Олимпиады и конкурсы как одна из форм дистанционных образовательных технологий для саморазвития личности и творческого потенциала учащихся
Олимпиады и конкурсы как одна из форм дистанционных образовательных технологий для саморазвития личности и творческого потенциала учащихся
Главная задача педагога и школы состоит в том, чтобы помочь
ученику обнаружить то, что в нем заложено, а не обучать его, «отливая»
в определенную форму, придуманную кем-то другим заранее.
А.Маслоу
Современное образование предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Передовые технологии в наше время позволяют сделать образование доступным каждому, кто хочет и может развиваться, учиться. Обучающиеся нашей школы — это дети без ограничения здоровья, дети с ограниченными возможностями здоровья и дети, имеющие статус ребенок-инвалид. Для создания безбарьерной среды образовательная программа реализуется с применением дистанционных образовательных технологий. В интеллектуальном плане наши ученики с ОВЗ не уступают здоровым сверстникам, просто они медленнее взрослеют, медленнее думают, им требуется больше внимания. Наша задача состоит в том, чтобы создать для всех детей такие условия, при которых их таланты и способности раскрылись. Одной из эффективных форм дистанционных образовательных технологий являются дистанционные олимпиады и конкурсы, цель которых - создание условий для саморазвития личности и творческого потенциала учащихся. Исходя из этого, можно обозначить следующие задачи:
-
выявление талантливых, творческих детей, их поддержка и поощрение;
-
выявление и развитие интеллектуальных, познавательных способностей, широты кругозора одаренных учащихся, глубины их знаний;
-
предоставление учащимся возможности принимать участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах за пределами учреждения и региона;
-
способствовать адаптации к жизни в обществе.
По мнению Хуторского А.В., дистанционные эвристические олимпиады стали не просто творческой добавкой к учебному процессу, а мощным стимулом для самореализации учеников и педагогов, рычагом обновления образования.
Полат Е.С. отмечает, что при дистанционной обучения форме появляется возможность работать совместно, в сотрудничестве, проявляя определенные коммуникативные умения; возможность широкого общения со сверстниками из других школ своего региона, других регионов страны и даже других стран мира; возможность свободного доступа к необходимой информации не только в информационных центрах своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования.
Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Таких детей не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе сложную творческую работу. Поэтому традиционно к участию в олимпиадах и конкурсах у нас привлекались наиболее талантливые, одаренные дети. Статистические данные исследований современных психологов утверждают и наши собственные наблюдения показали, что количество одаренных детей с возрастом неуклонно снижается.
Так же есть ученики, потенциал которых «запечатан» штампами обучения, их деятельность оказывается недостаточно нагруженной, они привыкают не прилагать усилий в учебной деятельности, действуя по шаблону. К сожалению, нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности.
Эти противоречия подтолкнули нас искать новые подходы в организации работы при которых таланты и способности детей раскроются. Возникла необходимость задействовать максимальное количество учащихся в процесс подготовки и проведения олимпиад и предметных и тематических конкурсов.
Для этой цели мы собирали сведения о названиях дистанционных олимпиад и конкурсов, по определенному шаблону: цели и задачи конкурса; время, отводимое на решение задач; способы получения заданий; проведение оргкомитетом подготовки к конкурсу (тренировочные задания, пробный тур); категория учащихся на которых рассчитан конкурс; процедура награждения; степень использования компьютеров; периодичность конкурса; форма заданий конкурса.
В итоге были составлены описания 24 конкурсов различной тематики. Проанализировав их, мы рассмотрели положительные и отрицательные стороны конкурсов.
Объемы временных ресурсов таких как продолжительность, периодичность и количество туров различны. Наиболее распространенные временные интервалы для нас: в течение одного урока, учебной четверти (выполнение проекта). Дети могут выполнять конкурсные задания дома, в том числе вместе с родителями, если это не запрещается положениями некоторых конкурсов, Точное время работы над заданием иногда определить невозможно, хотя это можно сделать приблизительно по датам объявления конкурса и окончания приема работ.
Дистанционные конкурсы проходят в один тур или в два тура. Проведение конкурса в несколько туров позволяет нашим учащимся привыкнуть к организационным особенностям, процедуре оценки, так что они перестают существенно влиять на результат, снижается эффект случайности и учащиеся всецело могут сконцентрироваться на решении заданий.
У каждого конкурса разная периодичность. Разовые конкурсы, приуроченные к какой-нибудь важной дате или событию («Областной конкурс на лучшего чтеца отрывков из произведений юбиляров», «Край волшебный, мое Зауралье», «70-летию Великой Победы посвящается»), и ежегодные, которые проводятся на протяжении нескольких лет или даже десятков лет, имеющие свои традиции.
В положениях различных конкурсов мы встречаем две принципиально разные трактовки предоставления результатов, которые приемлемы для нас: стандартизированная форма и произвольная форма. В стандартизированной форме всегда есть строгий бланк для указания правильных ответов («Умники России», «Страна талантов», «Мириады открытий», «Ребус», «Кириллица»). Произвольная форма предполагает наличие общих требований к оформлению и пересылке работ, не затрагивающих содержание, она характерна для творческих заданий («Литература сегодня», «Когда детскую книжку читает художник», «Литература на сцене», «АРТ-талант»).
С учетом участия компьютера можно выделить следующие типы дистанционных олимпиад и конкурсов: без использования компьютера («Золотое руно», «Умники России», «Страна талантов»), и с использованием компьютера («Учи.ру», «ГлобалЛаб»).
Анализ работы показал, что участие школьников в дистанционных олимпиадах имеет целый ряд положительных моментов:
-
это доступность, экономия времени;
-
участие не только в школе, но и дома;
-
создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
-
привлекая учащихся с начальных классов к участию в олимпиадах и конкурсах, мы формируем у школьников опыт подобных испытаний: когда через несколько лет они будут старшеклассниками, то уже станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, смогут смело проявить себя в любом состязании;
-
по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;
-
каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио.
Существуют и отрицательные моменты:
-
современная система творческих конкурсов и мероприятий, исследовательской работы, в большей мере ориентируется на соревновательные цели, а не на развивающие;
-
творческие мероприятия часто являются не праздником, а «испытанием» для детей, которые оказываются нагруженными чувством долга и ответственности перед школой;
-
олимпиады и конкурсы не имеют инклюзивной направленности.
На диаграмме отображена динамика общего количества обучающихся 1 - 4 классов за три года, количество участников дистанционных олимпиад и конкурсов, количество призеров.
Если в 2014 - 2015 учебном году в дистанционных олимпиадах и конкурсах участвовало 17 обучающихся из 49, то в 2016 – 2017 учебном году при снижении количества обучающихся до 25 человек возросло количество участников до 22 человек. Количество призеров возросло от 7 до 15 человек.
Распределение участников по предметам в данной диаграмме показывает, что наиболее востребованными для школьников являются олимпиады по литературному чтению. Учитывая всё вышесказанное, появилась необходимость создания литературного конкурса на базе нашей школы. Инициативной группой было разработано положение школьного детского литературного конкурса «Русская природа в произведениях писателей, в изобразительном искусстве и музыке», с целью формирования творческих исследовательских навыков, навыков проектной деятельности и творческой инициативы через знакомство с произведениями искусства, музыки, классической и современной литературы. Конкурс проводится по двум направлениям: исполнительская линия и проектная линия в очно-заочной форме. Выбранный формат конкурса позволяет предоставить равные условия участия детям вне зависимости от речевых ограничений. Участник, имеющий значительное нарушение звукопроизношения, может участвовать только в разработке и представлении проекта. Участник не имеющий подобных нарушений, может представить ролик со своим стихотворением и проектную работу. Те, кто не имеет возможности работать над проектом, может ограничиться лишь исполнительской линией.
Уникальность данного образовательного проекта в создании конкурса на базе школы обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, непрерывным развитием и совершенствованием дистанционных форм обучения, посредством которых происходит вовлечение в олимпиадное движение всех учащихся начальной школы, независимо от базовых способностей. Во-вторых, потребностью учащегося - иметь возможность провести проверку своих знаний, навыков и умений, реализовать свои творческие способности, научиться уверенно использовать сетевое информационное пространство для демонстрации своего интеллектуального потенциала, творчества и коммуникации. В-третьих, потребностью преподавателей, использующих дистанционные технологии обучения, помогать своим ученикам в социализации и мотивировать школьников с ОВЗ к познавательной деятельности. В-четвертых, данный конкурс будет являться праздником для детей на очном этапе, что предполагает собой особое оформление предметного пространства, которое обязано отвечать принципам информативности, вариативности и гибкости, и помимо этого, торжественное открытие и подведение итогов, дипломы, сертификаты и призы всем участникам. Реализация данного проекта позволит значительно повысить эффективность внедрения дистанционных образовательных технологий в олимпиадное движение.
Таким образом, дистанционные олимпиады и конкурсы для детей нашей школы, как одна из форм дистанционных образовательных технологий являются одним из множества шагов, призванных подготовить школьника к интеграции и социализации в обществе, к работе в высококонкурентной среде за счет повышения мотивации к познанию. Опыт показывает, что проведение олимпиад и конкурсов помогает не только выявлять одаренных школьников, но и развивать у ребят познавательный интерес к учению, формировать навыки самостоятельной учебной работы, что безусловно, способствует саморазвитию личности, творческого потенциала учащихся.
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
Подробнее о правилах оформления работ см. инф. в разделе Помощь.