Конспект НОД с элементами ТРИЗ и РТВ «Следствие ведут Почемучки и Потомучки».
Тип материала: другое, конкурсная работа (Конкурс-фестиваль педагогического мастерства "Вдохновение. Лучший педагогический проект")
просмотров: 1908 комментариев: 3
- Развивать познавательный интерес детей, любознательность, используя элементы ТРИЗ технологии;
- Создавать условия для развития логического мышления детей;
- Воспитывать в детях нравственные качества личности через устное народное творчество на примере пословиц и поговорок.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 65» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
443112 г. Самара, поселок Управленческий, ул. Крайняя, дом 13 тел\факс 9502762 mdouds65@bk.ru
Международный конкурс – фестиваль педагогического мастерства
«Вдохновение. Лучший педагогический проект»
Номинация «Мир возможностей»
Конспект НОД с элементами ТРИЗ и РТВ
«Следствие ведут Почемучки и Потомучки».
в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
Алимова Наталья Александровна;
Воспитатель;
89879245343
Самара 2019г
Тема: «Следствие ведут Почемучки и Потомучки»
Интеграция: познавательное развитие; речевое развитие; социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
- Развивать познавательный интерес детей, любознательность, используя элементы ТРИЗ технологии;
- Создавать условия для развития логического мышления детей;
- Развивать связную, грамматически правильную, монологическую речь посредством составления рассказа;
- Развивать общение и взаимодействие детей и взрослых во время совместной деятельности;
- Воспитывать в детях нравственные качества личности через устное народное творчество на примере пословиц и поговорок.
Предварительная работа:
- составление рассказов, используя пиктограммы;
- кружковая работа «Ступеньки знаний»;
- игровые упражнения на основе РТВ, ТРИЗ.
Взаимодействие с родителями:
- составление рассказов по картинкам;
- развитие творческого мышления.
Формыорганизациисовместнойдеятельности.
Детскаядеятельность |
Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная |
Динамическая пауза «Ехал дед на возу…» |
Игровая |
Игровая ситуация «Мы почемучки и потомучки»; игры по ТРИЗ технологии: «Цепочка событий»; «Хорошо – плохо. Наоборот»; интерактивная игра «Пословицы в картинках». |
Познавательно-исследовательская |
Решение различных проблемных ситуаций, возникающих во время НОД. |
Коммуникативная |
Речевые проблемные ситуации во время проведения игр, ситуативные разговоры для заинтересованности детей в дальнейшей деятельности; составление рассказа по картинкам «Разбитая чашка» (используя пиктограммы). |
Оборудование:
- телевизор, ноутбук;
- ряд сюжетных картинок для составления рассказа «Разбитая чашка», пиктограммы к рассказу;
- музыкальный центр, USB - носитель.
Ход НОД:
Организационный этап:
-Ребята, сегодня утром я услышала по радио такую пословицу: «Не хвались умом, торопись делом». Кто из вас может объяснить, что это обозначает?
-Нельзя хвастаться, что ты такой умный, лучше показать свой ум на деле. Сделать что - то полезное и хорошее. Нужно не хвастаться, а торопиться делать добрые дела.
- Очень хорошо. Давайте и мы с вами тоже сегодня будем совершать добрые дела. Мы сегодня познакомимся с двумя поговорками и сделаем доброе дело (как учит нас пословица).
Основной этап:
-
Работа со смысловым содержанием пословиц.
- У русского народа много разных пословиц и поговорок. Пословицы учат нас уму-разуму. В них живет мудрость народа. «Не хвались умом, торопись делом» - это пословица. Она нас учит.
А поговорки – это принятые высказывания (слова), которые говорятся в определенных ситуациях (проговариваются, приговариваются). Например, ловит рыбку дедушка и приговаривает: «Ловись рыбка мала, и велика».
Проведем с вами расследование, в котором будем с вами Почемучками и Потомучками. Напомните мне, пожалуйста, кто такие Почемучки и Потомучки.(Ответы детей).
Итак, первая поговорка – «Что с воза упало, то пропало». Всем ли понятен её смысл? Что такое воз? (дети высказывают свои мнения).
- Воз – это то, что везет лошадь. (На экран телевизора выводится картинка с изображением груженого воза). Иногда лошадь перевозила воз сена, или мешки с мукой, или дрова. Впереди на возу сидел дед и управлял лошадью. Давайте подумаем, что обозначает поговорка:«Что с воза упало, то пропало».
- Дед смотрел вперед и не видел, что делается сзади. Если что- то с возу упадёт, то оно так и останется лежать на дороге – пропадёт.
- Хорошо это или плохо.
- Плохо. Так можно всё растерять что везёшь.
- А вторая поговорка звучит так: «Баба свозу- кобыле легче». Кто такая баба?
- Жили – были дед да баба. Это бабушка. Жена деда.
- А кто такая кобыла?
- Это лошадь.
