МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя России М.Г.Ефремова" г.Таруса,Тарусский район, Калужская область
Международный конкурс-фестиваль проектных и исследовательских работ учащихся "Интеллект. Наука. Исследование"
Номинация "Природа и человек"
Возрастная категория "3-4 классы"
Название работы Рождение бабочки и её короткая жизнь
Вид работы Опытно-экспериментальная работа. Естествознание.
Автор Умнов Кирилл Олегович
Руководитель проекта Лысова И.Ю.
Должность учитель
Преподаваемый предмет учитель начальных классов
Телефон 8-960-516-37-50
Адрес электронной почты руководителя Niagara@kaluga.ru
город Таруса
2019
Оглавление.
1. Введение с.4
Проблема. Цели. Задачи.
2. Проблемно-теоретическая часть с.5-8
3. Аналитико-практическая часть с.9-18
4. Заключение с.19
5. Список литературы с.20
Рецензия педагога-наставника.
Умнов Кирилл интересуется нестандартными домашними питомцами. Он принимал непосредственное участие в опыте получения бабочки из куколки. Очень сожалел, что бабочки прожили мало. Вся семья: родители, братья, бабушки, дедушки поддержали Кирилла. Ведь за стадиями развития бабочки необходимо наблюдать постоянно. Мальчик эмоционален. Он может с интересом рассказывать о бабочках. К сожалению, эти волшебные создания живут мало. Хотелось Кириллу продлить жизнь бабочек в неволе, не вышло. Но может быть, в дальнейшем, с учетом опыта, мальчик сумеет воплотить в жизнь мечту о продлении жизни бабочек в неволе.
Лысова Ирина Юрьевна
Всю работу делает гусеница, а вся слава достается бабочке.
Джордж Карлин.
Введение.
Ещё два года назад никто и представить не мог, что домашним питомцем может стать бабочка. А сейчас прекрасные создания – домашние бабочки реально поселились во многих домах. Все больше современных людей хотят видеть в любимом доме воздушных существ. К сожалению, из-за глобальных изменений в климате популяции бабочек неуклонно сокращаются. Во многих областях и районах России приняты решения об охране всех дневных бабочек. Их запрещено ловить и уничтожать.
Никто не вечен, а бабочки тем более, сколько они проживут в неволе, можно ли им дома создать идеальные условия для продления их жизни? Мы жалеем, когда умирают кошки в возрасте 12 лет. А как чувствуют себя люди, у которых погибли бабочки? Именно об этом мне и хочется поговорить в данной работе. В ходе эксперимента я наблюдал за бабочками, сравнивал их появление на свет, их поведение, сопоставлял продолжительность их жизни в природе и дома.
Цель моей работы - понять, возможно ли ребенку в домашних условиях получить из куколки бабочку и продлить жизнь бабочке.
Задачи:
1. Чёткое следование инструкции по выращиванию бабочек.
2. Создание оптимальных условий для их жизни.
3. Сравнение появления разных бабочек на свет.
4. Учёт продолжительности жизни каждого питомца.
5. Опыт моих одноклассников. Продолжительность жизни их питомцев ( не бабочек).
6. Формулирование определённых выводов.
Проблемно-теоретическая часть.
Многочисленные отряды насекомых делятся на две группы. У представителей одной группы, вышедшие из яйца личинки, похожи на своих взрослых особей, только без крыльев. Сюда относятся тараканы, кузнечики, саранча и другие. Это неполное превращение. У другой группы из яиц вылупляются личинки-черви, они непохожи на своих родителей, превращаются в куколок, далее из куколок выходят взрослые крылатые насекомые. Это полное превращение. К этой группе относятся комары, пчелы, осы, мухи, жуки и бабочки.
Бабочки относятся к насекомым с полным превращением. Они имеют все четыре стадии жизненного цикла: яйцо, куколка, гусеница-личинка и имаго – взрослое насекомое.
Этапы превращений у бабочек:
-
Яйцо.
