Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности " Музыкальная шкатулка"
Муниципальное казенное учреждение «Центр помощи детям, оставшиеся без попечения родителей Чистоозерного района Новосибирской области»
Утверждаю:
Директор МКУ «Центр помощи детям»
___________________Г.В.Коровина
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ, ОБЩЕРАЗВИВАЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Музыкальная шкатулка»
Срок обучения 1 год
Чистоозерное 2017 год
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
Сведения о составителях:
Голубева Ольга Николаевна, воспитатель, 1 категория
Райц Елена Владимировна, воспитатель, 1 категория
Агафонова Галина Степановна, воспитатель, 1 категория
Программа дополнительного образования « Музыкальная шкатулка».
-Срок реализации программы с сентября 2017г по май 2018г
-Тип программы: общеобразовательная, общеразвивающая
-Направление деятельности: художественно- эстетическое
-Возрастной диапазон: от 14 до 18 лет
-Информация о прохождении экспертизы: программа обсуждена на заседании МО педагогов 24 мая 2017г.
-Контактный телефон: 8 38368 92772
Занятия проводятся с группой
воспитанников в количестве 8-10 человек.
Тип занятий – комбинированный (
изложение нового материала, закрепление
пройденного).
Степень предварительной подготовки - низкий. Дети мало знают фамилии и имена композиторов, затрудняются назвать произведения.
Все воспитанники обучаются в общеобразовательной школе.
У некоторых детей имеется музыкальный слух, они занимаются вокалом, умеют танцевать.
Физическое здоровье обучающихся в норме.
Данная программа рассчитана на 1 год, для детей от 14до 18 лет.
На занятия курса «Музыкальная шкатулка» отводится 24 часа в год, из расчета- 1 занятие в 10 дней. Занятие длится 45 минут.
Принцип построения программы – тематический.
Пояснительная записка.
Настоящая образовательная программа дополнительного образования детей в области музыкального искусства направлена на развитие художественно- эстетического вкуса, творческого потенциала, формирование целостной личности, ее духовности, интеллектуального и эмоционального богатства.
Новизна данной программы заключается в том, что она разработана для воспитанников нашего центра, не дублирует общеобразовательную программу.
Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, музыка воздействует на людей, воспитывает человека, формирует его взгляды, чувства, вкусы. Восприятие искусства через прослушивание классической музыки – важнейший элемент эстетического развития ребенка.
Музыка воспитывает представления о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных воспитанникам центра.
Музыка, как наиболее доступная форма искусства, оказывает глубокое эстетическое воздействие на человека, обогащает его умение глубоко и эмоционально воспринимать окружающее, расширяет их жизненный опыт.
Занятия направлены на
развитие навыков художественного
мышления, позволяющих в дальнейшем
самостоятельно анализировать услышанную
музыку. Позволяют развить эмоциональность,
отзывчивость на музыкальные звуки,
способность выразить свои впечатления
от музыки словами, тем самым способствуя
воспитанию личности, культуры слушания
музыкальных произведений, духовному
совершенствованию ребенка и развитию
его интеллекта.
Цель и задачи.
Цель программы - формирование основ музыкальной культуры и приобщение к шедеврам мировой классики.
Задачи:
Обучающие:
-
Познакомить воспитанников с жизнью и творчеством композиторов, углубить знания по музыкальной культуре.
Развивающие:
-
Развитие познавательного интереса воспитанников, памяти и музыкальности, учить самостоятельно мыслить, рассуждать о музыки.
Воспитательные:
-
Воспитывать духовно- нравственные качества личности средствами музыки, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки.
Учебно-тематический план.
№ п/п |
Название разделов, тем |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
1. |
Введение. Роль музыки в жизни человека. |
1 |
1 |
|
2. |
И.С. Бах. Краткий обзор творчества и его произведения. |
1 |
1 |
|
3. |
В. А. Моцарт. Краткий обзор творчества. Просмотр художественного фильма «Амадей». |
1 |
1 |
|
4. |
Л. Бетховен. Краткий обзор творчества его произведения. |
1 |
1 |
|
5. |
А. Вивальди. Краткий обзор творчества и его произведения. |
1 |
1 |
|
6. |
Ф. Шуберт. Краткий обзор творчества и его произведения. |
1 |
1 |
|
7. |
Ф. Шопен. Краткий обзор творчества и его творчество. |
1 |
1 |
|
8. |
Обобщающее занятие. Тестовое задание. |
1 |
1 |
|
9. |
М.И. Глинка. Краткая биография и его творчество. |
1 |
1 |
|
10. |
М.А. Балакирев. Краткая биография и его творчество. |
1 |
1 |
|
11. |
Ц.А Кюи. Краткая биография и его творчество. |
1 |
1 |
|
12. |
М.П. Мусоргский. Краткая биография и его творчество. |
1 |
1 |
|
13. |
Н.А. Римский- Корсаков. Краткая биография и его творчество. |
1 |
1 |
|
14. |
А.П. Бородин. Краткая биография и его творчество. |
1 |
1 |
|
15. |
А.С. Даргомыжский. Краткая биография и его творчество. |
1 |
1 |
|
16. |
Обобщающее занятие. Тестовое задание. |
1 |
1 |
|
17. |
П.И .Чайковский. Краткая биография и его творчество. |
1 |
1 |
|
18. |
С.В. Рахманинов. Краткая биография и его творчество. |
1 |
1 |
|
19. |
И.Ф.Стравинский. Краткая биография и его творчество. |
1 |
1 |
|
20. |
С.С. Прокофьев. Краткая биография и его творчество. |
1 |
1 |
|
21. |
Д.Д. Шостакович. Краткая биография и его творчество. |
1 |
1 |
|
22. |
Г.В. Свиридов. Краткая биография и его творчество. |
1 |
1 |
|
23. |
А.В. Александров. Краткая биография и его творчество. |
1 |
1 |
|
24. |
Обобщающее занятие. Тестовое задание. |
1 |
1 |
|
Итого: 24 часа
Содержание программы.
