Е.А. Благининой. Представление изученной информации в виде презентации на сайте гимназии.
В театре юного зрителя. Просмотр и обсуждение спектакля. Подготовка статьи о спектакле для публикации в СМИ.
Мой читательский дневник. Выразительное чтение стихотворений. Обзор прочитанной литературы. Обсуждение прочитанных произведений.
Практикум: «Определение стихотворного размера». Анализ лирического произведения.
Практикум: «Определение вида рифмы». Анализ лирического произведения.
Литературная викторина. Самостоятельная исследовательская работа – составление вопросов к викторине, поиск ответов на вопросы викторины. Проведение викторины с учащимися начальных классов, подведение итогов.
Практикум: «Изобразительно – выразительные средства». Анализ лирического произведения.
Читательская конференция «Поэт Земли Омской». Исследование и изучение краеведческого материала о творчестве Т. Белозёрова
Чтобы тебя слушали. «Инструменты» чтеца: дыхание, голос, дикция. Выполнение практических упражнений, направленных на управление дыханием, голосом, дикцией. Строение речевого аппарата. Чтение стихотворений.
Учимся читать выразительно. Задача чтения, подтекст. Интонация, паузы, темп, тон, логические (смысловые) ударения. Практическая работа – составление партитуры текста, чтение и анализ литературных произведений.
Литературная радиопередача. Подготовка радиопередачи о писателях – юбилярах, книгах – юбилярах года.
Страницы литературной хрестоматии. Чтение детской литературы: А.П. Чехов «Мальчики», Б. Житков «Про обезьянку», Е. Шварц «Сказка о потерянном времени», М. Зощенко «Великие путешественники», В. Драгунский «Пожар во флигеле, или подвиг во льдах»
Заключительное занятие - конкурс поэтического мастерства «Волшебное пёрышко». Презентация стихотворений собственного сочинения.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности (1 год обучения)
Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени. Перечень универсальных учебных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы, отмечен цветовым обозначением в разделе «Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности»
№ |
Тема |
УУД. Вид деятельности. |
Количество часов |
|
практические |
теоретические |
|||
1 |
Вводное занятие. «С моей книжной полки». |
К Р Л Экскурсия в библиотеку. Диагностическая работа. |
1 |
|
2,3 |
Стихи о природе. Страницы русской классики. |
Р П Выразительное чтение стихотворений. Составление синквейна. |
1 |
1 |
4,5 |
Весёлые стихи С. Я. Маршака. |
Р П Л Обзор различных изданий одного произведения. |
1 |
1 |
6 |
Литературная встреча. «Юные поэтические таланты гимназии». |
К Р Встреча с поэтами – гимназистами. Работа над созданием интернет - ресурса детского объединения. |
1 |
|
7,8,9 |
Я учусь писать стихи… |
К Р Л Творческая работа - создание коллективного сборника стихотворений «Волшебное пёрышко». |
2 |
1 |
10,11 |
«В стране Вообразилии». Поэзия Б. Заходера. |
К П Р Л Творческая работа - парад домашних творческих достижений «В стране Вообразилии». |
1 |
1 |
12,13 |
Читательская конференция «В гостях у Библиовёнка». |
Л Р К Творческая работа - создание макетов собственных буклетов стихов |
2 |
|
14,15 |
Литературный брей ринг. |
П Р К Создание банка вопросов для литературной игры. |
1 |
1 |
16 |
Устный журнал - поэты Калачинской Земли. «Есть на планете уголок, Что мне дороже, чем иные…» |
П Л Р Исследование и изучение краеведческого материала. |
1 |
|
17-20 |
Я учусь писать стихи… Литературная встреча друзей. |
К Л Творческая работа - создание индивидуальных сборников стихотворений. Подготовка к проведению научно-практической конференции НОУ «Поиск». |
3 |
1 |
21,22 |
Литературная гостиная Агнии Барто «В стране весёлого детства». |
П К Л Р Инсценирование сказки «Медвежонок –невежа». |
1 |
1 |
23 |
Викторина по творчеству С.В. Михалкова. |
П Л Самостоятельная исследовательская работа - поиск ответов на вопросы викторины. |
1 |
|
24,25 |
Литературный праздник, посвящённый творчеству К.И. Чуковского. |
П К Л Р Творческая работа в группах. |
1 |
1 |
26-30 |
Спектакль в стихах. |
К Л Написание сценария поэтического спектакля. |
5 |
|
31 |
Жизнь и творчество Елены Александровны Благининой. |
П Л Работа с литературными источниками. |
|
1 |
32 |
В театре юного зрителя. |
К Р Л Просмотр и обсуждение спектакля. |
1 |
|
33 |
Я учусь писать стихи… |
К Л Р Творческая работа - создание видеоролика о работе детского объединения. |
1 |
|
34 |
Заключительное занятие - конкурс поэтического мастерства «Волшебное пёрышко». |
К Л Р Выразительное чтение стихотворений собственного сочинения. |
1 |
|
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности (2 год обучения)
Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени. Тематика литературных гостиных, викторин определяется с учётом потребностей участников клуба. Перечень универсальных учебных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы, отмечен цветовым обозначением в разделе «Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности»
№ |
Тема |
УУД. Вид деятельности. |
Количество часов |
|
практические |
теоретические |
|||
1 |
Вводное занятие. Мир поэзии. |
К Р Л Экскурсия в библиотеку. Диагностическая работа. |
1 |
|
2,3,4.5 |
Мой читательский дневник |
Р П Выразительное чтение стихотворений. Обзор прочитанной литературы. Обсуждение прочитанных произведений |
1 |
3 |
6 |
Практикум: «Определение стихотворного размера» |
К Р Анализ лирического произведения |
1 |
|
7 |
Я учусь писать стихи… |
К Р Л Творческая работа - создание индивидуальных сборников стихотворений |
|
1 |
8, 9 |
Литературная гостиная |
Творческая работа в группах с литературными источниками, подготовка сценария гостиной, проведение мероприятий |
1 |
1 |
10,11 |
Практикум: «Определение вида рифмы» |
К П Р Л Анализ лирического произведения |
1 |
1 |
12,13 |
Читательская конференция «Поэт Земли Омской» |
Л Р К Исследование и изучение краеведческого материала о творчестве Т. Белозёрова |
1 |
1 |
14,15 |
Литературная викторина |
П Р К Создание банка вопросов для литературной викторины, проведение викторины |
1 |
1 |
16 |
Литературная встреча поэтов в краеведческом музее |
П Л Р Исследование и изучение краеведческого материала |
|
1 |
17-20 |
Я учусь писать стихи… |
К Л Творческая работа - создание индивидуальных сборников стихотворений. Подготовка к проведению научно-практической конференции НОУ «Поиск» |
2 |
2 |
21,22, 23, 24 |
Практикум: «Изобразительно – выразительные средства» |
П К Л Р Анализ лирического произведения |
2 |
2 |
25 - 28 |
Литературная гостиная |
П К Л Р Творческая работа в группах с литературными источниками, подготовка сценария гостиной, проведение мероприятий |
2 |
2 |
31,32 |
В театре юного зрителя. |
К Р Л Просмотр и обсуждение спектакля |
|
2 |
33 |
Я учусь писать стихи… |
К Л Р Творческая работа - создание видеоролика о работе детского объединения |
1 |
|
34 |
Заключительное занятие - конкурс поэтического мастерства «Волшебное пёрышко». |
К Л Р Выразительное чтение стихотворений собственного сочинения |
1 |
|
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности (3 год обучения)
Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени. Тематика литературных гостиных, радиопередач определяется с учётом потребностей участников клуба. Перечень универсальных учебных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы, отмечен цветовым обозначением в учебно – тематическом планировании.
№ |
Тема |
УУД. Вид деятельности |
Количество часов |
|
практические |
теоретические |
|||
1 |
Вводное занятие. Мир детской литературы |
К Р Л Экскурсия в библиотеку. Диагностическая работа. |
1 |
|
2,3 |
Мой читательский дневник |
Р П Выразительное чтение стихотворений. Обзор прочитанной литературы. Обсуждение прочитанных произведений |
2 |
|
4- 9 |
Чтобы тебя слушали. «Инструменты» чтеца: дыхание, голос, дикция. |
К Р Практические упражнения для дыхания, дикции, голоса |
4 |
2 |
10,11 |
Я учусь писать стихи… |
К Р Л Творческая работа - создание индивидуальных стихотворений |
1 |
1 |
12- 14 |
Литературная гостиная |
Творческая работа в группах с литературными источниками, подготовка сценария гостиной, проведение мероприятий |
2 |
1 |
15 - 16 |
Учимся читать выразительно. Задача чтения, подтекст |
К П Р Л Чтение и анализ литературных произведений |
2 |
|
17- 20 |
Учимся читать выразительно. Интонация, паузы, темп, тон, логические (смысловые) ударения |
К П Р Анализ элементов интонации, практическая работа – составление партитуры текста |
2 |
2 |
20 - 23 |
Я учусь писать стихи… |
К Л Творческая работа - создание индивидуальных сборников стихотворений. Подготовка к проведению научно-практической конференции НОУ «Поиск» |
2 |
2 |
24 - 28 |
Литературная радиопередача. «Писатели – юбиляры», «Книги – юбиляры» |
К П Р Л Творческая работа в группах с литературными источниками, подготовка сценария радиопередачи о писателях –юбилярах, книгах – юбилярах. Эфир радиопередачи. |
2 |
3 |
29 - 33 |
Страницы литературной хрестоматии. |
К П Л Чтение детской литературы: А.П. Чехов «Мальчики», Б. Житков «Про обезьянку», Е. Шварц «Сказка о потерянном времени», М. Зощенко «Великие путешественники», В. Драгунский «Пожар во флигеле, или подвиг во льдах» |
5 |
|
34 |
Заключительное занятие - конкурс поэтического мастерства «Волшебное пёрышко». |
К Л Р Выразительное чтение стихотворений собственного сочинения |
1 |
|
Формы организации занятий:
-
занятие-спектакль;
-
занятие-праздник;
-
интегрированное занятие;
-
конференция;
-
устный журнал;
-
конкурсы;
-
литературные встречи;
-
литературная гостиная;
-
литературные игры.
Методы организации учебно – воспитательного процесса:
-
Словесные методы обучения: объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.
методы практической работы;
-
Метод наблюдения: запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, фото-, видеосъемка;
-
Исследовательские методы;
-
Методы проблемного обучения: эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.;
-
Метод игры: игры развивающие, познавательные, на развитие внимания, памяти, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра;
-
Наглядный метод обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии; демонстрационные материалы.
Предусматривается использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приемов.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСА «ВОЛШЕБНОЕ ПЕРЫШКО»
Материально - технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска, колонки, видеокамера. Для проведения занятий необходимо использование библиотечной литературы, интернет – источников, актового зала гимназии.
Список литературы, используемый для организации образовательного процесса.
-
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
-
Банчуков Р.В. Из опыта внеклассной работы по литературе. – М.: Просвещение, 1985.
-
Белобровцева И.З. Читаем поэзию вместе. Пособие для преподавателей. – М.: Интерпакс, 1994.
-
Пособие для педагогов дошкольных учреждений "Диагностика готовности ребенка к школе" / Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007
-
Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.
-
3. Туник Е.Е. Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления.
Издательство: СПб.: ИМАТОН, 1998
Список литературы, рекомендованный для детей и родителей.
1. Бугаева З.Н. Открой в себе гения. Развитие устной речи и дикции.- М.: «БАО – ПРЕСС», 2005.
2. Русские детские писатели ХХ века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»