Интегрированный, практико- ориентированный проект на тему: «Калейдоскоп профессий»
Панина Елена Геннадьевна, Евдокимова Елена Ивановна
Московская область, Раменский район, д.Островцы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №18
Дошкольное
образование
Интегрированный, практико- ориентированный проект на тему:
«Калейдоскоп профессий»
средняя группа№1 «Божьи коровки»
январь - февраль 2019 год.
«Профессий
много в мире есть, их невозможно
перечесть.
Сегодня многие нужны, и
актуальны и важны:
Спасатель, фермер,
гувернёр, телеведущий и актёр, автомеханик,
финансист и менеджер и визажист…
И
ты скорее подрастай, профессией
овладевай,
Старайся в деле первым быть
и людям пользу приносить»
.
Актуальность проекта:
Профессия – это вид труда, который требует от человека определённой подготовки, знаний и умений. Как же выбрать профессию? Очень важно, чтобы работа была по душе. Только тогда можно стать мастером своего дела. Нужно ли детям дошкольного возраста знакомиться с профессиями? Мы думаем нужно. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка, родители задумываются о его будущем, внимательно следят за его интересами и склонностями, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Ознакомление с профессиями уже в дошкольном возрасте обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение его к ценностям, удовлетворение и развитие познавательных интересов.
Проблема проекта:
Наши наблюдения за детьми в игре, индивидуальные беседы с ними о том, где работают их родители, как называются их профессии, чем они занимаются на своих рабочих местах, привели к выводу о том, что дети мало знают о профессиях: их название, предметах - помощниках, содержании трудовой деятельности; у них не сформировано уважение к труду взрослых.
Чтобы расширить знания о разнообразии профессий нами и было принято решение о проведении проекта «Калейдоскоп профессий»
Тема проекта: «Калейдоскоп профессий»
Тип проекта: Интегрированный, практико – ориентированный
Вид проекта: групповой
Продолжительность проекта: среднесрочный с 28.01.2019 по 22.02.2019г
Руководители проекта: воспитатель группы –Елена Ивановна Е; Елена Геннадьевна.
Участники проекта: дети, родители.
Возраст детей: 4-5 года
Цель: расширять представления детей о профессиях, в том числе и профессиях их родителей; воспитывать чувство уважения к труду взрослых, формировать у детей среднего дошкольного возраста первичные трудовые навыки.
Задачи:
-
Познакомить детей со значением слова «профессия»;
-
Расширить знания детей о профессиях;
-
Сформировать четкие представления о профессиях: библиотекарь, пожарный, полицейский, продавец, почтальон, парикмахер, швея, космонавт, воспитатель, повар и другие.
-
Обогащать представления детей о профессиях родителей;
-
Поощрять творческие проявления в ролевых играх о профессиях, изо и других видах деятельности.
-
Научить детей составлять небольшие рассказы.
-
Формировать чувство уважения к труду взрослых и бережное отношение к его результатам, желание оказывать помощь.
-
Познакомить детей с литературными произведениями по тематике.
Интеграция образовательных областей в проекте «Калейдоскоп профессий».
-
Познавательное развитие
-
Социально-коммуникативное развитие
-
Речевое развитие
-
Художественно-эстетическое развитие
-
Физическое развитие
Ожидаемый результат:
-
Расширить у детей знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей)
-
Пополнится словарный запас, обозначающий профессии людей, предметы, материалы, орудия труда, действия, результат.
-
Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.
1 этап Мотивационный:
-
Разработка плана проекта.
-
Определение темы проекта;
-
Формулировка цели и задач проекта;
-
Подбор иллюстрированного материала, пособий, атрибутов по данной теме.
-
Создание развивающей среды в группе.
-
Подбор художественной литературы о профессиях.
-
Подбор материала для продуктивной деятельности.
-
Составление тематического планирования мероприятий.
-
Картотека дыхательных, пальчиковых, дидактических и подвижных игр.
-
Подбор наглядного материала.
-
Информировать родителей о проекте.
-
Подготовка консультаций, рекомендации для родителей.
-
Подготовить презентации о профессиях.
-
Подготовить экскурсии на кухню, в прачечную ДОУ
2 этап: Проблемно- деятельностный .
План реализации проекта.
Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах деятельности |
Совместная образовательная деятельность в режимных моментах |
Самостоятельная деятельность детей |
Познавательное развитие: Тема «Кому что нужно для работы» Цель: познакомить с названиями профессий, атрибутами, необходимыми для некоторых профессий, содержанием трудовой деятельности представителей некоторых профессий; учить называть слова – действия. См. конспект перспективного планирования по программе «Детство» Познавательное развитие: Тема: «Врачи – наши помощники» Цель: закреплять представление о труде врача, знание о витаминах; воспитывать уважение к людям, которые заботятся о нашем здоровье. / см. стр 142 Н. С. Голицына
Познавательное развитие: Тема: «Кто работает на транспорте?» Цель: познакомить с обобщающим понятием «транспорт»; уточнить представления о труде водителя; дать представления о правилах дорожного движения. См. стр 124 Н. С. Голицына
Познавательное развитие: Тема: «Наша армия» Цель: формировать первоначальное представление об особенностях военной службы; уточнить представления о родах войск; воспитывать чувство гордости за нашу армию, желание быть похожими на сильных и смелых российских солдат. См. стр Н.С. Голицына
Математическое развитие: Тема: «Что мы знаем о профессиях и геометрических фигурах?» Цель: познакомить с геометрической фигурой полукругом; упражнять в сравнении предметов по величине, в счете до 5; закреплять знания о профессиях. См. конспект перспективного планирования по программе «Детство»
Математическое развитие: Тема: «Мы едем на автобусе» Цель: уточнить представление о труде водителя. Познакомить с порядковым счетом в пределах 5. Закрепить представление о значении слов: сегодня, вчера. Расширять представления о правилах поведения в транспорте. см. стр 125 Н.С. Голицына Математическое развитие: Тема: «Военные и танки» Цель: закреплять представления о родах войск и военной службе; упражнять в понимании независимости количества предметов от их формы и величины; закреплять умение сравнивать предметы по высоте; упражнять в различении геометрических фигур. См. стр Н.С. Голицына Математическое развитие: Тема: «Машины на нашей улицы» Цель: закреплять представления о правилах дорожного движения и сигналах светофора. Учить сравнивать две группы предметов, выраженный рядом стоящими числами 4 и 5.Упражнять в сравнении 4- 5 предметов по высоте. Закрепить употребление в речи слов: высокий, пониже, еще ниже, самый низкий, справа, слева, впереди, сзади. См. стр.132 Н. С. Голицына Художественное- эстетическое развитие: Лепка: Тема: «Лепка пирожного для куклы» Цель: продолжать знакомить с названиями профессий. Показать важность каждой профессии. Лепить знакомые предметы; учить детей отрезать нужное количество пластилина с помощью стеки; учить собирать пирожное из отдельных деталей, чередуя цвета. Художественное- эстетическое развитие: Рисование: Тема: «Повар» Цель: систематизировать знания детей о различных профессиях и профессии повара; закрепить навыки декоративного рисования и композиционные навыки. См. конспект перспективного планирования по программе «Детство»
Рисование (нетрадиционная техника рисование ватными палочками) Тема: «Галстук для папы» Цель: изготовление подарка для пап на 23 февраля. см. конспект
Рисование: Тема: «Молоток или расческа?» Цель: развивать эстетическое отношение к окружающему, передавать в рисунке образ человека труда, изображая фигуры людей в характерной профессиональной одежде, в трудовой обстановке, с необходимыми атрибутами. См. конспект
Рисование: Тема: «Наши Защитники» Цель: закреплять представления о родах войск. Учить изображать фигуру человека, передавая особенности одежды. См. стр. 140 Н.С. Голицына Аппликация: Тема: «Украсим посуду узором» Цель: учить аккуратно намазывать детали и приклеивать их на бумагу в форме чашки воспитывать интерес к изобразительному творчеству. Художественно – эстетическое развитие Коллективная работа в нетрадиционной технике из макаронных изделий. Тема: «Профессии которые мы выбираем» Цель: расширять представления детей о профессиях через разные виды изобразительной деятельности, воспитывать детей с уважением относиться к труду людей. См. конспект
Развитие речи Тема: «Профессии» Цель: познакомить детей с профессиями врача, повара, шофера. Повторить профессии людей, работающих в группе; формировать обобщающее понятие «профессия»; продолжать формировать умение использовать в речи, простые распространенные и сложно – подчиненные предложения. Воспитывать уважение к труду людей. См. конспект перспективного планирования по программе «Детство»
Развитие речи. Тема: «Профессии. Составление рассказа» Цель: Активизировать словарь детей. Учить составлять рассказ по сюжетной картине. Учить отвечать на вопросы полными ответами, предложениями из 3-5 слов. Воспитывать уважение к труду взрослых. Развивать внимание, внимание, мышление. Развитие речи. Тема: «Повар» Цель: систематизировать знания детей о различных профессиях и профессии повара; вызвать интерес к литературе; учить рассуждать о поступках героев. См. конспект перспективного планирования по программе «Детство»
Развитие речи Тема: «День Защитника Отечества» Цель: формировать представления детей об армии, продолжать развивать разговорную речь. см. конспект
Музыкальное и физическое развитие проводят специалисты ДОУ
|
Экскурсии по детскому саду:
Экскурсия на пищеблок. Знакомство с поварами. Рассказ повара о своей профессии. Рассматривание посуды на кухне.
Знакомство с профессией – прачка. Экскурсия на прачку Цель. Познакомить детей с профессией прачка. Развивать познавательный интерес у детей. Воспитывать уважение к труду прачки. Подчеркнуть общественную значимость её труда. Воспитывать бережное отношение к чистым вещам – результату её труда.
Рассматривание иллюстраций о труде медицинской сестры.
Наблюдение за работой дворника во время прогулок Развитие речи:
Цель: Учить детей самостоятельно придумывать рассказ на заданную тему; развивать монологическую речь, творческое воображение.
- Заучивание с детьми считалок
- Заучивание с детьми физминутки
-Пальчиковая гимнастика
Дыхательная гимнастика
Рассматривание иллюстраций о профессиях. Пословицы, поговорки о профессии. Загадки о профессиях Цель: Закреплять умение детей отгадывать загадки. Создать хорошее настроение. - Чтение художественной литературы: Цель: учить внимательно слушать и отвечать на вопросы
Беседа о профессиях. Цель: познакомить с названиями профессий, показать важность каждой профессии. Узнать у детей, какие профессии людей они знают. Беседа «Что же такое профессия?»
Цель: формировать понятие о профессии, знакомим с профессиями в детском саду. Беседа «Кем работают твои мама и папа?». Цель: расширять представления о профессиях, формировать умение отвечать полным предложением. Беседа "Кем я хочу быть". Цель: расширять словарный запас, развивать диалогическую речь. Беседа «Кто работает у нас в детском саду». Цель: обогащать словарный запас детей, воспитывать уважение к людям труда. Беседа «Профессия – пожарный». Цель: закреплять представления о профессии пожарного. Беседа «Какая профессия самая важная» Цель: продолжать расширять представления о профессиях, дать понятие детям, что все профессии важны. Беседа «Военные профессии» Цель: формировать представления детей о профессиях военного, их разновидности; развивать познавательный интерес детей к профессии пап, желание быть похожим на папу; воспитывать уважение к профессии военного, как защитника нашей родины.
Изобразительная деятельность – рисование Тема: «Что нужно повару» Цель: учить самостоятельно выбирать тему рисунка, доводить. Изготовление подарка для пап на 23 февраля. Тема: «Галстук для папы» Цель: закреплять навыки детей нетрадиционной техникой рисования – ватными палочками. Коллективная работа в нетрадиционной технике из макаронных изделий. Тема: «Профессии, которые мы выбираем» Цель: развивать способность осуществлять детскую дизайнерскую деятельность. Презентация «Все профессии нужны, все профессии важны» Цель: расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Развитие интереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы. Воспитывать чувство уважения к труду взрослых. Презентация «Военные профессии» Цели: познакомить детей с «военными» профессиями. Развитие интереса к военным профессиям.
Конструирование из бумаги. Тема: «Врачебный чепчик» Цель: учить складывать лист бумаги, тренировать способность работать руками, следуя устным инструкциям, развивать внимание, память и пространственное воображение. Конструирование из строительного материала Тема: «Дом для друзей» Цель: учить детей различать и называть детали конструктора; развивать мелкую моторику; уметь использовать свойства и качества предмета (цвет, форма, размер); развитие творческого воображения. Тема: «Мы – строители» Цель: развивать у детей интерес к конструированию; расширять представления о профессии строителя; закреплять названия строительных деталей.
«Салон красоты». Цель: совершенствовать умение объединятся в игре, распределять роли, согласовывать действия. «Больница» Цель: Вызвать у детей заинтересованность к профессии врача; воспитывать сопереживание, чуткое отношение к больному, культуру общения. «Мы - водители» Цель: Закрепление знаний и умений о труде водителя и кондуктора, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Знакомство с правилами поведения в автобусе. Учить самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку; способствовать формированию умения применять знания для творческого развития сюжета игры; помогать детям усваивать основные моральные нормы; воспитывать честность в отношениях; упрочить формы культурного, доброжелательного обращения; воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе. «Магазин». Цель: создать условия для развития интеллектуальных и личностных качеств детей посредством формирования социального опыта детей средствами игровой деятельности. Дидактические игры Д/игра «Разрезные картинки» Цель: учить правильно собирать изображение из отдельных частей. Д/игра «Кто больше назовет профессий». Цель: обогащать словарный запас, воспитывать уважение к людям труда Д/и «Четвертый лишний». Цель: развивать умение дифференцировать предметы, закреплять названия профессий. Д/игра «Чудесный мешочек». Цель: развитие воображение, тактильные ощущения. Д/игра «Все профессии важны» Цель: знакомить детей с различными профессиями; их названиями, назначением, расширять кругозор и словарный запас. Д/игра «Пазл профессий» Цель: учить правильно собирать изображение. Д/игра: «Добавь слово» Цель: учить строить простые предложения. (У повара кастрюля; у продавца игрушка; у врача бинт и т.д.) Д/и «Летает, шагает, плавает» Цель: способствовать развитию моторно-двигательного внимания. Воспитатель показывает детям картинки пехотинца, моряка, летчика, танкиста. Дети имитируют движения. - Подвижные игры: «Почта» Цель: учить детей выполнять задание. Подвижные игры «Мы — шоферы». Цели: продолжать развивать двигательную активность детей; поощрять стремление отражать в игровой деятельности знания о труде взрослых. «Мы веселые ребята» Цель: упражнять в беге в разных направлениях. - Наблюдения за живой и неживой природой: (см. Т.Г. Кобзеву «Организация деятельности детей на пргулке» Труд
Дежурство по столовой. Цель: закреплять умение правильно сервировать столы. Труд на участке. Цель: воспитывать желание помогать взрослым. |
Раскрашивание раскрасок — профессии Рисование инструментов и оборудования, использование в своих работах трафаретов Рассматривание иллюстраций по теме проекта Лепка – овощи и фрукты для повара. Кондитерские изделия – кондитеру.
