Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной школе группе детей с тяжелыми нарушениями речи II период обучения по теме «Аукцион слов».
Задачи:
1) упражнять в умении выделять родственные слова стихотворном тексте;
2) закрепить умение образовывать сложные слова, выделять их составные части;
3) закрепить умение использовать грамматически правильную оформленную фразу;
4) развивать слуховое внимание через игру «Назови родственные слова»;
Пальцева Анна Львовна
Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №96
Дошкольное образование
(на основе примерной образовательной программы
«От рождения до школы» автор Н.Е. Веракса)
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной школе группе детей с тяжелыми нарушениями речи II период обучения по теме «Аукцион слов»
Возраст детей: 6-7 лет
Тема: «Словообразование».
Цель: Закрепить навык словообразования через использование ИКТ.
Задачи:
-
упражнять в умении выделять родственные слова стихотворном тексте;
-
закрепить умение образовывать сложные слова, выделять их составные части;
-
закрепить умение использовать грамматически правильную оформленную фразу;
-
развивать слуховое внимание через игру «Назови родственные слова»;
-
воспитывать умение договариваться, выслушивать ответы товарищей;
-
продолжать воспитывать самоконтроль за звукопроизношением;
Оборудование: ноутбук с презентацией «Сложные слова и родственные слова», пособие «Дерево родственных слов», молоточек, тематические раскраски, поощрительные призы.
Предварительная работа: подготовка сообщений о животных.
Ход занятия
Логопед: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Логопед: Я рада приветствовать вас в нашей группе. У нас с вами было много игр и заданий, но такой игры еще не было. Давайте с вами узнаем как будет называться наша игра!? Внимание на экран. (Слайд №1). Вам необходимо определить первую букву в названии каждой картинки. (появляется побуквенно слово АУКЦИОН).
Дети: (читают) АУКЦИОН и обосновывают выбор букв.
Логопед: Аукцион – это игра, в которой вы можете купить вещи, которые называются лотами. На нашем аукционе будут разыгрываться книжки-раскраски. Чтобы получить этот лот, необходимо получить определенное количество фишек. За каждый правильный ответ вы получаете фишку.
Логопед: Разыгрывается первый лот (удар молоточком, книжка-раскраска «В мире букв». Стоимость этого лота 6 фишек. Внимание на экран (Слайд №2).
Логопед: Глядя на экран, вы должны найти сложные слова и разложить эти словечки на два других слова, из которых оно получилось.
Дети: Листопад – листья падают.
Вертолёт – вертится, летит.
Самовар – сам варит.
Самокат – сам катит.
Пчеловод – пчел водит.
Мухомор – мух морит.
Рыболов – рыб ловит.
Пароход – паром ходит.
Паровоз – паром возит.
Логопед: вопросы первого лота закончены. Вы готовы купить этот лот?
Дети: Да! (дети должны сообразить как приобрести лот).
Логопед: разыгрывается второй лот (удар молоточком, книжка-раскраска «Дерево»). Стоимость этого лота 8 фишек. Внимание на экран (Слайд №3).
Логопед: Ребята, посмотрите на экран, что вы видите?
Дети: Это дерево. Яблоня, с яблоками. Это родственное дерево!
Логопед: Мы с вами уже играли с родственными словами, подбирали родственные слова к слову «СНЕГ», «САД», «РЫБА», «ЗИМА»... Сегодня на этом дереве появятся новые родственные слова. Послушайте стихотворение и назовите все родственные слова, которые в нем услышите.
Водолаз из водоема
Водоросли достает.
Воду достает к дому
По трубе водопровод.
И в деревню водовоз
Водичку чистую привез.
В наводненье Водяной
Заливает всё водой,
И приходят торопливо
Звери все на водопой.
Водопад шумит, бурлит
Ледяной водицей,
Никому он не велит
Той воды напиться.
В море плавает без страха
Водяная черепаха,
А вокруг подводной лодки
Мирно кормятся селедки.
Дети: (называют родственные слова: водоем, водопад, водолаз, водяной). Появляется слайд №4. Дети добавляют слова с экрана ноутбука и объясняют значения слов.
Логопед: вопросы второго лота закончены. Вы готовы купить этот лот?
Дети: Да! (дети должны сообразить как приобрести лот).
Логопед: Теперь на нашем аукционе музыкальная пауза. Смотри на экран и не зевай! Движения точно повторяй!
Логопед: разыгрывается третий лот (удар молоточком, книжка-раскраска «О животных»). Стоимость этого лота 5 фишек. Внимание на экран (Слайд №5). В ходе этого лота надо интересно рассказать о животном, которое появились на экране. Остальные должны послушать и оценить выступление. (Дети составляют короткие рассказы-сообщения о животных: Рыси, пингвине, белом медведе, хамелеоне, верблюде, слоне). Выступление оценивается детьми, подсчитывается количество фишек.
Логопед: задание третьего лота закончены. Вы готовы купить этот лот?
Дети: Да! (дети должны сообразить как приобрести лот).
Логопед: разыгрывается четвертый лот (удар молоточком, лот-сюрприз). Внимание на экран (Слайд №6).
Дети: (дети смотрят на экран, где появляются фотографии мам).
Логопед: Ребята! Кого вы узнали на экране?
Дети: Это наши Мамы!
Логопед: Ребята, а чтоб лучше узнать мам, на мамочек смотрите, комплименты говорите!
Дети: Наши мамы умные, красивые, симпатичные, веселые….).
Логопед: Так как наш лот называется «Сюрприз», то в преддверии праздника 8 марта итогом этого лота будет сюрприз для ваших мам – поздравительные открытки.
Логопед: Аукцион завершил свою работу. В ходе аукциона вами было заработано 5 раскрасок, которые пополнят наш уголок рисования. Ребята, а кто запомнил название нашей сегодняшней игры? И будем ли мы играть в нее еще?
Дети: Аукцион! ДА!
Список литературы:
-
Бухвостова.С.С., Формирование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. - Курск; Академия Холдинг, 2007
-
Григорьева Т.С., Программа Маленький актер для детей 5-7 лет-М: ТЦ Сфера 2012.
-
Копачевская Л.A. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями: Автореферат дис. канд. педагог. наук / Л.А. Копачевская. – М., 2000.
-
Кубасова О.В., Выразительное чтение. -М: Академия,2005.
-
Лазаренко О. И., Диагностика и коррекция выразительности речи у детей. - М.: ТЦ Сфера,2009.
-
Новиковская O.A. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях / О.А. Новиковская. – СПб: КОРОНА-пинт, 2005
-
Османова Г.А., Позднякова Л.А., Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков –СПб: КАРО
-
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. — М., 1994
-
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи
-
Шевцова, Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. – М.: АСТ; Харвест; Астрель, 2009.
-
http://www.docme.ru/doc/82773/intonaciya
- Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Путешествие в осень» (для детей подготовительной группы с ТНР).
- Непосредственно образовательная деятельность по формированию грамматического строя речи по теме «Падежные конструкции. Родительный падеж существительных единственного числа без предлога и с предлогом «У».
- Проект: "Развитие интонационной выразительности речи у детей с ОНР через проект".
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»