Программа по проф.обучению Декоративно прикладное творчество.В спец.школе
Рабочая программа по Декоративно-прикладному творчеству. Ширяева О.Г
Рабочая программа
по Декоративно- прикладному творчеству
для 5, 6, 7, 8, 9 классов
на 20..-20..учебный год
учитель: О.Г.Ширяева
Структура рабочей программы
по «Декоративно прикладному творчеству»
предусматривает следующие разделы:
Ӏ.Целевой
1.Пояснительная записка.
ӀӀ.Содержательный
2.Общая характеристика учебного предмета.
3.Описание места учебного предмета, в учебном плане.
4.Личностные, предметные результаты освоения предмета.
5.Содержание учебного предмета.
6.Тематическое планирование.
ӀӀӀ.Организационный
7.Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности.
8.Основные требования, к знаниям и умениям обучающихся.
Ӏ.Целевой.
|
|
Учебная рабочая программа «Декоративно- прикладное творчество» составлена на основе программы Ручной труд (ФГОС АОП), предназначена для работы с учениками среднего школьного возраста, построена с учётом специфики усвоения материала детьми, испытывающими трудности в обучении и воспитании.
Программа разработана на основании нормативно-правовых документов:
- Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Социально — бытовая ориентировка» авторы: С.А.Казакова, В.В.Воронкова ). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2011. – сб.1;
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный и 1-4 классы под редакцией: В.В.Воронковой: - М.: «Просвещение», 2010г.
- «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья» от 12.03.1997 г. № 288 (в редакциях постановлений Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288, от 10.03.2000 г. № 212, от 23.12.2002 г. № 919, от 01.02.2005 г. № 49);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.1997 г. №48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»;
-Программа соответствует Учебному плану школы, Сан Пину 2.4.2821 «Санитарно – эпидемиологического требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», Постановление Главного Санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. №03-600 (зарегистрирован Мин.Остом России 03.03.2011г. №22290)
-СанПиН (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16 марта 2011 г. N 19993 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10"),
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07. 15СанПиН 2.4.2.3286-15"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (вместе с "Сан.ПиН. 2.4.2.3286-15.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. ")(Зарегистрировано в Минюсте России14.08.2015 N 38528).
-Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы. авт- сост. Л. В. Горнова и др. -Волгоград: Учитель, 2008г.
-Декоративно – прикладное творчество. Программы 5-9 класс.авт,-сост,О.Я.Воробьева-Волгоград:Учитель,2009г.
При составлении программы учитывались особенности психического (неустойчивое внимание, малый объем памяти ,особенность мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения, слабо развитые навыки чтения, устной и письменной речи) и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (моторные навыки). Процесс обучения носит коррекционно–развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков, пробелов в знаниях предусматривает неоднократное повторение и закрепление учебного материала различными методами и способами. Программа опирается на субъективный опыт учеников и связь с социальной реальностью, имеет практическую художественно эстетическую направленность.
Цель: Всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) старшего школьного возраста в процессе формирования их трудовой культуры. Создание условий для творческого развития детей с ОВЗ посредством знакомства с разными видами рукоделия. Способствовать жизненному самоопределению учащихся.
Задачи:
Образовательная.
-обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
-расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;
-расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
-ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;
- ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;
-познакомить учащихся с историей и современными направлениями декоративно прикладного искусства.
-научить детей владеть различными техниками работы.
-научить владеть ручными инструментами и приспособлениями необходимыми в работе.
-формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности;
-Формировать художественный вкус, эстетический вкус, цветовую гармонию.
-совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
Корригирующая.
- коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
- коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
-коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений;
-формировать творчески активную и ответственную личность;
-формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого отношения к общечеловеческим ценностям;
-развивать внимание, мышление, воображение, мелкую моторику рук;
Воспитательная.
- развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.); ― развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
-формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;
-формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности.
-способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
-воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности, способствовать социальной адаптации детей к общественной жизни.
ӀӀ.Содержательный.
2.Общая характеристика учебного предмета
«Декоративно прикладное творчество».