1 блок
Творчество классиков европейской музыки .
-
Тема «Роль музыки в жизни человека». Презентация.
-
Воздействие музыки на человека.
-
Классическая музыка (события исторического прошлого, образы природы, сказочные образы).
-
Музыка военных лет.
-
Музыка в советское время.
-
Современная музыка.
-
Слушание музыки. Отрывки из произведений:
С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский», «Ледовое побоище»
М. Глинка. Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»
Э. Григ. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»
П. Чайковский. «Времена года», «Песнь жаворонка», «На тройке», «Осенняя песнь».
М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»
П.Чайковский. Танец феи Драже из балета «Щелкунчик»
М Мусоргский. «Избушка на курьих ножках»
«Синий платочек», «Священная война», « Алеша»,
«Когда уйдем со школьного двора», «Снег кружится», «У солдата выходной».
-
Тема «И.С. Бах. Краткий обзор творчества». Презентация.
-
Детство.
-
Семья.
-
Орган. Клавесин.
-
Произведения И.С.Баха
Слушание музык. Отрывки из произведений:
«Прелюдии и фуга до мажор» из ХТК
«Прелюдия и фуга соль минор» из ХТК
Ария из сюиты №3
Симфония № 9 ля минор
Скерцо Шутка си минор
-
Тема «В. Моцарт. Краткий обзор творчества» Презентация.
-
Родина композитора.
-
Семья музыканта.
-
Путь к музыке.
-
Наследие композитора.
-
Просмотр художественного фильма «Амадей».
Слушание музыки. Отрывки из произведений:
Фантазия ре минор
Симфония №40 соль минор
Турецкий марш
Ария «Фигаро» из оперы «Свадьба Фигаро».
-
Тема «Л. Бетховен. Краткая биография». Презентация.
-
Детство.
-
Расцвет творчества.
-
Первый учитель.
-
Болезнь музыканта.
-
Основные произведения.
Слушание музыки. Отрывки из произведений:
Симфония №5
«К Элизе»
«Реквием»
«Сурок»
Соната для фортепиано №17
-
Тема «А. Вивальди. Краткая биография». Презентация.
-
Итальянский скрипач
-
Легенда о рождении
-
Карьера священника
-
Творчество
Слушание музыки. Отрывки из произведений:
«Адажио»
Времена года «Зима»
«Эльфийская ночь»
-
Тема «Ф. Шуберт. Краткая биография». Презентация.
-
Детство
-
Семья
-
Ранние годы
-
Творчество
-
Родина
-
Последние годы жизни
Слушание музыки. Отрывки из произведений:
Венский вальс
«Пчелка»
«Аве Мария»
«Серенада»
Вальс си минор
-
Тема «Ф.Шопен. Краткая биография» Презентация.
-
Польский композитор
-
Юность
-
Артистическая деятельность
-
Творчество
-
Память
Слушание музыки. Отрывки произведений:
Вальс до-диез минор
Вальс
Весенний вальс
Ноктюрн
Полонез
Соната
8.Тема « Обобщающее занятие. Тестовое задание».
Обобщение изученного материала.
К концу изучения 1 блока воспитанники должны знать:
- Ф.И.О. композитора.
-Интересные факты жизни и творчества.
- Узнавать композитора по портрету.
-На слух узнавать произведение, знать его характеристику и композитора, написавшего музыкальное произведение.
2 блок.
Творчество русских композиторов (классиков).
Тема9. « Глинка Михаил Иванович. Краткая биография». Презентация.
-
Детство.
-
Заграничное путешествие, знакомство с западноевропейским искусством.
Слушание музыки. Фрагменты:
Опера «Иван Сусанин»
Опера «Руслан и Людмила»
Вальс «Фантазия»
Ноктюрн
Тема 10. « Балакирев Милий Алексеевич. Краткая биография». Презентация.
-
Композитор из Нижнего Новгорода.
-
Первые наставники.
-
Юность Балакирева М.А.
-
Новая русская музыкальная школа.
-
Любопытные факты.
-
Краткий обзор творчества Балакирева М.А.
Слушание музыки. Отрывки:
симфоническая поэма «Русь», «Тамара», «Король Лир», «Восточная фантазия», «Исламей».
Тема 11. «Кюи Цезарь Антонович. Краткая биография». Презентация.
-
Краткая биография.
-
Инженерная и критическая деятельность композитора.
-
Обзор творческого наследия.
Слушание музыки. Фрагменты:
опера «Капитанская дочь» (по А.С. Пушкину.)
опера «Сын мандарина»
романс «Сожженное письмо»
Тема 12. «Мусоргский Модест Петрович. Краткая биография». Презентация.
-
Первая музыка.
-
Пьесы Мусоргского М.П.
-
Знакомство с композиторами «Могучей кучки».
-
Неудачная личная жизнь Мусоргского М.П.
Слушание музыки. Фрагменты:
опера «Борис Годунов» (Юродивый, хор - Хлеба! монолог Пимена)
«Картинки с выставки».
Тема 13. «Римский – Корсаков Николай Андреевич. Краткая биография». Презентация.
-
Детство композитора.
-
Сюита- циклическое музыкальное произведение «Шехеразада».
-
Краткий обзор творчества: опера «Снегурочка», «Садко». «Сказка о царе Султане», «Золотой петушок», «Кащей Бессмертный», «Царская невеста».
Слушание музыки. Отрывки из произведений:
опера «Снегурочка» (ария Снегурочки)
«Полёт шмеля».
Тема 14. «Бородин Александр Порфирьевич. Краткая биография». Презентация.
-
Первые опыты сочинения музыки.
-
Балакиревский кружок «Могучая кучка».
-
Краткий обзор творчества.
-
Выводы о великом химике, композиторе и патриоте.
Слушание музыки. Фрагменты:
Опера «Князь Игорь» (плач Ярославны, Ария Князя Игоря, хор половецких девушек, пролог, хор народа).
Симфония «Богатырская».
Романс «Спящая княжна»
Тема15. «Даргомыжский Александр Сергеевич. Краткая биография». Презентация.
-
История семьи Даргомыжских.
-
Занятие музыкой.
-
Даргомыжский А.С. и Глинка М.И.
-
Первое путешествие в Европу.
-
Краткий обзор творчества.
-
Значение творчества композитора.
Слушание музыки. Фрагменты
оперы «Русалка», «Каменный гость», «Баба-Яга», «Казачок».
Тема 16. «Обобщающее занятие. Тестовое задание».
Обобщение изученного материала.
К концу изучения 2 блока воспитанники должны знать:
- Ф.И.О. композитора.
-Интересные факты из жизни и творчества композиторов.
- Узнавать композитора по портрету.
-На слух узнавать произведение, знать его характеристику и композитора, написавшего музыкальное произведение.
3 блок
«Творчество русских композиторов на рубеже 19- 20в».
Тема17." П.И. Чайковский. Краткая биография". Презентация.
-
Ранние годы.
-
Обучение.
-
Творчество композитора.
-
Смерть и наследие.
Слушание музыки. Отрывки из произведений:
Времена года (Декабрь, Июнь, Октябрь, Ноябрь, Март)
Музыка из балета "Лебединое озеро"
Опера "Евгений Онегин" (Ариозо Онегина , ария князя Гремина)
Тема 18. "С.В.Рахманинов. Краткая биография". Презентация.
-
Ранние годы.
-
Творческий кризис.
-
Переезд в США.
-
Последние годы композитора.
Слушание музыки. Отрывки из произведений:
Концерт для фортепиано с оркестром №2
Прелюдия соль минор, до-диез минор
Итальянская полька
Тема 19. "И. Ф. Стравинский. Краткая биография". Презентация.
-
Ранние годы.
-
Учитель композитора.
-
Творчество.
Слушание музыки. Отрывки из произведений:
музыка из балета "Весна Священная"
музыка из балета "Жар- птица"
"История солдата"
Тема 20. "С.С.Прокофьев. Краткая биография". Презентация.
-
Ранние годы.
-
Образование.
-
Зрелое творчество.
-
Последние годы.
-
Интересные факты из жизни композитора.
Слушание музыки. Отрывки из произведений:
музыка из балета "Ромео и Джульетта"
вальс из оперы "Война и мир"
Вальс из балета "Золушка"
Пушкинский вальс
Концерт для фортепиано с оркестром №3
Тема 21. "Д.Д. Шостакович. Краткая биография". Презентация.
-
Детство.
-
Творческая деятельность.
-
Война в жизни композитора.
-
Последние годы жизни.
Слушание музыки. Отрывки из произведений:
Вальс-шутка
Шарманка
Вальс из к/ф «Овод»
Тема 22. "Г.В. Свиридов. Краткая биография". Презентация.
-
Детство.
-
Образование.
-
Творческая жизнь композитора.
Слушание музыки. Отрывки из произведений:
Вальс и романс из к/ ф "Метель"
"Время, вперед"
Тема 23. "А. В. Александров. Краткая биография". Презентация.
-
Детство.
-
Образование.
-
Создание ансамбля песни и пляски Советской Армии.
-
Последние годы жизни.
Слушание музыки.
песня "Священная война"
«Песня о Родине»
«Гимн»
Тема 24. «Обобщающее занятие. Тестовое задание».
Повторение пройденного материала.
Перечень учебно-методического обеспечения
-
№ п/п
Название раздела, темы
Формы занятий
Приемы и методы
Дидактический материал, техническое оснащение
Формы подведения итогов
1.
Роль музыки в жизни человека.
Подача нового материала
- Лекция
- слушание музыки
- объяснение
-презентация
- аудио аппаратура, ноутбук, компьютер, телевизор
- аудио фрагменты произведений.
Опрос
2.
И.С.Бах.
Краткий обзор творчества.
Комбинированный
- рассказ
- слушание музыки
- объяснение
- презентация
- портрет композитора
- аудио аппаратура, ноутбук, компьютер, телевизор
- иллюстрации к произведениям
- аудио фрагменты произведений.
