НОД по развитию речи с использованием игровой технологии на тему "Однажды в деревне"
Задачи:
1. Учить детей выделять и называть признаки внешнего вида коровы.
2. Активизировать словарь детей за счет использования существительных (кормилица, коровушка, травушка, водица, сливочки, вымя), глаголов (бодаться,
жевать, пастись, мычать)
3. Побуждать детей грамматически правильно строить предложения, согласовывая слова в роде, числе, падеже.
Костюкова Африма Закиевна
Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №8
Дошкольное образование
(на основе примерной образовательной программы
«От рождения до школы» автор Н.Е. Веракса)
НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ. Тема: «ОДНАЖДЫ В ДЕРЕВНЕ»
Возраст детей: 6-7 лет
Цель: научить детей составлять описательный рассказ по памяти с помощью воспитателя.
Задачи:
-
Учить детей выделять и называть признаки внешнего вида коровы.
-
Активизировать словарь детей за счет использования существительных (кормилица, коровушка, травушка, водица, сливочки, вымя), глаголов (бодаться,
жевать, пастись, мычать)
-
Побуждать детей грамматически правильно строить предложения, согласовывая слова в роде, числе, падеже.
-
Развивать у детей умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением, задавать вопросы.
-
Воспитывать желание помогать персонажам в трудной ситуации, интерес к русскому народному творчеству).
Оснащение занятия: домик-ширма «Деревенский домик», дерево, кусты, платковая кукла, кукла-оберег, картинка с изображением коровы, силуэтные картинки: «Собака», «Коровы» разной окраски (белая с черными пятнами, белая с рыжими пятнами и черная), «Теленок» (белый с черными пятнами), мольберт, забор.
Предварительная работа: чтение потешек про животных, составление рассказов описательных по картинкам, словесные игры «Кто что ест», «Назови детенышей животных», «Угадай по описанию», составление загадок о животных, разгадывание загадок, совместная деятельность – поездка к бабушке Матрене в деревню.
ХОД:
За ширмой панорама деревни. На переднем плане ширма «Деревенский дом».
Воспитатель с детьми входят в зал, здороваются с гостями, дарят им свои улыбки и хорошее настроение.
(Раздается негромкий плач)
Воспитатель: Ребята, вы слышите, или мне кажется? (начинает прислушиваться)
Дети или воспитатель: Кто-то плачет.
Воспитатель: Может кто то из гостей расстроился? (Диана спроси у гостей).
Воспитатель: А может среди нас кто-то так опечалился? (оглядываются)
Воспитатель, прислушиваясь: откуда же этот плач раздается? (открывает занавес и детям предстает ширма деревенского домика и панорама деревни).
Воспитатель: А вдруг кому-нибудь нужна наша помощь?
(заходит за ширму и надевает платковую куклу бабушки Матрены и выходит). Кукла плачет.
Воспитатель: Ребята, вы узнали кто это? Поздоровайтесь.
Дети: Бабушка Матрена, здравствуй.
Воспитатель: Узнаем, что у нее случилось? Дети спрашивают.
Бабушка Матрена (плачет): Ой, ребятушки мои пригожие, пропала кормилица моя. Помогите, пожалуйста, мне ее найти.
Воспитатель: А кто твоя кормилица?
Бабушка Матрена: Я вам про нее загадку загадаю, и тогда сами узнаете.
Загадка.
Окраска черно-белая
С рогами, но не смелая.
С виду добрая мордашка,
А зовут ее Милашка
На лбу рожки,
Сзади хвост
И большой солидный рост.
Воспитатель: …., ты догадался кто это. А ты …. А я думаю, что это коза. Почему вы решили, что это корова.
Дети: 1. Например, у нее есть рога, хвост, она дает молоко и говорит му-му.
Например, у нее есть рога, хвост и она дает молоко.
Воспитатель: А у козы тоже есть рога и она дает молоко.
Дети: она большая, у нее большой рост, она говорит му-му-му, а коза маленького роста и говорит она ме-ме-ме.
Если дети затрудняются, воспитатель зачитывает строчки про рост. Скажите, коза может быть большого роста? А корова?
Бабушка Матрена: Правильно вы догадались, ребята. У меня пропала моя кормилица – корова Милашка.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему бабушка Матрена называет свою корову кормилицей. Может корова кормит бабушку с ложки?
-
Дети: потому что корова дает молоко.
-
Воспитатель наводит на мысль: Чем же корова кормит бабушку? (дети молоком)
Воспитатель: А какие продукты можно сделать из молока? (Дети: творог, сметану, сливки, масло, кефир, сыр, йогурт.) Так вот почему бабушка называет ее кормилицей.
Воспитатель: ребята, поможем бабушке Матрене найти ее корову Милашку? А все коровы одинаково выглядят? (варианты ответов детей)
Воспитатель: Бабушка Матрена, а как же мы узнаем твою корову?
Бабушка Матрена: у меня есть фотография моей Милашки (показывает)
Воспитатель с детьми рассматривает картину (на картине корова жует траву)
Воспитатель:
- Корова какая? (какого цвета?) Дети: ( большая, черно-белая или белая с черными пятнами)
- Что у коровы есть? (рога, хвост, уши, копыта, вымя) (Воспитатель добивается полных ответов)
- Что любит есть корова? (жевать траву, пить воду)
- А зачем корове рога? (бодаться)
- А зачем ей хвост? (отмахиваться от мух)
- Что умеет корова делать? (мычать, пасется на лугу, жевать траву, бодаться, давать молоко).
- Что на шее у коровы? (колокольчик) Как вы думаете, зачем он?
Бабушка Матрена: Я так, ребята, люблю свою коровушку, так скучаю по ней. Послушайте, какую я потешку придумала про нее.
Потешка.
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Уж как я ль- то ей травушки нарву!
Кушай вволюшку, коровушка моя,
Ешь ты досыта, Милашенька моя!
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Чистой водицы я коровушке налью.
Чтоб сыта была коровушка моя.
Чтобы сливочек Милашенька дала.
Воспитатель: Как бабушка называет свою корову?
Дети: коровушка, Милашенька, кормилица.
Воспитатель: Какие вы ласковые слова услышали в потешке ? (коровушка, травушка, Милашенька, водица, сливочки)
Воспитатель: А я, ребята вспомнила поговорку про корову.
Поговорка.
Корову не накормишь, молока не надоишь.
Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этой поговорке? (надо ухаживать за животными)
Бабушка Матрена: Ребята, вы запомнили как выглядит моя коровушка? А фотографию можно я оставлю себе, уж так мне тоскливо без Милашки моей.
Воспитатель: Хорошо, бабушка Матрена. Отправляемся на поиски.
Воспитатель: Кого же нам спросить про корову Милашку? (слышен лай собаки)
Воспитатель: (замечают собаку) Кто там сидит около куста? (картинка собаки) Давайте спросим, не видела ли она корову? (спрашивают несколько детей)
Ребенок: Собачка, ты не видела корову бабушки Матрены?
Собака: А, видела.
Это кто быстрее ветра мчится?
Пыль из-под копыт клубится,
Грива шелковая вьется,
Ржанье звонкое несется:
«Иго-го, иго-го, убегу я далеко!»
Дети: нет.
Воспитатель: А кого видела собака?
Дети: Лошадь.
Воспитатель: Почему вы так решили? (потому что быстро скачет, …потому что говорит иго-го, …потому что у нее есть грива).
Собака: А какая ваша корова? Что у нее есть?
Дети: Она белая с черными пятнами, у нее есть рога, говорит му-му …
Воспитатель: Мы тебе еще и покажем, какая наша корова (динамическое упражнение)
- У коровы бока крутые (руки на пояс)
- У коровы рога большие, (руками показать)
- У коровы большие ноги (наклониться к ногам)
- У коровы характер строгий (погрозить пальцем)
- У теленка как палки ножки (потопать ногами)
- У теленка смешные рожки (показать пальцами)
- Хвостик у теленка короткий (показать рукой)
- У теленка характер кроткий (покачать головой, улыбнуться).
Собака: Так вот какая корова. Видела я ее. Она на лугу пасется.
Воспитатель и дети идут на луг. На лугу картинки трех коров разного цвета (белая с черными пятнами, рыжая, черная)
Воспитатель: Ребята, кто это? Что они делают? (жуют, едят траву, пасутся.) Как же узнать, какая из этих коров Милашка? Чем она отличается от других коров?
Дети: корова Милашка белая с черными пятнами и на шее у нее есть колокольчик.
Воспитатель: Давайте позовем ее – Милашка! Милашка!
Корова: Что случилось, ребята?
Дети: бабушка Матрена тебя потеряла.
Корова: И правда, ребята, я сегодня далеко ушла от дома, пора возвращаться. Вы меня подождите, я только с подружками попрощаюсь (корову воспитатель убирает за ширму)
Воспитатель: Ребята, кто это из за куста выглядывает?
Дети: теленок.
Воспитатель: Кто такой теленок (детеныш коровы)
Воспитатель: Что ты здесь делаешь, теленок?
Теленок: Моей мамы долго не было и я пошел ее искать, вы не видели ее?
Воспитатель: Мы только что встретили одну нашу знакомую корову.
Теленок: Расскажите мне, какая ваша корова. Может это моя мама.
Воспитатель: Дети, вспомните и расскажите, какая наша корова, что у нее есть, что она умеет делать. Вспомните, как ее называет бабушка Матрена в своей потешке. Юля начнет, а остальные внимательно слушают и добавят, что Юля пропустит.
Ребенок дает описательный рассказ по памяти.
Например: Наша корова большая белая с черными пятнами, у нее есть рога, хвост, уши и копыта. На шее колокольчик. Она любит жевать траву. Пить воду, бодаться. Она мычит му-му. Корова дает молоко (наводящий вопрос от воспитателя: Как называет бабушка корову?) - кормилица, Милашка (по необходимости дети добавляют)
Теленок: Так это моя мама! А где она?
Воспитатель: Ребята позовите ее (Милашка!)
Воспитатель из-за куста выставляет картину коровы.
Теленок: Мама! Спасибо вам ребята.
Воспитатель: Ну вот все нашлись, пора идти домой к бабушке.
Возвращаются.
Бабушка Матрена: Моя Милашка, кормилица и теленочек с ней. Вот спасибо вам ребята.
Воспитатель: Какое мы дело с вами сделали ребята?
Дети: Доброе дело сделали – нашли корову, и теленку нашли маму.
Воспитатель: А почему мы смогли найти корову Милашку? (потому что правильно и много рассказали о корове)
Теленок: Мне так понравилось, как ребята рассказали о моей маме, вы расскажите о ней другим детям?
Дети: Да, расскажем.
Воспитатель: Но нам уже пора. Бабушка Матрена, приходи к нам в гости, ребята и тебе расскажут о твоей корове Милашке.
Бабушка Матрена: А я вам в благодарность хочу подарить куклу – берегиню, которая будет вас охранять.
Все прощаются и уходят.
Список литературы:
-
Бухвостова.С.С., Формирование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. - Курск; Академия Холдинг, 2007
-
Григорьева Т.С., Программа Маленький актер для детей 5-7 лет-М: ТЦ Сфера 2012.
-
Копачевская Л.A. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями: Автореферат дис. канд. педагог. наук / Л.А. Копачевская. – М., 2000.
-
Кубасова О.В., Выразительное чтение. -М: Академия,2005.
-
Лазаренко О. И., Диагностика и коррекция выразительности речи у детей. - М.: ТЦ Сфера,2009.
-
Новиковская O.A. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях / О.А. Новиковская. – СПб: КОРОНА-пинт, 2005
-
Османова Г.А., Позднякова Л.А., Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков –СПб: КАРО
-
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. — М., 1994
-
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи
-
Шевцова, Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. – М.: АСТ; Харвест; Астрель, 2009.
-
http://www.docme.ru/doc/82773/intonaciya
- Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе логопедической группе по теме «Зимняя сказка»
- Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Дикие животные: рысь, бобер».
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»