Технологическая карта урока литературного чтения на тему "В.Драгунский "Арбузный переулок""
Базовый лист контроля к уроку
Обязательная часть |
Дополнительные задания (для учеников, желающих получить « 5») |
|
Подготовить (на выбор) 1.Подготовить выставку книг писателя. 2.Придумать рекламу для одного прочитанного произведения. 3.Составить план любого произведения, по которому можно определить название. |
2. Оформить пословицы и поговорки о войне в виде книжки-малышки, дополнить список другими пословицами и поговорками Больше пота на ученье, меньше крови на войне. Воин воюет, а жена горюет. Один в поле не воин. Жизнь дана на смелые дела. Береги командира в бою, защищай, как жизнь свою. Болтун - находка для шпиона. Бояться смерти - так и победителем не быть. Бой красен мужеством. Воля командира - большая сила. Всякая пуля грозит, да не всякая разит. Гвардейский миномёт везде врага найдёт. Гвардейская слава - врагу отрава. Где отвага, там и счастье. Где смелость, там победа. Герой не многих знает, а имя его вся страна повторяет. Граната мала, да бойцу мила. Дал присягу - назад ни шагу. |
Найти стихотворения о войне (выучить или отработать чтение с выражением, по ролям) |
______________________________
Жестокая, кровопролитная.
Убивает, озлобляет, калечит.
Уносит жизни многих людей.
Борьба.
______________________________
Жестокая, кровопролитная.
Убивает, озлобляет, калечит.
Уносит жизни многих людей.
Борьба.
______________________________
Жестокая, кровопролитная.
Убивает, озлобляет, калечит.
Уносит жизни многих людей.
Борьба.
????? ОРГАНИЗАТОР
И РУКОВОДИТЕЛЬ АНСАМБЛЯ ПОЭТ ПАРОДИСТ АКТЕР ВИКТОР ЮЗЕФОВИЧ ДРАГУНСКИЙ
РАССКАЗЫ
О…… ВЕСЕЛЫЕ
РАССКАЗЫ
План: _________Несбыточные мечты отца. _________Ожидание арбузного грузовика. _________Сны об арбузах. |
Эталон
План: 3. Несбыточные мечты отца. 2. Ожидание арбузного грузовика. 1. Сны об арбузах. |
Базовый лист контроля к уроку
Обязательная часть |
Дополнительные задания (для учеников, желающих получить « 5») |
|
Подготовить (на выбор) 1. Подготовить синквейн к слову «ПОБЕДА» 2. Оформить пословицы и поговорки о победе в виде книжки-малышки 3. Написать рассказ «Мой герой-…..» |
Технологическая карта урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формирование УУД |
1.Организационный момент Мобилизация на урок- Речёвка 1 мин
|
Один! -Два! -Три! -Четыре, пять! |
-Прозвенел звонок. -Начался урок. -Красиво встать! -Тихо за партой свое место занять. |
Личностные результаты Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
2. Проверка домашнего задания
Базовый лист контроля 4 мин
|
-Ребята, вчера на уроке литературного чтения, мы начали говорить о довольно сложной теме-теме войны. Вы получили базовый лист по подготовке домашнего задания, проверим основную часть, затем дополнительную. |
Ребята выступают с сообщениями о детстве, юности, взрослой жизни писателя, его творчестве. Позже выступают с творческим домашним заданием. |
Познавательные УУД Развитие умения: 1. извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Выявлять сущность, особенности данного задания. 3. На основе анализа делать выводы. 4. Ориентироваться в словарях, учебниках, энциклопедиях. Регулятивные УУД Развитие умения: 1. высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, энциклопедии и т.д. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
3. Актуализация знаний
5 мин
«Экстрасенсы»
«Синквейн» |
-Перед вами задание, познакомьтесь с ним
_____________ Жестокая, кровопролитная. Убивает, озлобляет, калечит. Уносит жизни многих людей. Борьба. -Поиграем в игру «Экстрасенсы», попробуйте прочитать мои мысли! -Вы прочитали мои мысли, я попрошу вас определить: - Как называется данная форма? -В чем суть данного синквейна?
-Для чего было предложено задание?
-Поработайте в парах, догадайтесь, какое слово пропущено? |
Ученики рассматривают карточки с заданием Учащиеся пытаются угадать желание учителя, перечисляют версии дальнейшей работы. -Синквейн -По опорным словам догадаться, какое слово пропущено. -Может быть, опорное слово сможет определить тему урока? -Пропущено слово ВОЙНА |
Регулятивные УУД Развиваем умение: 1. высказывать своё предположение на основе работы предложенной работы 2. Прогнозировать предстоящую работу Коммуникативные УУД Развиваем умение: 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре.
|
4.Решение учебной задачи 3 мин «Доскажи словечко»
«Кластер
Обсуждение, работа в группах
|
-Теперь играем в игру «Доскажи словечко»
-Перед вами… -Кластер посвящен жизни… -Посмотрев на кластер, вам нужно догадаться… -Поработайте в группах, допишите…
-Какое первое слово вы подставили? -Молодцы! А второе? -Почему?
-Какой главный вопрос можно поставить к данному уроку? -Какие предположения у вас есть?
-Почему вы так думаете?
-Есть ли сомнения? |
После паузы учителя договаривают фразу, названную учителем -Кластер -В. Драгунского -Какие слова пропущены -Пропущенные слова Ребята работают в группах, дописывают слова -Писатель -Затрудняемся ответить -Не знаем, о чем еще мог писать данный писатель. -Какие еще темы поднимал В.Ю. Драгунский в своих произведениях? -Он мог писать о войне. -Слово, которое мы разгадали в синквейне - ВОЙНА. -Да, ведь автор любил писать только веселые рассказы |
Познавательные УУД Развиваем умения: 1. Выявлять сущность, особенности объектов. 2. На основе анализа объектов делать выводы. 3. Обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные УУД Развиваем умение: 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять мысли в устной форме. 4. Умение работать в группе. |
5.Формулирование темы, цели урока 2 мин |
-Попробуйте определить тему урока -Цель урока? -Как можем найти ответ на вопрос урока? |
-Новая тема в произведении В.Ю.Драгунского -Прочитать произведение, понять, что еще волновало автора при написании рассказов -Прочитать произведение, осмыслить содержание. |
Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
6.Усвоение новых знаний «Блиц-опрос» 20 мин
«Шадящий вопрос» «Светофор» Динамическая пауза
Обучающая структура Сингапурской системы ТАЙМД-ПЭА-ШЭА
Работа в парах
|
-Ребята, предлагаю игру «Блиц-опрос». Я называю вопрос, а вы стараетесь быстро дать на него ответ -Назовите синоним к слову диспут. - Дайте пояснение слову марципаны. - Дайте характеристику Денису – Опишите состояние мамы – Как папа разрешил спор между Дениской и мамой? – Как папа отнёсся к тому, что Дениска не хочет, есть молочный суп? – Как бы вы озаглавили эту часть? – Можно ли дать ответ на вопрос: почему текст называется «Арбузный перекресток» по первой части? -2 часть данного произведения вы прослушаете в моем исполнении, можете расслабиться и представить картины, о которых идет речь. Чтение учителем 2 части Ответы на вопросы после чтения -Ребята, мы разделимся на 2 группы - по вариантам. После того как вы услышите вопрос- ученики 1 варианта назовут ответ ученикам 2 варианта , позже вы услышите правильный ответ от учителя. Если отвечавший ученик дал правильный ответ, слушавший награждает товарища капелькой. Следом мы поменяем позиции и отвечать будут ученики 1 варианта, а учащиеся 2 варианта- оценивать. За правильный ответ предлагаю дать по 1 жетону-арбузу. 1.Прочитайте предложение, где говорится о возрасте папы 2. Прочитайте предложение, где говорится, о чем грезил отец во сне 3. Прочитайте предложение, где говорится, в какое время года происходило действие 4. Прочитайте предложение, где говорится, где происходило действие. 5. Прочитайте предложение, где говорится, как происходила разгрузка грузовика. 6. Прочитайте предложение, где говорится, как выглядел арбуз после того, как упал на мостовую. -Оцените друг-друга при помощи слов, жестов, мимики, прикосновений -Ребята, подведем итог данного задания при помощи игры «Светофор». Перед вами - кружки зеленого, желтого, красного цветов. Ответьте на вопросы, используя кружочки. Если вы согласны с вопросом, хотите ответить «да»-поднимите зеленый круг, если хотите ответить «нет» -красный, если в чем-либо сомневаетесь, используйте желтый кружок. -Трудным ли показалось задание? -Хотелось ли бы вам снова работать таким образом? -Оцените вашего соседа по парте -Как думаете, как работали вы? -Какое у вас настроение? Перед вами листочки. Придумайте, напишите, пожалуйста, несколько вопросов, которые вы бы хотели спросить у ваших друзей. -Теперь попрошу вас передвигаться по классу под патриотическую песню «День Победы» в исполнении Л.Лещенко. Как только мелодия остановится, вы должны создать пару с человеком, который находится к вам ближе всего, ответить на вопросы вашего собеседника, задать свои вопросы. Не забудьте поблагодарить вашего собеседника -3 часть произведения я попрошу прочитать вас про себя. -Перед вами план прочитанной части. Ваша цель, работая в паре – расставить цифры так, чтобы получился целостный план прочитанной вами 3 части. -Сравните получившийся план с эталоном, который находится на вашей парте. Чтение 4 части по цепочке -Ребята, с последней частью произведения будем знакомиться с помощью чтения по цепочке. Ответы на вопросы после чтения –Что видел папа такого, что ни Денис, ни его мама не видели? –Как вы думаете, подействовал ли рассказ на Дениску? –Какой предмет показывает, что благодаря истории из жизни отца Денис многое понял? –Как вы думаете, почему папа решил рассказать Дениске эту историю, совсем не отругав своего сына? |
Слушают вопросы учителя, дают на них ответы -Спор – Печенье из тёртого миндаля и сахара -Капризный, недовольный -Расстроенная, озабоченная, беспокойная -Пошутил -Не упрашивает, не настаивает
-Капризы Дениски
-Нет Закрывают глаза, слушают учителя. Работают по парам, оценивают друг-друга 1.Мне тогда лет одиннадцать-двенадцать было, и, главное, я тогда очень быстро рос, тянулся кверху, и мне все время ужасно есть хотелось. 2.И я ложился спать голодный, и во сне я видел хлеб. 3.Нет, я, наверно, никогда не забуду эту ужасную осень, - сказал папа, - как невесело, неуютно тогда было в Москве... 4.И вот однажды иду я по маленькому переулку, недалеко от нашего дома, и вдруг вижу - стоит здоровенный грузовик, доверху заваленный арбузами 5.И вот он берет арбуз и кидает его своему товарищу, а тот - продавщице в белом, а та - еще кому-то четвертому, и у них это ловко так цепочкой получается: арбуз катится по конвейеру от машины до магазина. 6. Он треснул как-то криво, вкось, и была видна белоснежная тонкая корка, а за нею такая багровая, красная мякоть с сахарными прожилками и косо поставленными косточками, как будто лукавые глазки арбуза смотрели на меня и улыбались из середки Учащиеся высказывают мнения, оценивают друг-друга Ребята слушают вопрос, показывают один из предложенных цветов. Ученики пишут вопросы на листочках, под музыку передвигаются по классу, дают развернутый ответ на вопрос собеседника, предлагают свой вопрос и озвучивают свой вариант ответа. Учащиеся читают 3 часть про себя. Работают в паре, составляют план. Сравнивают полученный результат с помощью эталона. Читают 4 часть по цепочке, по одному предложению Отвечают на вопросы учителя -Он знает, что такое война, голод -Да, он задумался. -Пустая тарелка -Отец решил открыть свою душу, зная, что эта история поможет больше, чем ругань. |
Познавательные УУД Развиваем умения: 1. Извлекать информацию из текстов, схем, иллюстраций. 2. Выявлять сущность, особенности объектов. 3. Обобщать и классифицировать объекты по признакам. Регулятивные УУД Развиваем умение 1. Высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты Развиваем умения: 1. выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции при помощи жестов, слов, мимики. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Формируем: 3. Мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
7.Закрепление, отработка полученных знаний 5 мин «Отсроченная отгадка» Работа в группах «Базовый лист контроля»
|
-Напомните, пожалуйста, какое задание мы не смогли выполнить до конца в самом начале урока? -Можете ли вы сейчас дать ответ на этот вопрос? -Удивил ли вас этот факт? Почему? -Как вы считаете, почему он осветил и эту тему? -Работали ли вы по данной теме дома? Каким образом? -Удалось ли дополнить книжки новыми пословицами и поговорками, смогли ли вы найти и выучить стихотворения о войне? -Поработайте в группах, поделитесь результатом своей работы. Рассказ учителя о блокаде Ленинграда -Ребята, мы с вами - счастливые люди, не испытавшие ужаса того времени.8 сентября 1941 года гитлеровцам удалось замкнуть кольцо вокруг города. Началась блокада города, самая длительная и чудовищная в истории. В булочные, где выдавался ежедневный паёк, были огромные очереди. Помимо голода блокадный Ленинград атаковали и другие бедствия: очень морозные зимы, порой столбик термометра опускался до - 40 градусов. Закончилось топливо, и замёрзли водопроводные трубы - город остался без света, и питьевой воды. Ещё одной бедой для осаждённого города первой блокадной зимой стали крысы. Они не только уничтожали запасы еды, но и разносили всевозможные инфекции. Люди умирали, и их не успевали хоронить, трупы лежали прямо на улицах. -Как вы считаете, пригодятся ли вам эти данные? Почему? -Какая знаменательная дата отмечается в этом году? -Что вы знаете о данной войне? -Считаете ли вы фашизм злом? -Предположите, пожалуйста, что бы произошло в дальнейшем, если бы наши наша страна не одержала победу? |
-Какие темы поднимал в своих произведениях В.Ю.Драгунский. -Да, он писал и о войне. -Да, ведь обычно он пишет смешные рассказы. -Помнит войну, уважает воевавших людей. -Оформляли книжки-малышки с пословицами, учили стихотворения. Ребята презентуют книжки-малышки, читают пословицы поговорки, стихи о войне. Ученики слушают рассказ учителя. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. -Да, мы должны знать историю своего народа. -70летие победы в ВОВ |
Регулятивные УУД Развиваем умение 1. Высказывать своё мнение 2. Сравнивать предположение с конечным результатом Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание, презентовать готовую информацию. 3. Умение работать в группе. |
8.Рефлексия 2 мин «Светофор» «Облака» |
-Ребята, дайте, пожалуйста, ответы на мои вопросы при помощи светофора: -Мне кажется, я смог понять то, что хотел показать автор -Сегодня я смог еще больше понять то, что чувствовали люди в трудные военные времена -Мне кажется, каждый человек должен ценить то, что смогли отстоять наши предки во время войны -Мне понравился этот урок -Я хорошо работал на этом уроке -Ребята, оцените работу на уроке при помощи наших облачков. Если вы считаете, что хорошо работали, довольны собой-прикрепите капельку на 1 облачко. Если вы считаете, что работали неплохо, но уверены, что вам нужно работать еще лучше-прикрепите капельку на 2 облачко. Если вы считаете, что работали плохо, нужно постараться-прикрепите капельку на 3 облачко. |
Работают кружочками Учащиеся выходят к доске, прикрепляют капельки к тому облачку, которому отдают предпочтение. |
Регулятивные УУД 1. Развиваем умение показывать свое отношение к изучаемой теме. 2. Развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
9.Итог урока 3 мин «Опрос-итог» |
Продолжите фразы, благодаря которым можно завершить наш урок. Сегодня я узнал, что…. Мне понравилось…… Сегодня я научился…. Меня удивило, что…… Мне бы хотелось…… |
Ученики подводят итог урока, составляют фразы. |
|
10.Домашнее задание |
-Выполните домашнее задание, опираясь на базовый лист контроля -Спасибо за урок! |
Учащиеся получают базовый лист контроля |
Ф.И.О. учителя Шамсутдинова Эльмира Растамовна
Образовательное учреждение МБОУ СОШ №8
Класс |
3 класс |
Тема |
В.Ю. Драгунский «Арбузный переулок» |
Цель урока |
Создать условия к познанию, саморазвитию и осмысленного чтения учеников 3 класса |
Задачи урока |
1.Способствовать пониманию учащимися основной идеи произведения. 2.Продолжить работу над отработкой навыка чтения, расширением словарного запаса. 3.Развивать наблюдательность, умение анализировать, воспитывать чувство коллективизма. 4.Воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки. |
Тип урока |
Урок применения предметных знаний, умений навыков |
Планируемый результат |
Знать биографию автора, разбираться в его творчестве, пополнить словарный запас новыми пословицами и поговорками. |
Межпредметные связи |
Литературное чтение, русский язык, окружающий мир, история. |
Ресурсы: -основные -дополнительные |
Учебник Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В «Литературное чтение. В одном счастливом детстве» Наглядность на доске Раздаточный материал Ноутбук с колонками Индивидуальная, парная, фронтальная. |
Формы работы учащихся |
Индивидуальная, групповая, парная, фронтальная |
|
|
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
при повторной загрузке разработок в библиотеку Портала прошу Вас соблюдать критерии Требований к публикации материалов в библиотеке Портала.
С уважением, С.А. Колодин.