Программа взаимодействия с родителями. Тема: «Повышение качетва семейного воспитания»
Создание благоприятных условий для внедрения новых форм и методов повышения эффективности семейного воспитания через взаимодействие детского сада и семьи.
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко»
Вадского муниципального района Нижегородской области
Тема: «Повышение качетва семейного воспитания»
Подготовил: воспитатель
Елена Александровна Бурова
Актуальность.
В настоящее время актуальной является проблема взаимодействия детского сада и семьи по повышению воспитательных возможностей родителей, так как семейное воспитание играет особую роль в дошкольный период развития ребенка - именно в этом возрасте происходит первоначальное становление личности.
Семейное воспитание - общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и дошкольное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.
Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь отражает и учреждения образования, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести довольно определенную зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей.
В семьях, где озабочены воспитанием детей, их будущим, система воспитания подвергается анализу, оценке, что делает ее выстраданной, эмоционально окрашенной. Система семейного воспитания может быть стройной и упорядоченной, но это при условии, что родители имеют определенную цель воспитания, проводят ее в жизнь, используя методы и средства воспитания, учитывающие особенности ребенка и перспективы его развития.
Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно, что именно родители их личностные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. В семье закладываются основы воспитания, и от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества.
Следовательно, важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет и важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
Цель программы:
Создание благоприятных условий для внедрения новых форм и методов повышения эффективности семейного воспитания через взаимодействие детского сада и семьи.
Задачи:
-
Способствовать формированию взаимопонимания и согласованного взаимодействия в системе отношений «семья – детский сад».
-
Совершенствовать систему психолого-педагогической поддержки важнейших социальных функций семьи, влияющих на качество семейного воспитания детей дошкольного возраста.
-
Способствовать активному включению родителей в психолого-педагогическую работу детского сада.
-
Повышать уровень педагогической и психологической культуры родителей.
-
Формировать у родителей практические умения в воспитании, обучении и развитии детей в домашних условиях.
-
Обогащать отношения детей и родителей в целях эмоционально-насыщенного общения.
-
Разработать и внедрить в практику разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи.
Ожидаемый результат:
-
Повышение социальной и личной ответственности родителей за благополучное и полноценное развитие и воспитание своих детей.
-
Гармонизация детско-родительских отношений.
-
Снижение риска семейного неблагополучия и применения насильственных методов воспитания.
-
Участие родителей в психолого-педагогической работе детского сада.
-
Повышение педагогической культуры родителей.
-
Объединение интересов семьи и детского сада в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.
-
Создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста.
Принципы взаимодействия с семьей.
-
принцип гуманизации предполагает установление подлинно человеческих, равноправных и партнерских отношений в системе «ДОУ – семья»;
-
принцип индивидуализации требует глубокого изучения особенностей семей воспитанников, а так же создания управляемой системы форм и методов индивидуального взаимодействия;
-
принцип открытости позволяет осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно построить полноценный процесс обучения, воспитания и развития ребенка;
-
принцип непрерывности и преемственности между дошкольным учреждением и семьёй воспитанника на всех ступенях обучения;
-
принцип психологической комфортности заключается в снятии всех стрессовых факторов воспитательно-образовательного процесса, в создании в детском саду эмоционально-благоприятной атмосферы.
Следовательно, работа родителей и педагогов в условиях дошкольного учреждения носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменилось и содержание и формы взаимоотношений между родителями и педагогическим коллективом.
Формы взаимодействия с семьей.
-
Консультативный центр
-
Папки-передвижки, стендовая информация
-
Круглый стол, семинар-практикум
-
Уголок здоровья «Школа для родителей»
-
Родительские собрания
-
Совместные семейные мероприятия
-
День открытых дверей
-
Мастерская «День добрых дел»
-
Творческие лаборатории для родителей «Час семейных встреч»
-
Тематические фото выставки, семейные газеты
-
Выставки детского творчества
Примерный перспективный план сотрудничества
с семьями дошкольников.
Сроки |
Форма проведения Тематика |
Цель |
Индивидуальная работа |
Сентябрь |
Родительское собрание Презентация «Путешествие в страну знаний» |
Ознакомление родителей с планом на год. Привлечение родителей к участию во всех мероприятиях. |
Беседы по подготовке детей к учебному году. Обновление группового инвентаря, участка. |
Анкетирование «Что вы ждете от детского сада в этом году?» |
Получение и анализ информации об отношении родителей к характеру и формам взаимодействия детского сада и семьи. |
Индивидуальные беседы с родителями. |
|
Папка-передвижка «Как помочь ребенку научиться говорить» |
Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам речевого развития ребенка. |
Индивидуальные беседы с родителями воспитанников по результатам обследования речи детей. |
|
Консультация «Портфолио дошкольника» |
Предложить родителям новую полезную для детей и родителей деятельность – изготовление дошкольного портфолио. |
Рекомендации по изготовлению, оформлению, внесению в портфолио индивидуальных материалов из детского сада. |
|
Октябрь |
Семинар- практикум «Будь здоровым малыш»
|
Пропаганда здорового образа жизни, обмен информацией по вопросам укрепления, закаливания и оздоровления детей. |
Индивидуальные советы использования здоровьесберегающих технологий в семье. |
Консультация « Какие игрушки и игры необходимы детям» |
Дать углублённые знания о развивающих играх, какую важную роль они занимают в развитии ребенка. |
Ответы на вопросы родителей. «Какими играми укрепляем знания математических представлений, экологических, по безопасности. Индивидуальные ответы – рекомендации по приобретению игры для закрепления определённого материала. |
|
День добрых дел «Пернатые друзья» |
Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива. |
Помощь при выборе места для кормушек, установки их. |
|
|
Ярмарка «Дары осени» |
Совместно приготовить осенний урожай для ярмарки, интересно оформить, используя стихи, рекламу. |
Помощь при оформлении, украшении и написании рекламы для урожая. |
Ноябрь |
Родительская гостиная «Семейные традиции» |
Активизация родительского участия в жизни детского сада, воспитании ребенка. |
Помощь в создании презентаций о традициях своей семьи. |
Викторина «Пожарным можешь ты не быть» |
Объединение усилий воспитателей и родителей по приобщению детей к основам пожарной безопасности. |
Помощь в оформлении, выборе информации. |
|
Выставка детских рисунков «Мамочка моя, милая!» |
Привлечь внимание родителей к творчеству детей. |
Советы, как заинтересовать ребенка изобразительной деятельностью. |
|
Праздник «День матери» |
Приобщение пап и детей к изготовлению подарков для мам и бабушек. |
Помощь папам в изготовлении подарка, оформлении выставки, газеты. |
|
Декабрь |
Спортивное развлечение «Если хочешь быть здоров…» |
Приобщать семьи к здоровому образу жизни, воспитывать в совместной спортивной деятельности уважение к своему здоровью и интерес к физкультуре. |
Предложения к участию в спортивных инсценировках, соревнованиях. |
Оформление фотовыставки «Зимние забавы» |
Поделиться опытом в всевозможных развлечениях зимой с детьми на природе. Привлечь родителей к активной совместной деятельности в группе. |
Предложения по оформлению фоторепортажей, советы по использованию игр дома, на улице, разных видов деятельности с ребёнком. |
|
Мастерская Деда Мороза Изготовление новогодних украшений. |
Приобщить родителей к совместной групповой деятельности, дать возможность всем семьям проявить творчество, воспитывать желание порадовать всех на празднике. |
Рекомендации, как украсить елку дома. |
|
Совместный праздник «Здравствуй, Новый год» |
Развивать желание проводить активно совместные праздники, получать удовлетворение от подготовленных общим коллективом развлечений, воспитывать сплочённость. |
Приобщение к участию, подготовке к утреннику, украшение группы, зала, задания: сценки, стихи. |
|
Январь |
Час семейных встреч «Снежные постройки на участке детского сада» |
Развивать желание родителей и детей в совместно деятельности проводить отдых, воспитывать интерес к совместному труду и играм со снегом. |
Строительство с семьями зимних построек, индивидуальное и коллективное обыгрывание их. |
Стендовая информация «Роль сюжетной игры в развитии детей дошкольного возраста» |
Познакомить родителей с разновидностью игр – сюжетно – ролевой, и дать знания об её ведении, материалах, задачах. |
Совместный рисунк с ребёнком дома: «Кем я хотел бы стать!» |
|
Уголок здоровья «Зимние травмы» |
Напомнить родителям о мерах предосторожности в связи с условиями погоды. |
Советы родителям, какие игры можно предложить ребенку на улице. |
|
Круглый стол «Ребенок на дороге» |
Реализация единого воспитательного подхода при обучении ребенка правилам дорожного движения в детском саду. |
Ответы на вопросы родителей. |
|
Февраль |
Фотовыставка «Наши замечательные папы»» |
Развивать желание порадовать пап своими поздравлениями, рисунками, добрыми пожеланиями. |
Подбор стихов, рисунков, пожеланий, помощь в оформлении фотовыставки. |
Папка-передвижка «День Защитника Отечества» |
Демонстрация уважительного отношения детского сада к роли отца в воспитании ребенка. |
|
|
Утренник «Защищать страну пойдем мы, как только подрастем» |
Формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива детского сада. |
Подготовка участников – ведущих, подбор спортинвентаря, музыки. |
|
Март |
Оформление семейных газет «Самые обаятельные и привлекательные» |
Развивать желание порадовать мам своими поздравлениями, рисунками, добрыми пожеланиями. |