Ручной труд-это самое важное образовательное средство способное повысить интеллектуальную деятельность школьника. Дает возможность творческого самовыражения. Ремесло - это мастерство, или требующая специальных навыков работа по изготовлению каких-либо. изделий ручным способом. В то же время детям с ограниченными возможностями развития просто необходимо развивать трудовые навыки для дальнейшей адаптации и социализации в обществе.
Содержание программы предполагает приобщение учеников к национальным традициям и культуре своей страны средствами ручного туда. Развивает воображение у детей с ограниченными возможностями здоровья, повышает учебную мотивацию, самооценку у учеников.
Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — «украшаю») — широкий раздел художественного творчества, который охватывает различные отрасли профессиональной деятельности, направленной на создание изделий, тем или иным образом совмещающих утилитарную и художественную функции. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное.
В процессе обучения дети знакомятся с разнообразными трудовыми техниками (аппликация, вышивка, лепка, плетение, декорирование) .Обучение осуществляется дифференцированно, так как все дети в классе отличаются друг от друга по уровню психологического развития и способностям, в зависимости от этого подбирается уровень сложности выполнения работ.
В программе предусмотрено изучение следующих видов декоративно прикладного искусства:
Аппликация - способ получения изображения; техника декоративно-прикладного искусства.
Вышивание - искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, до тончайших материй : батиста, кисеи, газа, тюля и прочее. Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы.
Шитьё - создание на материале стежков и швов при помощи иглы и ниток, лески и тому подобном. Шитьё одно из древнейших технологий производства, возникшее ещё в каменном веке.
Цветоделие -изготовление женских украшений из ткани в виде цветов.
Плетение -способ изготовления более жёстких конструкций и материалов из менее прочных материалов: нитей, растительных стеблей, волокон, коры, прутьев, корней и другого подобного мягкого сырья.
Роспись – различные виды росписи, как русский народный художественный промысел.
Изготовление из природных материалов изделий, декорирование природным материалом.
Программа способна воздействовать на психические процессы ребенка воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению.
3.Описание места учебного предмета, в учебном плане.
Образовательная область « Технология» является одной из важнейшей в учебном плане и представлена предметом «Ручной труд». Главной задачей трудового обучения является формирование потребности в труде, положительной мотивации к трудовой деятельности. «Декоративно- прикладное творчество» имеет первостепенное значение в коррекции моторных навыков и в развитии пространственной ориентировки.(АОП)
4.Личностные, предметные результаты освоения предмета.
Личностные результаты (АОП):
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
-Обучающийся знает знаменательные для Отечества исторические события.
-Осознание своей этнической и культурной принадлежности.
-Любит родной край, осознает свою национальность.
-Знает и с уважением относится к Государственным символам России.
-Сопереживает радостям и бедам своего народа и проявляет эти чувства в добрых поступках.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
-Обучающийся с уважением относится к разнообразию народных традиций, культур, религий.
-Выстраивает отношения, общение со сверстниками несмотря на национальную принадлежность, на основе общекультурных принципов.
-Уважает историю и культуру других народов и стран, не допускает их оскорбления, высмеивания.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
-Обучающийся уважает культуру и традиции народов России и мира.
-Умеет выслушать иное мнение, уважительно относится к иному мнению.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении
-Обучающийся умеет адекватно оценивать свои возможности и силы (различает «что я хочу» и «что я могу»).
-Может обратиться к взрослому за помощью и сформулировать просьбу точно описать возникшую проблему.
-Осваивает навыки самообслуживания.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
-Обучающийся умеет выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе, в коллективах групп продлённого дня, дополнительного образования.
-Умеет вести в любых проблемных ситуациях.
-Принимает и осваивает социальную роль обучающегося.
Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
-Знает правила поведения в школе, права и обязанности ученика.
-Понимает предназначения окружающих в быту предметов и вещей.
-Умеет ориентироваться в пространстве школы, расписании.
-Стремится участвовать в повседневной жизни класса, мероприятиях класса и школы.
Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.
-Обучающийся знает правила коммуникации.
-Умеет инициировать и поддерживать коммуникацию с взрослыми.
-Умеет применять адекватные способы поведения в разных ситуация.
-Владеет культурными формами выражения своих чувств.
-Умеет обращаться за помощью.
-Способен инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно пространственной организации.
-Обучающийся владеет адекватным бытовым поведением с точки зрения опасности/безопасности для себя.
-Имеет адекватные навыки бытового поведения с точки зрения сохранности окружающей предметной и природной среды.
-Умеет использовать вещи в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером ситуации.
-Умеет накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве.
-Развивает любознательность и наблюдательность, умеет задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
-Обучающийся знает правила поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного возраста и статуса.
-Умеет адекватно использовать принятые социальные ритуалы.
-Вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом близостью и социальным статусом собеседника.
-Умеет корректно привлечь к себе внимание.
-Умеет отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и др.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности.
-Обучающийся воспринимает важность учебы, проявляет любознательность и интерес к новом.
-Ориентируется на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания.
-Обучающийся активно участвует в процессе обучения.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
-Обучающийся умеет сотрудничать со взрослыми в разных социальных ситуация с соблюдением в повседневной жизни норм речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова).
-Участвует в коллективной и групповой работе сверстников, с соблюдением в повседневной жизни норм коммуникации.
-Умеет в ситуации конфликта найти путь ненасильственного преодоления.
-Учитывает другое мнение в совместной работе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
-Обучающийся умеет различать «красивое» и «некрасивое», ощущает потребность в «прекрасном», которое выражается в удержании критерия «красиво» (эстетично), в отношениях к людям, к результатам труда;
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
-Обучающийся понимает ценности нравственных норм, умеет соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей.
-Проявляет доброжелательность в отношении к другим, эмоциональную отзывчивость и сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников, к событиям в классе, в стране.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
-Обучающийся ориентирован на здоровый и безопасный образ жизни, соблюдает режим дня.
-Участвует в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
-Занимается творческим трудом или спортом.
-Проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда.
Предметные результаты освоения АООП «Декоративно- прикладное творчество» (Ручной труд ФГОС в АОП)
-Знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
-Знание видов трудовых работ; знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
-Знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
-Знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;
-Знать и уметь составлять технологическую карту.
-Анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей;
-Составление стандартного плана работы по пунктам;
-Владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
-Использование в работе доступных материалов (пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом; древесиной,
выполнение несложного ремонта одежды.
-Знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
-Знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
-Знание видов художественных ремесел;
-Нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
-Знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ; осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
-Отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
-Экономное расходование материалов;
-Использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
-Осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
-Оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
-Установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;
-Выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.
5.Содержание учебного предмета
«Декоративно- прикладное творчество».
Структуру программы составляют следующие обязательные содержательные линии, вне зависимости от выбора общеобразовательной организацией того или иного профиля обучения.
Материалы, используемые в трудовой деятельности. (ФГОС приказ1599.)
Технологии Ручной труд 1) умения работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом и т.д.), выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств; 2) владение некоторьми технологическими приемами ручной обработки материалов; 3) сформированность организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.); 4) использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач. Профильный труд 1) владение умениями на уровне квалификационных требований к определенной профессии, применение сформированных умений для решения учебных и практических задач; 2) знание правил поведения в ситуациях профессиональной деятельности и продуктивность межличностного взаимодействия в процессе реализации задания; 3) знание технологической карты и умение следовать ей при выполнении заданий; 4) знание правил техники безопасности и их применение в учебных и жизненных ситуациях. |
Технологии Профильный труд 1) овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия: интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами трудовой деятельности (керамикой, батиком, печатью, ткачеством, растениеводством, деревообработкой и другими); умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания; умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности; умение соблюдать технологические процессы, например: выращивание и уход за растениями, при изготовлении изделий из бумаги, дерева, ткани, глины и другие, с учетом особенностей региона; умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда. 2) обогащение положительного опыта и установка на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким: потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким. |
Срок реализации
класс |
Часов в неделю |
Часов в год |
5 |
6 |
204 |
6 |
6 |
204 |
7 |
8 |
272 |
8 |
9 |
306 |
9 |
10 |
340 |
6.Тематическое планирование.
№п/п |
Содержание раздела |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Введение |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
2 |
Работа с природным материалом, декорирование готовых изделий. |
|
|
|
|
|
3 |
Работа с бумагой и картоном, декорирование готовых изделий. |
|
|
|
|
|
4 |
Работа с текстильным материалом (нитки, ткань, вышивание) декорирование готовых изделий. |
|
|
|
|
|
|
Работа с проволокой, плетение. Плетение бисером. |
|
|
|
|
|
|
итого |
204 |
204 |
272 |
306 |
340 |
ӀӀӀ.Организационный.
Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности. Перечень основных материалов используемых в трудовой деятельности, их основные свойства. Происхождение материалов (природные, производимые промышленностью и проч.).
Материалы, используемые в трудовой деятельности.
1.Введение.
2.Работа с природным материалом. Декорирование готовых изделий.
Природные материалы растительного происхождения:
Пеньки маленькие, кора деревьев, корни деревьев, шишки, лист рогоза, семена деревьев, семена цветов, семена растений, различные крупы, засушенные листья. Шпагат, мешковина, засушенные травы, колосья, шишки, древесные грибы,
Природные материалы животного происхождения: яичная скорлупа, перья птиц, пух, кожа.
Природные материалы минерального происхождения: камни, песок, ракушки,соль.
Акриловые краски, гуашь для окрашивания семян.Лак.
3.Работа с бумагой и картоном.
Бумага различной плотности свойства и назначения ( рисовальная, цветная разной плотности, картон разной плотности, бархатная бумага, бумага салфеточная разных цветов,бархатная,оберточная,мелованная,металлизированная,обойная,перфарированная,шагреновая,гафрированная).Разлиные материалы для декорирования (бусинки,бисер,пойетки).
4.Работа с текстильным материалом (нитки, ткань, вышивание. Декорирование готовых изделий.
Лоскуты, хлопчатобумажные ткани, драповая ткань, техническая ткань, атлас, бархат, габардин, замша, гипюр, ткань канва различных номеров, ткань холст, тесьма, нитки швейные, нитки вышивальные мулине , нитки вязальные ирис, штопальные нитки, шерстяные нитки разных цветов, ленты, кружева, пуговицы, бисер, тесьма с орнаментом.
5. Работа с проволокой, плетение. Плетение бисером.
Проволока различных размеров, которая легко гнется и держит форму. проволока №28,тонкая и толстая флористическая проволока Нитки шерстяные различных цветов, швейные нитки разных номеров, тычинки. Бисер стеклянный, акриловый, разных форм и размеров. Оберточная бумага.
Инструменты и оборудование:
Простейшие инструменты ручного труда, приспособления, станки и проч. Устройство, наладка, подготовка к работе инструментов и оборудования, ремонт, хранение инструмента. Свойства инструмента и оборудования ― качество и производительность труда.
1.Введение.
1.Работа с природным материалом. Декорирование готовых изделий.
Тисочки маленькие настольные (желательно иметь еще и ручные);ножовки по дереву (маленькая с мелкими зубьями), нож перочинный, маленькая ручная электродрель и набор сверл; клеевой пистолет и стержни к нему, клей ПВА, кисть для клея, шило обычное и шило изогнутое; пассатижи (плоскогубцы) и кусачки; пинцет; циркуль; иглы разных размеров. Клей столярный, ПВА или «Момент»; лак; кисточки разных номеров для красок; краски: гуашь, темпера, акварельные; анилиновые красители (для ткани); белила цинковые; речной песок (мелкий, просеянный);проволока из различных материалов разной толщины; фанера толщиной от 2 до 6 мм; картон тонкий и толстый; бумага цветная (лучше глянцевая), бумага белая (писчая), ватман; нитки суровые; изолента, скотч; карандаши простые средней твердости и фломастеры; линейки и угольники; скрепки канцелярские (большие и маленькие); прищепки бельевые деревянные.
2.Работа с бумагой и картоном. Декорирование готовых изделий.
Клей карандаш, клей ПВА, кисть для клея, ножницы, металлические линейки 15см и 30см, циркуль, шаблоны.
3.Работа с текстильным материалом (нитки, ткань, вышивание) Декорирование готовых изделий.
Ножницы, иглы для вышивки, иглы для бисера, пальца разных размеров, наперстки, игольницы, ручные ножницы для вышивки, персональные контейнеры для мелкого ручного труда, клеевой пистолет. Пяльцы круглые, квадратные.
5. Работа с проволокой, плетение. Плетение бисером.
Планочки, тонкие резинки, вязальные спицы, резиновые ограничители. Ножницы, кусачки, игла с большим ушком, вязальный крючок, линейка. Кусачки для проволоки, узкие и тонкие плоскогубцы с округленными концами, флористическая липкая лента, зажимы, цепочки.
Общее материальное оснащение для программы
Декоративно-прикладное творчество:
На одного ребенка:
-Ручная дрель;
-Настольные тески;
-Перочинный нож;
- Клеевой пистолет, клей ПВА, кисть для клея, клей карандаш;
-Шило, ножницы канцелярские, ручные ножницы для вышивки;
-Металлические линейки 15см и 30см;
-Плоскогубцы, круглогубцы, кусачки, циркуль;
-Иглы для вышивки с удлиненным ушком разного размера, иглы для бисера, игольницы, наперстки, пальцы круглые, квадратные, пяльцы рама;
-Вязальные спицы толстые, вязальный крючок;
-Проволоки разных размеров№2-6;
- Флористическая липкая лента, зажимы, цепочки, прищепки;
-Нитки вышивальные, вязальные, штопальные, шпагат;
-Бумага различной плотности и назначения;
-Бисер стеклянный и пластиковый. Бусины различных номеров, пуговицы;
-Ткань: Лоскуты, хлопчатобумажные ткани, драповая ткань, техническая ткань, атлас, бархат, габардин, замша, гипюр, ткань канва различных номеров, ткань холст, тесьма;
-Персональные контейнеры для мелкого ручного труда;
-Органайзеры для хранения материала и заготовок;
-Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, яхтовый лак;
-Кисть для покрытия лаком готовых изделий;
-Тряпочки для вытирания рук, лист или клеенка;
-Клеенка на парту;
-Коробочки для мелкого мусора;
-Карандаш графитный ТМ, ручка шариковая, фломастеры.
Оснащение класса:
-Парты, стулья. Стол для коллективной работы.
-Доска, интерактивная доска, ноутбук, принтер.
-Сетка для выставки готовых работ, стол для выставочных работ.
-Утюг, гладилка.
-Тематические стенды.
Технологии применяемые при изучении предмета:
Предметы профильного труда; основные профессиональные операции и действия; технологические карты. Выполнение отдельных трудовых операций и изготовление стандартных изделий под руководством педагога. Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний.
Развивающие обучение.
Развивающее обучение -это обучение, направленное на развитие личности учащегося, активности и самостоятельности в добывании знаний и умений. Учитель вместе с учениками участвует в формулировании теоретических положений, гипотез, версий, в обобщении при рассмотрении отдельных фактов в контексте общей картины событий или процессов. В развивающем обучении ученик — полноценный субъект деятельности. Чрезвычайно важна мотивация деятельности ученика-субъекта.
При работе с детьми с ОВЗ учитель направляет и организует деятельность ребенка. Технологии развивающего обучения подразделяются на группы,
инициирующие в качестве основы мотивации различные потребности, способности и другие качества личности:
-технологии, опирающиеся на познавательный интерес.
-технологии, основанные на потребности самосовершенствования— технологии, опирающиеся на индивидуальный опыт личности
-технологии, направленные на развитие творческих потребностей .
1.Технология разноуровневого обучения.
При организации уроков по ремеслу учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка. Необходимо создать комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности обучающихся, которые позволят развивать мышление, самостоятельность детей. Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого обучающегося. Особенно актуальна она в специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением интеллектуального развития. Цель данной технологии состоит в том, чтобы все обучающиеся овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития.
2.Обучение в сотрудничестве.
Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок. В концессии образования РФ сотрудничество трактуется как идея совместной развивающий деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатом этой деятельности.
Важнейшее место занимают отношения ― учитель-ученик. Педагогика сотрудничества красной нитью проходит через все технологии, так как в центре стоит ученик - личность.
3.Технология проблемного обучения.
Это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых знаний.
4.Игровая технология.
Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса обучающихся. На таких уроках складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого.
5.Здоровьесберегающая технология.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. Использование данной технологии в коррекционной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.
6.Коррекционно-развивающие технологии - это технологии, которые направлены на развитие или коррекцию какой-либо психической деятельности.
7.Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучающемуся, средством осуществления которых является компьютер.
8.Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании – это совокупность методов, устройств и процессов, используемых для сбора, обработки и распространения информации и использования их в образовательном процессе. Под информационными и коммуникационными технологиями предлагается понимать комплекс объектов, действий и правил, связанных с подготовкой, переработкой и доставкой информации при персональной, массовой и производственной коммуникации, а также все технологии и отрасли, интегрально обеспечивающие перечисленные процессы.
Основные методы и приемы работы по программе:
-объяснительно – иллюстративные ( демонстрация поделок, иллюстрации, ИКТ, ТСО);
- репродуктивные (работа по образцам и шаблонам) ;
- частично-поисковых (выполнение вариативных заданий);
-творческие (творческие задания, эскизы, проекты,);
-исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а так же других
материалов для работы в объёме) ;
- подбор и систематизацию практических заданий разного содержания, которые имеют общие черты и сходные приемы обработки поделочных материалов;
- подбор доступных для работы поделочных материалов;
- подача учебного материала малыми порциями;
- совместная работа педагога и ребенка;
- экскурсии, наблюдения.
Для обеспечения развития детей, занятия включают в себя следующие виды деятельности:
-
Изложение нового учебного материала, введение новых практических способов практической деятельности.
-
Все занятия комплексные.
-
Самостоятельная творческая деятельность детей.
-
Обсуждение работ с детьми и выбор лучших работ.
-
Единство эстетического начала и практики детей на материале народного творчества.
Этапы проведения занятий.
1.Организационный момент.
2. Постановка учебной задачи.
3. Вступительное слово с учетом опытов и наблюдений.
4. Анализ изделия и выбор способа его изготовления.
5. Объяснение и показ приемов работы.
6. Практическая работа детей.
7. Проверка работ.
8. Обязательная выставка каждых работ. Выбор детьми лучших работ.
9.Подведение итогов. Оценка.
10. Уборка рабочих мест.
Формы работы.
В основном комбинированные занятия.
Практические занятия.
Беседы, классные чтения.
Работа с природным и техническим материалом.
Наблюдения, мини путешествия, экскурсии.
Тематические праздники и вечера, классные часы.
Игры, конкурсы, дидактические игры, соревнования, сюжетно – ролевые игры.
Знакомство и изучение наглядного материала с использование ТСО, использование ИКТ.
Выставки работ.
Формы контроля.
Творческие выставки
Творческие задания.
Проверка и оценка работ детей.
Проведение отчетных выставок лучших работ.
Этика и эстетика труда:
Правила использования инструментов и материалов, запреты и ограничения. Инструкции по технике безопасности(ФГОС АОП)
При оценке знаний, умений и навыков учащихся учитываются индивидуальные особенности в интеллектуальном развитии ученика, состоянии эмоционально-волевой сферы. Ученикам с низким уровнем интеллектуального развития предлагается более легкий вариант заданий. Следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).
«5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы.
«4» - выставляется ученику за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении работы.
«3 » - выставляется, ученику за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя.
«2» - выставляется, ученику за грубые неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя.
«1 » - выставляется, ученику за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и корректировка со стороны учителя невозможна.
8.Основные требования к знаниям и умениям
обучающихся по предмету «Декоративно прикладное творчество».
В конце года дети должны знать.
-Знать культурное наследие своей страны.
-Знать техники творческой деятельности (аппликация, аппликация из пластилина ,вырезание, декупаж, коллаж, лепка, плетение, оригами, рисование, роспись, торцевание салфетками, шитье, вышивание лентам, способы и техники вышивания нитками, изготовление макета, флористика, декорирование природными и техническими материалами кожей, шпагатом, бечевкой.
-Знать свойства и способы обработки природных и искусственных материалов.
-Знать что такое рисунок, живопись. Узор, палитра.
-Знать историю возникновения народного творчества.
-Знать некоторые виды народного творчества (плетение, вышивка, народная кукла).
-Правила безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами, с клеем, красками и кистями.
-Название и назначение различных материалов (различные виды бумаги, а так же различные художественные материалы и их использование, разнообразие нитей).
-Название и назначение ручных инструментов (ножницы, линейка, кисточка для клея и красок, и т.д.)
-Знать свойства природных материалов.
-Знать свойства металлических материалов.
-Знать способы обработки природных и искусственных материалов.
-Знать основные виды вышивки.
-Знать основные способы плетения.
В конце года дети должны уметь.
-Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены. Организовать рабочее место и поддерживать на нём порядок во время работы.
-Экономно размечать материал с помощью шаблонов и по образцу.
-Уметь правильно подготовить материалы и инструменты к работе и экономично использовать любые материалы. Бережно относиться к инструментам.
-Резать бумагу, ткань, кожу ножницами и выполнять надрезы.
-Уметь. Пользоваться различными инструментами и приспособлениями.
-Уметь составить композицию (на плоскости и в объёме).
-Уметь читать простейшие чертежи.
-Уметь выполнять плоскостные и объемные аппликации по шаблону.
-Уметь доводить свою работу до конца.
-Уметь выбирать лучшие работы, делать анализ других работ.
- Уметь убирать свое рабочие место.
-Уметь работать с природными, искусственными материалами.
-Уметь правильно заготавливать природные и искусственные материалы.
-Уметь правильно обрабатывать природные и искусственные материалы.
-Уметь выбирать правильно материал для поделки.
-Уметь пользоваться инструментами. (Ножницы, линейка, шаблоны и т.д.)
-Уметь читать простейшие чертежи.
-Уметь выполнять плоскостные и объемные аппликации по шаблону.
-Уметь придумывать различные узоры для оформления своих работ.
-Уметь доводить свою работу до конца. убирать свое рабочие мест
-Уметь выбирать лучшие работы.
-Осуществлять контрольные действия самостоятельно на глаз, с помощью мерочки и линейки.
- Уметь составлять по образцам схемы рисунка в полосе на листе бумаги в клетку.
- Уметь переносить рисунок на ткань и выполнять вышивку в полосе.
-Уметь декорировать готовое изделие подлучными материалами.
Список
литературы:
Список рекомендуемой литературы для педагога:
-
Белецкая Л.Б. Флористика/Л.Б. Белецкая, К.А. Боброва, - М.: АСТ; Донецк: сталкер, 2005 г.
-
Бондарева. Н.А. Кубанские народные ремесла. Армавир 2003 год.
-
Богатеева З.А. Аппликация по мотивам народного орнамента. М; Просвещение 1982 год.
-
Воронов В.А. Энциклопедия прикладного творчества. - М., 2000 г.
-
Все для дома своими руками. Москва: Ридерз Дайджест,2000г.
-
Геронимус Т.М. трудовое обучение. Школа мастеров. Программа.
-
Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. - М.:Просвещение, 1991 г.
-
Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. Методическое пособие. - СП б.:«Детство - ПРЕСС», 2002 г.
-
Искусство составления букетов: Великолепные букеты из цветов. Аранжировка,флористика, икебана./Сост. Витвицкая М.Э., - М.: Лада: РИПОЛ классик.2004 г.
-
Козлина А.В. Уроки ручного труда. Москва 2005 год.
-
Конева Г.М. Поделки из бумаги. - Санкт - Петербург: КРИСТАЛЛ, 2002 г.
-
Левина М.С. 365 кукол со всего света. М.: Рольф, 2000 г.
-
Лепим из соленого теста: Украшения. Сувениры. Поделки. Панно. Декор. - М.: Эксмо, 2005 г.
-
Максимук А.М. Предметы интерьера, сувениры и украшения из природных материалов./ А.М. Максимук. - Ростов н/Д: Феникс, 2005 г.
-
Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Ярославль, 1998 г.
-
Праздничные открытки/ Е.А. Румянцева. - М.: Ай рис - пресс, 2005 г.
-
Руднянская Е.И. Экскурсии в природу по Югу России. Учитель 2007.
-
Руделл Джеффри «Цветы и букеты из бумаги.Белгород 2014г.
-
Силаева. Соленое тесто. М; ЭКСМО 2004 год.
-
Солод Людмила «Искусство составлять цветочные картины.Москва Эксмо 2009год.
-
Т.Ткаченко. «55 поделокиз пластиковых бутылок».Ростов наДону «Владис» 2013год.
-
Туфкрео Р.А., Кудейко М.В. Коллекция идей. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2004 г.
-
Художественный труд в начальных классах. Анистратова А. Кр. 1996
-
Шалимова О.Д. Трудовое обучение в начальных классах. Армавир. 2005 год.
-
Черныш И.В. Забавные поделки к праздникам М.: Ай рис - пресс, 2004 г.
-
Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках ДПИ. Просвещение 1979 год.
-
Цырулик Н.А. Проснякова. Т.Н. Программа начальной школы 1-4. Ручное творчество.
-
В.Хоменко, Г.Никитюк «Аппликации, картины и панно.Белгород2010год.
-
В.Хоменко, Г.Никитюк «Обереги своими руками.Белгород 2010 год.
-
1. Л.А. Кузнецова методическое руководство к учебнику «Ручной труд» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. СПб,, 2008.
-
Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. М., 2008.
Список рекомендуемой литературы для учащихся:
-
Бортон Паула, Вики Кейс. Наши руки не для скуки. Игрушки. Забавные. Ужасные. М.:Росмен, 1998г.
-
Гибсон Рей. Поделки. Папье - Маше. Бумажные цветы. - М.: Росмен, 1996 г.
-
Гибсон Рей. Наши руки не для суки. Москва. Росмен. 1998 год.
-
Ерлыкин Л.А. Пионер - умелец. - М., Детская литература, 1986 г.
-
Иголкина О.В. «Объемные аппликации»альбом детского творчества.Книжный клуб 2012год.
-
Красота - это так просто М.: ВДНХ СССР, 1990 г.
-
Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. - М., 2002 г.
-
Кипп. А. Темы и идеи праздников. Челябинск 2006 год.
-
Куликова О.П. Поделки из природных материалов. Москва 2005 год.
-
Мейстер Н. Г. Бумажная пластика. - М.: 000 « Издательство Астрель»,2001 г.
-
Пренн. Т. Веселый мир прищепок. Челябинск 2006 год.
-
Подарки. Техники, приемы, изделия. М.: изд-во АСТ - Пресс, 1996 г.
-
Пудова В. Лежнева Л. Игрушки из природных даров. Москва МАХАОН 1999год.
-
Пренн. Т. Удивительные прищепки. Челябинск 2006 год.
-
Соколова. С. Азбука оригами. Москва 2005 год.
-
Тарасова О.А. «Куклы-мотанки».Белгород2014год.
-
Уатт Ф. Как научиться рисовать. М., 2001 г.
-
Шухова С. Поделки из всякой всячины. - М.: Айрис-пресс, 2005 г.
Интернет ресурсы:
https://studfiles.net/preview/3299303/
https://infourok.ru/statya-sovremennie-pedagogicheskie-tehnologii-na-urokah-tehnologii-1088632.html
https://zabara-lubmbou3.edumsko.ru/
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного запроса котировок»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»