- Согласны ли вы с тем, что если баба с воза упадёт, то кобылке будет легче? Почему?
- Баба тяжелая. Кобыла и так везёт тяжелый воз. Ей станет легче, если баба с воза слезет.
Составление и решение противоречия
Ну что, Почемучки и Потомучки, давайте проведем расследование.
- Смотрите, что же получается. С одной стороны,«Баба с воза, кобыле будет легче», а с другой стороны «Что с воза упало, то пропало». Если баба упадет где-нибудь на кочке, то она может пропасть. Что же нам выбрать?
- Нужно, чтобы лошади было легко тяжелый воз тащить.
- Нет, нужно, чтобы баба не пропала, не потерялась. Деду без бабы будет плохо.
Получается противоречие. Нужно, чтобы и кобылке было не тяжело воз везти, и бабу потерять нельзя. Как быть? Что мы можем придумать?
- Дед может ехать медленно, а бабу попросить идти рядом с возом.
- Дед может сам слезть с воза и идти рядом, а бабушку посадить на своё место.
- Молодцы! А в жизни может встретиться такая ситуация, как вы думаете?
- Может. Например, у бабушки на даче. Или когда несёшь много чего-то тяжёлого.
- Теперь я знаю, что каждый из вас в такой ситуации сможет придумать, как поступить.
Динамическая пауза:
Педагог повторяет с детьми причинно- следственную цепочку событий по разобранным поговоркам, сопровождая движениями.
-Ехал дед на возу. Ехал медленно. Почему?
- Воз был тяжелый.
- Воз тяжелый почему?
- На нём мешки и баба.
- Дорога была не ровная и воз на кочке
- Подпрыгнул.
- И от этого мешки да баба
- Свалились.
- И всем стало грустно…
- Но мы грустить не будем, продолжим совершать добрые поступки.
2) Восстановление причинно-следственных связей. Работа с сюжетными картинками и пиктограммами.
На экран телевизора выводится ряд сюжетных картинок в любой последовательности.
- Ребята, посмотрите внимательно на эти картинки. Подумайте, в каком порядке их нужно расположить, чтобы у нас получился рассказ?
(Дети рассматривают картинки).
- Кто будут герои рассказа?
- Мама, мальчик и собачка.
С какой картинки нужно начать наш рассказ? Почему?
- Перед вами на столах лежат карточки с пиктограммами, которые соответствуют картинкам. Попробуйте самостоятельно выложить пиктограммы в правильной последовательности, а затем мы расставим и картинки в соответствии с рассказом.
( Дети расставляют пиктограммы в нужной последовательности, объясняя почему, а затем педагог выводит на экран картинки в соответствии с рассказом).
- Какие имена можно дать мальчику и собаке?
- Давайте вместе составим рассказ, обращая внимание на последовательность всех событий.
(Один – два человека рассказывают по картинкам составленный рассказ вслух.)
- Как вы думаете, правильно ли поступила мама?
- Нет.
- Почему?
- Нельзя выгонять домашних животных на улицу.
- А как она могла наказать собачку?
- Поругать, не дать вкусную косточку.
- А хорошо ли поступил мальчик?
- В начале рассказа плохо – он предал своего друга. А потом хорошо – он сознался маме.
- Давайте попробуем провести расследование и рассказать нашу историю с конца, начав с последней картинки. Следствие ведут Почемучки и Потомучки.
- Почему мальчик признался маме в своём поступке?
- Ему стало стыдно.
- А почему ему стало стыдно?
- Он смотрел, как собачка сидит возле окна и мерзнет.
- Почему собачка сидела возле окна и мерзла?
- Её не пускали в дом. Дверь была заперта.
- Почему её не пускали?
- Мама собаку наказала и выгнала во двор.
- Почему мама наказала собаку?
- Потому, что мальчик сказал не правду.
- А почему он так сказал?
- Испугался, что мама будет его ругать. Чашку – то разбил он.
Заключительный этап:
- Ребята, а ведь рассказ получился поучительный. Чему он нас научил?
- Нужно говорить правду, из-за лжи, может кто-то пострадать.
- А ведь пословицы тоже нас учат уму-разуму. Я назову вам несколько пословиц, а вы подумайте, какая из них может послужить названием нашего рассказа.
Дети выбирают из трёх предложенных пословицу: « Лучше горькая правда, чем сладкая ложь».
- Давайте с вами поиграем в игру «Пословицы в картинках».
(Интерактивная игра)
-Получается, что пословицы можно и нарисовать. Тогда давайте создадим книжку, в которую мы нарисуем пословицы и поговорки, с которыми мы познакомились и ещё познакомимся в детском саду и дома. Ведь они учат нас уму – разуму.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
прошу Вас перенести материал в раздел конкурсных работ. Сделать это Вы сможете при помощи кнопки Редактировать в блоке "Информация для автора".
С уважением, С.А. Колодин.