«Познакомимся с дыхательной системой»
воспитывать бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих;
продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);
воспитывать бережное отношение к своему организму, к здоровью окружающих.
Учитель: Жданова Татьяна Сергеевна
Тема: «Познакомимся с дыхательной системой»
УМК «Перспективная начальная школа» 4 класс
Цели урока: создать условия для представления информации о дыхании, рассмотреть строение дыхательной системы человеческого организма и ее функции;
воспитывать бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих;
продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);
воспитывать бережное отношение к своему организму, к здоровью окружающих.
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Планируемые результаты:
Предметные УУД: знать, какие внутренние органы защищены грудной клеткой, понятия «диафрагма, «трахеи», «бронхи». «бронхиолы», называть органы дыхательной системы, рассказывать о путешествии воздуха поорганизму человека.
Личностные УУД: В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Познавательные УУД: Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Применять знания о своём организме в жизни.
Регулятивные УУД: Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему .
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
Методы обучения: системно - деятельностный, проблемная ситуация.
Формы и методы обучения: работа в группах, работа в паре, индивидуальная.
Материально-техническое обеспечение: учебник , презентация, задания для работы в группах, парах, индивидуально.
Технологическая карта урока
Этап урока |
Содержание заданий ( для обучающихся) |
Виды деятельности учащихся, формы организации работы |
Планируемые результаты УУД |
|
Предметные |
Виды УУД, характеристики |
|||
I . Организация начала урока Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок |
Приветствие учащихся. - Здравствуйте! Сегодня урок "Окружающего мира" проведу у вас я - Татьяна Сергеевна. Наш урок необычен тем, что у нас много гостей. Поприветствуйте их, улыбнитесь друг другу. Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит нам открыть много нового и интересного. - Присаживайтесь. - Каждый день мы говорим и слышим слова с корнем «-здрав-», «Здравствуйте», «Как ваше здоровье?», «Доброго здоровья», «Будьте здоровы». - Как вы думаете, почему? - Конечно, ведь здоровье – самое ценное богатство каждого человека. - Как называется раздел, который мы изучаем? – Проверим готовность к уроку. |
Приветствуют учителя. Проверяют наличие всего необходимого к уроку. |
|
Личностные УУД: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено . и что ещё нужно усвоить Коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать |
II. Актуализация знаний учащихся. |
- У вас на столах листы. Проверим ваши знания. Давайте поработаем в парах и выполним тест. 1.Глотка, пищевод, желудок, печень – это…. Ж)опорно-двигательная система, Ы) пищеварительная. У)мочевая система 2. Головной мозг, спинной, нервы –это… А)мышечная система Е) костная система; Д) нервная система 3.Эпидермис, дерма, подкожный слой – это… А) кожа Б) кости В) скелет человека 4. Чередование видов деятельности – это… З)снижение работоспособности Х) залог работоспособности Н) отдых 5.Сердце, вены, артерии- это.. Ю) скелет О) нервы И)система кровообращения 6. Сердце- это… Ж) двигатель Е) мышца А) мотор Красные кровяные тельца – это… У) лейкоциты Н) эритроциты Я) плазма Проверим правильность выполнения теста по слайду. |
Форма работы в парах. |
Знать: что в теле человека находятся полости, занимаемые органами. Уметь: извлекать информацию , опираясь на ранее изученный материал, определять тему урока |
Личностные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Регулятивные УУД Адекватное восприятие и понимание оценки учителя Познавательные УУД Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме Коммуникативные УУД Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии. |
III. Постановка учебной задачи Целеполагание. |
- Составьте из букв –ответов теста слово.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке. -Правильно. Мы продолжим знакомиться с человеческим организмом. -Какая же будет цель нашего урока? Правильно. Цель нашего урока: - познакомится с органами дыхания; -узнать значение дыхания; -научится показывать и называть органы дыхания.
-А кто может объяснить, для чего мы дышим?
- А кто знает, какие органы человека участвуют в процессе дыхания? - Это еще не все органы, которые участвуют в процессе дыхания, поднимите руку, кто хотел бы это узнать? -Человек дышит для того, чтобы насытить клетки организма кислородом и удалить из него углекислый газ. |
Коллективная работа. Отгадывают зашифрованную запись Высказывают предположения. Получают ключевое слово (ДЫХАНИЕ)
-Познакомиться с органами дыхания. Уметь правильно называть их.
-Чтобы кислород попал в организм. -Чтобы жить. -Нос, легкие, рот.
|
Знать: , какие внутренние органы защищены грудной клеткой; понятия: «диафрагма», «трахеи», «бронхи», «бронхиолы», «альвеолы», «капилляры» Уметь: сравнивать вдыхаемый и выдыхаемый воздух. |
Личностные УУД Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Регулятивные УУД Принятие и сохранение учебной задачи Познавательные УУД Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем .Добывать новые знания: извлекать информацию, Коммуникативные УУД Умение формулировать собственное мнение |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. |
- Скажите, где мы можем взять информацию о строении дыхательной системы? - Что из всего перечисленного на данный момент является доступным? - Откройте учебник на с. 30 -Рассмотрите иллюстрацию, назовите органы дыхания. ВЫВЕШИВАЕТСЯ ПЛАКАТ "ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ". - Все эти органы дыхания входят в дыхательную систему. У меня на доске схема дыхательной системы, а у вас в учебнике. - Давайте проследим путь, который проходит воздух. -Куда сначала попадает воздух? - Какую функцию выполняет нос? - Давайте сделаем вдох носом. - Что почувствовали? Куда пошел воздух? - ГОРТАНЬ – дыхательное горло. - После гортани, куда проходит воздух? - Найдите и прочитайте в учебнике, что такое трахея. - Верно, это небольшая трубка из хрящевых полуколец. Потрогайте ее. - Куда дальше попадает воздух? - Прочитайте, что такое бронхи. - В легких каждый бронх делится на более мелкие бронхи, которые становятся все меньших и меньших размеров, как ветки у большого дерева. Самые мелкие бронхи называются бронхиолами. Посмотрите, ребята, бронхиола не толще человеческого волоса. - Диаметр 1-1,5 см. они чуть толще карандаша. - Что такое альвеолы? Прочитайте в учебнике. - Посмотрите на схему в правом верхнем углу. Чем покрыты альвеолы? Прочитайте в учебнике. - Что происходит в альвеолах? - На странице 29 прочитайте, что такое диафрагма? - Известно, что левое лёгкое меньше правого. Почему? - Что защищает от повреждений лёгкие и сердце от повреждений? - Ребра прикреплены к позвоночнику сзади (посередине спины) и располагаются вокруг этих органов. |
- Из книги, интернета, справочника. -Учебник. -Трахея, бронхи, легкие, бронхиолы, диафрагма. -В нос. Носовая полость выполняет, прежде всего, дыхательную функцию. Увлажнение, согревание, очищение. -В гортань. -Трахея. -Это дыхательная трубка, которая прикреплена к задней стенке глотки. Не важно, как ты вдыхаешь воздух, ртом или носом, в любом случае воздух попадает в трахею. - В бронхи. -Внизу трахея делится на две трубки, которые называются бронхами. -Один из бронхов идет на левое легкое, другой - в правое. -На конце каждой бронхиолы находится множество микроскопических мешочков, содержащих воздух. Эти мешочки называются альвеолами. Каждая альвеола покрыта сетью очень тонких кровеносных сосудов, которые называются КАПИЛЛЯРАМИ. - Здесь происходит удивительный газообмен: кислород из вдыхаемого воздуха переходит в кровь, а углекислый газ из крови переходит в выдыхаемый воздух. - Диафрагма - это мышца, имеющая форму купола, которая работает совместно с лёгкими, позволяя делать вдох и выдох. - Слева в грудной клетке располагается еще и сердце. - Сердце и лёгкие защищены грудной клеткой, которая состоит из 12 пар рёбер. |
