Конспект непосредственной образовательной деятельности "Звуки "С, СЬ", буква с".
Задачи:
1. Стремиться к овладению понятий звук согласный, глухой, мягкий, твердый.
2. Содействовать умению различать гласные и согласные звуки.
3. Ознакомление с согласными звуками С, Сь, их дифференциация.
4. Совершенствовать умение определять место звука в слове.
Бызова Екатерина Николаевна
учитель-логопед
1-й квалификационной категории
г. Энгельс, Саратовской области
МДОУ «Детский сад № 17»
Дисциплина:
Развитие фонетико-фонематической
системы языка и навыков
звукового анализа и синтеза
Основная общеобразовательная программа:
Комплексная образовательная программа
дошкольного образования для детей
с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет
под редакцией Н.В. Нищевой
Тема: Звуки [С – Сь], буква С.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Продолжительность занятия: 30 минут
Цель: Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Задачи:
-
Стремиться к овладению понятий звук согласный, глухой, мягкий, твердый.
-
Содействовать умению различать гласные и согласные звуки.
-
Ознакомление с согласными звуками [С, Сь], их дифференциация.
-
Совершенствовать умение определять место звука в слове: в начале, в середине, в конце.
-
Закрепление представления о букве С.
-
Совершенствование навыка осознанного чтения слогов.
Виды деятельности: коммуникативная, игровая
Формы организации: подгрупповая
Формы реализации детских видов деятельности:
Игровые ситуации, обучающие ситуации, игры, обсуждение.
Оборудование:
Демонстрационный материал: звуковые замки, картинки, в названиях которых слышаться звуки [С, Сь ], 2 куклы, изображение Дракона.
Раздаточный материал: индивидуальные зеркала, кассы букв, карточки для определения звука в слове, счетные палочки, тетради, карандаши.
1. Организационный момент
- Ребята, вы любите путешествия?
Дети: - Да.
- Предлагаю вам отправиться в путь. Чтоб веселей была дорога, предлагаю спеть веселую песню.
Дети поют один куплет песни «Если с другом вышел в путь…»
- Что встало у нас на пути?
Дети: - Замки.
- Да, это замки, но не простые, а звуковые. В замках этих живут звуки, а какие, вы мне напомните, пожалуйста.
Дети: - В красном замке «живут» все гласные звуки.
- Назовите, какие гласные звуки вы уже знаете.
Дети: - А, О, У,
- Почему ворота в красном замке всегда открыты?
Дети: - Когда мы произносим гласный звук, воздух, выходящий изо рта, не встречает никакой преграды, выходит легко. Поэтому гласные звуки легко поются и тянутся. В сине-зеленом замке «живут» все согласные звуки. (Далее дети называют уже изученные согласные звуки)
- А почему же ворота в сине-зеленом замке всегда закрыты на замок?
Дети: - Когда мы произносим согласный звук, воздух, выходящий изо рта, встречает на своем пути какое-либо препятствие.
- Да, ребята, вы правы, воздух встречает на своем пути трехглавого дракона. А какие же головы у этого дракона?
Дети: - Губы, зубы, язык. Поэтому согласные звуки нельзя потянуть и спеть. (Картинка с изображением Дракона)
- Знаете ли вы, почему замок, где «живут» согласные звуки из двух цветов: синего и зеленого?
Дети: - В синей половине замка «живут» твердые согласные, а в зеленой половине мягкие согласные звуки.
(находим карточки: синие, зеленые и красные)
2. Основная часть
- Предлагаю поиграть в игру «Светофор». Сейчас я проверю, знаете ли вы и различаете ли согласные звуки и гласные.
Правила игры: Я буду называть разные звуки, а вы, как только услышите гласный звук, поднимите красную сигнальную карточку, твердый согласный звук, синюю карточку, мягкий согласный, зеленую.
(игра «Светофор»)
- Молодцы!
- Дети, посмотрите, кого мы с вами встретили. Давайте с ними познакомимся.
(две куклы) Одну зовут Соня, а вторую Сима. Они хотят с вами тоже поиграть.
(Дети знакомятся с куклами, называют свои имена)
Соня:- Внимательно послушайте слова, и скажите, какой звук повторяется в каждом слове.