Опрос
3.
Л.В.Бетховен.
Краткий обзор творчества.
Комбинированный
- беседа
- презентация
- слушание музыки
- объяснение
- портрет композитора
- аудио аппаратура, ноутбук, компьютер, телевизор
- иллюстрации к произведениям
- видео исполнение произведений.
- аудио фрагменты произведений.
Опрос
4.
В.А.Моцарт.
Краткий обзор творчества.
Комбинированный
- рассказ
- презентация
- слушание музыки
- объяснение
- обсуждение.
- портрет композитора
- художественный фильм «Амадей»
- аудио аппаратура, ноутбук, компьютер, телевизор
- иллюстрации к произведениям
-- видео фрагменты произведений.
- аудио фрагменты произведений.
Опрос
5.
А. Вивальди.
Краткий обзор творчества.
Комбинированный
- рассказ
- презентация
- слушание музыки
- объяснение
- портрет композитора
- аудио аппаратура, ноутбук, компьютер, телевизор
- иллюстрации к произведениям
- видео исполнения произведений.
- аудио фрагменты произведений.
Опрос
6.
Ф.Шуберт.
Краткий обзор творчества.
Комбинированный
- рассказ
- презентация
- слушание музыки
- объяснение
- портрет композитора
- аудио аппаратура, ноутбук, компьютер, телевизор
- иллюстрации к произведениям
-аудио фрагменты произведений.
Опрос
7.
Ф.Шопен.
Краткий обзор творчества.
Комбинированный
-беседа
- презентация
- слушание музыки
- объяснение
- портрет композитора
- аудио аппаратура, ноутбук, компьютер, телевизор
- иллюстрации к произведениям
- аудио фрагменты произведений.
Опрос
8.
Обобщающее занятие
«Творчество классиков европейской музыки».
Повторение и усвоение пройденного
материала.
- слушание музыки
- портрет композиторов
- аудио аппаратура, ноутбук, компьютер, телевизор
- иллюстрации к произведениям
- аудио фрагменты произведений
Тестовое задание.
Оформле
ние выставки портретов зарубеж
ных композиторов.
9.
М.И.Глинка.
Краткий обзор творчества.
Подача нового материала.
- рассказ
- презентация
- слушание музыки
- объяснение
- портрет композитора
- аудио аппаратура, ноутбук, компьютер, телевизор
- аудио фрагменты произведений
Опрос
10.
М.А.Балакирев. Краткий обзор творчества.
Комбинированный
- рассказ
- презентация
- слушание музыки
- объяснение
- портрет композитора
- аудио аппаратура, ноутбук, компьютер, телевизор
- иллюстрации к произведениям
- аудио фрагменты произведений
Опрос
11.
Ц.А.Кюи.
Краткий обзор творчества.
Комбинированный
- рассказ
- презентация
- слушание музыки
- объяснение
- портрет композитора
- аудио аппаратура, ноутбук, компьютер, телевизор
- иллюстрации к произведениям
- видео фрагменты
Произведения
- аудио фрагменты произведений
Опрос
12.
М.П.Мусоргский. Краткий обзор творчества.
Комбинированный
- рассказ
- презентация
- слушание музыки
- объяснение
- портрет композитора
- аудио аппаратура, ноутбук, компьютер, телевизор
- иллюстрации к произведениям
- аудио фрагменты произведений
Опрос
13.
Н.А.Римский- Корсаков.
Краткий обзор творчества.
Комбинированный
- рассказ
- презентация
- слушание музыки
- объяснение
- портрет композитора
- аудио аппаратура, ноутбук, компьютер, телевизор
- иллюстрации к произведениям
- аудио фрагменты произведений
Опрос
14.
А.П.Бородин. Краткий обзор творчества.
Комбинированный
- рассказ
- презентация
- слушание музыки
- объяснение
- портрет композитора
- аудио аппаратура, ноутбук, компьютер, телевизор
- иллюстрации к произведениям
- аудио фрагменты произведений
Опрос
15.
А.С.Даргомыжский. Краткий обзор творчества.
Комбинированный
- рассказ
- презентация
- слушание музыки
- объяснение
- портрет композитора
- аудио аппаратура, ноутбук, компьютер, телевизор
- иллюстрации к произведениям
- аудио фрагменты произведений
Опрос
16.
Обобщающее занятие по теме
«Творчество русских композиторов-классиков»
Повторение и усвоение пройденногоматериала
- слушание музыки
- портреты композиторов
- аудио аппаратура, ноутбук, компьютер, телевизор
- иллюстрации к произведениям.
- аудио фрагменты произведений
Тестовое задание.
Оформление выставки портретов русских композиторов.
17.
П.И.Чайковский. Краткий обзор творчества.
Подача нового материала.
- лекция
- презентация
- слушание музыки
- объяснение
- портрет композитора
- аудио аппаратура, ноутбук, компьютер, телевизор
- иллюстрации к произведениям
- видео фрагменты произведения
- аудио фрагменты произведений
Опрос
18.
С.В.Рахманинов.
Краткий обзор творчества.
Комбинированный
- рассказ
- презентация
- слушание музыки
- объяснение
- портрет композитора
- аудио аппаратура, ноутбук, компьютер, телевизор
- иллюстрации к произведениям
- аудио фрагменты произведений
Опрос
19.
И.Ф.Стравинский.
Краткий обзор творчества.
Комбинированный
- беседа
- презентация
- слушание музыки
- объяснение
- портрет композитора
- аудио аппаратура, ноутбук, компьютер, телевизор
- иллюстрации к произведениям
- видео фрагменты произведения
- аудио фрагменты произведений
Опрос
20.
С.С.Прокофьев.
Краткий обзор творчества.
Комбинированный
- рассказ
- презентация
- слушание музыки
- объяснение
- портрет композитора
- аудио аппаратура, ноутбук, компьютер, телевизор
- иллюстрации к произведениям
- видео фрагменты произведения
- аудио фрагменты произведений
Опрос
21.
Д.Д.Шостакович.
Краткий обзор творчества.
Комбинированный
- рассказ
- презентация
- слушание музыки
- объяснение
- портрет композитора
- аудио аппаратура, ноутбук, компьютер, телевизор
- иллюстрации к произведенияе
- аудио фрагменты произведений
Опрос
22.
Г.В.Свиридов.
Краткий обзор творчества.
Комбинированный
- рассказ
- презентация
- слушание музыки
- объяснение
- портрет композитора
- аудио аппаратура, ноутбук, компьютер, телевизор
- иллюстрации к произведениям
- видео исполнение произведений
- аудио фрагменты произведений
Опрос
23.
А.В.Александров.
Краткий обзор творчества.
Комбинированный
- рассказ
- презентация
- слушание музыки
- объяснение
- портрет композитора
- аудио аппаратура, ноутбук, компьютер, телевизор
- иллюстрации к произведениям
- аудио фрагменты произведений
Опрос
24.
Обобщающее занятие по теме «Творчество русских композиторов на рубеже 19-20в».
Повторение и усвоение пройденного материала
- Слушание музыки
- портреты композиторов
- аудио аппаратура, ноутбук, компьютер, телевизор
- иллюстрации к произведениям.
- аудио фрагменты произведений
Тестовое задание.
Оформление выставки портретов русских композиторов на рубеже 19-20 веков.
К концу года воспитанники должны знать:
- Ф.И.О. композитора.
-Интересные факты жизни и творчества.
- Узнавать композитора по портрету.
-На слух узнавать произведение, знать его характеристику и композитора, написавшего музыкальное произведение.
Диагностика результативности образовательной программы.
Диагностика результатов воспитанников по дополнительной образовательной программе «Музыкальная шкатулка» проводится:
-
По результатам викторин в конце года;
-
По результатам опроса воспитанников в конце занятий;
-
Методом наблюдений за воспитанниками в процессе занятий.
Воспитанники должны знать:
-
ФИО композиторов, узнавать их по портрету;
-
краткие биографические сведения композиторов;
-
соотносить названия музыкальных произведений с фамилией композитора;
-
на слух узнавать музыкальное произведение, определять характер и автора.
Диагностика осуществляется по трем уровням: высокий, средний, низкий уровень.
Высокий уровень – воспитанники правильно выполняют от 60 % заданий и выше.
Средний уровень – воспитанники правильно выполняют от 40% до60% заданий.
Низкий уровень – воспитанники правильно выполняют менее 40% заданий
Список литературы.
1. Аверьянова О.И. «Отечественная музыкальная литература ХХ века». Учебник для ДМШ (четвертый год обучения). М., «Музыка», 2005
2. Брянцева В.Н. «Музыкальная литература зарубежных стран». Учебник для детских музыкальных школ (второй год обучения). М., «Музыка», 2002
3. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы». М., «Просвещение», 1982
4. Козлова Н.П. «Русская музыкальная литература». Учебник для ДМШ. (третий год обучения). М., «Музыка», 2004
5. Келдыш Ю.В., Корженванц Т.В., Левашев Е.М. «История русской музыки». М., «Музыка», 1988
6. Лагутин А.И, Владимиров В.Н. Музыкальная литература. Учебник для 4 класса детских музыкальных школ и школ искусств (первый год обучения предмету). М., «Престо», 2006
7. Музыкальный энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия», 1990
8. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. «Музыкальная литература». Учебник для ДМШ (первый год обучения). М., «Музыка», 2009
9. Прохорова И. «Музыкальная литература зарубежных стран». М., «Музыка», 1983
10. Смирнова Э.С. «Русская музыкальная литература». Учебник для ДМШ (третий год обучения). М., «Музыка», 1985
Рекомендуемая литература для обучающихся.
-
Всеобщая история музыки /авт.-сост. А.Минакова, С. Минаков - М.: Эксмо, 2009
-
Павленко Ф. «Жизнь замечательных людей». Ч., «Урал», 1995
3. Жизни великих музыкантов. Эпоха творчества. М., «Поматур», 2007
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Название темы |
Часы |
Когнитивный компонент (что узнают) |
Операционный компонент (что научаться делать) |
Связь с межпредметными курсами |
1. |
Введение. Роль музыки в жизни человека. |
1 |
Воздействие музыки на человека. Классическая музыка (события исторического прошлого). Музыка военных лет. Музыка в советское время. Современная музыка. |
Слушать музыку. Различать музыкальные произведения по стилю. |
Личности А. Невского, И. Сусанина в истории. Связь с литературой А.С. Пушкин «Руслан и Людмила», Г. Ибсен «Пер Гюнт», Э. Гофман «Щелкунчик». |
2. |
И.С. Бах. Краткий обзор творчества. |
1 |
Краткие биографические сведения о композиторе. Интересные факты из жизни и творчества композитора. Название,стиль и характеристику музыкальных произведений. Орган. Клавесин. |
Слушать музыку. Узнавать композитора по портрету. На слух узнавать музыкальные произведения, знать их характеристику и композитора, написавшего муз. Произведение. Соотносить название музыкального произведения с фамилией композитора. |
|
3. |
В.А. Моцарт. Краткий обзор творчества. |
1 |
Краткие биографические сведения о композиторе. Интересные факты из жизни и творчества композитора. Название , стиль и характеристику музыкальных произведений. Наследие композитора. |
Слушать музыку. Узнавать композитора по портрету. На слух узнавать музыкальные произведения, знать их характеристику и композитора, написавшего муз. произведение. Соотносить название музыкального произведения с фамилией композитора. |
Связь с литературой пьеса Бомарше «Женитьба Фигаро». |
4. |
Л.В. Бетховен. Краткий обзор творчества. |
1 |
Краткие биографические сведения о композиторе. Интересные факты из жизни и творчества композитора. Название , стиль и характеристику музыкальных произведений. Основные произведения. |
Слушать музыку. Узнавать композитора по портрету. На слух узнавать музыкальные произведения, знать их характеристику и композитора, написавшего муз. Произведение. Соотносить название музыкального произведения с фамилией композитора. |
|
5. |
А. Вивальди. Краткий обзор творчества. |
1 |
Краткие биографические сведения о композиторе. Интересные факты из жизни и творчества композитора. Название , стиль и характеристику музыкальных произведений. Основные произведения. |
Слушать музыку. Узнавать композитора по портрету. На слух узнавать музыкальные произведения, знать их характеристику и композитора, написавшего муз. Произведение. Соотносить название музыкального произведения с фамилией композитора. |
|
6. |
Ф. Шуберт. Краткий обзор творчества |
1 |
Краткие биографические сведения о композиторе. Интересные факты из жизни и творчества композитора. Название , стиль и характеристику музыкальных произведений. Основные произведения. |
Слушать музыку. Узнавать композитора по портрету. На слух узнавать музыкальные произведения, знать их характеристику и композитора, написавшего муз. Произведение. Соотносить название музыкального произведения с фамилией композитора. |
|
7. |
Ф. Шопен. Краткий обзор творчества. |
1 |
Краткие биографические сведения о композиторе. Интересные факты из жизни и творчества композитора. Название , стиль и характеристику музыкальных произведений. Основные произведения. |
Слушать музыку. Узнавать композитора по портрету. На слух узнавать музыкальные произведения, знать их характеристику и композитора, написавшего муз. Произведение. Соотносить название музыкального произведения с фамилией композитора. |
|
8. |
Обобщающее занятие по теме «Творчество классиков европейской музыки» |
1 |
Обобщать полученные знания. |
|
|
9. |
М.И. Глинка. Краткая биография. |
1 |
Краткие биографические сведения о композиторе. Интересные факты из жизни и творчества композитора. Название , стиль и характеристику музыкальных произведений. Основные произведения. |
Слушать музыку. Узнавать композитора по портрету. На слух узнавать музыкальные произведения, знать их характеристику и композитора, написавшего муз. Произведение. Соотносить название музыкального произведения с фамилией композитора. |
Личность Ивана Сусанина в истории. Связь с литературой А.С. Пушкин «Руслан и Людмила». |
10. |
М.А. Балакирев. Краткая биография. |
1 |
Краткие биографические сведения о композиторе. Интересные факты из жизни и творчества композитора. Название , стиль и характеристику музыкальных произведений. Основные произведения. |
Слушать музыку. Узнавать композитора по портрету. На слух узнавать музыкальные произведения, знать их характеристику и композитора, написавшего муз. Произведение. Соотносить название музыкального произведения с фамилией композитора. |
|
11. |
Ц.А. Кюи. Краткая биография. |
1 |
Краткие биографические сведения о композиторе. Интересные факты из жизни и творчества композитора. Название , стиль и характеристику музыкальных произведений. Основные произведения. |
Слушать музыку. Узнавать композитора по портрету. На слух узнавать музыкальные произведения, знать их характеристику и композитора, написавшего муз. Произведение. Соотносить название музыкального произведения с фамилией композитора. |
Связь с литературой А.С.Пушкин «Капитанская дочь» |
12. |
М.П. Мусоргский. Краткая биография. |
1 |
Краткие биографические сведения о композиторе. Интересные факты из жизни и творчества композитора. Название , стиль и характеристику музыкальных произведений. Основные произведения. |
Слушать музыку. Узнавать композитора по портрету. На слух узнавать музыкальные произведения, знать их характеристику и композитора, написавшего муз. Произведение. Соотносить название музыкального произведения с фамилией композитора. |
Личность Бориса Годунова в истории |
13. |
