«Великая Отечественная война глазами ребенка»
Проект может быть реализован внутри коллектива детей (группы)
МБОУ гимназия им. Ф.К. Салманова, дошкольное отделение «Солнечный город»
Международный конкурс-фестиваль педагогического мастерства
«Вдохновение. Лучший педагогический проект»
Проект
«Великая Отечественная война глазами ребенка»
|
Автор: Тростина Ольга Всеволодовна, воспитатель тел.: +7 (922) 418 00 60 e-mail: ovt33@rambl.u |
г. Сургут
2019 г.
Пояснительная записка
Аннотация
Данная разработка предназначена для воспитателей дошкольных учреждений.
Проект может быть реализован внутри коллектива детей (группы)
Ведение
Образовательный проект Великая Отечественная война глазами ребёнка» является универсальной формой работы со всеми участниками образовательного процесса (педагогами, специалистами, родителями и детьми), направленной на военно-патриотическое воспитание старших дошкольников. Со времен Великой отечественной войны прошло достаточно много времени, в живых осталось не так много ветеранов и участников той страшной войны, но подвиг советских людей всегда будет оставаться гордостью для потомков. Родители, педагоги и воспитатели дошкольных учреждений должны воспитывать подрастающее поколение так, чтобы дети знали, помнили и чтили подвиг дедов и прадедов, понимали, как тяжело далась Победа, как отважно защищали свою Родину наши предки. У детей формируются чувство гордости за свой народ, свою страну, любовь к Родине, когда они слушают о подвигах и доблести советских людей. Дети с большим интересом узнают, как воевали солдаты и как самоотверженно трудились в тылу не только взрослые, но и дети.
Знание истории своей страны является очень важным этапом всестороннего развития личности.
Актуальность
Воспитание гражданина, патриота так особенно необходимо в условиях современного мира. Ребенок на примерах своих прадедов видит, как люди самоотверженно, преодолевая все невзгоды и лишения, двигались во имя идеи к светлой цели.
Патриотическое воспитание – важное и необходимое направление в работе образовательной организации.
Реализация проекта отвечает основным требованиям ФГОС ДО:
-
деятельный подход и партнерский стиль отношений при взаимодействии взрослого с ребенком-дошкольником;
-
интеграция образовательных областей: социально-коммуникативного развития, речевого развития, художественно-эстетического, познавательного и физического развития;
-
открытость образовательного процесса для семей воспитанников.
Цель проекта
Создание условий для духовно-нравственного развития ребенка через знакомство с военными событиями ВОВ.
Задачи:
Создание условий для формирования у детей:
-
знаний о ВОВ; гордости за ратный подвиг, совершенный защитниками нашей страны;
-
любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите; любви к своей «малой родине»;
-
формирования гражданского сознания, укрепления единства и целостности Российской Федерации;
-
поиск новых форм работы для формирования у нового поколения национального самосознания, понимания нерушимости свободы Российской Федерации; неприкосновенности российских границ;
-
воспитывать чувство патриотизма, уважение и заботу о ветеранах, любовь к Родине;
-
расширять знания детей о Великой Отечественной войне, её героях, военных сражениях, военной технике, о памятниках героям ВОВ.
Практика реализации проекта
Основная образовательная программа ДО, реализуемая на дошкольном отделении гимназии предусматривает изучение истории нашей страны и патриотическое воспитание.
Беседы проводятся с детьми в течении месяца (до и после Дня Победы). Содержание материала соответствует возрастным особенностям. Детям объясняются причины происхождения войн, но в случае с фашистской Германией – это было не только захват территории, но и уничтожение людей, не относящихся к арийской расе. Дети с благоговением слушают, как благодаря мужеству и отваге наших дедов и прадедов, сражавшихся за Родину, а также тех, кто работал в тылу, страна одержала победу над врагом.
Все беседы проводятся на фоне репродукций картин на военную тематику.
Чтение художественных книг на военную тематику - ещё один способ рассказать о Великой Отечественной войне. Прочитанные рассказы и стихотворения помогают детям формировать знания о жизни и борьбе людей того времени. Детям был представлен рассказ, когда один из героев был ровесником слушателей. Для этого была прочитана книга Анны Печерской «Дети — герои Великой Отечественной войны».
Конечно, Детям помогает эмоционально погрузиться в атмосферу того времени - музыка. «Баллада о солдате», «В землянке», «Катюша», «Вставай страна огромная!» и другие, создавали особенное торжественное настроение и затрагивали глубинные струнки детских душ.
Практико-ориентируемой формой работы является проведение совместного с родителями мастер-класса по изготовлению Письма-поздравления Ветерану, которое было воспринято детьми с большим интересом.
