Многофункциональное методическое пособие «Веселые рамки» для детей с ОНР и ЗПР
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза Ганюшина П.М. с. Сергиевск муниципального района Сергиевский Самарской области структурное подразделение детский сад «Радуга»
Многофункциональное методическое пособие «Веселые рамки» с детьми с ОНР и ЗПР
Пособие подготовила:
Педагог – психолог д/с «Радуга»
Медведева М.Ю.
Сергиевск 2018
Медведева М.Ю. педагог – психолог
ГБОУ СОШ №1 «Образовательный центр» с. Сергиевск структурное подразделение детский сад «Радуга».
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления: дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают операциями анализа, синтеза, сравнения и обобщения, восприятия, воображения. Им присуще отставание в развитии двигательной сферы: неловкость общей и мелкой моторики.
Одним из наиболее успешных, на мой взгляд, методом в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР и ЗПР по всестороннему развитию личности является – метод арт - терапии, потому что он позволяет таким детям максимально расслабиться и снять психоэмоциональное напряжение, что способствует улучшению усвоения знаний и умений. Исходя из этого для проведения коррекционно – развивающих занятий был разработан Развивающий модуль «Я создаю свой мир». Этот модуль – образный конструктор. Конструктор образных картинок, позиция фантазийных элементов образов своего рода искусства.
Актуальность данной темы заключается в том, что арт - терапия это выражение чувств, мыслей и эмоций. Придумывая, ребенок освобождается от конфликтов и сильных переживаний, что так мешает его гармоничному развитию. Через арт - терапию они учатся лучше понимать окружающий мир, выражать эмоции, получать радость от общения, преодолевать коммуникативные барьеры. Все это благоприятно влияет на развитие речи, воображения, мышления детей, а также способствует всестороннему развитию личности ребенка.
Методическое пособие соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования, обеспечивая условия для развития у дошкольников мелкой моторики, что плодотворно влияет на развитие речи и интеллекта дошкольников с ОНР и ЗПР.
Разработанное пособие предназначено для детей 5 – 7 лет с ЗПР и ОНР.
Многофункциональное пособие может использоваться педагогами – психологами, логопедами, воспитателями, учителями – деффектологами, а так же родителями дома для закрепления материала, так как пособие не требует больших материальных затрат найдется в каждой семье. Необходимо соблюдать регламент времени, потому что детям с ОНР и ЗПР свойственна быстрая утомляемость.
Игра с пособием не должна превышать 10 – 15 минут
Цель: Развитие воображения, памяти, мышления, содействие всестороннему развитию ребенка с ЗПР и ОНР, через работу с образным конструктором.
Задачи:
-
Развивать у детей мотивацию и интерес к занятиям с педагогами
-
Развивать познавательные процессы (память, внимание, речь, мышление, воображение, моторику)
-
Развивать эмоциональную сферу детей
-
Развивать коммуникативную сферу детей
-
Облегчить процесс адаптации на разных возрастных этапах
Методическая основа пособия арт – терапевтические техники: сказкотерапия, изо – терапия и игровая терапия.
Возраст:
Дети старшего дошкольного возраста с ОНР и ЗПР
Оборудование:
Рамки для фотографий (210 х 297 мм), Комплект фона для рамки: лес, сказочный мир, город, квартира, дорога формата А 4, Наборы мелких плоских деревянных игрушек: Мини-набор "Лесные зверушки",Мини-набор "Гуляющие коты", Мини-набор "Совушки" Набор "Мини-животные" Набор "Мини-животные"Набор декоративных элементов "Мои любимые игрушки"Набор декоративных элементов "Пушистые зверята" .
Примеры заданий:
-
Попросите детей взять понравившегося героя из передоложенных комплектов деревянных игрушек. Далее предложите выполнить действия: рассказать о нем, о его настроении, о том, чем он больше всего любит заниматься, о том, что его на данный момент может беспокоить. Подобные задания позволят раскрыть не только актерские навыки, но и в игровой форме узнать, что волнует ребенка – ведь рассказывая о проблемах героя, он невольно делится своими мыслями.
-
Прочитайте ребенку сказку, которая передает определенное эмоциональное настроение. Затем предложите выбрать ребенку фон из набора, или помогите ему создать свой собственный. Далее попросите ребенка придумать мир, который ассоциируется у него с этой сказкой, поговорите с ним о настроении героев сказки, об общим эмоциональном состоянии сказки (веселая, грустная, хитрая и т. д.) Это упражнение позволяет развить мелкую моторику, воображение, фантазию, речь, ассоциации. Подобные задания научат детей распознавать эмоциональное состояние свое и окружающих.
-
Предложите выбрать ребенку фон из набора, или помогите ему создать свой собственный, проявив фантазию. Затем предложите детям придумать рассказ, используя фигурки из наборов. Это можно выполнять, как индивидуально с ребенком, так и по – подгруппам. Такие упражнения помогут сформировать воображение, речь, фантазию, а так же коммуникативные и социальные навыки, работая в парах, дети будут учиться договариваться и приходить к единому мнению.
-
Одному из детей предлагается построить свою картину. Другой ребенок наблюдает и запоминает, затем, как первый ребенок достроит свою картину, он закрывает ее плотной бумагой, второму предлагается построить точно такую же по памяти. После этого дети меняются ролями.
-
Детям предлагается послушать начало рассказа собственного сочинения (учитывая определенную проблематику), или можно использовать готовый рассказ, а дети продолжают его сочинять, используя игровой набор.
Используемая литература:
О.Ф. Васькова А.А. Политыкина Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – 2015 год
- Игровое занятие (подгрупповое) «Парк детского периода» с использованием моделирования и элементов метода песочного рисования «Sand – art с детьми с ОНР и ЗПР»
- Конспект непосредственно образовательной деятельности «Краски волшебной сказки» по развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС