Хороводная игра - как ей рада детвора!
Отконова Татьяна Юрьевна;
город Томск, Томская область;
МАДОУ № 69;
дошкольное образование;
«Хороводная игра – как ей рада детвора!»
подготовительная группа;
продолжительность: 30 минут
Цель:
приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре в разнообразных ее проявлениях.
Задачи:
способствовать созданию позитивного настроя у детей;
создавать условия для удовлетворения потребностей детей в общении, физическом контакте и выражении своих эмоций;
создавать условия для развития речи ребенка и координации слов с движениями;
создавать условия для формирования и совершенствования двигательных навыков;
формировать умение и желание двигаться выразительно;
создавать условия для развития внимания, памяти при выполнении движений в определённой последовательности;
способствовать развитию у детей воображения и фантазии;
создавать условия для развития музыкальных способностей;
способствовать развититию метроритмического восприятия и восприятия темпа.
Под русскую народную мелодию дети входят в зал, где их встречает
Марьюшка – хороводница.
Марьюшка-хороводница:
Здравствуйте, ребятушки! Уж как я рада, что вы ко мне в гости пришли! Чем бы мне вас поподчевать?... (задумывается)
А предложу я вам сегодня не пироги, не пряники, не конфеты! Я поиграю с вами в хороводные игры! Недаром меня Марьюшкой–хороводницей прозвали! В моей копилке их видимо-невидимо!
Те, что помню я из детства,
От прабабушки своей
И от той, что по соседству,
И от близких мне людей…
Согласны? Ну, что ж, тогда становитесь в круг! Перво-наперво посчитаемся!
Считалка «Чижик-пыжик»
Чижик-пыжик, где ты был?
Я себе еды добыл:
Восемь крошек, два зерна
И щепоточку пшена!
Кто не верит – погляди,
И из круга выходи!
Марьюшка-хороводница выбирает считалкой «репу» и объясняет правила игры.
Игра «Репа»
Дети стоят в кугу, в середине круга: ребенок-«репа», на первое четверостишие дети водят хоровод, дальше можно показывать любые имитирующие движения или продолжать водить хоровод, в конце игры дети разбегаются, «репа» их ловит.
Была у нас репа важная,
Дивилась старуха кажная!
Уж как хочешь, только цельным днем,
Всю ее не обойдешь кругом!
Мы старались всей семьей:
Половину репы той
Почитай, неделю ели,
А другую - две недели!
Как очистили мы корку,
Нагрузили целу горку!
Да кобылу надсадили,
И телегу обломили!
Вот досада! Вот беда!
Разбегайся: кто - куда!
Марьюшка-хороводница:
Понравилась игра? То-то же! И поразмялись, и взбодрились! А уж радости-то сколько!
А теперь – новая считалка и новая игра!
Считалка «Про скотинку»
Как у Алевтины,
Что было скотины:
Кобыла Ненила,
Жеребец Гаврила,
Корова Пеструха,
Да бычок Илюха,
Курица Варварка,
Да петух Макарка,
Кошечка Матрешка,
Да коток Тимошка,
И овечка Манька,
Да барашек Ванька
Кто не верит - это он!
Выходи из круга вон!
Марьюшка-хороводница снова выбирает водящего и объясняет правила игры.
Игра «Старец в келье»
Дети стоят в кугу, в середине круга: ребенок-«старец», на первое четверостишие дети водят хоровод, на второе - показывают любые имитирующие движения третье – говорит старец, в конце игры дети разбегаются, «старец» их ловит.
Вокруг кельи хожу,
Уж я старца бужу!
Келья новенькая.
Вся сосновенькая!
Ты бы, старец, встал!
Ты лежать устал!
Уж к заутрене звонят,
И к обедне всем велят!
Хоть я стар и хвор,
Не хожу во двор,
Всё одно: подымусь
И за вами погонюсь!
Марьюшка-хороводница:
А сами-то вы считалки знаете?
Кто считалочку расскажет,
Нам водящего укажет?
(Ребенок выбирает водящего)
Игра «За околицей»
Дети водят хоровод, в середине круга: ребенок-водящий, в конце игры дети разбегаются, водящий их ловит.
За околицей - игра:
Ходит кругом детвора.
В середине – тот, кто водит!
Он в кругу сидит – не ходит!
И слова одни всегда:
«Разбегайтесь, кто – куда!»
Марьюшка-хороводница:
Долго бегали, играли,
Вы, наверное, устали? (Нет!)
Ну, тогда, мои ребятки,
Предложу я вам загадку!
«Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой…» (Медведь)
Кто угадал, тому и медведем быть!
«Игра с медведем»
На первые две строчки дети водят хоровод, в середине круга: ребенок-«медведь», дальше можно показывать любые имитирующие движения или продолжать водить хоровод, в конце игры дети разбегаются, «медведь» их ловит.
Темным лесом мы гуляли,
И медведя увидали.
Он под деревом сидит
И тихонечко храпит.
Мы вокруг него ходили,
Косолапого будили:
«Мишка-мишенька, вставай,
Ребятишек догоняй!»
Марьюшка-хороводница:
Полно по кругу ходить,
Хороводы заводить!
На скамеечку садитесь,
Только долго не рядитесь,
Снова будем мы играть,
Станем Ваню выбирать!
Кому места не хватило,
Будет Ваня-заводила!
Игра «На скамеечке»
Дети сидят на скамейке, поставленных в ряд стульчиках или стоят в шеренге. Водящий ходит перед ними вправо-влево, останавливается напротив выбранного ребенка, с которым бежит наперегонки после проговаривания или пропевания слов, стараясь занять его место. Проигравший становится водящим.
На скамеечке сидим,
Да на Ванечку глядим:
Супротив кого он встанет,
И кто с ним тягаться станет?
Кто быстрей? Торопись,
На скамеечку садись!*
Марьюшка-хороводница:
Былые вспомнили забавы,
Повеселились мы на славу!
И чувствам волю мы давали,
И ножки потренировали!
Среди безделиц новомодных
Не забывайте игр народных!
Все будьте живы и здоровы!
Да прибегайте в гости снова!
Под русскую народную мелодию дети выходят из зала.
*Примечание: слова каждой игры можно петь под любую русскую народную мелодию.
Ссылки на источники в сети интернет:
vseskazki.su
librebook.me
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Планирование образовательной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС
- Международный вебинар «Формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста через сказки народов России в условиях реализации ФОП ДО»
- Современное содержание музыкального занятия в соответствии с ФГОС ДО