Рабочая программа по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация»
пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач; развивать речь как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка;
Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2018-2019 учебный год |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лянторская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по коррекционному курсу
«Альтернативная коммуникация»
для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
(вариант 2, 1 класс)
Автор-составитель: |
Юдина Татьяна Петровна, |
Учитель-логопед |
2018-2019 учебный год
Содержание
|
Пояснительная записка |
3 |
1.1 |
Общие положения |
3 |
1.2 |
Характеристика обучающегося |
3 |
1.3 |
Место коррекционного курса «Альтернативная коммуникация», 1 класс в учебном плане |
4 |
1.4 |
Общая характеристика коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» |
4 |
1.5 |
Цели и задачи коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» |
4 |
1.6 |
Форма и методы работы. |
4 |
1.7 |
Содержание коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» |
4 |
1.8 |
Направления коррекционной работы |
5 |
1.9 |
Личностные, базовые и предметные (коррекционные) результаты освоения конкретного коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» |
5 |
2 |
Учебно-тематический план |
7 |
3 |
Календарно-тематическое планирование коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» |
8 |
4 |
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» |
15 |
5 |
Список литературы |
16 |
6 |
Мониторинг предметных (коррекционных) результатов освоения коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» |
17 |
-
Пояснительная записка
1.1Общие положения
Рабочая программа по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 2), примерной рабочей программы для 1 класса по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью, (интеллектуальными нарушениями), -М. «Просвещение», 2016г.
1.2Характеристика обучающегося:
Согласно заключению ПМПК Т. Б. рекомендована адаптированная образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (СИПР).
У Б. сложная структура нарушения развития, обусловленная интеллектуальным и психофизическим недоразвитием в тяжелой степени, которая сочетается с нарушениями опорно-двигательного аппарата, недоразвитием речи. Со слов мамы у ребенка эпилепсия. Ребенок испытывает постоянную потребность в уходе и присмотре. Мальчик по квартире передвигается ползком, навыками самообслуживания не владеет.
Б. идет на сотрудничество со взрослыми. Базовые учебные действия и мотивационно – потребностная сфера не сформированы. Общий темп деятельности медленный. По просьбе учителя показывает части тела (голова, уши, рот, нос, глаза). Знает свое имя, имена родителей, свой возраст. Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта. Действия по подражанию и образцу выполняет с трудом и не всегда, т.к. не понимает смысл поставленной задачи. Мальчик повторяет слова заимствованные от окружающих его людей и соотносит с окружающими предметами. Может построить простые предложения, состоящие из 2-4 слов.
Наиболее привлекательны для мальчика занятия с музыкальным сопровождением. Мальчик знает название цветов и их оттенков (красный, черный, желтый, синий, серый, розовый, голубой), показывает их и соотносит по цветам, но группировать предметы по цвету не может. Считает механически до 20, не соотносит число и цифру.
Уровень сформированности психических процессов не соответствует возрастной норме. Мышление конкретное, ситуативное, привязанное к бытовому окружению. Восприятие недостаточно дифференцировано, замедленное. Снижено зрительное восприятие, нарушены пространственно-временные представления. Обиходные, привычные, окружающие его предметы ребенок воспринимает и различает хорошо. При необходимости воспринять новый предмет, отличить его от других и тем более использовать его новые свойства ребенок не прибегает к ориентировочным действиям, не производит обследования предмета.
Память механическая, объём памяти заниженный. Для запоминания материала многократно повторяет.
Отмечаются трудности концентрации, распределения внимания, оно малоустойчивое, ребенок легко отвлекается. Привлечь внимание ребенка возможно только с помощью ярко выраженных раздражителей, однако длительно сосредоточиться на чем-либо им чрезвычайно трудно.
Выявлена моторная недостаточность. Движения недостаточно скоординированы, замедлены, неловки, отмечается бедность, однообразие движений. Выполняет несложные задания по образцу, воспринимает учебную инструкцию, но работать по ней самостоятельно не может. Ребенок сам может взять кубики в руки и положить их друг на друга. Пирамидки собирает при помощи подсказки педагога в правильном порядке, отмечаются элементы игры с мячиками. Особенно затруднены тонкие дифференцированные движения рук и пальцев: трудности отмечаются: шнуровать и развязывать шнурки, застегивать пуговицы. Нравится выполнять кратковременные элементарные перцептивные действия (ощупывание, надавливание, сжимание в руке, рассматривание предметов). Тактильное обследование материала (крупа, пластилин, бумага), игры с материалом вызывают эмоциональную активность и эмоциональное возбуждение. В случае преобладания процесса возбуждения отмечается, напротив, повышенная подвижность, но движения носят беспорядочный и хаотичный характер.
