«Школа – территория для всех. Сопровождение ребенка с ОВЗ в образовательном пространстве»
«Школа – территория для всех.
Сопровождение ребенка с ОВЗ в образовательном пространстве»
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
Мир особого ребёнка интересен и пуглив.
Мир особого ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
Наталья Калиман
В современном Российском образовании все большее внимание уделяется вопросам обучения детей с особыми образовательными потребностями. На сегодняшний день проблемы детей с особыми потребностями являются проблемой не только самих детей и их родителей, но всего общества и государства. Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» каждый ребёнок, не зависимо от его здоровья, имеет право обучаться с остальными детьми и получить равное образование, то есть у ребенка с ограниченными возможностями здоровья появляется возможность ходить в обычную школу и учиться вместе с другими детьми.
В нашу школу вошло инклюзивное образование — это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ, инвалидов и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. При этом не должно быть препятствий для получения качественного образования нормально развивающимся детям. Сегодня в школе обучается 650 детей. Детей с ОВЗ – 121 человек, в том числе 26 детей-инвалидов.
В настоящий момент перед педагогическим коллективом стоит задача: создать условия и отработать модель и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы с целью получения образования детьми с особыми образовательными потребностями, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.
Какие же специальные условия созданы в нашей школе для обучения детей с ОВЗ? Это наличие высококвалифицированных педагогических кадров. Педагоги нашей школы имеют курсовую подготовку для работы с такими детьми, что позволяет им использовать специальные методы обучения и воспитания, подобрать специальные дидактические и технические средства обучения. В штатное расписание внесены и работают специалисты: учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальный педагог.
В школе создана и реализуется Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ЗПР; разрабатываются индивидуальные учебные планы, отдельные рабочие программы по каждому учебному предмету учебного плана на основе примерных программ, рекомендованных для обучения ребенка, а также используются программы коррекционной работы. Подобраны учебно-методические, дидактические материалы, выбраны формы и методы организации инклюзивного образовательного процесса в классе, вариативные формы образования, разработана система оценивания достижений учащихся с ОВЗ.
Помещения школы на сегодняшний день оборудованы пандусами, поручнями, гардеробом, комнатой гигиены и другими приспособлениями для обучения детей-инвалидов, в том числе мы имеем специально оборудованную сенсорную комнату.
Дети занимаются с учителем-логопедом, педагогом-психологом, социальным педагогом в специальных кабинетах, оснащенных в соответствии со всеми нормами.
Вторая половина дня у детей проходит в группе продленного дня, где они совместно с другими детьми посещают кружки и секции. Все дети с ограниченными возможностями здоровья получают двухразовое бесплатное питание, а также
медицинское обслуживание, организованное в специально оборудованных кабинетах.
Школа предоставляет услуги ассистентов (сопровождающих), оказывающих обучающимся необходимую техническую помощь, тем ребятам, у которых в Индивидуальной Программе Реабилитации по категории самостоятельное передвижение стоит вторая степень ограничения, что означает «человек передвигается, регулярно пользуясь помощью сопровождающих, использует специальные приспособления». Таких детей сегодня в школе – 4 человека и все они успешно обучаются в классах. Для них школа предоставила 3 сопровождающих, хотя такой должности нет в штатном расписании. Мы проводим работу по найму таких работников через объявления, центр занятости, проводим собеседование в присутствии родителей и учитываем их мнение. Заключаем договор по оказанию услуг по сопровождению ученика, где подробно прописываем техническое задание.
Итак, имея специальные условия, как же организуем обучение, каким путем мы идем? А мы идем путем проб и ошибок, как, впрочем, и многие, потому что данный вид образования ещё мало изучен.
Мы реализуем все модели инклюзивного образования:
-полная инклюзия (учащиеся обучаются в классе наряду со здоровыми сверстниками, имеют дополнительные индивидуальные занятия.)
-частичная инклюзия (дети обучается на дому по индивидуальному учебному плану и частично посещает школу (по согласованию с родителями), а также посещает кружки, секции, различные внеклассные мероприятия).
-внеурочная инклюзия (ученики обучаются только на дому по индивидуальному учебному плану и (по согласованию с родителями) посещают кружки, секции, различные внеклассные мероприятия).
-специальные коррекционные классы для детей с ОВЗ. (Это классы в котором дети одной категории обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе НОО с ЗПР (вариант 7.2) или по отдельному учебному плану и, зачислены по направлению Территориальной Психолого Медико Педагогической Комиссии. Они посещают кружки, секции, различные внеклассные мероприятия). Обучающиеся с ОВЗ заканчивают основную школу и продолжают обучение в техникумах и колледжах, становятся хорошими работниками и трудятся на предприятиях города.
Что касается социально-педагогической помощи детям с ОВЗ и детям инвалидам, то в школе она построена следующим образом: с детьми из классов с ОВЗ занимаются педагоги-психологи, учителя логопеды за счет коррекционных занятий, социальный педагог выходит в эти классы с разными темами на классные часы или внеклассные мероприятия. Для детей-инвалидов, у которых имеется ИПРА составляется план работы по реализации данной программы.
Большинство родителей, имеющих детей-инвалидов, хотят, чтобы их ребенок воспитывался и обучался в среде здоровых сверстников, чтобы он по возможности максимально интегрировался в общество здоровых людей. Поэтому в настоящее время возникает необходимость внедрения такого образования, которое позволило бы детям- инвалидам обучаться совместно со здоровыми сверстниками, получать образование, наравне с ними.
Таким образом, мы создаем необходимые условия для детей с ОВЗ, что способствует достижению ими определенного уровня образования; формирования положительных качеств личности; подготовки их к самостоятельной жизни; успешности в производственных, деловых и человеческих отношениях.
Пока еще рано подводить итоги, но уже сейчас очевидно, что дети-инвалиды должны учиться со всеми другими детьми вместе, общаться, дружить, понимать друг друга. Самое главное, когда в общеобразовательную школу приходит ребенок с инвалидностью – создать общий настрой – и одноклассников, и учителей, родителей, и администрации школы. Если к ребенку с особыми потребностями относиться, как к самому обычному школьнику, то такое отношение передается и учителям, и одноклассникам. Тогда и дети будут оказывать посильную помощь, и ребенок будет ощущать себя более уверенно и свободно.
Список литературы:
1. Акимова
О.И. Инклюзия как современная модель
образования лиц с ограниченными
возможностями здоровья: региональный
аспект. //Сборник: Исследование различных
направлений современной науки. Материалы
VIII международной научно-практической
конференции. 2016. С. 73-79.
2. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 5-14.
3. Багулина Н. В. Методика работы социального педагога в общеобразовательной школе //Проблемы и перспективы развития образования: материалы международной научной конференции. (г. Пермь, апрель 2011 г.). - Т. I. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 99-102
4. Инклюзивное образование: ключевые понятия / сост. Н.В. Борисова, С. А. Прушинский. М. - Владимир: Транзит – ИКС, 2009. - 48 с.
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Аттестация педагогов: новые правила. Какие изменения внесены в порядок проведения аттестации
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Вебинар «Маршрут непрерывного образования педагога: нормативно-правовые основы и эффективные технологии»
Подробнее об оформлении материалов библиотеки Портала см. инф. в разд. Помощь.