Тема работы «Песочная терапия для детей с ОВЗ в ДОУ»
Тип материала: другое, конкурсная работа (Конкурс педагогического мастерства "Академия педагогических проектов: опыт, инновации, перспективы")
просмотров: 5384
Проект предназначен для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Цель проекта:
Развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья, ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает и дать ему словесное наименование.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Администрации городского округа Чехов
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №10
Международный Конкурс педагогического мастерства
«Академия педагогических проектов:опыт,инновации,перспективы»
Номинация «Педагогические идеи в работе с детьми с ОВЗ»
Тема работы «Песочная терапия для детей с ОВЗ в ДОУ»
Автор: Картамышева Елена Витальевна
педагог-психолог
те.8 977 65 63 991
e-kartamysheva@mail.ru
г.о.Чехов.
2019г.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Администрации городского округа Чехов
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №10
Проект «Песочная терапия для дЕТЕЙ с овз в дОУ»
Подготовила: педагог-психолог
Картамышева Елена Витальевна
г. Чехов 2019 год
Автор проекта: Картамышева Елена Витальевна – педагог-психолог
Учебная тема проекта: «Развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями средствами песочной терапии».
Тема проекта: «Песочная терапия для детей с ОВЗ в ДОО»
Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка. К.Д. Ушинский
Обоснование:
Песо́чная терапи́я — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, посредством работы с песком.
Песочная терапия представляет собой один из видов арт-терапии и сейчас очень актуальна в работе с детьми дошкольного возраста.
В
группах компенсирующей направленности
редко встречаются дети, которых можно
назвать абсолютно здоровыми. Дети с
различными недостатками, как правило,
отличаются от своих сверстников по
показаниям физического и нервно-психического
развития. Им свойственны: − эмоциональная
возбудимость; − эмоциональная
неустойчивость;
частая
смена настроения; − истощаемость нервных
процессов; − двигательное беспокойство;
− отсутствие длительных волевых усилий;
− трудности приспособления к детскому
коллективу; − чувство страха. Ещё в
настоящее время закономерностью является
то, что под воздействием ряда факторов
(окружающая среда, общение со взрослыми
и сверстниками, средства массовой
информации…) у детей могут возникать
негативные эмоциональные переживания:
тревожность, выражающаяся в конфликтах
и агрессии и неуверенность, определяющаяся
замкнутостью и депрессивностью. Поэтому
педагогам приходится исправлять не
только основной дефект, но и нормализовать
физическое и психическое состояние
ребёнка. Решению этой задачи помогает
использование песочной терапии. Песочная
терапия — это современная методика
«терапии песком» созданная ученицей
великого психотерапевта Карла Юнга,
Дорой Калфф, в которой игры с песком
станут незаменимыми для чрезмерно
эмоциональных, гиперактивных и
беспокойных детей.
Песочная
терапия — это по сути игра. Игра, которая
помогает ребёнку научиться строить
отношения со — сверстниками и с внешним
миром, выражать свои чувства и эмоции.
Проигрывая на песке ситуации из жизни,
они стремятся к бесконфликтному,
конструктивному общению, взаимопомощи.
Дети учатся выражать свои чувства в
безобидной форме, не причиняя вред
окружающим людям.
Правда, для игр с песком имеются свои противопоказания: − если уровень тревожности у ребёнка очень высок; − есть астма или аллергия на пыль и мелкие частицы; − есть кожные заболевания и порезы на руках. Что необходимо для организации игр с песком: Водонепроницаемый ящик. Чистый, просеянный песок (манка, пшено). Коллекция миниатюрных фигурок.
Этапы
работы с песком:
Игра
с песком может выступать в трёх качествах:
1) В качестве ведущего метода коррекционного
воздействия (при наличии у ребёнка
эмоциональных и поведенческих нарушений);
2) В качестве вспомогательного средства
(позволяет стимулировать ребёнка,
развить его сенсомоторные навыки,
снизить эмоциональное напряжение); 3) В
качестве профилактического, развивающего
средства. Как известно, дошкольники с
удовольствием играют в песок, потому
что такие игры насыщены разными эмоциями:
восторгом, удивлением, волнением,
радостью. Это дает возможность использовать
игры с песком для развития, обогащения
эмоционального опыта ребенка, для
профилактики и коррекции его психических
состояний.
Вид проекта:
информационный, практико-ориентированный
Участники проекта:
Педагоги, дети старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, родители.
Срок реализации:
Ноябрь 2019– май 2019
Тип проекта:
Среднесрочный
Проблема:
Развитие эмоциональной-волевой сферы у детей с ОВЗ.
Актуальность проблемы:
Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника с ограниченными возможностями здоровья сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности.
Песочная терапия – даёт возможность выразить ребёнку, то для чего трудно подобрать слова, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Игры с песком очень интересны детям, они успокаивают и
расслабляют ребёнка и, значит, обеспечивают наиболее успешное выполнение задания.
Особенно эффективны игры с песком в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ. Проводя педагогические, коррекционные мероприятия в песочнице, мы даем ребёнку новую площадку, создаём мотив для получения
знаний.
Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от глубоких эмоциональных переживаний и негативных эмоций.
Песок, вода и несколько маленьких фигурок людей, животных или предметов способны помочь ребёнку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние, благодаря этим играм
развивается связная, образная речь, пополняется словарь эмоций.
Ещё Гиппократ признавал, что решающую роль в понимании внутренних процессов, происходящих в организме, играют эмоции.
Л.С.Выготский в 1926 году высказал до сих пор оставшуюся современную мысль: «почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одарённость и талантливость применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать».
Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных проблем психологии и педагогики.
Игра
с песком – это естественная и доступная
для каждого ребенка форма деятельности.
Поэтому мы, взрослые, можем использовать
песочницу в развивающих и обучающих
занятиях. Перенос традиционных занятий
в песочницу дает больший воспитательный
и образовательный эффект, нежели
стандартные формы обучения.
•
Во-первых, существенно усиливается
желание ребенка узнавать что-то новое,
экспериментировать и работать
самостоятельно.
•
Во-вторых, в песочнице мощно развивается
тактильная чувствительность как основа
«ручного интеллекта». Соприкасаясь
пальцами с песком, ваши нервные окончания
посылают сигналы в мозг и начинают
стимулировать его работу.
•
В-третьих, в играх с песком более
гармонично и интенсивно развиваются
все познавательные функции (восприятие,
внимание, память, мышление), а также речь
и моторика.
•
В-четвертых, совершенствуется
предметно-игровая деятельность, что в
дальнейшем способствует развитию
сюжетно-ролевой игры и коммуникативных
навыков ребенка.
•
В-пятых, песок, как и вода, способен
«заземлять» отрицательную энергию, что
особенно актуально в работе с «особыми»
детьми.
Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья через использование песочной терапии и недостаточной проработкой этого процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Все вышесказанное объясняет актуальность выбранной темы.
Цель проекта:
Развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья, ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает и дать ему словесное наименование.
Задачи проекта:
Для детей:
-
Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние.
-
Выражать свои чувства в мимике и пантомимике.
-
Распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения и интонацию.
-
Снижение уровня тревожности.
-
Развитие мелкой моторики.
-
Снижение психоэмоционального напряжения.
Для педагогов:
-
Повышение профессиональной компетентности воспитателей и специалистов по вопросам работы с песком.
-
Создать информационную базу по использованию игр с песком.
-
Создать условия для благополучного и психологически комфортного состояния детей.
-
Развитие и поддержка достижений детей.
Для родителей:
-
Познакомить родителей (законных представителей) с современными методами развития детей (песочная терапия), их целями и задачами. С различными видами песка применяемыми в работе с детьми.
-
Помочь родителям (законным представителям) применять элементы песочной терапии на практике с детьми ограниченными возможностями здоровья.
-
Гармонизация детско-родительских отношений.
Условия реализации проекта:
-
Элементы песочной терапии проводятся еженедельно в рамках коррекционно-развивающей деятельности.
-
Подготовка оборудования, материалов (приобретение песочницы), коллекции мелких игрушек, карточек и игр с различными эмоциями.
-
Игры и упражнения проводятся в обстановке эмоционального комфорта.
-
Включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с сухим и кинетическим песком.
-
Игры с детьми проводятся стоя рядом со столом с песочницей, или сидя за столами с подносами для песка.
Первый этап - организационно-подготовительный
1. Постановка проблемы, определение цели и задач.
2. Подбор оборудования:
- Песочница из дерева (размер в сантиметрах: 50х70х8см) окрашенная в синий цвет.
- Тактильно-развивающая многогранная поверхность «Световой куб» (50х50см)
- Песочные модули для индивидуальной работы. (50х40) окрашенные в синий цвет.
-Чистый, просеянный песок (прокаленный в духовом шкафу). Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Таким образом, песок задает символическую “линию горизонта”. Рядом – вода для смачивания песка.
- “Коллекция” миниатюрных фигурок, высотой желательно не более 8 сантиметров. Набор игрушек:
- человеческие персонажи: семья, отдельные фигурки людей.
- здания: дома, школы, замки.
- животные: домашние, дикие, доисторические, морские, и пр.
- растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.
- постройки: мосты, ограды, ворота.
- естественные предметы: ракушки, веточки, камни.
- символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.
- сказочные герои: злые и добрые.
- карточки с эмоциями.
- деревянный конструктор.
5. Цветной песок.
6. Кинетический песок
7. «Коллекция» миниатюрных фигурок. (для мальчиков – машинки, заборчик, деревья, мосты, дорожные знаки, для девочек - куклы, мебель и посуда детская, различные аксессуары).
7.Бросовый и природный материал.
Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений используем музыкальные произведения: «Звуки природы», релаксационная и классическая музыка, рекомендованная для детей дошкольного возраста. А также тактильно-развивающая многогранная поверхность «Световой куб» для подсвечивания песка, где дети создают свои рисунки на песке, что позволяет ребенку раскрыть в естественной обстановке свой творческий потенциал, развить воображение, фантазию.
Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и противопоказания.
Не рекомендуется в случаях, когда:
· Уровень тревожности ребёнка очень высок;
· Есть аллергия и астма на пыль и мелкие частицы;
· Есть кожные заболевания и порезы на руках.
3. Подбор программно-методического обеспечения.
-
За основу были приняты: программа Крюкова С.В. Слободяник Н.П «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.» ; Федосеева М.А.Практическое пособие «Занятия с детьми 3-7лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательных сфер средствами песочной терапии»
-
Данилова С.И.«Психологическое сопровождение дошкольников.»
-
4. Обучение педагогов.
-
Проект будет донесен до педагогического коллектива в рамках педагогического совета. Будет показана презентация, мастер-класс, на котором педагоги на практике познакомятся с элементами песочной терапии, приемами работы с песком и смогут включать их в педагогический процесс при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
5. Работа с родителями.
-
На собрании познакомить родителей с проектом, рассказать о песочной терапии и важности развития эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. Показ родителям презентации, мастер-класса, где родители примут участие в играх в песочнице.
Второй этап – рефлексивно-диагностический.
1. Анализ профессиональной компетентности педагогов.
-
Провести самооценку опыта педагогов в вопросах песочной терапии и развитии эмоциональной сферы у детей ограниченными возможностями здоровья.
2. Определение уровня сформированности эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья.
-
Индивидуально с последующим анализом полученных результатов, для планирования коррекционно-развивающего процесса и прогнозирования желаемого результата.
Третий этап – практическая реализация проекта.
Вид работы |
Где реализуется |
-Развивающие (познавательные) игры на песке Цель - расширение представлений ребенка об эмоциях , «проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций. -Коррекционные игры Цель - коррекция эмоционально-волевых нарушений (гиперактивности, агрессивности, тревожности) - Психопрофилактические игры Цель - снятие психоэмоционального и мышечного напряжения.
|
|
↕ ↕
Система реализации проекта |
↕ ↕ ↕
Месяц |
Развивающие (познавательные) игры на песке. Разыгрывание сюжетов в песочнице. |
Коррекционные игры. Игры в песочнице на развитие тактильной чувствительности |
Психопрофилактические игры Игры в песочнице на снятие психоэмоционального напряжения |
Ноябрь |
Знакомство песочницей, «Песочным человечком» и «правилами песочной страны» |
Знакомство с играми в песочнице. «Здравствуй песок» |
«Песочный дождик» |
«Песочная рыбка»-радость |
«Здравствуй песок», «Следы на песке» |
«Песочный дождик», Игра «Песочный ветер» (дыхательное) |
|
«Песочный мир»-радость |
«Здравствуй песок», «Дорожки на песке» |
Игра «Ручеек течет» |
|
«Заколдованный город»-грусть |
«Здравствуй песок», «Песочные прятки» |
Упражнение «Победитель злости» |
|
Декабрь |
«Мир наоборот»-удивление |
Игра «Знакомство с мокрым песком». |
Игра «Создание Волшебного круга на песке с использованием мелких предметов (ракушки, бусинки, фасоль.) » |
«Птичка»-хвастовство |
Игра «Попроси игрушку» |
Игра «Необыкновенные следы» |
|
«Пчелка»-страх |
«Добрые волшебники» |
Игра «Песочный дождик», |
|
«Лошадка»-капризы |
«Цирк на песке» |
Игра «Руки» |
|
Январь |
«Братья»-смелость и трусость |
«Говори!» |
Игра «Дорожки из песка» |
«Дедушка и внучек»-взаимопомощь |
«Археология» |
«Строительство замков из очень мокрого песка» |
|
«Белочки»-умение договариваться |
«Найди отличие» |
«Здравствуй шишка» |
|
«Апельсинчик» -дружба |
«Песочные прятки» |
«Чуткие пальчики» |
|
Февраль |
«Детский сад»-робость |
«Кричалки,шепталки,молчалки» |
«Спонтанное рисование» |
«Встреча с другом»-радость |
«Найди отличие» |
«Нарисуй радость» |
|
«Театр настроений»-радость |
«Похвалилки» |
«Танец рук» |
|
«Две подружки»-радость и грусть |
«Рисование пиктограммы грусти и радости» |
«Пересыпание песка из разных емкостей» |
|
Март
|
«Как котенок потерялся»-страх |
«Песочные дорожки» |
«Секретные задания» |
«Разбитая ваза»-преодоление страха |
«За что меня любит мама» |
«Песочный круг» |
|
«Маленькие художники»-преодоление страха |
Рисование «Смешные страхи» |
Упражнение «Ладошка» |
|
«Живая шляпа»- удивление |
Выложи на песке эмоцию. |
«Кто к нам приходил?» |
|
Апрель |
«Мышка хвастунья»- самодовольство |
«Точка, точка, запятая» |
“Ласковые лапки” (Шевцова И.В.) |
«Непослушный внучек»-злость |
“Передай игрушку” (Кряжева Н.Л.) |
«Забавные рожицы». (кинетический песок) |
|
«Косточка»-стыд, вина |
“Разговор с руками”(кинетический песок) |
"Цветные острова"(цветной песок) |
|
«Соленый чай»-отвращение, брезгливость |
«Песочная радуга»(насып из цветного песка) |
«Порисуй пальчиками», «Пианино» |
|
Май
|
«Поможем песочным гномам»-взаимопомощь |
Игра "Строители"(кинетический песок) |
«Песочный дождик» |
«Покажи эмоцию»-закрепление умения различать чувства |
«Рыбалка»-поймай и покажи эмоцию |
«Песочный ветер» |
|
«Дорисуй и придумай» закрепление умения различать чувства |
«Лица на песке»(сухой песок) |
Герои мультфильмов(раскрашивание трафаретов цветным песком) |
|
«Песочное настроение» закрепление умения различать чувства |
«Отпечатки наших рук» |
«Песочный дождик» |
Работа с родителями |
Работа с педагогами |
Обеспечение творческой направленности |
|
|
|
План внедрения программы
Продукты проекта для детей:
-
Фотогалерея.
-
Картотека игр для детей с сухим и кинетическим песком «Эмоции в песочнице».
-
Применение игр в самостоятельной деятельности детей.
Продукты проекта для педагогов:
-
Конспекты по теме проекта.
-
Библиография по теме проекта.
-
Мастер-классы («Песочная терапия как средство эмоционального развития дошкольников с ОВЗ»,
«Игры в педагогической песочнице с детьми »).
-
Презентация проекта «Эмоции в песочнице»
-
Презентация «Игры с песком для детей с ОВЗ»
-
Трафареты для раскрашивания цветным песком.
-
Планирование по выбранной тематике.
Продукты проекта для родителей:
-
Родительские собрания «Эмоциональная сфера детей с ограниченными возможностями здоровья».
-
Мастер-классы «Изготовление цветного песка», «Игры с «кинетическим песком».
-
Презентация проекта на собрании.
-
Консультации «Песочная терапия - что это», «Играем с песком: дома и на улице»
-
Семинар – практикум «Необычный песок»
Презентация материалов проекта
-
Мастер-классы.
-
Презентация проекта.
-
Картотека игр «Эмоции в песочнице».
IV этап – Заключительный.
Ожидаемые результаты проекта:
Для детей:
-
Разработанная программа позволит реализовать поставленную цель: развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья, которая позволит эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать знаниями и умениями, которые ранее были недоступны детям.
Для педагогов:
-повышение педагогической компетентности в вопросах работы с песком и эмоционально волевом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
- внедрение в игровую практику игр с песком.
Для родителей:
-повышение компетенции родителей в вопросах эмоционально-волевого развития детей.
-гармонизация детско-родительских отношений.
Методическое обеспечение:
Литература:
1.Крюкова С.В. Слободяник Н.П «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.»;
2 Данилова С.И.«Психологическое сопровождение дошкольников»;
3.Федосеева М.А. Практическое пособие «Занятия с детьми 3-7лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательных сфер средствами песочной терапии»
4.Интернет-ресурсы:Новикова
Н. А., Голиусова Ю. И. Песочная терапия
как одна из современных здоровьесберегающих
технологий в ДОУ // Молодой ученый.— URL
https://moluch.ru/archive/166/45355/
Приложение:
-
Мастер-классы.
-
Консультации для родителей и педагогов.
-
Картотека игр «Эмоции в песочнице».
4.Презентации
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»