Интеллектуально-развлекательное мероприятие «Умная палитра»
Организационная цель: вовлечение обучающихся в единую общность на основе сотрудничества, сотворчества и содействия.
Данное мероприятие включает в себя викторину по истории искусств - темы: «Французская живопись конца XIX – начала XX в.»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско – юношеский центр «Русинка»
г. Волжского Волгоградской области»
Интеллектуально-развлекательное
мероприятие «Умная палитра»
Разработчики:
педагоги
дополнительного образования
первой квалификационной категории
Художественной школы «Живопись»
Аулова Наталья Викторовна
Кузнецова Галина Сергеевна
Волжский 2019г.
Интеллектуально-развлекательное мероприятие «Умная палитра» является итоговым по завершении 4 года обучения дополнительной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись» (5 лет).
Организационная цель: вовлечение обучающихся в единую общность на основе сотрудничества, сотворчества и содействия.
Данное мероприятие включает в себя викторину по истории искусств - темы: «Французская живопись конца XIX – начала XX в.»
Импрессионизм. Постимпрессионизм. Скульптура. Творчество О.Родена.
Неоипрессионизм в живописи. Творчество Ж.Сёра.
И «Модернистические течения в искусстве Западной Европы конца XIX начала XX веков»
Фовизм. Развитие экспрессионизма. Творчество Пабло Пикассо. Кубизм. Футуризм и его основные представители. Сюрреализм в искусстве XX века.
и нескольких развлекательных конкурсов по живописи, отражающих тематику образовательной программы «Живопись» 4 года обучения - знании цветовой гармонии, тональности и колористическом решении, решении пространства и цельности.
В ходе мероприятия педагоги и обучающиеся включаются в процесс взаимодействия, который заключается в обмене знаниями, идеями и действиями в развлекательной и игровой форме.
Цель занятия: Объективно выявить степень усвоения обучающимися 4 года обучения учебного материала по предметам живопись и история искусств.
Основные задачи:
- создание атмосферы дружелюбия и доброжелательности;
- закрепить знания о цвете и цветовой гармонии, тональности и колористическом решении, решение пространства и цельности.
- развитие у обучающихся художественно-творческого мышления, фантазии
-развивать умение самостоятельному анализу конкретного произведения, разбирать и объяснять выразительные средства живописи и их соответствие содержанию произведения
- воспитывать умение вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной работы.
Оборудование и оформление: компьютер и экран для демонстрации презентации, столы, стулья для участников, бумага, гуашь, кисти, баночки с водой, пазлы, репродукции картин.
Ход занятия
Ведущий: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Ведущий: Мы очень рады сегодня вас приветствовать на нашем интеллектуально-развлекательном мероприятии «Умная палитра».
«Живопись
самое прекрасное из всех искусств; в
ней объединяются все ощущения, при виде
ее каждый может по воле своего воображения
создать роман, с помощью одного только
взгляда наполнить душу самыми глубокими
воспоминаниями; никаких усилий со
стороны памяти — все схвачено в одно
мгновение.»
Поль
Гоген
Первая часть нашего мероприятия - викторина по истории искусств - темы: «Французская живопись конца XIX – начала XX в.», «Модернистические течения в искусстве Западной Европы конца XIX начала XX веков».
Ведущий: Работать мы с вами будем в командах (определяется состав 2-х команд по 10 человек. На доске висят два ватмана, рядом с ним лежат палитра, кисти и краски. За каждый правильный ответ в нашей викторине одна из команд получает право нарисовать на плакате один предмет. В викторине выигрывает, та команда которая изобразит на листе бумаги наибольшее количество предметов, включая драпировки, в итоге у каждой команды должен получиться натюрморт.
Итак, 1-й вопрос нашей викторины
-
Какое направление в искусстве прежде всего в живописи возникло в XIX и 1-й четверти XX веков?
Дети: ИМПРЕССИОНИЗМ
Ведущий: Да, совершенно верно.
ИМПРЕССИОНИЗМ (фр. impressionnisme, от impression – впечатление) – направление в искусстве конца 1860-х – начала 1880-х годов, главной целью которого была передача мимолетных, изменчивых впечатлений. Импрессионизм основывался на последних открытиях оптики и теории цвета; в этом он созвучен духу научного анализа, характерному для конца 19 в. Наиболее ярко импрессионизм проявился в живописи, где особое внимание уделялось передаче цвета и света.
И команда 4Б класса получает право нарисовать на своем листе ватмана первый предмет для своего натюрморта.
Обучающиеся команды 4Б рисуют первый предмет (это кувшин).
Ведущий: 2-й вопрос нашей викторины
-
Ребята, внимание на экран, как называется данное произведение искусства? И кто автор этой картины?
Дети: «Красные крыши» автор Камиль Писсаро.
Ведущий: Молодцы, ребята. Совершенно верно.
Это одна из картин, созданных Писсарро, когда его мастерство достигло зрелости, называется «Красные крыши». У художника выработан свой индивидуальный стиль.
Итак, команда 4А класса получает право нарисовать на своем листе ватмана предмет.
-
Ребята, назовите, пожалуйста одного из основателей постимпрессионизма и 2 самые известные картины данного художника.
Дети: Винсент Ван Гог.
Ведущий: Да, правильно. Винсент Ван Гог (1853-1890) нидерландский художник – самый яркий представитель художественного направления, выражающего чувства и настроения, его работы оказали огромное влияние на живопись XX века. За десять лет художник написал 2100 картин.
На этот вопрос правильно первой ответила команда 4А класса, которая получает право нарисовать на своем листе ватмана предмет.
-
Посмотрите, пожалуйста, на экран назовите автора данной скульптурной композиции эпохи импрессионизма.
Дети: Огюст Роден
Ведущий: Верно! Произведение называется «Граждане Кале»
автор Огюст Роден - французский скульптор, признанный одним из создателей современной скульптуры.
И на этот вопрос теперь правильно первой ответила команда 4Б класса, которая получает право нарисовать еще один предмет или драпировку.
-
Назовите основных представителей неоимпрессионизма в живописи
Дети: Жорж Сера и Поль Синьяк
Ведущий: Молодцы, 4А класс! И вы получаете право нарисовать еще один предмет для вашего натюрморта!
-
Охарактеризуйте и опишите направление фовизм, назовите известных фовистов, их работы и идеи.
Дети: Фовизм — часть постимпрессионистского движения, которая попыталась выйти за рамки простого подражания природе. Использование не натуральной цветовой палитры имеет много общего с экспрессионизмом. Тесная связь этих направлений можно увидеть в творчестве немецкого движения «Новые дикие». Знаковыми фигурами именно в фовизме являлись художники Анри Матисс и Андре Дерен, их близкий друг Дерен Вламинк, голландец Донген, колорист Рауль Дюфи, будущий кубист Жорж Брак, неоимпрессионист Вальта, Шарль Камуан, Жан Пюи и некоторые другие мастера.
Отблески на воде. Андре Дерен.
Анри Матисс. Красные рыбки.
Ведущий: На этот вопрос правильно первой ответила команда 4А класса, которая получает право написать еще один предмет.
-
Назовите пожалуйста одного из представителей экспрессионизма и охарактеризуйте данное направление
Дети: Экспрессионизм — это модернистское течение в европейском искусстве начала 20 века. Распространилось, прежде всего, в Германии и Австрии. Художники в рамках этого течения выражали собственное эмоциональное состояние, настроение или внутренние процессы, происходящие в душе или психике. Они не копируют реальность, а проецируют свой внутренний мир в живописи, литературе, театре, музыке и танце.
К экспрессионизму относятся такие известные и, безусловно, талантливые художники как Эдвард Мунк и Марк Шагал. Картина Мунка «Крик», например, является самым известным норвежским произведением искусства. Экспрессионизм — это модернистское течение в европейском искусстве начала 20 века. Распространилось, прежде всего, в Германии и Австрии. Художники в рамках этого течения выражали собственное эмоциональное состояние, настроение или внутренние процессы, происходящие в душе или психике. Они не копируют реальность, а проецируют свой внутренний мир в живописи, литературе, театре, музыке и танце.
Ведущий: Наиболее полный и объемный ответ мы услышали от команды 4Б класса. Поэтому право изобразить еще один предмет в натюрморте достается капитану этой команды.
-
Назовите, пожалуйста, основателеля современного авангардного искусства, который начал свой путь с реалистической живописи, открыв кубизм.
Дети: Пабло Пикассо.
Ведущий: Совершенно, верно. Команда 4А класса ответила первой и изображает драпировку в натюрморте. Пока кто-то из команды выполняет задание, мы с вами переходим к 9 вопросу нашей викторины.
-
Итак, 9 вопрос: Ребята, охарактеризуйте, пожалуйста термин кубизм
Дети: Кубизм — это Авангардистское художественное направление изображавшее предметы действительности деформированными либо разложенными на простые геометрические формы. Основной идеей кубизма было отрицание трехмерной реальности. Кубисты не хотели, чтобы их картины были похожи на фотографии, и не считали такие достижения академической живописи как «светотень», «переспектива», «оптический реализм» ведущими средствами художественной выразительности. Таким образом, главное отличие кубизма от классического искусства является то, что он не основан на имитации.
Ведущий: Молодцы, 4А класс! И вы получаете право нарисовать еще один предмет или драпировку.
-
И мы плавно двигаемся к завершению нашей викторины. Предпоследний вопрос: Назовите пожалуйста, представителей футуризма, расскажите, об этом течении.
Дети: Футуризм - авангардное течение в художественном искусстве начала ХХ века, появившееся в Италии и получившее наибольшее развитие у себя на Родине и в России.
Его последователи позиционировали себя как революционеры в искусстве, главной задачей которых было полное отторжение устаревших традиций и стереотипов, создание новой модели мироустройства, построенной на принципах развития технического прогресса и урбанизации.
Умберто Боччони "Улица входит в дом"
Северини Джино "Бульвар"
Джакомо Балла "Проход Меркурия перед Солнцем"
Ведущий: Молодцы! И команда 4Б получает право заполнить недостающий фон на вашем натюрморте.
И последний вопрос, который, определит, кто же станет победителем нашей викторины. Посмотрите, на экран, кто автор данной картины и как она называется? (на экране появляется картина С. Дали «Время»)
Дети: Автор этой картины Сальвадор Дали, а называется она «Время»
Ведущий: Молодцы, команда 4А класса! И вы, заполняете последний фрагмент своего натюрморта!
Сейчас, мы определим победителя – команда 4Б класса успела первой выполнить натюрморт. Молодцы!
Спасибо всем за активное участие в мероприятии, сегодня на нашем занятии, вы не только сумели продемонстрировать свои знания, но и показали, как все отлично работают в команде, помогают и поддерживают друг друга. Все сегодня замечательно поработали и были очень активны. Спасибо всем. На этом наше мероприятие закончено.
Педагоги в полном объеме использовали всю необходимую информацию для проведения данного мероприятия.
Литература:
-
Большая иллюстрированная энциклопедия искусств Москва «Махаон» 2011
-
Энциклопедия для детей. Искусство. Часть вторая. Астрель 2010
-
Художественная галерея. Матисс. Москва № 49, 2005
-
Художественная галерея. Пикассо. Москва № 16, 2005
-
Художественная галерея. Северини. Москва № 159
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»