Развитие орфографической зоркости у школьника
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Курганская областная школа дистанционного обучения»
Автор статьи: Аниченкова Н.Н.,учитель начальных классов
Обобщение опыта по теме
«Развитие орфографической зоркости у школьника».
1.Работа над формированием навыков грамотного письма.
Чтобы обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, необходима постоянная работа с 1 по 4 класс в определенной системе.
Очень часто бывает так, что ученик знает правила, а все же допускает ошибки при письме. Учитель должен научить ученика видеть и узнавать орфограммы. А этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий. Необходимо для выработки грамотного письма орфографическая зоркость и самоконтроль. Эту работу нужно вести одновременно.
Методические приемы, которые использую на уроке:
- На доске записано ряд слов на разные изученные орфограммы. Учащиеся должны записать их в заданном порядке, увидев нужную орфограмму. (ссылка на задание http://LearningApps.org/watch?v=p4wd4o7w3)
- Когда в упражнении дается задание: вставить пропущенную букву или слово. Учитель на доске записывает все необходимые слова и закрывает. При проверке упражнения ученики читают слово по слогам. Далее дети находят это слово у себя и проверяют его.
- Для формирования орфографической зоркости необходимо: на доске написать 2 слова со звонкой или глухой согласной, 2 слова с проверяемой безударной гласной; 2 слова с удвоенной согласной.
Задание: выписать слова с проверяемой безударной гласной.
- Письмо с коментированием.
- Диктант «Проверяю себя».
Ученики пишут предложения под диктовку, а те слова в написании которых появляются сомнения- пропускают. После диктанта ученики спрашивают учителя, как нужно правильно написать. Учителю нужно напомнить правило, задать наводящий вопрос или объяснить.
- Диктант ( не контрольный)с постукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда слово с какой — либо орфограммой.
- Диктант « Найди слова». (2-3 предложения)
Подчеркнуть те слова, которые можно проверить.
Нельзя забывать о ранее изученных орфограммах. На уроке нужно повторять одну орфограмму.
Например: в первый день ученики пишут 10 слов на заданную орфограмму с объяснением. На второй день — эти же слова, но под диктовку, без объяснения. На третий день- пишут слова, в которых были допущены ошибки и новые слова. На четвертый- пишут небольшой диктант, насыщенный этими словами. ( ссылка http://bebiklad.ru/14-shkola/slovarnyie-slova-1-klass)
- Работа со словарными словами. (ссылка на упражнение http://learningapps.org/display?editapp=669458)
Все эти методические приемы позволяют предупреждать ошибки, развивать орфографическую зоркость, навык звуко- буквенного анализа, самоконтроль).
2.Развитие оперативной памяти и орфографической зоркости у учащихся.
При формировании правописных умений и навыков у учащихся необходимо помнить об уровне развития оперативной памяти. И я стремлюсь развивать у детей этот вид памяти.
На каждом уроке я провожу:
- Словарный диктант «Кто больше запомнит?» по методике И.П. Федоренко. Произносится один раз и больше не повторяется цепочка из слов. Например, из 3-х слов. Затем делаю паузу, во время которой дети записывают то, что запомнили. Потом читаю новую цепочку из 3-х слов и опять делаю паузу. Так происходит несколько раз, пока не будет записано то количество слов, которое рекомендуется для словарных диктантов. После чего учащиеся каждый у себя подсчитывают количество записанных слов и проверяют правильность их написания.Далее цепочка из слов увеличивается.
-
Упражнение «Распространение предложений».
Предлагаю предложение, состоящее только из основы. Каждый ученик записывал свое предложение. Затем зачитывали, отмечали самые интересные и те, в которых было наибольшее количество слов.
-
Упражнение по восстановлению деформированного текста.
( белый, живет, севере, медведь, на)
-
Упражнение в нахождении орфограмм в слове, словосочетании, в предложении, в отрывке текста.
Например, «Работа с книгой». Открыть художественную книгу на заданной странице и найти слова на определенную орфограмму. Записать слова на листочке. Время работы 3 минуты.
-
Диктант «Ассорти».
На доске нарисована банка (ваза) , внутри прикрепляю изображение фруктов (цветов), на которых написаны пройденные орфограммы (достаточно 2-3). Ученик «достает» из банки любой фрукт и учащиеся подбирают слова с данной орфограммой .
-
Кратковременный диктант.
На доске записываю 3-4 предложения. Каждое предложение с новой строчки. Сначала предложения были простые и разные по содержанию и смыслу:
В чаще чижи.
В пруду ужи.
Щавель кислый.
Можно, чтобы предложения были связаны с темой урока. В течение трех секунд дети читают одно предложение. Прочитав его, закрыть. Затем ученики записывают его самостоятельно и потом исправляют ошибки или записывают с комментарием одного ученика. Можно использовать взаимопроверку.
Через некоторый промежуток времени предложения усложняются:
Наступило чудесное утро.
Ребята весело бегут к речке.
В небе весело поет жаворонок.
Такие упражнения помогут добиться высокой грамотности, мгновенного восприятия увиденного, высокой техники чтения.
Литература:
1. Федоренко,
Л. П. Принципы обучения русскому языку
: пособие для учителей / Л. П. Федоренко.
– М. : Просвещение, 1973.
2. Федоренко, Л.
П. Анализ теории и практики методики
русского языка / Л. П. Федоренко. – Курск,
1995.
3.
Толковый словарь
русского языка // http://www.vedu.ru/ExpDic/12640
4.
А.И.Ибрагимова «Развитие орфографической
зоркости учащихся младших классов» Н
Челны 1997г
5. В. П. Канакина, В.Г. Горецкий
учебник « Русский язык» для учащихся 1
класса.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей