Читатели и зрители. Изучение художественных произведений на уроках литературы с помощью лучших работ отечественного кино. (Из опыта работы)
Читатели и зрители. Изучение художественных произведений на уроках литературы с помощью лучших работ отечественного кино. (Из опыта работы)
Назначение уроков литературы - формирование личности ученика, его нравственных качеств, духовных ориентиров. От этого зависит не только судьба одного конкретного человека, сидящего за партой, но и судьба всего Отечества, народа. Именно литература соединяет в единое целое художественное произведение и жизнь, героя литературного произведения как образец, идеал – и нашего современника. Поэтому важно, чтобы ученик почувствовал: переживания, нравственные муки Пьера Безухова и Ивана Денисовича Шухова, их жизненный выбор непосредственно связаны с его жизнью, его выбором между правдой и ложью, верой в идеалы и неверием. Такие же задачи решает и киноискусство. Особенно, когда речь идёт об экранизации художественных произведений, ставших русской и мировой классикой. Одно, и весьма существенное, отличие: к авторской позиции в художественном произведении добавляется позиция режиссёра фильма, его прочтение литературы. Если произведение кинематографа не поделка и не подделка, а вдумчивое размышление над общечеловеческими ценностями книги, то киноискусство и литература – союзники.
Кто-то скажет: современный школьник книге предпочитает кино.
Действительно, из-за бурного развития информационных технологий литература безжалостно вытесняется из сферы детских интересов. Компьютеризация, развитие интернет-технологий сделало чтение «затратным» занятием, ведь легче и быстрее воспринимать информацию не через художественный образ, а через его визуальное изображение. Но ведь настоящее киноискусство тоже воздействует через образ – иной, визуальный, но при этом способный передать необыкновенную гамму чувств, переживаний, мыслей. Именно поэтому Министерство культуры России обнародовало список ста лучших фильмов, рекомендованных для изучения в школе: «А зори здесь тихие» С.Ростоцкого, «Судьба человека» С.Бондарчука, «Тихий Дон» С.Герасимова, «Война и мир» С. Бондарчука, «Калина красная» В. Шукшина, «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» Н. Михалкова, Собачье сердце В.Бортко, «Чучело» – Р. Быкова.
На вступительных уроках по литературе в 8-9 классах я задаю ученикам вопрос, какие фильмы из этого списка они смотрели. Редко найдётся два-три положительных ответа. Сразу же приходит осознание того, что серьёзный кинематограф так же страдает от засилья массовой культуры, как и литература. Ему зачастую нужен не просто вдумчивый зритель, а просто зритель. Поэтому использование на уроках художественных фильмов и их фрагментов воспитывает не только ценителя литературы, но и настоящего ценителя кино.
Среди учителей-филологов звучат разные мнения о том, стоит ли использовать кино на уроках литературы. Одни считают, что стоит, но только фрагментарно; другие соглашаются: стоит, потому что дети сейчас ничего не читают. На этот вопрос легко найти более убедительный ответ.
«Киноискусство является синтезом литературы, изобразительного искусства, театра и музыки…» - такое определение даёт Википедия.
«Литература дала кинематографу:
-
сюжетное построение фильма, то есть сценарий.
-
подтолкнула кино к ракурсному видению человека или события (принцип ракурсного видения).
-
кроме того, принцип монтажного построения». (Википедия).
Без литературы просто невозможно его существование, так же как и литература не мыслится сейчас без кино.
Однако использование киноматериала на уроках должно быть всё-таки ограничено: нельзя заменять просмотром фильма чтение художественного текста. Об этом говорят и сами ученики:
«Андрей Болконский в романе более живой, способный на более яркие проявления чувств, мне он кажется моложе киногероя…»;
« Я представляла себе Маргариту совсем другой… И многие эпизоды романа о Мастере в моём воображении были более фантасмагоричными, фееричными»…
Литература даёт возможность каждому стать своеобразным соавтором писателя, открывает в каждом читателе творческие способности.
Однако без экранных версий художественных произведений иногда просто не обойтись по разным причинам. Главная из них: киноленты многих советских режиссёров – творения такого высокого уровня, что приближаются по своей значимости к литературному оригиналу или в некоторых случаях даже не уступают ему.
Какие же фильмы, по моему мнению, должны быть включены в разряд обязательных для просмотра на уроках литературы?
-
«Руслан и Людмила», реж. А.Птушко, 1972г.
Текст поэмы А.С.Пушкина, за исключением знаменитого «Вступления к поэме», сложен для восприятия пятиклассников. Они часто не понимают авторской иронии, его мастерства в изображении героев, ведь была написана поэма отнюдь не для мальчиков и девочек десятилетнего возраста… Это поэма для взрослого читателя. Экранизация же очень бережно и разумно адаптировала текст произведения для широкой аудитории. Детвора с восторгом смотрит кадры удивительных превращений героев: эпизоды похищения Людмилы, её приключений во владениях Черномора, битвы Руслана с головой, рассказа Финна об истории его любви к Наине. Именно эти эпизоды целесообразно включить в уроки изучения поэмы, чередуя их просмотр с комментированным чтением, выразительным чтением наизусть, фрагментарным пересказом, словесным рисованием, созданием собственных иллюстраций к поэме.
-
«Ночь перед Рождеством», реж.А.Роу, 1961г.
Эту экранизацию желательно посмотреть от начала и до конца, потому что (пусть простят меня почитатели таланта Н.В.Гоголя) этот фильм именно по неповторимому «гоголевскому» колориту не уступает самому художественному произведению – он такое же чудо, как и сама повесть. К тому же, гоголевский текст пестрит диалектизмами, устаревшими словами, и это усложняет восприятие произведения. В некоторых случаях можно даже начать изучение произведения с просмотра фильма, чтобы заинтересовать пятиклассников, а затем прочитать в классе наиболее яркие фрагменты повести. Закончить изучение можно викториной по полностью прочитанному тексту, которая ясно даст понять: кто прочитал текст вдумчиво и внимательно, кто же ограничился тем, что увидел и услышал на уроке (просторы Интернета дают очень широкий материал словесных викторин, викторин-презентаций по этому произведению). В любом случае каждый ученик будет иметь представление об этом произведении Гоголя, проникнется мягким юмором автора, оценит полёт его фантазии, будет знать фамилию нашего знаменитого режиссёра-сказочника А.Роу, наверняка заинтересуется и другими работами и писателя, и режиссёра, навсегда запомнит неподражаемого Георгия Милляра в роли чёрта.
-
«Королевство кривых зеркал», реж.А.Роу, 1963г. Сценарий к этому
фильму создан автором сказки Виталием Губаревым, поэтому, несомненно, очень близок к авторскому видению героев, сюжетных перипетий. Включение эпизодов фильма в изучение сказки будет своеобразным иллюстрированием произведения, вызовет стремление выразительно читать по ролям, работать над проникновением в образ, чтобы приблизиться к великолепной игре актёров.
-
«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», реж.С.Говорухин, 1971г.
Роман Д.Дефо создан в XVIII веке. Современный читатель весьма далёк от той эпохи и её проблем, как и от Англии и Америки, куда попадает Робинзон Крузо. Поэтому начало романа, рассказывающее о жизни Робинзона до того, как он попал на остров, не всегда интересно детям среднего школьного возраста. А вот начало фильма сразу же переносит зрителей в ту далёкую эпоху, когда море, океан давали единственную возможность человеку увидеть мир во всём его многообразии. И он пользовался этой возможностью вопреки всему: вопреки воле родителей, советам рассудка, безудержности стихий. А ещё шум моря, ветра, бескрайний горизонт, открывающийся с экрана, сразу же погружают в первозданный мир природы, где человек мог надеяться только на себя и на Бога.
А затем читаем главы романа, рассказывающие о первых днях пребывания Робинзона на острове. Потом вновь обращаемся к эпизоду из фильма, рассказывающему о том, как Робинзон обустраивал свой быт на острове. Всегда после его просмотра задаю вопрос: «Почему в фильме так много музыки – прекрасной, классической? И так мало других звуков?» Одиночество! Она передаёт одиночество Робинзона – такое же бесконечное, как и океан вокруг. А ещё Робинзон лишён возможности слышать человеческую речь, но никто не лишил его возможности слышать музыку, звучащую в душе. И заходит разговор о таланте режиссёра, сумевшего так гениально просто рассказать об одиночестве человека, о музыке и её роли в жизни каждого из нас… Обязательно смотрим эпизод спасения Пятницы, поражаемся наивности нового друга Робинзона, человечности и великодушию главного героя, которые оценил даже бывший каннибал. Вспоминаем слова Серафима Саровского: “Вы постом хоть мясо ешьте, только друг друга не ешьте”. Спрашиваю детей: «Что хотел сказать этими словами великий старец? Он же не думал, что мы с вами каннибалы? Как эти слова перекликаются с тем, что хотел нам сказать в своей книге Д.Дефо?».
-
«Алые паруса», реж. А.Птушко, 1961 г.
Перед изучением творчества А.Грина предлагаю школьникам проектные задания: сделать презентации о жизни писателя, познакомить одноклассников с повестью через иллюстрации к произведению, провести заочную экскурсию по дому-музею писателя в Феодосии. Затем смотрим фильм. Желательно посмотреть его от начала и до конца, на одном дыхании. Авторам киноленты удалось точно передать предчувствие счастья, силу мечты и торжество любви – всё то, что наполняло жизнь самого писателя, так недолго и трудно жившего на земле.
Рассказ о нелёгкой судьбе Александра Грина и яркая экранизация его повести-феерии настолько контрастны, что производят на детей неизгладимое впечатление, помогают понять: счастье не зависит от количества монет в кошельке, оно бывает только у того, кто может мечтать, верить, любить, без остатка отдавать себя людям. Счастлив бывает лишь тот, кто делает счастливым других.
Чтобы текст повести не остался без внимания, предлагаю следующие задания:
-
Представь, что ты Ассоль, расскажи о своей жизни до встречи с
Грэем;
-
расскажи о своём детстве от лица Грэя;
-
расскажи о том, как ты стал капитаном (от лица Грэя);
-
составьте план к тексту повести;
-
напишите статью для Интернет-ресурса «Краткое содержание повести «Алые паруса»» (это задание делаем в классе, работая по группам).
Затем анализируем текст произведения, выполняя задания к повести, отвечая на предложенные в учебнике вопросы.
-
«Уроки французского», реж. Е.Ташков, 1978г.
Изучение повести начинаем с разговора о том, каким должен быть учитель, по мнению ребят, как они относятся к своему первому учителю, важна ли роль учителя в их жизни.
Потом предлагаю тем, кто прочитал повесть летом, пока не участвовать в нашем разговоре и задаю провокационный вопрос: « А играли ли вы когда-нибудь с учителем на деньги? Как бы вы относились к учителю, который играет с учениками в азартные игры? Можно ли это делать? Почему?» В своей книге В.Г.Распутин поведал о подобной истории, причём учителя, о котором он рассказал, писатель помнил всю жизнь и был ему бесконечно благодарен. Как это произошло?
Чтобы ответить на этот вопрос, читаем повесть, анализируем прочитанное. Когда изучение произведения закончено, смотрим фильм, заново переживаем историю юного героя и человека, подставившего ему в трудной ситуации своё плечо, – Лидию Михайловну.
-
«Судьба человека», реж.С.Бондарчук, 1959г.
Это одна из лучших экранизаций литературного произведения в нашем кинематографе. Ученики должны быть знакомы с ней. Это наше достояние, наряду с живописью Левитана и музыкой Чайковского, архитектурными ансамблями Петербурга и Кремля. Смотрим фильм обязательно. Перед просмотром обязательно спрашиваю: «Какой эпизод в рассказе вам кажется самым ярким? центральным?» После просмотра задаю тот же вопрос, но теперь он касается экранизации. Ответы не совпадают.
В «Судьбе человека» Бондарчука смысловым центром становится признание героя Ванюше: «Я твой папка…» А теперь звучит новый вопрос: почему? Потому что всю жизнь Андрей Соколов живёт с ощущением, что впереди ещё много хорошего – дом, семья, счастье детей, окончание войны и встреча с близкими. Это чувство согревает его даже в самые тяжёлые моменты жизни. В этом же эпизоде зритель ясно ощущает: в целом мире у этих двух людей нет больше ничего и никого, каждый из них – центр всей Вселенной для другого. Вся жизнь главного героя была дорогой к этой встрече, именно сейчас мы воспринимаем его как Человека, потому что он переступил через свою боль, не разучился любить, не очерствел душой. Автором сценария к киноленте был автор рассказа – М.А.Шолохов. Значит, он был согласен с такой концепцией режиссёра. Благодаря экранизации литературный текст зазвучал по-новому, более сильно с эмоциональной точки зрения и более убедительно.
-
«Собачье сердце», реж. В.Бортко, 1998г.
Изучение повести «Собачье сердце» начинаю с рассказа о яркой и трагической эпохе 20-х гг. XX в. В повествование обязательно включаю кадры кинохроники той поры: создание первых пионерских отрядов, ликвидация неграмотности, борьба с беспризорностью. В документальные кадры хорошо вписывается начало фильма: он специально «состарен». Для этого и нужен был такой режиссёрский ход: он создаёт ощущение реальности происходящего. Формат фильма, к сожалению, не позволяет смотреть его в школе, поэтому использую на уроке лишь фрагменты: они хорошо вплетаются в повествование, делают его «зримым». Блестящий актёрский состав, великолепная игра актёров не оставляют равнодушными, вызывают желание узнать: а что же будет дальше?
-
«Война и мир», реж. С.Бондарчук, 1965-67гг.
При наличии времени, конечно же, киноэпопею желательно посмотреть полностью. Обязательно с опережающими заданиями, презентациями, рассказывающими сначала об истории создания романа, затем – о создании его киноверсии, об актёрах, сыгравших главные роли и их творческой судьбе, о судьбе фильма, завоевавшего все, какие только возможно, награды во всём мире и продолжающего быть лучшей экранизацией романа.
Если время ограничено, то обязательно смотрим эпизоды «Именины в доме Ростовых», «Приезд князя Андрея с женой в Лысые Горы», «Сватовство Пьера Безухова», «Первый бал Наташи Ростовой», «Ростовы в гостях у дядюшки», «Дуэль Пьера Безухова и Долохова». Фрагменты фильма иллюстрируют анализ романа, наполняют его новым эмоциональным содержанием, дают повод обсудить прочтение романа актёрами и режиссёром, сравнить его со своим видением героев и ситуаций.
Очень люблю встречаться на уроках литературы с героями кинолент «Несколько дней из жизни Обломова» (реж. Н.Михалков, 1979г. ), «Тихий Дон» (реж. С.Герасимов , 1957-58гг.), «Донская повесть» (реж. В.Фетин, 1964г.), «А зори здесь тихие…» (реж.С.Ростоцкий, 1972г. )
А сколько чудесных фильмов снято у нас по сказкам! «Снежная королева» Г.К. Андерсена, «Золушка» Ш.Перро и Е.Л. Шварца, «Три Толстяка» Ю.К. Олеши … Сколько удивительных по красоте анимационных фильмов, снятых по сказкам и книгам для детей: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина, «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова, «Чёрная курица, или Подземные жители» А.Погорельского, «Двенадцать месяцев» С.Я.Маршака ! Всего не перечесть!
Дерзай, учитель! И пусть мудрый российский кинематограф навсегда станет твоим другом и союзником!
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Опорные конспекты как инструмент формирования языковой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы
- Технология проектирования современного урока русского языка и литературы (ФГОС ООО)
- Cовременные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы
- Мастер-класс. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку на уроках литературы