Н.А. Римский – Корсаков. Краткая биография. |
1 |
Краткие биографические сведения о композиторе. Интересные факты из жизни и творчества композитора. Название , стиль и характеристику музыкальных произведений. Основные произведения. |
Слушать музыку. Узнавать композитора по портрету. На слух узнавать музыкальные произведения, знать их характеристику и композитора, написавшего муз. Произведение. Соотносить название музыкального произведения с фамилией композитора. |
Связь с литературой А.С. Пушкин «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» , А.Н. Островский «Снегурочка». |
14. |
А.П. Бородин. Краткая биография. |
1 |
Краткие биографические сведения о композиторе. Интересные факты из жизни и творчества композитора. Название , стиль и характеристику музыкальных произведений. Основные произведения. |
Слушать музыку. Узнавать композитора по портрету. На слух узнавать музыкальные произведения, знать их характеристику и композитора, написавшего муз. Произведение. Соотносить название музыкального произведения с фамилией композитора. |
Личность князя Игоря в истории. |
15. |
А.С. Даргомыжский. Краткая биография. |
1 |
Краткие биографические сведения о композиторе. Интересные факты из жизни и творчества композитора. Название , стиль и характеристику музыкальных произведений. Основные произведения. |
Слушать музыку. Узнавать композитора по портрету. На слух узнавать музыкальные произведения, знать их характеристику и композитора, написавшего муз. Произведение. Соотносить название музыкального произведения с фамилией композитора. |
Связь с литературой: сказочные персонажи Баба-Яга, Русалка. |
16. |
Обобщающее занятие по теме «Творчество русских композиторов- классиков». |
1 |
Обобщать полученные знания. |
|
|
17. |
П.И. Чайковский. Краткая биография. |
1 |
Краткие биографические сведения о композиторе. Интересные факты из жизни и творчества композитора. Название , стиль и характеристику музыкальных произведений. Основные произведения. |
Слушать музыку. Узнавать композитора по портрету. На слух узнавать музыкальные произведения, знать их характеристику и композитора, написавшего муз. Произведение. Соотносить название музыкального произведения с фамилией композитора. |
Связь с литературой А.С. Пушкин «Евгений Онегин». |
18. |
С.В .Рахманинов. Краткая биография. |
1 |
Краткие биографические сведения о композиторе. Интересные факты из жизни и творчества композитора. Название , стиль и характеристику музыкальных произведений. Основные произведения. |
Слушать музыку. Узнавать композитора по портрету. На слух узнавать музыкальные произведения, знать их характеристику и композитора, написавшего муз. Произведение. Соотносить название музыкального произведения с фамилией композитора. |
|
19. |
И.Ф. Стравинский. Краткая биография. |
1 |
Краткие биографические сведения о композиторе. Интересные факты из жизни и творчества композитора. Название , стиль и характеристику музыкальных произведений. Основные произведения. |
Слушать музыку. Узнавать композитора по портрету. На слух узнавать музыкальные произведения, знать их характеристику и композитора, написавшего муз. Произведение. Соотносить название музыкального произведения с фамилией композитора. |
Связь с литературой: сказочный персонаж Жар-птица. |
20. |
С.С. Прокофьев. Краткая биография. |
1 |
Краткие биографические сведения о композиторе. Интересные факты из жизни и творчества композитора. Название , стиль и характеристику музыкальных произведений. Основные произведения. |
Слушать музыку. Узнавать композитора по портрету. На слух узнавать музыкальные произведения, знать их характеристику и композитора, написавшего муз. Произведение. Соотносить название музыкального произведения с фамилией композитора. |
|
21. |
Д.Д. Шостакович. Краткая биография. |
1 |
Краткие биографические сведения о композиторе. Интересные факты из жизни и творчества композитора. Название , стиль и характеристику музыкальных произведений. Основные произведения. |
Слушать музыку. Узнавать композитора по портрету. На слух узнавать музыкальные произведения, знать их характеристику и композитора, написавшего муз. Произведение. Соотносить название музыкального произведения с фамилией композитора. |
Связь с литературой Э Войнич «Овод». |
22. |
Г.В. Свиридов. Краткая биография. |
1 |
Краткие биографические сведения о композиторе. Интересные факты из жизни и творчества композитора. Название , стиль и характеристику музыкальных произведений. Основные произведения. |
Слушать музыку. Узнавать композитора по портрету. На слух узнавать музыкальные произведения, знать их характеристику и композитора, написавшего муз. Произведение. Соотносить название музыкального произведения с фамилией композитора. |
Связь с литературой А.С. Пушкин «Метель». |
23. |
А. В. Александров. Краткая биография. |
1 |
Краткие биографические сведения о композиторе. Интересные факты из жизни и творчества композитора. Название , стиль и характеристику музыкальных произведений. Основные произведения. |
Слушать музыку. Узнавать композитора по портрету. На слух узнавать музыкальные произведения, знать их характеристику и композитора, написавшего муз. Произведение. Соотносить название музыкального произведения с фамилией композитора. |
|
24. |
Обобщающее занятие по теме « Творчество композиторов на рубеже 19-20 веков». |
1 |
Обобщать полученные знания. |
|
|
Приложение 2
Викторина 1
-
Назовите страну, где родился И. С.Бах
А) Россия Б) Германия В) Франция
-
Имя композитора Моцарта
А) Амадей Б) Вольфгант В) Иоганн
3.Правильно ли это утверждение,
Бетховен родился в 1770 г в Германии, в г. Бонне
А) да Б) нет
-
Любимый инструмент И.С.Баха
А) орган Б) клавесин в) фортепиано
-
Вивальди был не только композитором, но и …
А) певчим Б) священником В) цирюльником
-
Эпиграф к симфонии №5 Бетховена « Так …. стучится в дверь»
А ) жизнь Б) судьба В) сосед
-
Кто был первым учителем Моцарта?