Знать: , какие внутренние органы защищены грудной клеткой; понятия: «диафрагма», «трахеи», «бронхи», «бронхиолы», «альвеолы», «капилляры». Уметь: проводить простейшие опыты; называть органы системы дыхания; рассказывать о путешествии воздуха в организме человека; |
Личностные УУД: Мотивация к изучению нового материала. Регулятивные УУД принимают и сохраняют учебную цель и задачу Познавательные УУД Умение ориентироваться в учебнике, отличать новое от известного. Умение извлекать информацию представленную в разных формах и сравнивать её. Коммуникативные УУД участвует в учебном диалоге с одноклассниками при обсуждении Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Регулятивные УУД: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном. Коммуникативные УУД: вести устный, письменный диалог. Умение осуществлять взаимный контроль. Регулятивные УУД: Принимают и сохраняют учебную задачу, выполняют учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения. Ориентируются на выполнение моральных норм на основе оценки поступков литературных героев Коммуникативные УУД: Уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками участвуя в активной деятельности. |
Физкультминутка |
-Очень важно уметь правильно дышать. Я предлагаю вам выполнить упражнения 1 упр. Подняться на носки - вдох носом, опуститься - выдох ртом. Выполняя упр. следует настраивать себя так:
2упр.
Это упр. Помогает, когда ты чем-то расстроен, или тревожишься. |
Дети выполняют упражнения. Работа индивидуальная |
|
|
V. Применение полученных знаний |
- Ребята, давайте сейчас составим схему "Системы органов дыхания".
- А теперь поработаем в группах. - Давайте вспомним правила работы в группе. - Я предлагаю вам составить схему-модель дыхательной системы человека. В вашем распоряжении клей, губка, пластилин, бумага. Время на выполнения 5 минут. - Каждая группа размещает свою работу на доске. - Предлагаю сопоставить понятия с их определениями и выполнить самостоятельную работу.
1. Процесс
поступления воздуха в лёгкие –вдох. - Давайте проверим, что у вас получилось. - Проверьте по эталону, все ли правильно вы выполнили. - Поднимите руку у кого нет ошибок. Поставьте себе «+» в карточке. - Поднимите руку у кого есть ошибки. Поставьте знак «?» в карточке, значит, вам есть над чем поработать. - Молодцы. |
Выбирают самостоятельно в группах очерёдность ответов, опытов, сообщений.
Работа: индивидуальная, в парах, группах.
|
Иметь представление о том, что легкие необходимы не только для дыхания, но и для того, чтобы говорить. Уметь: рассказывать о работе голосовых связок; выполнять режим дня; отказываться от вредных привычек. Выполнять простейшие дыхательные упражнения |
|
VI. Рефлексивно-оценочный. |
-Вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? -Достигли мы цели? - В течении урока, многие ребята работали очень активно. Я хочу отметить ... и поставить вам всем 5. - Я предлагаю оценить вам свою работу на уроке и разместить магнит-смайлик: над ЧЕМОДАНОМ - если знания, полученные на уроке мне пригодятся в будущем; над МЯСОРУБКОЙ, если полученные знания, я еще дополню, переработаю их; над КОРЗИНОЙ, если полученные знания мне не пригодятся. |
- познакомится с органами дыхания; -узнать значение дыхания; -научится показывать и называть органы дыхания. |
|
|
VII. Домашнее задание |
- Спасибо за работу. Урок окончен. |
Дети записывают домашнее задание. |
|
|
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Подготовка к всероссийским итоговым проверочным работам обучающихся 4 классов в условиях реализации ФГОС НОО
Уникальность текста разработки составляет 50 %. К сожалению, ранее в интернете уже были опубликованы аналогичные материалы.