В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего и старшего возраста по средствам ТИКО-моделирования

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего и старшего возраста по средствам ТИКО-моделирования

Елена Шмидт
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 8730
Краткое описание
Мастер-класс для воспитателей. Обобщение опыта по развитию логического мышления дошкольников в возрасте 4-5 лет, используя инновационные технологии обучения.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
1МК_для_педагогов_ФЭМП_у_детей_4-6_лет__по_средством_технологии_ТИКО-моделирование(на_учитель_от_21.02.19).docx Скачать

G:\3 МЕТОД РАБОТА САД 17\12 КОНКУРСЫ+ ПЕДКОНКУРСЫ +положения\ПЕДКОНКУРСЫ + Наши публикации\УЧИТЕЛЬ\логотип Учитель.gif




Фамилия, имя, отчество

Шмидт Елена Петровна

Место работы, адрес. Должность.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №17 «Светлячок»

141800, Московская область, г. Дмитров пер. Инженерный, д. 4-а

Старший воспитатель

Контактный телефон (с федеральным кодом города), моб. телефон и E-mail:

8(965) 359 97 73(моб)

helen-schmidt@mail.ru

Педагогический стаж,

49 лет

Ученые степени, научные звания, награды (если есть)

нет


Мастер-класс для воспитателей

«Формирование элементарных математических представлений у детей среднего и старшего возраста по средствам ТИКО-моделирования»


По форматуознакомительно-обучающий: предполагается теоритическое и практическое занятие с педагогами дошкольных групп по использованию разных методов обучения в области познавательно – интеллектуального развития посредством освоения и активного применения навыка моделирования и комплекса приемов мыслительной деятельности.

Цель мастер – класса: знакомство с опытом работы воспитателя МДОУ №17 «Светлячок» по развитию логического мышления старших дошкольников, используя инновационные технологии обучения. Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по развитию логического мышления.

Задачи:

  • повышение профессиональной компетенции педагогов

  • обобщение передового опыта

План проведения мастер-класса:

1.Знакомство с арифметическим набором ТИКО - конструктор «Арифметика. Учимся считать» (3 мин)

2.Представление технологии ТИКО-моделирование (7 мин)

3.Практическая работа с конструктором ТИКО-моделирование. (7 мин)

5.Рефлексия. (3 мин)

Итого: (18-20) мин

Наглядность и оборудование: конструктор ТИКО-моделирование: «Арифметика» - набор для изучения арифметики, составления примеров, решения уравнений. Методическое пособие "Учимся считать!". Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного возраста. Папка по ТИКО-моделированию для создания плоскостных конструкций.

Вводная часть 

В настоящее время существуют множество инновационных технологий, применяемых в дошкольных учреждениях. Наиболее популярным оборудованием на сегодняшний день, на мой взгляд, считаются конструкторы. Их существует огромное количество.

Я предлагаю Вам, уважаемые коллеги, познакомиться с набором ТИКО – конструктор «Арифметика. Учимся считать». Данный набор предназначен для обучения детей цифрам, счёту. В комплектацию данного набора входит в 145 деталей. Замечательно данный набор подходит для подготовки детей к школе в области математике.

Комплектация набора «Арифметика. Учимся считать» (рис._1) Буклет содержит практически минимальный курс преподавание математики дошкольникам. Цифры, счёт, пространственное расположение, логические упражнения с конструктором ТИКО деталями, конструирование цифр, сравнение количества, сравнение цифр, сложение вычитание чисел, моделирование чисел различными способами с помощью ТИКО деталей, а также, моделирование чисел первого десятка, 2 десятка, моделирование чисел до 100, состав числа.

Все пояснения, как с помощью данного набора «Арифметика. Учимся считать» формировать у детей элементарные математические представления в занимательной, увлекательной, для детей конструкторской форме.

1. Квадраты с точками от 1 до 6 для конструирования игрового кубика или для темы число, количество (рис._2)

2. Арифметические знаки. Плюс, минус, равно, умножить, разделить, больше, меньше.

3. Числа от 0 до 9.

В комплектацию набора арифметика входит 7 комплектов цифр, для того, чтобы сконструировать двухзначные цифры.

Кроме того в комплектацию набора арифметика входят пустые квадраты без цифр без арифметических знаков. 10 квадратов желтого цвета и 10 пустых квадратов зелёного цвета. Также в набор входит линейка для сборки, разборки конструкций, и линейка с силуэтами разных животных. Благодаря такому количеству деталей в наборе можно организовать работу с группой детей от 2 до 9 человек. Дети легче быстрее осваивают, понимают сложные абстрактные, математические понятие, если у них есть возможность собственными руками создать те или иные математические модели.



Представление технологии ТИКО-моделирование. Построить цифровую линейку 123456789 посредством соединения деталей с изображением цифр.

Малыши, на первом этапе, ещё не могут запомнить конфигурацию чисел, для этого, можно предложить ребенку запомнить цифры с помощью квадратов с точками.

- Какая это цифра? - спрашивает педагог.

- Не знаю! – отвечает ребёнок. Для этого мы предлагаем соединить квадрат с цифрой с квадратом с точками. Сколько точек на квадрате внизу, такая цифра на квадрате сверху (цифра 2)

После того как дети запомнили цифры, ориентируются в них, предлагаю построить вместе с ними математическую модель под название числовой отрезок, чтобы научить детей ориентироваться по числовому отрезку.

- Покажи число 5, покажи число, которое стоит после 6, между числами 3 и 5 и т.д.

Также с помощью числового отрезка можно предложить детям решать примеры на сложение и вычитание. С помощью числового отрезка ребёнку необходимо решить пример и сконструировать его. Например: пример на сложение 2+3=5. Ребёнок самостоятельно находит нужные цифры и нужные знаки и соединяет их последовательно.

Таким образом, с помощью моделей построенных руками детей, мы изучаем ту или иную тему, тот или иной материал, одним словом развиваемся.

Алгоритм занятия посвященную по подготовке детей к школе довольно прост.

  • Беседа по заданной теме

  • Задание, направленное на создание математической модели

  • Работа с карточкой

Мы уже с вами познакомились с набором «Арифметика. Учимся считать". Теперь переходим к самому основному, к практической части работы с конструктором ТИКО - математическое моделирование.

Предлагаю рассмотреть темы, связанные с формированием математических представлений у дошкольников. И первая из этих тем, конечно же, знакомство детей с геометрическими фигурами и их свойствами. К нам пришли малыши, 2 - 3 лет, они и цифр то ещё не знают, но можно их познакомить с геометрическими фигурами. И постепенно обучать их счёту этих геометрические фигур. Надо заметить, что на занятиях по формированию элементарных математических представлений мы используем не только конструктор ТИКО арифметика, но и тематический конструктор как например «Фантазёр».

Геометрические фигуры и их свойства цвет форма размер. В этом наборе есть все необходимое геометрические фигуры. Малыши рассматривают эти геометрические фигуры, выполняет заданные действия, изучают цвет форму и размер.

Ещё одна тема которую мы изучаем с детьми это величины. Большой маленький, высокий низкий, широкий узкий, длинный короткий. Из конструктора ТИКО можно построить различные математические модели, например, предлагаем детям выполнить следующие задания: (рис._3,_4)

  • Сконструируйте длинную и короткую дорожку;

  • Выложите широкую и узкую дорожку;

  • Постройте высокий и низкий гараж, для маленькой машинки и для большой машинки.

  • Найдите самый высокий дом, и самый низкий дом. Раскрась первый этаж синим цветом, третий зелёным и так далее. Но, перед этим, дети самостоятельно конструирует домики у себя на столе.













Пространственное ориентирование. Следующая тема, на которую мы обращаем большое внимание это - пространственное ориентирование. Над, под, вверх, вниз, справа, слева. Задания на конструирование математических моделей могут быть различными. Сконструируйте четыре домика разных цветов (рис._5). Красный домик положите сверху, синий снизу, зелёный справа, жёлтый слева и т.д. Надо заметить, что мы активно применяем в своей педагогической деятельности разнообразный конструктор, поэтому дидактическое пособие мы изготавливаем для своих детей сами, с помощью ТИКО конструктора.

































Практическое пособие «Кто в домике живет» (рис._6) Одно из таких пособий, которое очень нравится детям это пособие "Кто в домике живет". Данное методическое пособие направлено на развитие у детей умение ориентироваться в пространстве, а также на изучение порядкового счёта. Например, ребёнку предлагается показать 3 и 5 домик, самый низкий домик, самый высокий домик, задание для детей могут быть самыми разными. Но самое главное, благодаря шарнирному соединению деталей, у домиков можно открывать окошечки, и узнавать кто же там живет. Например, предложить ребенку посмотреть, кто живет на первом этаже справа, кто живет на третьем этаже слева. В этот момент ребёнок даже не подозревая, выполняет сложные задания на ориентирование.



Ориентирование во времени» (рис._7) Здесь педагоги вместе с детьми с удовольствием строят модели часов с помощью ТИКО конструктора. Обратите внимание на модель, круг разделён по цветовой гамме на четыре части. Это - универсальное пособие, по нему можно изучать и время, а также, четыре времени года, 4 части суток, практически несколько тем связанных с ориентированием во времени можно изучать с помощью данного небольшого дидактического пособия, которые дети могут сами и построить.
















«Счёт, количества, цифры» (рис._8) В данной теме мы предлагаем детям познакомиться с карточками – заданиями. Слева вы видите карточку, а справа задание. Например, на карточке, слева и справа от дерева опавшие осенние листья, ребёнку можно предложить раскрасить опавшие листья жёлтым или красным цветом, или, раскрасить один опавший листок жёлтым цветом, а остальные красным и сравнить как больше, красных или жёлтых. При этом, дети обязательно конструируют листочки из конструктора и одновременно знакомятся с понятиями много, мало.



«Цифры» (рис._9,10,11) На занятия по ФЭМП мы часто используем ТИКО - конструктор «Фантазёр». С помощью него, дети могут создавать визуально цифры. Для этого предлагаем детям рассмотреть полные схемы создания цифр. Дети, ориентируясь на полные схемы, собирают, конструируют цифры. Это дает возможность ребёнку провести пальчиками по числу, тем самым мы обучаем детей правописанию.



































"Соотношение количества и цифры» (рис._12,13,14)

Для детей, которые еще не запомнили конфигурацию цифр, можно предложить соотнести количество и цифру. В этом нам могут помочь ТИКО детали с точками от 1 до 6.

С помощью этих деталей можно сконструировать игровой кубик. Правило сборки игрового куба - сумма точек на противоположных гранях куба должно равняться 7. Конструируем игровой кубик и используем его для занятий, например в дидактической игре «Какое число» граней.

Также можно использовать эти же детали для того, чтобы сконструировать, так называемых, «помощников» для детей. Раньше у детей «помощники» в соотношении числа и цифры, были пустые квадраты, а теперь, благодаря, самостоятельному моделированию заданий, дети могут заменить пустые квадраты, на квадраты с точками и соотнести их с цифрой. Таким образом, постепенно, дети, работая с дидактическим пособием, которые они построили сами, своими руками, начинают распознавать и запоминать цифры. А это очень важно для дальнейшей работы в рамках изучения математики.




















Практическая часть мастер класса (рис._15)

Предложить педагогам сконструировать дидактическое пособие "Цифровой коврик". Для этого педагогам необходимо разделиться на четыре группы и с помощью деталей ТИКО - фантазер сконструировать и соединить по схеме четыре части плоскостных треугольников с цифрами посередине. Задача данного дидактического пособия, опознать цифру, какая цифра, столько и предметов должно поместиться на каждой части треугольника.






























Рефлексия (рис._16) Я постаралась показать некоторые из многочисленных возможностей использования ТИКО конструктора в процессе ФЭМП у детей среднего и старшего возраста. Как говорил А.С. Выгодский: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребёнком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли». В процессе самостоятельного искания и открывания нового посредством системы мыслительных операций. И не случайно, суть технологии моделирования именно и состоит в самом приеме моделирования. Создавая модели с помощью конструктора ТИКО , вместе с детьми мы играем и обучаемся. И в завершении, что касается личности ребенка, ТИКО - квадраты красного, желтого, зелёного цветов мы используем в конце занятия для самооценки. (слайд самооценка).




У меня что-то не получилось - поднимаем- красный квадрат.


У меня не всё получилось - жёлтый квадрат!


У меня всё получилось!- зелёный квадрат.







Я надеюсь, что в конце нашего занятия все педагоги поднимут зеленые квадраты, ведь, работая в технологи ТИКО - моделирование, с ТИКО конструктором «Арифметика. Учимся считать» - у вас всё получилось!

Спасибо, уважаемые коллеги, за внимание и сотрудничество!





















Список использованной литературы




Логинова И.В. – автор инновационной образовательной технологии ТИКО-моделирования.











Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос