Программа развивающих занятий для учащихся 3-4 классов (познавательные процессы) Срок освоения программы: 3 месяца
Программа развивающих занятий
для учащихся 3-4 классов
(познавательные процессы)
Срок освоения программы: 3 месяца
Программа составлена
Педагогом-психологом
МБОУ «СК НШ-ДС № 144»
Волковой И.Н.
2018 г.
Пояснительная записка
Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка (Л.С. Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.
Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно- логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.
С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу. Даже хорошо подготовленные дети часто показывают нестабильные результаты в освоении программы. Дети с низким уровнем готовности способны потеряться, разочароваться в школе. Таким образом, данная программа направлена на оказание помощи в освоение учебной деятельности через развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, мелкая моторика).
В программе конкретизированы игры и упражнения, необходимые для данной группы детей – учащиеся с нарушением зрения за счет поэтапных занятий. Первый этап – 3 и 4 четверть 3 класса. Занятия проходят после диагностики УУД во второй четверти 3 класса. Второй этап – 1 и 2 четверть 4 класса.
Актуальность программы обусловлена тем, что нарушения зрения, слепота и слабовидение, оказывают влияние на формирование всей психологической системы человека. Для слепых и слабовидящих характерно недостаточное осмысление запоминаемого наглядного материала. Трудности классификации, сравнения, анализа и синтеза, связанные с нечетко воспринимаемыми качествами объектов, трудностями дифференцирования существенных и несущественных качеств, приводят к недостаточности логической памяти. Вместе с тем запоминание логически связанных стимулов у этих детей, как и в норме, более эффективно, нежели материала, не объединенного смысловыми связями. Совершенствование мнемических процессов у слепых и слабовидящих состоит не только в многочисленных повторениях и тренировках, но и в логической обработке материала, уточнении образов, в показе значимости усваиваемой информации для жизни и деятельности.
В связи с перечисленными особенностями данной группы детей, учащиеся с нарушением зрения нуждаются в дополнительной психолого - педагогической помощи при освоении учебной программы.
Цель: развитие у учащихся внимания, памяти, мышления, мелкой моторики рук, творческого воображения, речи.
Задачи:
1.Способствовать положительной мотивации к учению.
2.Содействовать развитию большей произвольности при выполнении заданий.
3.Способствовать созданию атмосферы принятия и взаимопонимания в детском коллективе.
Контингент: учащиеся 3 и 4 классов.
Занятия с детьми проводятся 1раз в неделю, продолжительностью 40 минут, в групповой форме. В 3 классе с сентября по декабрь, в 4 классе с января по май.
Взаимодействие происходит с детьми от 14 до 17 человек с различными офтальмологическими диагнозами.
В результате цикла занятий воспитанник должен уметь использовать
-логические приемы запоминания;
-уметь исключать лишние понятия;
-владеть обобщающими словами;
-составлять логические цепочки;
Тематический план развивающей программы
по развитию познавательных процессов
Тема (раздел) |
Задачи |
Кол-во часов |
Литера- тура |
1.Диагностика |
Определение уровня умственного развития младших школьников. |
1 |
|
2.Вводное занятие |
Знакомство с правилами работы в группе. |
1 |
№3 с.5, 6 №5 с.64, №1 с.187, 188 |
3.Процессы памяти |
Развивать способность к запоминанию на слух, с помощью зрения, опосредованно. Развитие сенсомоторных и графических навыков. |
2 |
№3 с.6, 7№1 с.210, 211 №3 с.8, 9, №5 с.64, №5 с.64, №4 с.6,8 |
4.Пространственная ориентация |
Развитие пространственной ориентации, координации тонких движений. |
2 |
№3 с.8,9 10 №1 с.226, 228, 229 |
5.Мыслительные операции |
Развитие способности к анализу на вербальном уровне. Развивать зрительную память, графические навыки, мыслительные операции. Учить выделять составляющие целого предмета. |
4 |
№3с.11, 12, №5 с.66, №3 с.13,14 №4 с.5,6 №3 с.6, 16, 17 №4 с.9,10 №3 с.16, 10, 9 №4 с.11 |
6. Итоговое занятие |
Развивать память, графические навыки, мыслительные операции. |
1 |
№3 с.3, 18, №5с.65, №4 с.12 |
7. Диагностика |
Определение уровня умственного развития младших школьников. |
1 |
|
Общее количество часов |
|
12 |
|
Содержание развивающей программы
по развитию познавательных процессов
С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать учебную программу. Зачастую подача содержания урока является приоритетной задачей для учителя, а задачи развития уходят на второй план или опускаются вовсе. На традиционных уроках в большей степени используются интеллектуальные, психологические ресурсы ребенка, и в меньшей степени подкрепляются. Возникает необходимость в проведении развивающих занятий, помогающих младшему школьнику актуализировать познавательные процессы, расширить кругозор, получить новый деятельностный опыт.
1.Перед началом цикла занятий проходит групповая диагностика по определению уровня умственного развития младших школьников.
Автор методики Э.Ф. Замбацявичене, его методика состоит из 4 субтестов. По количеству набранных баллов определяется уровень умственного развития.
2.Вводное занятие посвящается напоминанию правил, знакомству с упражнениями и играми, которые дети будут выполнять. Также дети узнают, как будет строиться занятие, знакомству с кинезиологическими упражнениями для коррекции школьных трудностей (это и снятия напряжения с глаз и межполушарное взаимодействие).
3. В разделе «Процессы памяти» делается акцент на упражнения, способствующие развитию слуховой, зрительной, ассоциативной памяти. Упражнения выполняются на наглядном и вербальном уровне.
4. Тема «Пространственная ориентация» актуальна для учащихся с нарушением зрения, т.к. из-за особенностей офтальмологических диагнозов дети испытывают трудности при ориентировке на листе бумаги, в окружающем пространстве. Это упражнения на развитие сенсомоторики (рисование обеими руками одновременно по образцу и по словесному указанию), штриховка предметов – развитие мелкой моторики.
5.Развитие мыслительных операций включает в себя анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию на вербальном и наглядном уровне. Чем шире сформируется понятийный аппарат у воспитанников, тем полнее они будет воспринимать окружающий мир, понимать более сложные мысли и точнее выражать свои. Это упражнения на род-вид; вид-род (обобщение); пятый лишний; вид-вид; часть-целое; противоположности; задания на аналогии, сравнения, описания предмета;
6.Закрепление пройденного материала позволяет актуализировать полученные знания, еще раз повторить упражнения на более высоком уровне.
7.В конце цикла занятий проходит групповая диагностика по определению уровня умственного развития младших школьников. По итогам диагностики составляется справка.
Структура занятий включает в себя: разминка, основная часть, завершающая часть;
Методы и приемы: игры, упражнения, зрительная гимнастика.
Ожидаемые результаты:
-умеет использовать логические приемы запоминания;
-умеет исключать лишние понятия;
-владеет обобщающими словами;
-составляет логические цепочки;
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебный кабинет, столы, стулья.
Тетради, листы бумаги, карандаши.
Цветные карточки с изображением предметов для запоминания слов.
Распечатанные бланки с заданиями.
Презентации с заданиями.
Литература
1.Ануфриев А.Ф. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Москва, 2000. – 250с.
2. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции. Ростов на Дону: «Феникс», 2010. – 349с.
3.Коновалнеко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Москва: «Издательство Гном и Д» 2000. – 64с.
4.Любимова Т.Г. Подумай и ответь. Чебоксары, 1997. – 89с.
5.Рудякова О.Н. Психологическая поддержка младших школьников. Волгоград: «Учитель», 2008. – 89с.
-Сайт для детей и родителей – http://www.allforchildren.ru
-Игры для детей разного возраста с презентациями - http://www.ого возраста - http://www.vkids.km.ru
Приложение
Конспекты развивающих занятий
Занятие №1
Упражнение 1.Развитие слуховой памяти (10 слов)(№3, с.5)
Упражнение 2.Развитие координации движений и графических навыков (рисование обеими руками геометрических форм)(№3, с.5)
Упражнение 3.Припоминание 10 слов из упр.1
Упражнение 4.Гимнастика для глаз (6 кругов по часовой стрелке, 6 против)(№3, с.6)
Упражнение 5. «Кто самый внимательный»(№5, с.64)
Упражнение 6. «На что это похоже?»(№1, с.187)
Упражнение 7. «Дорисуй изображение» (№1, с.188)
Занятие №2
Упражнение 1.Развитие механической зрительной памяти (10 невербальных символов для запоминания) (№3, с.6)
Упражнение 2. Развитие координации движений и графических навыков (рисование обеими руками геометрических форм с разных точек)(№3, с.7)
Упражнение 3. Припоминание 10 символов из упр.1
Упражнение 4.Гимнастика для глаз (6 кругов по часовой стрелке, 6 против)(№3, с.6)
Упражнение 5. «Систематизация» (№1, с.210)
Упражнение 6. «Раздели на группы» (№1, с.210)
Упражнение 7. «Подбери слова» (№1, с.211)
Занятие №3
Упражнение 1. Развитие ассоциативной памяти (10 картинок-10 слов) (№3, с.8)
Упражнение 2.Развитие сенсомоторики (нарисовать одновременно обеими руками по образцу) (№3, с.9)
Упражнение 3. «Составление предложения»(№2, с.103)
Упражнение 4.Гимнастика для глаз (9 кругов по часовой стрелке, 9 против)(№3, с.6)
Упражнение 5.Развитие внимания и графических умений (переписать без ошибок буквенный ряд) (№5, с.64)
Упражнение 6. «Найди общее слово» (развитие обобщения)
Упражнение 7. «Слова-близнецы» (придумать слова-омонимы)
Занятие №4
Упражнение 1. Развитие ассоциативной памяти (10 картинок-10 слов) (№3, с.8)
Упражнение 2.Развитие зрительной памяти и пространственной ориентации (Прочитать и запомнить слова, написанные наоборот, 6 слов-20 сек.) (№3, с.10)
Упражнение 3.Развитие пространственной ориентации и координации тонких движений (нарисовать одновременно обеими руками по образцу) (№3, с.9)
Упражнение 4.Гимнастика для глаз (глазами написать свое имя и фамилию)(№3, с.10)
Упражнение 5.Выделение существенных свойств объекта (№1, с.226)
Упражнение 6.Установление логических связей (№1, с.228)
Упражнение 7.Выделение существенных признаков (№1, с.229)
Занятие №5
Упражнение 1. «5-й лишний на вербальном уровне» (Исключить лишние слова на слух и запомнить их) (№3, с.11)
Упражнение 2.Развитие сенсомоторики (нарисовать одновременно обеими руками по образцу) (№3, с.12)
Упражнение 3.Припоминание лишних слов, выделенных в упр.1
Упражнение 4.Гимнастика для глаз (написать глазами цифры от 0 до 9)(№3, с.12)
Упражнение 5. «Объясни смысл пословицы» (№3, с.230)
Упражнение 6. «Дорисуй букву» (№5, с.66)
Занятие №6
Упражнение 1. Развитие мышления и памяти (расшифровать слова, запомнить их и выделить лишнее слово) (№3, с.13)
Упражнение 2.Развитие сенсомоторики (нарисовать одновременно обеими руками по образцу) (№3, с.13)
Упражнение 3. Припоминание слов, расшифрованных в задании 2 (№3, с.14)
Упражнение 4.Гимнастика для глаз (написать глазами сегодняшнюю дату)(№3, с.13)
Упражнение 5.Установление ассоциаций (назвать все знакомые слова, связанные с данным понятием) (№4, с.5)
Упражнение 6.Назвать видовые понятия (№4, с.6)
Занятие №7
Упражнение 1.Развитие зрительно-опосредованного запоминания (№5, с.64)
Упражнение 2. Развитие сенсомоторики (нарисовать одновременно обеими руками по образцу) (№3, с.15)
Упражнение 3.Припоминание слов из упр.1 (№5, с.64)
Упражнение 4.Гимнастика для глаз (6 кругов по часовой стрелке, 6 против)(№3, с.6)
Упражнение 5. «Назови одним словом» (№4, с.6)
Упражнение 6. «Четвертый лишний» (№4, с.8)
Занятие №8
Упражнение 1.Развитие способности к концентрации и расслаблению (№3, с.16)
Упражнение 2.Развитие смысловой памяти и логического мышления (к 10 словам придумать слова, связанные с ними по смыслу)(№3, с.16)
Упражнение 3. Развитие сенсомоторики (нарисовать одновременно обеими руками по образцу) (№3, с.17)
Упражнение 4.Гимнастика для глаз (9 кругов по часовой стрелке, 9 против)(№3, с.6)
Упражнение 5. «Продолжите» (вид-вид) (№4, с.9)
Упражнение 6. Сравнение видового и родового понятия (№4, с.10)
Занятие №9
Упражнение 1. Развитие способности к концентрации и расслаблению (№3, с.16)
Упражнение 2. Развитие зрительной памяти и пространственной ориентации (Прочитать и запомнить слова, написанные наоборот, 6 слов-20 сек.) (№3, с.10)
Упражнение 3. Развитие пространственной ориентации и координации тонких движений (нарисовать одновременно обеими руками по образцу) (№3, с.9)
Упражнение 4.Гимнастика для глаз (нарисовать перевернутые восьмерки глазами)(№3, с.6)
Упражнение 5. «Продолжите» (части-целое)(№4, с.11)
Упражнение 6. «Назовите части, которые составляют целое» (№4, с.11)
Упражнение 7. «Укажите целое, частью которого являются…»(№4, с.11)
Занятие №10
Упражнение 1. Развитие ассоциативной памяти (10 картинок-10 слов) (№3, с.8)
Упражнение 2. «Запомни предметы» (развитие объема памяти)(№5, с.65)
Упражнение 3.Развитие сенсомоторики (рисование обеими руками одновременно по образцу «мышка»)(№3, с.18)
Упражнение 4.Гимнастика для глаз (глазами нарисовать 6 горизонтальных восьмерок и 6 вертикальных)(№3, с.21)
Упражнение 5. «Противоположности» (№4, с.12)
Упражнение 6. «Назови причины следующих событий» (установление причинно-следственных отношений)(№4, с.14)
Упражнение 7. «Проведи аналогии» (№4, с.15)
- Создание условий эффективного психолого-педагогического сопровождения участников педагогического процесса по введению ФГОС для обучающихся с ОВЗ.
- Конспект практического занятия с элементами тренинга, посвященного Дню матери.
- Круглый стол с родителями детей дошкольного возраста на тему «Взаимоотношения родителей и детей с нарушением зрения»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»