Подбор стихов, рисунков, пожеланий, помощь в оформлении газет. |
Праздник «Мама, мама, мамочка!» |
Провести весёлый праздник с участием мам, порадовать их детскими песнями, танцами, совместными играми, воспитывать чувство гордости за родных. |
Заучивание стихотворений,песен, сценок, танцев. |
|
День открытых дверей для родителей «Мы всегда рады Вам!» |
Познакомить родителей с ходом дел в группе, НОД, режимными моментами. Дать возможность пронаблюдать своего ребёнка в коллективе, занятиях. Воспитывать уважение к воспитателям, детскому саду, интерес к воспитательно – образовательному процессу. |
Ответы на вопросы, предложения родителей. |
|
Консультация «Семейное чтение» |
Приобщить родителей к семейному чтению, дать рекомендации и советы по правильной организации семейного чтения. |
Ответы на вопросы родителей. Перечень детской литературы для дошкольного возраста. |
|
Апрель |
Уголок здоровья «Как предупредить весенний авитаминоз» |
Рекомендовать родителям средства для укрепления здоровья детей в весенний период. |
Ответы на вопросы родителей. |
Папка-передвижка «Игры для здоровья» |
Познакомить родителей со здоровьесберегающими играми для детей. |
Советы по применению здоровьесберегающих технолгий. |
|
День добрых дел «Чистота-залог здоровья» |
Привлечь родителей к участию по благоуствройству территории детского сада. |
|
|
Театрализованная совместная постановка «Вечера в семейной гостиной» |
Привлечение родителей к активному участию в театрализации. Развитие эмоционального взаимодействия родителей, детей, работников детского сада |
Подбор и изготовление атрибутов, костюмов для театрализации. |
|
Май |
Трудовой десант «Цветущий детский сад» |
Привлечь родителей к подготовке участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка. |
Подбор цветов, растений для участка, высадка огорода. |
Семейный клуб «Спортивная семья» |
Привлечение внимания семьи к вопросам здорового образа жизни. Сплочение родителей и детей. |
Помощь в подготовке речевки, девиз, плаката для команды. |
|
Фото отчет «Наши успехи» |
Дать информацию об успехах детей на конец учебного года, подготовить родителей к началу следующего года. |
Рекомендации по закперпелию изученного в летний период. |
|
Итоговое родительское собрание «Результативность работы. Успехи совместной работы» |
Подвести итоги проведенной совместной работы. Дать возможность обдумать и предложить новые виды деятельности на следующий год. |
Советы, как организовать летний досуг детей. |
Заключение.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Постепенно уходит непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Для достижения успехов в воспитании необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов.
Проанализировав результаты проделанной работы, я пришла к следующим выводам:
-
Родители получили не только теоретические знания, но и возможность использовать их на практике. Семейное воспитание в результате взаимодействия приобретает большую научную обоснованность, целенаправленность, планомерность, не теряя своей эмоциональности.
-
Сотрудничество дошкольного учреждения должно строиться на семейной центрированности педагогической деятельности, основанной на рассмотрении ребенка только в контексте семьи и ответственности родителей. Основной путь налаживания такого сотрудничества – организация образовательного взаимодействия, результатом которого станет реализация целей и принципов личностно ориентированного образования дошкольников.
-
Эффективность взаимодействия семейного и общественного воспитания определяется степенью удовлетворения дошкольными учреждениями потребностей родителей в услугах детского сада. Поэтому педагогические коллективы должны быть сориентированы на изучение потребностей, мотивационно-целевых установок, ценностных ориентации современных родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников, что позволит скорректировать эти установки на осуществление совместными усилиями главной цели дошкольного образования - разностороннего развития личности ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей и подготовки его к обучению в школе.
Эффективно организованное сотрудничество дает импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, а осознание общих целей, стремление к взаимопониманию.
Литература.
1. Методические рекомендации по организации активных форм работы с родителями в дошкольных учреждениях: Опыт работы я/с № 66 г. Тамбова-. Тамбов: 2005.
2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. Для студ. Пед.вузов/ Под ред. В.А.Сластенина. – 3-е изд., испр.и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – с 140-142.
3. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во института психотерапии, 2003. – 319с.
4. Ежемесячный научно- методический журнал « Дошкольное воспитание»
5. Иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений « Ребенок в детском саду».
6.Целуйко, В.. М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.-271с.
7.Прохорова Г.А. Взаимодействие с родителями в детском саду: практ. пособие.- М.: Айрис- пресс, 2009.-64 с. –(Дошкольное воспитание и развитие).
8. Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия/ Под ред.Н.В. Микляевой.- М.: ТЦ Сфера, 2010.- 128 с.- (Библиотека воспитателя)
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
при повторном размещении материалов прошу Вас обратить внимание на необходимость следовать критериям Требований к публикации материалов в библиотеке Портала. Подробнее см. инф. в разделе Помощь.
С уважением, С.А. Колодин.