Родительское собрание в ДОУ на тему "Поощрение и наказание детей в семье"
Родительское собрание на тему:
«Поощрение и наказание детей в семье»
Цель: Формирование у родителей осознанного применения в воспитательном процессе методов поощрения и наказания.
Задачи:
1. Способствовать формированию у родителей установки уважительного отношения к детям, их поступкам и поведению;
2. Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в сфере поощрения и наказания ребёнка в семье.
3. Формировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье.
Ход родительского собрания
Вводная часть:
Воспитатель: «Добрый день, уважаемые родители! Я рада видеть Вас! Давайте поприветствуем, друг друга, подчеркнув индивидуальность каждого, передавая это сердце, вы выражаете тепло к друг другу.
Например: "Я рада Вас видеть, и хочу сказать, что Вы выглядите великолепно" (родители приветствуют друг друга)
Воспитатель: Спасибо за ваши добрые слова. Уважаемые родители в начале нашей встречи я хочу познакомить вас с портфельчиками, которые лежат у вас на столах. В конце я предложу каждому поделиться, что полезного вы туда положили.
Слайд 1.
-Обратите внимание на слайд.
Воспитатель: Папа вазу опрокинул
Кто его накажет?
“Это к счастью,
Это к счастью!”
Всё семейство скажет
Ну, а если бы к несчастью,
Это сделал я.
“Ты разиня,
Ты растяпа” -
Скажет мне семья…
Воспитатель: Как часто нам приходится сталкиваться с такими ситуациями и как по-разному, мы - взрослые, можем на них реагировать: кто-то возьмётся за ремень, если это случилось с ребёнком, а кто-то промолчит.
Как вы думаете, какой теме посвящена наша встреча? (родители высказывают свои предположения)
Слайд 2. Тема: Поощрение и наказание детей в семье
Воспитатель: Во все времена родителей волновали вопросы по воспитанию детей в семье, каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.
У каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка…
Чего бы вы хотели от нашей сегодняшней встречи?
У вас у каждого лежит на парте ладонь вопросов. Оцените степень осведомленности по данной теме, загибая пальцы ладони. Полностью-обладаю полностью; пополам- недостаточно осведомлен; прямой палец- вопрос открыт для меня.
Упражнение «Ладонь вопросов»
- Я хорошо знаю что такое поощрение и наказание
- Я умею правильно поощрять
- Я умею грамотно пименять метод наказания
-Я понимаю возможные последствия неграмотного наказания
- Я всегда отношусь с уважением к личности ребенка
Родители показывают ладони.
Воспитатель: Я вижу, что открытых вопросов по проблеме достаточно много.
Тогда начнем.
Основной этап
Слайд 3.
Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка.
«Я очень довольна твоими успехами»,
«Я восхищаюсь твоей силой воли».
-Придумайте фразы, которыми вы могли бы выразить свое одобрение ребенку.
Родители озвучивают свои варианты
Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребёнка.
Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство.
Всегда ли нужно поощрять ребёнка? (родители высказывают свои предположения).
Не всегда и не всё нужно поощрять. То, что вошло в жизнь и быт, превратилось в привычку, стало традицией, не требует поощрения. Поощрять надо лишь за действительные, а не за мнимые заслуги. Поощрение следует применять с учетом индивидуальных особенностей ребёнка.
Слайд 4.
Позвольте дать вам, уважаемые родители, несколько полезных советов, о том, как поощрять ребёнка в семье.
Мы определились с вами и выяснили, что такое поощрение. Давайте порассуждаем, а что же такое наказание? (рассуждения родителей, вывод).
Слайд 5.
Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения им норм нравственности.
Нет идеальных детей, как и нет идеальных родителей. А.С. Макаренко писал: "Наказание очень трудная вещь; она требует от воспитателя огромного такта и осторожности". Наказание оказывает воспитательное воздействие тогда, когда оно не повседневно, когда ребенок понимает его справедливость, когда оно соответствует степени вины совершенного проступка.
Ребенок должен понимать, что его хорошие поступки - радость всей семьи, плохие - огорчение для всех ее членов. Как вы думаете, каким должно быть наказание? (родители высказывают свои предположения, делается вывод)
У вас на столах лежат фразы, с помощью которых родители дают отрицательные оценки. Обсудите, согласны ли вы, что такие оценки имеют место в семейном воспитании.
Слайд 6.
1. Неряха! Опять не прибрал в комнате, будешь на улице гулять, когда научишься убираться в комнате!
2.Все дети, как дети, а у нас бездарность!! Сколько ни объясняй толку нет! Опять двойку принес.
3.Ты жадина! Больше никак не могу тебя назвать! Не можешь делиться обойдешься тоже без сладостей!
Каждая группа зачитывает
Слайд 7.
Демонстрация рисунка – метафоры «Губка с иголками». На слайде губка, родители зачитывают фразы, и на слайде в губке появляется иголочка. В итоге в губке несколько иголок.
Воспитатель: Уважаемые родители представьте, что вам нужно прикоснуться руками к этой губке, погладить, что вы почувствуете? Какой вывод можно сделать?
Вывод: наказывая ребенка, мы можем взрастить в нем «шипы» и «иголки». Ребенок станет «колючим», он будет защищаться от нас.
Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребёнок очень чувствителен к справедливости наказания. Если родители уверены в целесообразности наказания, то всё равно нужно проявлять гибкость и дипломатичность.
Слайд 8.
Наказывая детей, мы должны помнить, что:
-
При любом наказании ребенок должен быть уверен, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не остается без родительской любви;
-
Наказание должно быть соразмерно проступку;
-
Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме, чтобы у ребенка не было путаницы из-за непоследовательного поведения взрослых;
-
При любом наказании детей они не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей.
Пожалуйста, помните следующее:
-
Вы можете ошибаться;
-
Имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его незаслуженно;
-
Контролируйте поведение ребёнка всегда, старайтесь предупредить его возможные отрицательные поступки. Слайд 9
Заключительный этап
Возвращаемся к «Ладони вопросов»
Посмотрите еще раз на ладонь… В том же положении остались пальчики? Теперь это настоящий кулак, символизирующий вашу силу, но не физическую силу по отношению к ребенку, а силу мудрости в вопросе поощрения и наказания.
Так же давайте вернемся к нашим портфельчикам с полезностями, что вы хотите положить в портфельчик с полезностями?
Я предлагаю положить туда вот эти памятки.
Слайд 10
Я рада, что встреча прошла плодотворно.
Благодарю за взаимодействие.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
Подробнее о критериях Требований к публикации материалов в библиотеке Портала см. инф. в разделе Помощь.