Просмотр презентаций и фильмов является прекрасным помощником в разговорах на эту сложную тему. В эту форму работы активно подключаются родители. Родителям рекомендуется посмотреть вместе с детьми «В бой идут одни старики», «Судьба человека», «А зори здесь тихие». В них дети видят тяготы военного времени, боль реальных людей, их мужество и героизм. Реакция родителей и педагогов — важная сторона воспитания. Даже если сложная сюжетная линия останется непонятной ребёнку, эмоции взрослых станут основой для формирования его отношения к войне.
Детям дается время подумать и самостоятельно выстроить цепочку смыслов. Ребята высказываются и часто они дают довольно точные объяснения тому, что увидели на экране, проявляя огромное сочувствие.
Концерт для ветеранов позволяет детям почувствовать причастность к этим печальным и торжественным моментам нашей истории.
Проводя всю эту работу, педагоги приобретают уважение и партнерские отношения с ребенком, повышают свои компетенции, укрепляют отношения со специалистами и социальными партнерами.
Педагоги имеют материал для обобщения и распространения педагогического опыта.
Дальнейшая работа с материалом:
- создание архива мероприятий в группе;
- использование материалов при распространении педагогического опыта среди коллег;
- использование материалов для проведения мастер-классов, семинаров, конференций;
- использование материалов для проведения проекта с другими детьми.
Основной результат:
-
Ребенок имеет представление и социальный опыт, приобретая знания о ВОВ;
-
Воспитание патриота – гражданина;
-
Замотивированная активная речевая, познавательная деятельность ребенка, расширение словаря, знания истории
-
Тесная взаимосвязь с родителями и социальными партнерами;
-
Использование бесед, книг, фильмов, мастер-классов, концертов в образовательном процессе в ДОУ
-
Атмосфера важности, торжественности, благодарности ветеранам, общности между детьми внутри группы и родительским сообществом.
Паспорт проекта
«Детям-дошкольникам о Великой Отечественной войне»
Автор: Тростина О.В.
Тема проекта «история ВОВ»
Тип Информационно-практико-ориентированный, (социально-познавательный)
по виду: групповой, краткосрочный
Цель проекта:
Расширять знания детей о Великой Отечественной войне, её героях, военных сражениях, военной технике, о памятниках героям ВОВ; воспитывать чувство патриотизма, уважение и заботу о ветеранах, любовь к Родине.
Задачи:
1. Для детей:
1. Расширить представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы, используя ИКТ; побуждать к уважительному отношению к подвигу наших соотечественников.
2. Закрепить навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале.
3. Воспитать уважение к памяти воинов-победителей, любовь к Родине; традиции преемственности поколений.
4. Сформировать у детей чувство сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны.
2. Для педагогов:
1. Побудить детей к поиску материала по теме (литература, иллюстрации). Поддерживать интерес и за рамками проекта.
2. Познакомить детей с некоторыми героями ВОВ (их военными профессиями) и городами-героями, главными сражениями, военной техникой.
3. Создать условия для максимального «погружения» детей в данную тему, используя всевозможные дидактические средства, а также ИКТ.
4. Обмен опытом коллег по данной тематике.
5. Обогатить предметно-пространственную среду в соответствии с темой проекта.
6. Подготовить место для мини-музея и галереи Великой победы.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет), воспитатели, специалисты, родители, социальные партнеры.
Сроки реализации проекта два месяца.
Техническое и программное обеспечение, оборудование: Фотоаппарат, ПК, интерактивная доска, флэш-накопитель, видеокамера.
Ожидаемые результаты:
- дети имеют представления о ВОВ: о героях, сражениях, военной технике;
- дети имеют представление о жизни людей в тылу: их самоотверженном труде во имя Победы;
- дети с глубоким уважением относятся к подвигу народа времен ВОВ;
- дети гордятся своей Родиной и чтят ее традиции;
- открытость образовательного процесса для родительской общественности.
Циклограмма реализации проекта
«Детям-дошкольникам о Великой Отечественной войне»
тип проекта - Информативно-практико-ориентированный,
(социально-познавательный),
вид проекта – внутригрупповой
Этапы, сроки |
Основные направления реализации проекта (мероприятия) |
Материалы и средства реализации проекта |
Примечания |
1 этап: «установочный» |
Беседа. Расспросить детей о том, какие войны пришлось пережить нашей стране. Узнать, что дети слышали о ВОВ. Есть ли у них прадедушки или другие родственники, участвовавшие в ВОВ. |
|
|
подготовительный этап: информативно-практико-ориентированный |
Предложить детям собрать весь материал по ВОВ (книги, картинки, фото героев (своих родственников) для галереи Победы, военную технику (для мини-музея) |
|
Предложить родителям помочь детям в подборе материала |
Основной этап |
Оформление Галереи Победы и мини-музея. Изготовление стенгазеты для внутригимназического тематического творческого конкурса. Репетиция и проведение концерта для ветеранов. Чтение рассказов о войне. Подготовка и проведение мастер-класса (совместно с родителями) «Письмо-поздравление Ветерану». Изготовление открытки Ветерану. Просмотр театральной постановки «Дети войны» школьной театральной студии. Викторина «По тропам войны». Рисование открытки «Салют Победы». |
Пилотки, георгиевские ленточки. Репродукции картин о войне, книги и игрушечная военная техника, принесенные из дома. Материал, необходимый для практических занятий. |
Родители принимают непосредственное участие во всех этапах проекта. |
Заключительный этап |
Приглашение детей других групп на экскурсию в мини-музей и галерею Победы. Просмотр презентации «ВОВ глазами детей». Возложение цветов (совместно с родителями) к Вечному огню. Участие в акции «Бессмертный полк» |
Интерактивная доска, ПК |
|
Этапы работы над проектом: (таблица с указанием сроков и деятельности участников проекта)
№ п/п |
Этап |
Период |
Деятельность
|
|
педагог |
воспитанник |
|||
1 |
Подготовительный Постановка проблемы, выбор темы, распределение ролей в группе, выбор формы реализации проекта, составление плана
|
15.05.19 – 17.05.19 |
Изучение литературы. Ознакомление с опытом других педагогов. Подготовка сценария концерта для ветеранов. |
Беседа о ВОВ |
2 |
Работа над содержанием проекта Сбор информации, исследовательская работа, детское творчество
|
22.04.19 – 30.04.19 |
Подбор рассказов о войне, соответствующих возрасту детей. Подбор материала для презентации. |
Прослушивание рассказов, просмотр фильмов о войне. Оформление стенгазеты, галереи Победы и мини-музея. |
3 |
Оформление проекта Сборка необходимых материалов, оформление в итоговый продукт с указанием авторов
|
2.05.19 – 16.05.19 |
Методическое сопровождение |
|
4 |
Представление результатов работы Презентация проекта, публичное выступление, публикация результатов
|
17.05.19 |
Концерт для ветеранов. Мастер-класс «Письмо-поздравление Ветерану». Продуктивная деятельность: аппликация - открытка Ветерану, рисование открытки – «Салют Победы» Концерт для воспитанников. Просмотр презентации. |
|
5 |
Рефлексия Самооценка авторов проекта, отзывы
|
20.05.19 |
Проведение электронного опроса родителей через интернет-ресурсы |
Опрос детей о впечатлениях от мероприятий посвященных ВОВ. Что узнали? Чему научились? Что было сложного?
|
Итоги:
Ожидаемый и полученный результат (чему научились и какие знания приобрели)
-
дети имеют представления о ВОВ: о героях, сражениях, военной технике; дети имеют представление о жизни людей в тылу: их самоотверженном труде во имя Победы;
-
замотивированная активная речевая и продуктивная деятельность ребенка, расширение словаря, знаний, умений и навыков;
-
дети с глубоким уважением относятся к подвигу народа времен ВОВ;
-
дети гордятся своей Родиной и чтят великие даты ее истории;
-
открытость образовательного процесса для родительской общественности;
-
эффективное использование ИКТ
-
атмосфера торжественности, доброжелательности, творчества, стремление к единой цели в детском коллективе и родительским сообществом;
-
накопление материала по теме и распространение педагогического опыта
-
педагоги приобрели опыт партнерских отношений с ребенком и родителем; повысили свои компетенции; почувствовали себя частью целого педагогического процесса, посвященного патриотическому воспитанию.
Перспективы:
-
Продолжать расширять представления детей о ВОВ;
-
продолжать развивать познавательные компетенции у старшего дошкольника через приобщение к истории России;
-
целенаправленно и систематически взаимодействовать с социальными партнерами, родителями и специалистами ДОУ.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
перенесите материал в раздел конкурсных работ. Для этого нужно воспользоваться командой "Редактировать" в разделе "Информация для автора" на странице работы. Иначе разработка будет рассмотрена на общих основаниях.
С уважением, С.А. Колодин.
Разобралась с размещением материала именно на КОНКУРС (к сожалению только с 4го раза). Нельзя ли удалить продублированные заявки из рубрики "Обобщение опыта"?