В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Тема работы «Песочная терапия для детей с ОВЗ в ДОУ»

Тема работы «Песочная терапия для детей с ОВЗ в ДОУ»

Краткое описание

  
Проект предназначен для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Цель проекта:
Развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья, ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает и дать ему словесное наименование.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Проект Картамышева Е.В..doc Скачать


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Администрации городского округа Чехов

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №10








Международный Конкурс педагогического мастерства


«Академия педагогических проектов:опыт,инновации,перспективы»

Номинация «Педагогические идеи в работе с детьми с ОВЗ»

Тема работы «Песочная терапия для детей с ОВЗ в ДОУ»





Автор: Картамышева Елена Витальевна



педагог-психолог

те.8 977 65 63 991

e-kartamysheva@mail.ru

г.о.Чехов.

2019г.



































УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Администрации городского округа Чехов

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №10











Проект «Песочная терапия для дЕТЕЙ с овз в дОУ»









Подготовила: педагог-психолог

Картамышева Елена Витальевна









г. Чехов 2019 год

Автор проекта: Картамышева Елена Витальевна – педагог-психолог

Учебная тема проекта: «Развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями средствами песочной терапии».

Тема проекта: «Песочная терапия для детей с ОВЗ в ДОО»

Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка. К.Д. Ушинский

Обоснование:

Песо́чная терапи́я — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, посредством работы с песком.

Песочная терапия представляет собой один из видов арт-терапии и сейчас очень актуальна в работе с детьми дошкольного возраста.

В группах компенсирующей направленности редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с различными недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показаниям физического и нервно-психического развития. Им свойственны: − эмоциональная возбудимость; − эмоциональная неустойчивость;
частая смена настроения; − истощаемость нервных процессов; − двигательное беспокойство; − отсутствие длительных волевых усилий; − трудности приспособления к детскому коллективу; − чувство страха. Ещё в настоящее время закономерностью является то, что под воздействием ряда факторов (окружающая среда, общение со взрослыми и сверстниками, средства массовой информации…) у детей могут возникать негативные эмоциональные переживания: тревожность, выражающаяся в конфликтах и агрессии и неуверенность, определяющаяся замкнутостью и депрессивностью. Поэтому педагогам приходится исправлять не только основной дефект, но и нормализовать физическое и психическое состояние ребёнка. Решению этой задачи помогает использование песочной терапии. Песочная терапия — это современная методика «терапии песком» созданная ученицей великого психотерапевта Карла Юнга, Дорой Калфф, в которой игры с песком станут незаменимыми для чрезмерно эмоциональных, гиперактивных и беспокойных детей.
Песочная терапия — это по сути игра. Игра, которая помогает ребёнку научиться строить отношения со — сверстниками и с внешним миром, выражать свои чувства и эмоции. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.

Правда, для игр с песком имеются свои противопоказания: − если уровень тревожности у ребёнка очень высок; − есть астма или аллергия на пыль и мелкие частицы; − есть кожные заболевания и порезы на руках. Что необходимо для организации игр с песком: Водонепроницаемый ящик. Чистый, просеянный песок (манка, пшено). Коллекция миниатюрных фигурок.



Этапы работы с песком:
Игра с песком может выступать в трёх качествах: 1) В качестве ведущего метода коррекционного воздействия (при наличии у ребёнка эмоциональных и поведенческих нарушений); 2) В качестве вспомогательного средства (позволяет стимулировать ребёнка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение); 3) В качестве профилактического, развивающего средства. Как известно, дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний.
Вид проекта:

информационный, практико-ориентированный

Участники проекта:

Педагоги, дети старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, родители.

Срок реализации:              

Ноябрь 2019– май 2019

Тип проекта:

Среднесрочный

Проблема:

Развитие эмоциональной-волевой сферы у детей с ОВЗ.

Актуальность проблемы:

Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника с ограниченными возможностями здоровья сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности.

Песочная терапия – даёт возможность выразить ребёнку, то для чего трудно подобрать слова, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Игры с песком очень интересны детям, они успокаивают и

расслабляют ребёнка и, значит, обеспечивают наиболее успешное выполнение задания.

Особенно эффективны игры с песком в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ. Проводя педагогические, коррекционные мероприятия в песочнице, мы даем ребёнку новую площадку, создаём мотив для получения

знаний.

Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от глубоких эмоциональных переживаний и негативных эмоций.

Песок, вода и несколько маленьких фигурок людей, животных или предметов способны помочь ребёнку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние, благодаря этим играм

развивается связная, образная речь, пополняется словарь эмоций.

Ещё Гиппократ признавал, что решающую роль в понимании внутренних процессов, происходящих в организме, играют эмоции.

Л.С.Выготский в 1926 году высказал до сих пор оставшуюся современную мысль: «почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одарённость и талантливость применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать».

Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных  проблем психологии и педагогики.

Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Перенос традиционных занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
• Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
• Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Соприкасаясь пальцами с песком, ваши нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работу.
• В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
• В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
• В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья через использование песочной терапии и недостаточной проработкой этого процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Все вышесказанное объясняет актуальность выбранной темы.


Цель проекта:

Развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья, ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает и дать ему словесное наименование.

Задачи проекта:

Для детей:

  1. Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние.

  2. Выражать свои чувства в мимике и пантомимике.

  3. Распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения и интонацию.

  4. Снижение уровня тревожности.

  5. Развитие мелкой моторики.

  6. Снижение психоэмоционального напряжения.

  Для педагогов: 

  1. Повышение профессиональной компетентности воспитателей и специалистов по вопросам работы с песком.

  2. Создать информационную базу по использованию игр с песком.

  3. Создать условия для благополучного и психологически комфортного состояния детей.

  4. Развитие и поддержка достижений детей.

Для родителей:

  1. Познакомить родителей (законных представителей) с современными методами развития детей (песочная терапия), их целями и задачами. С различными видами песка применяемыми в работе с детьми.

  2. Помочь родителям (законным представителям) применять элементы песочной терапии на практике с детьми ограниченными возможностями здоровья.

  3. Гармонизация детско-родительских отношений.

Условия реализации проекта:

  1. Элементы песочной терапии проводятся еженедельно в рамках коррекционно-развивающей деятельности.

  2. Подготовка оборудования, материалов (приобретение песочницы), коллекции мелких игрушек, карточек и игр с различными эмоциями.

  3. Игры и упражнения проводятся в обстановке эмоционального комфорта.

  4. Включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с сухим и кинетическим песком.

  5. Игры с детьми проводятся стоя рядом со столом с песочницей, или сидя за столами с подносами для песка.


Первый этап - организационно-подготовительный

1. Постановка проблемы, определение цели и задач.

2. Подбор оборудования:

-  Песочница из дерева (размер в сантиметрах: 50х70х8см) окрашенная в синий цвет.

- Тактильно-развивающая многогранная поверхность «Световой куб» (50х50см)

- Песочные модули для индивидуальной работы. (50х40) окрашенные в синий цвет.

-Чистый, просеянный песок (прокаленный в духовом шкафу). Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Таким образом, песок задает символическую “линию горизонта”. Рядом – вода для смачивания песка.

-  “Коллекция” миниатюрных фигурок, высотой желательно не более 8 сантиметров. Набор игрушек:

- человеческие персонажи: семья, отдельные фигурки людей.

- здания: дома, школы, замки.

- животные: домашние, дикие, доисторические, морские, и пр.

- растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.

- постройки: мосты, ограды, ворота.

- естественные предметы: ракушки, веточки, камни.

- символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.

- сказочные герои: злые и добрые.

- карточки с эмоциями.

- деревянный конструктор.

5. Цветной песок.

6. Кинетический песок

7. «Коллекция» миниатюрных фигурок. (для мальчиков – машинки, заборчик,  деревья, мосты, дорожные знаки, для девочек - куклы, мебель  и посуда детская, различные аксессуары).

7.Бросовый и природный материал. 

 

Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений используем музыкальные произведения: «Звуки природы»,  релаксационная и классическая  музыка, рекомендованная для детей дошкольного возраста. А также тактильно-развивающая многогранная поверхность «Световой куб» для подсвечивания песка, где дети создают свои рисунки на песке, что позволяет ребенку раскрыть в естественной обстановке свой творческий потенциал, развить воображение, фантазию.

Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и противопоказания.

Не рекомендуется в случаях, когда:

· Уровень тревожности ребёнка очень высок;

· Есть аллергия и астма  на пыль и мелкие частицы;

· Есть кожные заболевания и порезы на руках.


3. Подбор программно-методического обеспечения.

  • За основу были приняты: программа Крюкова С.В. Слободяник Н.П «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.» ; Федосеева М.А.Практическое пособие «Занятия с детьми 3-7лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательных сфер средствами песочной терапии»

  • Данилова С.И.«Психологическое сопровождение дошкольников.»

  • 4. Обучение педагогов.

  • Проект будет донесен до педагогического коллектива в рамках педагогического совета. Будет показана презентация, мастер-класс, на  котором педагоги на практике познакомятся с элементами песочной терапии, приемами работы с песком и смогут включать их в педагогический процесс при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

5. Работа с родителями.

  • На собрании познакомить родителей с проектом, рассказать о песочной терапии и важности развития эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. Показ родителям презентации, мастер-класса, где родители примут участие в играх в песочнице.

Второй этап  – рефлексивно-диагностический.

1. Анализ профессиональной компетентности педагогов.

  • Провести самооценку опыта педагогов в вопросах песочной терапии и развитии эмоциональной сферы у детей ограниченными возможностями здоровья.

2. Определение уровня сформированности эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья.

  • Индивидуально с последующим анализом полученных результатов, для планирования коррекционно-развивающего процесса и прогнозирования желаемого результата.


Третий этап   – практическая реализация проекта.


Вид работы

Где реализуется

-Развивающие (познавательные) игры на песке

Цель - расширение представлений ребенка об эмоциях , «проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций.

-Коррекционные игры

Цель - коррекция

эмоционально-волевых нарушений

(гиперактивности, агрессивности,

тревожности)

- Психопрофилактические игры

Цель - снятие психоэмоционального

и мышечного напряжения.




  • Использование элементов песочной терапии на занятиях.

  • Использование элементов песочной терапии в других видах деятельности

  • Свободная деятельность детей

                                          ↕                                                                              ↕

Система реализации проекта

                                ↕                                                ↕                                                   ↕

Месяц


Развивающие (познавательные) игры на песке. Разыгрывание сюжетов в песочнице.


Коррекционные игры.

Игры в песочнице на развитие тактильной чувствительности

Психопрофилактические игры

Игры в песочнице на снятие психоэмоционального напряжения

Ноябрь

Знакомство песочницей, «Песочным человечком» и «правилами песочной страны»

Знакомство с играми в песочнице. «Здравствуй песок»

«Песочный дождик»

«Песочная рыбка»-радость

«Здравствуй песок», «Следы на песке»

«Песочный дождик», Игра «Песочный ветер» (дыхательное)


«Песочный мир»-радость

«Здравствуй песок», «Дорожки на песке»

Игра «Ручеек течет»


«Заколдованный город»-грусть

«Здравствуй песок», «Песочные прятки»

Упражнение «Победитель злости»



Декабрь


«Мир наоборот»-удивление

Игра «Знакомство с мокрым песком».

Игра «Создание Волшебного круга на песке с использованием мелких предметов (ракушки, бусинки, фасоль.)

»

«Птичка»-хвастовство

Игра «Попроси игрушку»

Игра «Необыкновенные следы»

«Пчелка»-страх

«Добрые волшебники»

Игра «Песочный дождик»,

«Лошадка»-капризы

«Цирк на песке»

Игра «Руки»



Январь


«Братья»-смелость и трусость

«Говори!»

Игра «Дорожки из песка»

«Дедушка и внучек»-взаимопомощь

«Археология»

«Строительство замков из очень мокрого песка»

«Белочки»-умение договариваться

«Найди отличие»

«Здравствуй шишка»

«Апельсинчик» -дружба

«Песочные прятки»

«Чуткие пальчики»



Февраль


«Детский сад»-робость

«Кричалки,шепталки,молчалки»

«Спонтанное рисование»

«Встреча с другом»-радость

«Найди отличие»

«Нарисуй радость»

«Театр настроений»-радость

«Похвалилки»

«Танец рук»

«Две подружки»-радость и грусть

«Рисование пиктограммы грусти и радости»

«Пересыпание песка из разных емкостей»

Март




«Как котенок потерялся»-страх

«Песочные дорожки»

«Секретные задания»

«Разбитая ваза»-преодоление страха

«За что меня любит мама»

«Песочный круг»

«Маленькие художники»-преодоление страха

Рисование «Смешные страхи»

Упражнение «Ладошка»

«Живая шляпа»- удивление

Выложи на песке эмоцию.

«Кто к нам приходил?»



Апрель


«Мышка хвастунья»- самодовольство

«Точка, точка, запятая»

Ласковые лапки” (Шевцова И.В.)


«Непослушный внучек»-злость

Передай игрушку” (Кряжева Н.Л.)

 «Забавные рожицы». (кинетический песок)

«Косточка»-стыд, вина

Разговор с руками”(кинетический песок)

 "Цветные острова"(цветной песок)

«Соленый чай»-отвращение, брезгливость

«Песочная радуга»(насып из цветного песка)

«Порисуй пальчиками», «Пианино»

Май




«Поможем песочным гномам»-взаимопомощь

Игра "Строители"(кинетический песок)

«Песочный дождик»

«Покажи эмоцию»-закрепление умения различать чувства

«Рыбалка»-поймай и покажи эмоцию

«Песочный ветер»

«Дорисуй и придумай» закрепление умения различать чувства

«Лица на песке»(сухой песок)

Герои мультфильмов(раскрашивание трафаретов цветным песком)

«Песочное настроение» закрепление умения различать чувства

«Отпечатки наших рук» 

«Песочный дождик»



Работа с родителями

Работа с педагогами

Обеспечение творческой направленности

  1. Наглядная информация в родительском уголке

  2. Тематические родительские собрания

  3. Мастер-классы

  4. Индивидуальные консультации

  5. Самообразование

  6. Накопление и обобщение педагогического опыта

  7. Обновление уголков (информационных стендов) играми в песочнице на развитие эмоциональной сферы для детей с ОВЗ

  1. Тематический педсовет

  2. Мастер-классы

  3. Самообразование 

  4. Презентации

  1. Накопление и обобщение педагогического опыта

  2. Обновление уголков (информационных стендов) играми в песочнице на развитие эмоциональной сферы для детей с ОВЗ.


План внедрения программы

Продукты проекта для детей:

  1. Фотогалерея.

  2. Картотека игр для детей с сухим и кинетическим песком «Эмоции в песочнице».

  3. Применение игр в самостоятельной деятельности детей.

Продукты проекта для педагогов:

  1. Конспекты по теме проекта.

  2. Библиография по теме проекта.

  3. Мастер-классы («Песочная терапия как средство эмоционального развития дошкольников с ОВЗ»,

«Игры в педагогической песочнице с детьми »).


  1. Презентация проекта «Эмоции в песочнице»

  2. Презентация «Игры с песком для детей с ОВЗ»

  3. Трафареты для раскрашивания цветным песком.

  4. Планирование по выбранной тематике.

Продукты проекта для родителей:

  1. Родительские собрания «Эмоциональная сфера детей с ограниченными возможностями здоровья».

  2. Мастер-классы «Изготовление цветного песка», «Игры с «кинетическим песком».

  3. Презентация проекта на собрании.

  4. Консультации «Песочная терапия - что это», «Играем с песком: дома и на улице»

  5. Семинар – практикум «Необычный песок»

Презентация материалов проекта

  1. Мастер-классы.

  2. Презентация проекта.

  3. Картотека игр «Эмоции в песочнице».

IV этап – Заключительный.

Ожидаемые результаты проекта:

  Для детей:

  • Разработанная программа позволит реализовать поставленную цель: развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья, которая позволит эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать знаниями и умениями, которые ранее были недоступны детям.


Для педагогов:

-повышение  педагогической компетентности в вопросах работы с песком и эмоционально волевом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

- внедрение в игровую практику игр с песком.

Для родителей:

-повышение компетенции родителей в вопросах эмоционально-волевого развития детей.

-гармонизация детско-родительских отношений.

Методическое обеспечение:

Литература:

1.Крюкова С.В. Слободяник Н.П «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.»;

2 Данилова С.И.«Психологическое сопровождение дошкольников»;

3.Федосеева М.А. Практическое пособие «Занятия с детьми 3-7лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательных сфер средствами песочной терапии»

4.Интернет-ресурсы:Новикова Н. А., Голиусова Ю. И. Песочная терапия как одна из современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ // Молодой ученый.— URL https://moluch.ru/archive/166/45355/

Приложение:

  1. Мастер-классы.

  2. Консультации для родителей и педагогов.

  3. Картотека игр «Эмоции в песочнице».

4.Презентации













Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос