Вулканы
Группа: старшая
Образовательная область: познавательное развитие
Тема: «Вулканы»
Вид НОД: Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.
Формы организации: (фронтальная, групповая, парная, индивидуальная).
Цель: Развитие интереса, любознательности и познавательной мотивации по отношению к окружающему миру через познавательно – исследовательскую деятельность.
Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности
Развивающие задачи:
Развивать у детей умение фиксировать этапы действий, действовать в соответствии с алгоритмом.
Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Развить геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме.
Расширять представления детей об объектах неживой природы (вулкан) посредством информационных технологий.
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность, инициативность, самоорганизацию посредством решения проблемной ситуации.
Обучающие задачи:
Учить детей выделять существенные признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения.
Учить детей делать выводы, в соответствии с результатами эксперимента или опыта, обобщать и анализировать их.
Учить детей выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить, предлагать возможные решения, проверять эти возможные решения практическим путем.
Планируемый результат:
-
Дети проявляют заинтересованность, любознательность к экспериментированию;
-
Демонстрируют мыслительные операции;
-
Демонстрируют расширенные представления о вулкане;
-
Умеют анализировать и сравнивать предметы по форме;
-
Обозначают цель эксперимента.
-
Проявляют заинтересованность, инициативность и любознательность;
-
Выделяют существенные признаки и связи предметов и явлений;
-
Выдвигают гипотезы и строят предположения.
-
Проявляют интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к экспериментам проводимых с шариком;
-
Умеют действовать в соответствии с алгоритмом.
-
Умеют фиксировать эксперимент схематично;
-
Делают вывод в соответствии с результатом эксперимента;
-
Оценивают результат своей деятельности.
Принципы дошкольного образования (ФГОС):
1) Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития;
2) Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;
4) Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) Сотрудничество Организации с семьёй;
6) Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
8) Возрастная адекватность дошкольного образования;
9) Учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: стимулирующий экспериментальную деятельность дошкольника; принцип свободы и самостоятельности; принцип активности, принцип последовательности.
Методы воспитания: беседа, поощрение.
Методы обучения:
- методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности детей (наблюдение, рассматривание, проблемная ситуация)
- методы организации и осуществления экспериментальной деятельности детей (рассказ, объяснение, беседа)
- методы организации и управления практической деятельностью детей (практические методы, метод моделирования)
Средства воспитания и обучения: Наглядные (Презентация «Вулканы», эмблемы «Вулкан»; мультимедийные (видеоролик «Извержение вулкана», «Выпуск новостей», «Вулкан Везувий»).
Содержание деятельности педагога
Воспитатель привлекает внимание детей:
- Ребята, срочный выпуск новостей, скорей сюда! (Слайд 1.Видео «Выпуск новостей»)
Воспитатель актуализирует знания детей о вулканах:
- Вот это да! Извержение вулкана!
-А кто из вас знает, что такое вулкан? Кто еще как считает?
- Да, действительно, на вид обычная гора (Слайд2. Видео «Вулкан Везувий»), но внутри нее есть очень огненная жидкость, которая называется магма, и пока магма живет в своей горе-домике, вулкан считается спящим (Слайд 3. Видео «Извержение вулкана»), а это та же самая гора только с извергающейся из нее магмой – это действующий вулкан.
Слайд 4. «Вулкан»
- Обратите внимание, какой формы вулкан, на что он похож? Слайд 5. Конус, пирамида.
Слайд 6. «Кратер вулкана»
- А на что похожа верхняя часть вулкана? Какой формы? Она называется кратер.
- Правильно. Сколько всего вы знаете о вулканах!
- А чтобы вы еще хотели бы узнать о вулканах?
- Отлично! А специалистов по изучению вулканов называют вулканологами.
Слайд 7. «Вулканолог»
- Можем быть сегодня мы будем не просто ребятами в детском саду, а побудем вулканологами?!!! (каждому ребёнку выдаётся эмблема «Вулкан») У вулканологов есть лаборатория, где они занимаются изучением вулканов. Я приглашаю вас в нашу лабораторию, для того чтобы узнать, как извергается вулкан!
Но прежде назовите правила поведения в лаборатории. Слайд 8. правила поведения в лаборатории
-А как происходит извержение вулкана? (Слайд «Строение вулкана»)
Воспитатель выслушивает и принимает все версии детей, побуждает высказывать гипотезы:
- Интересная идея! Какие ещё есть мнения?
Воспитатель оказывает содействие детям в выдвижении гипотез:
- А как ты считаешь?
- Кто живет внутри?
Итак, у нас появились гипотезы:
- А мы можем с вами как-то это проверить? Провести опыт или эксперимент?
Воспитатель подводит детей к выполнению алгоритма действий:
- Чтобы понять, как извергается вулкан, побыть вулканологами, предлагаю провести опыт!
- У нас в руках шарик с водой. Если шарик сдавить в руке, то будет раздуваться между пальцев. А что произойдёт, если продолжить давить шарик (он лопнет) и вода выльется. То же самое происходит во время извержения вулкана. Горы придавливают сверху магму, а магма с газами поднимается вверх. В итоге происходит взрыв.
Физкультминутка «Вулкан»
Вулканы начали "играть" -
Из жерла лаву извергать.
Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак - 2 раза
Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать.
Медленное опускание рук с одновременным приседанием в низ
Последний раз огнём дыхнул -
Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»
И на десятки лет уснул.
Складывают руки под щеку «засыпают, спят»
Повторить - 2 раза.
Пробуем? (дети получают по воздушному шарику с водой).
У нас в руках шарик с водой, сдавите шарик в руках, так чтобы воде стало в нем тесно.
- Ребята что происходит с водой в шарике?
- А если надавить еще сильнее?
- Магме под землей становится тесно, как воде в шарике, и она вырывается наружу через кратер вулкана.
Ребята, справа от вас на рабочем месте «Журнал экспериментирования», все свои наблюдения вулканологи фиксируют в этом журнале. Как можно зарисовать вулкан? Откуда и куда движется лава. Слайд «схема эксперимента»
-Сегодня в лаборатории мы выполняли эксперимент. Что этот эксперимент позволил нам узнать? Раскалённая магма поднимается из под земли наверх к кратеру и растекается по склонам вулкана.
Воспитатель обращает внимание детей на модель вулкана.
- Ребята, наш эксперимент подошёл к концу, но у меня есть для вас сюрприз: модель вулкана! Мы сможем наглядно увидеть, как происходит извержение вулкана! Поможете мне? Воспитатель демонстрирует, совместно с детьми, извержение на модели вулкана.
Рабочий день лаборатории подошёл к концу. Хотели бы вы вернуться в лабораторию? Вам понравилось быть вулканологами? Что вы нового узнали? А теперь подарю вам подарок, это камень. Но он не обычный, этот камень с вулкана. Хотели бы вы узнать из чего состоит вулканическая порода?
Хорошо! Именно этим мы и займемся в следующий раз.
Учебно-методический комплект:
-
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Н.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2016
-
Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2015
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО