Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Бумажные чудеса»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 39 «Ромашка»
(МАДОУ «Д/с № 39 «Ромашка»)
|
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Художественной направленности
«Бумажные чудеса»
Возраст обучающихся: 4 – 5 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель:
Старовойтова Ольга Игоревна,
воспитатель
г. Видное 2019г
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка
1. Направленность программы – художественная.
2. Актуальность программы и педагогическая целесообразность.
Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет бумажная пластика и оригами. В связи с этим, в МДОУ введены кружковые занятия по этому направлению, которые проводит воспитатель средней группы.
Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребенка в этом важнейшем для его развития деле, является – работа с бумагой.
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, бумажные салфетки, ватные диски и т.д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки.
Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Также данная программа предназначена и для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Оригами – традиционная техника складывания бумажных фигурок. Интерес к этой технике связан с уникальными возможностями влияния оригами на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия оригами способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремленности.
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка. Формирует культуру труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Создаются сюжетно-тематические композиции, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненные в технике аппликации.
3. Новизна программы.
Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Воспитание и обучение в кружке осуществляется «естественным путем», в процессе творческой работы.
Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели. Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими материала.
Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.
Программа включает в себя создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в различных техниках. На занятиях кроме овладения техниками работы с бумагой, дети углубляют свои познания об окружающем мире.
4. Цель и задачи программы.
Цель программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техник бумажная пластика и оригами.
Задачи программы:
1. Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги.
2. Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие создаваемого предмета, обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их создания.
3. Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в кружковой деятельности, а также поэтапное освоение детьми различных видов бумажной пластики и оригами.
4. Формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость.
5. Воспитывать у детей интерес к бумажной пластике и оригами.
6. Развивать творческие способности дошкольников.
7. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
8. Развивать навыки декоративного искусства.
9. Способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии.
5. Срок реализации и категория обучающихся.
Программа рассчитана на 9 месяцев (сентябрь-май). Общая продолжительность реализации программы составляет 72 занятия (36 часов). 1 час – 2 занятия в неделю.
Возраст обучающихся: 4 – 5 лет.
6. Форма обучения и режим занятий.
Занятия кружка проводятся 2 раз в неделю длительностью 20 минут во второй половине дня, по подгруппам. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).
7. Планируемые результаты.
В результате обучения по данной программе дети:
-
Научатся различным приемам работы с бумагой.
-
Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами.
-
Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
-
Будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
-
Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение.
-
Мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию.
-
Познакомятся с искусством оригами.
-
Овладеют навыками культуры труда.
Воспитанники будут знать:
1. Различные способы и приемы бумажной пластики и оригами: свертывание, скручивание, складывание; рваная бумага, мятая бумага, аппликация, конструирование из бумаги.
2. Особенности и различные виды бумаги: калька, картон, бумага для принтера, цветная бумага для ксерокса, рифленый картон, обёрточная бумага, обои.
3.Назначение бумаги и использование бумажных изделий в повседневной жизни.
Воспитанники будут уметь:
1. Выполнять различные манипуляции с бумагой: складывать, сворачивать, скручивать, свертывать, мять, рвать на нужные кусочки. Создавать аппликации. Использовать навыки декоративного конструирования, располагать элементы декорирования ритмично, соблюдая сочетаемость цветов и оттенков. Располагать элементы аппликации, используя всю площадь листа. Пользоваться клеем, кисточкой.
2. Ценить свой труд и труд другого человека. Бережно относиться книгам, картинам, предметам окружающего нас предметного мира. Заботиться о домашних животных. Сотрудничать с товарищами при создании коллективной работы.
3. Овладеют практическими навыками в использовании бумажных изделий в повседневной жизни.
8. Формы проведения итогов реализации программы кружка «Бумажные чудеса»:
- Составление альбомов работ.
- Проведение выставок детских работ.
II. Содержание учебного плана
Месяц |
Тема занятия |
Цель |
Дополнительное методическое обеспечение (оборудование, материалы) |
Количество часов, теория |
Количество часов, практика |
СЕНТЯБРЬ |
Волшебные свойства бумаги |
Познакомить детей со свойствами бумаги. Рассказать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки. |
Бумага различных видов, поделки из бумаги. |
0,5 |
0,5 |
Удивительная бумага |
Познакомить детей со свойствами плотной бумаги на примере картона, ее особенностями, использование и применение в детском творчестве. |
Картон, поделки из картона. |
0,5 |
0,5 |
|
Фантазии с листом бумаги |
Познакомить со способами использования разных видов бумаги применительно к разным фактурным поделкам. |
Картон, креп, бархатная бумага, гофрированный картон. |
0,5 |
0,5 |
|
Правила пользования материалами и инструментами |
Познакомить детей с правилами техники безопасности, рассказать о безопасном пользовании материалами и инструментами. |
Кисти, клей, ножницы, салфетки, бумага. |
0,5 |
0,5 |
|
ОКТЯБРЬ |
Цветы из двух крестиков |
Научить детей склеивать цветок из двух крестиков. |
Полоски бумаги разного цвета, цветы из двух крестиков, клей, кисти для клея, салфетки. |
|
0,5 |
Общие сведения об оригами |
Научить детей проговаривать свои действия, используя при этом специальную терминологию. Познакомить с такими терминами как, сторона квадрата, левый верхний угол, правый верхний угол, левый нижний угол, правый нижний угол. |
Квадраты из бумаги |
0,5 |
|
|
Осенние листочки |
Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к картону, создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «теплыми» цветами (желтый, оранжевый, красный). |
Альбомный лист с изображением дерева, цветная бумага (желтая, оранжевая, красная), клей, кисть, салфетки. |
|
0,5 |
|
Общие сведения об оригами |
Научить детей проговаривать свои действия, используя при этом специальную терминологию. Познакомить с такими терминами как, верхний угол, нижний угол, левый угол, правый угол, левая верхняя сторона, правая верхняя сторона, левая нижняя сторона, правая нижняя сторона. |
Квадраты из бумаги. |
0,5 |
|
|
Гирлянда из цветов |
Закрепить умение детей склеивать цветок из двух крестиков, составлять гирлянду из цветов. |
Полоски бумаги разного цвета, цветы из двух крестиков, |
|
0,5 |
|
Общие сведения об оригами |
Научить детей распознавать условные знаки, принятые в оригами (линия сгиба, перегнуть и разогнуть) |
Квадраты из бумаги. |
|
0,5 |
|
Ветка рябины |
Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. |
½ лист картона, бумажные салфетки красного цвета, клей, кисти, салфетки. |
|
0,5 |
|
Общие сведения об оригами Цветы из снежинок. |
Научить детей распознавать условные знаки, принятые в оригами (надрезать, отрезать) Познакомить детей с новым способом изготовления цветов. |
Квадраты из бумаги. Полоски бумаги разного цвета |
|
0,5 0,5 |
|
НОЯБРЬ |
Складывание листа бумаги пополам (точно соединяем стороны) |
Отработать с детьми самые простые прием складывания квадрата пополам. |
Квадраты из бумаги. |
|
0,5 |
Скрутите… |
Научить детей превращать бумагу в подзорную трубу, цилиндр. |
Листы бумаги, цветные карандаши, кораблик. |
|
0,5 |
|
Складывание листа бумаги по диагонали (точно соединяем углы) |
Отработать с детьми самые простые прием складывания квадрата по диагонали |
Квадраты из бумаги. |
|
0,5 |
|
Сверните… |
Научить скручивать из бумаги кулёчек, делать нос, рожки, цветок. |
Цветные листы бумаги, предметы из уголка ряженья. |
|
0,5 |
|
Повторение приемов складывания бумаги (пополам и по диагонали) |
Отработать с детьми самые простые прием складывания квадрата по диагонали и пополам. |
Квадраты из бумаги. |
|
0,5 |
|
Сложите… |
Изучить прием складывания бумаги. Сделать гармошку, бабочку. |
Цветные листы бумаги, клей, нитка, музыкальные инструменты: гармошка, барабан. |
|
0.5 |
|
Упражнение-складывание салфеток для сервировки обеденного стола |
Применение полученных навыков в повседневной жизни (сюжетно ролевая игра сервируем стол). |
Салфетки. |
|
0,5 |
|
Сомните…. |
Изготовление осьминога. |
Цветная бумага, рисунок осьминога. |
|
0,5 |
|
ДЕКАБРЬ |
Сказка квадратика |
Познакомить детей с поделками из бумаги. Закреплять виды сгибания, научить находить линию сгиба, угол, сторону. Закрепить знания о геометрических фигурах. Развивать воображение, находчивость |
Квадраты из бумаги |
|
0,5 |
Подарок для мамочки в виде сердечка на детской ладони. |
Знакомство с гофрированной бумагой и новой техникой «мятая бумага». |
Красная гофрированная бумага, заготовка детской ладони. |
|
0,5 |
|
Гусеница |
Научить детей мастерить гусеницу из пяти квадратов, склеенных между собой, загибать уголки к центру. Развивать внимание, мелкую моторику рук, умение аккуратно работать с клеем. |
По 5 квадратов на каждого ребёнка, клей, кисти для клея, салфетки. |
|
0,5 |
|
Жираф |
Создать из оторванных цветных кусочков жирафа. |
Кусочки цветной бумаги, оторванные от листов и подобранные по форме, мягкая игрушка – жираф. |
|
0,5 |
|
Листья |
Научить детей сгибать маленькие и большие углы, создавая образ листика, красиво располагать на листе. |
Квадраты из бумаги, белый картон. |
|
0,5 |
|
Пингвин |
Сделать аппликацию пингвина из кусочков рваной бумаги. |
Цветная бумага различного цвета, альбомный лист, клей, кисточки, карандаши, салфетки |
|
0,5 |
|
Яблоко |
Научить находить центр квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавая образ круга- яблока. |
Квадраты красного цвета. |
|
0,5 |
|
Подарок родителям к новому году |
Сделать аппликацию снеговика из ватных дисков. |
Ватные диски, цветная бумага, открытки. |
|
0,5 |
|
ЯНВАРЬ |
Ёлочка |
Закрепить умение складывать базовую форму треугольник. Располагать получившиеся треугольники друг за другом начиная с большего. Украсить праздничную ёлку цветными фонариками, приготовленные методом скручивания мягкой бумаги. |
Квадраты зелёного цвета, цветные салфетки. |
|
0,5 |
Снежинки |
Склеивание снежинок из полосок. |
Цветные полоски из плотной бумаги разного цвета, предметы ряженья к новогоднему празднику. |
|
0,5 |
|
Груша |
Научить находить центр квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавая образ прямоугольника-груши. |
Квадраты жёлтого цвета. |
|
0,5 |
|
Карнавальные очки |
Оформление и украшение карнавальных очков. |
Заготовки карнавальных масок, цветная бумага, вата. |
|
0,5 |
|
Гриб |
Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник. Чётко проглаживать линии сгиба. напомнить правила безопасного пользования ножницами. После объяснения предложить самостоятельно выполнить поделку – грибочка. |
Квадраты из бумаги, ножницы, клей, кисти для клея, салфетки. |
|
0,5 |
|
Сугробы, снег на деревьях (коллективная работа) |
Закреплять умения детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, аккуратно приклеивать на основу (на крону деревьев, на землю), пространственное освоение листа, развитие воображения. |
½ тонированного листа ватмана с изображением деревьев, листы белой бумаги, клей, салфетки. |
|
0,5 |
|
Письмо Карлсону |
Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат по диагонали. Сложить уголка квадрата к центру, создавая конверт. Складывая два угла к центру, получить форму «конфетки», положить её в конверт. |
Квадраты белого цвета, квадраты голубого цвета. |
|
0,5 |
|
Зайка беленький сидит |
Продолжать учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. |
½ тонированного альбомного листа, белая бумага, ватные диски, разрезанные на части, клей, кисти, салфетки. |
|
0,5 |
|
ФЕВРАЛЬ |
Аквариумные рыбки |
Закрепить умение детей складывать базовую форму треугольник, совмещать острые углы, аккуратно проглаживать линии сгиба. Вспомнить правила безопасного пользования ножницами. |
Квадраты из бумаги, ножницы. |
|
0,5 |
Снеговик |
Изготовление снеговика способом «Мятая бумага», знакомство с гофрированной бумагой. |
Цветная бумага, гофрированная бумага, игрушка снеговика, клей, снег. |
|
0,5 |
|
Кораблик |
Вспомнить получение базовой формы треугольник. Научить детей отгибать часть треугольника, тщательно проглаживая линию сгиба, выворачивать отогнутую часть наружу. Развивать внимание, художественный вкус при оформлении поделки. |