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин» Цель: создать условия для развития интеллектуальных и личностных качеств детей посредством формирования социального опыта детей средствами игровой деятельности. «Больница» Цель: Вызвать у детей заинтересованность к профессии врача; воспитывать сопереживание, чуткое отношение к больному, культуру общения.
Настольно- печатные игры по теме проекта: «Разрезные картинки», «Пазлы», «Мозаика», «Лото» и др. Цель: на развитие мышления, мелкой моторики.
Взаимодействие с родителями _________________________________________ Консультация «Как рассказать детям о своей профессии» Подготовить мини проект по теме: "Профессии в моей семье".
Встреча с интересным человеком:
Организация предметно- пространственной среды _____________________________________________
Подбор иллюстрированного материала, пособий, атрибутов по данной теме. Подбор художественной литературы в рамках проекта. Подбор материала для продуктивной деятельности. Картотека пальчиковых, дидактических и подвижных игр. Подбор наглядного материала. Распечатать раскраски по теме проекта,
В уголок художественное творчество подготовить и внести пластилин, карандаши, краски, бумагу и др.
Костюмы, атрибуты для сюжетно –ролевых игр,
|
3 этап - Творческий: Самореализация всех участников проекта.
Продукт проекта:
-
Создание альбома «Калейдоскоп профессий»
-
Физкультурный досуг «Мы мальчики хоть куда» посвященный Дню защитника Отечества
Цель: расширять представления детей о государственном празднике и защитниках Отечества, воспитание патриотических чувств.
-
Коллективная работа в нетрадиционной технике из макаронных изделий. Тема: «Профессии, которые мы выбираем»
Цель: развивать способность осуществлять детскую дизайнерскую деятельность.
Рефлексия:
-
Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта
-
Собран и систематизирован весь материал по теме проекта
-
У детей появился интерес к данной теме;
-
Сформировалось целостное представление о трудовой деятельности взрослых
-
Дети знают и называют большое количество профессий, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии.
-
Дети стали более раскрепощены и самостоятельны.
-
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.
-
У родителей появилась возможность познакомить со своей профессией всех детей группы
Такая работа позволила нам систематизировать представления детей, вызвать интерес к профессиональной деятельности взрослых. Дети стали задавать много вопросов, связанных с профессиональной деятельностью взрослых. Интереснее стали игры, где дети подражали взрослым и воспроизводили их действия, присваивали себе роли продавцов, воспитателей, врачей, поваров.
Склонность детей к определенным ролям, играм и видам труда свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка.
Список используемой литературы:
1.Н.С.Голицына Конспекты комплексно – тематических занятий в средней группе; Интегрированный подход. – М.; Издательство «Скрипторий 2003», 2014, - 224 с.
2.Шорыгина Т. А. "Профессии. Какие они?" М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
3.Л.А.Уланова, С.О. Иордан Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет, Издательство «Детство – пресс» Санкт - Петербург
4. Краснощекова Н. В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста», Издание 2-е – Ростов, Н. Д.: Феникс, 2007.
5.Т.Ю. Бардышева «Занятия по развитию речи в детском саду» Из-во: «Совершенство», 2003.
6.Н.В. Нищева «Веселая артикуляционная гимнастика». Детство Пресс
7.Л.И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика»
8. Комплекс занятий по программе «Детство»
9. Интернет – ресурсы.
- Проект детский познавательно-исследовательский, творческий: «Маленькие огородники» для детей 3- 4лет
- Проект познавательно-творческий, игровой: «Белоснежная зима –Новый год нам принесла» для детей 3-4 лет
- Мастер –класс с родителями: «Галерея - творчества» (обмен опытом и творческими находками с привлечением родителей воспитанников) «Мы создаем мультфильмы с детьми»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО