Русский язык 2 класс тема: Части речи. Повторение.
Евсеенко
Светлана Валерьевна
Республика
Коми, г. Сыктывкар
МАОУ
«СОШ № 26»
Учитель
начальных классов
Урок
русского языка.
Тема: Части речи. Повторение.
УМК: "Школа России"
Класс: 2
Продолжительность урока: 40 минут
Тип урока: повторение изученного
Используемые технологии: ТОУУ(технология оценивания учебных успехов), технология работы в парах, ИКТ, технологии здоровьесбережения.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах.
Цель урока: Повторить знания и умения учащихся находить и определять изученные части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог).
Задачи:
Образовательная:
- Отрабатывать навык определения частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
Развивающая:
-Развивать орфографическую зоркость, оперативную память, познавательную активность;
Воспитательная:
- Воспитывать организованность, трудолюбие, аккуратность.
Формируемые УУД
Познавательные УУД
1. Развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. На основе анализа объектов делать выводы.
3. Обобщать и классифицировать части речи по признакам.
Регулятивные УУД
1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с предложенным заданием.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развивать умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Оборудование: мультимедийный проектор, Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс», карточки с заданиями для самостоятельной работы, ребус "Дуб", пазлы с изображением колобка.
Ход урока:
-
Организационный момент.
Всем, всем – добрый день.
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться.
Не мешай трудиться!
-
Самоопределение к деятельности.
- Ребята, какой сегодня тип урока русского языка?
(Урок повторения знаний и умений.)
- Верно, сегодня наш друг Почемучка не задаёт нам вопросы. А какие знания и умения мы будем повторять определим чуть позже.
- Спланируем нашу деятельность на уроке повторения. (на карточках записаны этапы урока: 1. Разминка. 2. Проверка Д/з. 3. Тренировочные упражнения. 4. Д/з. Итог урока.)
- Только пройдя все этапы урока, мы достигнем цели и узнаем, кто прячется сегодня за деталями пазлов.
-
Разминка. Постановка темы и цели урока.
- Начнём с разминки, чтобы включиться в плодотворную работу.
- Отгадайте ребус. (дуб)
- Расскажите всё о слове дуб. (дуб – это имя существительное, отвечает на вопрос что? и обозначает предмет, неодушевлённое, нарицательное, на конце парный согласный, проверочное слово дубы)
- Образуйте от существительного дуб однокоренное имя прилагательное. (дубовый)
-Каким местоимением можно заменить существительное дуб? (он)
- Составьте нераспространённое предложение со словом дуб. (Дуб растёт.)
- Какой частью речи выражено сказуемое растёт? (глаголом)
- Ребята, кто был внимателен и может назвать части речи, которые были озвучены в разминке? (имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол)
-Кто догадался, какова будет тема урока повторения? (Части речи.)
- Какая будет цель нашего урока? (учиться определять и распознавать изученные части речи)
- Кто может назвать часть речи, о которой не упоминалось в разминке? (предлог)
-Верно, и мы переходим ко второму этапу урока: Проверка Д/з., при выполнении которого вы работали с предлогами, и мы можем открыть первую деталь пазла. (идёт проверка домашней работы)
- Расскажите всё, что вы знаете о предлоге? (об имени существительном?)
- Просигнальте на полях тетради зелёный кружок, если домашнее задание было лёгким, вы без труда справились с ним. Жёлтый кружок, если задание показалось не таким уж лёгким, но вы справились с ним и красный кружок, если задание для вас было трудным)
* Музыкальная физминутка.
- И мы переходим к следующему этапу урока: Тренировочные упражнения и открываем ещё один пазл.
- Прежде чем начнём выполнять тренировочные упражнения, постройте на полях тетради линеечку успеха и обозначьте, где как вы считаете, находится на данный момент ваш успех в умении определять изученные части речи. В конце урока мы сравним, произойдут ли какие - либо изменения.
- Потренируемся в умении находить и определять изученные части речи.
-
Тренировочные упражнения.
а) Работа в паре. Интерактивная игра.
(Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс» п. 28 Части речи. Упражнения.)
- Подойдёт ли данное упражнение к нашему уроку? (Выполнение упражнения с использованием интерактивной доски)
- Расскажите, что вы знаете о местоимении?
- Какие местоимения известны вам ещё?
- Оцените работу в паре.
* Пальчиковая гимнастика
Шарик
Надуваем
быстро шарик.
Все
пальчики обеих рук в "щепотке" и
соприкасаются кончиками. В этом положении
дуем на них, при этом пальчики принимают
форму шара. Воздух "выходит", и
пальчики принимают исходное положение.
Он становится большой.
Вдруг
шар лопнул, воздух вышел -
Стал он
тонкий и худой.
Корзинка
В
лес корзинку я беру
Ладони
на себя, пальчики переплетаются и
локотки разводятся в стороны. Ладони
как бы разъезжаются, и между пальцами
образуются зазоры. Большие пальчики
образуют ручку.
И грибы в нее
кладу.
б) Самостоятельная работа.
- Продолжим работу со словами, самостоятельно найдите и запишите по вариантам в тетрадь имена прилагательные – 1 вариант, глаголы- 2 вариант. (задание на карточке)
Семья, редкий, ружьё, летит, кричала, качает, жидкое, ручьи, узкая.
- Проверим работу. Кто справился без ошибок и задание для него было лёгким, просигнальте в тетради на полях зелёным кружком, кому было сложно, но он старался, допустил 1 ошибку- жёлтым кружком, для кого было задание трудным, он не справился – красным кружком.
- Слова, какой части речи остались не записаны? (имена существительные)
- Скажите, какая орфограмма объединяет имена существительные? (прилагательные, глаголы)
- Подберите антонимы к данным именам прилагательным.
-Расскажите всё о глаголе? (об имени прилагательном)
- Ребята, какие ещё знания и умения мы закрепили, выполняя задание, кроме знаний и умений находить и определять изученные части речи?
* Гимнастика для глаз.
в) Работа с деформированным предложением.
- Посмотрите на доску. Какое задание можно предложить? (Составить и записать предложения, обозначить над словами части речи.)
Стайки, шумные, летят, скворцов. Деревьях, гнёзда, вьют, на, грачи.
- Составьте красивые предложения с данными словами.
- Работаем по вариантам. Первый вариант - первое предложение, второй вариант - второе предложение. Над каждым словом укажите часть речи. Найдите и подчеркните главные члены предложения.
-Какие умения закрепили?
Вернёмся к линеечке успеха. Покажите, где сейчас находится ваш успех. У кого совпали обозначения? У кого не совпали обозначения? Почему так произошло?
- И мы открываем третий пазл и подходим к последнему этапу урока.
-
Д.з. Итог урока.
- Какова была тема урока?
- Всё ли получалось на уроке?
- Всё ли было понятно?
И мы открываем последний наш пазл. Кто же прятался сегодня за деталями пазлов? (Колобок)
- Из какой сказки этот герой? Чему учит эта сказка? Составьте предложение о колобке, так чтобы в нём как можно больше присутствовало разных изученных нами частей речи.
- Ребята, теперь каждый подведёт итог своей деятельности на уроке повторения знаний и умений по теме: «Части речи» и оценит свою работу. Построим цветочную полянку для колобка. (На партах лежат вырезанные из цветной бумаги цветы красного, жёлтого и зелёного цвета. Дети выбирают цветок в соответствии с оценкой своей работы на уроке и строят цветочную полянку для колобка на доске.)
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
в списке использованной при подготовке материала литературы должны быть опубликованы ссылки на использованную графику.
С уважением, С.А. Колодин.
Пальчиковые игры и упражнения. Разработчик Автенюк Наталья Геннадьевна, учитель-логопед.