Квадраты белого цвета, цветные карандаши. |
|
0,5 |
|
Неваляшка, пирамидка |
Упражнять в умении детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера, приклеивать кусочки бумаги по контуру. |
½ альбомного листа, цветная бумага (красная, желтая, синяя, зеленая), клей, кисти, салфетка. Игрушки неваляшка, пирамидка. |
|
0,5 |
|
Закладка из конфеток |
Познакомить детей с формой конфетка, собрать и склеить закладку из «конфеток». Развивать воображение, творчество, самостоятельность, трудолюбие, мелкую моторику рук. |
Квадраты из бумаги |
|
0,5 |
|
Летят самолёты |
Закреплять умение составлять предмет из нескольких деталей разной формы и размера (прямоугольников, полосок). Аккуратно пользоваться клеем, намазывать всю форму. |
½ тонированного альбомного листа (в виде российского флага), заготовки самолетов из цветной бумаги (прямоугольники, полоски). |
|
0,5 |
|
Самолёт |
Совершенствовать навыки аккуратного сложения квадрата в треугольник, чётко проглаживать линии сгиба. Учить отгибать углы в противоположные стороны. |
Квадраты из бумаги |
|
0,5 |
|
Покормим птичек |
Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера, приклеивать кусочки бумаги к картону. |
Цветная коричневая бумага, ½ альбомного листа с контурным изображением птички, клей, салфетки. |
|
0,5 |
|
МАРТ |
Цветы из «конфеток» |
Вспомнить последовательность выполнения формы конфетка, стремится к самостоятельному выполнению. Закрепить название частей цветущего растения. Вызвать желание самостоятельно выполнить работу. Развивать целеустремлённость, воображение, художественный вкус. |
Квадраты из бумаги |
|
0,5 |
Гусеница |
Научить склеивать гусеницу из нескольких шариков одинакового размера. |
Несколько полосок одинакового размера для изготовления объемных фигур. |
|
0,5 |
|
Бабочка |
Закрепить умение складывать из квадрата треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Научить отгибать полученные противоположные углы в разные стороны. |
Квадраты из бумаги. |
|
0,5 |
|
Рыбка |
Закрепление навыков склеивания из полосок. |
Цветная бумага, полоски цветной бумаги разного цвета и размера, клей, ножницы. |
|
0,5 |
|
Лягушонок |
Научить детей складывать лягушонка: сложить из квадрата треугольник, загнуть острые углы навстречу друг другу, чтобы концы пересекались и эти же иголки отогнуть в противоположные стороны. |
Квадраты из бумаги зелёного цвета |
|
0,5 |
|
Цыплёнок |
Научить склеивать цыпленка из двух шариков одинакового размера. |
Полоски цветной желтой бумаги разного размера, клей. |
|
0,5 |
|
Кошка |
Учить складывать кошку на основе базовой формы треугольник, проглаживая линии сгиба. Учить отгибать углы. |
Квадраты оранжевого цвета. |
|
0,5 |
|
Цветы в подарок маме |
Учить детей создавать красивую композицию из цветов (букет) в смешанной технике: бумажная пластика + рванная бумага |
½ тонированного альбомного листа с контурным изображением веточки, салфетки желтого цвета, зеленая и красная цветная бумага, клей, кисти, салфетки. |
|
0,5 |
|
АПРЕЛЬ |
Щенок |
Закреплять умение складывать квадрат по диагонали, хорошо проглаживать сгиб. Отгибать один острый угол. Используя аппликацию, оформить мордочку щенка. |
Квадраты коричневого цвета, ножницы |
|
0,5 |
Бабочка |
Изготовление бабочки из мятой бумаги. |
Цветная бумага, клей, кисточка, лист бумаги, картинки с изображением лета, бабочек, сачок. |
|
0,5 |
|
Зайчик |
Научить детей складывать зайчика, используя форму треугольник, аккуратно пользоваться ножницами. |
Квадраты белой бумаги, ножницы, цветные карандаши. |
|
0,5 |
|
Разноцветный коврик |
Закрепить умение детей «правильно» рвать бумагу. Создать разноцветный коврик. |
Разноцветная цветная бумага. |
|
0,5 |
|
Цветик-семицветик |
Вспомнить последовательность выполнения базовой формы воздушный змей, стремится к самостоятельному выполнению. |
Квадраты из цветной бумаги. |
|
0,5 |
|
Космос |
Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный темный фон. |
Картон черного цвета, бумажные салфетки желтого и белого цвета, клей, салфетки. |
|
0,5 |
|
Веточка вербы |
Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек, отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. |
½ цветного картона желтого цвета бумажные салфетки, коричневая бумага, клей, салфетки. |
|
0,5 |
|
|
Звёздочка |
Вспомнить как складывается фигура «конфетка», изготовить 8 деталей из 2-4 цветов. |
Квадраты из цветной бумаги. |
|
0,5 |
МАЙ |
Звёздочка |
Из полученных на предыдущем занятии фигур «конфетки», склеиваем фигуру звезды на круглое основание. |
Круг из белой бумаги, клей, кисти для клея, салфетки |
|
0,5 |
Стрекоза |
Закрепить умение правильно сгибать цветную бумагу, срезая сразу два уголочка, аккуратно пользоваться ножницами и клеем. |
Разноцветная цветная бумага, заготовки элементов работы. |
|
0,5 |
|
Голубь |
С помощью квадрата, путем загибания углов к середине, в стороны. Создать фигуру голубя. |
Квадраты из бумаги |
|
0,5 |
|
Смотрит Солнышко в окошко |
Продолжать учить детей работать в смешанной технике: бумажная пластика + рванная бумага. |
Альбомный лист с изображением окна, желтые бумажные салфетки, бумага желтого цвета, клей, салфетки. |
|
0,5 |
|
Слон |
С помощью квадрата, путем загибания углов к середине, в стороны. Создать фигуру слона. |
Квадраты из бумаги. |
|
0,5 |
|
Божьи коровки |
Продолжать учить отрывать от листа бумаги кусочки, наклеивать на приготовленную картинку. |
½ зеленого цвета картона с контурным изображения Божьей коровки, цветная бумага красного и черного цвета, клей, салфетки. |
|
0,5 |
|
Одуванчики в траве (коллективная работа) |
Закреплять умения детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать заготовку частично, чтобы она получилась объёмной (листики). |
½ тонированного листа ватмана, заготовки для листиков из зеленой бумаги, бумага желтого цвета, клей, кисти, салфетки |
|
0,5 |
|
Итоговое занятие |
Оформить выставку детских работ. |
Детские работы. |
|
0,5 |
III. Формы контроля и оценочные материалы.
Освоение Рабочей программы «В стране оригами» не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестации детей. При её реализации оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики /мониторинга/.
Особенности проведения педагогического мониторинга:
Педагогический мониторинг осуществляется с целью определения динамики актуального индивидуального профиля развития ребёнка и используется при решении следующих задач:
-
индивидуализации образования / в т.ч. поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития/;
-
оптимизации работы с группой детей;
Педагогический мониторинг опирается на принципы поддержки специфики и разнообразия детства, а также уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. В связи с этим педагогический мониторинг:
-
не содержит каких-либо оценок развития ребёнка, связанных с фиксацией образовательных достижений;
-
позволяет фиксировать актуальный индивидуальный профиль развития дошкольника и оценивать его динамику;
-
учитывает зону ближайшего развития ребёнка по каждому из направлений;
-
позволяет рассматривать весь период развития ребёнка от рождения до школы как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника.
IV. Организационно-педагогические условия реализации программы.
Форма проведения занятий: занятия в кружке проводятся в интегрированной форме, совместная деятельность, индивидуальная работа.
Методы и приёмы: наглядный, практический, словесный, метод сенсорного насыщения и эстетического выбора, поисковых, игровых и творческих ситуаций.
Средства: художественный и бросовый материал, изобразительные инструменты, технические средства, ИКТ.
Выбор тем занятий в программе зависит от принципов построения и реализации программы:
-
Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
-
Принцип систематичности и последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
-
Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
-
Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
-
Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
-
Принцип возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
Методы, используемые на занятиях кружка:
-
Беседа, рассказ, сказка, загадывание загадок.
-
Рассматривание иллюстраций.
-
Показ образца выполнения последовательности работы.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. «Театрализованная деятельность». Создание подарков для сказочных героев, персонажей, масок и предметов ряженья для драматизации.
2. «Физическая культура». Использование поделок в оформлении к праздникам, развлечениям.
3. «Музыкальное воспитание». Использование поделок в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
4. «Развитие речи». Использование на занятиях художественного слова, создание поделок к сказкам, потешкам, стихотворениям.
5. «Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.
6. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, имеющими связь с темой занятия, учатся сочетать цвета по тону и оттенкам.
Решение образовательных задач Рабочей программы осуществляется в игровой деятельности детей. Игра является одновременно ведущей деятельностью детей и основной формой образовательной работы с дошкольниками.
Одной из основных образовательных задач Рабочей программы является индивидуализация образовательного процесса. В целях ее обеспечения особое внимание в Рабочей программе уделяется:
-
поддержке интересов ребёнка со стороны взрослых, поощрению вопросов, инициативы и самостоятельности детей в различных культурных практиках;
-
ознакомлению родителей с задачами индивидуального развития детей, методами, средствами и формами их реализации; согласование с ними маршрутов индивидуального развития ребёнка; учет конструктивных пожеланий родителей «во благо» ребёнка.
-
Афонькин С. Ю. Игры с бумагой для самых маленьких. - Издательство: «Питер», 2013
-
Выгонов В.В. Оригами для самых маленьких. Сложные модели. – Издательство: «Экзамен», 2016.
-
Дегтева В.Н. Оригами с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.1.
-
Смородкина О.Г. Оригами. - М.: Астрель, СПб.: Сова, 2011.
-
Соколова С.В. Оригами для самых маленьких. - Издательство: Детство-Пресс, 2016 г
-
Тарабарина Т.И. Оригами для начинающих. - Издательство: "Академия развития" , 2007
-
Черенкова Е.Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей. – Рипол Клссик, 2006.
Первоисточники:
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-синтез, 2011.
Интернет – источники:
nsportal.ru›vasileva-lyudmila-sergeevna
Приложение
Техника безопасности работы с бумагой и особенности используемого материала
При работе с бумагой понадобятся ножницы, клей, кисточка; всё это надо аккуратно хранить, не размахивать ножницами, не играть ими, потому что ножницы – это режущий предмет и обращаться с ними надо осторожно.
Техника безопасности при работе с ножницами:
-
Пользуйся ножницами с закругленными концами.
-
Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.
-
При работе внимательно следи за направлением реза.
-
Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
-
Не держи ножницы лезвиями вверх.
-
Не оставляй ножницы с открытыми лезвиями.
-
Не режь ножницами на ходу.
-
Не подходи к товарищу во время работы.
-
Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.
Техника безопасности при работе с клеем:
-
Клей выдавливать маленькими порциями.
-
Пользоваться салфеткой и кисточкой.
-
При попадании в глаза или на одежду смыть большим количеством воды.
-
Кисти выбирать в зависимости от склеиваемой поверхности. Во время работы нужно класть кисть на горизонтальную подставку, а после работы – промыть водой и протереть.
-
Для склеивания лучше применять мучной клей, хорош и ПВА, но его следует немного разбавить водой. Фигуры намазывают клеем на подстилке – картоне, газете, салфетке.
Особенности работы с бумагой:
-
линия среза должна быть чёткой, без зазубрин (это происходит, если тупые ножницы);
-
прямые линии удобнее вырезать ножницами с прямыми концами;
-
отрезайте бумагу по прямой линии, опускайте ей вниз, одновременно продвигая ножницы вверх;
-
при вырезании округлых и других форм ножницы в правой руке остаются почти неподвижными, а бумага направляется правой рукой по намеченным линиям;
-
очень мелкие детали и отверстия в бумаге вырезайте небольшими ножницами. Для этого сначала сделайте небольшой надрез, а затем вырезайте середину; - при работе с бумагой заботьтесь об экономии её расходования.
-
После работы все обрезки бумаги собрать и сложить в коробочку – для экономии бумаги.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»