А) отец Б) брат в) мама
-
Название «Лунная» дал сонате №14 Бетховена
А) сам композитор Б) поэт-романтик Рельштаб В) Джульетта Гвиччарди
-
Имя композитора Вивальди
А) Антонио Б)Сергей В) Иоганн
-
Кто написал концерт « Времена года»
А) Бетховен Б) Бах В)Вивальди
-
Ф. Шопен- представитель национальной культуры
А) Венгрии Б) Австрии В) Польши
12.Где Шуберт получил музыкальное образование
А) В муз. школе Б) дома В) в консерватории
13.Отец и брат обучали Шопена игре на:
А) скрипке и фортепиано Б) флейте и скрипке В) органе и фортепи ано
14. Ф.Шуберт по национальности
А) австрийский Б) русский в) немецкий
15.Кто написал произведение « К Элизе»?
А) Вивальди Б) Бах В)Бетховен
Приложение 3
Викторина 2
1.Кто является основателем русской классической музыки?
А)Римский –Корсаков.
Б)Глинка
В) Бородин.
2.Как называется союз русских композиторов 19 в?
А)Могучий кружок.
Б) Могучая гора.
В)Могучая кучка.
3.Кто был лидером союза русских композиторов?
А)Бородин.
Б)Балакирев.
В)Глинка.
4.Кто из русских композиторов не входил в состав «Могучей кучки»?
А)Чайковский.
Б)Глинка.
3)Балакирев.
5.Кто из композиторов «Могучей кучки» был морским офицером по профессии, а свои впечатления от моря выразил в своих сочинениях?
А)Мусоргский.
Б)Римский-Корсаков.
3)Бородин.
6.Кто из композиторов «Могучей кучки» был ученым-химиком, доктором медицинских наук, профессором химии Медико-хирургической академии в Петербурге и всю жизнь совмещал эту работу с сочинением музыки?
А)Бородин.
Б)Глинка.
В)Балакирев.
7.Как переводится с древне-византийского языка имя композитора Модеста Мусоргского?
А)Дерзкий
Б)Тихий.
В) Скромный.
8.Кто из композиторов «Могучей кучки» был военным инженером?
А)Кюи
Б)Глинка.
В)Чайковский.
9.Оперу «Борис Годунов» написал
А)Чайковский
Б)Бородин.
В) Мусоргский.
10.Какое имя носил композитор Кюи?
А)Наполеон.
Б)Цезарь.
В) Нерон.
11.Кто является великим русским композитором – сказачником ?
А)Римский-Корсаков.
Б)Кюи.
В) Мусоргский.
12.Что является источником вдохновения для композиторов «Могучей кучки»?
А)Народ.
Б) Народная музыка.
В)Природа.
Приложение 4
Викторина 3
1.Какой композитор написал музыку
к кинофильмам « Метель»,
« Время
вперёд»?
а) Щедрин
б) Шнитке
в) Свиридов
2.
В детстве он нередко сидел под роялем,
всхлипывая, когда ему случалось
напроказить. А мать тем временем
наигрывала всегда один и тот же старинный
романс. Эта музыка казалась Сереже
особенно обидной. За инструмент часто
садился и его отец, Василий Аркадьевич.
А из Сережи вырос знаменитый композитор,
пианист-виртуоз. О ком идет речь?
а)
Рахманинов
б) Шостакович
в) Свиридов
3.Какой композитор написал оперу «Евгений Онегин»?
а) Прокофьев
б) Чайковский
в) Стравинский
4.Какой композитор написал музыку к гимну?
а) Свиридов
б) Шостакович
в) Александров
5.Кто написал музыку к балету «Ромео и Джульетта»?
а) Чайковский
б) Прокофьев
в) Рахманинов
6. Русский композитор, дирижер написал музыку к балетам «Весна священная», «Жар-птица»?
а) Стравинский
б) Шостакович
в) Свиридов
7. Автор симфонии №7, «Ленинградской»
а) Шостакович
б) Чайковский
в) Александров
8. Автор музыки к известной песни «Священная война»?
а) Рахманинов
б) Стравинский
в) Александров
9. Кого из композиторов называли величайшим пианистом всех времен?
а) Чайковский
б) Рахманинов
в) Свиридов
10. Прокофьев С.С. родился в селе
а) Переделкино
б) Сонцовка
в) Николина гора
11. Даты жизни композитора Прокофьева С.С.
а) 1900 – 1955
б) 1891 – 1953
в) 1881 – 1950
12. Годы жизни композитора Стравинского И.Ф.
а) 1882 – 1971
б) 1892 – 1981
в) 1872 – 1961
13. Жанр произведений Прокофьева «Золушка», «Ромео и Джульетта».
а) Опера
б) Балет
14. В 2016 году отмечалось ______ лет со дня рождения Шостаковича
А) 80 лет
Б) 90 лет
В) 110 лет
15. В 2015 году отмечался юбилей композитора Свиридова Г.В. Ему исполнилось…
А) 75 лет
Б) 80 лет
В) 100 лет
Ответы 1)в, 2)а, 3)б, 4)в, 5)б, 6)а, 7)а, 8)в, 9)б, 10)б, 11)б, 12)а, 13)б, 14)в, 15)в.
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»