Эмоционально-волевая сфера не сформирована. Ребенок не способен произвольно регулировать свое эмоциональное поведение, что проявляется в негативных поведенческих реакциях (кусает свои руки). Положительные эмоции выражает, хлопая в ладоши, улыбаясь.
Дошкольная подготовка осуществлялась в БУ центр социальной помощи семье и детям. Ребенок принят в 1 (дополнительный) класс школы в 7 лет на индивидуальное обучение на дому. Для реализации особых образовательных потребностей обучающегося обязательной является специальная организация всей его жизни, обеспечивающая развитие его жизненной компетенции.
1.3.Место коррекционного курса «Альтернативная коммуникация», 1 класс в учебном плане
Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация», 1 класс рассчитан – 66 часов на учебный год; 2 часа в неделю.
1.4.Общая характеристика коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»
Весь программный материал направлен на решение коммуникативных задач: развитие импрессивной и экспрессивной речи, необходимого запаса умений и навыков для использования доступных коммуникативных технологий. Для совершенствования подачи материала и развития познавательного интереса на уроках используются большое количество игровых упражнений и сюжетных игр дидактического характера, направленных на коррекцию и развитие речевой и коммуникативной активности учащихся в классах с тяжелой умственной отсталостью. Программа построена с учётом уровня подготовки общего и речевого развития детей с умственной отсталостью и включает в себя использование жестов, символов и звучащей речи, помогающая общаться детям с коммуникативными трудностями.
1.5.Цели и задачи коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»
Цель курса
Задачи курса
-
учить овладевать доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными;
-
учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач;
-
развивать речь как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка;
-
создавать условия для коррекции и развития познавательной деятельности (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания) и психомоторного развития.
1.6.Форма и методы работы:
Форма работы: индивидуальная, 2 раза в неделю, не более 25 мин.
Методы работы:
-
словесные (рассказ, описание, объяснение, разбор);
-
наглядные (пособия, рисунки, модели, технические средства);
-
игровой
1.7.Содержание коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»
-
Обследование (в начале и в конце года) – 3 часа.
-
Я. Мое имя. (Жест и пиктограмма «я»)– 2 часа.
-
Упражнения с пиктограммами: «Найди такой предмет», («Где карандаш)?... Попроси у меня…– 4 часа.
-
Осень. 4 часа.
-
Работа с пиктограммами «Лицо и тело»(Упражнения: «Найди такую же», «Покажи нос», «Найди пару»– 4 часа.
-
Дикие животные (волк, заяц) – 4 часа.
-
Зима – 4 часа.
-
Домашние животные (собака, кошка) – 4 часа.
-
Посуда (тарелка, чашка, ложка) – 4 часа.
-
Продукты питания (овощи) – 4 часа.
-
Продукты питания (фрукты) – 4 часа.
-
Весна – 4 часа.
-
Транспорт – 4 часа.
-
Лето – 4 часа.
1.8. Направления коррекционной работы:
В рамках курса «Альтернативная коммуникация» предполагается проведение дополнительной индивидуальной работы по следующим направлениям.
– налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной деятельности.
- поддерживание собственной активности ребенка;
- формирование и поддерживание положительного отношения к заданиям;
- развитие мотивации.
1.9. Личностные и предметные результаты освоения конкретного коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»
Личностные результаты:
Физические характеристики персональной идентификации
- определяет состояние своего здоровья;
Возрастная идентификация
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, в создании совместных рисунков, аппликаций, конструкций и и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате.
Базовые учебные действия
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимает и оказывает помощь.
Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
использование по назначению учебных материалов:
- тетради;
- карандаш, ручка;
- линейка.
умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемым педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
Планируемые предметные (коррекционные) результаты:
- понимает обращенную речь и смысл доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;
- умеет вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;
- умеет пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;
- использует доступные жесты для передачи сообщения;
- понимает слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
- умеет использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
-
Учебно-тематический план
№ |
Наименование разделов, тем программ |
Кол-во часов по разделу |
1 |
Обследование |
4 |
2 |
Игрушки (мяч, кукла, кубики) |
4 |
3 |
Музыкальные игрушки |
4 |
4 |
Одежда |
4 |
5 |
Мебель (стол, стул, шкаф) |
4 |
6 |
Бытовые приборы (утюг, стиральная машина) |
4 |
7 |
Дикие животные (волк, заяц) |
4 |
8 |
Зима |
4 |
9 |
Домашние животные (кошка, собака) |
4 |
10 |
Посуда (тарелка, чашка, ложка) |
4 |
11 |
Продукты питания (овощи) |
4 |
12 |
Продукты питания (фрукты) |
4 |
13 |
Весна |
4 |
14 |
Части тела |
4 |
15 |
Транспорт |
4 |
16 |
Лето |
4 |
17 |
Обследование |
2 |
Всего за год 66 часов |
-
Календарно-тематическое планирование коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»
№ |
Тема занятия |
Календарные сроки |
Виды деятельности |
Планируемые результаты |
Примечание |
||
личностные |
базовые |
коррекционные |
|||||
|
|||||||
1 2 3 4 |
Обследование |
|
|
|
|
|
1.Изучение медицинской карты, сведений о семье ребенка, данных о речевом развитии. 2.Обслелдование речи: -понимание обращенной речи; - внятность речи; -лексический строй речи. 3. Психомоторное развитие: -мелкая моторика рук. -общая координация движений. -мимика. 4.Коммуникативность. 5. Обследование психических процессов (внимание, память, мышление). |
5 6 7 8 |
Игрушки (мяч, кукла, кубики) |
|
Отличает предметы по их внешнему виду. Катает мяч. Убаюкивает куклу. Строит из кубиков башню. Показывает жестами «Тихо! Лиза спит!» |
Обращается за помощью, помогает другим. |
Фиксирует взгляд на игрушке, вступает в предметно-игровое сотрудничество. |
Исследовать предметы
окружающего мира. |
|
9 10 11 12 |
Музыкальные игрушки (барабан, бубен, дудка) |
|
Отличает предметы по их звучанию. Играет в игру «Оркестр». Показывает жестами игру на дудке, барабане. |
Обращается за помощью, помогает другим. |
Фиксирует взгляд на игрушке, вступает в предметно-игровое сотрудничество. |
Исследовать предметы
окружающего мира. |
|
13 14 15 16 |
Одежда |
|
Выделяет из предложенных предметов (кубики, кофта, брюки) предметы одежды, может их назвать (кофта, брюки). |
Обращается за помощью, помогает другим. |
Фиксировать взгляд на изображении; на предметах одежды, выделять нужный объект совместно с педагогом. |
Исследовать предметы
окружающего мира, |
|
17 18 19 20 |
Мебель (стол, стул, шкаф) |
|
Называет и показывает предметы мебели (стол, стул, шкаф). Знает предназначение данных предметов. |
Обращается за помощью, помогает другим. |
Фиксирует взгляд на предмете мебели, вступает в предметно-игровое сотрудничество. |
Исследовать предметы
окружающего мира. |
|
21 22 23 24 |
Бытовые приборы (утюг, стиральная машина) |
|
Называет бытовые приборы (утюг, стиральная машина). Играет в игру «Мамин помощник». Имитирует стирку и глажку белья. |
Бережное отношение к оборудованию, соблюдение правил техники безопасности. |
Переключать взгляд с одного предмета на другой, понимать жестовую инструкцию. |
Умение зрительно и тактильно воспринимать информацию. Знать название бытовых приборов и их назначение (стиральная машина, утюг). Уметь имитировать стирку и глажку белья. |
|
25 26 27 28 |
Дикие животные (заяц, волк) |
|
Сравнивает зверей по их внешним признакам. Показывает жестами повадки зайца (прыгает, руки сложены) и волка (пасть волка). |
Формирование адекватной оценки своих достижений. |
Выполняет стереотипную инструкцию по подражанию. |
Узнавать изученные объекты живой природы (заяц, волк) по внешнему виду. |
|
29 30 31 32 |
Зима |
|
Рассматривает картинки с изображением зимы. Называет с помощью учителя признаки зимы, раскрашивает их на картинках. Играет в игру «Снежки». |
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности. |
Проводить несложные наблюдения в окружающей среде. |
Уметь при помощи учителя отбирать картинки с изображением зимы. Уметь показывать жестом «Холодно!». |
|
33 34 35 36 |
Домашние животные (кошка, собака) |
|
Сравнивает зверей по их внешним признакам. Подражает звукам кошки и собаки. |
Формирование адекватной оценки своих достижений. |
Выполнять стереотипную инструкцию по подражанию. |
Узнавать изученные объекты живой природы (кошка и собака) по внешнему виду. Уметь сравнивать данных животных по явным отличительным признакам (мяукает, лает; кусает, царапает). |
|
37 38 39 40 |
Посуда (тарелка, чашка, ложка) |
|
Называет предметы посуды (тарелка, чашка, ложка). Знает предназначение данных предметов. Играет в игру «Накорми куклу». Показывает жестами «Хочу есть», «Хочу пить». |
Проявлять собственные чувства, желания. |
Переключать взгляд с одного предмета на другой, понимать жестовую инструкцию. |
Исследовать предметы
окружающего мира. |
|
41 42 43 44 |
Продукты питания (овощи, фрукты) |
|
Называет и показывает овощи: морковь, помидор, картофель; фрукты: банан, мандарин, яблоко. Учится находить эти овощи, фрукты среди других. Имитирует чистку овощей. Играет в игру «В магазине». |
Готовность к сотрудничеству. |
Выполнять стереотипную инструкцию. |
Уметь отличать овощи, фрукты Узнавать и называть изученные объекты. |
|
45 46 47 48 |
Продукты питания (молоко, хлеб, масло). |
|
Называет и показывает продукты питания (молоко, хлеб, масло). Учится находить их среди других. Играет в игру «В магазине», «На кухне». |
Готовность к сотрудничеству. |
Выполнять стереотипную инструкцию. |
Уметь узнавать и называть продукты питания (молоко, хлеб, масло); мазать масло на хлеб, наливать молоко в стакан. |
|
49 50 51 52 |
Весна |
|
Рассматривает картинки с изображением весны. Называет с помощью учителя признаки весны, раскрашивает их на картинках. |
Ценностное отношение к миру. |
Выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога. |
Уметь при помощи учителя отбирать картинки с изображением весны. |
|
53 54 55 56 |
Части тела |
|
Называет и показывает части тела (на себе, на кукле). Играет в игры с куклой (Лиза закрывает глаза, поднимает руки). |
Проявлять собственные чувства, желания. |
Выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога. |
Уметь называть и показывать части тела человека. |
|
57 58 59 60 |
Транспорт (машина) |
|
Называет транспортные средства по картинкам. Подражает звукам транспортных средств. Играет в игру «В гараже». |
Участвовать в субъектно- объектных отношениях (совместно с педагогом). |
Фиксировать взгляд на изображении; выделять нужный объект совместно с педагогом. |
Рассматривает игрушки, изображающие транспортные средства, играет ими, называет (машина). |
|
61 62 63 64 |
Лето |
|
Наблюдает за сезонными изменениями в природе. Раскрашивает сюжетные картинки. Играет в игру «Сажаем огород!» |
Ценностное отношение к миру. |
Выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога. |
Умение наблюдать за изменениями в природе. Уметь при помощи учителя отбирать картинки с изображением лета. Уметь показывать жестом «Жарко!». |
|
65 66 |
Обследование |
|
|
|
|
|
- обследование вербальной (невербальной) речи: -понимание обращенной речи; - внятность речи. -лексический строй речи. |
-
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация»
1.Компьютерные обучающие игры (например, «Лунтик познает мир»)
2.Натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты.
3.Разрезные карточки:
-
мир животных;
-
домашние животные
-
дикие животные России
-
животные жарких стран
-
животные холодных широт
-
мир человека
-
продукты питания
-
посуда
-
мебель
-
одежда и обувь
-
игрушки
-
транспорт
-
музыкальные инструменты
-
электроприборы
-
мир растений
-
фрукты
-
овощи
-
садовые цветы
-
ягоды
4.Демонстрационные карточки:
-
дикие животные
-
птицы России
-
домашние животные
-
птицы домашние и декоративные
-
овощи
-
насекомые
-
ягоды
-
цветы
-
фрукты
-
зима
-
весна
-
лето
-
осень
6.Бубен, барабан, дудка
7.Наборы:
-
кубики
-
множество разноцветных геометрических фигурок, из которых можно складывать рисунки
5.Список литературы
-
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599)
-
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
-
Комплект примерных рабочих программ для 1 класса и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью, (интеллектуальными нарушениями), -М. «Просвещение», 2016г.
6. Мониторинг достижения планируемых (коррекционных) результатов освоения коррекционного курса «Альтернативная коммуникация», 1 класс
Коррекционные результаты связаны с овладением обучающимся содержанием предметной области «Окружающий мир» и характеризуют достижения обучающегося в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Текущая аттестация обучающегося по учебному предмету «Окружающий природный мир» включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения адаптированной образовательной программы.
Годовая аттестация представляет собой оценку результатов освоения адаптированной образовательной программы по итогам учебного года. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности.
Выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающемуся оказывается помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности ребенка.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, оценивается его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
Система оценочных показателей предметных результатов:
№ |
Степень самостоятельности обучающегося |
Оценочные показатели (в баллах) |
|
Действие не выполняет |
0 баллов |
|
Выполняет действие со значительной физической помощью |
1 балл |
|
Выполняет действие с частичной физической помощью |
2 балла |
|
Выполняет действие по образцу |
3 балла |
|
Выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной) |
4 балла |
|
Выполняет действие самостоятельно |
5 баллов |
Карта оценки предметных (коррекционных) результатов по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация»
№ |
Критерии |
Параметры оценки |
Индикаторы |
Баллы |
||
Н.г |
С.г |
К.г |
||||
|
Одежда |
Представления об одежде. |
Умение называть и показывать 2 предмета одежды. |
|
|
|
|
Части тела |
Представления о частях тела человека |
Умение называть и показывать части тела (руки, ноги, рот, нос, глаза). |
|
|
|
|
Домашние и дикие животные. |
Представления о некоторых диких и домашних животных, птицах. |
Умение отличить диких и домашних животных. |
|
|
|
4. |
Посуда |
Представление о предметах посуды. |
Умение пользоваться предметами посуды (тарелка, чашка, ложка). |
|
|
|
5. |
Игрушки |
Представление об игрушках. |
Умение различать предметы по звучанию (барабан). |
|
|
|
6. |
Мебель |
Представление о предметах мебели. |
Умение называть и показывать предметы мебели (стол, стул, шкаф). |
|
|
|
7. |
Бытовые приборы |
Представления о некоторых бытовых приборах. |
Умение называть и использовать бытовые приборы (стиральная машинка, утюг) |
|
|
|
8. |
Продукты питания |
Представления о продуктах питания. |
Умение узнавать и называть продукты питания (молоко, хлеб, масло) |
|
|
|
9. |
Транспорт |
Представления о некоторых видах транспорта |
Умение называть и показывать транспортное средство (машина). |
|
|
|
5. |
Итоговая оценка выявленных образовательных результатов обучения (%) |
|
|
|
||
6. |
АООП определяет три уровня овладения предметными результатами: низкий, минимальный и достаточный. «НИЗКИЙ» - способен выполнить действия от 1 до 34% (от максимального количества баллов). «МИНИМАЛЬНЫЙ» - способен выполнить действия от 35% до 65% (от максимального количества баллов). «ДОСТАТОЧНЫЙ» - способен выполнить действия свыше 65%(от максимального количества баллов). |
|
|
|
ученика 1-б класса Т.Б за 2018-2019 уч. год. Учитель-логопед Юдина Т.П.
Таблица оценки динамики овладения обучающимися формируемыми знаниями и умениями программой по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» 1-б класса за 2018-2019 уч.год. Учитель-логопед Юдина Т.П.
№ |
Динамика продвижения Ф.И. обучающихся |
«НЕТ» нет фиксируемой динамики (0%) |
«М» минимальная динамика (до 25%) |
«У» удовлетворительная динамика (от 26 до 50%) |
«З» значительная динамика (свыше 50%) |
||||||||
Начало года |
Середина года |
Конец года |
Начало года |
Середина года |
Конец года |
Начало года |
Середина года |
Конец года |
Начало года |
Середина года |
Конец года |
||
|
Т. Б. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Рабочая программа индивидуального коррекционно-развивающего курса «Формирование первоначальной речевой коммуникации» для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.2, 1 дополнительный класс)
- Рабочая программа индивидуального обучения на дому коррекционно-развивающего курса «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи» 3 класс
- Рабочая программа по индивидуальным коррекционно-развивающим занятиям «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи при ринолалии»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
если разработка принадлежит Вам, то не нужно размещать на титульном листе "шапку" с указанием ОУ, в котором Вы работаете.
С уважением, С.А. Колодин.