Занятие педагога-психолога с педагогами на предотвращение профисионального выгорания.
Длительно текущие недуги, которые изматывают педагога. Он чувствует себя постоянно уставшим. Это и повышенная восприимчивость к инфекционным заболеваниям, выраженная утомляемость усталость. Истощение на протяжении всего дня . Ускорение нарушения соматического и психического здоровья.
ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ АРТ-
ТЕРАПИИ.
Автор-составитель: Нечаева Светлана Александровна, педагог- психолог.
Время занятия: 1,5 ч.
Место провидение: МБОУ ДО ЦВР пгт. Джубга.
Цель: профилактика эмоционального выгорания педагогов ЦВР. Задачи:
- познакомить педагогов со способами снятия эмоционального и физического напряжения;
-психопрофилактика негативных эмоциональных переживаний и их проявлений; Особенности места проведения: при хорошей тёплой погоде (отсутствие осадков)занятие проводится на улице, на природе (с более широким использованием методов ландшафтной арттерапии). Если занятие проводится в помещении, важно, чтобы были удобные сидячие места.
Оборудование: флипчарт, стикеры, бумага А4, карандаши, журналы, клей.
Контингент: воспитатели детского лагеря.
Ход занятия:
Вступительное слово. 2 мин.
Добрый день дорогие друзья. Меня зовут Светлана Александровна, я педагог-психолог. Я рада приветствовать вас сегодня на нашей встрече, посвящённой очень важной теме.
Сегодня речь пойдёт о явлении, которое изрядно портит жизнь многим из нас, — синдроме профессионального выгорания. РЕЧЬ ПРО СЭВ И РАБОТУ ПЕДАГОГА.
Выгорание сопровождает нехватка ресурсов, нарушение баланса «брать - давать». Выгорание «заразно», так как выгоревшие люди мало отдают и много берут. Выгорание - это психологическая защита в ответ на многочисленные стрессы.
-
Что происходит с выгорающим человеком? (постоянное чувство усталости и истощение, эмоциональное отстранение, обесценивание, редукция личных достижений).
- С чем нужно работать для снижения уровня выгорания?
-с внешними факторами - организационно (вплоть до смены окружения и работы);
-с ложными и иррациональными убеждениями (мыслями и над формированием позитивного мышления);
- на уровне тела (обеспечение отдыха, нормальной еды, сна и пр.);
-тренинг совпадающего (копингового) поведения и конструктивных способов реагирования на стресс.
Каждый из нас ожидает чего-то от каждого нового дела. Каковы ваши ожидания от сегодняшней встречи? Что вы готовы вложить в то, чтобы встреча прошла эффективно? Участники озвучивают свои ожидания, записывают их на стикеры и приклеивают на флипчарт.
-
То, что мы с вами озвучили и записали , скорее всего, будет меняться на протяжении всей встречи. Возможно вы получите то, чего не ожидали.
-
Давайте договоримся, что мы на сегодняшней встрече минимизируем воспоминания и высказывания о рабочих моментах. Посвятите эти полтора часа себе, своему внутреннему состоянию и расслаблению.
-
Вам необходимо встать в круг друг за другом и положить руки на плечи впереди стоящему, лёгкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся всё меньше, капли реже и совсем прекращаются.
- Вы в основном работаете головой - держите колоссальные объём информации, думаете, решаете проблемы детей, «разруливаете» различные ситуации в группах. Отключите свою голову - займитесь руками. //лёгкое пощипывание кисти рук.
-
исходное положение: стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч. Вдох. На выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении 1-2 минуты. Затем медленно выпрямиться. (Повторить 2-3 раза)
-
прошу сесть так, как вам удобно.
-
итак, поговорим о вас! (анализ качества заботы о себе, способов реализации заботы о себе).
-
когда были в отпуске?
-
был ли выходной? Как отдохнул?
-
как часто звоните своим родителям? Друзьям? Любимому человеку?
-
какое хобби?
-
как вы заботитесь о себе? Чем вы себя радуете? Балуете?
-
Эти вопросы я вам задаю для того, чтобы вы задумались о себе, о своём эмоциональном и физическом состоянии. Чтобы вы проявили интерес к себе, увидели ресурсы, которые позволяют плодотворно жить и работать.
- Инструкция: сейчас вам необходимо создать автопортрет в технике коллажа. Материалом вам послужат - вырезки из журналов. В автопортрете необходимо отразить то, как вы на сегодняшний день себя ощущаете, насколько вам комфортно, возможно то, что с чем вы себя ассоциируете. В общем, какой вы сейчас.
(время на работу 15 минут, представление - в зависимости от количества участников, обязательно проговаривание, можно работать в парах).
-
Упражнение, (время на подготовку рисунка -10 минут)
Инструкция: сейчас вам нужно изобразить на бумаге (так как мы во времени в данном случае ограничены, то рисуем карандашами) то, что мешает вам чувствовать себя комфортно, то, что вам мешает, то, от чего вы хотите избавиться.
(время на работу 15 минут, представление - в зависимости от количества участников, обязательно проговаривание, можно работать в парах ).
После создания рисунков участники представляют их.
- Вот мы и представили то, что поглощает вашу энергию. От этого нужно избавиться. Вот каждому из вас - свеча. Сожгите то, что вам мешает, избавьтесь от этого!
Мы сейчас избавились от какой-то части себя (пусть эта часть не очень приятна вам, отягощала вас, но она была вашей. И это место необходимо заполнить! Чем? Подумайте, что является вашим ресурсом, что вам помогло бы быть в форме и готовыми работать в полном объёме, и получать от этого удовольствие.
- Методическая разработка занятия на тему «Ступеньки обучения чтению и письму»
- Методическая разработка занятия по разделу «Математические ступеньки»
- План- конспект открытого занятия по образовательной программе социально-педагогической направленности «Малышок» по теме Закрепление пройдённых чисел в пределах 5.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
при последующей загрузке материалов в библиотеку Портала прошу Вас соблюдать все критерии Требований. Подробнее см. инф. в разделе Помощь.
Заранее спасибо.
С уважением, С.А. Колодин.