Сначала взрослая бабочка откладывает яйцо , дает начало новой жизни. Яйца могут быть круглыми, овальными, плоскими, в виде цилиндра, конуса. Есть похожие на бутылку. Различаются яйца не только по форме, но и по цвету. На яйцах есть плотная оболочка, которая называется хорионом. Под хорионом находится зародыш, он снабжен запасом питательных веществ, это схоже с желтком яйца. Именно по нему различают две основные жизненные формы яиц чешуекрылых. Яйца первой группы бедны желтком. Из таких яиц развиваются малоподвижные и слабые гусеницы. У них, как у головастиков, огромная голова и худенькое тонкое тельце. Такие гусеницы должны начать усиленно питаться сразу же после выхода из яйца, лишь после этого они приобретают нужные формы. Именно поэтому бабочки этих видов откладывают яйца на листья, стебли или ветки растения.
Яйца бабочки капустницы
У других бабочек яйца богаты желтком , поэтому растут сильные и активные гусеницы. Эти гусеницы расползаются на большие расстояния в поисках пищи. Бабочки откладывают яйца там, где придется. Некоторые, например, разбрасывают яйца по земле россыпью прямо на лету. Есть и такие бабочки, которые стараются поместить яйца в землю.
Число яиц в кладке иногда доходит до 1000 и более, но до взрослой стадии доживут не все – это зависит от многих факторов, например, температура, влажность воздуха, наличие врагов. Стадии яйца - 8-15 дней, у некоторых видов эта стадия продолжается месяцы, т.к. яйца зимуют.
-
Гусеница
Гусеница – это личинка бабочки. Обычно она похожа на червя и имеет грызущий ротовой аппарат. Появившись на свет гусеницы начинают усиленно питаться. Большинство личинок питаются листьями, цветами и плодами растений, некоторые питаются воском и роговыми веществами. Личинки – хищники любят малоподвижную тлю. В процессе роста гусеница несколько раз линяет, она меняет свою внешнюю оболочку. Линек бывает до 5, но есть и такие виды, которые линяют до 40 раз. После последней линьки гусеница становится куколкой. Гусеницы бабочек, которые обитают в холодном климате, часто не успевают завершить все стадии жизненного цикла за лето и впадают в зимнюю диапаузу.
Гусеница бабочки “Махаон”
Некоторые считают, что чем красивее и ярче гусеница, тем красивее будет бабочка. Но, часто бывает как раз не так. Например, из яркой гусеницы большой гарпии получается скромно окрашенная ночная бабочка.
-
Куколка
Куколки не шевелятся и не едят, только лежат (висят) и ждут, расходуя накопленные гусеницей запасы. Это затишье скрытое. Внутри куколки в это время кипят очень важные жизненные процессы перестройки организма, появляются и формируются новые органы. Куколка уязвима, единственное, что её спасает - это ее относительная неприметность для врагов – птиц и хищных насекомых. Обычно развитие бабочки в куколке продолжается 2-3 недели, однако у некоторых видов куколка является стадией, переходящей в зимнюю диапаузу.
Куколка бабочки “Павлиний глаз”
-
Имаго
Из куколки выходит взрослое насекомое – имаго. Оболочка куколки трескается, и имаго, цепляясь ногами за край оболочки, при этом прилагая много сил, выползает наружу. Молоденькая бабочка еще не может летать. У нее крылышки маленькие, завернутые, влажные. Насекомое обязательно взбирается на вертикальное возвышение, где остается до тех пор, пока полностью не расправит крылья. За 2-3 часа крылья теряют свою эластичность, становятся твёрдыми и приобретают окончательные цвета. Начинается первый полет. Продолжительность жизни взрослой особи варьирует от нескольких часов до нескольких месяцев. Бабочка Монарх может прожить около года . Это действительно рекорд ! Но в среднем век бабочки составляет 2-3 недели.
Продолжительность жизни домашних бабочек должна быть выше, нежели их родственников в естественных условиях, в природе. При желании хозяин может добиться увеличение жизни бабочки, создавая оптимальные условия содержания, похожие на жизнь в природе. Большинство видов бабочек любят тепло, а для тропических видов и вовсе следует создавать температуру не менее + 28 градусов. Достаточное освещение - серьёзный фактор, влияющий на комфорт воздушных питомцев. И последнее - питание. Иметь в квартире растения, чтобы мотылек мог питаться их нектаром, у хозяев вряд ли получится, поэтому еду бабочки можно заменить медовой водой. На то, сколько живут бабочки в домашних условиях, влияет в первую очередь человеческий фактор. Если хозяин невесомых красавиц будет уделять своим бабочкам достаточное внимание и проявлять заботу, то домашняя бабочка проживет дольше. Но сможет ли это сделать ребёнок?
Аналитико-практическая часть.
1.Мне захотелось посмотреть самому, как происходит рождение бабочки. Мы купили в Интернет- магазине куколки бабочек.
Приобрели и специальную банку – ферму, для выращивания бабочек.
В высокой пластиковой банке лежал влажный мох, для поддержания влажности, в условиях которой в природе находятся куколки, а на крышке специальная вешалка-вертушка, на которую можно было подвесить куколки за петельки.
Внутри банки мы еще побрызгали водой, чтобы поддержать необходимую влажность.
Обычно, проходит несколько дней или даже 1-2 недели до появления первой бабочки, но на следующее утро мы уже увидели первую бабочку - бабочку Морфо.
Это оказалась очень красивая бабочка. Она появилась из темно-зелёной куколки.
Бабочка довольно больших размеров, в сложенном виде размер крыльев примерно6см, таким образом размах крыльев около 12см.
В природе бабочки питаются нектаром и соком различных растений. В домашних условиях мы кормили бабочку мёдом, разведенным водой, и мандариновым соком.
У бабочки на лапках находятся пищевые рецепторы. Поэтому сначала она ими пробует еду, а затем расправляет хоботок и начинает есть.
Бабочка Морфо в домашних условиях прожила неделю. К сожалению, бабочка обожгла крылья о лампу накаливания, и они стали осыпаться.
2.После бабочки Морфо появилась следующая. До её появления прошло 5-6 дней. Она появилась из небольшой серой куколки и называется бабочка Парусник Лёви .
Перед появлением бабочки куколка стала темнеть и одновременно истончалась. Временами куколка дергалась, это было очень неожиданно видеть.
Эта бабочка прожила всего 3-4 дня.
3. Из второй куколки зеленого цвета появилась черная бабочка с зелеными пятнами Малахитовая Зелёная. Это фото из Интернета.
К сожалению, тоже прожила всего 3-4 дня.
4.Из самой большой куколки бабочка не смогла появиться, застряла внутри.
Что положительного в моём опыте? Мне очень интересно было наблюдать за тем, как преображаются куколки, как они темнеют, иногда двигаются-дёргаются, становятся прозрачными и затем из них появляется бабочка. К сожалению, сам процесс появления бабочки из куколки не удалось заснять, т.к. это происходит очень быстро. Но я увидел, как постепенно расправляются крылья и как бабочка совершает первые полёты. Как она ест. Как она красива! Это очень интересно и увлекательно! Но это живой организм и бабочке лучше жить на воле в природе… Отрицательный результат - мы не смогли создать бабочкам условия, которые помогли бы продлить им жизнь, хотя старались.
Сравним продолжительность жизни в естественных условиях и дома.
|
Природа |
Дом |
Морфо |
2-3 недели |
7 дней |
Парусник Лёви |
6-7 дней |
4 дня |
Малахитовая-зелёная |
5-7 дней |
4 дня |
А кошки и собаки у моих одноклассников живут 4 года, 12, 15 лет. Поэтому они считают, что бабочки - не лучшие домашние животные для детей.
Заключение.
Несмотря на отсутствие врагов, хорошие освещение, питание, температуру продолжительность жизни моих бабочек сократилась. Жаль. Но опытные заводчики бабочек и учёные должны продолжать заниматься вопросом разведения бабочек в домашних условиях, ведь популяции бабочек постоянно сокращаются из-за изменений в климате. А опыты в искусственных условиях могут помочь в этом вопросе. А мы полюбуемся живыми цветами в природе. Пусть подольше живут и летают! Андрей Анатольевич Плешаков пишет: "Бабочки, даже те, которые считаются обычными, должны быть неприкосновенны, как неприкосновенны в музеях прекрасные произведения искусства".
Список литературы.
1. Биология и анатомия: Универс. энцикл. шк./ Сост. А.А. Воротников. - Минск: Валев, 1995. - 528с.
2. Петров В.В. Лес и его жизнь. - М.: Просвещение, 1986. - 159с.
3. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель. - М.: Просвещение, 2006.- 222 с.
4 . Плешаков А.А. Зелёные страницы. - М.: Просвещение, 2004.- 223 с.
5. https://www.krasnouhie.ru. Жизненный цикл бабочек.
6. https://alalig.livejournal.com/69538.html
7. https://ekzopit.ru/chlenistonogie/skolko-zhivut-babochki.html
Страница
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Психология профессионального образования: общая характеристика
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»