- Сом, сумка, усы, нос, автобус, солнце, мост, самолет, самокат…
Дети: - В каждом слове повторяется звук [С].
Соня: - Правильно, а теперь давайте проверим, какой же звук
- Возьмите зеркала и произнесите звук [С]. Обратите внимание на губы, зубы и язык.
- А теперь положите зеркала, и снова произнесите этот звук только теперь подставьте ладошку.
(Дети произносят звук, глядя в зеркала)
- Скажите, звук [С] гласный или согласный.
Дети: - Звук [С] согласный, потому что воздух выходит с трудом, встречает на своем пути преграду в виде зубов.
- Как вы догадались, что зубы мешают воздуху?
Дети: - Они сближены, но не сомкнуты, поэтому воздух может выходить, но с большим трудом.
Соня: - Назовите слова, в которых слышится звук [С].
(Дети называют слова, которые видят на доске на картинках).
Сима: - Мне что-то грустно стало и я решила спросить у вас вот что, как вы думаете, есть «младший братик» у звука [С]?
Дети: - Наверно есть. Это мягкий звук [Сь].
Сима: - Правильно. А теперь произнесите звук [Сь].
(Дети берут зеркала и произносят звук).
- Ребята, скажите, звуки [С и Сь] одинаковые или разные?
Дети: - Эти звуки разные, звук [С] твердый согласный, а [Сь] мягкий согласный.
- А теперь Соня и Сима предлагают поиграть в игру «Улитка». Я напомню вам правила игры: Соня и Сима будут называть слова, со звуками [С], или [Сь], а вы должны посадить улитку на дорожку в начале, в середине или в конце, в соответствии с тем, где слышится звук в слове.
- Самокат, капуста, ананас; сено, осень, лось.
(Дети выполняют задание, сидя за столами)
(Дети дают полную характеристику обоим звукам). [С] - согласный твердый, глухой, свистящий; [Сь] – согласный, мягкий, глухой, свистящий.
ФИЗ. МИНУТКА
У нас славная осанка
Мы свели лопатки.
Мы шагаем на носках
И пойдем на пятках.
Пойдем мягко, как лисята
Ну, а если, надоест,
То пойдем мы косолапо,
Как медведи ходят в лес.
Вот так, вот так.
Мы свели лопатки.
Мы шагаем на носках
И пойдем на пятках.
Пойдем мягко, как лисята
Ну, а если, надоест,
То пойдем мы косолапо,
Как медведи ходят в лес.
Вот так, вот так.
- Соня и Сима хотят с нами попрощаться, но на прощание они нам дарят букву. У звука [С] и [Сь] есть буква С. Вот она какая. (Гости уходят)
- На что похожа буква С? (Ответы детей)
- Давайте нарисуем эту букву в воздухе. А теперь выложим ее из палочек. Посмотрите, как печатается эта буква. Откройте тетради и напечатайте букву С.
Дети выполняют задание.
.
- Закрыли тетради и отложили на край стола. А теперь откройте кассы букв и найдите букву С. Теперь найдите букву А и положите ее слева, от буквы С. Давайте прочитаем, что у нас получилось. Теперь поменяйте буквы местами и прочитайте.
Дети работают в тетрадях.
Затем читают слог – АС -
То же самое проделываем, добавляя буквы У и О.
Дети читают слог – СА-
Дети читают – УС -, -СУ -, - ОС -, - СО –
3. Заключительная
Итог занятия.
- Что же запомнилось в нашем путешествии?
Что было новым?
Что больше всего понравилось?
Что показалось очень трудным?
Что было непонятным?
(Ответы детей)
Нам пора возвращаться.
Дети поют один песни «Вместе весело шагать…»
Использованная литература:
1. Л.В. Лопатина Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
2. Н.В. Нищева Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до7 лет.
3. Н.В. Нищева Обучение грамоте детей дошкольного возраста.
4. Картинки из сети Интернет.
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
Портал не публикует материалы с изображением несовершеннолетних без письменного согласия родителей или заменяющих их лиц. Также прошу Вас добавить в конспект мероприятия список использованной при его подготовке литературы и источников графических изображений.
С уважением, С.А. Колодин.